Страна непобежденного автохлама: почему в Украине не могут справиться с брошенными машинами?
realist.online
Средний возраст украинских автомобилей перевалил за 20 лет, а больше четверти всех железных коней уже отметили свой 30-летний юбилей. Автопарк страны становится только старше и один из признаков старения — скопление старых автомобилей на обочинах, во дворах, на стоянках и парковках. Городские власти педалируют тему вывоза автохлама или его перемещения, как деликатно предпочитают называть этот процесс.
В Киеве тема стала острее после того, как в Святошинском районе в старом автомобиле, который отстаивался во дворе жилого дома, взорвалась граната и были ранены четверо детей. Столичный градоначальник Виталий Кличко дал указание главам райадминистраций аккумулировать информацию о брошенных машинах и эвакуировать их на штрафплощадки. Мэр указал, что дедлайн — 2 июля 2018 года. Но пока что среди официальных решений и сообщений КГГА нет ничего об автохламе.
NewsOne.ua разбирался, на каких основания и кто может вывезти брошенный автомобиль, как отличить старую машину от брошенной и почему утилизация автохлама из сказки так и не стала былью?
БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ, НО С ФОТО: КАК БУДУТ ПО-НОВОМУ ОФОРМЛЯТЬСЯ ДТП
Старая или брошенная?
Автомобили в Украине стареют, конечно же, не из любви народа к ретро. Небогатым людям в большой стране тоже нужно средство перемещения и они не избавляются от старых автомобилей. Но эксплуатируют их в крайнем случае. Например, пенсионер отправляется на своей «старушке» только на дачу несколько раз в год, потому что и водить с возрастом труднее, и топливо стоит дорого.
Все остальное время машина стоит во дворе, вызывая праведный гнев соседей как минимум потому, под нею пропадает ценное парковочное место. Для многих людей характерными признаками брошенности являются ржавчина, долгий простой и отсутствие номерных знаков.
Но даже для таких «призраков» процедура вывоза слишком сложная, поскольку на самом деле в законодательстве никакие признаки брошенности не прописаны.
«У нас нет определения, что такое брошенный автомобиль, и законодательно не определены чьи-либо действия в отношении такого автомобиля», — констатирует правозащитник Владимир Караваев.
КУПИТЬ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ: ПЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА И ПЯТЬ — ПРОТИВ
Куда обращаться?
Кто должен заниматься вывозом автохлама — больной и неурегулированный на уровне законодательства вопрос. Поскольку количество брошенных машин только в Киеве исчисляется тысячами, иногда приходится применять довольно сложную модель.
Если во дворе стоит автомобиль с признаками брошенности и без номерных знаков, решение принимает комиссия из участкового полицейского, представителя балансодержателя дома и инспектора по благоустройству от горсовета.
Если на то есть воля и решимость, комиссия разыскивает собственника автомобиля, а если в течение какого-то времени (поскольку процедура законодательством не прописана, то и сроки не оговорены), под присмотром правоохранителей автомобиль могут отправить на специальную площадку.
Но правозащитник Владимир Караваев говорит, что активисты в борьбе с автохламом могут действовать простым и очевидным способом — позвонить в полицию.
«В пределах жилой зоны парковаться можно в четко отведенных местах. Такое место обозначается разметкой или дорожными знаками. У нас во дворах разметку не делают и дорожные знаки не устанавливают. В лучшем случае, если есть какая-то асфальтированная площадка, люди сами определяют, что здесь можно парковаться. Но в силу отсутствия четко обозначенных мест, все, что находится во дворах, любой автомобиль можно считать неправильно припаркованным, — объясняет эксперт.
— Так что в принципе должно быть достаточно звонка в полицию, чтобы сделать заявление: автомобиль припаркован на придомовой территории с нарушением требований ПДД и мы просим принять меры в отношении его владельца. Установить кто собственник — уже обязанность полиции. Дальше все уже зависит от ситуации. Либо человек убирает автомобиль оттуда, где он всем мешает, либо, если он не принимает меры, полиция вправе отправить такой автомобиль на штрафплощадку.
Это вполне законный способ и таким образом можно бороться за вывоз брошенных автомобилей».
Что будет с вывезенным автомобилем — другое дело. Если вы живете по принципу «с глаз долой, из сердца вон», достаточно добиться вывоза со двора. Но на самом деле потом машина будет ржаветь в отстойнике, по-прежнему дожидаясь владельца.
АКЦИЗ НА СНИЖЕНИЕ: ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ «ЕВРОБЛЯХ» И СТАНЕТ ЛИ ВЫГОДНЕЕ ВВОЗИТЬ ИНОМАРКИ?
Что будет с автохламом?
Утилизировать старье в Украине можно, но этого не делают: закон «Об утилизации транспортных средств» действует с 2014 года, но он «спящий». Вместе с законом ввели утилизационный сбор для автовладельцев. Собранные деньги собирались отдавать в виде компенсации предприятиям по утилизации авто. Но сбор отменили, другие источники финансирования непредусмотрены и утилизация на общегосударственном уровне через сеть из лицензированных центров, как это было задумано законотворцами, так и не родилась.
«Те украинские производители, которые не хотели платить утилизационный сбор, обязаны были создать пункт по утилизации, — вспоминает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — Минэкологии даже повесило на сайте список таких пунктов. Но когда мы с тележурналистами проехались по этим адресам, оказалось, что в основном там стоят автосалоны, а в одном месте даже козы паслись. На сегодня утилизационный сбор отменили. Сам закон не отменяли — он действует, но не исполняется».
Сейчас по законодательству владелец может по собственному желанию сдать машину в утиль, предварительно сняв его с регистрации, а вот обязательств по переработке у него нет. То есть если вы добросовестный собственник машины, которая превратилась в хлам, вы можете сдать его на разборку и на металлолом и получить пару-тройку тысяч гривен. Но с такой переработкой тоже проблемы. Олег Назаренко уточняет, что эти пункты приема автохлама — ФЛП, работающие на грани закона:
«Есть самодеятельные гаражные разборки. Они действуют вне закона, физлица-предприниматели действуют на свой страх и риск. Им пригоняют машины из-за рубежа на запчасти. Все происходит диким образом».
ПРОСТУПОК, НО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: КАК ИЗМЕНЯТ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС И НАКАЖУТ ПЬЯНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
Директор ВААИД говорит, что до 2009 года снимать автомобиль с учета после того, как он превращался в хлам, имело смысл — в этом случае владелец переставал платить ежегодный транспортный сбор. Но после того как сбор отменили, исчезла и мотивация.
«Официально в Украине зарегистрированы около 9 млн машин, но часть из них — хлам. Сдавая его на лом, люди не заморачиваются снятием с учета, раз налога на машину нет, — говорит Олег Назаренко. — Нужно либо выполнять закон об утилизации, либо принимать инициативу депутатов — я видел такую: экологический налог. Если такой будут начислять, то украинцы будут заинтересованы в том, чтобы снимать хлам с учета: либо сдавать на металлолом, либо отправлять на утилизацию. Кличко дал команду, но проблему нужно решать законодательно.
У вас во дворе стоит ржавый кузов без колес, окон и оптики, но формально это автомобиль. Если муниципальщики увезут его на свалку, то собственник вправе написать в полицию заявление об угоне. Формально, полиция может объявить ее в розыск, а с муниципальщиками владелец может судиться. Нужно менять законы и дать права муниципалам, ОСМД, ЖЭКу, просто собранию жильцов в том случае, если во дворе ржавеет остов, угрожая безопасности людей, его эвакуировать. Сейчас это происходит на полузаконных основаниях».
Анна Гончаренко
Источник: https://newsone.ua/news/auto/strana-nepobezhdennoho-avtokhlama-pochemu-v-ukraine-ne-mohut-spravitsja-s-mashinami-prizrakami.html
«Они всем мешают». Как и куда эвакуируют брошенные машины в Воронеже
В Воронеже сотни брошенных машин. Они не только портят вид, но и мешают проезду, уборке территорий, становятся пристанищем для бездомных, а иногда даже местом преступления. В начале 2018 года мэрия разработала порядок утилизации бесхозных авто, а с середины лета автохлам начали активно убирать из города. До конца лета мэрия планирует очистить улицы города от 70 брошенных автомобилей.
Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, как и в каких случаях проходит эвакуация, куда увозят машины и как на это реагируют их владельцы.
Зачем убирать бесхозные авто?
Эти машины «реально представляют опасность», утверждает главный специалист отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства администрации Воронежа Алексей Игнатьев.
– Люди могут обходить брошенное авто по проезжей части и угодить под колеса. Были уже такие случаи. А недавно убирали бесхозную машину с детской площадки. Она стояла вся прогнившая, почти без днища. Внутрь бросали мусор, настоящая помойка образовалась. Дети туда залезали с огромным удовольствием. Только чудом никто из них не пострадал, – рассказал Игнатьев корреспонденту РИА «Воронеж».
Больше всего заброшенных машин, по словам сотрудников мэрии, – в Коминтерновском и Советском районах. Немало их и в других частях города. Чтобы машину вывезли, нужно, чтобы кто-то о ней сообщил, однако не всем хочется тратить на это время, потому хлам и стоит во дворах десятилетиями.
Куда жаловаться на автохлам?
Рассказать о бесхозном авто во дворе можно представителям управы своего района.
- Железнодорожный район: 223 07 35, zhd_uprava@cityhall.voronezh-city.ru;
- Коминтерновский район: 206 76 54, komint@cityhall.voronezh-city.ru;
- Левобережный район: 249 09 71, levber@cityhall.voronezh-city.ru;
- Ленинский район: 277 05 10, len_uprava@cityhall.voronezh-city.ru;
- Советский район: 263 04 04, sovad@cityhall.voronezh-city.ru;
- Центральный район: 252 42 08, centr_uprava@cityhall.voronezh-city.ru.
С 29 января 2018 года, когда утвердили порядок утилизации брошенных и бесхозных автомобилей, в управление административно-технического контроля мэрии поступила информация о 500 брошенных автомобилях в Воронеже. Специалисты уже обследовали 395 машин, 170 из них владельцы вывезли самостоятельно, 16 были эвакуированы.
Как проходит эвакуация?
Журналисты РИА «Воронеж» вместе с сотрудником мэрии Воронежа Алексеем Игнатьевым побывали по двум адресам, где брошенные машины стояли по несколько лет. В администрацию поступили заявки на эвакуацию автомобилей.
Политехнический переулок, 3
С торца дома – ряд припаркованных авто. Среди них – видавшая виды «Газель» со спущенными колесами и прогнившим кузовом. Ее задняя часть выпирает на тротуар.
Заявка на эвакуацию автомобиля поступила в мэрию из управы Коминтерновского района 26 февраля 2018 года. Специалисты мэрии два раза просили собственника самостоятельно убрать машину: на нее повесили соответствующее уведомление, также его высылали хозяину заказным письмом.
– Однако автомобиль до сих пор на том же месте, поэтому это сделаем мы. Соответствующее постановление было опубликовано на сайте мэрии 20 июля, – рассказал главный специалист отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства администрации Воронежа Алексей Игнатьев.
Женщина с девочкой лет пяти, пытаясь обогнуть «Газель», вынуждены были выйти на проезжую часть.
– Эта колымага под окнами моей квартиры торчит уже лет пять. Она всем мешает, все об нее спотыкаются. Хозяин живет в соседнем доме, – пожаловалась корреспонденту РИА «Воронеж» Людмила Коровкина. – У нас тут раньше был палисадник. Опять хотели бы разбить здесь цветник, но как это сделать, не убрав эту рухлядь?
Как только к «Газели» подъехал автоэвакуатор, на улицу вышел Игорь Анохин, который назвался братом автовладельца.
– Машина недавно здесь стоит. Сколько – не считал. Поломалась. Она же никому не мешает, – заметил он.
Алексей Игнатьев, руководивший эвакуацией, возразил: на машине спущены колеса и видно, что она здесь давно; кроме того, автомобиль стоит на тротуарной дорожке и мешает жителям.
После недолгих препирательств Анохин пообещал за пару часов вывезти машину «в деревню под Рамонь». Специалисты мэрии уехали, однако пообещали вскоре вернуться и проверить, сдержал ли мужчина слово.
Переулок Славы, 1а
В неряшливом темном дворике красная Honda почти не виднелась за густой кроной дерева. Машина была вся в паутине, возле колеса приклеили скотчем объявление: «Куплю рога сайгака». На капоте – новенькая птичья клетка.
– Эта машина стоит здесь лет семь. Она уже слилась с пейзажем, я ее не замечаю, – призналась местная жительница Елена Иванова. – Мусор и мусор. У нас весь двор такой, сами посмотрите.
Постановление об эвакуации машины направили собственнику (его адрес выяснили в ГИБДД) в апреле 2018 года, рассказал Алексей Игнатьев. Владелец машину не убрал.
Однако едва эвакуаторщик начал крепить тросы на автомобиле, чтобы ее увезти, появился молодой растерянный парень:
– Кому моя машина мешала-то? У меня там склад, вещи храню.
– Мы сейчас вашу машину отправим на штрафстоянку. Оплатите транспортировку, хранение – и можете ее забирать, – обратился к парню сотрудник мэрии.
Автомобиль увезли.
Иногда владельцы брошенных машин, даже ржавых и прогнивших, проявляют агрессию и даже «кидаются с кулаками» на эвакуаторщиков.
– На улице Транспортной, к примеру, недавно забирали «Волгу», выскочил мужчина и – в драку. Пришлось полицию вызывать. Но бывает, наряд вызывают и сами владельцы. Уже было четыре заявления в полицию о том, что мы якобы похитили их «железных коней», – поделился эвакуаторщик Анатолий Дудин.
Что делают с автохламом?
Временное пристанище забранных с улиц машин образовалось на проспекте Труда, 107б. Здесь 16 «развалюх» – от «горбатого» «Запорожца» до престижной иномарки с выгоревшим дотла салоном.
Автовладельцы могут забрать свое имущество в течение трех месяцев с момента вывоза машины. Для этого собственник должен обратиться в управление административно-технического контроля мэрии с документами на автомобиль. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие право собственности и возмещение расходов на перевозку и хранение машины.
Водитель, которому разрешат забрать автомобиль, должен вывезти его самостоятельно. С июля 2018 года забрать машину с проспекта Труда захотели только два человека.
Во сколько обойдется эвакуация?
Вывоз – в 886 рублей, хранение на стоянке – в 23,4 рубля за сутки. Если владелец не объявляется больше трех месяцев, машину могут продать на лом. Деньги пойдут в казну города.
А сколько можно выручить за утилизацию?
– Если говорить, например, о «жигуленке», то такой автомобиль весит порядка 950-970 кг. В нем 70% металла, остальное – отходы. Получается, около 700 кг. Если цена лома 7 тыс. рублей за тонну, человек получит на руки около 5 тыс. рублей, – рассказал сотрудник одного из предприятий по приему лома черных металлов.
- Новости РИА «Воронеж»
- Мы в Яндекс Дзен
- Наш Telegram
×
Добавить издание «РИА «Воронеж»» в ваши источники?
Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://riavrn.ru/news/oni-vsem-meshayut-kak-i-kuda-evakuiruyut-avtokhlam-v-voronezhe/