Какой процент амортизации автомобиля?


Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Какой процент амортизации автомобиля?

Автомобиль, как и другое имущество, относящееся к основным фондам, амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Таблица амортизации автомобиля:

Амортизационная группа Код по ОКОФ Автомобили Технические характеристики авто СПИ
3 310.29.10.2 Легковые От 3-х до 5-ти лет
310.29.10.30.111 Микроавтобусы
310.29.10.41.111 Грузовые с дизельным двигателем Массой не более 3,5 тн
310.29.10.42.111 Грузовые с бензиновым двигателем Массой не более 3,5 тн
4 310.29.10.24 Легковые малого класса От 5-ти до7-ми лет
310.29.10.4 Грузовые общего назначения
310.29.10.59.113 Автотранспорт специальный: Бетоновозы
310.29.10.59.120 Лесовозы
310.29.10.59.130 Для коммунального хозяйства и дорожных работ
310.29.10.59.150 Аварийно-спасательные и полицейские
310.29.10.59.230310.29.10.59.250 Для перевозки нефтепродуктов и газа
5 310.29.10.24 Легковые большого и высшего класса Объемом двигателя свыше 3,5 л От 7-ми до 10-ти лет
310.29.10.41.112 Грузовые с дизельным двигателем Массой от 3,5 тн до 12 тн
310.29.10.41.113 Грузовые с дизельным двигателем Массой свыше 12 тн
310.29.10.42.112 Грузовые с бензиновым двигателем Массой от 3,5 тн до 12 тн
310.29.10.42.113 Грузовые с бензиновым двигателем Массой свыше 12 тн
310.29.10.5 ТС спецназначения: тягачи седельные
Рекомендуем!  Как потратить материнский капитал на покупку машины?

Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ — 48 месяцев. НА определяют так:

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Амортизация лизингового автомобиля

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

Амортизация автомобиля в лизинге, если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве.

Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов. В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов.

Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ. 

Источник: https://spmag.ru/articles/amortizaciya-avtomobilya-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete

Амортизация автомобиля: норма, группа, коэффициент, срок полезного использования

Сегодня мы поговорим об амортизации автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

Согласно п.20 Правил бухгалтерского учета 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

  • период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
  • степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).

Срок полезного использования для:

  • третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;
  • группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
  • группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.

Важно знать, что если фирма приобрела машину, которая уже была в употреблении, то СПИ стоит считать с даты покупки ТС прежним владельцем, так как он уже начал использовать машину.

Норма АА

Норма амортизации — это абсолютно противоположный сроку полезного использования термин по своей сути. Как мы уже говорили, каждое основное средство имеет собственный лимит ресурса, но он исчерпаемый. В зависимости от группы амортизации, каждое ТС имеет свою нормальную норму амортизации.

Числовое выражение термина заключается в отношении годовой амортизационной суммы к первоначальной стоимости транспортного средства. Например, фирма покупала автомобиль за 1 миллион рублей. Годовая амортизационная сумма (срок полезного использования) составляет 200 000 рублей. При делении 200000 :1 000 000 мы получаем цифру 0,2 (20%).

Максимальное значение НА для различных машин (в том числе силовых и других агрегатов) составляет 50% (в нашем случае НА получается намного ниже), а минимальный цифровой эквивалент — 3%.

Существует четыре основных метода расчета нормы амортизации:

  • линейный (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • уменьшаемый остаток;
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000 : 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от амортизационной группы и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания приобретает мощный автомобиль, который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10 :12 = 0,833%.

Компенсация

Сотрудники предприятия могут использовать личный автомобиль в служебных целях. Понятно, что бесплатно это делать никто не будет, так как:

  • автомобиль изнашивается;
  • необходимо заправить машину ГСМ.

Для того, чтобы получение такой выплаты стало возможным, необходимо:

  • оформить соглашение между работником и работодателем про использование личного автомобиля для задач и потребностей предприятия;
  • предоставить в бухгалтерию работодателя свидетельство о государственной регистрации ТС.

Компенсация амортизации и расхода ГСМ выплачивается на основании:

  • учетных документов, в которых фиксируется километраж поездки (путевой лист либо специальный журнал);
  • чеков с заправочных станций.

Компенсация за использование ГСМ выплачивается в полном объеме, так как четко видно сумму денег, которую сотрудник потратил на заправку собственного авто для служебной поездки. Порядок расчета и выплаты суммы амортизации оговаривается в соглашении.

Амортизация машины в такси — тема данного видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/buhgalteriya/vneooborotnye-aktivy/amortizatsiya/avtomobilya-i-drugih-ts.html

Особенности правильного расчёта амортизации автомобиля

Большое количество компаний приобретают автомобили, которые используются для совершенно разных целей. Одним машины нужны для начальства, другие используются при доставке грузов и товаров, а третьи могут пригодиться в качестве транспорта при перевозке собственных сотрудников.

При этом автотранспорт полностью ложится на плечи бухгалтера, поскольку он также требует соответствующей отчётности.

Стоимость любой машины, которая стоит на балансе у компании или предприятия, постепенно списывается. Делается это за счёт амортизации. При этом крайне важно уметь правильно рассчитывать амортизацию и понимать суть этого процесса.

Что это

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Для сотрудников, ведущих бухгалтерский и налоговый учёт, крайне важно знать, когда начинается амортизация, как определяется срок полезного использования и какой метод использовать при расчётах.

Когда следует начинать

Если исходить из бухгалтерского учёта, то по действующим правилам амортизацию ТС следует начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем взятия амортизируемого автомобиля на бухучёт.

Если же говорить про налоговый учёт, то здесь ситуация несколько иная. Вычисленная норма амортизации для автомобиля начинает начисляться также с первого числа месяца, но после того месяца, когда транспортное средство было уже введено в эксплуатацию.

Для расчётов может применяться как стандартная, так и ускоренная амортизация для авто, вне зависимости от того, к какой группе относится автомобиль. Это важная процедура, от которой во многом зависит прозрачность бухгалтерского и налогового учёта компании.

Важно добавить, что факт проведения процедуры регистрации транспортного средства в отделении ГИБДД при начислении амортизации роли не играет.

Требуется вовремя приступить к амортизации согласно действующим нормам и законам. В противном случае могут возникнуть проблемы при дальнейших проверках.

Определение сроков полезного использования

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

В зависимости от того, к какой группе амортизации относится ТС, у каждого авто есть своя норма амортизации.

Термин выражается в виде числа, для определения которого учитывают готовую амортизационную сумму и изначальную стоимость транспортного средства. Проще всего это разобрать на примере.

Компания приобрела автомобиль стоимостью 1 миллион рублей для служебных нужд. Согласно нормам, размер годовой амортизации составит 200 тысяч. Если разделить эти 200 тысяч рублей на 1 миллион, получится 0,2, то есть 20%.

В зависимости от автотранспортных средств, норма амортизации не может превышать значение 50%. А минимальный показатель нормы амортизации составляет 3%.

Вопрос теперь только в том, как правильно сделать расчёты, используя исходные данные.

Методы для расчёта

Теперь непосредственно о том, как правильно рассчитать амортизацию для автомобиля. Всего существует несколько методов, каждый из которых теоретически можно использовать.

Но амортизационные значения считаются для каждой ситуации отдельно. Ответственные за бухгалтерию сотрудники выбирают, как и каким методом будет рассчитываться амортизация для принятого на баланс автомобиля.

Если говорить применительно к частному лицу, то для него не составит большого труда разобраться в том, как грамотно рассчитать амортизацию своего автомобиля на 1 км. Первые шаги к этому начинаются с определения расходов на запчасти, замену масла, ремонт и прочие траты в течение года. Затем эту сумму нужно просто поделить на пройденное за год количество километров. Это позволит понять, сколько денег вы тратите на 1 километр пробега. Топливо в расчёт не берётся.

Но на крупных предприятиях и в компаниях, где на балансе стоит большое количество различных транспортных средств, рассчитывать амортизацию намного сложнее. К каждому отдельному ТС применяется индивидуальный подход, поскольку они отличаются по норме амортизации, срокам полезного использования и прочим характеристикам.

У каждого метода есть свои особенности, как рассчитывается правильная амортизация для находящегося на балансе автомобиля. Её можно рассчитывать по пробегу, или использовать более простые методы.

Ведь на износ ТС, который определяется в процентах, влияет:

  • пробег;
  • износ из-за возраста авто;
  • показатель износа;
  • эксплуатационный фактический период;
  • регион;
  • корректирующий коэффициент и пр.

Чтобы не искать и не вычислять эти значения самостоятельно, используется соответствующая бухгалтерская литература, нормативные акты и прочие официальные документы.

При расчётах принято использовать следующие методы.

  1. Линейная методика. Суть заключается в том, что все отчисления равномерно распределяются на весь эксплуатационный период. То есть суммы списываются равными частями. У этого метода есть ряд преимуществ в виде простоты, удобства расчётов и одинакового распределения всей амортизации. Но методика не подойдёт организациям, которые заинтересованы в оплате большего процента в начальный эксплуатационный период после принятия транспортного средства на баланс. Также этот способ не даёт возможности вести учёт моментального ремонта автомобиля, подвергнувшегося моральному износу.
  2. Уменьшаемый остаток. Особенностью метода является выполнение наибольших отчислений именно в начальный период эксплуатации автотранспортного средства. Это обусловлено тем, что в этот период автомобиль обладает более высокой производительностью. Но постепенно она будет падать. Потому для многих компаний целесообразно провести амортизацию в первые несколько лет. При расчётах требуется знать начальную и остаточную стоимость ТС, а также длительность полезного использования.
  3. Отчисления по СПИ. Метод несколько похож на предыдущий способ расчёта. Считается ускоренным, поскольку максимальные отчисления осуществляются в начальный эксплуатационный период. Для вычислений в качестве основы используют начальную стоимость, при которой автомобиль брали на баланс.
  4. Ускоренный метод. Актуален для тех транспортных средств, которые находятся в аренде или лизинге. Для расчётов требуется умножить норму на специальный коэффициент. Он может составлять от 1 до 3. При этом применяются целые и дробные числа. Такая методика позволяет снизить доходный налог в период аренды, уменьшить имущественные налоги на ТС и выкупить арендованное транспортное средство по стоимости, которая будет в несколько раз ниже начальной.

Если отчёты требуется сдавать для бухгалтерского и налогового учёта, оптимальным выбором станет линейный метод. Он подходит для обеих ситуаций.

Отчисления следует прекратить с первого числа того месяца, когда автотранспортное средство списали, либо же его уже амортизировали полностью.

Когда автомобили амортизированы, их остаточная стоимость приравнивается к нулю. Потому отображать машины на балансе не нужно.

На самом деле процесс расчётов амортизации достаточно сложный. Потому такую процедуру следует доверять исключительно квалифицированным специалистам. Процедура отчислений подразумевает использование целого ряда исходных данных. Многие из них усреднённые и могут браться из специализированной литературы, нормативно-правовых актов и пр.

Следует добавить, что при ремонте и модификации транспортных средств начисления допускается прекратить сроком до 1 года. При передаче ТС по условиям договора, предусматривающим безвозмездное использование, начисления по амортизации также прекращаются. Ещё одним исключением, когда амортизация не начисляется, является временная консервация. Это чаще всего встречается в работе сельскохозяйственных предприятий.

Источник: https://drivertip.ru/zhizn/kak-pravilno-rasschitat-amortizatsiyu-avtomobilya.html

Расчет амортизации и износа автомобиля — формулы и онлайн калькулятор

Износ авто – это математическая величина, которая рассчитывается по методике, установленной Постановлением Правительства РФ № 361 от 24.05.2010. Она применяется страховщиками для определения денежной компенсации, подлежащей выплате автовладельцу, пострадавшему в аварии.

За время эксплуатации машины все её узлы и агрегаты изнашиваются и постепенно приходят в негодность. Степень износа отдельной детали может не влиять на общее состояние машины, но играет важную роль при определении суммы возмещения по автостраховке.

Обратите внимание

Страховые компании для оценки возмещения на ремонт машины, проводят предварительный расчет стоимости ремонта. Подробнее о принципах расчетов читайте в статье здесь здесь.

Амортизация автомобиля — это учет его износа, выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

Амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или авто ломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.

Износ и амортизация — это разные термины и используются в различных ситуациях. Износ используется, когда выплачивается компенсация пострадавшему в аварии, а амортизация используется для вычисления стоимости транспортного средства при заключении договора страхования.

На процент износа автомобиля влияют следующие факторы:

  1. Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.);
  2. Страна, в которой произведена машина;
  3. Пробег;
  4. Год начала эксплуатации (как правило, принимается во внимание год выпуска);
  5. Дата ДТП, в котором пострадало авто.

Методики расчёта

На сегодняшний день существует 2 основные методики расчёта износа:

  1. Оценка общего износа автомобиля. В расчёт принимают во внимание год выпуска автомобиля, пробег и территорию эксплуатации. По такой формуле в том числе определяется общая стоимость машины.
  2. Оценка стоимости отдельных узлов и агрегатов автомобиля с использованием формулы, установленной вышеназванным Постановлением Правительства.

Первая методика практически не применяется на практике, так как подавляющее большинство расчётов проводится для установления стоимости возмещений по ОСАГО, которые в соответствии с законодательством рассчитываются именно по второй формуле.

Формула расчёта

Расчёт износа деталей автомобиля для выплаты возмещений по ОСАГО проводится по формуле, установленной Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 года:

Переменные в формуле расчета износа автомобиля означают:

  • И – износ комплектующих машины;
  • е – 2,72 (основа натуральных логарифмов);
  • КТ – коэффициент влияния на износ детали срока эксплуатации авто;
  • Т – срок эксплуатации машины;
  • КL – коэффициент влияния на износ агрегата или узла автомобиля пробега т/с;
  • L – пробег автомобиля до даты аварии.

Значение коэффициентов КТ и KL изменяются в зависимости от модели и марки автомобиля, поэтому самостоятельно рассчитать износ достаточно трудно. Воспользуйтесь онлайн калькулятором расчета износа автомобиля на сайте, чтобы узнать точное значение износа.

Пошаговая инструкция по использованию калькулятора

  1. Введите численный показатель пробега, указанный на одометре.
  2. Введите дату начала эксплуатации машины (указывается в тех. паспорте);
  3. Введите дату аварии;
  4. Выберете из списка категорию транспортного средства.

Если в ходе ДТП одометр был повреждён и установить пробег невозможно, при проведении расчёта специалисты пользуются методиками и формулами, установленными в справочной литературе. При этом среднегодовой пробег легкового автомобиля равен примерно 15 000 км.

Датой начала эксплуатации является дата выдачи ПТС транспортного средства, если дата выдачи ПТС не известна, то за начало срока эксплуатации условно принимается первый день года выпуска (обычно первое января года выпуска). В случаях, когда известен месяц выпуска (начала эксплуатации), за дату выпуска (начала эксплуатации) принимается первое число этого месяца.

Расчёт амортизации

Расчёт процентов амортизации автомобиля необходим компаниям, владеющим транспортными средствами, для формирования затрат на будущий период и ведения финансовых отчётов.

Существует 2 способа начисления амортизации:

Способ №1 – Линейный

В этом случае амортизационные отчисления за год рассчитываются путём деления первоначальной стоимости автомобиля на срок полезного использования в годах. Последний показатель зависит от класса автомобиля и составляет максимум 10 лет. Например, компания приобрела автомобиль за 900 000 рублей, срок полезного использования его составляет 9 лет. Таким образом, ежегодная амортизация составит 100 000 рублей (900 000 : 9).

Способ №2 – Нелинейный

В этом случае во втором и каждом последующем году расчёта вместо первоначальной стоимости используется остаточная стоимость автомобиля – разница между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями за предыдущие годы.

Формула расчета амортизации автомобиля выглядит следующим образом:

То есть при таких же параметрах автомобиля, как в вышерассмотренном примере, амортизация составит:

  • в первый год службы машины – 99 000 (900 000 х (100% : 9));
  • во второй год эксплуатации – 88 110.

ОС = 900 000 – 99 000 = 801 000
А = 801 000 х (100% : 9) = 88 110.

Рассмотренные методики наиболее часто употребляются для расчёта амортизации, но существуют и другие способы.

Каждая организация вправе самостоятельно определить, какой методикой пользоваться для расчёта амортизации. Компании необходимо выбрать наиболее выгодный для неё метод, так как способ расчёта может существенно повлиять на порядок учёта и расчёт налогов.

Источник: https://tvoipolis.online/6968-kalkulyator-rascheta-iznosa

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

пять × 2 =