Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица


Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

УК РФ Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций,

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций ,

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к статье 288

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков: 1) присвоение виновным полномочий должностного лица; 2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий; 3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; 4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК РФ.

Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности.

Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении Правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст.

291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральный государственный служащий это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходиться и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций,
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к статье 288 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; дополнительный отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) объективная сторона: совершение государственным или муниципальным служащим деяний с присвоением полномочий должностного лица. Присвоение может выражаться в соответствующих распоряжениях, приказов, выдаче указаний, подписании документов, участии в переговорах;
3) субъект: государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом;
4) субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 УК РФ присвоение полномочий может быть совершено как с прямым умыслом, когда лицо осознает общественную опасность своих деяний (подписывая документы, которые подписывать было не вправе, отдавая незаконные распоряжение), так и с косвенным (в частности по отношению к последствиям когда лицо не желает наступления вредных последствий, действую в своих или чужих интересах, однако относится к ним безразлично и сознательно допускает их наступление).

Преступление считается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Судебная практика. Приговором Ивановского районного суда по делу N 1-212/10 установлено, что гр.Ю., будучи служащей органа местного самоуправления, не имеющей полномочий должностного лица главы администрации Новоталицкого сельского поселения, осуществляла полномочия по принятию решений, влекущих юридические последствия, например, выдала юридически значимую справку за подписью и.о. главы администрации Новоталицкого поселения и оформила ее с надлежащими реквизитами, в том числе печатью. При этом справка содержала в себе заведомо ложные сведения о наличии у гр.Л. земельного участка на территории Новталицкого сельского поселения.

________________
URL: http://rospravosudie.com/court-ivanovskij-rajonnyj-sud-ivanovskaya-oblast-s/act-102050024/

Консультации и комментарии юристов по ст 288 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 288. УК РФ

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций,

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарии к статье 288 УК РФ

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков:

1) присвоение виновным полномочий должностного лица;

2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий;

3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций;

4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. ст. 292 или 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий.

Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности.

Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим действия государственного либо муниципального служащего, выдающего себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст.

33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации федеральный государственный служащий это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходить и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона О системе государственной службы Российской Федерации).

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Присвоение полномочий должностного лица в статье 288 УК РФ с комментариями

Часто встречаются преступления, связанные со служебными полномочиями. Помимо их злоупотребления, могут рассматриваться деяния, когда такие полномочия незаконно захватывают и используют для совершения корыстных целей. Так, статья 288 УК РФ как раз говорит о сроках наказания и мерах ответственности при присвоении подобных функций лицом, которое не имеет такого права.

В зависимости от последствий и тяжести деяния отличается степень наказания.

О чем статья УК?

В статье одна часть, и она говорит о сроках, положенных за присвоение полномочий должностного лица государственным или муниципальным служащим. Срок применяется, если лицо совершает действия, повлекшие нарушение прав.

Изложение

За присвоение полномочий по службе виновный получает штраф, обязательные или исправительные работы, арест.

Виды наказаний и сроки

За присвоение и использование не принадлежащих гражданину полномочий, повлекшее нарушение прав, положены наказания:

Рекомендуем к прочтению:

  • штраф на 40 тысяч рублей;
  • обязательные работы на 360 ч;
  • исправительные работы на 2 года;
  • арест на 3 месяца.

Комментарии к статье 288

Объективная сторона заключается в присвоении служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий такового, совершение им действий, повлекших нарушение прав.

Ст 288 УК РФ с комментариями:

  • Присвоение полномочий – обманным путем лицо выдает себя за другого. Например, устно представляется должностным лицом, заявляет о наличии у него полномочий, предъявляет подложные документы. Последний пункт дополнительно квалифицируется по 292 или 327 ст.
  • Деяние осуществляется для дальнейшего совершения действия. Это необходимо для наличия состава преступления. Только объявление себя таким лицом не образует состава преступления.
  • Примеры действий: проведение проверки, подпись документа. Состав преступления имеет место, если виновный действует так, как будто эти действия являются компетенцией лица.
  • Если лицо совершает такие действия с целью взятки, то это 291 и 33 ст., с целью мошенничества – 159 ст. Если лицо совершает действия, повлекшие опасные последствия, то это карается по 288 ст. В противном случае речь идет о проступке. Установление существенности осуществляется с учетом конкретных обстоятельств.
  • Присвоение полномочий является преступлением с материальным составом. Оно окончено в момент осуществления нарушения прав. Состав преступления имеет место, если виновный совершает действия, входящие в компетенцию лица.

    Субъект специальный – служащий, не являющийся должностным лицом.

    Опасность состоит в совершении противоправных действий, что нарушает права и интересы граждан. Объект – интересы службы, авторитет. Дополнительный – права граждан, интересы организаций.

    Объективная сторона: незаконное присвоение полномочий, совершение действий, последствия, связь между двумя пунктами.

    Полномочия – круг прав и обязанностей лица, установленный нормативными актами. Виновный нарушает порядок назначения и избрания на должность без оформленного полномочия, неправомерно принимает права и обязанности по выполнению функций. Преступник понимает, что самовольно и неправомерно присваивает полномочия, предвидит возможность наступления в результате действий последствий, желает их наступления или не желает, но допускает их, относится безразлично. Мотивы и цели преступления не влияют на квалификацию, но учитываются при назначении наказания.

    В статье описано деяние небольшой тяжести.

    Рекомендуем к прочтению:

    Государственный служащий – лицо, взявшее обязанность по прохождению гражданской службы, в соответствие с актом о назначении на должность, получающее вознаграждение из федерального бюджета. Служащий местного органа самоуправления – гражданин, исполняющий обязанности по муниципальной должности за вознаграждение из местного бюджета.

    Судебная практика

    Статья применяется редко, так как сложно доказать свое причастие к должностным лицам без специальных бумаг. К тому же, в век Интернета все знают, как выглядит то или иное лицо, либо это легко проверить.

    • Гражданин К. работал помощником депутата, но не обладал полномочиями, которыми было наделено его руководство. Однажды депутат заболел, поэтому К. решил воспользоваться этим, проник в его кабинет, от которого у него имелись ключи, и стал вести переписку от его имени. За неделю болезни он успел выписать себе большую премию, проставить печати и подписи на нескольких важных документах, что повлекло за собой ущемление прав лиц. Выйдя с больничного, депутат обнаружил совершенные деяния, обратился в суд. После следствия был вынесен приговор в виде штрафа и исправительных работ для К.
    • Гражданка В. занимала пост секретаря на службе у главы администрации одного из сельских округов. Она имела доступ к его документам, печатям и факсимиле, поэтому иногда пользовалась ими в своих целях, не привлекая внимание. Однажды, ее мать попросила подделать справку о размере ее земельного участка, чтобы иметь преимущество перед соседями. В. сделала это, пользуясь не своими полномочиями, но соседи по участку подали в суд, подделка документов всплыла. Мать выдала дочь, та призналась в содеянном. Ее уволили с работы, назначили обязательные работы и штраф.
    • Гражданин З. проходил практику в полицейском участке. Он не имел пока прав на ношение форменной одежды и значка, но, пользуясь случаем, завладел ими, чтобы похвастаться перед друзьями. Они подговорили его использовать эти детали с целью припугнуть соседей, тот согласился. В результате они пришли к соседям и обвинили их в незаконном шуме ночью, обманным путем выманили у них деньги за якобы заведенное уголовное дело. Позже их обман вскрылся. З. вынесли обвинение, но он сдал полученные деньги, принес извинения, поэтому получил только штраф и обязательные работы.

    Решения суда по статье 288

    Статья выносит обвинительные решения чаще остальных, но так как сейчас редко встречаются такие преступления, то и статья применяется редко. В 2017 по ней не было дел.

    От чего зависит наказание?

    Отягчить наказание суд может, если виновный, пользуясь установленными полномочиями, получил большую личную выгоду, взятку, обманул лиц и скрылся с места преступления, причинил тяжкий вред или смерть, был рецидив преступления. Если же он пришел с повинной и сдался властям, помогал раскрывать преступление, возместил нанесенный ущерб или вред, примирился с пострадавшей стороной, то сроки наказания и ответственность могут быть существенно снижены.

    Рекомендуем!  Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в 2022 году
    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    три × пять =