Формы волеизъявления граждан.
Право каждого человека на причастность к осуществлению местного самоуправления и формированию устройства органов власти зафиксировано в главном документе страны и считается основным признаком цивилизованного общества, а также современного государственного строя. Законодательство выделяет несколько форм волеизъявления, которые отличаются уровнем соучастия в управлении.
Формы волеизъявления граждан и их значение
Под волеизъявлением каждого отдельного индивидуума, в настоящий момент живущего на территории России, подразумевается реализация им местного самоуправления, привилегия на осуществление которого зафиксирована в 3 статье ФЗ № 131 от 2003 года 6 октября, а также в 130 статье Конституции РФ. В пятой главе этого Федерального закона указываются все существующие формы местного самоуправления, которые дозволены нормами российского законодательства.
Условно эти формы разбиваются на 2 нижеуказанные группы:
- форму непосредственного волеизъявления граждан (иначе прямую);
- форму участия лиц в исполнении местного самоуправления.
Отличительными чертами данных 2 групп признаются добровольной характер решения населения о соучастии в подобном волеизъявлении и выражение властного характера действий при реализации гражданами прав непосредственно на местное самоуправление.
Формальное выражение законных прав гражданина выделяется в нижеуказанных формах, содержащихся в статьях с 22 до 33 ФЗ № 131, а именно:
- муниципальных выборах;
- референдуме;
- опросе населения;
- конференциях и собраниях граждан;
- организации публичных акций (демонстраций, митингов, сборов);
- правотворческой инициативе;
- муниципальной службе;
- наказах избирателей;
- голосовании о важных проблемах (о переменах, связанных с муниципальным образованием или его границами);
- отстранении депутатов, членов выборных органов;
- территориальном общественном самоуправлении;
- публичном (общедоступном) слушании;
- отправлении запроса в госорганы;
- выполнении конкретной деятельности в органах местного самоуправления;
- прочих, дозволенных нормами российского законодательства, формах.
Довольно часто описанные выше варианты изъявления воли граждан совпадают с некоторыми видами общественных и некоммерческих объединений, с помощью которых лица воплощают своё конституционное право на объединения ( согласно 30 статье Конституции РФ ).
Помимо этого, также выделяются 2 следующих вида форм изъявления воли:
- носящих обязательный характер, то есть требующих внимания и соучастия каждого человека (например, при проведении выборов или референдума);
- носящих рекомендательный характер, то есть направленных на определение общественного отношения по поводу значительных вопросов (например, при проведении конференций среди жителей о проблемах локального значения, демонстраций, опросов).
Формы прямого волеизъявления граждан
Стоит отметить, что к прямому волеизъявлению причисляются конференции и собрания, муниципальные выборы, местный референдум и отстранение какого-либо члена органов местного самоуправления.
Под референдумом понимается голосование, проводимое среди населения, по наиболее важным вопросам локального значения. Это наивысшее выражение изъявления воли человека, закреплённое 32 статьёй Конституции РФ за каждым жителем страны.
Голосование носит добровольный характер, а участие в референдуме осуществляется на равных правах без контроля за действиями населения (то есть с помощью тайного опроса). Созыв данного голосования возможен не только по решению представительного органа местного самоуправления, но и по запросу от граждан, когда необходимо принять какой-либо проект нормативного акта или, наоборот, отклонить его принятие (например, касающийся неотложных мер по защите здоровья населения).
Российское законодательство предоставляет гражданам РФ самостоятельно по собственному усмотрению выбирать устройство органов местного самоуправления и процедуру их организации. Всеобщее голосование производится тайно и только теми гражданами, которые имеют соответствующее избирательное право.
После подготовки и назначения даты выборов кандидаты на определённую должность регистрируются и выдвигают свою кандидатуру. После окончания предвыборной агитации граждане голосуют, и происходит установление результата (отобранным будет считаться тот кандидат, который набрал большее количество голосов). Каждая из подобных избирательных кампаний содействует расширению социальной активности населения.
Одной из наиболее доступных форм свободного изъявления воли лиц в муниципальном образовании средних размеров либо на его части, а также самым популярным методом привлечения населения к социальной активности признаётся проведение конференций, собраний или сходов.
Порядок осуществления данных мероприятий контролируется на уровне органов местного самоуправления и субъектов РФ, а принятые гражданами заключения по вопросам локального значения обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению.
Каждый проживающий на территории муниципального образования человек может проголосовать за отстранение того или иного депутата или сотрудника госоргана. Фактически процедура отзыва возможна в двух случаях:
- если за снятие депутата с его должности проголосовало не меньше половины от всех избирателей (процент голосов в поддержку предложения об отстранении может отличаться в зависимости от региона страны);
- если в ходе судебного разбирательства были предъявлены существенные доказательства неправомерных действий либо бездействий сотрудника.
Все результаты голосования обязательно должны быть общедоступны (например, опубликованы в газете).
Прочие формы волеизъявления гражданами местного самоуправления
Остальные формы свободного волеизъявления включают в себя опросы, проводимые среди граждан, общественное самоуправление, проведение различных акции, обращение в госорганы и прочие мероприятия.
К многочисленным акциям, проводимым среди населения конкретного муниципального образования для публичного обозначения общественного отношения к конкретной проблеме локального характера, относятся:
- митинг;
- демонстрация;
- пикетирование;
- собрания;
- шествия.
Чтобы обратиться в госорганы, лицо может использовать жалобы, предложения и заявления, чаще всего оформленные в письменном виде, отправленные при личном обращении в учреждение, через почту или электронный веб-сайт (если он имеется).
Предложения могут исходить от одного лица либо от группы людей и содержать определённые пожелания или замечания, касающиеся функционирования государственных органов либо определённого должностного лица.
Заявление отправляется одним или несколькими лицами с просьбой о решении указанного в тексте документа вопроса, не связанного с нарушением прав или интересов конкретного гражданина. Необоснованный отказ должностного лица может послужить привлечением его к ответственности и снятием с должности.
Источник: https://urmozg.ru/grazhdanskoe-pravo/formy-voleizyavleniya-grazhdan/
Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика
Формам прямого волеизъявления гражданмуниципального образования посвящена гл. IV ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Формами прямого волеизъявления граждан являются следующие формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:
- местный референдум — голосование граждан по вопросам местного значения;
- муниципальные выборы — выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
- собрания (сходы) граждан;
- народная правотворческая инициатива;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
- территориальное общественное самоуправление;
- иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, не запрещенные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и предусмотренные уставом муниципального образования.
Формы прямого волеизъявления населения муниципального образования отличаются от форм опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. Для реализации своего права на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления гражданин, проживающий на территории муниципального образования, должен обладать избирательным правом (пассивным — при избрании кандидата, активным — при выдвижении собственной кандидатуры) либо правом участвовать в референдуме, проводимом в данном муниципальном образовании. Значение форм прямого волеизъявления граждан на территории муниципального образования трудно переоценить.
Путем непосредственного голосования граждане вправе избрать состав представительного органа местного самоуправления и впоследствии контролировать его деятельность, избрать главу муниципального образования (если такая должность предусмотрена уставом данного муниципального образования), иных выборных лиц. При вынесении какого-либо остростоящего вопроса местного значения на референдум население муниципального образования дает возможность всем гражданам РФ, проживающим на территории муниципального образования, получить информацию о данном вопросе и высказать свое личное мнение по этому поводу.
Иной формой публичного обсуждения вопросов местного значения является собрание (сход) граждан. Народная правотворческая инициатива является способом законодательного закрепления мнения граждан относительно того или иного вопроса, поставленного на голосование. Обращения граждан в органы местного самоуправления и иные органы власти в некоторых случаях способны выявить либо предотвратить правонарушение в сфере муниципальной деятельности.
Комплексное использование всех форм прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования РФ, является залогом плодотворной деятельности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципального образования, законной деятельности должностных лиц, соблюдением прав и законных интересов граждан.
Источник: http://be5.biz/pravo/m021/67.html
Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне
Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления.
Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:
1) формы прямого волеизъявления обязательного характера — это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);
2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера — это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.
Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно; 3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Субъектами РФ приняты законы или положения о местном референдуме, в которых закрепляются требования к их проведению. Например, согласно Закону Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» на местный референдум в обязательном порядке выносятся определенные вопросы: о создании или разделении органов местного самоуправления на территории муниципальных образований, об изменении границ муниципальных образований и т.п.
На местный референдум Саратовской области не могут выноситься вопросы:
1) о принятии и изменении бюджета муниципальных образований;
2) о введении, изменении, отмене налогов и сборов;
3) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жизнедеятельности населения;
4) о продлении полномочий глав муниципальных образований, глав администраций и представительных органов муниципаль ных образований.
В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума и т.д.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои i юлномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии:
2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;
3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления;
4) проведение предвыборной агитации;
6) определение результатов выборов.
Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов РФ, например, в Законе Саратовской области «О выборах и органы местного самоуправления Саратовской области».
Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 24), голосование жителей по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях:
1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений);
2) за отзыв депутата должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.
Сходы граждан — это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т.п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., в небольших городских и сельских поселениях — с числом избирателей менее 100 человек — сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.
Территориальное общественное самоуправление, согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27), является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление — добровольная форма самоорганизации граждан, т.е. оно может быть и не востребовано жителями.
Народная правотворческая инициатива — достаточно актуальная форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет и гарантирует реализацию населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых заседаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.
Для осуществления правотворческой инициативы Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.
Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан — важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.
Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Закон о местном самоуправлении 2003 г. Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.
Опросы общественного мнения — одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные СМИ. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муниципального образования по отношению к местной власти, и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную информацию.
Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания, которые проводятся главой муниципального образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов.
Так, на публичные слушания согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования;
5) вопросы градостроительства.
Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.
Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующим срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не могут проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и должны проводиться без участия детей.
Наряду с предусмотренными федеральным законодательством формами непосредственной демократии граждане также вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Источник: https://studopedia.ru/3_96579_formi-pryamogo-voleiz-yavleniya-grazhdan-na-mestnom-urovne.html
Муниципальное право России
Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление — максимально приближенный к населению уровень публичной власти. В связи с этим в осуществлении муниципальной власти непосредственное участие населения имеет очень большое значение. Некоторые важнейшие формы непосредственной демократии используются при осуществлении и государственной власти, и местного самоуправления — это, например, выборы и референдум. Однако форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления в законодательстве закреплено гораздо больше, чем при осуществлении государственной власти.
Например. В.В. Комарова разделяет формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления на:
императивные формы прямого волеизъявления граждан — местный референдум; муниципальные выборы; отзыв выборного должностного лица и депутата выборного органа местного самоуправления избирателями; собрание (сход), съезд (конференция) населения муниципального образования;
регулятивные формы прямого волеизъявления граждан — гражданская инициатива; обращения граждан; наказы избирателей; отчеты; территориальное общественное самоуправление;
консультативные формы прямого волеизъявления граждан — митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; публичные слушания; опросы граждан; консультативный референдум; народное обсуждение 1 Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005. С. 201 585. .
Данная классификация является одной из наиболее обоснованных и оригинальных. Однако не все указанные в ней формы (например, консультативный референдум) закреплены в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. Тем не менее, в соответствии с ч. 1 ст. 33 указанного Федерального закона, наряду с предусмотренными данным Законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, данному Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ, т.е. возможны и иные формы прямой демократии при осуществлении местного самоуправления, не указанные в Законе от 2003 г. (при условии их непротиворечия вышеуказанным актам). Например, в главе IV Устава г. Ставрополя предусмотрены такие формы, как наказы избирателей, гражданские инициативы, деятельность общественных совещательных органов.
В самом Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» названы: 1) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления; 2) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К первой группе относятся муниципальный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан. Ко второй группе относятся все остальные формы непосредственного волеизъявления граждан.
Две главные формы непосредственной муниципальной демократии в нашей стране — местный референдум и муниципальные выборы — рассматриваются в §1 и 2 темы, остальные формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления — в §4 четвертом рассматриваемой темы.
Источник: https://isfic.info/munici/prudn40.htm