Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого


Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

  • Они могут носить разный характер: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный.
  • Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.
  • Применяются органами расследования, судебными органами в пределах их полномочий к лицам, участвующим в деле, ненадлежащее поведение которых может препятствовать успешному ходу уголовного судопроизводства.

Определение понятия

Меры процессуального принуждения — это решения и действия органов, которые ведут производство по делу, предусмотренные уголовно-процессуальным правом.

Рассматривая вопрос, что такое меры процессуального принуждения, следует изучить их основные особенности:

  1. Они имеют конкретные цели, исходя из общего назначения уголовного судопроизводства.
  2. Применяется, когда есть предусмотренные законом основания, условия и порядок, гарантирующий их законность и обоснованность.
  3. Имеют особенное содержание и характер.
  4. Осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права.

Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

Меры процессуального принуждения используются только в тех случаях, когда действительно возможны появления препятствий для движения дела.

Общие условия применения процессуального принуждения:

  1. Возбужденное уголовное дело.
  2. Субъект применения, который занимает определенную должность и принял дело к своему производству.
  3. Надлежащий объект — лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие служебного иммунитета.

Виды мер процессуального принуждения

Понятие и виды мер процессуального принуждения предусматривает уголовно-процессуальное законодательство:

    Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

  1. Подписка о невыезде.
  2. Личное поручительство.
  3. Наблюдение командования воинской части.
  4. Присмотр за несовершеннолетним.
  5. Залог.
  6. Домашний арест.
  7. Заключение под стражу.

Если есть основания для меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны принимать во внимание тяжесть предъявленного обвинения, информацию о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие данные.

Мера пресечение в отношении обвиняемого выбирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно продляется и срок действия меры пресечения.

Исключением является такая мера пресечения, как заключение под стражу. Она имеет собственный срок исчисления, что нуждается в самостоятельном продлении.

Мера пресечения в отношении подозреваемого действует 10 суток. В случае, когда на протяжении данного периода ему не предъявлено обвинение, мера пресечения снимается.

Мера пресечения, которая определена в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение месяца, именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение.

Решение о выборе меры пресечения оформляется соответствующим постановлением. Копия данного документа вручается обвиняемому, его защитнику и законному представителю по их просьбе.

Отличие мер пресечения от других мер принуждения

Отличие мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

    Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

  1. Субъектах, в отношении которых они применяются. Другие меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении обвиняемого, подозреваемого и других лиц, что участвуют в уголовном расследовании. Другие меры процессуального принуждения могут быть использованы не только по отношению к физическим, но и к юридическим лицам.
  2. Ценностях, что подвергаются ограничению. В соответствии с общими правилами, которые действуют и в 2019 году меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционный прав и свобод личности, к примеру, право на свободу и неприкосновенность.
  3. В порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодательством предусмотрена особая процессуальная форма, включая основания, условия, порядок избрания, изменения либо отмены. Для других мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена.

Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — это мера официального принуждения, которая применяется органом дознания, следователем или прокурором на срок не более, 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Следователь имеет право задержать гражданина по подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

Для этого должно быть одно из таких оснований:

  1. Когда гражданин замечен при совершении преступления или в момент его завершения.
  2. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление.

Если есть другие данные, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано.

В случае, когда человек пытался скрыться или не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, а также, если следователем с согласия руководителей в суд направлено ходатайство, об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Протокол задержания

После того, как подозреваемый доставляется к следователю, протокол должен быть составлен в течение 3 часов. В нем делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены правила, предусмотрены статьей 46 УПК РФ.

В протоколе следует указать все необходимые данные:

  1. Год, число, месяц, день, время и место его составления.
  2. Основания и мотивы задержания подозреваемого.
  3. Результаты его личного обыска и другие мотивы задержания.
  4. Протокол задержания подписывается лицом, которое его составило и подозреваемый.

О задержании человека следователь должен сообщить прокурору об этом в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Органы дознания проводят допрос подозреваемого не позже 24 часов, в соответствии с требованиями второй части статьи 46, статьи 189 и 190 УПК РФ.

Прежде, чем начать допрос, подозреваемому по его желанию обеспечивается свидание с его защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого, время на свидание может быть ограничено до 2 часов.

  1. Об этом в обязательном порядке ставят в известность подозреваемого и его защитника.
  2. Не позже 12 часов с момента задержания следователь уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или предоставляет такую возможность ему самому.
  3. Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

    В случае, когда задержанным подозреваемым является военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части.

  4. Если задерживается сотрудник органа внутренних дел, в известность ставится начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.
  5. Если подозреваемый — это гражданин или подданный иного государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом извещается посольство или консульство этого государства.

В случае, когда возникает необходимость в интересах расследования сохранить в тайне факт задержания, то с согласия прокурора уведомление может не проводиться. Исключением является случай, когда подозреваемым является несовершеннолетнее лицо.

Задержанный или обвиняемый в преступлении, имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту.

Защитник обязывается следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил. Это дает возможность не допустить нарушения прав подзащитного с момента задержания.

Меры процессуального принуждения — задержание подозреваемого

Мери процессуального принуждения предусмотрены законом для того, чтоб объективно ограничить права и свободы человека, привлекаемого к уголовному преследованию.

Основная цель — предупреждение или пресечение неправомерных действий этих лиц. Основные отличия мер процессуального пресечения от других мер заключается в субъектах, к которым они применяются, ценностях, что подвергаются ограничению, порядке избрания, изменения и отмены.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/mery-processualnogo-prinuzhdeniya-v-ugolovnom-processe/

Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения

  • МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ
  • Задержание подозреваемого является принудительной превентивной мерой уголовно-процессуального характера, сущность которой состоит в лишении свободы лица на краткий (до 48 часов) срок до судебного решения.
  • Задержание возможно по возбужденному уголовному делу и только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
  • В соответствии со ст. 91 УПК орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  • 3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание возможно также при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК). Данными подобного рода служат нередко, в частности, полученные из достаточно надежных источников результаты оперативно-розыскной деятельности, по которым можно сделать предположение о совершении конкретным лицом преступления. Но задержание на основании таких данных допускается лишь в том случае, если:

  1. а) подозреваемый пытался скрыться;
  2. б) он не имеет постоянного места жительства;
  3. в) не установлена его личность;
  4. г) следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Лицо считается застигнутым при совершении преступления с момента начала и до окончания осуществления преступных действий. Лицо считается застигнутым непосредственно после совершения преступления сразу после окончания преступных действий на месте преступления либо при попытке скрыться.

Под указаниями потерпевших или очевидцев имеются в виду их объяснения, которые указывают на лицо как на совершившее преступление. Они должны наблюдать совершение преступления непосредственно.

Под явными следами преступления понимаются орудия преступления; похищенное имущество; другие предметы и документы; кровоподтеки, ссадины, царапины, раны; повреждения на одежде; следы крови и других различных веществ, находившихся на месте происшествия, следы применения специальных технических средств и др.

Наличие оснований для подозрения является обязательным условием задержания, но само по себе не делает необходимым его применение (в отношении подозреваемого может быть избрана, например, подписка о невыезде либо вообще не применяться мера принуждения до привлечения в качестве обвиняемого). Чтобы задержание было обоснованным кроме оснований для подозрения должны быть еще такиепобуждающие обстоятельства, которые делают применение задержания целесообразным, оправданным. Именно они и образуют мотив задержания.

  • Мотив задержания должен объяснить, для предупреждения каких нежелательных действий подозреваемого следует прибегнуть к изоляции его от общества, с последующим решением вопроса о необходимости применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Понятие мотивов задержания закон не раскрывает и не содержит какого-либо их перечня.
  • Задержание подозреваемого может быть мотивировано необходимостью:
  • — пресечь дальнейшую преступную деятельность лица или пре­дупредить совершение им нового преступления;
  • — воспрепятствовать уклонению подозреваемого от следствия и суда;
  • — воспрепятствовать подозреваемому помешать установлению истины, сокрыть орудия преступления или похищенное;
  • — пресечь возможность подозреваемого принудить свидетелей и потерпевших к отказу от дачи показаний и к даче заведомо ложных показаний, иными незаконными средствами затруднить исследование обстоятельств уголовного дела.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания (п. 11 ст. 5, ч. 3 ст. 128 УПК). Фактическое задержание начинается с момента доставления к следователю (дознавателю), т.к.

именно с этого момента задержание подозреваемого становится процессуальным действием и происходит фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям.

С момента фактического задержания лицо приобретает статус подозреваемого, если только оно не приобрело этот статус ранее в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. С момента фактического задержания лица к участию в деле допускается защитник (п. 3а ч. 3 ст. 49 УПК).

Порядок задержания подозреваемого предусмотрен ст. 92 УПК. Протокол задержания должен быть составлен органом дознания, дознавателем, следователем не позднее трех часов с момента доставления задержанного.

В протоколе должны быть указаны следующие данные: кем составлен протокол; дата и время составления протокола; фамилия, имя, отчество подозреваемого; дата и время фактического задержания; преступление, в котором лицо подозревается; основания задержания; мотивы задержания, результаты личного обыска.

В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснено, в чем он подозревается, разъяснены его права, в том числе право на помощь защитника. Протокол подписывается следователем (начальником органа дознания, дознавателем), а также подозреваемым. Если подозреваемый отказался подписывать протокол, об этом делается отметка.

Если в деле участвует защитник, он также подписывает протокол. Подозреваемому вручается копия протокола задержания, о чем делается отметка с указанием даты.

Личный обыск подозреваемого при задержании производится без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск подозреваемого производится должностным лицом одного с ним пола.

Данное процессуальное действие может быть проведено без участия понятых, однако следователь (дознаватель) по своей инициативе или по ходатайству подозреваемого, защитника может признать участие понятых необходимым. В этом случае приглашается не менее двух понятых того же пола.

Если в личном обыске участвует специалист, он должен быть того же пола, что и подозреваемый (ст. 93, 170, 184 УПК).

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель, следователь обязаны не позднее чем через 12 часов письменно уведомить прокурора (ч. 3 ст. 92 УПК).

Также в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого дознаватель или следователь обязаны уведомить об этом кого-либо из ближайших родственников задержанного.

Возможность уведомления может быть предоставлена самому подозреваемому.

При задержании военнослужащего об этом уведомляется командование соответствующей воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

О задержании гражданина или подданного другого государства уведомляется посольство или консульство соответствующего государства. В случае необходимости сохранения в тайне факта задержания в интересах предварительного следствия уведомление с согласия прокурора может не производиться.

Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем не отправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением.

На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).

Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

В соответствии с УПК уведомление кого-либо из ближайших родственников задержанного обязательно производится, если подозреваемый является несовершеннолетним.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее чем по истечении 24 часов с момента его фактического задержания (п. 2 ст. 46 УПК). Правила допроса общие (ст. 189, 190 УПК). Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст.

307, 308 УК РФ подозреваемый не предупреждается. Если в деле участвует защитник, допрос производится с его участием. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее двух часов (ч. 4 ст. 92 УПК).

  1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
  2. — не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  3. — отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

— задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

Неподтверждение подозрения в совершении преступления означает отсутствие события преступления или отсутствие в деянии состава преступления (п. 1, 2 ст. 24 УПК), а равно недостижение к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ч. 3 ст. 27 УПК).

  • Основания применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют в случае небольшой степени вероятности ненадлежащего поведения подозреваемого.
  • К нарушениям требований ст. 91 УПК относятся следующие:
  • 1) лицо задержано за совершение деяния, не являющегося преступлением, либо по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;

2) лицо задержано при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 91 УПК;

  1. 3) задержание произведено неправомочным лицом;
  2. 4) задержание произведено без возбуждения уголовного дела.
  3. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в установленном порядке.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36883t3.html

Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения

     Как уже было сказано, меры процессуального 
принуждения могут применяться 
в отношении различных лиц: обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного процесса. Цели их применения также различны. Существует группа мер принуждения, которые связаны с пресечением противоправного поведения участников уголовного процесса. В ней можно выделить две подгруппы:

     а) меры, которые применяются для 
пресечения преступной деятельности обвиняемого или подозреваемого, предотвращения совершения им новых преступлений, недопущения осуществления противодействия уголовному преследованию в незаконных его формах — это, например, все меры пресечения, задержание подозреваемого, временное отстранение обвиняемого от должности;

     б)  меры, которые имеют своей целью 
предупреждение и пресечение противоправной деятельности, связанной с оказанием противодействия судопроизводству другими участниками процесса (например, к свидетелям, уклоняющимся от явки, может быть применена такая мера принуждения как привод).

     Вторая 
группа мер принуждения создает 
условия для осуществления нормального хода уголовного процесса.

Сюда относятся меры, призванные оказывать воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников процесса, не исполняющих или недобросовестно исполняющих возложенные на них процессуальные обязанности либо злоупотребляющих своими процессуальными правами (например, наложение денежного взыскания).

     Третья 
группа мер принуждения создает 
условия для последующего исполнения приговора (наложение ареста на имущество и т. п.).6    
      
 

     2. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО КАК МЕРА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 

     2.1. Понятие задержания 
подозреваемого
 

     Прежде 
чем говорить о задержании подозреваемого, необходимо сказать, что подозреваемым 
лицо может быть признано в трех случаях: во-первых, если в отношении 
него возбуждено уголовное дело; во-вторых, если в отношении него избрана мера пресечения до предъявления ему обвинения; и в-третьих, если оно задержано в соответствии со ст. 91 УПК РФ. Именно о третьем случае признания лица подозреваемым я и буду говорить в этой главе моей работы.

     По 
УПК РФ (п.11 ст.5) «задержание подозреваемого»—это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

     Понятие «задержание подозреваемого», на мой взгляд, понятие спорное. Ведь  по смыслу п.2 ч.1 ст.46 УПК РФ (которая указывает на соблюдение требований не только ст.91, но и ст.92 УПК РФ), у лица появляется статус подозреваемого (как участника уголовного процесса) не с момента его фактического задержания, а с момента составления протокола о его задержании. Т.е.

не до задержания, не в его процессе, а только по завершению этого многоэтапного процессуального действия. Понятие же «задержание подозреваемого» применимо только к тем случаям, когда лицо сначала получило статус подозреваемого (в соответствии с п.1,3 ч.1 ст.46 УПК РФ), а уже затем было задержано.

Таким образом, словосочетание «задержание подозреваемого» не в полной мере соответствует смыслу рассматриваемого процессуального института и не отвечает требованиям конкретности и отсутствию противоречий, предъявляемых к тексту закона. Автор одного из Комментариев к УПК РФ справедливо отмечает, что в тексте ч.1 ст.

92 УПК РФ слово «подозреваемый» употребляется в бытовом понимании.7 Однако в статьях закона бытовое значение терминов недопустимо.

     В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным 
содержанием под стражей, имеет 
особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

     Задержание 
всегда является неотложной мерой процессуального 
принуждения. В связи с неотложным характером задержание производится без 
санкции прокурора или судебного 
решения.

Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается.

Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.8

     Сам УПК РФ не определяет цели задержания подозреваемого, но в теории среди них можно назвать определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показаний подозреваемого.

     В то же время, ряд ученых считают задержание необходимым в следующих целях: 1) немедленное пресечение его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности, 2) оперативное предотвращение сокрытия или уничтожения доказательств, а также 3) побега лица, предположительно совершившего преступление.9 Что касается выяснения причастности лица к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения — то это уже не цели, а задачи уголовно-процессуального задержания,10 которые требуют своего решения каждый раз, когда данная мера уголовно-процессуального принуждения осуществляется.

     С учетом вышесказанного представляется, что под уголовно-процессуальным задержанием следует понимать взятие под стражу лица, предположительно совершившего преступление, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом с целью немедленного пресечения его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности, оперативного предотвращения сокрытия или уничтожения доказательств, а также побега этого лица.

     Часть 2 ст.92 УПК РФ обязывает орган дознания и следователя указывать в протоколе мотивы задержания, но не раскрывает их понятия. Среди ученых до сих пор не сложилось единого мнения о том, что же является мотивами задержания.

В научной литературе встречаются следующие определения мотивов: 1) опасения, что подозреваемый, в случае его оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины;11 2) конкретные факты, конкретные обстоятельства, которые обусловливают необходимость задержания данного лица, свидетельствуют о правомерности его задержания; 3) побуждения органа дознания, которые обусловливают необходимость производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления или побудительные причины, которые оправдывают применение этой меры принуждения;12 4) обстоятельства, имеющие значение оснований задержания.13 Встречаются и другие определения мотивов задержания.

     На 
мой взгляд, несмотря на кратковременный характер применения, уголовно-процессуальное задержание — один из наиболее жестких видов государственного принуждения.

Задержанный лишается свободы передвижения, возможности общения с другими людьми, возможности распоряжаться имуществом, страдает его физическая и нравственная неприкосновенность, он терпит многочисленные неудобства.

Такие условия могут вызвать чувство безысходности и бесполезности защиты даже у невиновного, что может послужить причиной самооговора. 

     2.2. Основания, условия 
и порядок задержания
 

     Согласно 
ст.

91 УПК РФ для того, чтобы задержать лицо по подозрению в совершении преступления, необходимо установить наличие хотя бы одного из следующих оснований: 1)  Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) Потерпевшие или очевидцы указывают на данное лицо как на совершившее преступление; 3)  На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления; 4) Существуют иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления и при этом оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, 5) Существуют иные данные, дающие основание подозревать лицо и при этом в отношении этого лица направлено в суд ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Все перечисленные выше основания можно отнести к материальным основаниям для задержания (фактические данные, формирующие мотив задержания). Перечень оснований является исчерпывающим.

     По 
моему мнению,  первые три основания 
являются самодостаточными и не требуют установления сопутствующих обстоятельств.

Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, являются лишь предпосылками для задержания и могут быть признаны основаниями, только если будут установлены указанные в законе дополнительные обстоятельства.

Последние либо свидетельствуют о возможных затруднениях последующего обнаружения данного лица в случае оставления его на свободе, либо являются обеспечительными мерами для исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу в случае удовлетворения соответствующего ходатайства судом.

     Субъектами, осуществляющими задержание, могут 
являться следователь, орган дознания, дознаватель или прокурор. При 
этом, если задержание осуществляют следователь, дознаватель или орган дознания, они обязаны в течении 12 часов уведомить об этом прокурора.

14 При этом, как мне кажется, не совсем понятно, какой реакции требует закон от прокурора по поступившему к нему сообщению: для составления протокола задержания его согласия не требуется; для решения вопроса о возбуждении уголовного дела — ему должно направляться не сообщение, а постановление о возбуждении уголовного дела; для дачи согласия на ходатайство перед судом об избрании заключения под стражу — также не сообщение, а соответствующее постановление. Является ли это чем-то вроде гарантии (действительной гарантией не является, ибо никакого решения по сообщению прокурор не может принять) законности задержания или это своеобразный атавизм старого порядка задержания (по УПК РСФСР)? Представляется, что уведомление, в данном случае, прокурора является излишним, т.к. согласно п.3 ч.2 ст.38 УПК РФ, если не требуется решения суда или санкции (согласия) прокурора, следователь уполномочен самостоятельно принимать решения по производству процессуальных действий. Срок задержания не может превышать 48 часов с момента фактического задержания лица, то есть с того момента, когда подозреваемый был реально ограничен в своей свободе.

     При наличии оснований полагать, что 
при подозреваемом находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, проводится личный обыск подозреваемого в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.

При этом специального постановления о производстве данного следственного действия и разрешения суда не требуется, однако обязательно составление протокола, в котором подлежат фиксации ход и результаты личного обыска.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

     После доставления подозреваемого в орган 
дознания, к следователю или прокурору 
в срок не более 3 часов составляется протокол задержания. На данный протокол распространяются общие требования, предусмотренные ст. 166 УПК РФ.

     После задержания в срок не свыше 24 часов 
лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ.

     Лицо, осуществившее задержание, обязано 
не позднее 12 часов с момента задержания уведомить об этом близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии — иных родственников. Если задерживается несовершеннолетний, об этом обязательно уведомляются его родители или иные законные представители.

Подозреваемому может быть предоставлена возможность лично уведомить своих родственников о задержании. Например, следователь при определенных обстоятельствах может разрешить ему позвонить по телефону, воспользоваться иными каналами связи.

Важно, чтобы следователь знал, кто именно был проинформирован о задержании, а также был уверен в том, что эти действия не нанесут ущерб решению задач уголовного судопроизводства.

При задержании военнослужащего об этом уведомляется командование воинской части, при задержании гражданина или подданного другого государства — посольство или консульство данного государства. В каждом случае в материалах дела должна содержаться информация о том, когда, кому именно и каким способом было направлено соответствующее уведомление.

     При необходимости сохранения в интересах 
расследования факта задержания в тайне такое уведомление с санкции прокурора может не производиться, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Представляется, что в данном случае требуется вынесение обоснованного постановления.15

     Как было отмечено выше, срок задержания не может превышать 12  часов. По истечении данного времени подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК РФ.

  Продление срока задержания возможно при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления  ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.16

Источник: http://stud24.ru/criminal-procedure/zaderzhanie-podozrevaemogo-kak-mera-processualnogo/120507-354285-page2.html

Задержание подозреваемого и обвиняемого

К оглавлению

Глава 7. Меры процессуального принуждения

§ 2.      Задержание подозреваемого и обвиняемого

Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК).

 Фактическое задержание (захват) – это конкретные принудительные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишении его свободы передвижения (п. 15 ст. 5). Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозреваемого.

Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от административного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении, а также от задержания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ч. 2 ст. 30).

В отличие от меры пресечения в виде заключения под стражу задержание характеризуется признаками неотложности и кратковременности.

В силу неотложности задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда. Поэтому нельзя дважды задержать подозреваемого или обвиняемого по тем же самым основаниям, так как после первого задержания не­отложность ситуации расследования утрачивается.

Задержание должно быть кратковременным. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК).

Задержание делится на две разновидности: задержание обвиняемого и задержание подозреваемого.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 210 УПК). Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в исключительных случаях — обвинительного акта.

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК   представляет собой не­отложную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей лица с целью установить его причастность к совершению преступления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Закон предусматривает четыре основания для задержания подозреваемого (ст. 91 УПК).

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

2. Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные — менее весомые доказательства виновности, нежели явные следы преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства,  не установлена личность подозреваемого или в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено для: 1) проверки подозрения — установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участ­никам процесса, уничтожить доказательства).

Условия задержания подозреваемого разделяются на общие и специальные. Общими условиями процессуального задержания (как и применения всех мер процессуального принуждения) являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения этой меры; 3) надлежащий объект задержания — задерживаемое лицо. 

Специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходимость заключения под стражу.

Задержание допускается лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91).

Вторым специальным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц (ст. 449).

Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК).

1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и защитник допускается к участию в деле.

2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе.

3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании: прокурор, близкий или иной родственник подозреваемого [1] , командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином или подданным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.

4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.

5) подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года.

Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него.

Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело.

  • 6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:
  • Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.
  • Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/krat_kurs/7-2.htm

Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

Меры уголовно-процессуального принуждения — меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что: применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер. Виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения;

иные меры процессуального принуждения.

Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания — 48 часов. Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа. Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления: — когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; — когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; — когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок задержания включает следующие этапы: — фактическое задержание и личный обыск; — составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); — уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); — допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

— уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).

Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.

В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: — подписка о невыезде; — личное поручительство; — наблюдение командования воинской части; — присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; — залог; — домашний арест; — заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: — скроется от дознания, предварительного следствия или суда; — может продолжать заниматься преступной деятельностью; — может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: — несовершеннолетие (ст. 105 УПК); — отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); — наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);

— тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания: — обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; — невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения; — обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения: Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.) Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Принятие судьей решения: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд.

Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: — применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; — применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; — применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: — применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; — применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод.

В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

Источник: https://www.advokatmoskva.info/nauka/394-tema-7-mery-ugolovno-protsessualnogo-prinuzhdeniya

Рекомендуем!  Не берут на работу из-за долгов у приставов: как общаться и вести себя должнику?
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

одиннадцать − 3 =