Для чего нужен тахограф в автомобиле

Постоянное внесение правок и изменений делает российское законодательство несколько противоречивым. Это относится и к законам о тахографах, ведь если несколько лет назад автолюбители имели чёткое представление того, какой вид транспорта и при каких условиях следует оборудовать тахографами, то сейчас всё крайне размыто.
Нужен ли тахограф физическому лицу, выполняющему частную перевозку на личном автомобиле? Данный вопрос, справедливо возникающий у автолюбителей, ставит в тупик даже некоторых специалистов данной сферы. Для начала вернёмся в прошлое для того, чтобы найти источник конфликта.
Ещё в 2009 году Постановление № 720 гласило: тахографические устройства ЕСТР – это рекомендованный образец, подходящий для установки и эксплуатации на коммерческом автотранспорте на территории Российской Федерации. Однако спустя три года возникает новый приказ Минранса № 36, говорящий нам о том, что самописец должен быть цифровой и обладать блоком криптозащиты регистрируемых данных.
Помимо весьма размытой трактовки необходимости определённого вида устройства, закон также вызывает вопрос: – Надо ли устанавливать тахограф частнику? Сегодня, оперируя данными из актуальных положений, мы дадим ответы на все подобные вопросы и дадим автолюбителям все необходимые знания.
Нужен ли тахограф на личный автомобиль?
Для того чтобы сразу предоставить необходимую информацию, разберём положения правительства на примере вопросно-ответной формы. Также мы приведём ссылки на законы и положения для точного понимания контекста.
На какой транспорт необходимо ставить самописец?
Установку тахографов необходимо осуществлять на следующие категории автомобилей, принадлежащие физическим и юридическим лицам:
Грузовики, тягачи и любой другой транспорт массой от 3,5 тонн, служащий для перевозки уникальных грузов.
Грузовики для междугородних перевозок массой более 15 тонн
Автобусы, оборудованные более, чем 8 сидячими местами.
Грузовики массой от 12 тонн.
Все вышеперечисленные категории были установлены №78. Делая вывод можно сказать, что тахограф должен быть установлен на каждый автомобиль из этого списка вне зависимости от формы собственности – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Нужен ли тахограф для транспорта, используемого только в личных целях?
Обратите внимание, что все положения законодательства акцентированы на транспортную коммерческую деятельность в любом её проявлении. То есть, являясь владельцем грузовика или другого транспорта, подходящего под характеристику, приведённую выше, и не используя его на коммерческой основе, можно не беспокоиться о наличие бортового самописца. Однако при этом необходимо документальное доказательство.
Когда частному лицу точно необходима установка тахографа на автомобиль?
Являясь владельцем грузовика, частное лицо обязано установить самописец в следующих случаях:
- Физическое лицо состоит в транспортной компании и выполняет перевозку на личном авто. Частник с собственным транспортным средством может заключить договор на перевозку грузов по заданному маршруту. В таком случае личное использование переходит в формат коммерческого и установка тахографа обязательна.
- Физическое лицо выполняет контрактную деятельность по перевозке крупногабаритных или опасных грузов В таком случае частное лицо выполняет коммерческие рейсы по заказу сторонних организаций, не являющихся постоянным руководством физического лица. В данном случае установка самописца так же необходима.
На данный момент существует приказ № 237, который устанавливает сроки и категории транспортных средств, подлежащих установке тахографа. Ключевым словом во всех положениях является «коммерческая», что говорит о том, что на транспорт для личных целей устройство не нужно.
При этом Приказ Минтранспорта N 36 устанавливает только требования к самому устройству, а именно, необходимость установки тахографа для физических и юридических лиц прописана в Федеральном Законе № 196.
Ущемлены ли права физических лиц?
Требования оборудовать своё транспортное средство тахографом несёт исключительно контролирующий характер. Транспортные организации и индивидуальные предприниматели получают множество преимуществ: начиная от оптимизации маршрута передвижения и заканчивая контролем времени работы и отдыха.
В случае, если частное лицо не занимается коммерческой деятельность, ему следует иметь весомые доказательства для подтверждения некоммерческой деятельности. Наиболее популярная ситуация – обнаружение инспектором ГИБДД в кузове грузовика строительных материалов, которые частное лицо перевозило себе на дачу. В таком случае необходимо иметь накладную или чек на приобретённый товар.
Также бывает случай, когда грузовой автомобиль взят на временное использование у другого физического лица. В такой ситуации тахограф не нужен, однако водителю необходимо иметь ряд документов: договор на безвозмездную аренду, накладная на груз, доверенность на транспорт.
Однако стоит брать во внимание тот факт, что многие автолюбители злоупотребляют небольшой лазейкой (отсутствия в приказах положений, регулирующих деятельность частных лиц) в законодательстве и просто обманывают инспекторов. Такая ситуация подвигла органы власти всерьёз задуматься о том, чтобы запретить регистрацию грузовиков и автобусов на частников. Хотя основные предпосылки состояли не в обмане властей, а в участившихся ДТП.
Подведём итоги
На данный момент Министерство Транспорта уже готовит новый Федеральный Закон, основные положения которого будут регулировать деятельность не только физических и юридических лиц, осуществляющих коммерческую перевозку, но и частников. К данной ситуации можно относиться по разному, однако основное предназначение так или иначе благосклонно скажется на транспортной ситуации.
Для того чтобы убедиться в этом, стоит вернуться к основным предназначениям тахографа – контроль скорости дорожного движения, оптимизация времени сна и отдыха, расчёт заработной платы и оптимизация маршрута. Поэтому автолюбителям стоит позаботиться о наличие такого устройство, особенно если есть что скрывать.
На какие машины необходимо устанавливать тахограф?
На какие машины устанавливают тахографы?
В настоящее время тахографы устанавливаются независимо от марки на грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы; автобусы, имеющие больше 8 мест; грузовики, осуществляющие междугородние перевозки массой свыше 15 тонн; грузовики с массой от 12 до 15 тонн; грузовые автомобили массой от 3,5 до 12 тонн.
Стоимость тахографа АТОЛ Drive 5 с СКЗИ , включая установку и калибровку составляет 45 000 рублей.
1)с 1 апреля 2014 года грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы (N2 – от 3.5 т до 12 т, N3 – больше 12 т).
2)с 1 июля 2014 года – автобусы (М2- больше 8 мест для сидения, меньше 5 тонн, М3 –больше 8 мест, больше 5 тонн)
3)с 1 июля 2014 года грузовики междугородние(свыше 50 км от точки отправления) перевозки (N3 больше 15 тонн, не опасники)
4)с 1 сентября 2014 года Для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 т до 15, но не междугородники.
5)с 1 апреля 2015 года для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 т.
15 ноября 2014 года вступили в силу изменения в КоАП РФ. Согласно им наказание за неиспользование тахографов применяется не только в отношении водителей, но и в отношении юридического лица, ответственного за работу и отдых водителя.
В статью 11.23 КоАП РФ внесено уточнение, что данная норма применяется как за управление транспортным средством для перевозки грузов и/или пассажиров без тахографа или с неработающим тахографом, так и за выпуск на линию такого транспортного средства. Необходимо отметить, что для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей за данное правонарушение КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от 5000 до 10 000 рублей.
Помимо установки тахографа для предприятий необходимо приобретение карт водителей (в зависимости от количества водителей) и одной карты предприятия.
Компания «Стандарт Холдинг» осуществляет установку тахографов в соответствии с законодательством РФ, активацию, изготовление карт водителей. Наша мастерская по установке и обслуживанию тахографов аттестована Росавтотрансом, клеймо мастерской «0559». Мы работаем на территории большинства субъектов РФ.
Сегодня стоимость установки цифрового тахографа АТОЛ Drive 5 «под ключ» составляет всего 45 000 рублей. Для заказа звоните прямо сейчас по телефону 8 800 555 77 88, звонок по России бесплатный.
— Внесен в перечень моделей тахографов ФБУ Росавтотранс
— Сертифицирован на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного Союза
— Имеет сертификат взрывозащиты 2Ex nA nC IIB T6 Ge X для ТС при перевозке опасных грузов
— Разработан в соответствии с требованиями ЕСТР
— Совместим с транспортными средствами отечественного и импортного производства
— Наличие сертифицированной криптозащиты электронного журнала, что помогает отстаивать интересы транспортного предприятия в конфликтных ситуациях
НЕ НУЖНО СТАВИТЬ ТАХОГРАФЫ:
1) На транспортные средства, оснащенные при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующим нормам Евросоюза, а также для транспортных средств, оснащенных мастерскими до 24 февраля 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям технического регламента, срок обязательного оснащения тахографами – 1 января 2018 года.
2) На транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы, автомобили для уборки улиц, автолавки, автомобили скорой помощи и т. д.
), а также и на транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
ВНИМАНИЕ! При выборе компании по установке тахографов — проверяйте наличие компании на сайте ФБУ РОСАВТОТРАНС в перечне мастерских, а так документарное подтверждение наличие клейма, так как установка тахографов неавторизованными мастерскими грозит штрафами при проведении проверки контролирующими органами. Компания Стандарт гарантирует установку тахографов под ключ, включая калибровку и с полным соответствием законодательству РФ.
| Установка тахографов в Екатеринбурге | (343) 200-02-99 |
| Установка тахографов в Перми | (342) 202-88-88 |
| Установка тахографов в Казани | (843) 266-88-99 |
| Установка тахографов в Краснодаре | (988) 33-44-929 |
| Установка тахографов в Липецке | (4742) 50-52-16 |
| Установка тахографов в Москве | (495) 989-70-80 |
| Установка тахографов в Ростове | (863) 260-99-99 |
| Установка тахографов в Санкт-Петербурге | (812) 988-48-88 |
| Установка тахографов в Сургуте | (3462) 49-88-88 |
| Установка тахографов в Уфе | (347) 262-90-77 |
| Установка тахографов в Челябинске | (351) 777-44-84 |
| Установка тахографов в Муравленко | (922) 461-44-44 |
ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
— Что такое тахограф?
— Тахограф – это контрольное устройство, задачи которого фиксировать скорость передвижения, пробег транспортного средства и время труда и отдыха водителя.
— Нужно ли устанавливать тахограф? Когда нужно установить тахограф? — Тахограф обязан быть установлен на автомобилях, осуществляющих коммерческие перевозки, а также на: • грузовых автомобилях, перевозящие опасные грузы; • грузовых автомобилях с массой от 3,5 до 12 тонн; • грузовиках с максимальной разрешенной с массой 12 тонн;
• транспортных средствах, перевозящих больше 8 пассажиров.
— Когда необходимо установить тахограф?:
Источник: https://srteuk.ru/dlya-chego-nuzhen-tahograf-v-avtomobile/
Для чего нужен тахограф в автомобиле и как устанавливать на грузовой и легковой транспорт
Тахограф – это специальный прибор, устанавливающийся на автомашину и измеряющий некоторые характеристики (скорость, маршрут, чередование движения и остановок). Основная задача прибора – следить за временем работы и отдыха водителей. Как работает тахограф, на какие машины его нужно ставить, а на какие нет мы расскажем в этой статье.
Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?
Устройство и принцип работы
Тахограф состоит из двух основных частей: датчика и прибора, обрабатывающего сигналы с него. Датчик закрепляется на трансмиссии автомобиля. Во время движения он считывает вибрацию и передает ее на основное устройство. Там информация обрабатывается и записывается на специальный носитель.
Тахографы бывают аналоговые и цифровые.
Установка аналогового прибора в России запрещена с 2016 года.
Виды
Тахографы делятся на несколько видов:
- ЕСТР. Эти приборы соответствуют международному договору о режиме работы экипажей грузовиков, осуществляющих международные перевозки. К нему присоединилось большинство стран Европы, в их числе и Россия.
- СКЗИ. Средство криптографической защиты информации. Это устройства российского производства, предъявляющие более жесткие требования к режиму работы водителей. Применяются только на российских машинах.
- НКМ. Навигационно-криптографический модуль. Являются разновидностью СКЗИ.
Что такое СКЗИ?
СКЗИ по сути не не разновидность тахографа, а дополнительный модуль, которым тот оснащается. Предназначен он для шифрования информации, которая собирается тахографом. СКЗИ представляет собой небольшую коробочку с печатной платой внутри. В большинстве случаев отдельно установить его на тахограф невозможно и приходится покупать прибор с уже установленным средством шифрования. Одна из разновидностей СКЗИ – НКМ.
Все данные, полученные тахографом, записываются именно на СКЗИ. Хранятся они там в зашифрованном виде.
Сделано это для того, чтобы исключить изменение показаний прибора.
Сегодня в Российской Федерации разрешена установка только цифровых тахографов, которые в числе прочего имеют:
- Модуль СКЗИ;
- Сертифицированное программное обеспечение;
- Спутниковую антенну для связи с системой ГЛОНАСС или GPS.
Кроме того, прибор тоже должен быть сертифицирован и опломбирован.
На какие авто нужно ставить?
Тахограф, согласно российскому законодательству, устанавливается на:
- Автобусы или микроавтобусы (автомашины с более чем восемью сидячими местами, перевозящие пассажиров);
- Грузовые авто весом более,чем три с половиной тонны.
В каких случаях установка не требуется?
Несмотря на то, что, по общему правилу, приборы учета ставятся на грузовики и автобусы, в некоторых случаях это не требуется.
Вот перечень транспорта, где он не нужен:
- Троллейбусы;
- Грузовики, осуществляющие международные перевозки и оснащенные приборами класса ЕСТР;
- Транспорт Министерства и силовых ведомств (МВД, ФСИН и т.п.);
- Трактора и самоходные машины;
- Учебные авто;
- Машины, возраст которых превышает 30 лет и которые не используют в коммерческой деятельности;
- Автомашины, которые проходят испытания на дороге;
- Машины, на которых уже есть тахографы старого образца, установленные до 8 ноября 2013 года.
Также не нужно ставить измерительные приборы на легковые машины.
Кроме того, на некоторые виды автомобилей, выполняющих особые задачи, тахограф можно не устанавливать. Это, например, скорая помощь, краны, катафалки. Не нужно его ставить и на эвакуаторы, а также прочие специализированные грузовики с аппарелью.
Установленный на автомашину тахограф проверяется каждые два года. Делают это дорожные полицейские. Проводится проверка:
- Расположения прибора;
- Сохранности пломб;
- Наличия специальной наклейки на лобовом стекле;
- Наличия персональной карты водителя.
Как мы уже говорили, тахографы бывают аналоговые и цифровые. Первые считывают с датчика аналоговый сигнал и записывают его на специальную бумажную перфокарту. Ее хватает всего на сутки. Вторые имеют импульсный цифровой датчик и всю информацию обрабатывают тоже в цифровом формате. Она записывается на накопитель, размещенный внутри прибора. Хватает его объема не на сутки, как в случае с аналоговым прибором, а на значительно больший период.
Кроме того, цифровой тахограф способен собирать данные о нарушениях ПДД, геолокационные данные, сведения о доступе к системе устройства и попытках ее взлома.
Доступ к данным
В российских тахографах СКЗИ используются карты доступа. Они есть у водителя, собственника машины, сотрудников ГИБДД, а также в мастерской, которая устанавливала прибор. Информацию, хранящуюся в памяти устройства, нужно выгружать каждые 28 дней. Для доступа к ней необходимы две карты: собственника авто и мастерской. Если не произойдет их аутентификация, то и выгрузить данные будет невозможно. Также сведения с прибора может получить инспектор ГИБДД, используя свою специальную карту.
Карта идентификации
У каждого водителя, работающего на машине с тахографом, есть специальная карта. На ней есть фото водителя, основные сведения о нем, а также его подпись. Кроме того, карта содержит цифровой чип. Использовать эту карту обязательно. Перед рейсом ее необходимо вставить в тахограф, а по окончании – извлечь. На ней хранится часть информации, собранной тахографом. Срок действия карты – три года.
После его истечения она подлежит замене.
Стоимость прибора и его установки
Тахограф – недешевое устройство. В среднем на российском рынке он стоит около 30 000 рублей. Помимо этого придется заплатить еще и за ряд других услуг:
- Монтаж системы;
- Калибровку тахографа;
- Установка и настройка блока СКЗИ;
- Калибровка устройства;
- Пломбирование;
- Настройка датчиков ГЛОНАСС.
Все вместе обойдется в 40 000 – 50 000 рублей. Кроме того, прибор придется периодически калибровать, а это тоже дорогостоящая процедура.
Если на машине отсутствует тахограф, это считается административным правонарушением. Наказывают как водителя, вышедшего в рейс без прибора учета, так и должностных лиц организации, где он трудится. Для водителя штраф составит 1 000 – 3 000 рублей, для его руководства – 5 000 – 10 000 рублей. Кроме того, придется заплатить и за не пройденную вовремя проверку оборудования. Размер наказания — 1 000 – 3 000 рублей.
Плюсы и минусы
Главный недостаток устройства – дороговизна.
Однако плюсы ее перекрывают.
Для предприятий это возможность:
- Строить и отслеживать маршрут передвижения;
- Подтвердить нахождение машины в том или ином месте в интересующее время;
- Определить, насколько добросовестно работает тот или иной водитель;
- Осуществлять перевозки в Европу.
Водителю же тахограф позволяет работать в строгом соответствии с графиком и избежать злоупотребления со стороны начальства.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Источник: https://avtoproblema24.ru/zakonodatelstvo/tahograf/
Для чего нужен тахограф в автомобиле?
С 1 апреля 2014 года статья 11.23 КоАП РФ обязала водителей нескольких категорий автотранспорта оснастить свои технические средства специальным устройством — тахографом.
Что это такое, зачем его устанавливать и какие функции выполняет тахограф — узнаете из нашего материала.
Тахограф — специальный измерительный прибор, контролирующий движение машины в пути. Это небольшое устройство регистрирует и сохраняет важнейшие показатели, такие как:
- скорость движения;
- маршрут;
- соблюдение ПДД;
- режим труда и отдыха.
Внимание! По правилам, водитель транспортного средства, оснащённого тахографом, обязан каждые 4 часа останавливаться и отдыхать не менее 40 минут.
Первоначально назначение тахографа ограничивалось рамками сохранения жизни и здоровья водителей, а также для сокращения случаев ДТП. Сегодня цели установки данного прибора расширились.
С помощью тахографа фиксируется скоростной режим, средняя скорость, периоды работы водителей. Прибор даёт возможность пресекать нарушения скоростного режима и чрезмерную усталость экипажа.
В соответствие с международным договором ECTP, въезд на территорию стран Евросоюза автотранспорта, поставленного на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованного цифровыми тахографами, запрещён.
Установленный на российский автомобиль тахограф открывает доступ на территорию всего Евросоюза.
В России с 01.04. 2014 г. наличие тахографа является обязательным условием для всего колёсного транспорта, принадлежащего юрлицам и индивидуальным предпринимателям.
Из чего состоит и как работает тахограф?
Принцип работы всех тахографов, как правило, одинаков:
- Любой прибор содержит датчик скорости, позволяющий фиксировать скорость движения автотранспорта и оставленное позади расстояние.
- Второй важный элемент тахографа — аккумуляторная батарея, за счёт которой ведётся учёт данных.
- Третий компонент — бортовое устройство, контролирующее режим работы и отдыха водителя, а также оптимальную скорость.
Виды тахографов
Тахографы производятся двух типовых размеров:
- круглые (устанавливаются в гнездо спидометра);
- приборы радиоформата (устанавливаются в гнездо автомагнитолы).
По типу различают тахографы:
- цифровые;
- аналоговые (электронно-механические).
Последняя разновидность была распространена только на заре появления прибора. На сегодняшний день они считаются устаревшими, поскольку не содержат средств криптографической защиты информации; такой тахограф при желании можно легко обмануть.
Современный мир постепенно переходит на цифровые приборы, и в России с 2019 года планировалось запретить к использованию аналоговые тахографы. Однако изменения в законодательстве наступили гораздо раньше.
10 февраля 2016 года агентство Росавтотранс опубликовало письмо, согласно которому с 01.07.2016 г. в России запрещается эксплуатация тахографов аналогового образца. При этом аналоговым будет признан любой прибор, не оборудованный криптозащитой.
Цифровые тахографы фиксируют всю информацию во встроенной памяти. Полученные сведения надёжно защищены от несанкционированного доступа, поэтому обмануть такой прибор почти невозможно.
Попытки получить доступ к информации будут зарегистрированы прибором, и водителя незамедлительно привлекут к ответственности.
Доступ к памяти цифрового тахографа можно получить только с помощью специальных карт, которые бывают 4 видов:
- личная карта водителя (для работы на автомобиле);
- карта мастерской, в которой обслуживают тахограф;
- карта транспортной компании;
- карта инспектора (для плановых проверок).
Какие тахографы разрешены к установке в России?
Тахограф, устанавливающийся на российских автомобилях, должен соответствовать требованиям, предъявляемым Приказами Минтранса №36 и №348.
Согласно новым данным, с 1 июля 2016 года допустимо устанавливать 2 разновидности тахографов:
- приборы отечественного производства с блоком СКЗИ;
- европейские приборы (ЕСТР).
Далее — список тахографов, прошедших сертификацию соответствия.
Марки российских приборов:
- ШТРИХ-ТахоRUS SM;
- КАСБИ DT-20M;
- Меркурий ТА-001;
- VDO DTCO 3283;
- ТЦА-02НК ;
- Drive 5 и Drive Smart;
- EFAS V2 RUS.
Европейские:
- VDO DTCO 1381 и SE5000 (Великобритания);
- EFAS 4 (Австрия).
Установка тахографа на ТС осуществляется только по требованиям ГОСТа Р 53831-2010. Заниматься этим должны компании, имеющие соответствующий сертификат.
Монтаж устройства осуществляется специалистами поэтапно:
- Активация устройства.
- Установка.
- Калибровка.
- Проверка исправности.
На какие машины нужен тахограф в России?
Установка тахографов и дальнейшее их использование предполагается лишь в том случае, если автомобиль используется в целях коммерческой деятельности.
Частные лица, перевозящие свои грузы по стране, не подлежат тахографическому контролю. Однако люди, занимающиеся частными перевозками, зачастую тоже пытаются получить с машины коммерческую выгоду.
В этом случае тахографы должны быть оснащены специальным режимом работы АУТ. Включать его необходимо, если автомобиль не зарегистрирован в качестве коммерческого автотранспорта.
Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:
- автобусы, оборудованные более 8 мест;
- грузовые автомобили, транспортирующие опасные грузы;
- грузовые машины, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.
Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа в указанных видах автотранспорта предусмотрены административные взыскания:
- на должностное лицо фирмы-перевозчика — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
- на водителя – от 1 000 до 3 000 рублей;
- на юрлицо — от 15 000 до 30 000 рублей.
На каких авто не нужен тахограф?
В перечень исключений входят следующие группы ТС:
- автобусы, передвигающиеся в рамках городских и пригородных маршрутов;
- троллейбусы;
- военный автотранспорт;
- автомобили внутренних органов;
- трактора и погрузчики;
- самоходные средства;
- ТС старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок;
- учебные ТС;
- спецтехника (автокраны, эвакуаторы, пожарные автомобили, машины скорой помощи, пожарные автомобили, ТС коммунального хозяйства; машины дорожных служб, бетононасосы, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, передвижные телестудии и пр.).
Проверка тахографов
Если сотрудник дорожной полиции остановил автомобиль, на котором должен быть установлен тахограф, он вправе проверить следующее:
- Установлен ли тахограф и правильно ли он подключён.
- Имеются ли повреждения на защитной пломбе.
- Как работает прибор.
- Личную карту водителя и её показания.
- Соблюдает ли нормы маршрута водитель.
Мониторинг производится посредством именной карты сотрудника ГАИ, вставляемой в считыватель прибора.
Как использовать цифровой тахограф?
При работе цифрового тахографа водителю необходима личная карта, которая представляет собой формулятор с внедрённым микрочипом.
Карта выступает инструментом контроля над всеми действиями водителя по маршруту. Карточка является действительной 3 года, затем следует переоформление.
Чтобы правильно использовать цифровой тахограф, для начала необходимо изучить инструкцию по эксплуатации прибора и ознакомиться с режимом работы и отдыха водителей.
Алгоритм действий при пользовании цифровым тахографом:
- С самого начала рабочей смены водитель обязан вставить свою карту в слот цифрового тахографа чипом вверх. При правильной вставке на дисплее отобразятся данные собственника карты. Если прибор не читает карту или выдаёт её обратно, нужно срочно обратиться в сервисный центр, обслуживающий тахограф, для выявления причин неисправности.
- Если прибор исправлен, то после ввода данных водитель начинает движение, при этом тахограф автоматически регистрирует режим вождения.
- Во время остановки машины водитель обязательно проверяет текущий режим деятельности. После выключения ключа зажигания тахограф автоматически переходит в режим отдыха.
- По окончании смены водитель обязан вынуть свою карту, нажав на соответствующую клавишу.
Управление ТС, оснащённым цифровым тахографом, не допускается без карты водителя. Использование чужой карты также запрещено.
Тахограф – это современное контролирующее устройство, которым целесообразно оснастить любую машину. В завершение статьи — несколько важных выводов:
- ТС принадлежит юрлицу — тахограф должен быть!
- ТС принадлежит индивидуальному предпринимателю — прибор должен быть!
- ТС принадлежит физлицу, а управляет им частный предприниматель — тахограф необходим!
- ТС принадлежит физлицу, который осуществляет перевозку пассажиров или грузов, – наличие тахографа обязательно!
Вас заинтересует:
Источник: http://pravo-auto.com/chto-takoe-tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen/
Что такое тахограф и зачем он нужен в автомобиле?
Некоторые автомобилисты считают обязательное оборудование машин тахографом, обычным вымогательством денег. Так или это на самом деле, и если нет, то зачем нужен тахограф, в чём его преимущества и задача.
Установка тахографа: плюсы и минусы
Несмотря на то, что тахограф бесплатно не выдаётся, его полезность ни с чем несравнима. Потраченных денег не жалко, ведь появляется возможность следующего:
- ревизировать скорость автомобиля, снижая риски получения убытков во время ДТП;
- предотвращать незаконные действия водителей, повышая доходы компаний, содержащих автопарки.
И ещё: с оборудованным тахографом в машине уже не получится скрутить пробег обычными способами.
Однако не эти функции прибора являются основными. Изначально он предназначен для повышения безопасности человеческой жизни и общего сокращения аварий на дорогах. Контроль над скоростным режимом и периодом работы водителя позволяет пресечь распространённые нарушения, чрезмерную утомляемость за рулём и т. д. Это уникальная возможность нормировать рабочий день.
Тахограф правильнее называть элементом системы позиционирования, отслеживающим движущийся автомобиль, что не позволяет расслабиться за рулём и быть всегда начеку. Отслеживать каждого водителя с высокой точностью и эффективностью позволяет спутниковая система ГЛОНАСС. А надёжно защищать накопленную информацию от злоумышленников — помогает криптошифрование.
Впрочем, находятся автомобилисты, не согласные с инсталляцией. Они по-своему правы, ведь стоимость установки тахографа может быть чересчур высока. Но приходится идти на эти траты, ведь жизнь и здоровье людей важнее денег. Современные тахографы сертифицируются правоохранительными органами, и переданная прибором информация может стать неоспоримой уликой в суде.
Устройство тахографа
Классический 1-диновый тахограф аналогичен магнитоле, не занимает много места, легко устанавливается в автомобиль. Существует и другой вариант — круглой формы, выглядит как спидометр машины, но гораздо функциональнее.
Включает прибор такие составляющие:
- регулятор движения особого типа, с возможностью шифровать данные;
- дисплей с управляющими кнопками;
- шифровое устройство с ГЛОНАСС;
- считыватель карт, помогающий идентифицировать конкретного водителя;
- печатающее устройство, выводящее информацию на бумагу;
- GPRS прибор, передающий данные на сервер.
Подключение тахографа к электросистеме автомобиля осуществляется посредством CAN-шин или других, менее сложных устройств.
В задачи тахографа входят: контроль запуска автодвигателя, измерения скоростных и временных параметров. Замеры осуществляются собственными датчиками.
Разновидности тахографов
Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.
- Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
- Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.
Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.
- ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
- СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.
У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.
ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые. 25 тыс. рублей придётся отдать за ЕСТР тахометр и 30 тыс. рублей — за СКЗИ.
Несколько полезных рекомендаций по тахографам ЕСТР и СКЗИ.
- Евростандарт требует непременный монтаж регулятора скорости, российский — не требует, что позволяет сэкономить порядка 5-7 тыс. рублей. В итоге, это уравнивает стоимость обоих приборов. Датчик скорости необязателен для СКЗИ, так как расчёт скорости выполняется через ГЛОНАСС.
- ЕСТР считается более выгодным в обслуживании, а вот тахографы СКЗИ выходят из строя (требуют замены) уже через 3 года применения. Стоимость замены — не меньше 15 тыс. рублей, включая работы по калибровке. Обслуживание тахографа ЕСТР обойдётся только калибровкой — 2-3 тыс. рублей, раз в 2 года.
Есть отличия и между водительскими картами:
- российский стандарт использует PIN-код, как добавочный вариант защиты, а у ЕСТР его нет;
- оба тахографа используют логотипы, водяные знаки и уникальную информацию на своих картах, что исключает возможность взаимозаменяемости.
Правила установки
Тахографы больше ориентированы на коммерческие перевозки. Без них просто невозможно учитывать время и пробег конкретного транспортного средства. В основном, приборы ставят на такие машины:
- пассажирские автобусы, вмещающие более 8 человек;
- грузовики, массой более 3,5 т, осуществляющие фрахтовку.
Установка тахографа необязательна на пригородных автобусах и маршрутках, автомобилях экстренного назначения, машинах скорой помощи и авто для оперативно—розыскной деятельности.
Штраф за отсутствие тахографа
По закону — тахограф является особым средством контроля, рассчитанным учитывать данные о различных состояниях автомобиля в определённый момент времени.
Регламент от Минтранс включает пункт, подразумевающий наказание за отсутствие тахографа в тех транспортных средствах, в которых прибор является обязательным. Административная ответственность за нарушение вступило в силу ещё с 1 апреля 2014 года и действует поныне. С 1.07.2016 года законом карается использование аналогового тахометра — он должен быть в обязательном порядке заменён на цифровой.
Источник: https://osnova35.ru/chto-takoe-tahograf-i-zachem-on-nuzhen.html
Что такое тахограф в автомобиле, устройство, принцип работы, калибровка
Сегодня есть разные категории автолюбителей: для одних назначение тахографа является загадкой, другие считают это устройство бесполезной тратой денег, а третьим приходится мириться с его установкой. При этом на практике данные изделия устанавливаются на коммерческом транспорте и выполняют ряд весьма полезных задач.
Назначение
Итак, какую функцию выполняет тахограф?
Первоначально устройство планировалось для защиты водителя, пассажиров и участников движения от возможного ДТП. Каким образом? – Путем контроля средней и максимальной скорости, а также времени смены водителя.
Не удивительно, почему тахографы получили максимальное распространение на коммерческом транспорте при перевозке товара на большие расстояния.
По сути, устройства держат «в узде» дальнобойщиков, не допуская чрезмерной усталости водителя и контролируя его поведении на дороге.
Конечно, в транспортной сфере применение тахографов не всегда оправдано, ведь они могут существенно влиять на эффективность каждого отдельно взятого водителя.
С другой стороны, одна допущенная ошибка со стороны дальнобойщика может привести к существенным затратам и даже трагическим последствиям. Следовательно, как всегда, из двух зол всегда приходится выбирать меньшее.
Не стоит забывать и еще одной важной функции таких устройств – наличии мощного приемника системы позиционирования. Это значит, что путь каждого автомобиля с тахографом можно отследить, что заставляет водителей четко следовать намеченному маршруту.
На территории РФ роль такой системы позиционирования выполняет ГЛОНАСС. И как показывает практика, точность подобных систем весьма высока.
Очень важный момент – защита собранной устройством информации, поэтому данные надежно страхуются системой криптографического шифрования. При этом наличие специального сертификата позволяет использовать устройство только сотрудниками правоохранительных органов.
Устройство
По виду и типу разъема современный тахограф чем-то напоминает привычную автомобильную магнитолу. К слову, данное устройство можно с легкостью поместить в уже существующий 1-DIN отсек.
Но есть и другая форма изготовления – по образцу спидометра (выполняется круглой). Но вне зависимости от формы, детали прибора отличаются незначительно.
В основе тахографа лежит:
Печатающее устройство.
Его задача – вывод накопленной информации на бумажный носитель. Здесь чаще всего применяется печать на термоленту (как и в обычных кассовых аппаратах).
Экран с кнопками.
Упрощает взаимодействие водителя и тахографа, позволяя максимально использовать функциональность устройства.
GPS модем.
Осуществляет передачу информации на сервер, где полученные данные могут находиться в течение нескольких месяцев, а то и лет (все зависит от поставленных задач).
Считыватель топографических карт.
Предназначен для распознавания того или иного члена экипажа.
Датчик движения.
Передает всю информацию в виде специальных шифров. Следовательно, модифицировать или изменить передаваемые данные не получится при всем желании. Если такие попытки будут иметь место, то они фиксируются в памяти тахографа.
Но и это еще не все. В самом устройстве вмонтирован специальный криптографический модуль – так называемый блок СКЗИ. В нем встроен приемник, который «сотрудничает» с системой позиционирования ГЛОНАСС.
Устройство подключается к бортовой сети и запускается после запуска мотора. После этого система выполняет возложенные на нее функции контроля скорости и времени.
В роли измерителей выступают встроенные датчики, вскрывать или демонтировать которые строго запрещено.
Суть СКЗИ
Данный модуль расшифровывается, как «средство криптографической защиты информации». Его основная задача – защита записанной блоком информации от постороннего вмешательства (корректировки).
Внешне СКЗИ – небольшой корпусной элемент. В нем предусмотрен специальный разъем для подключения антенны и интерфейсный выход.
К преимуществам модуля можно отнести весьма мощный криптографический процессор и энергонезависимую память. Работа блоков СКЗИ регулируется исключительно работниками служб безопасности.
Таким образом, блок СКЗИ выполняет три основные задачи:
- защищает данные от корректировки;
- работает с цифровой подписью;
- производит согласование уже зафиксированной информации с существующим временным штампом. Это необходимо, чтобы предотвратить попытки вмешательства извне и корректировки временных параметров.
Особенности калибровки
Как и любое другое измерительное устройство, тахограф должен время от времени подвергаться процессу калибровки.
Основная задача данной процедуры – выставить такие коэффициенты, чтобы реальные зафиксированные параметры (скорость и пробег автомобиля) соответствовали эталонным. При этом допускается небольшая погрешность в пределах класса точности устройства.
Тахографы необходимо калибровать в следующих случаях:
- При первичной установке устройства на автомобиль;
- При появлении временных погрешностей на встроенных часах больше, чем на двадцать минут;
- После выполнения ремонтных работ;
- После внесения изменений или проведения наладки в электрической цепи одного или нескольких датчиков;
- В случае снятия или нарушения пломбы, установленной на тахографе;
- При изменениях регистрационного номера автомобиля или некоторых его характеристик;
- В случае замены шин и увеличения длины окружности выше заданного предельного параметра;
- Через два года с момента последней калибровки или ввода тахографа в эксплуатацию.
Особое внимание уделяется первичной калибровке. Сделать это необходимо в течение первых семи дней с момента монтажа устройства в автомобиле или же с момента получения нового регистрационного номера.
Калибровка состоит из двух основных этапов. Сначала проверка производится на специальном стенде и только после этого – в условиях реальной трассы. При этом каждая из проверок имеет свои особенности.
Так, стендовые испытания включают в себя:
- проверку таблички с типом устройства (особое внимание уделяется читаемости информации и целостности устройства);
- сверку информации на табличке с данными установщиков (мастерской);
- проверку всех узлов тахографа, на которых должна прописываться такая информация, как номер детали, дата изготовления, разработчик и так далее;
- проверку целостности пломб, которые установлены производителем и работникам мастерской, датчика движения и проводки.
Второй этап проверки (в реальных условиях) более серьезный.
Здесь проводятся следующие мероприятия:
- Программируется устройство с учетом калибровочного коэффициента;
- Осматривается сам автомобиль;
- Проверяется корректность выставленного индекса W (характеризует передаточное соотношение в трансмиссии и давления шин);
- Проводится согласовательные работы тахографа и шифрования датчика движения;
- Производится проверка и корректировка (при необходимости) установок на часах изделия;
- Вносится необходимая информация в память устройства;
- Проводятся измерения реальной погрешности;
- Устанавливаются датчики со специальными настройками;
- Выполняется пломбировка датчика, самого прибора и ряда других элементов.
Если в процессе работы возникает необходимость вскрытия пломб, то делать это могут только квалифицированные работники с записью о причинах вскрытия.
Карты для тахографа
Одна из основных сложностей для тахографа – правильная идентификация личности работника. Для этих целей применяются специальные карты доступа с встроенным микропроцессором.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Карты Вся Россия для Навител 3.2
Большой плюс такого изделия в том, что подделать их фактически нереально.
При этом для простоты и удобства эксплуатации разработано несколько основных видов:
- Карта водителя есть на руках у каждого из членов экипажа. Используется для идентификации личности. По внешнему виду такая карта очень похожа на стандартную «симку» с телефона. Если же карта тахографа по какой-либо причине потеряна, то водитель может ездить на авто 14 дней до момента создания нового «пропуска».
- Карта контролера необходимо для снятия показаний с прибора сотрудниками ГАИ. Данный вид изделия – именной и дает возможность снятия расширенной информации с устройства. Но узнать о пунктах движения транспорта не выйдет.
- Карта предприятия может применяться для получения расширенной информации с устройства и задания большего числа настроек. Благодаря данной карте можно распечатывать данные и блокировать их. Изделие не привязывается конкретно к одному человеку и может использоваться любым уполномоченным работником компании.
- Карта мастера есть у каждого специалиста по наладке. Применяется для более точной настройки и монтажа устройств учета.
Особенности использования
Тахографы сегодня – весьма востребованные устройства. Конечно, они не уберегут от пьяного водителя, но спасти от ряда мошеннических действий с его стороны (к примеру, слива бензина) и превышения скорости они способны.
Сегодня многие транспортные компании стараются обзавестись данными устройствами, понимая всю эффективность и перспективу направления в отношении возможного снижения расходов.
Каким образом можно сэкономить?
Есть возможность снизить затраты на штрафы за превышение скорости, предотвратить «слив» горючего водителем для дальнейшей продажи, сделать невозможной скрутку одометра и корректировку ряда других данных.
Не стоит забывать и о возможности учета средней скорости и расстояния, что может быть очень полезно для планирования дальнейших поездок.
А как в россии?
Сегодня установка тахографов в России на ряде грузовых автомобилей является обязательной. К примеру, с 1 апреля 2014 года перевозчики пассажиров и грузов должны обеспечивать транспорт специальными устройствами.
В противном случае водитель при остановке инспектором или работником Ространснадзора может быть оштрафован на весьма серьезную сумму – около 3 тысяч рублей.
В этом случае страдает и руководитель компании, который получает штраф до 10 тысяч рублей.
Так, тахографы должны устанавливаться на все авто, которые перевозят опасные грузы и на автобусы (за исключением маршрутных). Кроме этого, данными приборами должны оборудоваться автомобили весом от 15 тонн и выше.
Вывод
Таким образом, тахографы постепенно год за годом становятся обязательными к установке. Возможно, уже очень скоро они появятся и на легковых автомобилях обычных граждан. Другой вопрос – насколько они полезны и эффективны.
Но здесь уже покажет только время.
Источник: https://autotopik.ru/gps/703-tahograf.html







