Что грозит за фальсификацию следственного эксперимента виновником ДТП?


Если виновник аварии договорился с пострадавшим, все условия примирения выполнены, то даже суд не может настаивать на уголовном преследовании. Такое интересное решение принял Верховный суд.

Некий Попов в городе Лангепас выехал на обочину и протаранил стоявший там автомобиль, за рулем которого находился некто А. В результате А. был причинен тяжкий вред здоровью, а в отношении Попова возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса.

Попов свою вину в ДТП признал и приложил все усилия, чтобы примириться с пострадавшим. Он даже выплатил ему 480 тысяч рублей — такую компенсацию установил сам пострадавший. В конечном итоге договориться с пострадавшим Попову удалось.

В итоге сам пострадавший ходатайствовал перед следствием о прекращении уголовного дела в отношении Попова именно по примирению сторон. И следователи в июне того же года дело прекратили.

Указание о том, что решение о прекращении дела в связи с примирением сторон является правом, а не обязанностью суда, по мнению ВС — незаконно

Однако прокуратура вернула его на доследование. Но не потому, что не было оснований для примирения. Прокурор посчитал, что не все обстоятельства, подлежащие доказыванию, были установлены. В частности, не исследована возможность создания перед Поповым препятствия, из-за которого он свернул на обочину. Это обстоятельство и вовсе бы сделало Попова невиновным в ДТП.

Что грозит за фальсификацию следственного эксперимента виновником ДТП?

Какие автомобили можно купить по льготным кредитам

В суде пострадавший снова ходатайствовал освободить Попова. Однако суд это ходатайство не удовлетворил и вынес Попову обвинительный приговор. Виновника аварии приговорили к 1 году и 4 месяцам ограничения свободы, назначив в качестве дополнительного наказания лишение прав на 1 год и 4 месяца.

При этом суд пояснил свой отказ в применении примирения тем, что Попов ранее привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, что выплата Поповым потерпевшему 480 000 рублей — это не полное возмещением вреда от преступления, а также указал, что содеянное Поповым посягает на жизнь и здоровье человека и на безопасность движения и эксплуатации транспорта и тем самым создает повышенную общественную опасность для окружающих.

С судом первой инстанции согласились апелляционный суд, а также президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Но не согласился Верховный суд. Он указал, что, исходя из положений статьи 76 УК, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно при наличии указанных в этой статье условий.

Одно из таких условий — примирение лица, совершившего преступление, с потерпевшим и заглаживание причиненного ему вреда. А под заглаживанием вреда следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего.

При этом способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим.

Попов вину признал. Он впервые совершил преступление небольшой тяжести, а причиненный вред, определенный потерпевшим, полностью возместил. Он также принес свои извинения. Потерпевший заявил, что простил Попова, примирился с ним и не желает привлекать его к уголовной ответственности. Таким образом, все условия для освобождения Попова выполнены.

На то, что Попов ранее привлекался к административной ответственности, ВС напомнил, что человек считается ей подвергнутым в течение года. На момент первого заседания суда сроки давности прошли.

Что грозит за фальсификацию следственного эксперимента виновником ДТП?

Владельцы электронных паспортов транспортных средств получили к ним доступ

Что касается неполного возмещения — в частности, суд первой инстанции указал на состояние здоровья потерпевшего, требующего дополнительных затрат в будущем, превышающих выплаченную компенсацию, — то ВС напомнил, что размер определяется потерпевшим на момент принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела.

А указания судов первой, а также кассационной инстанций на то, что принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим является правом, а не обязанностью суда, по мнению ВС сделаны без учета требований законности, обоснованности и справедливости судебного решения.

На основании всего этого коллегия ВС отменила решения нижестоящих судов, а дело прекратила за примирением сторон. В общем, если виновник и пострадавший действительно примирились, то остальным остается с этим смириться.

Но надо напомнить, что еще несколько лет назад предлагалось исключить возможность примирения в ситуации, когда потерпевший погиб в ДТП. Ведь в таком случае примиряется не потерпевший, а его родственники. А кто знает, какие у них были отношения?

В Госдуме предложили запретить использование гаджетов за рулем:

Наказание за фальсификацию доказательств по делам об административных правонарушениях с 28 апреля 2017 года

Что грозит за фальсификацию следственного эксперимента виновником ДТП?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Уголовный кодекс Российской Федерации начиная с 28 апреля 2017 года.

Начиная с этой даты вводится серьезное наказание за фальсификацию доказательств по делам об административных правонарушениях. Причем наказан может быть как водитель, который попытался подделать доказательства, так и сотрудник ГИБДД.

Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Уголовное наказание за фальсификацию доказательств

Изменения затронули статью 303 Уголовного кодекса:

  • Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности
  • 1. Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем —
  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
  1. Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности
  2. 1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, —
  3. наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Итак, ранее данная статья распространялась только на гражданские дела. Теперь же наказание за фальсификацию можно получить и в случае административного дела. А именно к административным делам относятся все штрафы ГИБДД и прочие наказания для водителей.

За фальсификацию доказательств можно получить:

  • Штраф от 100 000 до 300 000 рублей.
  • Штраф в размере заработной платы за период от 1 года до 2-х лет.
  • Обязательные работы до 480 часов.
  • Исправительные работы до 2-х лет.
  • Арест на срок до 4 месяцев.

На кого может быть наложено наказание за фальсификацию доказательств?

В статье 303 УК РФ указано, что наказание накладывается на:

  • Участника производства по делу об административном правонарушении или его представителя.
  • Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении.
  • Должнострое лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении.

Рассмотрим каждую из указанных групп подробнее.

Участники производства (Глава 25 КоАП):

  • Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (водитель).
  • Потерпевший (пострадавший при ДТП).
  • Законные представители физического лица.
  • Защитник и представитель (адвокат).
  • Свидетель.
  • Понятой.
  • Специалист.
  • Эксперт.
  • Прокурор.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (Глава 23 КоАП):

  • Судья.
  • Сотрудник полиции (ГИБДД).
  • Сотрудник военной автомобильной инспекции.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (статья 28.3 КоАП):

  • Сотрудник полиции.
  • Сотрудник военной автомобильной инспекции.

Таким образом, все участники дела об административном правонарушении могут быть привлечены к ответственности за фальсификацию (подделку) доказательств.

Например, если сотрудник ГИБДД предоставит в суд поддельную видеозапись правонарушения, на которой изображено другое транспортное средство (похожее), то он может быть привлечен к ответственности по статье 303 Уголовного кодекса.

На практике иногда встречаются водители, которые считают, что сотрудники ГИБДД их обманули или подставили. Статья 303 УК РФ дает хорошую возможность привлечь недобросовестное должностное лицо к серьезной ответственности. Будем надеяться, что с введением уголовного наказания за фальсификацию доказательств по делам об административных правонарушениях, злоупотреблений станет гораздо меньше.

Удачи на дорогах!

Что грозит за ложные показания при ДТП

Актуально на 2022 год

Ложь участника или свидетеля аварии может быть выгодна виновнику ДТП. Это помогает избежать наказания или получить выплату от страховой компании. Бывает, что инспекторы ГИБДД и сами страховщики заинтересованы в нечестных показаниях. Рассказываем, как распознать такие ситуации и какая ответственность за ложные показания.

Когда инспектор опрашивает участников после ДТП, один из них может соврать. Он попытается описать аварию так, как выгодно ему.

Зачем врать. Ложь может быть выгодна тому, кто хочет уйти от ответственности — административной и уголовной. А еще страховая может выставить виновнику регрессный иск, то есть потребовать возмещение по страховой выплате. Такой иск страховая вправе подать на виновника, если, например, тот причинил вред здоровью потерпевшего и не был вписан в полис.

Право на регрессивные требования

Ответственность. По словам юриста Игоря Мирзоева, нарушителю ПДД, который говорит неправду, ничего не грозит, так как это можно расценивать как защитную позицию. Виновнику ДТП это сойдет с рук, если у потерпевшего не было регистратора и он не смог найти свидетелей.

Кто считается свидетелем. Свидетелем Административный кодекс называет человека, знакомого с обстоятельствами дела, которые устанавливают правоохранители. В Уголовном кодексе формулировка похожая: тот, кому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для расследования.

В качестве свидетеля ДТП водитель привлекает прохожих и других водителей. Сотрудник ГИБДД, который опрашивает свидетелей, обязан зафиксировать показания всех свидетелей и приобщить к материалам административного расследования.

За вранье при опросе на месте ДТП — штраф. Если свидетель при опросе сообщил недостоверные сведения и впоследствии это будет доказано, он получит штраф — до 1 500 рублей. Ложь такого свидетеля можно обнаружить, если показания других свидетелей отличаются.

Штраф за ложные показания в КоАП

Опросить свидетелей сотрудник ГИБДД может уже и после того, как участники ДТП разъехались. Если при опросе участников и свидетелей не остается спорных моментов или возражений, все данные заносятся в протокол — расследование можно считать завершенным. Длится такое расследование до месяца.

Расследование административного дела

Административное расследование ДТП и опрос свидетелей нужны чаще всего, если в аварии люди получили легкий или средний вред здоровью, например, пострадавший сломал палец.

Как определить вред здоровью

За вранье в суде — уголовная ответственность. Если в аварии люди получили тяжкий вред здоровью или погибли, дело будет рассматривать суд. Ложь свидетеля при опросе инспектором на месте, следователю при расследовании или при показаниях в суде может стоить ему штрафа до 80 000 рублей либо ареста до 3 месяцев.

Если ложь свидетеля носит обвинительный характер, наказание строже — до 5 лет заключения. Например, свидетель сообщил инспектору или следователю, что погибший при лобовом столкновении сам выехал на встречную полосу. В действительности было наоборот — на встречную полосу выехал выживший виновник. Если это установят, свидетель станет обвиняемым по новому Уголовному делу.

Если до вынесения приговора по Уголовному делу свидетель признает свои показания неверными, ответственность с него снимается. Сделать он может это в любой момент — назначить встречу со следователем или признаться на судебном заседании.

Если участник ДТП или должностное лицо, которое расследует дело, сумели изменить обличительный документ, например схему ДТП или признания свидетеля, положено наказание. В Уголовном кодексе предусмотрено четыре вида.

Фальсификация документов в УК

Участнику дела или инспектору ГИБДД — до 4 месяцев ареста. Такое наказание предусмотрено по гражданским или административным делам, для следующих лиц:

  • участники дела;
  • лица, которым поручено рассматривать дело. Например, инспектор ГИБДД;
  • те, кто составляют протоколы, например, инспектор ГИБДД на месте ДТП.

Административное дело рассматривает сотрудник ГИБДД, принимая решение — выписывать ли штраф. Гражданские дела рассматриваются в суде.

Следователю, прокурору или защитнику — до 5 лет заключения. Реальный срок за фальсификацию могут получить следователь, адвокат или прокурор по Уголовному делу. Такое может произойти, если, например, родственники обвиняемого сумели заинтересовать следователя и тот привлек подставных свидетелей, использовал их лживые показания и так добился свободы для обвиняемого.

Если дело тяжкое — до 7 лет заключения. Такой срок получают те, кто пытался изменить доказательства вины за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Например, следователь может надавить на сотрудников технической экспертизы и те составят заключение об исправности машины.

А в реальности авария произошла по причине, например, заведомо неисправных стеклоомывателей. В результате погиб человек.

Такое же наказание получит участник процесса, чьи действия привели к тяжким последствиям. Это могут быть:

  • длительное содержание лица под стражей,
  • незаконное осуждение,
  • необоснованное оправдание виновного.

Следователю за привлечение к ответственности невиновного — до 4 лет заключения. Таким способом накажут «оперативника», который пытался вменить вину невиновному, например, заставил подписать признание.

Фиктивное ДТП. Нечестный водитель заявляет повреждения машины как полученные при ДТП. Водитель и все, кто принимают решение о сумме выплат — в сговоре. Например, оценщик фальсифицирует документы о повреждениях, а менеджер их подписывает и направляет все бумаги в отдел по выплатам. Штраф за такое — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.

Наказания за мошенничество страховых в УК

Фиктивный угон. Машину продают на запчасти и получают компенсацию за угон. Доказать факт мошенничества в таких ситуациях бывает сложно. Штраф за такую аферу — до 120 000 рублей либо срок до двух лет.

Подставной водитель. После ДТП вместо водителя за руль садится владелец авто — тот, чьи данные в полисе ОСАГО. Если обнаружится, что владелец авто передал управление машиной тому, у кого нет прав, он получит штраф — 30 000 рублей.

Штраф за передачу руля человеку без прав

А если водитель был еще и пьян, владельца оштрафуют на 30 000 рублей и аннулируют права на два года. Доказать это поможет только видеозапись.

Штраф за нетрезвое вождение

Подробнее о таких «рокировках» и штрафах за них читайте в другой нашей статье.

Наказание за передачу руля человеку без прав

Умышленный вред машине. Автомобиль получает незначительные повреждения, например, царапину. После этого водитель сам на этом месте делает вмятину, чтобы «усилить» эти повреждения и получить выплату. Наказание и статья Уголовного кодекса фиктивный угон — до 120 000 рублей либо тюрьма сроком до двух лет.

Страховщик направляет в «свой» сервис. Здесь выгодно сразу трем сторонам: водителю, страховому менеджеру и сотрудникам станции техобслуживания. Схема такая: менеджер выписывает сумму ремонта намного больше реальной его стоимости.

Водитель получает компенсацию больше, чем мог бы, например, 150 000 рублей, вместо 70 000. Разницу в 80 000 рублей менеджер и водитель делят пополам. В сервисе машину чинят на реальную сумму. Затем ремонтники подписывают документы, что починили «дорого».

Штраф за эту авантюру — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.

Обычно злоумышленники подделывают:

  • полис ОСАГО. Подделывать полис ОСАГО может быть выгодно, чтобы при проверке инспектор не оштрафовал за его отсутствие на 800 рублей;

Штраф за отсутствие полиса

  • права. Их чаще всего подделывают после лишения или чтобы не сдавать экзамены в ГИБДД;
  • диагностическую карту. Карту выгодно подделать тому, кто хочет купить полис ОСАГО, но машина из-за многих неисправностей не может пройти техосмотр;
  • свидетельства о регистрации ТС. Машины с поддельным СТС стоят намного дешевле, таких сделок много на границах России со странами СНГ.

За эти махинации дают до 2 лет тюремного заключения.

  1. Участники аварии дают ложные показания, чтобы уйти от ответственности или получить страховую выплату.
  2. Если лжет свидетель, скорее всего, он в сговоре с участников ДТП. Наказание за такое вранье — до 5 лет заключения.
  3. За фальсификацию документов, которые оформляются при ДТП — протокол, схема ДТП или реальные показания свидетелей — виновный понесет уголовную ответственность. Самое строгое наказание — до 7 лет тюрьмы.
  4. За подделку прав, полиса ОСАГО, диагностической карты или свидетельства о регистрации положено уголовное наказание — до двух лет тюрьмы.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП Какой штраф за ДТП в 2022 году для виновника аварии

Ложные показания при ДТП

Ложные показания при ДТП, данные сторонами административного или уголовного производства, могут исказить картину произошедшего. Лица, идущие на такой шаг, должны понимать, что дача ложных показаний при ДТП, если данный факт будет раскрыт, влечет привлечение к ответственности. Чьи показания могут быть восприняты как ложные и какая ответственность за это предусмотрена?

Процедура оформления сотрудниками ГИБДД или следственно-оперативной группы дорожного происшествия включает несколько обязательных этапов. Один из них – опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, чьи объяснения и показания приобщаются к материалам дела, согласно п. 273 Админрегламента, утв. Приказом МВД № 664.

На основании этих объяснений и показаний, а также протокола осмотра, вещественных доказательств, фото и видеосъемки, органы будут воссоздавать картину произошедшего и определять роли участников ДТП, а также их процессуальный статус.

Если показания свидетелей и потерпевших, а также объяснения виновников ДТП будут ложными, это исказит картину произошедшего и приведет к неправильным выводам.

Это препятствует установлению истины и исключает возможность вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Возможность привлечения к ответственности зависит от процессуальной роли лица и вида производства, в котором он участвует.

Если это административное производство по факту ДТП, обязанность давать правдивые показания возлагается лишь на свидетелей по п. 2 ст. 25.6 КоАП. Они обязаны сообщать известные им обстоятельства и давать ответы на поставленные вопросы.

Ни на потерпевшего, ни на виновника ДТП таких обязанностей не возложено.

Иная ситуация в уголовном производстве по ДТП. В нем ложные показания запрещено давать не только свидетелю, но и пострадавшему. При этом подозреваемый/обвиняемый этого правила придерживаться не обязан.

Дача заведомо ложных показаний о ДТП

При квалификации ложности показаний потерпевших/свидетелей как неправомерных действий ключевую роль играет добросовестность. Практика правоприменения различает ложные и заведомо ложные показания.

При этом привлечение к ответственности возможно лишь при заведомой неправдивости показаний. Таковыми признаются сведения, в неправдивости которых на момент их заявления лицо достоверно и однозначно было уверено.

Имеет место умысел лица, дающего показания, на введение правоохранителей в заблуждение в отношении обстоятельств ДТП.

Когда же гражданин сообщает ложные сведения, будучи добросовестно уверенным в их правдивости, вне зависимости от причин его заблуждения, такие сведения, хотя и искажают картину происшествия, но к ответственности не ведут.

Наказание и ответственность

Если в событии ДТП отсутствует тяжкий вред здоровью пострадавших, возбуждается административное производство. В его рамках обязанность давать правдивые показания возлагается лишь на свидетелей. Соответственно, только они несут ответственность за заведомое лжесвидетельство по ст. 17.9 КоАП. Предусмотренная форма наказания – штраф 1-1,5 тыс. рублей.

В уголовном производстве, согласно ст. 307 УК, преследование за лжесвидетельство угрожает свидетелю и потерпевшему. Им грозит:

  • штраф 80 тыс. рублей;
  • обязательные/исправительные работы 480ч/24 месяца;
  • арест 3 месяца.

Изменений показаний при ДТП

На любой из стадий процесса его участники, давшие объяснения/показания, могут их изменить. Это не значит, что орган, рассматривающий дело, признает правдивые показания как истинно верные. В рамках уголовного производства это позволит избежать наказания – свидетель/потерпевший, заявившие о ложности показаний до приговора суда, не привлекаются к ответственности по ст. 307 УК.

В административном производстве возможности лжесвидетеля избежать ответственности не предусмотрено. Если расследующий дело орган или должностное лицо примет новые показания, то в отношении свидетеля будет возбуждено админпроизводство.

Как накажут водителя, который спровоцировал ДТП, но сам не пострадал?

​Спровоцировать ДТП несложно. Достаточно часто прибегать к опасному вождению, маневрировать в потоке транспорта и экстренно тормозить, чтобы вызвать цепочку панических действий у других водителей, которые и попадают в ДТП. При этом виновники опасной езды не всегда оказываются привлечены к ответственности.

Многие уверены, что отсутствие непосредственного контакта их автомобиля с машинами потерпевших является лучшим доказательством их невиновности. Если на бампере и дверях нет следов, то и водитель как бы и не считается участником ДТП. Однако это не всегда так.

О том, кого следует считать виновным в ДТП и какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП, рассказывает член Ассоциации юристов России Артем Коростелев.

Бесконтактное ДТП

Верховный суд часто рассматривает такие дела и дает разъяснения. К примеру, показательно дело из города Пушкин Ленинградской области. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова, водитель не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине.

Ее шофер, чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. Лихач посчитал, что «подрезанный» им автомобиль не нуждается в помощи быстро уехал с места ДТП.

Однако прибывший на место экипаж ГИБДД посчитал, что действия оставившего место ДТП водителя оказываются противозаконными и привлек его к делу в качестве виновника ДТП,

Ранее лихачи, попавшие в подобные аварии, чтобы защитить себя, ссылались на п.1.2. Правил дорожного движения, где имеется буквальное описание термина.

«Дорожно-транспортноее происшествие» — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Фраза «с его участием» трактуется иногда, как «при непосредственном контакте». Однако участие в ДТП может быть и бесконтактным. Разбирательство прошло через суды всех уровней. Дело дошло до Верховного суда, который пояснил следующее:

«Судебные инстанции пришли к выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. Вместе с тем, то обстоятельство, что последний стал участником ДТП, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в ГИБДД.

Согласно п 2,5 ПДД, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

В общем, водитель, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие и избежавший столкновения, признается «причастным к ДТП» и обязан дожидаться наряда ГИБДД, который и оформит протокол в соответствие с законом. Виновник обязан возместить причиненный в результате ДТП вред.

На данный момент согласно устоявшейся правоприменительной практике граждане, которые своими действиями на дороге спровоцируют ДТП с участием других автомобилистов, также признаются участниками дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями, к которым, в частности, относится обязанность возместить причиненный вред в полном объеме.

В каком случае водители могут покинуть место ДТП?

Водители могут покинуть место ДТП если авария не серьезная, ущерб незначительный и на месте самостоятельно оформлена схема ДТП, которая была предоставлена инспекторам ГИБДД для оформления надлежащих документов.

Разъехаться можно, если ДТП было оформлено по европротоколу. Но есть и другие уважительные причины.

К примеру, виновник аварии повез пострадавшего в больницу или участники столкновения съехали на безопасное место, чтобы освободить проезжую часть.

Если водитель отъезжал с места ДТП, но успел возвратиться до прибытия ГИБДД, то подобная поездка тоже не считается попыткой скрыться с места аварии.

Если же виновник ДТП покинул скрылся по другим причинам, то он может быть наказан в соответствие с п 2. статьи 12.27 КоАП РФ. Водителя, спровоцировавшего аварию и который неправомерно покинул место ДТП, могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток.

Расследование ДТП – одно из сложных направлений в работе следователя

Что чаще всего становится причиной трагедий на дорогах? Однозначный ответ дать сложно. Ясно одно — человеческий фактор в этом играет очень важное значение. Невнимательность, самонадеянность, элементарное неумение вести себя на дороге. Причем это относится как к водителям, так и к пешеходам.

Расследование уголовных дел, возбужденных по фактам дорожно-транспортных происшествий, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, является одним из сложных направлений в деятельности сотрудников следственных подразделений.

Но, несмотря на это, даже самые запутанные дела расследуются, доводятся до конца, следователи устанавливают все причины и обстоятельства произошедшего, доказывают то, что, казалось бы, доказать невозможно.

А самое главное, что благодаря их профессионализму и неравнодушному отношению к делу, реальные виновники привлекаются к ответственности.

В сентябре 2015 года в городе Тында Амурской области произошло резонансное дорожно-транспортное происшествие, не оставившее равнодушным ни одного человека. Около 18.00 часов один из местных жителей на своем автомобиле Тойота-Корона двигался по проезжей части улицы Верхненабережная.

В этот момент из-за забора на проезжую часть с целью ее перехода выбежал мальчик. Уже после, в ходе расследования, будет доказано, что водитель иномарки нарушил ПДД – и это стало причиной страшной трагедии. Превысив скоростной режим, мужчина совершил наезд на малолетнего пешехода.

Мальчик, 2010 года рождения, с многочисленными травмами был доставлен в больницу. Спустя несколько дней маленького жителя Приамурья не стало.

По факту ДТП было возбуждено уголовное дело.

В тот момент только ленивый не обсуждал это дорожно-транспортное происшествие. Версии выдвигались разные: и то, что водитель, наверное, был пьян, и то, что мальчик только сам виноват в произошедшем, и многое другое. Но установить истинные причины и выяснить, кто же прав, а кто виноват в этой трагедии, смогли только следователи.

— Изучив материалы уголовного дела, переданного из следственного отдела МО МВД России «Тындинский», изначально занимавшегося его расследованием, нами было принято решение о необходимости повторного производства следственных действий с участием непосредственных свидетелей ДТП, в результате чего, все они были тщательно и детально допрошены повторно, со всеми ними были произведены проверки показаний на месте, — рассказывает начальник отдела следственной части Следственного управления УМВД России по Амурской области подполковник юстиции Михаил Усяев. — Путём детальных допросов и выходов на место происшествия были восстановлены все условия и расположение объектов на месте аварии в момент развития ДТП. Это позволило установить взаиморасположение пешехода и автомобиля, их процесс сближения, возможность водителя видеть мальчика в процессе сближения.

Были проведены соответствующие следственные эксперименты, являющиеся неотъемлемым элементом расследования подобных уголовных дел. Изначально следователями была дана оценка зафиксированным следам торможения.

Автомобиль – участник ДТП был выставлен на воспроизведённый на асфальтовом покрытии след, что позволило более точно установить действительное место наезда на пешехода, и опровергнуть версию подозреваемого о том, что место наезда находилось возле правого края проезжей части.

В дальнейшем был проведён еще один следственный эксперимент для определения темпа движения пешехода. Дело в том, что проведённый ранее эксперимент не учёл то обстоятельство, что погибший мальчик перед наездом выходил на проезжую часть и вернулся на обочину, о чем говорили свидетельские показания. А это значит, что время нахождения пешехода в поле зрения водителя значительно увеличилось.

Также в ходе следствия было установлено, что до того момента, как из-за забора выбежал мальчик, сначала дорогу перебежал еще один ребенок. Это позволило сделать вывод о том, что водитель должен был проявить особую осторожность и предусмотрительность, в отношении второго мальчика, находящегося возле края проезжей части. Но обвиняемый это во внимание не принял. 

Водитель иномарки утверждал, что двигался со скоростью 55 км/ч. Однако результаты проведенной судебной автотехнической экспертизы показали, что его скорость в данных дорожных условиях тогда составляла около 70 км/ч. А значит водитель нарушил ПДД, превысив скорость движения.

Собранные доказательства были положены в качестве исходных данных на разрешение судебной автотехнической экспертизы. На основании представленных сведений эксперт – автотехник пришёл к выводу о том, что водитель имел техническую возможность избежать наезда на пешехода, применив меры к снижению скорости в момент его обнаружения.

— Таким образом, в ходе предварительного следствия было установлено, что водитель находился на достаточном расстоянии от пешехода, чтобы его заметить.

Вдобавок к нарушению Правил дорожного движения, невнимательность и неосмотрительность водителя к дорожной обстановке и ее изменениям привели к трагедии.

Мужчина не предпринял мер по снижению скорости, в результате чего ребенок оказался под колесами автомобиля, — говорит Михаил Усяев.

Также в ходе расследования были установлены и другие важные детали. Следователем было вынесено предписание в адрес администрации г.

Тынды об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления.

В ходе проведенной проверки установлено, что забор, находящийся возле проезжей части, из-за которого выбежал ребенок, построен с нарушениями. Виновные лица привлечены к административной ответственности.

В настоящий момент расследование уголовного дела окончено, материалы направлены в суд. Своей вины обвиняемый так и не признал. Однако это не освобождает его от ответственности.

Мошенничество с ДТП для получения страховки: виды, наказание, способы выявления

 Auto.TodayAuto.Today

Что такое подставное ДТПКаких водителей выбирают в качестве жертвы Основные виды мошенничества Проезд нерегулируемого перекресткаПри перестроениях на дорогахПодрезание и резкое торможениеИмитация наезда на пешеходаМахинации с бланками и полисамиНаказание за автоподставуМеры, принимаемые страховщикамиКак доказать свою невиновностьСпособы выявления подставыvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}

Подставное ДТП — это инсценированная авария с несущественными или уже присутствующими на машине «потерпевшего» повреждениями.

При таких происшествиях злоумышленники действуют с двумя целями:

востребовать денег от водителя-виновника; получить компенсацию от страховой за повреждения, нанесённые при других обстоятельствах.

Знаете ли вы? Самая дорогостоящая машина в мире — это Lamborghini Veneno Roadster стоимостью 4,5 млн долларов. Таким авто владеют всего 9 человек в мире.

Каких водителей выбирают в качестве жертвы

Злоумышленники не действуют спонтанно, они тщательно подбирают водителя-жертву. В поле их зрения попадают люди, которые в ходе езды ведут себя неуверенно либо невнимательно.

Интерес для них представляют:

новички, автотранспорт которых обозначен знаком «У»; водители, разговаривающие во время передвижения по телефону;управляющие новыми, но бюджетными моделями авто; женщины; молодые люди; пенсионеры.

Таким образом, мошенники выбирают в жертвы тех, кого легко сбить столку и запугать. В момент аварии в машине должен находиться один человек. Так легче на него надавить, запутать и доказать его виновность.

Мало шансов стать жертвой мошеннических действий на дороге у таких лиц:

владельцев дорогостоящих авто; управляющих машиной отечественного производства приличного возраста; имеющих в салоне пассажиров; водителей новых отечественных транспортных средств (ТС), оборудованных спортивными дисками и сильно затонированными окнами; с работающим видеорегистратором.

Знаете ли вы? Самым быстрым автомобилем в мире сегодня является Bugatti Chiron. Он развивает скорость 463 км/ч и стоит 2,65 млн долларов.

Основные виды мошенничества

Существует несколько схем подставных аварий. Чаще всего мошенники действуют в районе нерегулируемых перекрёстков, пешеходных переходов. Они подрезают другой автомобиль таким образом, чтобы создать видимость нарушения правил другим водителем. Очень часто производят, непредсказуемое для движущейся сзади машины, торможение. Ниже более детально разбираются действия аферистов.

Проезд нерегулируемого перекрестка

На пересечении неравнозначных трасс аферист паркует своё авто на главной дороге недалеко от перекрёстка. При пересечении водителем-жертвой главной дороги мошенник стартует и выезжает на перекрёсток.

При этом он специально подставляется под столкновение. Таким образом, имитируется ситуация, что машина, двигающаяся по второстепенной дороге, не пропустила ТС, осуществляющее движение по главной.

При перестроениях на дорогах

Это наиболее распространённая схема. Для её осуществления инициаторы афёры используют 2 авто.

Авария происходит следующим образом:

Водитель-жертва передвигается по средней полосе. Сзади его догоняет одно авто злоумышленников и даёт сигнал пропустить. Водитель, включая сигнал поворота, уходит вправо, где попадает в крыло быстро подъехавшей второй машины под управлением мошенников.

Подрезание и резкое торможение

Ещё две ходовые схемы. В ходе первой — автомобиль резко подрезает авто жертвы и подставляется под столкновение. При второй происходит резкое беспричинное торможение двигающегося впереди ТС. При этом автомобиль, двигающийся сзади, едет с разрешённой скоростью и на безопасном расстоянии.

Имитация наезда на пешехода

В ходе этой схемы авто передвигается с небольшой скоростью, например, при выезде с парковки или в начале движения, а под колёса бросается пешеход. При этом на теле пострадавшего не оказывается серьёзных травм.

Такие схемы часто осуществляются на нерегулируемых пешеходных переходах. Нередко рядом останавливается или паркуется машина, которая загораживает обзор и возможность увидеть пешехода. Частыми бывают случаи с участием детей и подростков.

Махинации с бланками и полисами

Это способ рассчитан на получение возмещения от страховой компании. Речь идёт о подделке различных бланков, полисов, экспертиз. В дальнейшем липовые документы предоставляются одновременно с заявлением, в котором просится возместить ущерб. Чаще всего страховики получают бумаги, в которых указываются завышенные суммы ущерба за повреждения.

Наказание за автоподставу

Российское законодательство за инсценирование ДТП предусматривает максимальное наказание в виде пребывания в тюрьме сроком до 10 лет и выплаты 1 млн руб. (ст. 159, 159.2 УК РФ).

За мошеннические действия в области страхования виновному грозят штрафные санкции до 120 тыс. руб. или в сумме заработной платы за год.

Согласно ст. 159.5 УК РФ, мошенника могут обязать выполнять разного рода исправительные работы до одного года. Суд вправе ограничить его сводобу до двух лет либо отправить выполнять принудительные работы на такой же срок. Обвинённый в мошенничестве также может быть арестован на 4 месяца.

Рекомендуем для прочтения:

Как не попасть в лобовое столкновение?

Что поможет спасти жизни во время ДТП или состав новой автомобильной аптечки

Обращение в страховую компанию виновника ДТП по ОСАГО

Если я виновник ДТП, надо ли обращаться в страховую?

Меры, принимаемые страховщиками

Как утверждают статистические данные по автострахованию, сегодня около 15% всех выплачиваемых сумм по страховым случаям при ДТП уходят к аферистам. В результате автостраховщики поднимают стоимость страховок, более детально и длительно рассматривают страховые случаи.

Для того чтобы выявить несоответствие повреждений авто заявленной аварии, страховики используют специально разработанные компьютерные программы, дающие возможность воспроизвести, какими повреждения должны быть на самом деле. Во многих солидных страховых компаниях есть специальные отделы, которые ведут расследование при подозрении на мошенничество. Компании попроще могут обращаться за такой услугой к специалистам со стороны.

Как доказать свою невиновность

Водителю, ставшему жертвой срежиссированного ДТП, чтобы уберечь себя от незаслуженного наказания, необходимо действовать следующим образом:

Вызвать работников ГИБДД. Включить устройство видеозаписи и снять весь разговор, который будет происходить с мошенниками (обычно давление оказывается лишь на словах, физические действия не применяются).

Не оставлять автомобиль до момента приезда полицейского наряда. Не передвигать машину с места аварии. Осуществить перепись номеров авто участников ДТП. Произвести фотосъёмку положения машин.

При неадекватном поведении водителя «пострадавшего» ТС до приезда полиции закрыться в машине.

Важно! Вызов ГИБДД необходимо осуществить самостоятельно по телефону. Некоторые мошенники вступают в сговор с сотрудниками полиции, которые оказываются рядом как раз в момент аварии.

Способы выявления подставы

Водитель, который стал виновником ДТП, может заподозрить «подставу» при таких вариантах развития событий:

Если его настойчиво убеждают не производить вызов работников ГИБДД, а разобраться самостоятельно на месте. Если «жертвы» проявляют чрезмерную эмоциональность или агрессию. При вышеописанном поведении «пострадавших» повреждения обоих авто участников ДТП или травмы человека минимальны.

Автовладельцу, чтобы минимизировать риски участия в подставном ДТП, необходимо придерживаться простых правил:

быть предельно внимательным при вождении авто; не разговаривать по телефону за рулём; совершая поворот, контролировать положение машины, которая находится впереди; в ходе оживлённого движения следить за положением ТС и поведением водителей, которые пребывают слева и справа; при подаче сигнала сзади с просьбой перестроиться убедиться, что переезд в другой ряд является безопасным и не имеет преград; при прижимании авто остановить движение и произвести включение сигналов аварийной остановки; всегда при движении быть готовым избежать столкновения; соблюдать ПДД; завести знакомство с юристом, который может прийти на помощь при подобных проблемах.

Шансы избежать несправедливого наказания повышаются, если перед выездом на дорогу включить и убедиться в исправности видеорегистратора.

Как видим, сегодня любой водитель, даже постоянно соблюдающий ПДД, может стать жертвой аферистов, устраивающих инсценированные ДТП с целью наживы. Важно правильно действовать после аварии и собрать как можно больше свидетельств и доказательств, чтобы аргументировать свою невиновность.

Рекомендуем!  Моральный ущерб при дтп: легкий вред здоровью
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

13 − 3 =