Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция в уголовном праве

Как многие из них полагают, побег за пределы границ Российской Федерации сможет обеспечить им неприкосновенность и защиту от властей. Однако, с этим все не так просто.

Даже если преступнику удалось незаметно покинуть границы страны до того момента, как его объявили в розыск, это вовсе не означает, что после немногих попыток поисков правоохранители и следственные органы о нем забудут и простят ему его злодеяния.

В соответствии с мировыми тенденциями борьбы с уголовными преступлениями большая часть стран мира обязана выдавать преступников тем странам, подданными которых они являются.

Такой процесс имеет название – экстрадиция. В данной статье мы подробно расскажем, что такое экстрадиция, и куда лучше бежать, чтобы скрыться от закона.

Экстрадиция: уголовно-правовое и уголовно-процессуальное регулирование

Экстрадиция – это, если придерживаться буквального перевода, выдача или передача.

Передаче в данном процессе подлежат субъекты, которые выступают в статусе обвиняемых или подозреваемых по уголовным преступлениям, или уже осуждены судами другого государства.

Чтобы передача преступников стала именоваться экстрадицией, необходима выдача преступника из одной страны в другую.

В США экстрадицией признается передача преступников между штатами.

Нормативная база

Экстрадиция в уголовном праве

Также допускается многостороннее сотрудничество в виде присоединения к международной Конвенции. Так, большинство отношений регулируется в рамках Конвенции о выдаче 1957 года.

Россия, хоть и подписала данную Конвенцию, и по сути, является ее участником, оговорки, внесенные в нее страной, говорят о том, что Россия не выдает своих граждан.

Кроме международной Конвенции запрет на выдачу граждан иностранным странам прописан также в других нормативно-правовых документах страны:

  • Конституция РФ – статья 61;
  • УК РФ – статья 13;
  • УПК РФ – глава 54.

УПК РФ, в частности, подробно описывает процедуру выдачи Россией иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории или на территории других государств. Своих граждан мы не выдаем.

В УПК РФ даже имеется отдельная часть 5, которая носит название «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», в которой подробно описаны требования к международным запросам об экстрадиции и варианты сотрудничества между странами.

Правовые особенности экстрадиции

  • Экстрадиция в уголовном праве

    Граждане РФ, которые совершили преступные действия за пределами территории страны, подлежат привлечению к уголовной ответственности по отечественным нормам законодательства.

  • Обычно в международных договорах об экстрадиции указывается, что выдача осуществляется в отношении тех лиц, которые совершили тяжкие преступления, или наказание по которым составляет более 1 года лишения свободы.
  • Кроме выше обозначенного условия выдаче подлежат преступники в следующих ситуациях:
  • Лицо уже осуждено на лишение свободы минимум на 6 месяцев или имеет более тяжкое наказание;
  • При условии, что иностранное государство будет судить экстрадированного только за конкретное преступление, после чего он сможет покинуть страну, не будет из нее выслан или передан другой стране без согласия РФ.

Эти условия прописаны в ст. 462 УПК РФ.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче в России принимается Генеральным Прокурором страны или его заместителями.

При получении статуса политического беженца иностранные граждане или лица без гражданства имеют те же права и обязанности в России, что и обычные граждане.

Если в России Вы получили политическое убежище, Вас никто не экстрадирует.

Но не все так просто. Для того, чтобы иностранного гражданина, ставшего беженцем, не выдали на Родину, нужно, чтобы его действия не были признаны в России преступлением и не противоречили принципам и целям ООН.

Процедура выдачи лиц, совершивших преступление

Процедура экстрадиции строго регламентирована. Любые ошибки в действиях одной из стран могут привести к тому, что преступник не будет выдан.

Итак, алгоритм экстрадиции представлен следующим образом:

    Экстрадиция в уголовном праве

  • Когда злоумышленник задержан, у страны, в которой он совершил преступление, есть 40 дней на направление запроса в ту страну, в которой он находится.
  • В отношении задержанного избирается мера пресечения.
  • Оценивается ситуация на предмет потенциальной экстрадиции преступника.
  • Вынесение обоснованного отказа в экстрадиции или ее удовлетворение.
  • Документальное оформление положительного решения по запросу на экстрадицию.
  • Информирование задержанного о его экстрадиции.

Решение об экстрадиции может быть обжаловано задержанным в течение 10 дней.

Возможна ситуация, когда право на определенного осужденного одновременно могут заявить несколько заинтересованных в нем стран.

В такой ситуации решение о том, в какую страну будет экстрадирован интересующий субъект, принимает Генеральный Прокурор России. Это право закреплено за ним в ст. 462 УПК РФ.

Генеральный Прокурор обязан уведомить об экстрадиции то лицо, в отношении которого принято решение, в течение 24 часов.

В экстрадиции может быть отказано в следующих ситуациях:

  • Нарушены правила оформления и подачи запроса;
  • Нет доказательств виновности лица, требуемого к экстрадиции;
  • Преступник не является гражданином той страны, которая запрашивает его выдачу.

Страны без экстрадиции

В Европейском союзе почти все страны имеют между собой договоры, разрешающие экстрадицию преступников. Такая же ситуация и в США.

  1. Не высылают граждан своей страны Белоруссия, Украина, Китай, Япония и Франция.
  2. Япония не только не выдает своих граждан, но и отказывает в экстрадиции граждан других стран, являющихся этническими японцами.
  3. Страны, где нет экстрадиции в России в 2019 году, представлены следующим списком:

    Экстрадиция в уголовном праве

  • Швеция;
  • Япония;
  • Китай;
  • Израиль;
  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Великобритания;
  • Польша;
  • США;
  • Венесуэла и др.

На самом деле таких стран более сотни. Между Россией и этими странами не заключены договоры об экстрадиции.

То есть, ни по просьбе России ее граждан не вышлют из этих стран, ни в обратной ситуации – Россия не выдаст их подданных.

Далеко не каждый преступник может позволить себе скрываться в развитых европейских странах, таких как Франция, Англия или Швеция.

Экстрадиция в уголовном праве

Такие страны крайне заинтересованы в притоке иностранного капитала, закрывая глаза на источники его происхождения.

Все помнят Сергея Полонского, известного застройщика по договору долевого строительства, сбежавшего в Камбоджу. Согласия на его выдачу Россия так и не получила, Сергей был отпущен под залог и вернулся самостоятельно в страну.

Экстрадиция преступников в уголовном праве – сложный процесс, в котором задействованы, как минимум, две страны, каждая из которых отстаивает только свои интересы.

Порой договориться между собой становится очень непросто, и человек, представляющий ценность для каждой из стран, становится разменной монетой в серьезных политических играх.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/chto-takoe-ekstradiciya/

Что такое экстрадиция

Экстрадиция – это процедура передачи одним государством иному граждан, осуществивших преступления различной степени тяжести на территории данного государства.

Важным фактом является то, что экстрадиция выступает не обязанностью, а правом государства, то есть в силу определенных обстоятельств страна вправе выдать официальный отказ в выдаче преступника.

Выдача преступников является обязательной только в том случае, когда об этом между государствами заключено специальное соглашение.

Особенности экстрадиции

Экстрадиция в уголовном праве

На сегодняшний день РФ имеет международные договора в количестве около 300 об оказании юридической помощи между государствами, и одной из таких форм помощи выступает экстрадиция. Также в перечень помощи включаются такие меры:

  • следственные и судебные мероприятия;
  • передача виновных с целью реализации приговора;
  • уголовное преследование преступников.

Действие экстрадиции распространяется исключительно на преступников, совершивших уголовные преступные деяния. Нарушения, которые связаны с административной и гражданской ответственностью, не выступают поводом и не имеют значения для экстрадиции.

В соответствии с нормами ст. 13 УК РФ, граждане с российским гражданством в случае осуществления преступных деяний в другой стране данной стране не выдаются. Такой пункт базируется на положениях ст.

61 Конституции РФ, где четко прописано, что российские граждане не могут быть выданы другим государствам и не подлежат высылке за рамки РФ. Однако данным положением не отменяется уголовная ответственность и меры наказания. Так, в соответствии со ст.

12 УК РФ российский гражданин, осуществивший противоправное деяние в рамках другой страны, должен подвергаться уголовному наказанию в рамках России.

Как прописано в ст.

13 УК, выдача преступников касается исключительно граждан без определенного гражданства или иностранцев, которые выполнили преступные деяния за пределами РФ, а на данный момент пребывают на территории России.

Как было указано выше, для осуществления экстрадиции между странами должно быть оформлено соглашение в двустороннем или многостороннем порядке в отношении предоставления юридической помощи.

Условия экстрадиции

Экстрадиция в уголовном праве

  • осуществление преступного деяния в рамках страны, выдвинувшей требование об экстрадиции;
  • если конкретное преступление было осуществлено против страны и причинило ему определенный вред;
  • если злоумышленник имеет гражданство государства, требующего его экстрадиции.

Экстрадиция лица, совершившего противоправные деяния в нескольких странах, выполняется посредством переговоров дипломатов данных стран на базе применения международного права.

Условиями экстрадиции преступников являются:

  • следование принципу тождественности,  то есть осуществленное деяние является таковым в рамках страны, где оно было осуществлено;
  • предоставление гарантий неиспользования смертной казни в отношении преступника, в РФ смертная казнь как мера наказания не применяется, поэтому при передаче злоумышленника государство выдвигает требования касательно того, что смертную казнь не планируется применять.

Если страна требует выдачу злоумышленника для применения к нему уголовного наказания, тогда оно должно предоставить существенные доказательства его вины и причастности к совершенному преступному деянию. Также выдача может требоваться с целью применения уже вынесенного судебного вердикта, тогда основанием для экстрадиции станет официальный приговор суда.

Положениями международного права предусмотрены такие условия, как: выданный преступник не должен подвергаться тюремному заключению, преследованию или ограничению персональной свободы по причине деяний, которые не были базой для его выдачи государству.

Причины для отказа в выдаче преступника:

  • выдача требуется на гражданина, который имеет гражданство страны, где он пребывает;
  • осуществленное преступное деяние преследуется на основании частного обвинения;
  • если период исковой давности уже завершился;
  • прочие законные основания, при которых невозможно начало уголовного делопроизводства;
  • если требуемый к выдаче гражданин на данный момент в силу определенных обстоятельств не может привлекаться к уголовной ответственности и к нему не могут применяться уголовные меры наказания;
  • если экстрадируемым преступником было получено официальное право на получение убежища.

Процедура экстрадиции

Экстрадиция в уголовном праве

Принимается решение об экстрадиции преступника принимается Генеральным Прокурором РФ или его заместителем согласно ст. 462 УПК РФ. Минимальным периодом наказания экстрадированного преступника является 6-месячный срок.

Алгоритм исполнения выдачи:

  • подача запроса страной, на территории которой было осуществлено преступное деяние, период запроса составляет 40 дней с дня задержания злоумышленника.
  • предоставление задержанного преступника в местное учреждение прокуратуры;
  • выбор меры пресечения;
  • определение факторов и обстоятельств для исключения экстрадиции;
  • удовлетворение запроса или письменный отказ;
  • в случае положительного решения по запросу принятие соответствующего распоряжения;
  • сообщение лицу о принятом вердикте о его экстрадиции.
  • На протяжении 10 дней с момента получения уведомления гражданин может обжаловать такое решение.
  • В отдельных ситуациях может выполняться краткосрочная выдача человека для принятия участия в расследовании и судебных процессах.
  • На видео об особенностях экстрадиции

Мы рассказали вам о специфике и условиях экстрадиции. Также из материала вы узнали, что в определенных обстоятельствах может быть отказ в выдаче преступника. Также при согласовании экстрадиции гражданина другому государству он имеет законное право на обжалование такого решения.

Источник: https://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-ekstradiciya.html

Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция является важным инструментом в достижении эффективного международно-правового сотрудничестве с иностранными государствами. Вопрос об отраслевой принадлежности экстрадиции, которая, несмотря на смежный характер, в целом является институтом уголовно-процессуального права.

Раскрывается содержание понятия экстрадиции, дается авторское видение экстрадиции в широком смысле, которая охватывает процедуры выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, передачи осужденных лиц для отбывания наказания или принудительного лечения.

Говоря о проблематике принадлежности института экстрадиции к определенной отрасли права, следует иметь в виду, что вопрос о природе и месте экстрадиции в системе права является дискуссионным.

Статья посвящена анализу, систематизации и раскрытию требований, предъявляемых к выдаче лица, совершившего преступление, имеющих своей целью обеспечение правомерности осуществляемой экстрадиции и определение степени ее обязательности.

Основой исследования являются общенаучные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе — изучение материалов судебной практики.

В современном мире преступность как негативное социальное явление приобретает глобальный характер. Эти процессы характерны и для Российской Федерации, что признано на государственном уровне как угроза безопасности страны.

В моей статье я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям.

Институт экстрадиции является важнейшим правовым инструментом в борьбе с преступностью, правильное применение которого позволяет обеспечить неотвратимость наказания для лиц, совершивших преступление и старательно скрывающихся от правосудия.

Экстрадиция не представляет собой какой-то давно забытый институт международного уголовного права, зародившись много столетий назад, она с каждым днем развивается и совершенствуется, изменяя при этом и нынешнее мироустройство, ведь страшно представить ситуацию, когда люди перестанут отвечать за свои деяния, тем более, когда речь идет об уголовно наказуемых деяниях.

Целесообразность исследования экстрадиции вызвана, в частности, всё большим развитием международной преступности, бороться с которой становится сложней в виду существующих пробелов в законодательстве, устранение которых требует вмешательства не отдельных государств, а всего сообщества стран.

Как показывает практика, использование данных пробелов в механизме выдачи уже давно стало обычным делом для таких международных преступников, как террористы. И именно координация действий позволит приблизить несколько устаревшее законодательство к реалиям нынешнего времени, которое имеет свойство динамично изменяться.

Таким образом, нет необходимости объяснять причину выбранной мной темы и её актуальность, ведь что же еще заслуживает такого пристального внимания как не экстрадиция.

В данной статье я постараюсь раскрыть понятие экстрадиции, осветить историю её становления и развития как в России, так и в зарубежных государствах, подробным образом рассмотрю принципы осуществления экстрадиции, а также уделю внимание столь важному вопросу как соблюдение прав при её осуществлении, так как современный экстрадиционный процесс не может быть отделим от согласования интересов государств в борьбе с преступностью с интересами защиты прав человека. Рассмотрю теснейшую связь экстрадиции с такими фундаментальными правовыми категориями,как территориальное верховенство, юрисдикция государств и др. Путем сравнения различных международно-правовых актов постараюсь раскрыть сущность института экстрадиции, её значимость.

Рационально начать с того, что одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса». Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. Заслуживает быть отмеченным положение Договора об обеспечении если не прав, то безопасности лиц, подлежащих выдаче: «Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног».

Положения о выдаче известны и практике Киевской Руси. В договорах (911 и 944 гг.) князей Олега и Игоря с Византией предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания.

Соответственно греки выдаются Византии. Своеобразие выдачи в данном случае состоит в том, что она связана с иммунитетом от местной юрисдикции.

Другая особенность заключалась в том, что имелись в виду в основном общеуголовные, а не политические преступления.

Договоры о выдаче были известны и практике России. Один из наиболее ранних — «договорная запись» 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков. Практика в целом сводилась к тому, что бежавшие из дружественных государств выдавались, а из недружественных — не выдавались.

Мусульманские страны не выдавали исповедующих ислам лиц государствам с иной религией.

Существенный поворот в судьбе института выдачи знаменовала Французская революция XVIII в., юридически оформившая право убежища. В Конституции 1793 г. говорилось: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из пределов своей родины за преданность свободе. Он отказывает в убежище тиранам» (ст. 120).

В XIX в. право убежища получает общее признание и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. В этом духе заключаются договоры и принимаются законы о выдаче.

Первым групповым договором был, пожалуй, Амьенский договор 1802г. Амьенский договор 1802 г. между Великобританией, Голландией, Испанией и Францией. Первым законом о выдаче стал бельгийский закон 1833 г.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. — М.,957. с 357

Следует отметить, что право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи. Один из них условно можно назвать европейским, другой — англо-американским.

Первый присущ странам романо-германского права не только континентальной Европы, но и латиноамериканским странам, а также бывшим колониям европейских стран, за исключением британских. Второй присущ странам «общего права».

Первый опирается на ряд четко определенных принципов:

  1. Невыдачи своих граждан;
  2. Двойной криминальности (т.е. уголовной наказуемости соответствующих деяний по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон);
  3. Выданный преступник может быть судим лишь за то преступление, в связи с которым состоялась выдача;
  4. Лицо, преследуемое по политическим основаниям, выдаче не подлежит;
  5. Неприменения к выданному лицу смертной казни. Государство пребывания лица вправе требовать гарантии неприменения смертной казни у государства, требующего выдачи.

Второй вид основан на непризнании непреложности этих принципов. Его главная задача — обеспечить неотвратимость наказания даже путем «либерального» толкования договоров и законов.

Оба вида имеют свои положительные и отрицательные стороны. Европейская система обеспечивает законность и права выдаваемого. Вместе с тем она порою дает преступнику возможность избежать наказания. Англо-американская система снижает роль общих принципов и предоставляет суду право решать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств, имея перед собой цель обеспечения наказания преступника.

В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче, но в большинстве своем соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. Например, в ст.

61 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть выдан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Так же эта позиция содержится и в ч. ст. 13 УК, а в ч.

2 той же статьи устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных лиц и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. В качестве примера новых законов о выдаче можно указать на законы Австрии, Германии и Швеции.

Все они основаны на тех же принципах, что и Европейская конвенция о выдаче 1957 г. и предусматривают возможность отказа в выдаче, если судебная система запрашивающего государства не отвечает требованиям Европейской конвенции о правах человека.

Примером правовой системы, в которой отсутствует специальный закон о выдаче, может служить правовая система Италии. Соответствующие вопросы регламентируются Конституцией, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Общие принципы те же, что и в законах о выдаче европейских государств, в частности, выдача, как правило, не может быть произведена без решения суда.

При решении связанных с выдачей вопросов приоритет принадлежит международным договорам. Процедура рассмотрения просьб о выдаче регулируется УПК. Вместе с тем в ст.

656 УПК сказано, что его положения применяются лишь в случае, если соответствующие вопросы не урегулированы договором. Запрещена выдача итальянских граждан, если иное не предусмотрено договором.

И такие договоры имеются, например, договор 1956 г. с Израилем.

Следует отметить, что в целом ряде европейских стран собственное право является достаточным основанием для выдачи и при отсутствии международных договоров (Италия, Франция и др.). Для стран «общего права» характерно считать наличие международного договора необходимым условием выдачи (Великобритания, США и др.). Из этого исходит и вышеупомянутый УК РФ (ч. 2 ст. 13).

В этот период происходит становление новой характерной черты института выдачи. Он не только служит борьбе государств против преступности, но и обеспечивает некоторые права выдаваемых.

Например, утверждаются принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, являющееся основанием для выдачи, должно считаться преступлением по праву как выдающего, так и запрашивающего о выдаче государства.

Одним из таких отклонений был институт выдачи в соответствии с законодательством и договорной практикой социалистических государств. Утвержденная СНК СССР в 1923 г.

Типовая конвенция о выдаче содержала общепринятую формулировку: «Скрывающееся от правосудия лицо не будет выдано, если требование о выдаче его вызвано преступлением или проступком религиозного и политического характера». На иной основе конвенции о выдаче не могли быть восприняты другими государствами.

В Российской Федерации вопросы экстрадиции также нашли свое закрепление во внутригосударственном законодательстве. Прежде всего, следует отметить ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где предусматривается положение, в соответствии с которым гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Ранее действовавшая Конституция 1978 г. (как и ч. 3 ст.

1 Закона о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. В настоящее же время ч. 1 ст. 61 Конституции РФ подобных исключений не предусматривает.

Содержится императивное правило, запрещающее выдачу российских граждан другому государству.

Таким образом, из анализа всех рассмотренных выше положений следует, что основаниями экстрадиции могут быть международные договоры, национальное законодательство о выдаче и принцип взаимности. Соответствующее же юридическое обязательство выдачи вытекает только из международно-правового договора.

В соответствии с принципом «pacta sunt servanda» каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, поэтому для эффективного противостояния преступности крайне важным представляется необходимость заключения как можно большего числа экстрадиционных договоров между различными государствами.

Итак, рассмотрев историю развития института выдачи, можно сказать, что экстрадиция на протяжении всего времени своего существования, была, хоть и по разным причинам, весьма востребована государствами, в различных регионах мира, что, в свою очередь, показывает важность и фундаментальность данного института в сфере международного сотрудничества.

Еще хочу отметить, что в судебной практике стран «общего права» не раз утверждалось, что принцип двойной криминальности является договорным, а не принципом общего международного права.

Отечественные ученые считают эту позицию юридически уязвимой, ведь она противоречит общему принципу уголовного права — «нет наказания без закона». Если право выдающего государства не квалифицирует деяние как преступное, то едва ли можно оправдать выдачу.

Еще более парадоксально выглядит ситуация, когда страна запрашивает выдачу лица за деяние, которое не считается преступлением по ее праву.

Одним из наиболее дискуссионных и концептуальных аспектов института экстрадиции в науке и в правоприменительной практике, по мнению ряда ученых [24], является вопрос об основаниях выдачи лиц, совершивших преступление, как условиях, при наличии которых выдача может быть осуществлена.

В юридической доктрине так же, как и на практике, выделяются различные основания выдачи лиц, совершивших преступление. Прежде всего, основанием экстрадиции следует считать международный договор.

При всей общности правового регулирования выдачи странами «общего права» между ними существуют и некоторые различия. Наиболее показательно отношение к законности при осуществлении выдачи. Суды США придерживаются позиции, согласно которой незаконная доставка обвиняемого на американскую территорию не лишает суд права подвергнуть такое лицо уголовному преследованию.

В решении Верховного Суда США по делу Мачайна (1992 г.) говорится что может быть признано правильным утверждение о том, что «похищение ответчика было «шокирующим» и что оно, возможно, нарушит принципы общего международного права». Однако это обстоятельство «не является препятствием для рассмотрения его дела судом Соединенных Штатов».

Такого рода позиция подвергалась критике со стороны многих стран, включая Канаду и Великобританию. В решении Палаты лордов (в качестве апелляционного суда) 1993 г.

, в частности, говорилось, что английские суды могут рассматривать суд над обвиняемым как «злоупотребление процессом», если английская полиция нарушила законную процедуру выдачи и организовала захват обвиняемого за рубежом незаконными методами».

Итак, можно сказать, что различия в регулировании выдачи существуют даже между странами с общими правовыми системами. Сложившаяся ситуация существенно осложняет деятельность тех, кто практически связан с осуществлением выдачи.

Необходимость борьбы с преступностью издавна обязывала государства объединять свои усилия, оказывать друг другу помощь в реализации уголовной политики.

Итак, в завершении своей статьи могу добавить, что в настоящее время институт выдачи продолжает развиваться.

Выдача регулируется растущим числом норм международного права, прежде всего, относящихся к таким его отраслям, как права человека и международное уголовное право, а также норм внутреннего права, относящихся к конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву.

Активное развитие правового регулирования в данной области объясняется ростом значения института выдачи в борьбе с преступностью и усложнением его задач. Развитие международно-правового регулирования дополнительно стимулируется наличием различий в правовых системах государств.

Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.

Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека — закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону — интересы борьбы с преступностью.

Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания.

Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида.

Источник: https://novainfo.ru/article/15997

Экстрадиция

У этого термина существуют и другие значения, см. Экстрадиция (значения).

Экстради́ция (вы́дача) (от лат.

 ех — «из», «вне» и traditio — «передача»)[1] — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами другого государства (для исполнения приговора)[2][3]. По отношению к штатам США термин «экстрадиция» используется также для обозначения выдачи (англ. rendition) обвиняемых одним штатом другому.

Правовые основания

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957 г.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Условия выдачи

Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре.

Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Выдача своих граждан

В большинстве государств мира не допускается экстрадиция своих граждан.[4][5] Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в Конституции России.[4][5] Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан.[6]

Статья 61 Конституции РФ гласит, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».[7]

Почти все государства ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан.[8] Аналогичная ситуация и в США.

Китай, Япония, Франция, Беларусь, Украина и некоторые другие страны не высылают своих граждан. Кроме того, по японскому законодательству экстрадиции фактически не подлежат не только граждане Японии, но и граждане других государств, являющиеся этническими японцами, поскольку они имеют право на японское гражданство (так властям Перу было отказано в выдаче Альберто Фухимори).

Процедура выдачи

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса.

Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны).

Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.

Современные тенденции

В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи.

В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов.

Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились государства-члены Европейского союза, которые ввели в отношениях между собой так называемый «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Выдача и передача

С выдачей часто отождествляют другие виды международной правовой помощи, в частности, те, которые официально называются «передачей». В частности:

  • Передача лица международному судебному органу (такому, как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный уголовный суд).
  • Передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор). Именно эта процедура была применена в 2007 при передаче Ливией Болгарии группы болгарских медсестёр, приговорённых к смертной казни[9]. Аналогичная процедура использовалась при передаче России сотрудников российских спецслужб, осуждённых в Катаре на пожизненное заключение за теракт против Зелимхана Яндарбиева. Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.
  • Временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.

Выдача и экстрадиция

Чаще всего эти два термина употребляются как полные синонимы. Термин «выдача» употребляется, в частности, в Большой советской энциклопедии[10], в Уголовно-процессуальном кодексе России[11], в официальных русских названиях международных документов о выдаче.[6]

История выдачи

  • С древних времен до конца XVII века экстрадиция — редкое явление, применялась в основном к политическим преступникам, еретикам, перебежчикам.
  • В XVIII — первой половине XIX века индустриализация и появление новых видов транспорта вызвали увеличение интенсивности перемещения людей, что привело к проблемам с бродягами, ограблениями на железных дорогах и трансграничным преступлениям. Договоры о выдаче стали заключаться в больших количествах между сопредельными странами и распространялись не только на дезертиров, но и на общегосударственных преступников (убийц, воров).
  • 1840—1943 — третий период в истории экстрадиции.
  • С 1943 — Вторая мировая война показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия. Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

Выдача в Древнем мире

Самым ранним из дошедших до нас документов об экстрадиции считается договор, заключённый в 1278 г. до н.э. между египетским фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III. В нём говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдёт в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернёт в страну Рамсеса» целым и невредимым («да не повредят их глаз, уст и ног»).[12]

  • «Послали колена Израилевы во всё колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращённых оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их, и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих» Книга Судей 20.12
  • Из истории Греции приводят пример того, как афиняне согласились выдать македонскому царю Филиппу всех лиц, посягнувших на его жизнь.
  • Ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы её граждане, совершившие нападение на одну из деревень.
  • В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении Ганнибала, а также на Катона, который требовал выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну.

Выдача в Средние века

Представители племени Курайш потребовали выдачи у царя Эфиопии части курайшитов, бежавших от преследований в Эфиопию, но получили отказ.

Выдача в Новое время

Выдача в XX веке

Выдача в XXI веке

  • 2007 г. — спор между Россией и Великобританией относительно выдачи Андрея Лугового, обвинявшегося британской прокуратурой в убийстве Александра Литвиненко. В экстрадиции было отказано.
  • 2009 г. — правительство Швейцарии рассматривало возможность экстрадиции режиссёра Романа Полански, задержанного в Цюрихе на основании ордера, выданного в США. В экстрадиции было отказано.
  • 2010 г. — правительство Белоруссии отказало Киргизии в экстрадиции экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева.
  • Сентябрь 2010 г. — Ахмед Закаев, объявленный Россией в международный розыск по обвинению в участии в террористической деятельности, был задержан в Польше. Суд запрос прокуратуры об аресте Закаева отклонил и выпустил его на свободу без залога и поручительства. Впоследствии было принято решение отклонить запрос об экстрадиции.
  • 2012 — основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, которому угрожала экстрадиция в Швецию и возможная выдача в США, укрылся в посольстве Эквадора в Лондоне и попросил у руководства южноамериканской страны политического убежища. В 2019 году посольство Эквадора выдало Ассанжа властям Великобритании.
  • 2012 — азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, отбывавший пожизненное заключение в Венгрии за убийство армянского офицера, был передан Азербайджану для дальнейшего отбытия наказания, но по прилёте был сразу же помилован президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и освобождён из-под стражи.

Примечания

  1. Фентон Бреслер. Глава 3. Первые десять лет // Интерпол = Interpol / Перевод А. С. Цыпленкова. — Центрполиграф, 1996. — С. 16. — 262 с. — ISBN 5-218-00284-4.
  2. ↑ Разъяснения закона: Экстрадиция (неопр.) (недоступная ссылка). Прокуратура Томской области (31 июля 2012).

    Дата обращения 7 сентября 2012. Архивировано 7 августа 2013 года.

  3. ↑ УПК РФ, глава 54. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
  4. 1 2 А можно без сдачи?
  5. 1 2 А. Сухарев.

    Большой юридический словарь (недоступная ссылка)

  6. 1 2 Федеральный Закон от 25.10.1999 «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней», Заявления, п.

    3: «Российская Федерация по подпункту „а“ пункта 1 статьи 6 Конвенции заявляет, что согласно статье 61 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству.» [1])

  7. ↑ Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  8. ↑ opsi.

    gov.uk Текст Акта об экстрадиции 2003


  9. Каддафи обменял болгарских медиков на ядерный реактор, NEWSru.co.il (27 апреля 2007). Дата обращения 17 июня 2013.
  10. ↑ Экстрадиция // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  11. ↑ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
  12. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — М., 1935. — Т. 1. — С. 306-307.

Ссылки

  • История экстрадиции
  • Экстрадиция в современном международном праве
  • УПК РФ, глава 54, Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстрадиция

Добавить комментарий

*

семнадцать − 9 =