Статья 352. Нарушение правил кораблевождения


В этой статье:

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия,
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 352 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной отношения в сфере безопасного управления военной техникой, дополнительный жизнь и здоровье человека;
2) объективная сторона: заключается в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, например, превышение скоростного режима, совершение действий, выходящих за пределы служебных обязанностей, отклонение от маршрута (особенно в местах, опасных для прохождения кораблей). Предмет преступления военный корабль, как надводный, так и подводный (подводные лодки), оснащенный для решения боевых задач. Обязательный элемент состава последствия: смерть человека или иные тяжкие последствия;
3) субъект специальный: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе во время прохождения ими военных сборов, управляющие или эксплуатирующие военный корабль;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожной формой вины, как к совершаемым действиям, так и к последствиям.

Рекомендуем!  Возможно ли возбуждение уголовного дела, если преступление не доведено до конца?

3. Судебная практика. В августе 2003 года российская атомная подводная лодка К-159 затонула в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. В связи с данным происшествием было возбуждено дело по ст.

352 УК РФ Нарушение правил кораблевождения.

_________________
URL: http://www.pravda.ru/test/accidents/30-08-2003/840478-0/

Консультации и комментарии юристов по ст 352 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2022)

"О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве"

"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"

Законы Российской Федерации по УК РФ

"О Российском Фонде Прямых Инвестиций"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

"О Национальном плане противодействия коррупции на 2022 2024 годы"

"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

"Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге")

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

"Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета"

"Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

"Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год" (вместе с "Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год")

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 352 УК РФ

"Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 "Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

"Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлении", а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

"Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 27.09.2022)

"По делу о проверке конституционности пункта 4 части первой статьи 135, статьи 401.6 и пункта 1 части второй статьи 401.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.П. Атрощенко"

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Объект преступления установленный порядок кораблевождения. Предмет преступления военные корабли: авианосцы, крейсера, подводные лодки и др.

Объективная сторона характеризуется следующими признаками:

деяние нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей;

последствия неосторожное причинение смерти человеку или иных тяжких последствий;

наличие причинной связи.

Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей предполагает несоблюдение установленного маршрута, ошибки при буксировке, десантировании, ведении погрузочно-разгрузочных работ, неправильное техническое обслуживание кораблей и т.п. Поскольку диспозиция бланкетная, в каждом случае необходимо устанавливать, какое конкретно правило кораблевождения было нарушено.

Состав по конструкции материальный: преступление окончено с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий (причинение вреда здоровью членов экипажа, повреждение корабля и т.п.).

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект военнослужащий, ответственный за соблюдение правил вождения или эксплуатации военного корабля. Субъект специальный.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 УК РФ: кого касается и какова ответственность

Правонарушение по статье 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения» входит в Главу 33 Особенной части Уголовного кодекса «Преступления против военной службы». Оно может быть отнесено к преступлениям против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники.

Рассмотрим, в чем заключается суть нарушения по этой статье, как она предстает с объективной и субъективной стороны, чем вызваны затруднения в применении статьи 352 УК и как можно избежать ответственности, предписанной за несоблюдение правил управления военным кораблем.

Краткое содержание ст. 352 УК РФ с комментариями к ней

В статье говорится о том, что отступление от утвержденных положений и норм по управлению или использованию кораблей военного назначения должно повлечь за собой гибель человека (по причине неосмотрительности) либо другие тяжелые события.

Военнослужащему, виновному в упомянутом деянии, грозит тюрьма.

В комментариях к 352 УК РФ говорится о составе преступления, его объективной и субъективной стороне, объекте, субъекте и квалификационных признаках.

Порядок и правила мореплавания кораблей Военно-Морского Флота содержатся в следующих нормативно- правовых актах:

  • Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля.
  • Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями.
  • Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине.
  • Устав службы на судах обеспечения.
  • Международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.
  • Важно! Военными кораблями считаются: авианосцы, крейсеры, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоящие на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    В чем заключается суть правонарушения

    Состав правонарушения по рассматриваемой статье называют специальным относительно состава, описываемого в статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».

    Самый важный признак нарушения – причинно-следственная связь. В некоторых случаях, когда ее установление оказывается слишком сложной задачей для следствия, к работе привлекают эксперта или экспертную комиссию.

    Примечание. Правила кораблевождения регламентированы Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ, введенным в действие Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ от 1 сентября 2001 г. N350, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

    Правонарушение считается совершенным с момента наступления последствий (гибель человека либо другие тяжелые события, как, например, вред здоровью, материальный ущерб, провал боевой задачи и т. д.).

    Объективная сторона

    Рассматриваемая сторона правонарушения состоит в несоблюдении правил кораблевождения или эксплуатации военных судов.

    Кораблевождение – это управление кораблем во время плавания. Отступления от правил по вождению военным судном могут проявляться не только в неправильном действии, но и в бездействии.

    В качестве примеров нарушения можно назвать: лицо не определило глубину, и судно село на мель, не была сброшена скорость в момент преодоления узости; не соблюдены правила по расхождению со встретившимся кораблем, что привело столкновению кораблей и т. д.

    Ошибки при эксплуатации корабля случаются во время технического обслуживания, погрузочных или разгрузочных работ, при выполнении специальных действий или заданий особой важности, связанных с применением военного судна по его фактическому предназначению (минирование, десантирование и прочее).

    Объект деяния – порядок и правила кораблевождения и эксплуатации военного корабля.

    Субъективная сторона

    Субъективная сторона нарушения правил кораблевождения характеризуется проявлением неосторожности со стороны служащего (легкомысленное отношение к своим обязанностям либо небрежность).

    Субъект деяния специальный. Это значит, что субъектом нарушения правил кораблевождения может быть только военный, которому было вверено управление кораблем (кораблевождение или эксплуатация корабля). В их число входят: командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля.

    Основные проблемы в доказательной части

    Статья 352 УК РФ аналогична по составу правонарушения и его субъективной стороне со статьями 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин» и 351 «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» Уголовного кодекса. Их различие лишь в объекте нарушения.

    Помимо указанных сходств, указанные статьи связывает бланкетный характер.

    Справка. Под бланкетной понимают такую диспозицию, которая непосредственно в самом уголовном законе не дает обозначения признакам неправомерного поступка, а направляет за их поиском к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права (административного, гражданского и т. д.).

    В нашем случае бланкетный характер при рассмотрении статьи 352 УК создает значительные затруднения, поскольку объем нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма большой (вы могли его видеть в начале нашей статьи).

    Бланкетный характер диспозиции 352 статьи обеспечивает стабильность уголовно-правовой нормы. За все время существования кодекса с 1996 года изменения в диспозицию вносились лишь один раз.

    Наличие в субъективной стороне изучаемой статьи признака неосторожной вины препятствует квалификации умышленных действий в случае нарушения правил управления и эксплуатации кораблем.

    Умышленное повреждение или уничтожение военной техники не учтено в Уголовном кодексе. Рассмотрение подобного действия со стороны военнослужащего по статьям 346 «Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества» или 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ крайне проблематично в применении.

    Квалифицирующие признаки

    Итак, для квалификации преступления по статье 352 УК РФ необходимо, чтобы нарушение правил повлекло за собой гибель человека или иные тяжкие события. Иные последствия носят оценочный характер. К их числу можно отнести уничтожение военного судна, причинение крупного материального вреда объектам корабля, срыв задания, для выполнения которого предназначалось судно, и т. д.

    Для установления оценки тяжести ущерба требуется расчет степени негативного влияния на боеготовность и боеспособность военной части, затраты времени, требуемые на устранение образовавшейся неполадки, а также объем материальных затрат.

    Неправомерное действие, закрепленное в статье 352 УК РФ, относится к категории правонарушений средней тяжести.

    Какое наказание грозит преступнику

    В рассматриваемой статье представлена только одна мера наказания – тюремное заключение. Максимальный срок – семь лет. Минимальный порог не установлен, что многие юристы считают напрасным.

    Внесение в статью минимального срока уголовной ответственности помогло бы подчеркнуть строгость применяемого наказания (по сравнению с существующим) за преступление, в качестве квалифицирующих признаков которого выступает гибель человека либо нанесение тяжелого ущерба его здоровью и жизни, а также объемные материальные затраты для государства, связанные с уничтожением корабля либо нанесением ему повреждений, что приводит к снижению его боевой готовности и выводу корабля из фактически действующих сил флота (временно или окончательно).

    В каких случаях можно избежать ответственности

    Для военнослужащих предоставляется возможность изменения наказания в виде тюремного заключения на содержание в дисциплинарной воинской части, согласно 1 пункту статьи 55 «Содержание в дисциплинарной воинской части» УК РФ.

    Подобная замена допустима, если суд пришел к выводу, что можно изменить наказание с учетом характера правонарушения и личности осужденного. Но это действительно только при условии, когда военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, назначили тюремное заключение сроком от 3 месяцев до 2 лет (либо военнослужащему-контрактнику, состоящему на рядовых или сержантских должностях, не отслужившему сроков, установленных для службы по призыву).

    Примеры из судебной практики

    Большинство судебных приговоров ссылается в своих выводах на Корабельный устав ВМФ и Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ. Часть приговоров, помимо вышеуказанных норм, ссылается также на более узкоспециализированные нормы, регламентирующие порядок плавания в определенных районах Мирового океана, правила использования отдельных механизмов корабля или проведение отдельных операций по управлению и эксплуатации военного судна.

    К примеру, в деле по факту несоблюдения норм по вождению МПК «Кореец», следствием которого стало повреждение гидроакустического комплекса (ГАК), суд, помимо общих норм по управлению военным судном, сослался на несоблюдение обвиняемыми Ф., С. и Т. «Правил использования районов и средств обеспечения боевой подготовки на Краснознаменном Тихоокеанском флоте».

    В уголовном деле о нарушении правил и норм использования подводной лодки «Б-494», повлекшем выход из строя оборудования капсулы ГАК корабля, суд сослался на нарушение подсудимым А. норм, изложенных в инструкции «Создание больших наклонений» и «Руководстве по борьбе за живучесть подводной лодки».

    В приговоре по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации судна ВМФ – большой атомной подводной лодки на Северном Флоте – подсудимому М., кроме нарушений общих правил использования кораблей, вменили также отступление от требований всевозможных технических описаний и инструкций по эксплуатации конкретных механизмов.

    Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 352 УК РФ должно быть точно установлено, кем и какие именно были допущены отступления от требований по управлению и эксплуатации военным судном, которые в конечном итоге привели к гибели человека из-за неосмотрительности виновного либо иным тяжким последствиям, и в каких нормативно-правовых актах и (или) технических нормах они содержатся.

    Заключение

    Итак, для наличия состава правонарушения по статье 352 УК РФ требуется обнаружение причинно-следственной связи между отступлением от порядка использования военного судна и наступления последствий (гибели человека или другого тяжелого ущерба). К ответственности может быть привлечен только военный, которому было вверено управление кораблем.

    Применение рассмотренной статьи затруднено бланкетным характером диспозиции. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма объемный. Потому на практике можно столкнуться со случаями использования узкоспециализированных норм законодательства.

    Статья 352. Нарушение правил кораблевождения Комментарий к статье 352

    1. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблем.

    Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании корабля, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и т.д.).

    Материальный состав в качестве обязательных признаков предусматривает описанные последствия, находящиеся в причинной связи с нарушениями.

    Субъект преступления специально подготовленные военнослужащие, на которых возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации корабля.

    3. Вина выражается в форме неосторожности по отношению к смерти человека или к иным тяжким последствиям (оценочное понятие).

    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    тринадцать + 10 =