Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны


Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции )

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации,

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Наказание за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны по УК РФ статья 354

Военные действия всегда являются негативными для любого общества, поэтому любые намеки на них строго пресекаются. Так, статья 354 УК РФ указывает на ответственность, которая наступает за публичные призывы к тому, чтобы начать войну. Это опасно для населения и общества в целом, поэтому такое деяние должно наказываться в полной мере.

Ответственный несет последствия в виде таких наказаний, которые соответствуют тяжести его проступка.

О чем статья УК?

В статье указана ответственность за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

Рекомендуем!  Что делать, если срок содержания под стражей закончился, а продления не было?
  • В первой говорится о наказаниях за призыв к агрессивной войне.
  • Во второй – за деяния с использованием СМИ, совершенные лицом на государственной должности.
  • Изложение и основные положения

    Призыв к войне в УК РФ наказывается штрафом или лишением свободы. Если те же деяния производит государственный служащий или СМИ, то наказание выбирается из штрафа, лишения свободы или должности.

    В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

    За публичный призыв к войне лицо наказывается штрафом до 300 тысяч рублей или доходом за 2 года с лишением свободы на 3 года.

    Если виновными являются СМИ или государственные работники, то им положено:

    Рекомендуем к прочтению:

    • штраф на 100-500 тысяч рублей или доход за 1-3 года;
    • колония на 5 лет;
    • лишение должности на 3 года.

    Комментарии к статье 354

    В декабре 1966 года был принят пакт о правах, где указывается, что любая пропаганда войны запрещается законом. Это и есть нормативная основа статьи.

  • Объективная сторона – совершение публичных призывов к началу войны. Призывы – устные, письменные высказывания, обращения в другой форме к вооруженной агрессии против другой страны. В них должна обосновываться целесообразность действий, необходимость, допустимость.
  • Публичные призывы – высказываются в присутствии людей (митинги, собрания, лекции) или в их отсутствие, но с расчетом ознакомления с призывами в дальнейшем (листовки, плакаты, лозунги, газеты, Интернет, фильмы, наглядная продукция).
  • Призывы отличаются от подстрекательства тем, что хотя и являются открытыми, но носят общий характер, обращены к неопределенным лицам, не связаны с воздействиями на конкретных людей с целью склонения к подготовительным работам или ведению самой войны. Соучастие в виде подстрекательства отсутствует. Если под воздействием была развязана агрессия, то ответственность несет совершившее ее лицо, а не призывавшее.
  • Преступление окончено в момент совершения призывов вне зависимости от того, повлекли ли они последствия. Деяние имеет прямой умысел, его осуществляет лицо старше 16 лет.
  • Во 2-й части статьи предусмотрены квалифицирующие признаки с использованием СМИ или лицом, которое занимает государственную должность. СМИ – периодическое печатное издание, теле- или радиопрограмма, прочие формы распространения информации, отличающиеся периодичностью.

    Закон не допускает злоупотребления свободой информацией, поэтому не разрешает использовать СМИ для совершения уголовных деяний, разглашения сведений, охраняемых законом, распространения материалов по призыву к терроризму, развязыванию войны, экстремистских материалов, пропаганды, порнографии, культа насилия, жестокости.

    В программах и газетах запрещается использовать скрытые вставки, технические приемы и способы распространения информации, которые воздействуют на подсознание людей, оказывают вредное влияние на их здоровье. Это приравнивается к распространению информации об объединении или организации, включенных в перечень таких, в отношении которых суд постановил ликвидировать или запретить их деятельность по закону №114 без указания, что они ликвидированы или запрещены.

    В СМИ и Интернете запрещено распространение сведений о способах, местах продажи наркотиков, психотропов, прекурсоров, пропаганда их использования. Порядок сбора информации журналистами при проведении контртеррористической операции определяется ее руководителем. При ее освещении в СМИ запрещено распространяться о средствах, приемах, если такое распространение будет грозить жизни и здоровью людей.

    Также в СМИ запрещается оглашать сведения о сотрудниках, проводящих такие операции, о членах их семей. Ответственность за призывы к войне с использованием СМИ несут лица, которые подготовили материалы, человек, разрешивший их использовать.

    Рекомендуем к прочтению:

    Опасность таких призывов состоит в формировании в обществе атмосферы морального оправдания подготовки к ведению агрессивной войны, создания поддержки со стороны населения для лиц с высшими государственными должностями, у которых есть полномочия начинать военные действия.

    Подготовка к преступлению не влечет уголовной ответственности (30 ст.). Деяние совершается с прямым умыслом по мотивам национальной нетерпимости, мести, вражды, религиозных побуждений, карьеристских соображений. Для квалификации мотивы не важны, но они учитываются при назначении наказания.

    В статье описаны деяния средней тяжести.

    Публичность – не менее 2-х лиц. Пропаганда войны осуждается всем миром, так как это мощное оружие в разжигании агрессии между государствами. Преступление подразумевает, что война будет агрессивной, что повышает общественную опасность.

    При использовании СМИ она также возрастает, так как информация воспринимается большой аудиторией.

    Что показывает судебная практика по статье?

    Практика по статье не такая большая, однако такие призывы все же встречаются.

  • Гражданка Е., будучи нетрезвой, завела в кафе с официанткой разговор о том, что хорошо было бы, если бы началась война, чтобы оправдать действия Правительства. Этот разговор также услышали и другие посетители кафе, так как Е. говорила все громче, а после стала открыто призывать всех совершить военные действия и подписать петицию о начале войны с другой страной. Мимо проходил полицейский, услышал эти высказывания, предупредил гражданку о последствиях, но она не угомонилась. Он отвел ее в камеру, а наутро возбудил уголовное дело. По результатам суда В. выписали штраф.
  • Гражданин К. был против действий одной из стран, которая настроена против России, всячески в любом разговоре подчеркивал свое мнение. Он даже начал собирать митинги с поддержкой развязывания войны, которые были без согласования с властью. За один из таких пикетов он был арестован, так как публично нарушал закон, призывая ввести войска. Это стоило ему денежного штрафа и ареста на месяц.
  • Гражданин Ш. вел тайную газету, которую он распространял скрытно, чтобы его не обнаружила полиция. В ней указывались сведения с призывами о призыве к войне с соседней страной, которая должна была войти в часть РФ. Газета попала в достояние общественности, вызвала возмущение, было возбуждено уголовное дело. Ш. вскоре нашли, так как в газете были его реквизиты. За преступление он получил штраф и обязательные работы, газету пришлось закрыть.
  • Какие решения выносятся по статье 354?

    Статья применяется нередко, но в 2017 по ней не проходило ни одного дела. Чаще суд выносит обвинительные приговоры, но так как преступление средней тяжести, то преступники часто получают только штраф и общественные работы. До серьезных арестов и колонии дело доходит, если в деянии принимает участие госслужащий или СМИ.

    Что является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

    Для государственных деятелей и СМИ срок наказания за призывы к войне увеличен. Аналогично отягчить ответственность могут призывы, повлекшие войну, совершенные в присутствии несовершеннолетних, группой лиц, с применением оружия или насилия. Смягчить наказание можно, если признать вину, принести извинения, возместит ущерб.

    Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

    наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации,

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Комментарий к статье 354

    Объектом преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны. Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы создаются не только по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран.

    Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал Пакт 18 марта 1968 г.).

    В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом <1>.

    <1> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 470 482.

    Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации.

    Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов к развязыванию агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер.

    Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

    Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

    Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

    Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

    Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст.

    354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корыстные и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления необходимо осознание виновным, во-первых, того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер.

    Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

    Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

    Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

    Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <1>.

    <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст.

    300.

    В соответствии с этой статьей под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

    под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

    под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

    под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

    К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

    Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации", в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

    Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, предлагаемой СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

    В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 354 УК РФ. Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов.

    Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

    Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 354 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению.

    Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

    При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

    Статья 354. УК РФ

    наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации,

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Комментарии к статье 354 УК РФ

    Объектом преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны.

    Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы не только создаются по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал пакт 18 марта 1968 г.).

    В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом .

    Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 470 482.

    Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации. Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов развязывания агрессивной войны.

    Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

    Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

    Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

    Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

    Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст.

    354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корысть и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления, во-первых, необходимо осознание виновным того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер.

    Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

    Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

    Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 О средствах массовой информации (в ред. от 9 февраля 2009 г.).

    Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300

    В соответствии с этой статьей:

    под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

    под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

    под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

    под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

    К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

    Как средство массовой информации при определенных условиях может рассматриваться и Интернет. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц установлено, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации . Если кино-, видео-, аудио-, печатная продукция либо информационный ресурс в сети Интернет не носят периодического характера и не зарегистрированы в качестве средства массовой информации, вменение рассматриваемого признака невозможно; при наличии соответствующих оснований в данном случае содеянное может быть квалифицировано лишь с учетом признака публичности.

    Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

    Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ О средствах массовой информации, в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

    Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, публикуемой в СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

    В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 354 УК РФ. Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов.

    Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

    Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. комментарий к ст. 353 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы.

    Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и как позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению. Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

    При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

    Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (действующая редакция)

    наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации,

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    3 + девять =