Чем чревата п.1 ст.264 УК РФ и можно ли ее снять?


В этой статье:

Не всегда по уголовным статьям судят злостных злоумышленников. Иногда преступник сам оказывается «жертвой». Пример этому – статья 264 УК РФ.

Под нее ежегодно попадают тысячи автолюбителей из-за банальной невнимательности и чрезмерной самонадеянности.

Впрочем, исход может оказаться неожиданным: далеко не всегда со скамьи подсудимых обвиняемые по статье 264 УК РФ попадают в места «не столь отдаленные».

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

Рекомендуем!  Соучастие в преступлении: понятие, признаки, формы по 33 ст УК РФ

Подробнее про статью

Нарушение ПДД и нарушение использования транспортных средств – основные пункты статьи № 264 УК РФ, за которые предусматривается уголовная ответственность. Под транспортными средствами понимают любой наземный общественный транспорт, автомобили, а также спецтехнику и другие механические ТС.

Действующая редакция статьи № 264 УК РФ насчитывает шесть частей. Степень наказания зависит от того, по какой именно из ее частей привлекается виновный.

Например, часть 1 вряд ли приведет к тюремному заключению. Скорее всего, подсудимый будет осужден условно, либо вину и вовсе снимут.

Но разберемся с основными пунктами статьи более подробно.

Основные положения

Часть 1 статьи № 264 УК РФ предусматривает несколько видов наказания:

  • ограничение свободы до 60 месяцев, при этом осужденный проживает не в колонии, а дома, а ограничения накладываются на выезд за границу, выход из дома ночью, посещение развлекательных заведений. Контроль органов ГУФСИН за осужденными осуществляется с помощью электронных спутниковых браслетов;
  • принудительные работы до 24 месяцев, подразумевающие отсутствие прав устраиваться на определенную должность или осуществлять определенный вид деятельности. Принудительные работы выполняются в исправительном центре конкретного региона, но на деле такие учреждения есть не в каждом субъекте РФ;
  • арест обвиняемого на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы до 24 месяцев.

На практике осужденные по этому пункту № 1 редко отбывают полный срок в колонии.

Исключение составляют лица с непогашенной судимостью. Дело в том, что преступления по части № 1 трактуются как деяние небольшой тяжести.

Часть вторая предусматривает ответственность для того, кто, будучи опьянен, причинил тяжкий вред другому человеку.

Возможны следующие варианты наказаний:

  • принудительный труд до 60 месяцев
  • лишение прав на работу в конкретной должности;
  • лишение свободы до 72 месяцев.

Чем чревата п.1 ст.264 УК РФ и можно ли ее снять?

Части с третьей по шестую предусматривают только лишение свободы, но сроки зависят от тяжести ДТП, количества погибших и состояния самого водителя. Если тот находился в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, сроки достигают максимальных значений. Судебная практика в России практически не знает случаев, когда пьяный водитель, лишивший жизни одного и более потерпевших, был оправдан.

Ответственность по статье

Резюмируя изложенное в предыдущей главе, отметим, что описываемой статьей предусмотрено несколько вариантов наказаний.

Это может быть принудительный труд, заключение в тюрьму, арест или ограниченная свобода с запретом на выезд за границу, а также лишение автомобильных прав и запрет на некоторые занимаемые должности.

Части статьи 264 УК РФ Последствия Наказание для трезвого автовладельца Наказание за ДТП, совершенное пьяным водителем
1 – 2 средний или тяжкий вред, причиненный физическому здоровью потерпевшего
  • арест до шести месяцев;
  • принудительные работы или ограниченная свобода до 24 месяцев;
  • лишение свободы (ЛС) до четырех лет.
ЛС до 48 месяцев
3 – 4 Смерть, причиненная по неосторожности одному гражданину ЛС до пяти лет ЛС до семи лет
5 – 6 Смерть двух и более потерпевших ЛС до семи лет ЛС до девяти лет

Во всех перечисленных случаях потерпевший лишается водительского удостоверения и права управлять автомобилем на срок до 36 месяцев.

В каких случаях применяется?

Статья 264 УК РФ применяется после того, как установлена объективная сторона деяния. Для привлечения должен быть следующий повод: водитель нарушил ПДД или правила эксплуатации ТС.

Чем чревата п.1 ст.264 УК РФ и можно ли ее снять?

Последствиями нарушения могут стать:

  • вред разных степеней тяжести, причиненный здоровью потерпевшего;
  • гибель одного, двух и более человек.

Важно, что не весь причиненный вред относится к уголовным делам.

Ответственность по статье УК РФ наступает только в случае причиненного среднего или вреда высокой тяжести. А незначительный урон здоровью относится, по словам экспертов, к гражданско-правовым делам.

Наказание распространяется на обвиняемых, которые совершили деяние по неосторожности. А в тех ситуациях, когда причинение вреда было намеренным, применяются иные статьи УК РФ, чья трактовка подразумевает деяние, совершенное против имущества или личности.

Примеры из практики

Судебная практика знакома с ситуациями, в которых виновен не водитель, а потерпевший, переходивший, к примеру, дорогу в неположенном месте или внезапно появившийся перед ТС. Однако вина потерпевшего не исключает вину автовладельца, если последний попадает под признаки состава преступления по описываемой статье.

Но в тех случаях, когда не был нанесен вред физическому здоровью потерпевшего, и все ограничилось лишь моральным ущербом или материальным уроном, нарушитель не попадает под статью. В этих ситуациях причиненный урон возмещается проще, за счет выплаты денежной компенсации.

Бывает и так, что при ДТП обнаружили погибшего, но его смерть наступила еще до того, как произошло само дорожное происшествие.

Кроме того, важно отметить, что, устанавливая меру наказания, судья нередко учитывает смягчающие обстоятельства – отсутствие предыдущих судимостей, искреннее раскаяние обвиняемого и другие факторы.

Последние поправки и дальнейшие изменения

Последние корректировки и поправки в статью были внесены в 2018 году. Все изменения направлены на конкретизацию наказаний для граждан, управлявших автомобилем и ставших инициаторами ДТП.

В частности, были пересмотрены сроки, касающиеся изъятия водительских удостоверений, ограничения и лишения свободы, время, отведенное на принудительные работы. Кроме того, статья дополнилась новыми мерами наказания – запретом на посещение мест общественного пользования, включая развлекательные заведения, а также подпиской о невыезде.

Изменения не коснулись самих ситуаций, по которым виновный привлекается к уголовной ответственности.

Что касается комментариев к статье, то в них конкретизированы понятия, касающиеся предметов и лиц в состоянии опьянения.

  1. Под предметом трактуется любой вид механического ТС с автономным движком: легковые машины, тракторы, мотоциклы, общественный транспорт вроде трамваев и троллейбусов, ряд спецтехники, включая автогрейдеры и асфальтоукладчики.
  2. Лицо в состоянии опьянения – гражданин, в чьей крови при медосвидетельствовании был обнаружен алкоголь в концентрации, которая превышает допустимые значения.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Уголовный адвокат по ДТП с погибшими

Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!

Чем чревата п.1 ст.264 УК РФ и можно ли ее снять?

Вы имеете полное право обратиться к уголовному адвокату по ДТП Головешкину Игорю Витальевичу.

Благодаря своему многолетнему опыту работы в органах МВД, адвокатской практике, навыкам, знаниям и умению находить выход даже из самых сложных, а порой критических ситуаций, адвокат по 264 ст. УК РФ:

  • сможет помочь урегулировать конфликт между виновником ДТП и пострадавшей стороной;
  • добиться в суде минимального наказания за совершенное обвиняемым правонарушение;
  • откорректировать, если потребуется сумму возмещения материального и морального вреда потерпевшему по делу;
  • составить грамотную кассационную жалобу в случае, если клиент не будет согласен с вынесенным постановлением суда и назначенным видом наказания и т.д.

Звоните по телефону +7 (495) 241-12-69 и ваши права будут защищены на самом высоком профессиональном уровне и в максимально короткие сроки

Уголовное дело по ДТП со смертельным исходом: чего ждать обвиняемому?

Уголовные дела по ДТП входят в особую категорию дел, рассматриваемых судом. На сбор доказательственной базы, опрос свидетелей, проведение следственных экспериментов, криминалистических экспертиз с целью доказывания вины подозреваемого или невиновности уходит до полугода.

В течение этого периода времени задачей адвоката по дтп с погибшими является сбор, анализ, обработка доказательств, сведений, фактов, которые могли бы реабилитировать клиента.

Работа специалиста при дорожно-транспортных происшествиях заключается в том, чтобы его подопечному было назначено максимально лояльное наказание с минимальной денежной компенсацией.

Учитывая, что статья 264 УК РФ предполагает за совершение ДТП, в результате которого погиб человек, наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а если погибло два и более человека – от семи лет и выше, то участие адвоката по дтп со смертельным исходом является не вынужденной необходимостью, а единственно возможным шансом на получение минимального наказания за правонарушение.

Стоимость услуг адвоката по ДТП

Какая уголовная ответственность предусмотрена по статье 264 УК РФ (ДТП с погибшими)?

В Уголовном кодексе Российской Федерации в статье 264 дано четкое определение видов наказания, которые могут грозить лицу, нарушившему правила дорожного движения в результате управления ТС.

В части первой статьи 264 сказано, что при причинении тяжкого вреда здоровью пострадавшему лицу следует наказание в виде ограничения свободы сроком до 5 лет, арестом сроком до 6 месяцев или же лишением свободы до двухлетнего возраста с запретом управления ТС на срок до трех лет.

Если же нарушение ПДД наступило в состоянии алкогольного опьянения, в результате которого наступил тяжкий вред здоровью, следует наказание в виде лишения свободы до трех лет в «тандеме» с запретом управления транспортным средством (срок лишения водительских прав может достигать трех лет) (пункт 2 статьи 264 УК РФ).

В результате нарушения ПДД наступила смерть пострадавшего лица? Наказание – лишение свободы до пяти лет с лишением права управления ТС до трех лет (пункт 3 статьи 264 УК РФ).

То же самое деяние, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, повлечет лишение свободы до семи лет. Водительских прав лишат однозначно на срок до трех лет (пункт 4 ст. 264 УК).

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибло два и более человека – предусмотрено лишение свободы до семи лет, с лишением права управления ТС до трех лет. То же самое, но совершенное в состоянии алкогольного опьянения предусматривает максимальное наказание девять лет лишения свободы.

Справочно можно ознакомиться со стоимостью на услуги адвоката по статье 264

Уголовный адвокат по ДТП поможет снизить сумму компенсации в суде

Для клиента, в случае если речь идет об уголовном деле ДТП с погибшими, важна и сумма компенсации пострадавшей стороне. Нередко сторона просит назначить запредельные денежные компенсации, доходящие до нескольких миллионов рублей. В интересах обвиняемого – снизить до минимума заявленную в исковом требовании денежную сумму.

Уголовный адвокат по ст 264 ук, основываясь на жизненных обстоятельствах своего клиента, с учетом смягчающих фактов (к примеру, у обвиняемого на иждивении маленький ребенок и жена в декрете, престарелые родители, ребенок-инвалид или же сам обвиняемый является единственным кормильцем в семье и т.д.) может ходатайствовать о снижении суммы материальной компенсации пострадавшей стороне.

Дтп с пострадавшими, ст. 264 коап рф — какая ответственность и как избежать наказания ?! – правовед плюс

Чем чревата п.1 ст.264 УК РФ и можно ли ее снять?

29.04.2019

Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за тяжкий вред либо смерть, причиненные в ходе совершения общественного противоправного деяния.

Нарушение правил ПДД лицом, управляющем автотранспортным средством повлекшее за собой тяжкий вред здоровью человека наказывает принудительными работами на общий срок до трех лет, ограничением свободы до трех лет, запретом занимать определенную должность, арестом до полугода либо лишением свободы общим сроком до трех лет.

Причинение смерти человеку по неосторожности в ходе ПДД может наказываться принудительными работами на срок до четырех лет, запретом на занятие определенной должности, лишением свободы на срок до пяти лет. Причинение смерти с умыслом или в состоянии опьянения предусматривает более суровое наказание.

Это принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет.

В соответствии с положениями Уголовного кодекса России транспортными средствами признаются самоходные легковые и грузовые автомобили, спецтехника и иные транспортные средства, в отношении которых действует специальное право.

Основания для возникновения уголовной ответственности

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством.

Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.

Основные причины ДТП

Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости.

В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений.

Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.

Проведение судебной технической автомобильной экспертизы

В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.

Отягчающие обстоятельства преступления

Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают.

Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания.

Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.

Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя. К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок.

При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.

Особенности освобождения от ответственности за примирением обоих сторон

Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает ситуации, когда возможно освобождение от уголовного наказания в ходе примирения обоих сторон. На практике прекращение дела является правом, а не обязанностью участников судебного процесса.

При приятии решения суд исследует комплексно характер противоправного общественно опасного деяния, степень его общественной опасности, сведения о личных характеристиках подсудимого лица, оказывалось ли вообще давление на потерпевшее лицо с целью примирения в суде. Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

Помимо прочего учитывается то, соблюдены ли условия статьи 76 Уголовного кодекса России, на основании которых от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, совершившее ПДД.

При обвинении рекомендовано обращаться к опытным адвокатам, которые смогут оценить суровость наказания.

Лучше не обращаться к бесплатным защитникам, которые не заинтересованы в том, чтобы избавить или минимизировать наказание.

Если люди получили травмы в результате дорожно-транспортного происшествия, водитель должен тщательно соблюдать инструкции:

Самостоятельно окажите раненым базовую медицинскую помощь. В случае серьезных травм немедленно вызовите скорую помощь. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, его могут отправить в ближайшее медицинское учреждение с передачей автотранспорта.

Позвоните в ГАИ

Запишите местонахождение транспортных средств после аварии, инфраструктуры, вещей и других деталей, связанных с аварией с пострадавшими. Рекомендуется фиксация видео или фото.

Если в результате аварии движение других транспортных средств становится невозможным, необходимо освободить полосу движения после определения участников аварии.

При объезде дороги не рекомендуется контактировать пострадавшим с транспортными средствами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие.

Опросите очевидцев аварии и запишите их подробности

Что делают гаишники при регистрации дорожно-транспортного происшествия ?!

Прибывшие на место происшествия сотрудники обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, которую подписывают водители. Если один из водителей получил травму и не может правильно воспринимать происходящее, он подпишет схему ДТП позже.

Кроме того, в журнал заносится следующая информация:

  • Данные о водителе и транспортном средстве (включая номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • Свидетельства участников и очевидцев ДТП;
  • Список повреждений, понесенных при транспортировке;
  • Травмы, полученные в присутствии пострадавших.

Последних привозят после того, как раненые осмотрены медперсоналом. Ответственность в КоАП за ДТП с пострадавшими. Если во время ДТП есть пострадавшие, дополнительно к журналу ДТП возбуждается административное или уголовное дело.

В зависимости от степени причиненного ущерба различают разные виды уголовных правонарушений:

  • Встретить пешехода;
  • Безжалостное убийство;
  • Травмы здоровья в автокатастрофе.

Первые два вида преступлений рассматриваются в контексте уголовного судопроизводства, а причинение вреда здоровью свидетельствует об административном правонарушении.

Согласно статье 12.24 КоАП РФ предусмотрены следующие виды взысканий:

За незначительный вред здоровью в результате несчастного случая (кратковременное повреждение здоровья или кратковременная утрата трудоспособности) — штраф в размере 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительских прав от 1 до 1,5 лет. За умеренный вред здоровью в результате аварии (не опасное для жизни временное нарушение здоровья или временная нетрудоспособность) — штраф в размере 10-25 тысяч рублей или отзыв водительских прав на срок 1,5-2 года.

Действия водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии

Официальный сайт ГИБДД напоминает водителям, как вести себя после ДТП с пострадавшими. Прежде всего, один из участников аварии должен сохранять спокойствие. Законодательством предусмотрено, что виновник ДТП с потерпевшими выявляется в ходе расследования.

Однако водитель, который фактически виновен в дорожно-транспортном происшествии, обязан помочь всем пострадавшим, сообщить о происшествии в ГАИ и определить местонахождение всех элементов, связанных с происшествием.

Если невозможно вызвать ГАИ по мобильному телефону, нет проезжающих машин или свидетелей, преступник может отправить потерпевшего обратно в медицинское учреждение на собственном транспорте.

Перед тем, как покинуть место аварии, необходимо зафиксировать место и обстоятельства аварии на фото или видео и установить на дороге предупреждающий знак. Если кто-то погиб в аварии, вы не можете покинуть место аварии; О происшествии следует всеми возможными способами проинформировать дорожную полицию.

Штраф за несчастный случай с пострадавшим на пешеходном переходе

Пешеходный переход — это специально отведенная зона на дороге, которую могут использовать пешеходы. Водителям запрещается не пропускать человека, переходящего пешеходный переход. Следовательно, все ДТП со столкновением на пешеходном переходе априори происходят только по вине водителя, управляющего транспортным средством. Штраф зависит от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Действия водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествию

Официальный сайт ГИБДД напоминает водителям, как вести себя после ДТП с пострадавшими. Прежде всего, один из участников аварии должен сохранять спокойствие. Законодательством предусмотрено, что виновник ДТП с потерпевшими выявляется в ходе расследования.

Однако водитель, который фактически виновен в дорожно-транспортном происшествии, обязан помочь всем пострадавшим, сообщить о происшествии в ГАИ и определить местонахождение всех элементов, связанных с происшествием.

Если невозможно вызвать ГАИ по мобильному телефону, нет проезжающих машин или свидетелей, преступник может отправить потерпевшего обратно в медицинское учреждение на собственном транспорте.

Перед тем, как покинуть место аварии, необходимо зафиксировать место и обстоятельства аварии на фото или видео и установить на дороге предупреждающий знак. Если кто-то погиб в аварии, вы не можете покинуть место аварии; О происшествии следует всеми возможными способами проинформировать дорожную полицию.

Штраф за несчастный случай с пострадавшим на пешеходном переходе

Пешеходный переход — это специально отведенная зона на дороге, которую могут использовать пешеходы. Водителям запрещается не пропускать человека, переходящего пешеходный переход. Следовательно, все ДТП со столкновением на пешеходном переходе априори происходят только по вине водителя, управляющего транспортным средством. Штраф зависит от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Ущерб здоровью делится на три типа: тяжелый, средний и легкий, повреждение здоровья потерпевшего

Для определения степени причинения вреда здоровью, а также причинно-следственной связи несчастного случая с возникшими последствиями судебно-медицинскую экспертизу назначает должностное лицо, в порядке которого обозначен случай несчастного случая.

Если по результатам ОВОС установлено, что причиненный ущерб имеет среднюю или легкую степень тяжести, это действие подпадает под действие административного законодательства и наказывается только согласно Кодексу административных правонарушений.

В случаях, когда потерпевший в ДТП получил тяжкие телесные повреждения, к правонарушителю применяются нормы УК РФ (статья 264), согласно которым виновный наказывается ограничением свободы до пяти лет.

, либо арест от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управления транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

Если впоследствии жертва аварии умирает, виновный наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет

В случае смерти двух и более правонарушителю грозит тюремное заключение на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Часто после полугодового административного расследования ДТП с пострадавшими (так оно и может продолжаться по закону) ничего не подозревающий водитель — виновный в ДТП, появляется в суде и глубоко удивляется решению лишить его свои права на полтора года.

Определенное значение для выбора вида санкции среди санкций, предусмотренных статьей (штраф или лишение права управления автомобилем), может иметь большое количество обстоятельств, например, нахождение в нетрезвом виде в момент ДТП, неоказание первой помощи пострадавшим в ДТП, скрытие от места ДТП и, наоборот, факт примирения виновного в ДТП гражданина с пострадавшими, а также возмещение причиненного ущерба. Пострадавший в аварии может обжаловать решение виновного в аварии. Обычно это происходит, когда потерпевший считает, что наказание, наложенное на травмированного водителя, слишком легкое.

Нужна консультация автоюриста в Москве, Московской области или в Регионах РФ ?!

Причинившие смерть по неосторожности…

Согласно даннымстатистики, в России в ДТП за период с 2015 по 2019 г. погибли свыше 97 тыс. человек и свыше 1 млн получили ранения. Из этого следует, что за указанный период в среднем в год по стране в ДТП погибают порядка 20 тыс. человек и получают травмы свыше 218 тыс.

В последнее время участились также случаи ДТП со смертельным исходом, некоторые из них имеют большой общественный резонанс.

Указанные обстоятельства подтолкнули нас к необходимости провести детальное исследование, посвященное данной проблематике, что позволило бы актуализировать криминологический портрет личности, совершившей преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта.

С этой целью были проанализированы статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2019 г.

Для изучения лиц, совершивших преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, использовались социально-демографические (пол, возраст) и социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) характеристики (см. таблицу 1).

Таблица 1. Основные демографические признаки осужденных по ст. 264 и ч. 4 ст. 264 УК РФ за период с 2015 по 2019 г.

Социально-демографическая характеристика осужденных

По результатам анализа статистических данных о составе осужденных можно сделать вывод, что в среднем среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, доля женщин составляет около 5%, что свидетельствует о том, что криминальная активность женщин в данной сфере довольно низкая, подавляющее большинство деяний совершено мужчинами. В среднем, по данным статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) на женщин приходится около 15%.

Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп и особенностях их поведения, так как с возрастом меняются социальные функции, характер и привычки людей.

Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям показало, что наиболее криминально активными являются лица от 30 до 49 лет (на них в среднем приходится 49,8% преступлений); на группу 25–29 лет – в среднем 20,4% преступлений; от 18 до 24 лет – 17,2%.

При этом на осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ в возрастной группе 25–29 лет приходится в среднем 20,5% преступлений и 16,2% – на лиц 18–24 лет; на возрастную группу от 50 лет и старше – порядка 12% преступлений (из них на пенсионеров – около 4%).

Наименьшая криминальная активность отмечается у подростков от 14 до 17 лет – не более 0,5%.

Образовательный уровень различных категорий осужденных некоторым образом связан с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребности личности.

Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно отметить, что высшее и неоконченное высшее образование имеют в среднем 16,6%, среднее специальное – 39,8%, среднее общее – около 33,3%, неполное среднее – порядка 10,3%.

В то же время, учитывая неосторожный характер данного состава преступления, уровень образования, на мой взгляд, не является фактором, существенно влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на то что транспортное средство (далее – ТС) является источником повышенной опасности, оно не является сложным в управлении.

При этом уровень образования, доходов и социальные роли зачастую влияют на категорию ТС, которое может позволить себе человек, – более дорогое, как правило, имеет технические характеристики, обеспечивающие в том числе высокий уровень безопасности водителя (улучшенные тормозные системы, подушки безопасности и т.д.), что в случае ДТП может сохранить жизнь. Конечно, нельзя исключать и такие факторы, как случайность, удача.

Под социальной ролью принято понимать социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Данные статистики показывают, что среди исследуемой группы осужденных встречаются представители всех социальных слоев.

Так, на долю трудоспособных лиц без определенных занятий приходится в среднем 43%, рабочих – около 36% (следует отметить, что рабочие – самая многочисленная социальная группа населения страны), служащих коммерческих или иных организаций – в среднем 5,5% от общего числа осужденных, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 2,3%, учащихся и студентов – 2,6%, нетрудоспособных в среднем около 3,9%, государственные и муниципальные служащие составляют в среднем 0,6% из всех лиц данной категории, безработные – 0,6%, работники сельского хозяйства – не более 0,7% и лица прочих занятий – в среднем 4,12%.

Уголовно-правовая характеристика

В 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 264 УК РФ, было осуждено 1 047 чел., в 2018 г. – 946, в 2019 г. – 848 (см. таблицу 2), таким образом, заметна тенденция снижения показателей числа осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ, что может свидетельствовать и о тренде уменьшения числа лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Таблица 2. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ1

Составляющей уголовно-правовой характеристики личности преступника является отрицательная оценка действий нарушившего уголовный закон лица, реализующаяся в мерах уголовной ответственности. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное деяние, с другой – в достижении в интересах общества полезного социального результата1.

Данные статистики о мерах наказания позволяют проанализировать практику государства в отношении осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ и выявить тенденции и закономерности.

Так, в 2017–2019 гг. по данной категории был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данные за 2019 г. отсутствуют).

Прекращено в общей сложности 183 уголовных дела, двое оправданы (0,07%). Наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. – 8 осужденным, в 2018 г.– 17 и в 2019 г.

– 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

Для полноты анализа рассмотрим данные по виду исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ2

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95%).

Во-вторых, осужденные по ч. 4 ст. 264 УК РФ являются представителями всех социальных слоев населения. Подавляющее большинство составляют трудоспособные граждане без определенных занятий, а также рабочие: их доля – порядка 79%.

В-третьих, наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет (49,8% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности), на лиц 18– 29 лет – около 37,6%, от 50 лет и старше – около 12%. Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет (0,5%).

В-четвертых, уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий, многие имеют высшее или среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является фактором, существенным образом влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.

В-пятых, 89% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,5% – наркотического опьянения, при этом всего для 0,6% данных лиц судом было определено лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, в том числе у врача-психиатра (5 человек в 2018 г. и 6 человек в 2019 г.).

Столь высокий процент лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является, на мой взгляд, тревожным сигналом и требует принятия профилактических мер, направленных на недопущение водителей в состоянии опьянения к управлению ТС.

Кроме того, считаю необходимым принятие общих мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией – в частности, ограничение доступа к алкогольной продукции лиц до 21 года, проведение антиалкогольной пропаганды, ограждение детей от пагубного влияния родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, формирование в обществе мотивации к здоровому образу жизни и др.

В-шестых, с 2017 по 2019 г. за преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 264 УК РФ, был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данных за 2019 г. нет), прекращено в общей сложности 183 уголовных дела и оправданы два человека (0,07%).

В-седьмых, наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. 8 осужденным, в 2018 г. – 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

В-восьмых, вид исправительного учреждения при лишении свободы, определенный для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, в среднем за период с 2017 по 2019 г.

выглядит следующим образом: колония-поселение – 89,4%; колония общего режима – 8%; колония строгого режима – 1,1%; воспитательная колония общего режима – 0,15%; колония особого режима – 0,01%; отбывание в тюрьме – 0, вид исправительного учреждения не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания – 2%.

Анализ приведенных данных в целом свидетельствует о том, что ужесточение ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения, если оно повлекло гибель человека, обусловлено числом погибших и получивших увечья.

В данный момент, несмотря на то что преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 264 УК РФ, является совершенным по неосторожности, оно относится к категории тяжких, что исключает возможность примирения, предусмотренную ст.

76 Кодекса.

О том, будет ли иметь эффект ужесточение ответственности за указанные преступления, можно будет, на мой взгляд, сделать вывод, исходя из анализа данных за 2020 г., – в частности, важно узнать, уменьшится ли количество преступлений по ч. 4 ст. 264 УК РФ, сократится ли количество смертей и увечий в России в результате ДТП в состоянии опьянения и т.д.

В заключение отмечу, что в целях профилактики преступлений в области дорожного движения и управления транспортными средствами необходимо принимать меры, направленные на нравственное формирование личности, в том числе в кругу семьи, трудовом коллективе, а также в организациях, занимающихся образовательной работой.

Полагаю, начиная со школы детям следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, рассказывая в том числе об их пагубном воздействии на человека не только в контексте физического, но и морального вреда.

Воспитание должно быть направлено также на формирование правового мировоззрения, понимания неотвратимости наказания и персональной ответственности за свои деяния независимо от социального положения и статуса.

1 В официальной статистике в 2015–2016 гг. содержится информация об осужденных по ст. 264 УК РФ без указания на соответствующие части данной статьи.

2 Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-2 (43). – С. 39–41.

3 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 3, 4 ст. 264 УК РФ и ч. 2 ст. 264 в прежней редакции Кодекса)

Судебная практикаУголовное право и процесс Стать автором Опрос о практике оказания юридической помощи pro bono

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

двенадцать − 2 =