Закон о банкротстве упрощенная процедура


В этой статье:

ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)» по-новому. чего ждать от изменений законодательства в 2024 году?

К концу 2018 года стало известно о том, что планируется ряд поправок в законодательство, связанное с банкротством граждан. При этом инициатива исходила с разных сторон одновременно.

Прогноз изменений в закон о банкротстве физических лиц

29 ноября Верховный Суд России вынес значимое определение по делу о несостоятельности должника. Данный судебный акт вызвал активное обсуждение в юридическом сообществе и в СМИ, поскольку фактически лишает должников иммунитета единственного жилья.

18 декабря во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатором этого проекта стала группа депутатов Госдумы. А целью – приведение в равновесие интересов должников и кредиторов.

25 декабря Пленум Верховного Суда России принял Постановление №48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”. Верховный суд дал разъяснения о порядке изъятия и реализации жилых помещений должников. Кроме этого, разрешены и другие вопросы, возникающие в банкротных делах.

Рекомендуем!  Стоимость услуг банкротства физических лиц и суть процедуры

28 декабря на портале проектов нормативно-правовых актов размещен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан». Разработчиком является Минэкономразвития. К слову, эта инициатива обсуждалась еще с 2016 года. Но проект так и не был внесен на рассмотрение.

Все эти изменения направлены на повышение доступности процедуры банкротства и пресечение действий недобросовестных должников.

Введение процедуры упрощенного банкротства граждан

В конце 2018 года Минэкономразвития разработало проект о внесении изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно проекту, изменения коснутся процедуры банкротства граждан. Планируется создать упрощенную процедуру для физических лиц с долгами от 50 до 700 тысяч рублей.

При наличии долга до 500 тысяч рублей подать заявление о признании себя банкротом сможет только должник. Кредиторы смогут обращаться в суд только при наличии долга свыше 500 тысяч.

При этом появится возможность рассмотреть банкротное дело в течение 5 рабочих дней с момента принятия заявления.

Это позволит не вызывать стороны и не проводить судебное заседание.

В пояснительной записке указывается на причины создания таких поправок. Для большинства граждан-неплательщиков, действительно нуждающихся в банкротстве, эта процедура оказалась недоступной из-за своей стоимости. Оплата услуг финансового управляющего является неподъемной ношей для должника.

Суды также поддержали эту инициативу, потому что количество дел по заявлениям физических лиц значительно выросло. Кроме того, упрощенная процедура сократит сроки ее проведения.

Пока что процедура банкротства доступна для граждан, имеющих долги свыше 500 тысяч рублей и просрочку по долгам свыше 90 дней. По состоянию на 1 января 2019 г. под эти признаки подпадало около 750 тысяч граждан. Подавляющая часть из них не знает о праве признать себя банкротом. Другая часть не может воспользоваться такой возможностью, потому что она является дорогостоящей.

Принятие поправок о создании упрощенного банкротства поможет должникам, оказавшимся в трудной ситуации и не имеющим возможности исполнять свои обязательства.

Какие еще нововведения произойдут в случае принятия упрощенного порядка:

  • проведение собрания кредиторов станет необязательным;
  • изменится объем полномочий финансового управляющего;
  • появится возможность перейти из упрощенной процедуры банкротства к общей;
  • будет предусмотрена возможность отмены определения о завершении процедуры банкротства в отношении граждан, которые создали притворные признаки соответствия условиям упрощенной процедуры.

Банкротство станет дешевле за счет снижения цен на услуги финансового управляющего. Но в связи с этим остается неясным, кто будет оплачивать услуги управляющего, либо какой управляющий будет вести дело о банкротстве за небольшой гонорар.

Возможность перейти из «упрощенки» в общую процедуру будет предусмотрена для случаев, когда выявится, что объем долгов не соответствует условиям применения упрощенной процедуры, и в случае, если будет обнаружено имущество, размер которого превышает 200 тысяч рублей.

Изменение взгляда на единственное жилье должника

Согласно части 1 статьи 446 ГПК РФ, нельзя обращать к взысканию единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Но в ноябре 2018 года Верховный Суд России принял значимое решение, вызвавшее бурную реакцию юридического сообщества.

Фабула дела: должник оформил большой заем для приобретения 5-комнатной квартиры, но не торопился возвращать деньги своему кредитору. Тогда займодавец подал на него в суд. Квартира была оценена свыше 20 миллионов рублей.

Чтобы ее не обратили к взысканию, заемщик предпринял попытки вывести квартиру из своего имущества. Но недвижимость все же была арестована, а сделки по отчуждению признаны недействительными.

Тогда должник прописался в этой квартире и подал на собственное банкротство, в ходе которого строил позицию защиты на принципе имущественного иммунитета единственного жилья.

Суд первой инстанции принял эту позицию, а суды апелляционной и кассационной инстанций утвердили решение суда. Квартиру исключили из конкурсной массы должника. Но Верховный суд отменил определения нижестоящих инстанций, направив дело на новое рассмотрение.

Это определение может сформировать новую практику при установлении степени роскошности единственного жилья. При новом рассмотрении дела суд определит подходы по оценке единственного жилья как роскошного. И обратит внимание на место регистрации должника.

Место регистрации должника – это зафиксированные сведения о месте жительства гражданина. Если место регистрации должника не совпадает с адресом его «единственного жилья», то суды должны проверять, где в действительности проживает гражданин.

Формирование такой позиции Верховного суда является закономерным процессом. Еще в 2012 году Конституционный суд указал, что необходимо создать инструмент для определения случаев, когда размер и качество жилья превышают потребности должника и его семьи. Создание такой нормы позволит соблюдать баланс между интересами должников и кредиторов.

Институт банкротства физических лиц введен в действие с 2015 года. С каждым годом суды рассматривают все больше заявлений о признании граждан несостоятельными. Это говорит о том, что данный ресурс показал свою эффективность и прижился в России.

Потенциальные изменения и поправки в законодательство о несостоятельности граждан

На стадии согласования находится законопроект № 307663-7. Согласно этим поправкам, банкротство в отношении гражданина может быть введено и в тех случаях, когда у него нет имущества, которым можно оплатить расходы на проведение этого процесса или удовлетворить требования кредиторов.

По мнению законодателя, внесение таких изменений необходимо, потому что банкротство должно преследовать социально-реабилитационные цели. Государству следует предоставить честным должникам шанс снять с себя неподъемные долги, а не только преследовать цель удовлетворить требования кредиторов.

Верховный суд в 2018 году сформировал еще несколько правовых позиций, которые могут стать основаниями для внесения изменений в действующее законодательство. Все эти позиции объединены целью устранить лазейки в законе, которыми пользуются недобросовестные должники.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/bankrotstvo.html

Упрощенное банкротство ФЛ: плюсы и минусы

В 2015 году принятие нового закона о личном банкротстве наделало немало шуму, и это неудивительно, ведь до этого признать банкротство могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Перед простыми людьми внезапно открылась новая возможность — списать долги в законном порядке и начать все с нуля.

Однако практика за 2015–2017 годы показала, что законодатели и профильные эксперты переоценили возможности нового закона, и для граждан признание банкротства и списание долгов по-прежнему осталось на грани фантастики.

Оценив положение вещей, законодатели начали активные действия, и уже к концу 2016 году все заговорили об упрощенной процедуре банкротства.

На общественное обсуждение был вынесен соответствующий проект федерального закона, по которому в экспертном сообществе тут же развернулись жаркие споры.

Что предусматривает упрощенный порядок банкротства и почему добрая половина экспертов выступает категорически против его принятия?

Возможности упрощенной процедуры банкротства: сравнительный анализ

Воспользоваться упрощенной системой банкротства смогут далеко не все граждане, поскольку законопроектом предусмотрено ряд новых условий. Суть нового закона заключается в том, чтобы сократить сроки и сложности процедуры, в то же время такое упрощение заключается в ослаблении контроля над должниками, инициирующими свое банкротство.

Одно из главных отличий упрощенного банкротства: если обычный порядок предусматривает реструктуризацию долга или реализацию имущества, то упрощенный порядок предусматривает только последний вариант.

Ниже представлена таблица, которая поможет сравнить юридические аспекты нового законопроекта.

Стандартная процедура банкротства Упрощенное банкротство

Кто может воспользоваться Любой гражданин РФ Гражданин РФ, не являющийся индивидуальным предпринимателем
Ведение банкротства финансовым управляющим Обязательно Необязательно
Сумма долга Долг от 500 000 рублей и выше Долг от 50 000 до 900 000 рублей
Количество кредиторов Без ограничений Не более 10
Место жительства Без ограничений Последние 4 месяца должник должен проживать по одному адресу
Наличие имущества Без ограничений Должник не должен владеть каким-либо имуществом, за исключением единственного жилья
Наличие имущества для личных целей Без ограничений Общая стоимость такого имущества не должна составлять более 200 000 рублей.
Размер заработной платы Без ограничений Не должен составлять больше 3 прожиточных минимумов в месяц за последние полгода

Воспользоваться процедурой «упрощенки» не смогут граждане, у которых есть квартира в ипотеку. Таким лицам лучше воспользоваться стандартной процедурой.

Кто попадает под действие закона об упрощенном банкротстве физлиц?

Несмотря на то, что законопроектом об упрощенном банкротстве установлены рамки задолженности в 50 000–900 000 рублей, эксперты не рекомендуют обращаться к данной процедуре, если ваш долг более 300 000 рублей. При долге, составляющем больше этой суммы, необходимо соблюдение следующих условий:

  • в банк предоставлялись только достоверные сведения: вы не скрывали, что являетесь безработным, когда брали кредит, а также не увеличивали размер своего дохода;
  • вы не проводили сделок по дарению имущества родственникам за последние 36 месяцев;
  • ваш ежемесячный официальный доход превышал сумму, необходимую для погашения задолженности.

Всех этих требований нет в ФЗ об упрощенном порядке банкротства. Однако необходимо понимать, что кредиторы сделают все, чтобы максимально проверить вашу историю.

И если вскроется хотя бы одна из деталей описанных выше, кредиторы запросто переведут процесс упрощенного банкротства в стандартную процедуру, у них есть на это право.

После чего, назначенный банком арбитражный управляющий сделает все, чтобы обанкротить вас в буквальном смысле этого слова.

Финансовый управляющий при упрощенном банкротстве физических лиц: нужен или нет?

Проект закона об упрощенной системе банкротстве предусматривает возможность осуществления процедуры без участия финансового управляющего. Это сделано, прежде всего, чтобы снизить размеры затрат на банкротство, что на данный момент является серьезной проблемой для потенциальных банкротов.

Законодательством предусмотрено вознаграждение для управляющего, которое составляет 25 000 рублей. Однако в реальности управляющие отказываются работать за такие деньги, и в среднем на процедуру банкротства требуется от 40 000 рублей. В среднем по всем затратам на банкротство уходит около 80 000 рублей.

Упразднение функций управляющего в рамках упрощенного банкротства вызвало горячие споры среди юристов, экспертов и законодателей.

Одни полагают, что без управляющего будет гораздо проще, к тому же, это снижает уровень расходов на банкротство.

Другие специалисты придерживаются противоположного мнения: отсутствие арбитражного управляющего приведет к мошенничеству среди должников, к подаче неверных сведений, к запутанности и осложнении процедуры банкротства.

Финуправляющий осуществляет ряд функций, среди которых:

  • проверка сведений, поданных должником;
  • контроль за движением средств на счетах должника;
  • подача ходатайств, жалоб и других документов по делу на рассмотрение суда;
  • составление отчетов о ходе банкротства.

При отсутствии финансового управляющего осуществление этих функций будет попросту переложено на должника. Должник будет самостоятельно готовить и подавать ходатайства, отчитываться перед судом, а также составлять отчеты по требованию кредиторов.

Однако, учитывая заинтересованность кредиторов, должник вряд ли сможет скрыть недвижимость или подать другие недостоверные данные о себе. В таком случае кредиторы будут выступать инициаторами обычного порядка банкротства, что уже будет невыгодно для самого банкрота.

Упрощенное банкротство физических лиц: основные минусы

Предложенный законопроект имеет ряд минусов, которые описаны ниже:

  • по инициативе кредитора процедура упрощенного банкротства может быть переведена в стандартную. При этом кредиторы сами будут принимать решение о СРО, из числа которой будет выбран финуправляющий (что невыгодно для банкрота);
  • если вы незадолго до банкротства совершали сделки по отчуждению имущества, вы сможете признать свое банкротство только в общем порядке;
  • признать свою несостоятельность в упрощенном порядке вы сможете только в случае, если уровень ваших доходов является невысоким (до 3 минимумов в месяц).

Последние новости свидетельствуют, что большинство граждан, имеющих все основания для признания банкротства, ждут принятия нового закона. Но если принять во внимание все выше описанные нюансы, то становится ясно, что под действие законопроекта подпадают далеко не все должники.

Стоит ли ждать и в то же время накапливать долги? Конечно, нет! По самым оптимистическим прогнозам, новый закон будет принят не ранее начала 2019 года.

И не стоит забывать о самой главной особенности нового законопроекта — в любой момент процедура может перейти из категории «упрощенки» в стандартную. Если есть долги, признавайте банкротство сейчас.

Помните, только активные действия приводят к успеху.

Источник: https://xn——-43dcgj1abnimbbbuehw0aercf5c2ahub9dxbybza.xn--p1ai/uproshhennoe-bankrotstvo/

Процедура упрощенного банкротства физических лиц (Закон в 2019 г.) – 2lex

Закон о банкротстве упрощенная процедура

Фото — russia.legal

За два года действия закона о банкротстве физических лиц его схема более или менее «обкаталась» судами и сегодня практически поставлена на поток. Но все же, признание за физ лицом финансовой несостоятельности является довольно сложным процессом, отнимающим немало времени и средств.

По этой причине Министерством экономического развития была разработана упрощeнная процедура банкротства, позволяющая снизить общие затраты, связанные с еe проведением.

«Банкротство физлиц, в первую очередь, выгодно государству — ведь скрывающийся от долгов гражданин скрывает и собственные доходы, от чего страдает бюджет. Признание банкротом позволит должнику начать жизнь с чистого листа».

Константин Логинов, Адвокат

Предполагается, что упрощeнное банкротство физических лиц станет возможным в 2018 году и, вероятно, не ранее конца года.

Особенности процедуры

Несмотря на отсутствие в стандартном процессе нижнего порога задолженностей, инициировать его имеет смысл лишь при долгах общей суммой от 150 тыс. рублей.

Это связано с тем, что приблизительные затраты на признание собственной неплатeжеспособности составляют около 30–40 тысяч, и это без учeта дополнительного вознаграждения управляющего.

А ведь именно участие финуправляющего в процедуре определяет львиную долю затрат.

Упрощeнное банкротство разрешит гражданам самостоятельно заняться реализацией собственного имущества, не прибегая к услугам финансового управляющего. За исключением случаев, указанных в п.4 законопроекта.

При этом закон обязывает физлицо в течение 5 рабочих дней уведомить кредиторов и Арбитраж о факте существенного улучшения своего материального положения и передачи в его собственность имущества.

Упрощeнное банкротство физических лиц 2018 имеет значительные отличия от стандартного:

  • запуск процесса возможен при размере долгов от 50 до 700 тысяч;
  • оно возможно, если за 4 месяца до его инициации место жительства гражданина не менялось;
  • банкротом может быть только физлицо, без образования ИП, и не входящее в состав учредителей/акционеров Обществ;
  • упрощeнная процедура банкротства физического лица инициируется только им самим;
  • отсутствует возможность реструктуризации задолженности;
  • размер зарплаты за последние полгода не превышает 3 прожиточных минимумов;
  • рассмотрение дела длится порядка 4 месяцев.

Во всeм остальном упрощeнное банкротство аналогично обычной схеме.

Рассчитать индивидуальную стоимость банкротства

Изменится ли стоимость процедуры?

Этот вопрос интересует немалое количество граждан. Ведь многие не могут объявить себя банкротом именно по причине больших затрат.

Облегчeнная схема позволяет значительно сэкономить за счeт отсутствия в ней арбитражного управляющего. Но даже если он будет выбран (на основании положений ст. 4 проекта закона) своe вознаграждение он получит за счeт продажи имущества должника, что не приведeт к увеличению финансовой нагрузки.

Также отменяется необходимость публикации сведений о банкротстве в газету Коммерсантъ. Стоит отметить, что в среднем расходы на неe составляют порядка 10 000 рублей.

Таким образом, признание гражданина банкротом обойдeтся минимум на 35 000 рублей дешевле.

Кто попадает под этот законопроект?

Инициировать процедуру банкротства по альтернативной схеме имеет право гражданин, в полной мере отвечающий следующим условиям:

  • его долг составляет от 50 до 700 тысяч;
  • в течение полугода до начала процесса возникло не более 25% от всех обязанностей должника;
  • его ежемесячный доход в течение месяца ни разу не превысил троекратного размера потребительской корзины;
  • общее количество его кредиторов не превышает десяти;
  • за год до объявления себя банкротом он не совершал сделок безвозмездного характера по отчуждению имущества совокупной стоимостью более 200 тысяч;
  • у него отсутствует либо погашена судимость за экономические преступления;
  • он реализовывал имущество и признавал себя банкротом по упрощeнной схеме не менее 10 лет назад;
  • с момента признания лица банкротом, проведения реструктуризации долга или заключения мирового соглашения кредитором в рамках рассмотрения дела о банкротстве прошло не менее 5 лет.

Но не факт, что к моменту вступления закона в силу условия останутся прежними. Поэтому заинтересованным лицам следует регулярно отслеживать публикуемые про упрощeнное банкротство физических лиц 2018 свежие новости.

Какие требуются документы

Материалы по теме

Документы для банкротства: список, бланки, образцы

Список подаваемых на упрощeнное банкротство физ лиц бумаг ничуть не сократился, а даже несколько увеличился. Это связано с отсутствием финуправляющего, который самостоятельно предоставлял в суд ряд сведений.

Так, вместе со стандартным пакетом должник обязан предоставить следующую документацию:

  1. Выписку из Росреестра, содержащую сведения обо всей принадлежащей в настоящее время и зарегистрированной ранее недвижимости.
  2. Справку из органов ГИБДД об имеющихся у него транспортных средствах.

Плюсы законопроекта и его минусы

Экспертные мнения относительно разработанного закона довольно противоречивы. Одна группа экспертов уверяет, что подобная схема только простимулирует должников, дав им возможность назвать себя банкротом. Другие уверяют, что это увеличит количество случаев преднамеренного банкротства граждан.

К плюсам процесса можно отнести:

  • необязательное привлечение финуправляющего, и как следствие — снижение цены процедуры;
  • отмена необходимости составления и ведения реестра кредиторов;
  • самоличная реализация имущества банкротом.

К минусам этой схемы можно отнести отсутствие механизма проверки должника на предмет добросовестности им исполнения обязанностей перед кредиторами.

Также стоит учитывать, что без финуправляющего существенно увеличивается нагрузка на банкрота: ему лично придeтся заняться продажей имущества, взаимодействием с участниками процесса и Арбитражным судом.

В этом случае целесообразно воспользоваться услугами команды опытных юристов, в совершенстве знающих все тонкости этого процесса. Юридическая поддержка позволит гражданам сэкономить время и избежать ряда ошибок, часто допускаемых при самостоятельных попытках признать себя банкротом, вне зависимости от выбранной схемы.

Источник: https://2lex.ru/uproshchyonnoe-bankrotstvo-fizlic/

Упрощенные процедуры банкротства

К упрощенным процедурам, применяемым в деле о банкротстве и регламентируемым гл.XI ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)»,относятся:

  1. банкротство ликвидируемого должника;
  2. банкротство отсутствующего должника.

Особенности банкротства ликвидируемого должника

В случае, если стоимость имущества должника- юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Если ликвидационная комиссия (ликвидатор)не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, это является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

При обнаружении вышеуказанных обстоятельств после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд:

  • собственником имущества должника — унитарного предприятия,
  • учредителем (участником) должника или
  • руководителем должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 Федерального закона.

Собственники имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники)должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии(ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных п.2 и 3 ст. 224 Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствами об уплате обязательных платежей должника.

Банкротство отсутствующего должника

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях:

  1. если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным,
  2. если имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве,
  3. если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника,
  4. при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном ст. 71 Федерального закона.

Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

Конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6701836/page:47/

Упрощенная процедура банкротства в 2024 году — что это такое, физического лица, юридического, должника

Закон о банкротстве упрощенная процедура

Особенности упрощенной процедуры банкротства. Чем она отличается от общей? В чем ее преимущества? Порядок осуществления и расчета с долгами.

В условиях нестабильной экономики и жесткой рыночной конкуренции не каждому предприятию удается преодолеть трудности и оставаться рентабельным.

Если этого не происходит, целесообразно поставить вопрос о прекращении деятельности и ликвидации предприятия.

Ликвидация может проводиться разными методами, одним из них является упрощенная процедура банкротства. В чем ее особенности, рассмотрим далее.

Общие моменты

Главной причиной ликвидации предприятия через банкротство является наличие неоплаченных обязательств, которые предприятие не имеет возможности погасить.

Это дает возможность законно списать часть задолженности и полностью прекратить деятельность юридического лица.

Ликвидация и банкротство, конечно же, для каждого предприятия – не самый лучший выход. Но в то же время важно вовремя определить несостоятельность компании, чтобы не попасть в еще большую долговую яму.

Что это такое

Упрощенная система банкротства – это процедура ликвидации предприятия, у которого остались неоплаченные обязательства.

Она имеет свои плюсы, которые значительно отличают ее от полной:

Процедура состоит из одного процесса Конкурсного производства
Имеет сокращенные сроки Осуществления процедуры
Экономия средств от 30 до 50 % В связи с отсутствием дополнительных процессов и меньшим сроками
Один из основных методов Проведения ликвидации предприятия

Упрощенная система банкротства отличается от общей еще и тем, что решение о ее проведении принимается самими участниками, а не их кредиторами или государственными контролирующими органами.

Имеет она и свои минусы, о которых также стоит упомянуть:

Вероятность привлечения руководителей К субсидиарной ответственности
Отсутствие финансового анализа Не позволяет определить действительное финансовое положение предприятия

Несмотря на свое название, упрощенная система банкротства является сложной процедурой, требующей времени, затрат и ответственного подхода со стороны участников, принявших решение о ликвидации.

Какой действует законопроект

Упрощенная процедура банкротства проводится на основании Закона «О банкротстве» главы 11, параграфа 1.

Он позволяет определить установленный законом порядок проведения ликвидации предприятия через процедуру банкротства, а также очередность расчета с должниками и другие особенности процесса.

Согласно статье 224 данного нормативного акта определяются причины признания должника банкротом, если оценочная стоимость имущества должника меньше, чем суммарная величина задолженности перед физическими, юридическими лицами и бюджетными организациями.

В случае, если обстоятельства соответствуют указанным выше, то ликвидатор обращается в арбитражный суд с целью признания ООО банкротом.

Согласно данной статье предусмотрены следующие лица имеющие право на обращение в суд:

  • собственник имущества;
  • один из учредителей юридического лица;
  • руководитель ликвидируемого предприятия.

Статьей 225 данного закона предусмотрены особенности рассмотрения дела относительно признания ликвидируемого должника банкротом, согласно чему при проведении дела о банкротстве ликвидируемого лица не назначается процедура наблюдения и финансового анализа.

Осуществляется только конкурсное производство. Реестр кредиторов составляется в соответствии с размером задолженности.

Важно, что в соответствии с данной статьей, если кредиторы обратились с заявлением в суд о признании должника банкротом ранее, чем ликвидатор, процедура проводится на общих основаниях.

Другая нормативная база

Помимо «Закона о банкротстве» главы 11, параграфа 1 особенности проведения упрощенной системы банкротства регламентированы в следующих нормативных актах:

Данными нормативными актами регулируется порядок проведения процедуры банкротства, в том числе и по упрощенной системе, а также Уголовным кодексом Российской Федерации и указанными выше статьями предусмотрено наказание за преднамеренное проведение процедуры банкротства с целью избавления от долговых обязательств.

Порядок оформления банкротства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника

Для проведения упрощенной процедуры банкротства установлены определенные сроки. Она проводится на основании решения арбитражного суда, заявление в который должно быть подано не позднее, чем на 10-й день после принятия решения о ликвидации предприятия.

Для заявления требований кредиторами также установлены сокращенные сроки, которые составляют всего 60 дней с момента публикации о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».

Сроки проведения упрощенной процедуры банкротства составляют от полугода до 9 месяцев для ликвидируемого и отсутствующего должника.

Для физических лиц

Индивидуальные предприниматели, согласно Федеральному Закону «О несостоятельности физических лиц» также имеют право на ликвидацию своего предприятия через процедуру банкротства, что позволит им списать часть невыплаченных долгов перед небюджетными организациями.

Порядок упрощенной процедуры банкротства гражданина, когда принят вопрос о закрытии предприятия:

  • подготовка пакета документов;
  • подача заявления в суд;
  • судебный процесс и признание физического лица ИП банкротом.

Важно, что при несостоятельности физического лица реализуются все активы, которые были задействованы в осуществлении предпринимательской деятельности с целью погашения кредиторских задолженностей.

Часть долгов может быть списана по завершении судебного производства, но это не относится к расчетам с государственными органами и фондами обязательного страхования.

Также, если лицо осуществляло предпринимательскую деятельность не само, а нанимало рабочих, к обязательным погашениям задолженностей относятся расчеты по оплате труда.

Для юридических лиц

К упрощенным процедурам банкротства относят:

Проведение общего собрания участников На котором принимается решение о ликвидации, назначается ликвидатор и выбирается метод прекращения деятельности предприятия через упрощенную процедуру банкротства
Подготовительный процесс Включающий в себя сбор пакета документов, необходимых для подачи в арбитражный суд
Личное обращение в суд
Рассмотрение судом заявления И прилагаемых к нему документов, принятие решения о признании предприятия банкротом
Начало конкурсного производства Оповещение сотрудников о признании предприятия банкротом и предстоящих увольнениях
Оповещение центра занятости О предстоящих массовых увольнениях
Оценка имущества Реализация всех основных средств
Проведение процессов По истребованию дебиторских задолженностей
Погашение задолженностей Перед кредиторами
Составление отчета арбитражным управляющим И передача его в суд
Завершение конкурсного производства По решению суда и списание всех долгов
Фирма исключается из ЕГР Документация сдается в архив, аннулируются лицензии, уничтожаются все атрибуты

Упрощенная процедура банкротства во многом похожа на основную, но при этом осуществляется гораздо быстрее.

Отсутствие стадии финансового анализа дает возможность недобросовестным предпринимателям почву для незаконного проведения процедуры банкротства.

Стоит отметить, что суд внимательно рассматривает пакет документов, предоставленный ему ликвидатором, и может выявить наличие или отсутствие предпосылок для прекращения деятельности предприятия. Внимание уделяется не только кредиторским требованиям.

Важную роль играет дебиторская задолженность, так как если она превышает кредиторскую, то по окончании ее погашения другими лицами появляется вероятность выплаты долгов самим ликвидируемым предприятием.

Возникающие нюансы

Обращаясь в суд, как юрлица, так и физические лица заполняют заявление, пример которого вы можете просмотреть ниже. Бланк заявления можно получить в канцелярии суда.

Заполнять его должен лично заявитель. Можно взять бланк заранее и заполнить до обращения в суд, но при подаче заявления важно присутствовать самому заявителю.

Физлица ИП могут выступать заявителями самостоятельно или на основе договора, доверенности их права может представлять более осведомленное третье лицо.

Юридическое лицо, как правило, представляет его руководитель, который чаще всего назначается ликвидатором по решению общего собрания участников ООО, так как именно он знает настоящее финансовое положение предприятия и причины этого.

В части введения указана следующая информация:

  • наименование инстанции;
  • общая сумма долгов перед всеми кредиторами и бюджетными организациями;
  • информация о трудовой деятельности;
  • информация о доходах, получаемых должником;
  • перечень имущества (для ИП) или активов и основных средств (для юридических лиц);
  • информация о составе семьи (для ИП).

К заявлению необходимо приложить документы, применяемые в деле и подтверждающие информацию, указанную в нем.

Для юридических лиц это:

  1. Учредительские документы предприятия – устав, протокол о решении создания ООО.
  2. Решение о назначении генерального директора.
  3. Личные документы участников и генерального директора – копии паспортов и идентификационных налоговых номеров.
  4. ИНН предприятия.
  5. Выписка из реестра.
  6. Архивная бухгалтерская документация за предыдущие 5 лет, включая последний баланс.
  7. Документы, подтверждающие наличие долговых обязательств.

В свою очередь, физическое лицо предоставляет следующие документы:

Подтверждающие личные данные Паспорт и ИНН
Подтверждающие наличие обязательств Кредитные договора, расписки, копии кредитных требований, перечень кредиторов и заключенных с ними сделок и другие
Документы, подтверждающие оплату судебных расходов Квитанции
Банковские документы О наличие расчетного счета
Налоговые документы Справка об уплате сборов, выписка из ЕГРИП
Копия страхового полиса
Другие документы Подтверждающие несостоятельность физического лица

На основании перечисленных бумаг арбитражный суд проверяет достоверность о несостоятельности заявителя и выносит решение, на основании которого проводится ликвидация предприятия через упрощенную процедуру банкротства.

Ликвидация предприятия через банкротство не является способом избегания уплаты долгов. Она позволяет списать только часть задолженности.

В целом же обязательства необходимо погасить. Рассмотрим, в каком порядке это необходимо сделать.

В первую очередь, при осуществлении процедуры банкротства необходимо покрыть расходы на ее проведение:

  • расходы на конкурсное производство;
  • оплата услуг арбитражного или конкурсного управляющего.

Далее необходимо погасить долги по таким категориям:

  • компенсация за причиненный должником вред жизни и здоровью;
  • задолженность по оплате труда, выдача выходных пособий, расчетам с ПФР;
  • расчеты с бюджетными фондами и налоговой службой;
  • оплата требований конкурсных кредиторов.

Важно то, что внешнее обязательство, указанное в данном списке, возможно только в таком порядке. Если обязательства перед одной из категорий не погашены, то переходить к следующей нельзя.

Многие ошибочно считают, что процедура банкротства позволит им избавиться от долгов.

Но это свидетельствует только об их неосведомленности в данном вопросе, так как многие долги остаются за учредителями даже по завершении процесса ликвидации.

В отдельных случаях за неуплату обязательств перед государственными органами и другими категориями должников, кроме конкурсных кредиторов, участники несут уголовную ответственность.

Упрощенная процедура банкротства – один из законных методов ликвидации предприятия по инициативе участников.

Данная система применяется как для физических, так и для юридических лиц, у которых возникли долговые обязательства. При этом денежная оценка их основных средств и активов значительно ниже, чем сумма задолженности.

Инициаторами банкротства являются участники, которые проводят общее собрание, та котором составляется протокол, фиксирующий процесс принятия решения о ликвидации, назначение ликвидатора и выбранный для этого метод.

После этого ответственное назначенное лицо обращается в арбитражный суд, который на основе прилагаемых к заявлению документов признает лицо банкротом.

Упрощенная процедура банкротства отличается от полной отсутствием наблюдения и финансового анализа, а также сроками ее проведения.

Заявление в суд должно быть подано в течение 10 дней после принятия решения о ликвидации. На предъявление кредиторских требований отводится 1 месяц.

В целом, процесс ликвидации предприятия через упрощенную процедуру банкротства составляет от 6 до 12 месяцев.

Источник: http://jurist-protect.ru/uproshhennaja-procedura-bankrotstva/

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

16 + пятнадцать =