Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств


Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рекомендуем!  Уголовные риски руководителей кредитных учреждений

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции )

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере,
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере,
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 285.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной отношения в сфере государственной власти и управления бюджетными средствами; дополнительный отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства в сфере расходования бюджетных средств;
2) объективная сторона: действия, выражаемые в расходовании бюджетных средств субъектом преступления на цели, не соответствующие условиям их получения. Расходование по смыслу ст. 285.1 УК РФ это любое перенаправление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов. Предмет преступления бюджетные средства;
3) субъект: ч.1 и п.б ч.2 должностное лицо получателя бюджетных средств, п.а ч.2 группа лиц по предварительному сговору (несколько соисполнителей должностных лиц соответствующего получателя бюджетных средств заранее договорившиеся совершить противоправные действия по расходованию бюджетных средств в крупном размере);
4) субъективная сторона: характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

В качестве обязательных признаков состава преступления указан крупный размер расходованных бюджетных средств (то есть если сумма превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Преступление считается оконченным с момента факта расходования указанных средств в размере, превышающем полтора миллиона рублей.

К квалифицированным признакам данного состава относятся совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору (п.а ч.2 ст. 285.1) или в особо крупном размере, то есть если сумма расходования превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей (п.б ч.2 ст. 285.1).

2. Применимое законодательство:
1) БК РФ (ст. 6 понятие получателя бюджетных средств, бюджета, бюджетной росписи, бюджетных ассигнований, сметы доходов и расходов, раздел 3 расходы бюджетов, раздел 5 участники бюджетного процесса, раздел 8 исполнение бюджетов);
2) ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 52 местные бюджеты, ст. 53 расходы местных бюджетов, ст. 65 исполнение местного бюджета);
3) акты Правительства РФ:
постановление от 11.05.2006 N 281 Об утверждении Положения о представлении в Правительство РФ ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета;
постановление от 15.06.2004 N 278 Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора;
постановление от 18.10.2004 N 565 Об утверждении Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) иные подзаконные акты:
Методические рекомендации по формированию и представлению в Министерство финансов Российской Федерации справок согласно приложениям N 18 и N 19 к Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) (утв. приказом Минфина России от 23.11.2011 N 159н);
приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
приказ Минфина РФ от 31.12.2008 N 155н Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности;
приказ Минфина России от 30.09.2008 N 104н О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня.

3. Судебная практика. Приговором Темрюкского районного суда было установлено, что директор МУ Строительное управление МО ТР гр.Т., являясь должностным лицом, одновременно распорядителем и получателем бюджетных средств в нарушение требований закона, давая указания на проведение работ, а позже подписывая акты выполненных работ, и предоставив их на оплату в финансовое управление без проведения аукциона, без заключения муниципального контракта, произвела расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения в сумме 2 млн. 723 тыс.

163 руб. 65 коп. Гражданка Т. признана виновной, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 100000 руб..

________________
URL: http://rospravosudie.com/court-temryukskij-rajonnyj-sud-krasnodarskij-kraj-s/act-104575934/

Консультации и комментарии юристов по ст 285.1 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 285-1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285-2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 285-1

Объект преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, соответствующая закону деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

Одним из условий нормального функционирования публичного аппарата власти и управления является финансирование его деятельности государством путем предоставления соответствующих бюджетных средств.

Бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) <1>. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

<1> СЗ РФ. 1998. N 31.

Ст. 3823.

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов);

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ);

местные бюджеты (разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований).

Бюджетная система РФ основана на принципах, перечисленных в ст. 28 БК РФ. Одним из них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст.

38 БК РФ).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Бюджет это документ об образовании и расходовании всего фонда денежных средств. Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Бюджетная роспись составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от уровня бюджетной системы: федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (главным распорядителем также может выступать наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета). В соответствии с бюджетной росписью главный распорядитель распределяет бюджетные средства между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств (орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение), в свою очередь, распределяет полученные от главного распорядителя бюджетные средства между непосредственными подведомственными получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств являются: орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств.

В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако, если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст.

39 УК РФ (крайняя необходимость), например в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

Субъект преступления специальный должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.

Часть 2 ст. 285.1 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к ст.

285.1 УК РФ в сумме, превышающей семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств Комментарий к статье 285.1

1. Объектом данного преступления является финансовая дисциплина в области бюджетных правоотношений. Отвлечение бюджетных ассигнований на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом, наносит прямой ущерб государственным и общественным интересам, поскольку затрудняет достижение тех результатов, которые государство хотело иметь за счет расхода своих финансовых ресурсов.

Основные понятия, использованные в комментируемой статье, даны в БК РФ. Согласно его ст. 6 под бюджетной росписью понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, а под бюджетными ассигнованиями бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Смета доходов и расходов это финансовый документ о доходах, получаемых организацией в результате своей деятельности и из иных источников, и расходах находящихся в ее распоряжении средств.

3. Получатель бюджетных средств это бюджетное учреждение или иная организация, которые в соответствии с бюджетной росписью получают право на получение бюджетных средств. Понятие бюджетного учреждения раскрыто в ст. 161 БК РФ.

4. Формы нецелевого расходования бюджетных средств бывают различными:

а) использование средств на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использование средств на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использование средств бюджетных кредитов и ссуд на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на их получение;

г) использование средств, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иные виды нецелевого использования средств федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством (см.

Инструкцию Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации).

5. При решении вопроса о наличии состава преступления в действиях должностных лиц, допустивших нецелевое использование средств, следует иметь в виду, что помимо размера ущерба во внимание должна приниматься и степень общественной опасности последствий его действий. Представляется, что не образует состава преступления перерасход средств по одной из статей бюджетной росписи за счет экономии по другим ее статьям. Например, на проведение текущего ремонта за счет уменьшения запланированных затрат на приобретение мебели и материалов, если это не сказалось отрицательно на деятельности учреждения.

В таких случаях может наступить ответственность должностного лица по ст. 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств), а к организации могут быть применены федеральным казначейством экономические санкции в виде уменьшения бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению.

6. Объективная сторона преступления заключается не только в принятии должностным лицом незаконного решения, но и в реальном его выполнении, т.е. в израсходовании средств на цели, не предусмотренные бюджетом или иными актами о целевом выделении бюджетных средств. Само по себе принятие незаконного решения без его реализации состава преступления не образует. Состав преступления будет при расходовании средств в крупном размере, т.е. свыше 1,5 млн. руб.

7. Субъектом данного преступления является должностное лицо, уполномоченное принимать решения о расходовании бюджетных средств: начальник организации, его заместители, начальники финансовых служб, включая главных бухгалтеров.

8. Преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает, что совершает нецелевое расходование бюджетных средств, и желает этого.

Мотивы действий при этом для квалификации преступления значения не имеют. Они могут быть разными как ложно понимаемыми интересами службы, так и проистекать из личных побуждений.

Вместе с тем возможны случаи, когда нецелевой расход бюджетных средств совершается для предотвращения причинения вреда государственным, общественным и личным интересам. При решении вопроса о наличии в этих случаях в действиях должностного лица состава преступления следует руководствоваться нормами ст. 39 УК РФ (крайняя необходимость).

9. Квалифицированный состав преступления будет при совершении его группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (более 7,5 млн. руб.).

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

12 − десять =