Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов


В этой статье:
Рекомендуем!  В каких случаях возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон?

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 262

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по охране особо ценных в экологическом плане природных территорий и природных объектов.

Перечень и правовой режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов устанавливаются системой законов и подзаконных нормативных актов в области охраны окружающей среды, природного и культурного наследия, а также иных, принимаемых Российской Федерацией, субъектами РФ, органами местного самоуправления, министерствами и ведомствами. К ним, в частности, относятся: Федеральные законы от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1>; от 27 января 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <2>, от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" <3>, от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <4>; ЛК РФ (ст. ст. 59, 102 107); ЗК РФ; Указ Президента РФ от 27 марта 1992 г. N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ" <5>; нормативные акты регионального значения, например Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1993 г. N 359 "О создании в Камчатской области государственного природного заповедника "Командорский" <6>, Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 г. N 488 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курорта Талги в Республике Дагестан, месторождения минеральных вод в г. Волгограде и Красноуфимского месторождения минеральных вод в Свердловской области" <7>.

<1> СЗ РФ. 1995. N 12.

Ст. 1024.

<2> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст.

713.

<3> СЗ РФ. 1999. N 18.

Ст. 2220.

<4> СЗ РФ. 2001. N 20.

Ст. 1472.

<5> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15.

Ст. 783.

<6> САПП РФ. 1993. N 17.

Ст. 1558.

<7> САПП РФ. 1992. N 4. Ст.

182.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов природной среды в индивидуальных нормативных актах о них, например, в таких, как: Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 (в ред. от 23 апреля 2003 г.) <1>; Положение о национальных природных парках РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769 <2>; Положение о памятниках природы федерального значения (утверждено Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. N 15) <3>; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ (утверждено Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. N 14) <4>.

<1> САПП РФ. 1991. N 4. Ст.

25.

<2> САПП РФ. 1993. N 34. Ст.

3180.

<3> Российские вести. 1993. N 33.

<4> САПП РФ. 1993. N 34.

Ст. 3180.

Предмет преступления особо охраняемые природные территории и природные объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и др. <1>.

<1> В диспозиции ст. 262 УК РФ в отличие от ее названия говорится только о природных территориях. На самом деле следует иметь в виду и то и другое.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования таких территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. ч. 1, 2 ст.

58 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно-заповедный фонд. Решениями органов государственной власти они изымаются полностью или частично из хозяйственного оборота. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ч. ч. 4, 5 ст.

58 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ городов федерального значения.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники также являются научными учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного значения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На территориях государственных природных заказников, где проживают коренные малочисленные народы, чьи жизненно важные интересы связаны с использованием природных ресурсов этих территорий, являющихся их историческими землями, допускается традиционное использование природных ресурсов в целях жизнеобеспечения указанных народов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ или субъекта РФ, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

В границах лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Для лечебно-оздоровительных местностей, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности. Режим таких территорий определяется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а также Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 (в ред. от 19 июля 2006 г.) <1>.

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст.

5798; 2006. N 30. Ст.

3408.

Памятниками природы являются отдельные уникальные невосполнимые природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.д.); объекты, послужившие основой для создания выдающихся произведений литературы и искусства, а также связанные с жизнью известных людей; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; места произрастания растений индикаторов состояния и динамических тенденций ландшафта; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, генетическим качествам и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки, пещеры и т.п.); местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; термальные источники и т.д.

Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.

С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (шум, пролет на самолете ниже установленной высоты, например) и т.д.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов влечет уголовную ответственность лишь в том случае, когда деянием причиняется значительный ущерб природной среде.

Последствия в виде причинения такого ущерба являются обязательным признаком состава. Состав преступления материальный. Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. изложенное при анализе преступлений, предусмотренных ст. ст. 247, 248, 250, 254, 257, 261 УК РФ), их количества и других обстоятельств.

С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предвидит возможность или неизбежность причинения этим территориям и объектам значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность указанного деяния, предвидит возможность наступления его последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба особо охраняемым природным территориям и природным объектам, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления таких последствий нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Субъект преступления общий вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника (ст. 250 УК РФ), незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК РФ), незаконной охоте (ст.

258 УК РФ) и других преступлениях, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.

Однако если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 250, 256, 258, 262 и др. УК РФ.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака в его составе, например при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК РФ), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК РФ), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст.

259 УК РФ).

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

УК РФ Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба,

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 06.05.2010 N 81-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба,
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 262 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной отношения в сфере общественного порядка; дополнительный отношения в сфере охраны ценных природных объектов и территорий. Предмет преступления режим заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, а также соответствующих природных парков, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительные местностей и курортов, а также территорий, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники;
2) объективная сторона: действия, выражаемые в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий. Нарушение режима может быть выражено в виде загрязнения соответствующего объекта, нарушение порядка нахождения на объекте, незаконное строительство, незаконные археологические раскопки, любое техногенное или антропогенное вмешательство, которое затрагивает нормальное течение жизнедеятельности охраняемой природной территории и приводит к общественно опасным последствиям;
3) субъект: лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Преступление считается оконченным с момента причинения соответствующему природному объекту значительного ущерба.

При разрешении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности категории особо охраняемых природных территорий, их экономической, социальной, исторической, культурной, научной значимости, способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды. В необходимых случаях суд привлекает соответствующих специалистов либо экспертов.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ Об особо охраняемых природных территориях (раздел 2 государственные природные заповедники, раздел 3 национальные парки, раздел 4 природные парки, раздел 5 государственные природные заказники, раздел 6 памятники природы, раздел 7 дендрологические парки и ботанические сады, раздел 8 лечебно-оздоровительные местности и курорты);
2) ФЗ Об охране окружающей среды (ст. 1 основные понятия о нарушениях в сфере охраны окружающей природной среды, гл.9 природные объекты, находящие под особой охраной, гл.14 ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды);
3) ЗК РФ ст. 95 земли особо охраняемых природных территорий;
4) ЛК РФ (ст. 103 правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
5) ВК РФ (ст. 66 особо охраняемые водные объекты);
6) ГрК РФ (ст. 49 экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в том числе на землях особо охраняемых природных территорий);
7) ФЗ О животном мире (ст. 23 охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях);
8) ФЗ Об экологической экспертизе (ст. 11 и 12 объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней);
9) ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (ст. 16 организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, гл.6 разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
10) ФЗ Об охране озера Байкал (гл.2 режим охраны Байкальской природной территории);
11) акты Президента РФ:
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012);
указ от 04.02.94 N 236 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития;
12) акты Правительства РФ:
постановление от 31.03.2009 N 285 О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
постановление от 27.01.2009 N 53 Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (вместе с Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля));
постановление от 07.11.2008 N 822 Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы;
постановление от 12.06.2003 N 344 О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления;
постановление от 26.12.2001 N 900 Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
постановление от 30.08.2001 N 643 Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
13) акты Минприроды России:
приказ от 09.11.2012 N 376 Об утверждении Положения о Забайкальском национальном парке;
приказ от 09.11.2012 N 380 Об утверждении Положения о национальном парке Куршская коса;
приказ от 25.10.2012 N 344 Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике Хакасский;
приказ от 29.06.2012 N 191 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора;
приказ от 08.12.2011 N 948 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам;
приказ от 01.08.2011 N 658 Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
приказ от 16.07.2007 N 181 Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
приказ от 22.04.2003 N 342 Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года;
14) иные акты:
приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (вместе с Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков);
приказ Госкомэкологии РФ от 23.07.98 N 448 Об утверждении Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений;
письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 О плате за негативное воздействие на окружающую среду;
приказ Минприроды России и Минобороны РФ от 25.01.2013 N 26/39 Об утверждении Порядка взаимодействия воинских частей и государственных природоохранных учреждений на особо охраняемых природных территориях федерального значения при обеспечении режима особой охраны;
постановление Правительства РСФСР от 18.12.91 N 48 Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (суды должны проверять, какие требования режима, установленные для каждой категории особо охраняемых природных территорий, были нарушены, и указывать это в приговоре, ином судебном решении);
2) приговором Адлерского районного суда г.Сочи от 22.08.2011 установлено, что гр.П. с привлечением гр.А. при помощи экскаватора, в русле реки Мзымта, г.Сочи, произвели выборку гравийно-песчаной смеси в общем количестве 39000 кг, чем причинил значительный материальный ущерб на общую сумму 415369,50 руб. Подсудимый гр.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.;
________________
URL: http://rospravosudie.com/court-adlerskij-rajonnyj-sud-g-sochi-krasnodarskij-kraj-s/act-100056814/
3) приговором Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 19.01.2011 гр.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах. Так, гр.Г.

04.09.2010 в 07 часов 00 минут, имея умысел на нарушение природоохранного законодательства и осознавая, что нарушает режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов, действуя умышленно, дал указание рабочим гр.Б. и гр.С. на выборку и вывоз гравийно-песчанной смеси из русла реки Сочи, расположенной возле автомобильного моста по улице Леселидзе Хостинского района города Сочи, который согласно распоряжению Правительства РФ от 12.04.96 N 591-р (в настоящее время утратило силу) отнесен к курортам федерального значения в границах курортов и рекреационных зон санитарной охраны города-курорта Сочи. После чего 04.09.2010 в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут гр.Б. и гр.С. произвели выборку и погрузку в автомобиль марки <данные изъяты> транзитный номер N 10 тонн 260 килограмм гравийно-песчаной смеси. Согласно произведенному расчету Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, государству Российской Федерации действиями гр.Г. был причинен значительный материальный ущерб на сумму 127210 рублей.

Суд назначил гр.Г. наказание в виде штрафа в сумме пятьдесят тысяч рублей.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18344942/16000340/

Консультации и комментарии юристов по ст 262 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Чтобы понять, что это такое – статья 262 УК РФ, нужно сначала разобрать преступления, за совершение которых по ней назначают наказания. Здесь мы не только рассмотрим характеристики состава правонарушения, но и приведем случаи, когда по этой статье гражданин несет ответственность, а когда может ее избежать.

Суть ст. 262 УК РФ с комментариями

Статья 262 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых за такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, результатом чего стало причинение серьезного вреда.

Справка. Под такими природными объектами понимаются изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию с какими-либо прочими целями охраняемые по законодательству РФ территории, которые имеют научное и экологическое значение как эталоны естественной окружающей среды. Они создаются для сохранения редких видов животных или растений.

Для их охраны от хозяйственной деятельности на прилегающей к ним местности создают специальные охранные зоны с контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.

Режим охраны таких объектов определен в следующих правовых актах:

  • пункты 8-17 Положения о памятниках природы федерального значения в РФ; (устанавливает правила по обеспечению охраны лечебных ресурсов и оздоровительных курортов); (содержит перечень мер по охране природных территорий); (посвящен вопросу обеспечения безопасности о. Байкал); (указаны меры по предотвращению уничтожения территорий коренных малочисленных народов); (закон о животном мире);
  • прочие нормативные правовые акты местного значения.

Общественная опасность подобного деяния заключается в том, что подрывается экологическая безопасность страны и причиняется серьезный ущерб перечисленным объектам окружающей среды.

Как определяется размер вреда? Это зависит от обстоятельств произошедшего, учитываются такие факторы, как экономическая и иная значимость объектов, тяжесть нанесенного ущерба, способность природного объекта к восстановлению и т.д.

Состав преступления

По статье 262 УК РФ нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов считаются общественно опасными деяниями, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Предмет посягательства – это структура природных объектов.

Объективная сторона представляет собой нарушение режима заповедников, национальных парков и памятников природы и проявляется как в форме действия (при умышленной эксплуатации природного объекта), так и бездействия (при сознательном игнорировании правил режима природных парков).

Пассивное преступное поведение в большинстве случаев характерно для работников национальных парков и прочих природных объектов в силу их халатного отношения к своим рабочим обязанностям.

Субъективная сторона правонарушения выражается в двух формах вины: умысла и неосторожности. При прямом умысле гражданин осознает противоправность совершаемого им деяния и негативность его последствий, но допускает и даже хочет их наступления, то есть здесь присутствует волевой признак.

Косвенный умысел – когда лицо понимает, что его действия противоречат букве закона, но не хочет наступления их негативного результата, однако же допускает его.

Неосторожность обычно представляет собой преступную халатность или небрежность. Например, когда работник национального парка плохо относится к своим служебным обязанностям, тем самым допуская подобное правонарушение.

По своей конструкции состав преступления материальный. Оно считается оконченным в момент обнаружения, когда подобным природным объектам нанесен значительный ущерб в результате нарушения режима природных объектов, охраняемых по закону.

Объекты и субъекты: кого и за что будут наказывать

К основным объектам правонарушения относятся:

  • экологическая безопасность общества, которую обеспечивает охрана национального парка;
  • режим заповедников, заказников и прочих охраняемых государством территорий.

Дополнительным объектом определяется экоравновесие природных объектов.

Субъектом правонарушения становится психически здоровый гражданин, достигший на момент его совершения 16 лет. Зачастую это должностное лицо, которое пренебрегло своими полномочиями.

Основания для наступления ответственности

Обязательным признаком деяния признается наступление последствия в виде причинения значительного ущерба. Это очень условный и оценочный критерий, который определяется исходя из объема вреда, нанесенного природному объекту, его экологической и экономической значимости, а также возможности его дальнейшего использования.

Также требуется определить, в чем конкретно был нарушен режим охраняемых природных объектов, и установить причинно-следственную связь между этим событием и причинением ущерба. Ведь они могут быть не связаны между собой, а значит, и состава преступления не будет.

Когда ответственность не наступает

Если проанализировать судебную практику по статье 262 УК РФ, то избежать ответственности полностью вряд ли удастся. Это возможно при наличии хорошего и опытного адвоката, который докажет, что нанесенный ущерб не подпадает под категорию “значительный”.

Внимание! В некоторых случаях можно обойтись наказанием по ст. 8.39 КоАП РФ.

Тогда гражданина приговорят к выплате штрафа (размер различается для обычных лиц, предприятий и должностных лиц) с изъятием орудий совершения преступления и незаконно добытых растений или животных.

Рассчитывать на смягчение наказания можно в случаях, если гражданин представит положительные характеристики со своего места работы либо при наличии у него детей, а для женщин – при беременности.

Квалификация преступлений по ст. 262 УК РФ

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в том случае, если преступление было верно квалифицировано по указанной статье.

Для этого в первую очередь выясняется, какой природный объект был поврежден: оздоровительный курорт, национальный парк и т.д. Это нужно, чтобы узнать, какие статьи законодательных актов были нарушены и в чем это проявилось.

Для квалификации по ст. 262 УК РФ требуется установить, находился ли природный объект под особой охраной государства, так как в принципе все компоненты окружающей среды охраняются согласно законодательству РФ.

Исходя из смысла статьи 262 УК РФ в новой редакции с комментариями, если нарушение режима указанных природных объектов повлекло за собой загрязнение вод заповедника, то такое правонарушение квалифицируется по ст. 260 УК РФ, а в случае браконьерства или противоправной добычи растений – по ст. 256 УК РФ.

Допустим, на территории заказника велась незаконная охота. Тогда правонарушение определяется по ст. 258 УК РФ.

Если же названные деяния причинят значительный ущерб всей экосистеме природного объекта, то преступления будут квалифицированы в совокупности по статьям 256, 258, 260 и 262 УК РФ.

Аналогичная ситуация происходит в случае с различными экологическими преступлениями, результатом которых стало нанесение серьезного ущерба природному объекту. Однако эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака состава правонарушений:

  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • уничтожение лесов (ст. 261 УК РФ);
  • ликвидация мест обитания редких животных, занесенных в Красную книгу (ст. 259 УК РФ).

Преступление, определяемое по ст. 262 УК РФ, следует отграничивать от подобного ему по ст. 8.39 КоАП РФ.

Разница между ними состоит в том, что в первом случае обязательным признаком деяния определяется причинение значительного ущерба, тогда как во втором наказание назначается только за само нарушение установленного режима заповедников и заказников.

Меры применяемой ответственности

Суд избирает следующие наказания за подобные преступления:

  • штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы за полгода;
  • запрет на занятие определенных видов должностей на три года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на два года.

Конкретную меру избирает судья после того, как дело было всесторонне изучено и были учтены все обстоятельства произошедшего.

Заключение

В статье 262 УК РФ перечислены меры пресечения, назначаемые в случае нарушения режима территорий, которые находятся под особой охраной государства, если они повлекли за собой причинение им серьезного вреда. Последний оценивается исходя из экологической и экономической значимости объекта и возможности его дальнейшего использования. Это напрямую влияет на выбор конкретного наказания.

Им может быть выплата штрафа, обязательные или исправительные работы.

Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (действующая редакция)

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

четыре × один =