Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления


В этой статье:

1 сентября 2019 года около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования.

Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг).

Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2019 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Рекомендуем!  Виза в новую зеландию для россиян: документы, стоимость и порядок получения

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями. (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.)
  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.
  • 1
  • 5309

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Как перейти на Домашнее обучение и что для этого нужно — Руководство

По закону каждый ребенок в возрасте от 7 до 17 лет должен получить начальное, основное общее или среднее образование в школе.

Но в последние годы в РФ все чаще родители принимают решение оставлять ребенка дома и обучать самому или нанимать преподавателей. В законодательстве такой аспект тоже предусмотрен.

Чаще всего к такой форме обучения прибегают родители учеников начальных классов, когда ребенок по их мнению еще ни морально, ни физически не готов к сидению за партой по пол дня, к получению большого потока информации и конкуренции среди других учеников.

В этой статье мы рассмотрим, как перейти на домашнее обучение, особенности этой процедуры и какие документы нужны, а также плюсы и минусы, и другие важные моменты.

Что такое домашнее обучение простыми словами

Домашнее обучение – это один из вариантов получения образования, подразумевающий изучение всех образовательных предметов за пределами стен школы. При этом учащийся должен обязательно проходить промежуточную и итоговую аттестацию.

Из истории домашнего образования известно, что появилось оно еще задолго до создания первых школьных учреждений, и на протяжении очень долгого времени это был единственный существующий способ получить образование. Изначально пользовались им только обеспеченные семьи, у которых было время на самостоятельное обучение своих детей или деньги, чтобы нанять гувернантку.

Простыми словами домашнее обучение – это процесс, при котором ребенок без посещения специального учебного учреждения получает все те же навыки и знания, что и если бы ходил в него.

Сейчас существует два вида домашнего образования в России:

  1. По медицинским показаниям.
  2. По желанию родителей.

В первом случае, обучение в домашних условиях иногда единственный реальный способ получить ребенку инвалиду диплом.

В свою очередь школа не может не принять к себе такого ученика, и обязана обеспечить его родителей всеми необходимыми материалами.

Кроме того, педагоги должны ежедневно приходить к ребенку домой, осуществлять помощь в усвоении материала и проверять выполненное домашнее задание.

Во втором случае, домашнее обучение по желанию родителей в выбранном учреждении не всегда возможно, так как уставы некоторых школ не предусматривают такого мероприятия. Тогда остается только найти то учреждение, которое предоставдяет такую возможность.

Однако в этом случае школа только обязана обеспечить родителя всем необходимым материалом, а вот посещать ученика педагоги не должны.

То есть ребенок сначала обучается по полученному плану, а затем выполняет контрольную, по результатам которой определяется, будет ли продлено домашнее обучение. Независимо от того, какое образование имеет родитель, он должен постараться максимально вложить все силы, чтобы ученик ежедневно выполнял норму согласно учебному плану и успешно сдавал потом итоговые работы.

Кроме этого, домашняя форма обучения делится еще на такие разновидности:

  1. Надомное образование с частичным посещением школы – этот вариант предназначен больше для детей, у которых есть серьёзные медицинские показания, из-за которых ограничивается посещение школы. Чтобы несильно отставать от сверстников им разрешается иногда приходить на уроки в класс.
  2. Семейное обучение – учебный процесс организовывают сами родители, которые либо сами занимаются обучением ребенка, либо привлекают специального педагога. В этом случае ребенок официально числится в школе и может даже иногда посещать уроки. Обязательно ежегодно сдаются экзамены, а после окончания последнего класса выдается диплом.
  3. Надомное обучение в школе – этот вариант разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он предусматривает изучение школьной программы на дому с учителями или без и дальнейшей сдачей контрольных работ и экзаменов тоже за пределами школы. Но разрешение на такую форму обучения предоставляется только при наличии специальной справки, выданной медицинской комиссией.
  4. Экстернат – идеально подходит для учеников с высоким уровнем знаний, которые быстро и легко усваивают школьную программу. Ребенок сдает экзамены сразу за один или даже несколько лет стандартного обучения (промежуточные проверочные работы в этом случае не применяются).
  5. Дистанционный способ – в век компьютерных технологий этот способ получения образования подходит детям, которые проживают далеко от школьного учреждения или для тех, кто хочет получить знания от более квалифицированного учителя. Этот способ можно использовать еще в качестве дополнительного к посещению образовательного учреждения. В случае с полной заменой школы ученик все необходимые материалы будет получать через специальную онлайн-систему. Но также допускается общение с преподавателем через Skypе. Контрольные работы тоже сдаются удаленно.
  6. Анскулинг – самый радикальный вариант получения знаний. Школа исключается из жизни ребенка полностью. Родители берут на себя всю ответственность по обучению ребенка и не придерживаются никакого учебного плана.

Нормативные документы

Для того, чтобы узнать, как перейти на домашнее обучение по желанию или по медицинским показаниям, родителям нужно изучить такие нормативные документы:

  1. Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования №1015.
  3. Приказ Министерства образования №1400.
  4. Письмо Министерства образования «О получении образования в семейной форме».
  5. Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС).
  6. Законодательные акты отдельных субъектов РФ.

Также отдельно отметим, что организовывая для своего ребенка процесс обучения на дому следует принимать во внимание локальные нормативные бумаги, утвержденные тем школьным учреждением, в котором ребенок будет проходить итоговую аттестацию.

Необходимость перевода

В некоторых случаях действительно не нужно издеваться над личностью. Лучше предоставить ей все условия для надомного образования. Теперь приведем примеры причин, по которым детей переводят на обучение в домашних условия:

  1. Если ребенок обладает хорошими умственными способностями, и по развитию на порядок опережает сверстников. Например, если его класс учится только писать и читать по-слогам, а он уже знает всю программу на несколько лет вперед. Ему просто будет неинтересно находиться на уроках, и он утратить стремление к учебе. В таких ситуациях еще иногда детей переводят на один или два класса дальше.
  2. Если у ребенка есть увлечение, которое в дальнейшем может стать его основной профессией. Например, художник, танцор и т.д. Смешивать это с учебой в школе крайне сложно.
  3. Если родители постоянно находятся в командировках по работе, то на их ребенке это сказывается отрицательно. Только постоянная смена места жительства способна привести к стрессу, а если еще регулярно попадать в новый школьный коллектив, то никакой речи об успешной учебе идти не может.
  4. Если родители не хотят, чтобы их ребенок учился в образовательном учреждении по идеологическим, моральным и другим причинам.
  5. Если ребенок серьезно болен и не может посещать школу на регулярной основе.

Как перейти на домашнее обучение со всеми выгодами

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

Теперь рассмотрим, как перевести ребенка на домашнее обучение. Алгоритм действий практически всегда одинаковый, за исключением случаев, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Для начала нужно определиться с конкретным видом надомного обучения, который подходит именно вашему ребенку. Если причина перевода заключается в его инвалидности, то нужно подготовить пакет документации, которая это подтвердит (ознакомиться с полным списком справок и показаний можно только в городском департаменте).

Если комиссия выносит положительный ответ, то родителям необходимо составить заявление на имя директора того учреждения, которое выбрано или адресовать его департаменту образования, ссылаясь на закон №274-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и приложить к нему подготовленные бумаги.

Подать заявление можно как лично, так и по почте. В первом случае предоставляется два экземпляра документа и на одном из них обязательно должна быть поставлена дата, месяц приема и печать учреждения.

Отдельно отметим, что это заявление не нуждается в одобрении, оно несет только ознакомительный характер. Подавать его нужно обязательно, чтобы школа или контролирующий ее орган не решил, что ребенок просто прогуливает учебу.

После этого придется поискать школьное учреждение, которое предусматривает надомное образование. А затем вместе с педагогами составить программу домашнего обучения (план, по которому будет обучаться ребенок вне стен школы). Директор отберет учителей, которые будут посещать ученика, а родители будут обязаны вести учет успеваемости.

Если у ребенка нет ограничений в медицинской области, которые бы мы мешали ему учиться в школе, как все остальные, то родителям достаточно самостоятельно прийти к решению перевода на домашнее обучение, а затем просто написать заявление на имя директора школы.

В этом случае тоже будет собрана комиссия, на которую вызовут не только родителей, но и ученика для того, чтобы выяснить, как он сам относится к этой идее.

Если по итогам заседания будет вынесено положительное решение, то ребенка прикрепят к этой школе и дальше он будет в нее приходить для выполнения аттестационных работ.

Обратите внимание! В случае с заключением договора с администрацией школы о семейном обучении, ребенок имеет право в любой момент начать ходить в школу ежедневно (обучаться очно). Если результаты аттестации не удовлетворят педагогов, то школа имеет право расторгнуть договор.

Программы домашнего обучения

Программа домашнего обучения предоставляется педагогами образовательного учреждения. Туда входят практически все те же предметы, которые изучаются учениками очно. Также школа обязана обеспечить всей необходимой литературой, которая выдается всем остальным ученикам.

Ученик на надомном обучении должен освоить только основные предметы. А что касается таких уроков, как музыка, рисование, физкультура и т.д., то по ним программу проходить необязательно.

Кроме этого, не запрещается использовать интернет ресурс. Например, сейчас в сети можно найти множество специальных рабочих программ для каждого класса:

  1. «Школа глобус».
  2. «Алгоритм центр домашнего обучения».

Однако, следует отметить, что за них родителю придется заплатить и стоимость программы зависит от ее вида и охватываемой информации.

Условия обучения на дому

В законодательстве РФ четко прописаны условия домашнего обучения. Самое главное – ребенок должен усвоить всю предусмотренную государством программу и доказать это в конце года на экзамене.

По закону ребенку должно отводиться определенное количество часов домашнего обучения в неделю:

  1. С 1 по 4 класс – 8 часов.
  2. С 5 по 8 класс – 10 часов.
  3. В 9 классе – 11 часов.
  4. В 10 и 11 классе – 12 часов.

Эти нормы прописаны в учебном плане каждого образовательного учреждения. Суммарное количество учебных занятий за период обучения в начальных классах не может быть меньше 2900 часов и больше 3345 часов. А за 5 лет учебы в средней школе – от 5264 часов до 6020 часов.

Так же условиями домашнего образования предусмотрена выдача документа об окончании школы. Но возможно получить этот документ только при успешном прохождении аттестации.

Аттестация: как проверяются знания

Аттестация учеников бывает 3-х видов:

  1. Текущая.
  2. Промежуточная.
  3. Итоговая (государственная).

В случае с семейным образованием текущая аттестация не проводится. Для получения возможности сдачи промежуточной и итоговой аттестации ребенка оформляют в школьное заведение экстерном.

На законодательном уровне не предусмотрено, что ребенок должен обязательно проходить ежегодное промежуточное оценивание. Сказано только, что он просто может в нем принять участие. Для того, чтобы ученика допустили к ее прохождение, его родители должны незадолго до этого написать заявление. Проводится она обычно в конце учебного года.

В случае подачи заявления в конце года ребенок не будет официально числиться в образовательном учреждении. А вот если его направить в сентябре, то есть в начале учебного года, то школа даже предоставит возможность посещать школьную библиотеку.

Если по итогам выяснится, что ребенок не усвоил в полном объеме школьную программу на дому, то школа сформирует академическую задолженность, которую будет необходимо закрыть в течение установленного срока, а иначе ученика в принудительном порядке переведут на очное обучение.

Справка! Выбирая семейное обучение родителю следует помнить, что согласно статье 44 закона об образовании, вся ответственность о том, чтобы ребенок получил нужный объем знаний лежит именно на нем. А школа только обязана организовать проведение аттестации. А согласно статье 45 этого же закона, родитель имеет право подать в суд на педагогов, которые бездействуют.

Часто встречаются случаи, когда на экзаменах к детям, находившимся на надомном обучении преподаватели выдвигают более суровые требования. Но это дает и свои плоды. За счет углубленного изучения предметов их знания будут на порядок превосходить обычных школьников.

Плюсы и минусы надомного обучения

Самый главный плюс домашнего обучения – индивидуальный подход. Только родитель знает действенные методы, которые помогут быстрее понять тему и сколько по времени ребенок выдержит нахождение в сидячем положении. Кроме этого, есть еще ряд плюсов:

  1. Во время путешествий можно не прекращать процесс обучения.
  2. Не имеет значения, какие средства будут использованы для обучения. Это могут быть не только учебники, но и статьи из интернета, журналы, телевидение и т.д.
  3. При домашнем обучении ребенок не подвергается под отличное мировоззрение, от того, которого придерживаются его семья.
  4. Весь процесс всегда контролирует взрослый, поэтому плохой успеваемости в этом случае быть не может.
  5. Если ребенок слишком чувствительный, то это поможет ему избежать преследования сверстников и унижения со стороны учителей.
  6. Благодаря постоянному вниманию ребенок более дисциплинирован, по сравнению с тем, кто учится в классе.
  7. Тесное отношения ребенка и родителей благоприятно сказывается на их родственной связи.

На территории России не ведется статистика уровня развития учеников на домашнем обучении, но согласно исследованиям американских педагогов, взрослые люди, которые получили образование на дому, более открыты, чаще принимают участие в разных мероприятиях и т.д.

  • Несколько лет назад самым главным минусом домашнего обучения считалось отсутствие поддержки со стороны общества, и даже некоторое презрение.
  • Сейчас тоже присутствует такая проблема, но благодаря наличию множества групп в социальных сетях, сайтов и форумов, другие родители начинают более лояльно относится к такому понятию, как надомное обучение.
  • К остальным минусам этого способа образования относится следующее:
  1. На него необходимо тратить много личного времени и сил, а так как в большинстве случаев оба родителя работают, то осуществить этот процесс крайне сложно.
  2. Нехватка времени на другие домашние дела (стирку, уборку, готовку и т.д.).
  3. Стрессовое состояние родителя, который постоянно боится, что его чадо не сдаст контрольную, может отрицательно сказаться на ребенке, а иногда даже повлечь нервный срыв.

В народе часто встречается мнение, что школа – это репетиция взрослой жизни, в ней дети учатся самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссы, отстаивать свои интересы и действовать в условиях конкуренции.

Противники домашнего образования ребенка еще утверждают, что он не будет получать, таким образом, общение со сверстниками в достаточном количестве. А это в будущем может негативно сказаться на адаптации в новом коллективе. Но этой проблемы можно и избежать, записав ученика в разные кружки (танцы, рисование, дзюдо и т.д.).

В этой статье мы рассказали, как можно перейти на домашнее обучение и дальнейшие действия родителей и ребенка. Для некоторых это единственный способ стать образованным и получить аттестат.

Однако родителям следует учитывать все сложности и особенности этого процесса, особенно если ребенок уже учиться в средней школе, где начинаются довольно сложные предметы и для их усвоения ему нужно все подробно объяснять.

Источник: https://FinFocus.today/perevod-na-domashnee-obuchenie.html

Домашнее обучение — закон об образовании и порядок оформления

Мы занимаемся всесторонним развитием своего ребенка уже с детского сада. В следующем году нам идти в школу, и я понимаю, что стандартное школьное расписание не позволит нам продолжать посещать все секции и кружки. По этой причине я стала интересоваться домашним образованием. В данной статье я хочу поделиться информацией, которую получила. Отвечу на такие вопросы:

  • Законы, регулирующие домашнюю форму образования;
  • Особенности и правила организации домашнего вида обучения?
  • При каких обстоятельствах можно перейти на такое обучение?
  • Порядок оформления и перевода ребенка на семейное обучение;
  • Как проводится аттестация детей?

Какие законы регулируют образование?

Процесс образования в РФ регулируется ФЗ No 273. Данный закон устанавливает и регулирует следующие вопросы:

  1. Основные принципы и реализация стандартной политики образования.
  2. Фиксирование уровней получаемого ребенком образования.
  3. Право на получение стандартного бесплатного среднего и профессионального образования.

В ст. 17 представленного закона прописано, что обучаться можно в специальных организациях и дома в форме специального семейного или домашнего обучения!

Суть семейного образования

Понятие «домашнее» обучение с недавних пор было заменено на «семейное» образование!

Чтобы понять суть данной формы обучения, стоит провести сравнение с обычным образованием в школе. В обычном школьном учреждении ученики осваивают образовательную программу по специальным государственным стандартам. Для этого детям нужно регулярно посещать уроки.

Что касается семейного образования, то здесь не требуется присутствовать на занятиях. Но при этом учащийся должен сдавать промежуточные и итоговые экзамены, то есть вместе с другими учениками проходить положенную аттестацию.

Основания для семейного обучения

Одной из главных причин перевода ребенка на специальное индивидуальное домашнее образование является его здоровье. Но есть достаточно много иных причин для организации данной формы обучения:

  • Моральные, этические, религиозные установки и убеждения родителей;
  • Успеваемость и развитие ребенка намного выше преподаваемой программы, и ему просто скучно на занятиях. Перевод учащегося в старший класс может грозить серьезными проблемами в общении со сверстниками, потому семейное образование будет оптимальным вариантом;
  • Учащийся отстает и медленно усваивает программу, но при этом не имеет физических отклонений;
  • Ребенок занимается профессиональным спортом или искусством, регулярно выезжает на соревнования или на конкурсы, соответственно вынужден пропускать занятия;
  • Дети военных, которые часто вынуждены вместе с родителями переезжать. Чтобы не адаптироваться постоянно к совершенно новым коллективам, родители принимают решение перевести ребенка на домашнее обучение.

Во всех перечисленных выше ситуациях закон позволяет перейти на семейное образование. Ответственность за обучение в данном случае полностью ложится на родителей. Они могут самостоятельно обучать детей, а также могут привлекать репетиторов.

При данной форме образования роль школы полностью не исключается!

Учителя должны принимать определенное участие в процессе домашнего обучения ребенка. Подобное методическое сопровождение заключается в таких действиях, как:

  1. Рекомендации по оптимальной стратегии образовательного процесса.
  2. Выдача учебников или специальных пособий для освоения программы.
  3. Помощь в процессе подготовки к сдачи стандартных экзаменов.

Если у ребенка отмечаются определенные способности, он может пойти по специальной программе экстерната. Это ускоренная форма обучения. Ранее по ней можно осваивать и сдавать за год два класса. Сегодня данное правило распространяется только на 10 и 11 классы. Только эти два класса можно пройти за год и сдать соответствующие экзамены.

Порядок перевода на домашнее обучение

Если ребенок вынужден получать образование дома по причине проблем со здоровьем, родители должны произвести такие действия:

  • Проходится специальная комиссия;
  • Сотрудники комиссии выдают соответствующее заключение;
  • С данным официальным заключением и составленным в свободной форме заявлением родители идут к директору школы;
  • Руководитель учебного заведения пишет приказ относительно перевода ребенка на специальное домашнее обучение;
  • Назначаются учителя, которые будут приходить на дом и обучать ребенка. Если нужно, разрабатывается облегченная или ускоренная индивидуальная образовательная программа.

Если родители намерены перевести своего ребенка на семейную форму обучения по иным причинам, не связанным со здоровьем, процесс оформления может занять немного больше времени. Выполняются следующие действия:

  1. Родители пишут соответствующее заявление и передают его директор.
  2. Руководитель передает его в городской или областной департамент образования.
  3. Если выносится положительное решение, директор составляет и подписывает специальный приказ.
  4. Между родителями и школьным учреждением заключается специальное соглашение с обязательным согласованием программы обучения.

В данном случае учителя не принимают непосредственное участие в образовании ученика. А также на учащегося возлагается обязанность в установленные сроки посещать школьное учреждение для проведения специальной промежуточной проверки знаний.

Процесс проведения аттестации

Чтобы в свое время получить документ, официально подтверждающий факт получения образования, ученик должен пройти итоговую аттестацию!

Законодательством не предусмотрено никаких различий в выдвинутых требованиях по сдаче. Те, кто учится дома и в школе, сдают экзамены в стандартном порядке.

Индивидуально проблема, связанная с аттестацией, решается только по отношению к больным детям. График проведения аттестации устанавливается посредством договоренности между родителями ребенка и медицинскими сотрудниками.

Неважно, по какой форме учащийся получил образование! В последующем, поступая в ВУЗы и специальные учебные заведения, выпускники получают равные права и возможности.

Подводя итоги

  1. Законом предусмотрена не только стандартная форма получения образования, но семейная.
  2. Перейти на домашнее обучение можно при разных обстоятельствах.
  3. Перевод на обучение в домашних условиях осуществляется в строго установленном порядке.
  4. При домашнем обучении дети должны обязательно проходить промежуточные и итоговые аттестации.
  5. Получивший образование дома, поступает в ВУЗ в стандартном порядке и на общих условиях.

Источник: https://grazhdaninu.com/raznoe/domashnee-obuchenie.html

Обучение детей на дому – отличительные особенности

В соответствии Федеральным законом от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом  уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ  — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»  — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» —  КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

  • Оформление обучения на дому
  • Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
  • Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо  обратиться  в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
  • На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут  применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.

2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое  становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ  была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми  в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации»,  а порядок их обеспечения установлен  приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г.

N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который  вступил в силу  1 января 2016 года.

  1. С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.
  2. Отличие обучения на дому от семейного образования
  3. Иногда  родители (законные представители) смешивают эти  понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.
  4. В чем же их принципиальные отличия?
  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения  на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей)  на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44  Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно   Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение  может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и  самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
  • Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
  • 2.Примерная форма заявления родителей
  • Директору (наименование образовательной организации)
  • (ФИО
  • родителя (или законного представителя) (ФИО),
  • проживающего (регистрация)
  • Заявление

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому  в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

  1. Основание: медицинская справка, выданная   (наименование  медицинского учреждения и дата выдачи).
  2. С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),
  3. Дата ___________
  4. Подпись __________________ (расшифровка подписи)
  5. Источник:
  6. Федеральные законы:

 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)

ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

  • Приказы Минобрнауки  России:
  • от 9 ноября 2015 г. N 1309
  • от 2 сентября 2013 года № 1035
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Материалы с сайтов:

http://273-фз.рф/sites/default/files/files/formy_polucheniya_obrazovaniya_2014_08_15.pdf

http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe

https://pravoved.ru/question/517333/

http://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/

Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение

Письмо МО РФ об обучении на дому.pdf

http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

http://direktor.ru/article.htm?id=116

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

  1. Источник:
  2. Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение ‎по основным общеобразовательным программам на дому»
  3. Также по теме в блоге
  4. Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
  5. Инклюзивное образование на пути внедрения
  6. Директору школы о семейном образовании
  7. О применении электронного обучения и дистанционных технологий

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Источник: https://eduinspector.ru/2016/05/12/obuchenie-detej-na-domu-otlichitelnye-osobennosti/

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

1 × 1 =