Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны


Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации,

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации,

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации,

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации,

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к статье 356

Основным объектом рассматриваемого преступления являются мирные отношения между государствами. Дополнительным объектом жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, культура, экология.

Общественная опасность применения запрещенных средств и методов ведения войны заключается в том, что подобные действия затрудняют восстановление мирных отношений между государствами участниками войны, приводят к дополнительным неоправданным страданиям участников военных конфликтов и мирного населения, увеличению числа жертв, разрушению экономических и культурных ценностей.

В этой связи человечество уже давно ищет способы обеспечения гуманного отношения к жертвам военных действий, снижения материальных потерь. Поэтому международным сообществом разработаны определенные правила, регламентирующие средства и методы ведения военных действий. В числе таких правил можно назвать Петербургскую декларацию 1868 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., а также иные международные соглашения в области ведения военных действий, обращения с военнопленными и мирным населением. Государства участники подобных конвенций обязаны в национальном законодательстве отражать установленные ими требования и принимать меры к наказанию виновных лиц.

Таким образом, применение запрещенных средств и методов ведения войны нарушает и международные правовые установления, и национальное законодательство.

Объективная сторона может быть выражена в совершении одного или совокупности следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

К числу военнопленных согласно ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. относятся следующие категории лиц, попавших во власть неприятеля.

1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.

4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверения личности прилагаемого образца.

В ст. 4 Конвенции указаны и некоторые другие категории лиц, относящихся к числу военнопленных.

Статья 13 Конвенции содержит правило о том, что с военнопленными всегда следует обращаться гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются. Из содержания этого положения и следует исходить при определении наличия жестокого обращения <1>.

<1> Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 681.

К гражданскому населению в соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны относятся те, кто не принимал участия в военных действиях, но в какой-либо момент и каким-либо образом находится в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, что и с военнопленными.

Депортация гражданского населения состоит в принудительном изгнании, вывозе или высылке населения с оккупированной территории или территории проведения военных действий.

Статья 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещает по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортацию населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого Государства независимо от того, оккупированы они или нет <1>.

<1> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 569.

Однако оккупирующая Держава может провести полную или частичную эвакуацию какого-либо оккупированного района, если этого требуют безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Такая эвакуация может быть осуществлена только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно. После прекращения боевых операций население должно быть немедленно возвращено в свои дома.

Под разграблением национального имущества понимаются действия по его изъятию, присвоению, вывозу на территорию оккупирующей Державы или другого государства. Статья 52 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных военных конфликтов, устанавливает запрет в отношении нападения или репрессалий гражданских объектов, к которым относятся все те, что не являются военными объектами. В этой связи разграбление национальных богатств можно назвать преступлением международного характера.

Под применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, следует понимать действия, которые запрещены международными соглашениями, где одной из сторон является Россия. При этом следует учитывать, что Россия является правопреемником СССР. Поэтому обязательства по международным договорам, ратифицированным СССР, относятся к числу обязательств России.

К числу таких договоров можно отнести вышеназванные Гаагские конвенции, Женевские конвенции, а также другие международные договоры.

Так, в ст. 35 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям установлен запрет на применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания. Запрещено также применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Нарушение подобных и иных запретов составляет объективную сторону рассматриваемого состава преступления. Незнание положений международных договоров не может служить фактором, исключающим уголовную ответственность, поскольку подобные действия посягают на мировые гуманитарные принципы и моральные ценности, а следовательно, виновные осознают общественную опасность деяния.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Поэтому рассматриваемая статья, так же как и предыдущая норма, может быть реализована лишь при наличии соответствующих норм международных правовых договоров, предусматривающих признаки составов преступлений.

Одним из подобного рода многочисленных соглашений может служить, например, Конвенция "О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении" (Осло, 18 сентября 1997 г.).

В этой Конвенции государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились о нижеследующем.

Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:

a) не применять противопехотные мины;

b) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины;

c) не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государства-участника согласно настоящей Конвенции.

Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями настоящей Конвенции (ст. 1).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может заключаться и в иных действиях, направленных не только против живой силы, мирного населения, экономики. Под защитой международного права и национального законодательства находятся и другие человеческие ценности.

Так, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.), основываясь на положении о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов <1>.

<1> Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 803 811.

В этих целях участники Конвенции обязались уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

Кроме того, на Стороны возложены обязанности запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Стороны. Стороны должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Несоблюдение этих позиций также образует состав рассматриваемого преступления. Здесь же следует отметить, что для определения объективной стороны состава необходимо установление факта нарушения установленного запрета в средствах и методах ведения войны или иных действий, совершаемых в этот период.

Оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления не влияют на его квалификацию.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем исходя из характера преступления необходимо отметить, что его субъектом, как правило, могут быть государственные должностные лица, командиры воинских и иных формирований, военнослужащие.

Часть 2 ст. 356 УК РФ устанавливает более строгую ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Данная норма устанавливает ответственность за реальное применение оружия массового поражения. Преступление будет окончено именно с этого момента. По всем остальным признакам данный состав аналогичен вышерассмотренному. Понятие оружия массового поражения приведено при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст.

355 УК РФ.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

УК РФ Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации,

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации,

Ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны согласно статьи 356 УК РФ

В действующем законодательстве 356 статья УК РФ – это применение запрещённых средств и методов ведения войны. Является тяжким преступным деянием против мирного сосуществования и всего человечества. Историческая значимость статьи подтверждается фактами мировой истории, когда за военные преступления в годы Великой Отечественной войны были осуждены высокопоставленные чины фашистской Германии.

Были применены принципы юриспруденции в области преступной агрессии в отношении мирных граждан, военнопленных, национального достояния в период войны.

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Международно-правовой характер статьи

Применение запрещённых средств и методов войны относится к 34 главе уголовного законодательства. Содержит квалификацию международно-правового характера. Основывается на действующих нормах конвенций, определяющих формы ведения военных действий.

Даёт понятие объекта преступных деяний военного периода, в качестве которого выступают отношения в обществе, при выполнении установленных правил ведения войны.

Статья содержит следующие определения:

  • жестокость отношений к военнослужащим, захваченных во время боевых столкновений;
  • жестокость обращения с мирными жителями;
  • изгнание насильственным методом мирных жителей из мест проживания;
  • хищение варварскими способами национальных богатств и достояний захваченных территорий;
  • запрещённые к применению формы ведения войны.

Преступление в качестве основного объекта определяет защиту граждан, военных, получивших ранения, попавших в плен. Кроме этого, сохранность национального достояния государства.

В ст. 356 УК РФ комментарий содержит нормы международного права, даёт определения пленным военного времени, гражданскому населению, национальному имуществу, являющихся предметами этого преступного деяния.

Комментируемая статья предусматривает применение понятия «вооружённый конфликт», хотя заглавие содержит формулировку «средства и методы войны». Конфликт характеризует и раскрывает понятие обстановки вокруг события, которая считается основным признаком противоправного деяния.

Объективность и субъективность преступлений военного времени

Главным объектом преступных деяний являются процессы в обществе, определяющие соблюдение установленных межгосударственных правил и законов, предусматривающих гуманный характер, как фундамент в оценке личности человека.

Вспомогательными объектами считаются:

Пострадавшей стороной являются захваченные в плен военнослужащие, мирное население. Предметом посягательств признаётся любое имущество, принадлежащее кому-либо (заводы, фабрики, другие сооружения производственного назначения, дома проживания граждан, лесные массивы, водные объекты, культурное наследие).

Субъектами деяний, предусмотренных 356 статьёй, считаются граждане, которым на момент участия в военных действиях исполнилось шестнадцать лет. Субъективность запрещённых действий определяется умышленной составляющей.

Комментарий к статье с раскрытием применяемых понятий

Комментируемая статья предусматривает наказания:

  • за издевательства над захваченными в плен солдатами и офицерами либо мирными гражданами;
  • насильственное переселение граждан;
  • присвоение с элементами вандализма, национальных ценностей на захваченных территориях.

Серьёзными санкциями виновным грозит использование во время боевых действий запрещённых видов оружия: химического и иного, применение которого приводит к массовой гибели людей.

Запрет на перечисленные преступления предусмотрен международными соглашениями, которые заключила Российская Федерация с другими государствами. Части первая и вторая 356 статьи Уголовного кодекса предполагают за указанные деяния осуждения на срок, не превышающий 20 лет.

Договорённостью между государствами приняты конвенции, соглашения, накладывающие запрет на конкретные формы военных действий по применению отдельных видов вооружения, отношения к попавшим в плен солдатам и мирным гражданам на захваченных территориях.

Понятие военнопленных

Конвенция, принятая в Женеве, классифицирует признаки военнопленных, захваченных неприятелем во время боевых столкновений, которыми могут быть:

  • Военнослужащие, ополченцы одной из сторон вооружённого конфликта.
  • Граждане, вошедшие в составы добровольно созданных отрядов сопротивления одной из конфликтующих сторон, принимавших участие в боевых столкновениях вне зависимости от территории. Если есть во главе таких отрядов военный начальник, наделённый властью. Подразделения имеют свою отличительную эмблему, вооружены огнестрельным оружием, подчиняются уставному порядку военного времени.
  • Солдаты и офицеры, подчиняющиеся правительству непризнанного, захватившим их в плен, государства.
  • Лица, сопровождающие войска, не являющиеся кадровыми военнослужащими (вольнонаёмные экипажей воздушных судов, обслуживающий войска персонал, корреспонденты, получившие соответствующее разрешение в этих воинских частях).
  • Члены команд гражданских морских судов и авиации противоборствующих сторон.
  • Мирные жители не захваченной территории, которые с подходом врага самостоятельно вооружаются, соблюдают военные законы, оружие держат при себе постоянно, но каких-либо подразделений не сформировывают.
  • Статья предусматривает наказание за бесчеловечное отношение к этим категориями, без определения непосредственной связи с системностью или значительными масштабами противозаконных деяний.

    Признаки военных преступлений

    Такой характеризующий признак военных преступлений обязателен по положениям конвенции 1949 года.

    Эти нормы трактуют жестокость в обращении следующими понятиями, имеющими систематизированную и массовую форму:

    До 1941 года в мировой судебной практике, с точки зрения права, не было понятия преступных деяний, направленных на уничтожение человечества, в общем понимании, а также преступлений военного времени, как частного проявления. Презентация понятия «военное преступление» состоялась, когда в Лондоне специально созданная комиссия проводила свои расследования.

    Две декларации того времени (Сент-Джеймская 1942 года, Московская 1943 года) формировали понятие личной ответственности за совершение незаконных проявлений во время военных действий.

    Гражданское население

    Женевская конвенция рассматривает понятие гражданское население, в виде общности людей:

    • не принимавших каких-либо действий на стороне противоборствующих лагерей;
    • военнослужащие, сложившие оружие, заболевшие, получившие ранения.

    Эти категории в период войны не должны подвергаться принижениям по принадлежности к определённой расе, религиозным убеждениям, половому признаку, статусу в обществе, а также если такое население оказалось в районах боевых столкновений либо на захваченной территории чужого государства.

    Конвенция запрещает в отношении мирного населения:

    • посягать на неприкосновенность личной жизни и здоровья (лишения жизни любыми видами, применение изощрённых пыток);
    • захватывать заложников;
    • унижать человеческое достоинство;
    • применять наказание без решения уполномоченного судебного органа, признанного необходимым количеством мировых держав.

    Покушение на человеческое достоинство, а равно нарушение каких-либо прав, содеянных без применения физической силы, не будут образовывать предусмотренного 356 статьёй состава рассматриваемого противоправного деяния.

    Запрещённые средства военных действий

    Оружие либо технические средства, используемые войсками в целях поражения живой силы врага, оказывающего противодействие, признаются средствами войны. Запрету подлежат боеприпасы и формы их применения, которые наносят человеку дополнительные травмы с причинением серьёзных страданий.

    Конвенции предусматривают требования запретить:

    • неизбирательные средства поражения, уничтожающие вместе с военными объектами и мирных граждан, нанося значительный урон из-за поражающих характеристик кассетных, напалмовых, нейтронных бомб;
    • использование, производство, складирование противопехотных взрывных устройств, калечащих мирных граждан;
    • определённый вид стрелкового оружия, использование которого наносит значительные увечья.

    Страны-изготовители на стадии проектирования новых модификаций оружия обязаны учитывать наличие ограничений, запретов, содержащихся в международных договорах.

    Ведение военных действий предусматривает определённые формы, порядок применения сил и средств военного времени с конкретным целевым назначением. Запрещённые методы войны – это военные операции, проводимые с целью не только уничтожить конкретный объект неприятеля, но и совершать военные действия, которые приведут к массовой гибели мирных граждан, разрушению гражданских объектов.

    Запрету подлежат действия (убийство, причинение ранений, пленение), совершённые вероломно. Вероломными признаются деяния военного времени, которые сначала вызывают доверие противоположной стороны и веру в обеспечение защитой по нормам международных конвенций, преследующие цель – обмануть оказанное доверие.

    В 1976 году Женевской конвенцией наложен запрет на такие методы с уничтожающими средствами воздействия на окружающую природу, при которых восстановление этого ресурса потребует длительного периода. Каждая мировая держава взяла обязательство не применять запрещённые формы и средства, причиняющие вред растительному и животному миру.

    Защита культурных ценностей

    Гаагская конвенция 1954 года содержит положения, защищающие культурные богатства. Урон, причиняемый национальным достояниям людей, враждующих стран, представляет собой угрозу культурным ценностям всего мирового сообщества. Враждующие стороны военного конфликта должны ценить национальные достояния, независимо от территорий, на которых они расположены.

    • использование в военных целях защитных средств этих богатств, их отсутствие приведёт к полному уничтожению или серьёзному повреждению;
    • применение каких-либо уничтожающих действий, целью является народное достояние.

    Этот запрет имеет право быть нарушенным, только в случае военной необходимости, когда не будет иного выбора. Стороны конфликта обязаны беречь достояние от любых противоправных деяний, проявляющихся в любой форме, включая форму вандализма по отношению к культурному наследию.

    Под разграблением национального богатства на захваченной территории понимают перемещение за её границы культурного, исторического наследия, археологических артефактов, а также других значимых ценностей.

    К национальному достоянию относят:

    • архитектурные сооружения, созданные в память об исторических, культурных, религиозных событиях;
    • территории археологических изысканий, картины, рукописи, печатные издания, имеющие научное, историческое значение;
    • национальные музеи, исторические библиотеки, архивные хранилища.

    Статья 11 конвенции 1970 года определяет меры, которые запрещают и предупреждают вывоз и передачу кому-либо для незаконного владения культурными ценностями, полученными в результате насильственного захвата.

    Международный и немеждународный характер конфликта

    Международные договорённости дают следующие понятия конфликта:

    • международный конфликт с вооружёнными действиями – действия войсковых соединений двух или более стран;
    • конфликт с вооружёнными действиями немеждународного характера – внутреннее, в границах одного государства, противостояние кадровых войск с отрядами, группами либо формированиями самостоятельно вооружившихся лиц.

    Протоколом от 1977 года к конвенции 1949 года определено, что запрет средств и методов войны также имеет действие в отношении конфликтов немеждународного характера.

    Факты судебной практики

    Кратко о правоприменительной практике статьи 356 УК РФ:

  • В 2010 году органы прокуратуры России вели следствие по делу о геноциде и массовом уничтожении людей в Южной Осетии летом 2008 года. Расследуя множество нарушений международных соглашений военнослужащими Грузии, были установлены факты несоблюдения принципов гуманности к гражданам республики и представителям миротворческих сил. Прокуратура применила нормы первой части комментируемой статьи.
  • В 2014 году Следственный комитет России возбудил по фактическим действиям, в настоящее время неустановленной группы военных Украины, представителей «Национальной гвардии Украины», «Правого сектора», связанным с обстрелами городов и населённых пунктов Луганской и Донецкой Республик по составу преступления определяемого первой частью, комментируемой статьи.
  • В настоящее время мировая практика о запрещённых способах ведения войны не так обширна, но нормативные требования международных конвенций помогают правильно определить состав преступных деяний против человечности.

    Комментарии профессиональных юристов

    Отдельные нормы этой статьи профессиональные юристы комментируют следующим образом:

  • Преступные деяния, предусмотренные рассматриваемой статьёй, считаются завершёнными при исполнении любых действий.
  • Вторая часть статьи назначает наказание за использование видов оружия, от которого гибнет много мирных граждан. Деяние заканчивается в момент непосредственного применения такого оружия.
  • Судебная практика по данной статье показывает, что наказание несут, прежде всего, руководители государств-агрессоров и высокопоставленные военные лица.
  • Преступление по этой статье можно квалифицировать даже по однократному факту применения ядерного и иного аналогичного оружия.
  • Субъективность состоит в виновных деяниях, исполненных с прямым умыслом, который может быть конкретным либо неконкретным, определённым либо неопределённым.

    Уголовный кодекс РФ Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

    2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

    Комментарий к статье 356 УК РФ:

    1. В международном праве, в частности в Гаагской конвенции О законах и обычаях сухопутной войны, содержится прямой запрет на использование опасных методов ведения войны, включая бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. О защите гражданского населения во время войны относит к числу преступных военные преступления, совершенные в вооруженном конфликте, как международного, так и внутригосударственного характера.

    2. Объектом преступления признаются международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.

    3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) депортация гражданского населения; г) разграбление национального богатства на оккупированной территории; д) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

    4. Согласно ст. 4 Женевской конвенции Об обращении с военнопленными к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в Конвенции зафиксированных условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) население неоккупированной территории, которое борется с оружием для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие; 6) а также другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.

    5. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, террористические акты и захват заложников, пытки, проведение биологических опытов, наказание без суда, репрессии. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует. Депортация гражданского населения это изгнание, высылка, ссылка.

    Разграбление национального имущества на оккупированной территории вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. К национальному имуществу относятся культурные ценности: а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов); б) здания с назначением сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, в частности, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; в) центры сосредоточения культурных ценностей. В соответствии со ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности считаются незаконными принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой.

    Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством-агрессором или являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, означает все иные нарушения международных правил ведения войны. К таковым относятся: наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии.

    6. Важным признаком военных преступлений является указание в ст. 356 УК на то, что незаконные средства и методы разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 г.) в полном объеме являются международными договорами Российской Федерации.

    7. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной и не конкретизированной, определенной и неопределенной. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.

    8. Субъект преступления общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как показывают процессы над главными военными преступниками Второй мировой войны и деятельность международных трибуналов, образованных для суда над военными преступниками по бывшей Югославии и Руанде, практика, по существу, идет по пути привлечения к ответственности в основном высших государственных и военных деятелей.

    9. Квалифицирующим видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, является хотя бы одноразовое применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (см. комментарий к ст. 355 УК).

    Рекомендуем!  Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    пять + одиннадцать =