Как взыскать сумму ущербу по дтп, не покрытую страховым возмещением?


В этой статье:

Как взыскать сумму ущербу по дтп, не покрытую страховым возмещением?

Договоры обязательного страхования ОСАГО, в первую очередь, нужны, чтобы наименее проблематично решать вопросы, связанные с денежными выплатами, между виновными и пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии.

Часто бывает, что страховая компания не желает выплачивать компенсацию, даже если вина застрахованного лица доказана в конкретном случае полностью. Не реже бывает и так, что страховая намеренно занижает сумму ущерба, так как не все автолюбители юридически грамотны и не знают, как отстоять свои права.

Однако не стоит мириться с несправедливостью со стороны страховой компании, ведь законодатель тоже выступает на стороне автомобилистов и позволяет им при обращении в суд взыскать компенсацию не только со страховой, но и напрямую с виновного.

Как взыскать дополнительный ущерб с виновника ДТП

Самый лучший и беспроблемный способ взыскать с виновника дорожно-транспортного происшествия недостающую суммы или дополнительный ущерб – мировое соглашение. Если же договориться не получается, то потерпевший должен обратиться в суд и уже по решению суда получить причитающуюся сумму.

  • При обращении в органы судебной власти, потерпевший составляет заявление, в котором указывает свои требования материального характера, подробно описывает обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, размер выплаченной компенсации, а также обязательно указать, что пытались заключить досудебное соглашение и ответ на это виновного.
  • В Гражданском кодексе РФ закреплено, что если лимит, предусмотренный страховкой ОСАГО не покрывает причиненного ущерба, то остаток можно взыскать непосредственно с виновного.
  • В статье 1082 Гражданского кодекса РФ закреплено, что виновный должен оплатить потерпевшему недополученную прибыль.
  • Упущенная выгода – деньги, которые смог бы выручить автолюбитель, если бы не было дорожно-транспортного происшествия, не наступил страховой случай и автомобиль бы остался в рабочем состоянии.
  • Если нарушивший права пострадавших, виноватый в дорожно-транспортном происшествии автолюбитель, получит деньги для компенсации собственного ущерба, то пострадавший может требовать выплату денег одновременно с иным ущербом упущенных выгод.
  • Это возмещение является суммой, которая ни при каких условиях не бывает меньше, чем выплаченная виновному компенсация.
  • Для получения в судебном порядке упущенных выгод заявитель должен доказать следующее:
  • что права пострадавшего при этих конкретных обстоятельствах были нарушены;
  • что причинен ущерб имуществу потерпевшего (в какой сумме, определяется конкретный размер выплаты, подлежащий возмещению);
  • что имеются доказательства причинно-следственной связи у нарушенных прав и убытков.
  1. Стоит помнить, что для взыскания упущенной выгоды может понадобиться длительное время, так как в судебном разбирательстве заявителю необходимо доказать, что упущенная выгода произошла именно из-за того, что нарушены были его права при наступлении страхового случая.
  2. Не учитывая износ
  3. В статье 1072 Гражданского кодекса говориться, что если юридическое или физическое лицо имеет заключенный в соответствии с законодательством страховой договор ОСАГО, то при недостаточном возмещении ущерба страховой компанией, можно потребовать возмещения недостающей суммы ущерба от виновного.
Рекомендуем!  Обоюдная вина при дтп: выплаты страховой по осаго

Сумма выплат для возмещения причиненного автомобилю ущерба регламентируется статьями 18, 19 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ.

В сумму компенсации так же входят траты, которые были понесены на запчасти и агрегаты, замененные в ходе ремонта.

Это означает, что в соответствии с государственными нормативным правовыми актами, страховая компания, рассчитывая компенсацию, должна обязательно учитывать износ транспортного средства потерпевшего. Размер износа определяет только компетентный эксперт.

Однако, если страховая выплатила компенсацию в пределах лимита, установленного законодателем, но ее не хватает для полного погашения ущерба, то возмещение недостающей суммы производится за счет виновника в дорожно-транспортном происшествии.

Однако на практике возникают противоречия между нормами Закона и реально принимаемыми решениями. На практике, фактические затраты включают в себя и сумму, которую истец потратил на восстановление своих прав.

В сумму причиненного ущерба включаются и новые детали и узлы, если их замена потребовалась из-за того, что случилось дорожно-транспортное происшествие. Не имеет значения, увеличится ли при этом общая стоимость автомобиля в сравнении со стоимостью до аварии.

Однако и виновник имеет право уменьшить размер денежных средств, которые ему предстоит выплатить потерпевшему. Для этого он должен доказать, что существуют менее дорогостоящие способы устранения полученных повреждений.

Законодатель закрепляет за потерпевшим право истребовать с виновного в ДТП компенсацию, превышающую выплату, предусмотренную страховой.

  • Расходы на погребение
  • Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что в огромном количестве аварий последствием является гибель не только водителей, но и пассажиров.
  • В статье 1064 Гражданского кодекса РФ законодатель закрепляет норму о том, что ущерб, который причинен потерпевшим, а равно и их имуществу в результате дорожной аварии, обязательно компенсируется в полном объеме.

Если же в ходе разбирательства будет установлено, что вины этого лица в совершении транспортного происшествия нет, то и обязанность возмещения ущерба с него снимается (статья 1083 Гражданского кодекса РФ).

Однако же если вина установлена, то за гибель людей, соответствующий водитель привлекается к уголовной ответственности, и у него возникает ответственность, согласно статье 1094 Гражданского кодекса РФ – оплата расходов на погребение погибших.

Выплаты, получаемые родственниками погибшего от государства, не являются расходами на погребение, следовательно, через суд можно взыскать с виновного эту выплату.

Франшизы

Цена, которую приходится платить за страховой полис постоянно повышается, поэтому многие автолюбители, желая сэкономить свои средства, используют франшизу. Необходимо понимать, что такой способ действительно работает.

Существуют два вида франшизы – условная и безусловная.

Рассмотрим каждый вид в отдельности:

  • Если используется условная франшиза,то при возникновении страхового случая, ущерб которого не превышает сумму франшизы, то страховщик не выплачивает компенсацию, если же превышает, то всю сумму выплачивает страховая компания.
  • Если используется безусловная франшиза, то при любой сумме ущерба страхователь выплачивает ее, а остальное выплачивает страховщик.

Для примера, установленная суммы франшизы 16000 рублей. В случае ущерба в 9000 рублей и при условной, и при безусловной франшизе застрахованный выплачивает компенсацию самостоятельно.

А вот если стоимость повреждений 20000 рублей, то при условной франшизе ущерб полностью возмещает страховая компания, а при безусловной – СК выплатит только 4000 рублей, а 16000 рублей взыскано будет с виновника.

То есть, если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, где у виновного заключен договор обязательного страхования с франшизой, то часть средств придется истребовать с него. Однако необходимо помнить, что франшиза позволяет снизить стоимость страховой выплаты один раз за год, то есть и сэкономить с ее помощью получится единожды.

  1. Моральный вред
  2. Гражданский кодекс РФ предусматривает взыскание с виновного в ДТП и причиненного морального вреда.
  3. Однако, чтобы доказать его причинение необходимо выполнить следующее:
  • в законном порядке установить виновного в аварии;
  • вызов сотрудников ГИБДД для оформления происшествия и, в последующем, выдачи справки о дорожно-транспортном происшествии;
  • обратиться за медицинской помощью;
  • опросить свидетелей, записать их контактную информацию;
  • предоставить все платежные документы о полученном лечении;
  • провести экспертизу;
  • документально подтвердить из-за чего именно вам причинен моральный ущерб.

Все вышеуказанные мероприятия станут доказательствами того, что вам был причинен ущерб здоровью и повреждено имущество. То есть, у вас появляется права, предусмотренное законом, обратиться в суд для взыскания компенсации морального ущерба.

Однако не стоит забывать, что размер компенсации морального вреда устанавливается судьей единолично, несмотря на размер требований, заявленных пострадавшим. Она зависит в том числе и от доходов виновного.

  • При написании искового заявления о получении компенсации за моральный ущерб, необходимо уточнить, что именно в результате действий виновного, возникли негативные последствия для физического и морального состояния заявителя.
  • Исковое заявление
  • Необходимо помнить, что исковое заявление, направляемое в суд, это официальный документ, соответственно он должен составляться только пострадавшим или его же его законным представителем.
  • При составлении иска необходимо указать обязательно:
  • когда выплата должна быть произведена;
  • размер компенсационной выплаты;
  • точные расчеты и доказательства их правильности;
  • ссылки на нормативно-правовые акты при указании своих требований;
  • анкетные и контактные данные истца и ответчика.

Заявление можно составить и лично, а можно воспользоваться услугами грамотного юриста, который сделает это быстрее и правильнее.

Законодатель закрепляет в Гражданском кодексе РФ право потерпевшего на полное возмещение причиненного ущерба. Вопросы страхования освещаются в статье 1072 Гражданского кодекса РФ. А именно в ней определяется, что в случае, когда сумма ущерба превышает лимит по ОСАГО, то разницу обязан возместить виновник. Однако истребовать такую разницу чаще всего придется в судебном порядке.

Конкретные цифры размера возмещения освещает ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ.

К примеру, страховая выплатила компенсацию 400000 рублей, а сумма ущерба, подтвержденная заключением эксперта составила 550000. То есть, 150000 рублей нужно истребовать в частном порядке.

Сама процедура истребования включает в себя следующие моменты:

  • Составление досудебной письменной претензии к виновному в дорожно-транспортном происшествии. В нем обязательно необходимо указать обстоятельства, из-за которых образовалась разница, высказать требование о погашении такой разницы. Так же необходимо приложить к претензии и копии документов, которые подтверждают ваши требования;
  • Если в течении 30 рабочих дней ответ на претензию не получен или же получен отказ в удовлетворении требований, то стоит подавать исковое заявление в суд.

Исковое заявление составляется в двух экземплярах и к нему обязательно прикладываются такие документы:

  • Протокол осмотра места происшествия, который изначально составлялся сотрудниками ГИБДД;
  • Документы, доказывающие причиненный ущерб. Это могут быть и квитанции об оплате ремонта, и заключение независимого эксперта;
  • Справку из страховой, подтверждающую, что произведены выплаты в размере, предусмотренном законодательством;
  • Полис ОСАГО;
  • Свидетельство о собственности, паспорт транспортного средства;
  • Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Кроме последней квитанции, все документы предоставляются в виде заверенных копий.

Однако стоит отметить, что разбирательство в таких делах достаточно сложно, так как зачастую необходимо опротестовывать оценку стоимости ущерба, которую проводила страховая.

Кроме того, и виновник вправе доказывать, что размер ущерба завышен. Он тоже может привлечь экспертов, например, если эта сумма меньше реальных затрат.

Для составления искового заявления в таких случаях лучше всего привлечь профессионала-автоюриста. Он также может и представлять ваши интересы в ходе всего судебного разбирательства, тем самым сэкономив вам деньги и нервы.

Очень часто страховые компании занижают размер реально причиненного ущерба. Это и понятно, ведь все-таки страхование – коммерческая деятельность, направленная на получение выгоды.

Однако стоит рассмотреть все ситуации, когда ущерб не покрывается выплатой по ОСАГО:

  • Страховщик минимизировал сумму компенсации. Способов для этого существует огромное множество, обычно это происходит при оценке повреждений и их стоимости самой страховой;
  • Значительное число потерпевших. ФЗ «Об ОСАГО» регламентирует обязательные выплаты страховщиков в общей сумме 400000 рублей. То есть, чем больше потерпевших и чем серьезнее повреждения, тем меньшая сумма достается каждому из пострадавших;
  • Повреждения автотранспортного средства настолько значительны, что не покрываются лимитом в 400000 рублей.

Если компенсация выплачена не в полном объеме, то оставшуюся сумму можно взыскать либо со страховой (если лимит выплат не превышен), либо с виновного в дорожно-транспортном происшествии.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО. Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.

Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП. Теперь износ будут считать только для ОСАГО. А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.

Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.

Полис больше не спасет

Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП.

Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ. Верховный суд поддерживал эту позицию.

Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП.

Конституционный суд решил, что методику Центробанка нужно применять только для расчета выплат по ОСАГО. Разницу между реальным ущербом и страховыми выплатами можно требовать с виновника аварии.

Это хорошо для пострадавших из-за ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.

Это плохо для виновников ДТП. Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.

Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта.

Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства.

Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП.

Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС.

То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс.

Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам.

Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты.

При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда.

Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда.

В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда.

Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г.

№ 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других.

Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК.

С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден.

«В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда.

Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г.

№ 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО.

«Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности.

С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП.

Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина.

– Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Взыскание ущерба с виновника дтп если отсутствует страховка

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание ущерба с виновника дтп если отсутствует страховка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Взыскание ущерба с виновника дтп если отсутствует страховка

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 15 «Порядок осуществления обязательного страхования» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Удовлетворяя требование о взыскании страхового возмещения, суд в порядке пунктов 1, 2, 7 статьи 15 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установил, что в связи с наступлением страхового события, в результате которого автомобилю истца причинены повреждения, последний, в отсутствие страхования гражданской ответственности, обратился за возмещением к страховщику причинителя вреда, учитывая, что номер VIN автомобиля, указанный в полисе ОСАГО, идентичен номеру ТС виновника ДТП, ответственность виновника была застрахована на момент ДТП ответчиком, а размер причиненного автомобилю истца ущерба определен соглашением о страховом возмещении по договору ОСАГО в форме страховой выплаты.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание ущерба с виновника дтп если отсутствует страховка

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Верховный Суд: страховщик обязан компенсировать ущерб, даже если у потерпевшего нет ОСАГО(Ушаков И.)

(«Административное право», 2021, N 3)

Однако Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку, помимо неправильного толкования закона, апелляция противоречиво изложила обстоятельства дела. С одной стороны, она указала, что страховой полис выдан на автомобиль, которым управлял виновник ДТП.

С другой стороны, она пришла к выводу, что «идентификационные данные транспортного средства имеют иное значение».

То есть как будто полис ОСАГО, представленный в материалы дела, оформлен не на автомобиль, которым управлял виновник ДТП, а на какой-то другой автомобиль, и как будто у автомобиля, которым управлял виновник ДТП, полис ОСАГО также отсутствовал.

В таком случае отсутствовали бы доказательства наличия страховки у автомобиля, управлявшегося виновником ДТП, вследствие чего отказ в иске к страховой компании действительно был бы полностью обоснован.

Но если дело обстояло таким образом, непонятно, почему суды апелляционной и кассационной инстанций прямо не прописали такой вывод, а использовали неясную формулировку «идентификационные данные транспортного средства имеют иное значение». Также непонятно, почему страховая компания до суда в добровольном порядке частично возместила ущерб потерпевшему.

Нормативные акты: Взыскание ущерба с виновника дтп если отсутствует страховка

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги — новости Право.ру

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка.

Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб.

, его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд. 

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

КАСКО и ОСАГО Два миллиона за ДТП: пять крупных исков к страховой

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС. 

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС. 

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Федеральный рейтинг.
. Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой. 

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
видит в позиции ВС и полезный акцент.

Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

 

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт.

И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой.

Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Что делать если попал в ДТП и виноват

В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.

Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.

Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

Я — виновник, у меня есть осаго

Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.

Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.

Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.

Как будет действовать пострадавший

Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.

Что будет делать пострадавший:

  1. Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
  2. Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
  3. Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
  4. Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.

Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.

Если ущерб превышает сумму по ОСАГО

Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:

  • максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
  • максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.

Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.

Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.

Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.

Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.

Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.

Варианты развития событий после суда:

  1. Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
  2. Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.

Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.

В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.

Я — виновник дтп, мои действия при отсутствии осаго

Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.

На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.

Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.

Если в дело вступят приставы:

  • первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
  • далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
  • если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
  • если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.

Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.

А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.

Частые вопросы

Что делать виновнику ДТП при наличии полиса ОСАГО? Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего.

Должен ли виновник ДТП платить страховой компании? Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Я — виновник ДТП, что мне грозит? Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей.

Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы.

Сколько платит виновник ДТП? Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью. Если я — виновник ДТП, меня лишат водительского удостоверения? Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью.

За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года. Об авторе

Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. [email protected]

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту [email protected].

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

5 × 4 =