Статья 331. Понятие преступлений против военной службы


Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

УК РФ Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Утратила силу. Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции )

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. (Часть вторая утратила силу на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235)

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к статье 331

В ст. 331 УК РФ приведено понятие преступлений против военной службы. В УК РФ это единственное определение понятия преступлений, выделенных из совокупности иных преступлений по объекту посягательства.

В соответствии с указанной нормой преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Прохождение военной службы осуществляется в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение преступлений, не входящих в главу 33 УК РФ, наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК РФ.

Видовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы. Этот порядок регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1>, Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <2>, Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <3> и общевоинскими уставами.

<1> СЗ РФ. 1996. N 23.

Ст. 2750.

<2> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.

1475.

<3> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст.

2331.

Военная служба особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают <1>.

<1> См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Объективная сторона преступлений против военной службы в основном выражается в действии. Так, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ), насильственные действия в отношении начальника (ст.

334 УК РФ) могут быть совершены только путем действия. Отдельные преступления, например неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ), совершаются путем бездействия.

Многие составы воинских преступлений сконструированы как материальные, т.е. предусматривающие в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. В частности, к материальным составам относятся состав неисполнения приказа (ст. 332 УК РФ), где в качестве обязательного признака указан существенный вред. К материальным составам относится и нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ), где в качестве последствия указано на причинение вреда охраняемым объектам.

В то же время значительное число составов преступлений является формальным. Наличие состава преступления в этих случаях законодатель не связывает с фактом наступления общественно опасных последствий. Формальным составом, к примеру, является состав дезертирства (ст.

338 УК РФ), состав уклонения от исполнения обязанностей военной службы (ст. 339 УК РФ). Отдельные составы сконструированы как составы опасности.

Наличие таких составов преступлений законодатель соотносит с условиями опасности: если деяние могло повлечь причинение вреда (ч. 1 ст. 341 УК РФ).

Субъективная сторона большинства преступлений против военной службы характеризуется умышленной формой вины. Но некоторые преступления могут быть совершены и по неосторожности (например, нарушение правил несения боевого дежурства ст. 340 УК РФ).

Некоторые преступления с позиции субъективной стороны могут характеризоваться и двумя формами вины. Таким, например, является нарушение правил обращения с оружием, где отношение к последствиям проявляется в форме неосторожности (ч. 1 ст.

349 УК РФ).

Субъект преступлений против военной службы специальный. Им могут быть:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту;

2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;

3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся призванные на военную службу граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются лица, заключившие контракт о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее шести месяцев; граждане, пребывающие в запасе; граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования; граждане женского пола, не пребывающие в запасе; другие граждане в соответствии с положениями, установленными законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от восемнадцати до сорока лет; иностранные граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати лет.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации исполняет воинскую обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Из данной статьи во взаимосвязи со ст. 37 Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту. Это конституционное положение нашло свое непосредственное закрепление в п. 1 ст.

10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военная служба согласно данному Федеральному закону представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих (п. 2 ст. 1).

В ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. К таким условиям согласно п. 3 ст. 32 относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает также, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 ст. 28).

Из названных законоположений следует, что военнослужащий, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно принимает на себя обязанность подчиняться ограничивающим его права и свободы требованиям закона, в том числе неукоснительно соблюдать воинскую дисциплину, имея при этом в виду возможное применение к нему юридической, в том числе уголовной, ответственности за совершенные правонарушения <1>.

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 224-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 2.

Статьей 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлен предельный возраст пребывания на военной службе.

К гражданам, пребывающим в запасе, проходящим военные сборы, относятся граждане, зачисленные в запас Вооруженных Сил РФ и призванные для прохождения военных сборов. Категории граждан, зачисляемых в запас, установлены ст. 52 указанного выше Федерального закона.

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

уволенных с военной службы с зачислением в запас;

успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста двадцати семи лет;

не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

прошедших альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Военнослужащими являются также военные строители указанных выше министерств и ведомств.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Не военнослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно причиняет вред или ставит под угрозу причинения какую-либо составляющую порядка прохождения военной службы. Исходя из этого среди преступлений против военной службы можно выделить следующие группы:

преступления, посягающие на установленный порядок подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. ст. 332 336 УК РФ);

преступления, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы (ст. ст. 337 339 УК РФ);

преступления, посягающие на установленный порядок несения специальных служб (ст. ст. 340 345 УК РФ);

преступления, посягающие на установленный порядок по обеспечению сохранности военного имущества (ст. ст. 346 348 УК РФ);

преступления, посягающие на установленный порядок обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. ст. 349 352 УК РФ).

При квалификации преступлений против военной службы в ряде случаев их необходимо разграничивать с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Глава 33 действующего Уголовного кодекса специальных норм о воинских должностных преступлениях не содержит.

Между тем преступность таких деяний не устранена. Ответственность за них в настоящее время наступает на основании ст. 286 УК РФ (общей нормы о превышении должностных полномочий).

К воинским должностным лицам в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации относятся прежде всего начальники по должностному положению или по воинскому званию (ст. 31 Устава внутренней службы ВС РФ), которые наделены правом отдавать подчиненным приказы и требовать их исполнения, т.е. осуществляют организационно-распорядительные функции.

В большинстве случаев признаются таковыми и начальники по воинскому званию, в том числе сержанты и старшины в отношении солдат и матросов одной с ними воинской части.

Вместе с тем по данной категории дел следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Поскольку в соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации сержанты и старшины по своему воинскому званию являются начальниками для солдат и матросов одной с ними воинской части, вся полнота организационно-распорядительных функций возлагается и на них. Поэтому в процессе служебной деятельности они выступают в качестве должностных лиц и при наличии других признаков состава подлежат ответственности по ст.

286 УК РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что по отношению к солдатам и матросам других частей сержанты и старшины начальниками не являются. Поэтому в случае применения ими насилия к таким потерпевшим содеянное не может быть квалифицировано по ст. 286 УК РФ, а подлежит оценке по другим статьям УК РФ, статьям о преступлениях против военной службы.

В ряде случаев организационно-распорядительные функции могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований Устава или устного распоряжения правомочного должностного лица.

В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту согласно ст. 296 Устава внутренней службы ВС РФ подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту. Поскольку названные лица в отношении подчиненных им в наряде военнослужащих обладают должностными полномочиями, они в случае применения насилия также могут нести ответственность на основании ст.

286 УК РФ. Временный характер осуществления таких функций препятствием к этому не является.

Кроме того, следует иметь в виду, что военнослужащий, временно назначенный устным распоряжением командира старшим команды, является прямым начальником для других военнослужащих из состава этой команды и, следовательно, должностным лицом и субъектом должностного преступления. Форма изложения приказа о назначении на должность или старшим команды значения не имеет.

Следует также помнить, что согласно ст. 35 Устава внутренней службы ВС РФ начальником может быть старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию при совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником).

Превышение должностных полномочий в условиях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, как правило, проявляется в противоправном применении насилия со стороны командиров (начальников) в отношении своих подчиненных. Во всех случаях применения насилия или угрозы его применения содеянное подлежит квалификации по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающему этот квалифицирующий признак.

В отличие от оскорбления начальником подчиненного превышение должностных полномочий, как правило, сопряжено с более интенсивным физическим воздействием на потерпевшего.

Критериями разграничения названных составов также являются направленность умысла виновного, содержание целей и мотивов преступного деяния, а также характеристика его объективной стороны.

Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов .
2. Часть утратила силу с 10 января 2009 года Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к статье 331 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: видовой объект всех преступлений против военной службы порядок прохождения военной службы;
2) объективная сторона: в основном выражается в действии. Так, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ), насильственные действия в отношении начальника (ст.

334 УК РФ) могут быть совершены только путем действия. Отдельные преступления, например неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ), совершаются путем бездействия;
3) субъект: специальный. Им могут быть:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту;
граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;
военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины, но некоторые преступления могут быть совершены и по неосторожности (например, нарушение правил несения боевого дежурства ст. 340 УК РФ). Некоторые преступления могут характеризоваться двумя формами вины. Например, таким преступлением является нарушение правил обращения с оружием, где отношение к последствиям проявляется в форме неосторожности (ч.1 ст.

349 УК РФ).

3. Судебная практика:
1) постановлением ВС РФ от 14.02.2000 N 9 О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих рассмотрены вопросы и даны рекомендации судам по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.

2) постановлением ВС РФ от 03.04.2008 N 3 О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы рассмотрена практика рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы.

Консультации и комментарии юристов по ст 331 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы (действующая редакция)

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу. Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу. Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2022)

"О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве"

"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"

Законы Российской Федерации по УК РФ

"О Российском Фонде Прямых Инвестиций"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

"О Национальном плане противодействия коррупции на 2022 2024 годы"

"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

"Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге")

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

"Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета"

"Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

"Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год" (вместе с "Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год")

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 331 УК РФ

"Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 "Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

"Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлении", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

"Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 27.09.2022)

"По делу о проверке конституционности пункта 4 части первой статьи 135, статьи 401.6 и пункта 1 части второй статьи 401.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.П. Атрощенко"

Рекомендуем!  Статья 117 УПК РФ про денежное взыскание в уголовном процессе
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

три × 5 =