Статья 271. Нарушение правил международных полетов


В этой статье:

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 271

Объект преступления общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов. Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.

Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.

Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов.

Диспозиция бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.

Рекомендуем!  Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

В частности, порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 <1>.

<1> СЗ РФ. 1999. N 40.

Ст. 4861.

В соответствии с указанными документами использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД (единая система организации воздушного движения) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с Правилами.

Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами ЕС ОрВД Российской Федерации.

Органами ЕС ОрВД Российской Федерации являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Использование воздушного пространства без получения указанного выше разрешения, за исключением случаев, установленных Правилами, запрещается.

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Нарушение правил международных полетов заключается в несоблюдении указанных в разрешении требований, касающихся маршрута полета (установленной для полетов воздушных судов части воздушного пространства, ограниченной по высоте и ширине; промежуточных и конечного пунктов посадки; воздушного коридора, в пределах которого прокладывается маршрут полета; максимальной и минимальной высоты; сроков перелета и других параметров).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента нарушения хотя бы одного из требований правил международных полетов независимо от наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект преступления специальный. Как правило, это лица, непосредственно осуществляющие управление летательным аппаратом в воздухе. Ими могут быть пилот или другой член экипажа независимо от его гражданства. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).

Поэтому не исключены случаи, когда рассматриваемое преступление может быть совершено и иным лицом, ответственным за соблюдение правил международных полетов (например, авиадиспетчером).

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

УК РФ Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Объектом преступления выступает безопасность международных полетов.

Международный полет воздушного судна это полет в воздушном пространстве более чем одного государства.

Правила международных полетов это правила пользования воздушным пространством государства. Они направлены на обеспечение безопасности движения воздушного транспорта. Однако в отличие от ст. 263, предусматривающей ответственность за нарушение внутренних правил безопасности движения воздушного транспорта, комментируемая статья охраняет безопасность международных полетов.

Отступление от установленных в этой сфере требований влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы.

Правила международных полетов установлены Законом о Государственной границе, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012), рядом международно-правовых актов, например, разработанных Организацией международной гражданской авиации ИКАО (часть 2 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.).

Правила международных полетов в воздушном пространстве иностранного государства определяются национальным законодательством конкретной страны.

2. Вид воздушного транспортного средства (предмет преступления) значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.

3. Объективная сторона заключается в нарушении правил международных полетов.

К нарушениям правил международных полетов относятся: полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и др. При этом нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может квалифицироваться по комментируемой статье, оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение.

4. Не образует преступление вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.

5. С субъективной стороны преступление может быть совершено как с умышленной, так и с неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо с 16-летнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства. Как правило, это командиры кораблей, либо лица, осуществляющие непосредственное пилотирование, авиационные диспетчеры.

Статья 271 1 . Нарушение правил использования воздушного пространства РФ

Объект безопасность использования воздушного пространства РФ.

Порядок использования воздушного пространства РФ устанавливается в нормативных правовых актах (например, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

2. Объективная сторона заключается в использовании воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1 комментируемой статьи), смерть двух или более лиц (ч. 2).

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством РФ. Например, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации требуется разрешение на использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе; приграничной полосе; в случае авиационных работ, парашютных прыжков, подъема привязных аэростатов над населенными пунктами; при выполнении полетов с палубы военного корабля или невоенного судна в воздушном пространстве классов A и C над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию; беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G; аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов A и C.

3. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между деянием (использованием воздушного пространства РФ без разрешения) и вредными последствиями.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пользователем воздушного пространства.

Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 УК РФ

Ст. 271 УК РФ содержит перечень наказаний, которые назначают за нарушения правил перелетов в воздушном пространстве РФ. Это правонарушение признается опасным, так как в результате него могут произойти крупные авиакатастрофы. Здесь мы разберем сам состав деяния, особенности его квалификации и меры пресечения, которые суд определяет за него.

Какое законодательство устанавливает правила международных полетов

Полеты в воздушном пространстве РФ выполняются с учетом действующих законодательных актов:

  • Воздушный кодекс РФ (это основной источник права, регулирующий отношения в области использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации);
  • Закон о Гос. границе РФ (включает в себя правила ее содержания и пересечения гражданами и ТС);
  • Постановление Правительства РФ №138 от 11.03.2010 (устанавливает правила использования воздушного пространства РФ);
  • Сборники аэронавигационной информации РФ (содержат сведения постоянного или временного характера относительно аэродромов, воздушных трасс и т. д.);
  • международные договоры, заключенные РФ с другими странами (устанавливают порядок использования воздушного пространства на границах России с прочими государствами);
  • общепринятые нормы и принципы международного права в этой области (ИКАО и т. д.).

Все вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют своей главной целью обеспечение безопасности прохождения воздушного пространства самолетами и прочими летательными аппаратами.

В отличие от норм, указанных в ст. 263 УК РФ, они отвечают именно за международные перелеты. При отступлении от них могут произойти крупные катастрофы, влекущие за собой большое количество жертв.

Внимание! Правила полетов в воздушных пространствах иностранных государств устанавливаются законодательствами этих стран.

Это небольшая статья, состоящая всего из одной части. В ней перечислены меры ответственности, к которым приговаривают преступников, совершивших следующие виды правонарушений:

  • использование иных маршрутов, не указанных в выданном разрешении;
  • прочие нарушения правил международных полетов (отклонение от установленного маршрута);
  • несоблюдение мест, где разрешено осуществлять посадку (например, самолет приземлился в аэродроме, где этого делать нельзя с учетом типа этого авиалайнера);
  • несоблюдение воздушных ворот (самолет перемещается по заданному воздушному коридору с нарушением параметров);
  • отклонение от высоты полета (самолет отклоняется от предписанных параметров);
  • отключение опознавательных знаков (так как может повлечь за собой путаницу и столкновение с прочими летательными объектами в небе);
  • влет самолета в запрещенные районы и т. д.

В статье приведен только примерный список возможных преступлений в этой области. По ней квалифицируются и такие, как влет в воздушное пространство в РФ с уже недействующим разрешением, полет на не соответствующем типе воздушного судна и пр.

Какие существуют нарушения – составы преступлений

Так как закон предоставляет лишь типичные правонарушения, совершаемые в подобной области, для более точной квалификации того или иного преступления рассматривается его состав. Его мы и разберем в этом разделе.

Предмет правонарушения – любые типы транспортных воздушных судов (сюда относятся и вертолеты, и самолеты, и дирижабли). Конкретный вид авиасредства не влияет на наличие состава правонарушения.

Объективная сторона преступления характеризуется тем, что нарушаются правила международных перелетов. Опасность для общества тут заключается в том, что вследствие этих нарушений могут возникнуть серьезные авиакатастрофы, уносящие жизни многих людей.

Объективная сторона преступления выражается как форме действия (при умышленном совершении пилотом или механиком действий, которые приводят к нарушению правил международных полетов), так и бездействия (когда лицо просто проигнорировало или не обратило должного внимания на отдельные нормы законодательства в области перелетов).

При квалификации преступлений в этой области сотрудники правоохранительных органов выясняют следующие вопросы:

  • какие правила международных перелетов действуют над определенной территорией;
  • в чем конкретно выразилось их нарушение;
  • было ли оно вынужденным (например, в случае поломки самолета пилот был вынужден посадить его в аэропорту, где посадка изначально не предполагалась).

Важно! Если было выяснено, что нарушение имело место в связи с техническими неполадками воздушного средства или плохих погодных условий, оно не будет образовывать состава преступления.

Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только осознает, что он совершает противоправные действия, но и понимает, какие негативные последствия у них будут.

Допускается и неосторожность в виде преступной халатности или пренебрежения своими служебными обязанностями.

Состав преступления, предусмотренный по ст. 271 УК РФ, по конструкции формальный. Правонарушение считается оконченным в тот момент, когда нарушение уже допущено и не связано с наступлением материальных последствий.

Иногда нарушение правил международных перелетов происходит вместе с совершением прочих правонарушений: угоном самолета или контрабандой. Тогда преступление квалифицируется по совокупности с соответствующими статьями (ст. 211 или ст.

188 УК РФ).

Совокупность образуется и со следующими статьями:

    (совершение террористического акта); этого же кодекса (содействие подобной деятельности);
  • ст. 263 (нарушение эксплуатации или движения ТС) и пр.

Поскольку состав нарушений правил международных полетов по законодательной конструкции формальный, сами преступления относятся к категории небольшой тяжести.

Объекты и субъекты преступлений

Объектом преступления, предусмотренного по ст. 271 УК РФ, выступает порядок выполнения полетов в воздушном пространстве более, чем одного государства, но местом совершения самого злодеяния остается территория РФ.

Субъекты злодеяния – члены экипажа воздушного судна (пилоты, механики, бортпроводники), которые отвечают за соблюдение правил международных полетов. Ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства.

Также это лица, уже достигшие 16 лет и без наличия каких-либо расстройств в психике.

К ним нельзя относить пассажиров, даже если они сами нарушают вышеуказанные правила. В отдельных случаях их действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ (противоправное пересечение границы РФ).

Меры ответственности за нарушения

Суд избирает следующие виды наказаний:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • арест на полгода с наложением запрета на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция признается необязательной и применяется по усмотрению судьи).

Наказание выбирается судом после рассмотрения всех обстоятельств происшествия и с учетом отягчающих и смягчающих факторов.

Заключение

Если члены экипажа воздушного судна нарушают правила международных перелетов, то их действия квалифицируются по ст. 271 УК РФ. Сюда не относятся случаи, когда они вынуждены это делать вследствие технических неполадок самолета или плохих метеоусловий. Наказаниями определяются штрафы, арест и запрет на занятие определенных должностей в области авиации.

Конкретную меру ответственности избирает суд после рассмотрения дела в суде.

Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2022)

"О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве"

"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"

Законы Российской Федерации по УК РФ

"О Российском Фонде Прямых Инвестиций"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

"О Национальном плане противодействия коррупции на 2022 2024 годы"

"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

"Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге")

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

"Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета"

"Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

"Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год" (вместе с "Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год")

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 271 УК РФ

"О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339)

(ред. от 20.02.2014) "О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339)

"О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

"Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 27.09.2022)

"По делу о проверке конституционности пункта 4 части первой статьи 135, статьи 401.6 и пункта 1 части второй статьи 401.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.П. Атрощенко"

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

7 − 7 =