В УК введут понятие нематериальной взятки


Ввести понятие нематериальной взятки и неимущественного подкупа в Уголовный кодекс Российской Федерации предлагает Генеральная прокуратура России. Соответствующее предложение озвучил на заседании Совета законодателей при Федеральном собрании первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман.

В УК введут понятие нематериальной взятки

Александр Буксман

Объясняя депутатам Госдумы необходимость включения в Уголовный кодекс РФ понятия «получение услуг неимущественного характера», Буксман подчеркнул, что таковы были рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО) и что без этого Россия не сумеет пройти проверку соблюдения требования европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Он уточнил, что России необходимо отправить отчет о выполнении рекомендаций до 31 июля. «Мы находимся одновременно в третьем и четвертом раунде оценки этой организацией, причем в 3-м раунде – уже более 4 лет», – приводит информационное агентство ТАСС слова Буксмана.

«В соответствии с рекомендациями ГРЕКО необходимо расширить сферу действия закона таким образом, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любого преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они оценку рыночной стоимости или не имеют», – пояснил первый замгенпрокурора.

Выступивший на мероприятии президент России Владимир Путин также подчеркнул, что государство должно показать, что оно в состоянии бороться с коррупцией и в состоянии противодействовать взяточничеству и в дальнейшем, передает «Парламентская газета».

Как пишет газета «Коммерсантъ», проект изменений в Уголовный кодекс, предусматривающих ужесточение ответственности за коррупцию, созданный на основании рекомендаций ГРЕКО, одобрен комитетом Госдумы по безопасности и противодействию.

В документе шла речь об установление уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп третейских судей.

Именно в этом документе вводилось расширение понятий подкупа и взятки за счет включения «преимуществ, не имеющих рыночной стоимости».

Таким образом, нематериальная взятка, о которой идеи речь, – это взятка, не имеющая однозначного стоимостного выражения, а нередко и взаимоотношения по принципу «ты мне – я тебе»: устройство на работу родственников, покровительство по службе в обмен на такое же покровительство, получение званий, побед в конкурсах, предоставление различных услуг в обмен на желаемую должность.

В УК введут понятие нематериальной взятки

Об идее расширить понятие «взятка», включив туда и нематериальные виды вознаграждения, российские СМИ вновь заговорили в марте 2017 года, когда стало известно, что такое намерение имеет Минюст России. В целом же дискуссия на тему дополнения понятия взятки «незаконным предоставлением неимущественные услуг или преференций» идет в стране не первый год.

Как напоминает журнал Forbes, в 2012 году в печати появились сообщения, что Генпрокуратура начала работу по расширению перечня деяний, которые могут быть признаны взяткой.

Тогда эксперты высказали множество замечаний, подчеркивая, что неопределенность неимущественного предмета взятки может и провоцировать коррупционные проявления, а не помогать бороться с ними.

В частности, достаточно скептически к идее тогда отнесся адвокат Михаил Барщевский, считавший, что «нормы оценочного характера, да еще по тяжкой статье – это очень опасно, особенно с учетом уровня доверия к нашей судебной системе».

Однако, отмечает журнал, политическая воля к принятию таких поправок у российской власти наличествует, поскольку Россия учитывает требования международных организаций.

Тем более что многие страны в своем большинстве уже выполнили требования Совета Европы и ОЭСР и установили уголовную ответственность за незаконное предоставление услуг неимущественного характера и нематериальные преференции чиновникам.

В той или иной форме она оговорена в Мексике, Италии, Японии, Бельгии, Франции, Люксембурге, Норвегии и Швейцарии. По мнению экспертов, она будет введена и в России.

Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласился Владимир Старинский, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов. По его оценке, такое изменение в Уголовном кодексе будет носить скорее формальный характер, но, в то же время, поспособствует совершенствованию антикоррупционого законодательства.

«Российское уголовное законодательство действительно не содержит такого понятия как «нематериальная взятка» – статьи 204 и 290 Уголовного кодекса РФ не рассматривают услуги неимущественного характера как возможный способ совершения преступного деяния.

Под имущественным характером услуги понимается то, что ее рыночную стоимость можно установить. Если же изменения будут одобрены, то станет возможным наказывать за предоставление (получение) таких нематериальных преимуществ, определить стоимость которых невозможно.

В целом изменения эти носят больше формальный характер и необходимы для того, чтобы Россия прошла проверку на соблюдение требований Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Однако можно сказать, что внесение таких изменений в Уголовный кодекс положительно скажется на совершенствовании антикоррупционного законодательства», – объяснил Владимир Старинский.

Добавим, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 24 апреля заявил: главной целью российских властей является «создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции в любых ее проявлениях».

В УК введут понятие нематериальной взятки

Дмитрий Песков

kremlin.ru

«Что касается самого процесса борьбы с коррупцией, уже, по-моему, ясно, что это не набор каких-то разовых акций, а это действительно планомерная работа, которая имеет своей главной целью создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции в любых ее проявлениях», — приводит информационное агентство РИА Новости слова Пескова.

По его оценке Пескова, «в этом плане мы прошли хорошее расстояние, хотя еще раз повторяем, эта работа постоянна, она никак не ограничена во времени».

Законопроект о нематериальной взятке

В УК введут понятие нематериальной взятки

Депутаты «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, в котором в УК РФ предлагается внести новое понятие — «нематериальная взятка». Под нематериальной взяткой подразумеваются любые услуги неимущественного характера вне зависимости от того, можно ли им дать рыночную оценку. Предполагается, что данное понятие будет использовано в ст.ст.202, 204, 290 и 291 УК РФ.

Кроме того, депутаты предложили усилить ответственность за получение взятки: максимальная санкция по ч. 1 ст. 290 УК РФ будет равняться 4 годам лишения свободы, а не 3, как это предусмотрено в настоящее время. За дачу взятки по ч. 1 ст. 291 УК РФ наказывать также предлагается строже: 4 года вместо 2 лет лишения свободы.

Напомним, что размер ущерба от коррупционных преступлений в России составляет 10 % от суммы ущерба, причиненного всеми совершенными преступлениями.

В первом полугодии 2017 года зарегистрировано более 18 тысяч преступлений, связанных со взяткой, а общая сумма ущерба от взяток для российской казны за последнее двухлетие составила около 130 млрд рублей.

Эти цифры наглядно свидетельствуют о размахе проблемы взяточничества в России.

Закон о нематериальной взятке: что изменится?

В настоящее время под взяткой понимаются не только деньги и дорогостоящие подарки, но и ценные бумаги, а также оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав в обмен на какие-либо преимущества. Одним словом, чтобы взятка считалось таковой, нужно, чтобы она имела какую-либо материальную ценность.

Таким образом из сферы действия уголовного законодательства выведен целый ряд общественно-опасных действий, не подпадающих под понятие взятки по указанному формальному основанию, но по сути от иных преступлений в сфере взяточничества ничем не отличающихся.

Если законопроект будет принят, к нематериальной взятке можно будет отнести фактически любые блага, например, содействие в трудоустройстве родственника на престижную работу, прием ребенка без конкурса в вуз, помощь в уклонении от службы в армии и так далее.

Но есть и другая сторона медали. Есть опасность того, что в свете нововведений взяткой будут считаться даже те блага, которые фактически ею не являются и являться не могут.

Например, простое приглашение государственного чиновника на праздник при определенных обстоятельствах также можно будет подвести под взятку.

Кроме того, закон может дать простор для дополнительных злоупотреблений правоохранительными органами своими полномочиями, подстегнет волну провокаций. Не исключено, что неугодных служащих будут смещать именно таким способом.

Будет ли принят закон о взятке

25 июля 2017 года законопроект был внесен в Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. Уже на этой стадии специалисты заявляют, что законопроект недоработан и нуждается в серьезной корректировке.

Следует дать более четкое понятие нематериальной взятки и отграничить ее от нематериальных благ, которые не имеют к ней отношения.

Однако с высокой степенью вероятности можно утверждать, что понятие «нематериальная взятка» в конце концов появится в УК РФ, поскольку на этом более 3 лет настаивает Группа стран по борьбе с коррупцией Совета Европы.

Чтобы избежать несправедливого обвинения, гражданам, занимающим руководящие должности, следует заручиться поддержкой уголовного адвоката.

Кроме служащих, помощь адвоката может потребоваться и генеральным директорам, поскольку именно этим субъектам чаще всего приходится иметь дело с представителями органов власти.

Специалист поможет не только на стадии предварительного следствия, но и защитит Ваши интересы в суде, если материалы дела уже были переданы в судебную инстанцию. Только опытному адвокату под силу доказать невиновность своего Доверителя, особенно в свете грядущих поправок в законодательство.

Уголовную ответственность за коррупцию могут увеличить до четырех лет

В России могут существенно ужесточить наказание за дачу и получение взятки, а среди уголовно наказуемых деяний появится понятие «неимущественная взятка» — например, фаворитизм и кумовство. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовил комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы.

Автор законопроекта — зампредседателя комитета Анатолий Выборный («Единая Россия») пояснил «Известиям», что наказание за дачу и получение взятки предлагается увеличить до четырех лет лишения свободы, а под действие УК попадут и третейские судьи: за злоупотребление полномочиями им может грозить до трех лет лишения свободы.

На законопроект уже поступил положительный отзыв Верховного суда, также он поддержан Генеральной прокуратурой.

Поправки вносятся в статьи Уголовного кодекса, которые касаются злоупотребления полномочиями (ст. 202), коммерческого подкупа (ст. 204), дачи и получения взятки (ст. 290 и ст. 291). Авторы законопроекта предлагают дополнить их новыми понятиями — «неимущественные преимущества», «услуги неимущественного характера», а также «неимущественные права и иные неправомерные преимущества».

— Это могут быть взаимовыгодные услуги — например, когда родственника высокопоставленного чиновника берут на работу в коммерческую организацию с высокой зарплатой без должной квалификации, а тот помогает бизнесу, используя свои служебные возможности, — пояснил «Известиям» автор законопроекта, зампредседателя комитета по безопасности Анатолий Выборный.

Наказание за дачу и получение взятки предлагается ужесточить до четырех лет лишения свободы (сейчас два и три года соответственно). Кроме того, под действие УК впервые попадут третейские судьи: предлагается установить для них ответственность за злоупотребление полномочиями до трех лет лишения свободы.

Нематериальная взятка

Согласно действующему УК, взяткой считаются только деньги и имущество либо услуги, стоимость которых можно оценить.

Введение новых понятий в закон приблизит российское антикоррупционное законодательство к международному, поскольку Россия ратифицировала сразу три конвенции — ООН, Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Именно в них есть понятие «неправомерное преимущество», пояснил Анатолий Выборный. Расширить российское законодательство за счет неимущественных взяток рекомендовала РФ и Группа государств против коррупции (ГРЕКО).

Член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов заявил «Известиям», что ведомство поддерживает инициативу. Целесообразность таких изменений, по словам Аслана Юсуфова, диктует правоприменительная практика.

— К сожалению, ненаказуемыми пока остаются не только случаи подкупа — в виде, например, написания чиновнику диссертации или организации хвалебных отзывов о нем в прессе, — не имеющие рыночной стоимости, но и оказание услуги за услугу между чиновниками. Принятие законопроекта позволит дать надлежащую уголовно-правовую оценку таким действиям, — пояснил он.

Законопроект получил положительный отзыв Верховного суда, а также прошел правительственную комиссию по законопроектной деятельности и экспертный совет фракции «Единая Россия».

Правоприменение

Доказать оказание неимущественных услуг будет непросто. Кроме того, возникает вопрос и с правоприменением: не будут ли органы слишком широко трактовать эту норму, рассматривая как неимущественные услуги любые взаимоотношения чиновников с гражданами, отметил в разговоре с «Известиями» управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов.

Сейчас есть четкие разъяснения Верховного суда по коррупционным преступлениям, напомнил он. Возможно, после принятия законопроекта возникнет необходимость его корректировки, но только после того, как норма начнет работать и практика покажет, есть ли проблемы с квалификацией таких деяний.

По мнению эксперта, коррупциогенности в нормах законопроекта нет — вероятность злоупотреблений со стороны силовиков даже ниже, чем при «материальной» взятке.

Дача и получение взятки

Предлагается ужесточить наказание за дачу и получение взятки. Сейчас максимальное наказание по этим преступлениям — два и три года лишения свободы соответственно.

Согласно законопроекту, этот срок увеличивается до четырех лет, таким образом эти преступления переводятся в категорию средней тяжести, а срок давности по ним увеличивается с двух до шести лет.

Общественная опасность обоих деяний равнозначна, пояснил Анатолий Выборный, поэтому и наказание должно быть одинаковым.

Поскольку в УК есть понятие мелкого взяточничества (не более 10 тыс. рублей), то обычное взяточничество логично перевести в категорию преступлений средней тяжести, полагает Аслан Юсуфов.

Третейские судьи

Отдельно в УК предлагается ввести ответственность для третейских судей (арбитров). Наказание за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп для них будет таким же, как для нотариусов и аудиторов, — до трех лет лишения свободы.

— Арбитр — это тот же судья, только более низкого уровня, и значимость третейского суда очень велика. Однако злоупотребления нотариусов и аудиторов криминализованы, а арбитров — нет, — пояснил Анатолий Выборный.

Снижение коррупционных рисков в сфере деятельности третейских судей необходимо, полагает председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. Такие изменения выгодны и самим арбитрам, поскольку чем выше гарантии справедливого решения по делу, тем больше доверия и к системе третейского разбирательства.

Законопроект планируется внести в Госдуму до конца весенней сессии.

Борзыми щенками и не только

Минюст намерен расширить понятие взятки. В него могут включить нематериальные преимущества, в том числе секс. Ведомство уже разрабатывает поправки в законодательство, сообщается на сайте министерства. Какие еще услуги будут считать взяткой и как это будут доказывать, выясняла Альбина Хазеева.

Дискуссия о нематериальных взятках идет в стране последние несколько лет. С инициативой ввести в Уголовный кодекс такое определение ранее уже выступала Генпрокуратура.

Причислить услуги неимущественного характера к привычным формам взяток рекомендует Группа государств против коррупции, членом которой является Россия, и Организация экономического сотрудничества.

В описании законопроектов, которые готовит Минюст, говорится о любых неправомерных преимуществах, независимо от того, можно оценить их рыночную стоимость или нет.

Вариантов здесь довольно много, отметил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Многие нематериальные услуги могут иметь материальный подтекст. Например, организация отдыха, сексуальные скандалы, услуги, связанные с продвижением по службе, устройством детей на бюджетные места в вузах».

Сейчас доказать, что оказанные услуги на самом деле были взяткой, фактически невозможно. Следователи пытаются поймать таких коррупционеров на сделках, в которых фигурировали деньги, иначе дело просто развалится в суде.

Даже если понятие нематериальных преимуществ появится в законе, привлекать к ответственности за их получение будет трудно, считает эксперт юридического бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков: «Естественно, встанет вопрос о возможности доказывания такого преступления. Доказать получение какой-то нематериальной выгоды, например, положительного отзыва, создания привилегированных условий при прохождении службы, будет сложно. Потому что услуга — это нематериальная вещь, вряд ли это будет документально фиксироваться».

Основную часть взяток в России дают деньгами. В прошлом году их средний размер, по данным МВД, составил 330 тыс. руб. — на 75% больше, чем годом ранее.

Вместе с этим чиновники все чаще принимают взятки в альтернативной форме, заявил заместитель гендиректора «Transparency International Россия» Илья Шуманов: «Количество взяток, которые происходят именно через услуги неимущественного характера, год от года растет. Потому что монетарный эквивалент взятки не всегда целесообразен или разумен, коррупционеры это понимают, и многие используют этот метод».

Организация досуга — один из самых популярных видов нематериальной взятки. Госслужащих водят в рестораны и на концерты, привозят для них звезд на дни рождения и свадьбы, а также отправляют на отдых. Чиновников со статусом повыше могут вывезти, например, на сафари в Африку.

Несколько лет назад в ходе коррупционного скандала с Siemens стало известно, что компания ради выгодных контрактов организовала для российских чиновников тур на «Октоберфест». Наказание за нематериальную взятку существует во многих зарубежных странах, в частности, в Канаде.

Юристы считают, что борьба с неимущественными взятками не станет панацеей от коррупции — новости Право.ру

Депутаты выступили за ужесточение наказания для коррупционеров: для этого они предложили прописать в Уголовном кодексе понятие «неимущественная взятка», а также увеличить сроки за ее дачу и получение до четырех лет. Однако юристы не верят, что ситуация изменится, скорее, наоборот, послужит почвой для последующих злоупотреблений со стороны чиновников.

Как изменится УК

Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции подготовил поправки в УК, направленные на ужесточение наказания за дачу и получение взятки. Об этом «Известиям» рассказал один из авторов законопроекта, единоросс Анатолий Выборный.

Документ уже одобрили в Верховном суде и Генпрокуратуре, поэтому до конца весенней сессии его должны внести в нижнюю палату.

Изменениям подвергнутся сразу несколько статей УК – 202-я (злоупотребление полномочиями), 204-я (коммерческий подкуп), 290-я и 291-я (дача и получение взятки): по задумке, они будут дополнены понятиями «неимущественные преимущества», «услуги неимущественного характера» и «неимущественные права и иные неправомерные преимущества». Под такие определения могут попадать случаи, когда высокопоставленный чиновник, обещая помочь бизнесу, устраивает родственников в коммерческую организацию с высокой зарплатой без должной квалификации, объясняет Выборный.

Одновременно с этим усиливается наказание за дачу и получение взятки: вместо двух и трех лет лишения свободы санкция доходит до четырех лет. Кроме того, третейских судей, уличенных в злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе, предлагается сажать на три года, как нотариусов и аудиторов.

«На мой взгляд, совершенно справедливо будет криминализировать те действия, которые не поддаются оценке рыночной стоимости», – добавляет единоросс в разговоре с РБК.

По его словам, сейчас коррупция приобретает иные формы, «это уже не те люди, к которым в приемных выстраиваются целые очереди с конвертами в руках, как на свадьбах».

Александр Михайлов, адвокат АБ «А-ПРО» (прежнее наименование – «Адвокат Про»), напоминает, что инициатива не является депутатской – весной Минюст подготовил поправки в КоАП и закон «О противодействии коррупции», которыми предлагалось исполнить рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО – международная организация, учрежденная Советом Европы – прим. ред.) и признать предметом взятки услуги неимущественного характера (см. «Минюст предлагает наказывать за «нематериальные» взятки и подкуп третейских судей»). После этого с призывом ввести понятия нематериальной взятки выступил и первый замгенпрокурора Александр Буксман. Объяснял он это требование тем, что в противном случае Россия может не пройти проверку выполнения требования европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (см. «Генпрокуратура выступила за введение в УК понятия неимущественного подкупа»).

Что думают юристы

Перевод дачи взятки в категорию преступлений средней тяжести даёт возможность правоохранительным органам возбуждать и расследовать дела в течение шести лет после совершения деяния, имеющего признаки преступления, продолжает Александр Михайлов: «С учётом того, что материальные следы преступлений обычно так долго не хранятся, можно предположить, что продолжится тенденция направления в суд уголовных дел, по которым основным и единственным прямым доказательством будут показания взяткодателя».

Однако адвокат МКА «Князев и партнеры» Кирилл Яковлев сомневается, что борьба с коррупцией в виде ужесточения наказания приведет к положительному результату, – напротив, послужит толчком к увеличению сумм взяток.

Установления одного и того же максимального срока наказания за дачу и получение взятки ошибочное, поскольку общественная опасность преступлений разная –получателем взятки является должностное лицо, наделенные определенными полномочиями, а взяткодателем может выступать любое лицо, говорит юрист.

Что касается нового термина «неимущественная взятка», то остается открытым вопрос, каким образом правоохранители будут доказывать данное действие и что конкретно должно попадать под это определение. «Очень часто после принятия закона возникает необходимость его корректировки – только потом практика показывает, есть ли проблемы с квалификацией таких деяний, – комментирует Яковлев.

– Не надо забывать, что за всеми эти «экспериментами» стоят живые люди и ломаются судьбы не только их самих, но и их близких». В то же время он приветствует установление ответственности третейских судей – она может возмыть положительный результат в борьбе с злоупотреблениями.

Если смотреть на данные предложения только через призму нормотворчества, то инициатива хорошая, соглашается руководитель проектов «Хренов и Партнеры» Роман Беланов.

«Однако если ответить на вопрос, даст ли что-нибудь реально такая законодательная инициатива борьбе с коррупцией, ответ другой – ни даст вообще ничего», – продолжает он свою мысль.

Белованов отмечает, что в России и так достаточно неплохое антикоррупционное уголовное законодательство, только оно «почти не работает или работает избирательно».

«Еще древние сформулировали принцип «кнута и пряника», – напоминает юрист. – «Пряник» в государственной системе работает прекрасно – у чиновников различных уровней очень неплохие зарплаты и социальные льготы. Принцип «кнута» – нет, поскольку не выстроена жесткая система контроля и ответственности.

И поэтому коррупция и попустительство (к кражам, к сокрытиям краж, взяткам) вросли в наше общество почти намертво. У нас считается нормальным каждый год перекладывать дороги и переделывать бордюры, выносить явно незаконные судебные акты… примеров много.

Но нет фактической властной воли на воплощение антикоррупционных идей в жизнь, хотя нормативная база для этого имеется».

Белованов уверен, что до тех пор, пока каждый день в России не будут приговаривать к жесткой уголовной ответственности какого-нибудь чиновника или судью с конфискацией его имущества, попустительство будет продолжаться. «А до этой поры можно писать много законов, но фактическая ситуация останется без изменений», – подытоживает он.

Генпрокуратура РФ просит законодателей ввести в УК понятие неимущественного подкупа

МОСКВА, 24 апреля. /ТАСС/. Генеральная прокуратура России обратилась к законодателям с просьбой поддержать введение в России понятия нематериальной взятки, включив в ст. 204 («Коммерческий подкуп») и ст.

290 УК РФ («Получение взятки») указание на «получение услуг неимущественного характера».

Об этом заявил на заседании Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ в Таврическом дворца Санкт-Петербурга первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман.

Он отметил, что без этого Россия не сможет пройти проверку соблюдения требования европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Россия должна направить отчет о выполнении рекомендаций группы ГРЕКО (Группа государств против коррупции) до 31 июля.

«Мы находимся одновременно в 3-м и 4-м раунде оценки этой организацией, причем в 3-м раунде — уже более 4 лет», — напомнил Буксман.

На этих этапах ГРЕКО проверяет выполнение своих рекомендаций о криминализации коррупционных деяний в российском законодательстве в соответствии с рекомендациями ГРЕКО, а также рекомендаций об обеспечении прозрачности финансирования политических партий.

По криминализации коррупционных проявлений Россия уже направляла два дополнительных отчета ГРЕКО, до 31 июля должен быть направлен третий.

Он отметил, что проект изменений в УК по усилению ответственности за коррупцию, разработанный на основании рекомендаций ГРЕКО, был одобрен думским комитетом по безопасности и противодействию.

Он предусматривает установление уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп третейских судей, а также расширение понятий подкупа и взятки за счет включения «преимуществ, не имеющих рыночной стоимости», то есть фактически нематериальной взятки.

«В соответствии с рекомендациями ГРЕКО необходимо расширить сферу действия закона таким образом, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любого преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они оценку рыночной стоимости или не имеют», — пояснил Буксман (сейчас в России можно привлечь к ответственности за подкуп или взятку при получении нематериальных услуг, если можно определить их цену — прим. ТАСС). По его словам, ст. 204 («Коммерческий подкуп») и ст. 290 УК РФ («Получение взятки») «предлагается дополнить указанием о получении услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ».

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

  • Лекционный материал на тему:
  • «Коррупция (понятие, ответственность,
  • противодействие коррупции)»
  • Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  1. Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
  2. Формы  коррупции.
  3. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

  • -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
  • Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
  • К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
  • -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • -получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • -дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

  1. Коммерческий подкуп
  2. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
  3. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
  4. Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
  5. Ответственность за коррупцию.
  6. За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  • Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
  • Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
  • а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
  • в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
  • Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
  • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
  • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
  • —  получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • —  вымогательство взятки;
  • —  получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • —  получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

  1. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
  2. Противодействие коррупции.
  3. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
  4. а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  5. б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  6. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  7. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  8. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
  9. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
  10. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
  11. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
  12. -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  13. -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  14. -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • -обеспечение независимости средств массовой информации;
  • -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Рекомендуем!  Защита по уголовному делу — распространение информации о постороннем лице
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

8 + шесть =