Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ


Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

<< Глава 26.
Экологические преступления (ст. 246-262)Статья 247. >>
Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходовСодержание
Уголовный кодекс (УК РФ)

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания Гарант и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рекомендуем!  Какое наказание грозит за совершенные преступления в данной ситуации?

Комментарий к статье 246 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношение по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения;
2) объективная сторона: нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

В качестве обязательного элемента объективной стороны названы последствия нарушения указанных выше правил:
существенное изменение радиоактивного фона (до величин, опасных для жизни и здоровья человека);
причинение вреда здоровью человека (этой формулировкой не охватывается причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти);
массовая гибель животных;
иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из перечисленных выше последствий;
3) субъект: лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды;
4) субъективная сторона: умысел или неосторожность.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ Об охране окружающей среды (ст. 1, 3, 34-49);
2) ЗК РФ (ст. 12-14, статья 42 ЗК и др.);
3) ВК РФ (ст. 3, 7.1, 35, 39, 55);
4) ГрК РФ (ст. 2, 12, 25, 30, 36, 39 и др.);
5) ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 1, 3, 7-10).

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
2) приговором Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 28.04.2010 по делу N 1-110/10 гр.Ч. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ.

_________________________
URL: http://rospravosudie.com/court-sredneaxtubinskij-rajonnyj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-104977043.

Консультации и комментарии юристов по ст 246 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

УК РФ Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246

Объектом преступления являются общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Увеличившиеся масштабы антропогенного и техногенного давления на окружающую среду привели к возникновению в России устойчиво обостренной экологической ситуации. Преступление, предусмотренное ст. 246 УК РФ, имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе "Экологические преступления", в противном случае возникает конкуренция общей и специальной норм и применяется последняя.

В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется значительное число нормативных правовых актов, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности. К наиболее важным из них относятся: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <1>; Градостроительный кодекс РФ; Водный кодекс РФ; ЗК РФ; Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <2>, от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения <3>, от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" <4>, от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <5>, от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <6>; Законы РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <7>, от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <8>, от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <9>.

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33.

Ст. 1318.

<2> СЗ РФ. 1997. N 30.

Ст. 3528.

<3> СЗ РФ. 1999. N 14.

Ст. 1650.

<4> СЗ РФ. 1999. N 18.

Ст. 2222.

<5> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.

141.

<6> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.

133.

<7> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст.

769.

<8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16.

Ст. 834.

<9> СЗ РФ. 1995. N 17.

Ст. 1462.

Важное значение для практики применения уголовно-правовых норм об охране окружающей среды имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1>.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Предмет преступления окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается "совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов". Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство.

Природно-антропогенный объект природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им.

Антропогенный объект объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Диспозиция данной нормы бланкетная. Для установления содержания нарушенных правил охраны окружающей среды необходимо обратиться к указанным выше и иным, к которым она отсылает, нормативным актам. Сформулированные в них требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.

Они относятся также и к предприятиям с совместным или иностранным капиталом.

В общем виде эти требования состоят в том, что при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, любых других объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Так, обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка <1>.

<1> В 2006 г. отменена обязательная экологическая экспертиза проектируемых объектов.

Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31, 32, 33 ЗК РФ, закрепляющих порядок выбора земельных участков для строительства объектов, согласования мест их размещения, принятия решения о предоставлении и установлении норм отвода земель, ограничения оборотоспособности и т.д.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующими правовыми актами предусмотрено также требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве.

Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

В ст. 246 УК РФ последствия названы в качестве обязательного признака состава. Они альтернативны и состоят, как указывалось, в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо наступлении иных тяжких последствий.

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний повлекло указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и генетического фонда человека (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).

Под вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение одному или нескольким лицам тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Однако такое решение не бесспорно, поскольку санкция ст. 246 УК РФ гораздо мягче санкции ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (до пяти и восьми лет лишения свободы соответственно). Кроме того, неясно, чем временная или постоянная утрата трудоспособности отличается от вреда здоровью. А уравнивание в рамках санкции ст.

246 УК РФ расстройства здоровья и различных видов вреда здоровью представляется необоснованным.

На наш взгляд, в случае умышленного причинения при нарушении правил охраны окружающей среды в процессе производства работ тяжкого вреда здоровью человека имеет место идеальная совокупность преступлений и содеянное надлежит квалифицировать по ст. 246 и ст. 111 УК РФ.

О понятии "массовая гибель животных" см. комментарий к ст. ст. 247, 250, 257 УК РФ.

Признание последствий "иными тяжкими" происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. комментарий к ст. 248 и ст. 249 УК РФ); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее использованию и сохранению (п.

3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо сознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в ст. 246 УК РФ работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет несущественным вследствие их рассеивания ветром.

Субъект преступления специальный вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

Если в действиях указанных лиц, помимо нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 и ст. 201 УК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.). В названном Постановлении Пленума Верховного Суда говорится также о должностных лицах государственного предприятия.

Однако предприятие признается коммерческой структурой независимо от формы собственности. В связи с этим их руководители не могут признаваться должностными лицами, а являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации, и могут быть субъектами преступлений, предусмотренных главой 23, а не главой 30 УК РФ.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

    › › › › ›
  • Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Объектом данного преступления является экологическая безопасность, под которой понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 1 ФЗ Об охране окружающей среды от 10 января 2002 г.).

Непосредственным объектом выступают стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду76.

Под благоприятной окружающей средой следует понимать окружающую среду (то есть совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов), качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ Об охране окружающей среды).

Предметом преступления являются правила охраны окружающей среды при производстве работ.

Диспозиция нормы бланкетная, то есть, чтобы решить вопрос об ответственности, нужно обратиться к другим нормативным актам, не носящим уголовно-правового характера. К таким нормативным актам относятся: Градостроительный кодекс РФ; Федеральный закон Об использовании атомной энергии от 21 ноября 1995 г.; Федеральный закон Об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г.; Федеральный закон О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21 июля 1997 г.; Федеральный закон Об охране окружающей среды и т.д.

Общие правила охраны окружающей среды при производстве работ указаны в Главах VI и VII ФЗ Об охране окружающей среды, специальные правила могут быть предусмотрены в любых других подзаконных нормативных актах.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Под проектированием следует понимать деятельность, направленную на создание проектов строительства объектов, стоимости проектных работ и т.п. При проектировании зданий, строений сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст. 36 ФЗ Об охране окружающей среды).

Под размещением следует понимать выбор места размещения зданий, строений и сооружений, а также иных объектов. При размещении должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35 ФЗ Об охране окружающей среды).

Под строительством следует понимать деятельность, направленную на создание объекта, а также его реконструкцию, капитальный ремонт. Строительство должно осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. При осуществлении строительства принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ (ст.

37 ФЗ Об охране окружающей среды).

Под вводом в эксплуатацию следует понимать сдачу построенных зданий, сооружений и иных объектов строительной организацией специальной комиссии по приемке в эксплуатацию указанных объектов. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязненных веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ (ст.

38 ФЗ Об охране окружающей среды).

Под эксплуатацией следует понимать использование названных в диспозиции статьи объектов по их непосредственному назначению юридическими и физическими лицами, которые обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ст. 39 ФЗ Об охране окружающей среды).

Под нарушением правил охраны окружающей среды следует понимать несоблюдение указанных правил, неточное или неполное их соблюдение, либо совершение действий, прямо запрещенных правилами. Такие правила содержатся в вышеназванных нормативных актах, других нормативных актах, либо в подзаконных нормативных актах. Некоторые правила, содержащиеся в ФЗ Об охране окружающей среды, были выше перечислены при раскрытии понятий строительства, ввода в эксплуатацию и других.

Состав преступления является материальным, то есть ответственность наступает при возникновении последствий (либо одного из них), указанных в диспозиции статьи:

1) существенное изменение радиоактивного фона;

2) причинения вреда здоровью человека;

3) массовая гибель животных;

4) иные тяжкие последствия.

Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать такое его изменение до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений77.

Под причинением вреда здоровью человека следует понимать расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам78.

Под массовой гибелью животных следует понимать гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза79.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию80.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения отмечает особое значение установления причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями. Необходимо также выяснить, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым и косвенным умыслом, так и неосторожной формой вины.

В юридической литературе высказана и иная точка зрения (профессор Чучаев А. И.), согласно которой субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только неосторожной формой вины81. Мы не разделяем эту позицию и считаем ее неверной. Большинство авторов придерживаются нашей точки зрения82.

Профессор Лопашенко Н. А. правильно замечает по этому поводу: Для правильного разрешения вопроса необходимо обратиться к положениям Общей части уголовного закона. Согласно части 2 статьи 24 УК деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено в статье Особенной части. Поскольку такое указание закона в статье 246 УК отсутствует, постольку следует признать возможность нарушения правил охраны окружающей среды как умышленно, так и по неосторожности83.

Под прямым умыслом понимается совершение нарушения правил охраны окружающей среды, если лицо осознавало опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (существенное изменение радиоактивного фона; причинение вреда здоровью человека; массовую гибель животных; иные тяжкие последствия) и желало их наступления. Под косвенным умыслом понимается совершение нарушения правил охраны окружающей среды, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично (см. ст. 25 УК РФ и комментарий к ней).

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Под легкомыслием следует понимать совершение нарушения правил охраны окружающей среды, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий (указанных в диспозиции статьи) своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Под небрежностью понимается совершение нарушения правил охраны окружающей среды, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (см. ст.

26 УК РФ и комментарий к ней).

Субъект — специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное соблюдать правила охраны окружающей среды при производстве работ. Субъектами могут выступать должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если же в действиях указанных лиц имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, субъект несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ (п.

10 вышеназванного постановления Пленума).

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

9 + 18 =