Могут ли родители присутствовать на уроке в школе


В этой статье:

Вопрос о том, имеет ли общеобразовательное учреждение правомочия не пускать родителей в школу, волнует многих. Раньше такой проблемы не возникало, поэтому родственники учеников могли беспрепятственно заходить в школу и даже беседовать с преподавательским составом.

Сейчас ситуация существенно изменилась: на входе родителей встречает пост охраны, и сотрудник ЧОП не пропускает даже в вестибюль. Учитывая, что речь идёт о безопасности детей, такие меры вполне оправданы и понятны. Насколько такой запрет соответствует букве закона, попробуем разобраться вместе.

Нормативно-правовая база

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Всё, что касается школ и других общеобразовательных учреждений, регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании на территории РФ», принятым к исполнению 29 декабря 2012 года. Здесь содержится полная и подробная информация о самой форме образования, включая права и обязанности школ и родителей.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Права родителей

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Исчерпывающий перечень того, на что родители имеют право, содержится в положениях статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Пройдёмся по пунктам:

  1. Родители, наряду с законными представителями, обладают преимущественными правами на обучение и воспитание ребёнка;
  2. Органы государственной власти, муниципалитеты и образовательные учреждения оказывают помощь в воспитании, развитии персональных способностей, укреплении физического и психического здоровья.
Рекомендуем!  Программа для оформления декларации 3-ндфл 2019 года

Пункт 3 рассматриваемой статьи конкретизирует права родителей и законных представителей. В частности, сюда относятся права:

  • выбора формы получения образования и обучения с учётом мнения несовершеннолетнего и рекомендаций психолого-медико-преподавательской комиссии;
  • дать дошкольное, начальное, основное и среднее образование в семье;
  • знакомиться с уставом, лицензией, свидетельством госаккредитации, учебной программой и другими документами, связанными с деятельностью общеобразовательной организации;
  • знакомиться с методологиями получения образования и следить за успеваемостью ребёнка;
  • защищать интересы учащихся;
  • получать информацию обо всех видах обследования, выражать согласие или отказываться от их проведения;
  • присутствовать при обследовании ребёнка.

Отсюда следует, что приоритетные права сохраняются за родителями, школы выполняют лишь вспомогательную функцию.

Разумеется, в законе не прописано право на беспрепятственное посещение родителями или опекунами учебных заведений, но содержится ряд предпосылок к этому.

Например, никто не может запретить родителю ребёнка посетить школу, чтобы справиться об оценках или поприсутствовать при проведении медосмотра. Это будет расцениваться, как прямое нарушение действующего законодательства.

Однако, помимо прав, у родителей имеются и обязанности:

  • обеспечить ребёнку получение общего образования;
  • соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения;
  • уважительно относиться к чести и достоинству учащихся, а также работников образовательной организации.

Именно второй пункт этого списка не даёт родителям беспрепятственно разгуливать по школьным коридорам. Внутренний устав и регламент общеобразовательного учреждения обычно направлены на организацию учебного процесса, которому родители могут помешать.

Важно! Оптимальным вариантом будет ознакомиться с уставом школы, чтобы узнать порядок посещаемости, и уточнить формулировку, налагающую ограничение. Жёсткий запрет на посещение школы родителями администрация установит не может, поэтому в правилах внутреннего распорядка наверняка имеются компромиссные решения.

Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Особые условия

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Если обратиться к статье 28 ФЗ № 273-ФЗ, можно узнать о правах, компетенции, обязанностях и ответственности образовательных учреждений.

Касаемо вопроса о запрете на посещаемость, здесь можно выделить три ключевых момента:

  • пункт 1 рассматриваемой статьи: образовательные организации автономны, что наделяет их правом принимать локальные нормативно-правовые акты, если они не противоречат действующему законодательству РФ;
  • пункт 2 пп.19: содействие родителей, в том числе, законных представителей деятельности образовательной организации;
  • пункт 6 пп.3: соблюдать права и свободы учащихся, родителей и законных представителей, сотрудников.

Отсюда следует, что несмотря на устанавливаемые запреты и ограничения, родители могут посещать школу в любое время, если это необходимо для участия в воспитательно-образовательном процессе. Просто этот порядок нужно согласовать с администрацией учебного заведения.

Пункт 7 рассматриваемой статьи гласит, что за нарушение свобод учащихся или родителей, ненадлежащее исполнение функций, относящихся к компетенции образовательного учреждения, должностные лица привлекаются к административной ответственности. Поэтому во всём, что касается интересов учащихся, руководство школы всегда идёт навстречу родителям. Это касается и посещаемости общеобразовательного учреждения.

Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Может ли администрация школы устанавливать собственные правила посещаемости

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Да, может. На это указывают статьи Федерального закона № 273-ФЗ:

  • ст. 28 — образовательные организации автономны, поэтому вправе самостоятельно регулировать образовательную, административную, экономическую и научную деятельность, принимать локально-нормативные акты;
  • ст. 30 — раскрывает суть локальных нормативных актов и указывает, что они должны учитывать мнение совета учащихся, родительского комитета и не противоречить действующему законодательству.

Поэтому если установленные ограничения на посещение школы не устраивают родителей, они вправе требовать внесения изменений в действующий устав. В любом случае, полностью ограничивать доступ родителей в школу администрация общеобразовательного учреждения не имеет права. Это считается прямым ущемление прав и свобод родителей, а также законных представителей.

Статья 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»

Как поступить родителям, если охрана не пускает в школу

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Если сотрудник ЧОП действует корректно и вежливо объясняет, что посторонним вход на территорию школы воспрещён, ситуацию лучше урегулировать мирным путём. В своих действиях охрана руководствуется внутренним уставом школы, который ограничивает беспрепятственный доступ посторонних внутрь учебных корпусов. С точки зрения сотрудника, пытающийся пройти родитель является именно посторонним.

Разрешить конфликтную ситуацию поможет вызов на пост охраны классного руководителя ребёнка или представителей руководства школы. Если родитель пришёл по учебным вопросам, например, справиться об успеваемости ребёнка, никто не может запретить ему это сделать.

Если родитель считает свои права ущемлёнными, ом может составить жалобу в вышестоящие инстанции.

Куда жаловаться

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Вопросами, связанными с нарушениями в сфере образования, занимаются:

  1. РОНО;
  2. ГорОНО;
  3. Отдел образования;
  4. Департамент образования.

Если речь идёт о нарушении санитарно-гигиенических норм, добровольно-принудительных поборах, жаловаться нужно в Роспотребнадзор. На неправомерные действия со стороны сотрудника охраны: схватил, нагрубил, оттолкнул — в прокуратуру.

Во всех случаях, заполняется претензия по идентичной схеме:

  • кому и от кого;
  • название: жалоба или претензия;
  • суть обращения: детально излагается проблема, например, администрация школы и охрана не пускают внутрь, что нарушает права заявителя;
  • требование: о принятии мер и привлечении виновных к ответственности;
  • дата и подпись.

Скачать пример жалобы

Важно! Решение по таким обращениям выносится в течение 30 дней.

Как зайти в класс к ребёнку

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Во-первых, необходимо заблаговременно получить согласие на такое посещение от классного руководителя или учителя, который проводит урок. Внезапное появление может помешать учебному процессу. Во-вторых, нелишним будет прихватить паспорт и свидетельство рождения ребёнка.

Кроме этого, наверняка потребуются бахилы или сменная обувь, без которых родителя вполне могут не пустить в школу, если это условие предусмотрено правилами внутреннего распорядка.

Защита интересов

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Согласно статье 45 «Закона об образовании», родители имеют право отстаивать свои интересы следующими способами:

  • направлять обращения о применении дисциплинарно-взыскательных мер к работникам, нарушающим права родителей или учащихся;
  • обращаться в комиссии по урегулированию споров;
  • защищать свои права любыми способами не противоречащими действующим законам.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 45 Федерального закона № 273-ФЗ «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Важно! Решение комиссии по урегулированию споров обязательно к исполнению для всех участников образовательных отношений.
Видео о том, мешает ли родителям усиленные меры безопасности в тульских школах

Источник: https://pravoznayka.ru/uslugi/mogut-li-roditelej-ne-puskat-v-shkolu.html

Закон об образовании: права родителей в школе

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

44-я статья посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании ПМПК.
  8. Принимать участие в управлении школой.
  9. И другими способами защищать интересы и права ребёнка.

Обязанности родителей:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться. Но если вопрос довольно срочный, ждать подобного не стоит.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Как видим, заменить педагога удаётся не всегда.

Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается также по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места.

Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, полезные для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета. На них решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2024 году

Нововведений в 2018 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/v-shkole.html

Имеют ли право родители присутствовать на уроках в школе

Родители учеников с каждым годом все лучше разбираются в вопросах обучения своих детей. Многочисленные форумы, сайты образовательных учреждений, порталы предоставляют для взрослых возможности максимального понимания сути образовательного процесса. Больше узнать о школьной жизни своего отпрыска мамы и папы могут в школе, где учится их чадо.

В учебных заведениях проводятся открытые уроки, чтобы папы и мамы могли свободно посещать школу. Преподаватели готовы общаться в такие дни в большей мере.  Однако для разрешения срочных вопросов ждать определенной даты не стоит.

Согласно нормативной базе школа по максимуму предоставляет информацию:

  • об успешности обучения;
  • сложностях и достижениях ученика в школе.

У родителей есть полное право на участие в школьной жизни ребенка, в том чисел и присутствие на уроках.  При уверенности в нарушении прав ученика, взрослые могут непосредственно знакомиться с ходом учебы без нарушения устава учреждения.

К внутришкольному контролю относятся любые посещения занятий.  Для этого составляется график, доводимый до сведения учителей. Педагога заранее оповещают о предполагаемом присутствии на его уроке родителей учащихся. Без этого посещение невозможно. Обязательным условием является согласие преподавателя на этого посещение.

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Обычно педагоги идут навстречу мамам и папам, не высказывая протестов.

Обязательно и представителям ученика помнить, что в школе недопустимы оскорбления чести и достоинства педагогов, предъявления им необоснованных обвинений, особенно в присутствии учащихся. Также папам и мамам следует помнить, что взрослые обязаны следовать правилам внутреннего школьного распорядка.  Недопустимо опоздание на урок.

Родитель переживает за ребенка. У взрослых могут возникать вопросы к учителям.  Ответы на них отнимают немало времени.  Для личного общения преподавателя выделяют консультации.

 Присутствие же на уроках посторонних способно вызвать у педагога беспокойство, волнение. А главной задачей учителя является продуктивное ведение занятия, сосредоточенность во время его хода.

  Только в таком случае возможны положительные результаты.

Присутствие на уроке – мера исключительная. Администрация, согласно актам, устанавливающим режим занятий, может отказать в требовании немедленного посещения.  И мамам с папами следует понимать это. Только при наличии серьезных разногласий с преподавателем допустима такая мера. В остальных случаях разрешение конфликта обеспечивается вне процесса обучения.

Возможно, что о посещении просит сам учитель.  Обычно связаны такие случаи с несоответствующим правилам поведением детей на занятиях, плохой успеваемостью. В этой ситуации задачей педагога становится показ объективной картины поведения ученика.

Могут ли родители присутствовать на уроке в школе

Лучший способ разрешения конфликта – мирный.  Делать преждевременные выводы о вине преподавателя в той либо иной ситуации не стоит.  Но и учителю следует не забывать: процесс образования построен на основе уважения достоинства человека и соблюдения прав ребенка.

Источники:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
  • На каком основании родители имеют право посещать уроки учителя?

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-961315-imeyut-li-pravo-roditeli-prisutstvovat-na-urokah-v-shkole

Родители могут следить за учителем. К сожалению, это законно

«Не думала, что столкнусь с таким ужасом… Это наша
учительница. Скажите, если это не профнепригодность, то что?!» «Не смогла
слушать долго…   расстроилась. Бедные
дети! Проблема профессионального выгорания педагогов для школ очень актуальна»,
— пишут родители.

Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, кто
ее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция.
Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записали
и смонтировали это единым блоком. Впрочем, если учительница произносила хотя бы
одну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.

В данном случае важнее другое.

Почему родители стремятся первым делом выложить в интернет
записи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама для
своих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.

Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяет
взрослым – впервые в истории — заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, они
не могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И,
конечно, они далеко не всё в ней понимают. 

Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых — таинства урока? Это для них загадка.

И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись с
друзьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделать
это незаметно, в конце перемены…

Мнения родительской и педагогической общественности за
последние дни разделились.  

«Это не использование мобильных средств связи, а использование
записи разговора без разрешения собеседника», — считает одна мама. «Нельзя
детей привлекать к подлости!» – возмущается другая.

«Значит, детей можно
безнаказанно унижать?» — возражают им третьи. «У знакомых было подобное – из
класса ушли трое или четверо детей, учитель остался.

Остальные родители
претензий не имеют, хотя запись слышали».

А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется на
государственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»

Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный
сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:

— Сразу
оговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она на
компиляцию или на запись урока «от звонка до звонка».

Понять родителей, которые
захотели услышать запись с урока, я могу: они — законные представители своих детей,
 фактически, защитники их прав.

Поэтому они
имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют право
защищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами,
более безопасными с юридической точки зрения.

— Телефон был включен на запись, а
учительницу об этом не предупредили…

— Телефон
— частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено.
Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа — это не
частная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесь
возникает множество вопросов.

Как быть с правами тех лиц, которые находились
рядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассников
ребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили бы
обсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенок
записывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся к
личной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно,
есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникают
нарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».

— Значит, запись с урока не поможет
родителям решить школьные проблемы своих детей? 

— В
беседе с администрацией школы – а родителям такая беседа предстоит — опираться
на запись с урока, сделанную без предупреждения, несомненно, можно. Для родительской
общественности это – повод обсудить со школой вопросы организации
образовательного процесса. Для них не существенно, каково доказательное
значение этой записи на гражданском судебном процессе.

Важнее другое: педагог
недопустимо вела себя по отношению к их детям. Остальное — дело руководителя
школы: как решить вопрос с этим педагогом и при этом не нарушить права
учеников. Необходимо помнить, что и родители могут понести ответственность за
подобные действия. Это зависит от содержания записи.

Если из нее очевидно, что педагог
совершил аморальный поступок (например, применял психическое насилие), то процедурные
вопросы (то, как была сделана эта запись, примут ли ее как доказательство в
суде) должны отступить на второй план. Если же учитель просто разговаривал с
детьми на повышенных тонах – это другое.

Еще вопрос: не посчитает ли сам педагог,
что его пытаются заведомо ложно обвинить в совершении преступления? Ситуация в
данном случае неоднозначная.

— Можно ли уволить учителя на основании такой
записи?

— Чтобы диктофонная
запись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ее
осуществления.

Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известной
мне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагога
особенно важны доказательства его вины.

Добавлю: запись на диктофон может НЕ
стать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовых
последствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будет
признана доказательством.

— Даже если все узнали голос учительницы?


Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никак
не решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? А
вдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьный
спектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?

— Получается, что у директора школы не так
уж много возможностей для действия?  

— Директор
должен предпринимать меры не только в том случае, когда у него на руках — неоспоримые
доказательства, юридически признаваемые в рамках судебного процесса. Даже при
отсутствии таких доказательств повышенное внимание такому учителю должно быть
обеспечено.

Каких-то общих рекомендаций тут быть не может: очень многое зависит
от содержания записи, позиции педагога, родителей, детей из класса, даже самого
класса. Одно дело запись, сделанная в классе из 25 человек в возрасте 16 лет, и
совсем другое на уроке у первоклассников.

(Чтобы восстановить обстоятельства
происшествия, возраст учеников имеет ключевое значение). Если директор уверен, что
запись – подлинная, он может провести с учителем разъяснительную беседу, самостоятельно
проверить, как тот проводит уроки. Руководитель должен быть заинтересован в
том, чтобы в его школе не работали такие педагоги.

Многое зависит и от позиции самого
учителя. Если он признает, что на записи – его голос, директор может убедить
родителей, что такое больше не повторится. Педагог принесет им извинения, а
школа организует онлайн-трансляцию с его уроков, чтобы доказать, что это был
разовый случай.

Если учитель и директор сомневаются в правдивости записанного
(подозревают, что это — компиляция, монтаж, изменение голоса и т.п), значит, с
одним классом у педагога возник неразрешимый конфликт. В таком случае у
директора есть решение: передать класс другому педагогу.

— Родители спрашивают: можно ли на
основании такой записи потребовать заменить учителя в классе?


Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаивать
на реализации всех своих прав (в том числе — права знакомиться с образовательным
процессом для защиты прав детей).

Но указывать администрации, какого педагога в
какой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться к
администрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, или
перевести своего ребенка в другой класс.

Это можно сделать в любой момент, по
разным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.

Фото Марии Голубевой

Источник: http://www.ug.ru/article/958

Могут ли родители посещать уроки учителей?

В своих комментариях посетители блога не раз затрагивали вопрос о необходимости их присутствия на уроках учителей. Судя по комментариям, такое желание у родителей может возникнуть, если:

— родители считают, что учитель относится к ученику предвзято, необъективно оценивает его знания;
— у родителей возникают сомнения в компетентности педагога, который обучает их ребенка, так как они судят о его профессиональных данных по рассказам ребенка;
— родители хотели бы максимально понять, что такое образовательный процесс, побольше узнать о школьной жизни ребенка непосредственно в образовательной среде: им интересно, как ребенок ведет себя в школе, на уроке, как отвечает на вопросы учителя, как часто поднимает руку, с кем общается на переменах и т.д.

Итак, могут ли родители посещать уроки учителей?

Действующее законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Таким образом, если родитель считает, что права его ребенка в школе были нарушены, то он имеет право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса.
Регламент присутствия родителей на уроках вырабатывается школой самостоятельно и закрепляется в её уставе либо локальном акте. Правомерным будет включение в правила посещения родителями уроков требования получить соответствующее разрешение директора (а в его отсутствие – заместителя директора) и согласие учителя. Также в правилах следует предусмотреть основания для отказа родителям в посещении уроков. К ним, например, можно отнести состояние алкогольного или иного опьянения, явные признаки инфекционного заболевания, угрожающего здоровью учащихся, судебное решение о запрете на общение с ребенком и др.
С уставом и локальным актом родители могут ознакомиться на сайте школы.

Обратим внимание, что посещение уроков учителей относится к компетенции образовательной организации, в частности, к её внутришкольному контролю.

Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей. О посещении урока учитель предупреждается заранее.

Поэтому на требование родителя, немедленно посетить уроки, администрация имеет право ответить отказом.

Посещение уроков родителям — это исключительная мера, ведь присутствие на уроке посторонних может вызвать у учителя волнение, тревогу, что негативно отразится на качестве урока, исказит объективную картину работы учителя. Каждый может почувствовать состояние учителя, которое он испытывает при посещении урока родителями, представив, что за его работой наблюдает проверяющий, посторонний человек да и еще 25 пар детских глаз. Поэтому посещение уроков учителей родителями целесообразно при наличии серьезных разногласий с педагогом.
В практике ряда школ — проведение дней «открытых дверей», когда родителям предоставляется возможность ознакомиться не только с её оснащением, но и с организацией образовательного процесса: родители могут посетить  уроки и внеурочные мероприятия у педагогов. Очевидно, что родителям  не следует игнорировать подобные мероприятия.
Таким образом, чтобы поприсутствовать на уроке учителя, родители должны: — переговорить с учителем и получить его согласие;
— обратиться к руководству школой (директору или к его заместителю) и получить разрешение на посещение урока в указанный срок.

И все же лучше решать конфликты вне учебного процесса.

Посещая школу, уроки учителей, родителям следует соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных актов, устава, уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы, не выяснять отношения в присутствии детей.

Источник: https://eduinspector.ru/2017/08/27/mogut-li-roditeli-poseshhat-uroki-uchitelej/

На каком основании родители могут посещать уроки?

На каком основании родители имеют право посещать уроки учителя?С каждым годом родители учащихся становятся все более и более компетентными во многих вопросах, которые касаются обучения их детей. Многочисленные форумы о школе, сайты образовательных организаций, образовательные порталы дают возможность родителям максимально понять, что такое образовательный процесс.

Сегодня родителям предоставлена масса возможностей непосредственно познакомиться и узнать больше о школьной жизни ребенка. Это и родительские собрания, и «дни открытых дверей», и посещение родителями уроков, а также совместное с детьми участие во внеклассных мероприятиях. Всё это помогает снять лишнюю тревожность родителей относительно процесса школьного обучения.

Но, несмотря на открытость многих образовательных организаций, некоторые родители, приходя на консультацию, обращаются с просьбой ознакомиться с ходом образовательного процесса вне запланированных графиком школы мероприятий.Причины такого интереса бывают очень разнообразные.

Есть папы и мамы, которые слишком сильно беспокоятся о своем ребенке, заметив, что поведение ребенка, его психологическое состояние изменились, в связи с поступлением в образовательное учреждение. Чаще всего такими тревожными бывают родители первоклассников, дети которых только начинают привыкать к школе и учителю.

Им интересно, как ребенок вел себя в школе, сколько раз ответил на уроке, поднимал ли руку, с кем общался на переменах. Такой интерес вполне оправдан. Поэтому родители первоклассников всегда с большим удовольствием откликаются на предложения педагогов посетить уроки, праздники, спортивные мероприятия, консультации школьных специалистов.

Нередко родители просят посетить уроки, потому что не совсем уверены в компетентности педагога, который обучает их ребенка. Они судят о профессиональных данных учителя по рассказам ребенка и делают определенные выводы. Родителю, законному представителю ребенка, необходимо учитывать, что нередко ученик может преувеличивать проблему.

Сначала лучше подойти к педагогу, к которому имеются претензии, и выяснить ситуацию. Чтобы удостовериться в том, что ребенок получает хороший уровень образования, родители готовы ходить на уроки и наблюдать за образовательным процессом лично.

Здесь стоит отметить, что родитель, который не имеет педагогического образования, должен соотнести свои выводы о профессионализме учителя с компетентными людьми в образовательной среде. С этой целью необходимо обратиться к заместителю директора по учебной части и к методистам школы, которые контролируют учебный процесс. Узнать информацию об учителе, который преподает в школе те или иные дисциплины, можно на сайте образовательного учреждения. Например, информацию об уровне образования педагога, о стаже работы, квалификации и т. д.

Плохие отметки, низкая мотивация к обучению, нежелание ходить в школу — все это также является причинами для беспокойства родителей. Чаще всего родители предполагают, что причина такого поведения — сложные взаимоотношения с педагогом, предвзятое отношение к их ребенку.

В этом случае и омбудсмен, и администрация школы, и психолог должны отреагировать на обращение родителя и провести ряд мероприятий, чтобы исключить случаи психологического давления в отношении ребенка.

В образовательной среде недопустимы случаи оскорбления личности ребенка, унижение человеческого достоинства, неприязненного отношения к нему со стороны педагогов. Учитель оценивает знания ученика, а не его личность.

В любом случае существует нормативная база, в соответствии с которой школа должна предоставить родителю максимум информации об успешности обучения ребенка, его достижениях, трудностях, с которыми он встречается в школе.

В рамках этой нормативной базы родители имеют полное право знакомиться с ходом образовательного процесса и участвовать в школьной жизни ребенка в пределах, предусмотренных уставом образовательного учреждения.Давайте обратимся к основополагающему образовательному закону — Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Следует знать, что согласно пп. 3.4 ст.

44 ФЗ РФ № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;- получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

— присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Таким образом, если родитель считает, что права его ребенка в школе были нарушены, то они имеют право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса. При этом родители обязаны соблюдать устав образовательного учреждения.

Любые посещения уроков учителя относятся к внутришкольному контролю. Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей. Учитель должен быть заранее предупрежден о том, что его урок посетят родители.

Согласие педагога также является обязательным условием.

Посещение урока учителя родителями возможно по согласованию с руководителем школы и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. В любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии, что педагог предупрежден. Обычно, такие ситуации не вызывают у учителей протеста, и они готовы пойти навстречу заинтересованным родителям.

Родителям не стоит забывать, что при посещении образовательного учреждения, они обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательных организаций (пп.3, п.4 ст.44ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Недопустимо оскорблять честь и достоинство учителя, предъявлять ему необоснованные обвинения. Тем более делать это в присутствии детей.

Также родители должны помнить, что, посещая образовательное учреждение, они должны соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных актов школы, которые устанавливают режим занятий обучающихся (пп.2, п.4 ст.44 ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Это означает, что на требование родителя, немедленно посетить уроки, администрация имеет право ответить отказом, в связи с тем, что в школе идет образовательный процесс, нарушив который, можно нарушить право ребенка на получение образования. Когда папы и мамы приходят в школу, в первую очередь, они переживают за своего ребёнка. Могут возникнуть различные вопросы к учителю.

Ответы на вопросы занимают большое количество времени. Для личного общения с родителями у педагога должны быть выделены часы консультаций. Присутствие на уроке посторонних может вызвать у учителя волнение, тревогу. Главная задача учителя продуктивно провести урок, быть сосредоточенным на ходе образовательного процесса. Только так можно достичь хороших результатов обучения.

Родителям учащихся надо понимать, что посещение уроков — это исключительная мера. Такое возможно при наличии серьезных разногласий с педагогом. Во всех остальных случаях решать конфликты необходимо вне учебного процесса.

Последнее время в школьной практике встречаются случаи, когда учитель просит родителей посетить учебное занятие. Это связано с поведением детей на уроках. Чаще всего это дети, которые плохо справляются с учебной деятельностью, их поведение не соответствует правилам поведения в школе. Задача учителя в такой ситуации показать объективную картину поведения ребенка.

Хотелось бы призвать участников образовательного процесса разрешать конфликты мирным путем. Родителям не стоит делать преждевременные выводы о вине учителя в той или иной ситуации, а педагог должен помнить о том, что образовательный процесс необходимо строить исключительно на основе уважения человеческого достоинства и соблюдения прав ребенка.

Автор — Сафиулина Нурия Романовна

Источник: https://multiurok.ru/files/na-kakom-osnovanii-roditieli-moghut-posieshchat-ur.html

На каком основании родители имеют право посещать уроки учителя?

С каждым годом родители учащихся становятся все более и более компетентными во многих вопросах, которые касаются обучения их детей.

Многочисленные форумы о школе, сайты образовательных организаций, образовательные порталы дают возможность родителям максимально понять, что такое образовательный процесс. Сегодня родителям предоставлена масса возможностей непосредственно познакомиться и узнать больше о школьной жизни ребенка.

Это и родительские собрания, и «дни открытых дверей», и посещение родителями уроков, а также совместное с детьми участие во внеклассных мероприятиях. Всё это помогает снять лишнюю тревожность родителей относительно процесса школьного обучения.

Но, несмотря на открытость многих образовательных организаций, некоторые родители, приходя на консультацию, обращаются с просьбой ознакомиться с ходом образовательного процесса вне запланированных графиком школы мероприятий.

Причины такого интереса бывают очень разнообразные. Есть папы и мамы, которые слишком сильно беспокоятся о своем ребенке, заметив, что поведение ребенка, его психологическое состояние изменились, в связи с поступлением в образовательное учреждение.

Чаще всего такими тревожными бывают родители первоклассников, дети которых только начинают привыкать к школе и учителю. Им интересно, как ребенок вел себя в школе, сколько раз ответил на уроке, поднимал ли руку, с кем общался на переменах. Такой интерес вполне оправдан.

Поэтому родители первоклассников всегда с большим удовольствием откликаются на предложения педагогов посетить уроки, праздники, спортивные мероприятия, консультации школьных специалистов.

Нередко родители просят посетить уроки, потому что не совсем уверены в компетентности педагога, который обучает их ребенка. Они судят о профессиональных данных учителя по рассказам ребенка и делают определенные выводы. Родителю, законному представителю ребенка, необходимо учитывать, что нередко ученик может преувеличивать проблему.

Сначала лучше подойти к педагогу, к которому имеются претензии, и выяснить ситуацию. Чтобы удостовериться в том, что ребенок получает хороший уровень образования, родители готовы ходить на уроки и наблюдать за образовательным процессом лично.

Здесь стоит отметить, что родитель, который не имеет педагогического образования, должен соотнести свои выводы о профессионализме учителя с компетентными людьми в образовательной среде. С этой целью необходимо обратиться к заместителю директора по учебной части и к методистам школы, которые контролируют учебный процесс.

Узнать информацию об учителе, который преподает в школе те или иные дисциплины, можно на сайте образовательного учреждения. Например, информацию об уровне образования педагога, о стаже работы, квалификации и т. д.

Плохие отметки, низкая мотивация к обучению, нежелание ходить в школу — все это также является причинами для беспокойства родителей. Чаще всего родители предполагают, что причина такого поведения — сложные взаимоотношения с педагогом, предвзятое отношение к их ребенку.

В этом случае и омбудсмен, и администрация школы, и психолог должны отреагировать на обращение родителя и провести ряд мероприятий, чтобы исключить случаи психологического давления в отношении ребенка.

В образовательной среде недопустимы случаи оскорбления личности ребенка, унижение человеческого достоинства, неприязненного отношения к нему со стороны педагогов. Учитель оценивает знания ученика, а не его личность.

В любом случае существует нормативная база, в соответствии с которой школа должна предоставить родителю максимум информации об успешности обучения ребенка, его достижениях, трудностях, с которыми он встречается в школе. В рамках этой нормативной базы родители имеют полное право знакомиться с ходом образовательного процесса и участвовать в школьной жизни ребенка в пределах, предусмотренных уставом образовательного учреждения.

Давайте обратимся к основополагающему образовательному закону — Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Следует знать, что согласно пп. 3.4 ст.44 ФЗ РФ № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  1. знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  2. получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  3. присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Таким образом, если родитель считает, что права его ребенка в школе были нарушены, то они имеют право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса. При этом родители обязаны соблюдать устав образовательного учреждения.

Любые посещения уроков учителя относятся к внутришкольному контролю. Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей. Учитель должен быть заранее предупрежден о том, что его урок посетят родители. Согласие педагога также является обязательным условием.

Посещение урока учителя родителями возможно по согласованию с руководителем школы и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. В любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии, что педагог предупрежден. Обычно, такие ситуации не вызывают у учителей протеста, и они готовы пойти навстречу заинтересованным родителям.

Родителям не стоит забывать, что при посещении образовательного учреждения, они обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательных организаций (пп.3, п.4 ст.44ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Недопустимо оскорблять честь и достоинство учителя, предъявлять ему необоснованные обвинения. Тем более делать это в присутствии детей.

Также родители должны помнить, что, посещая образовательное учреждение, они должны соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных актов школы, которые устанавливают режим занятий обучающихся (пп.2, п.4 ст.44 ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Это означает, что на требование родителя, немедленно посетить уроки, администрация имеет право ответить отказом, в связи с тем, что в школе идет образовательный процесс, нарушив который, можно нарушить право ребенка на получение образования.

Когда папы и мамы приходят в школу, в первую очередь, они переживают за своего ребёнка. Могут возникнуть различные вопросы к учителю. Ответы на вопросы занимают большое количество времени. Для личного общения с родителями у педагога должны быть выделены часы консультаций.

Присутствие на уроке посторонних может вызвать у учителя волнение, тревогу. Главная задача учителя продуктивно провести урок, быть сосредоточенным на ходе образовательного процесса. Только так можно достичь хороших результатов обучения.

Родителям учащихся надо понимать, что посещение уроков — это исключительная мера. Такое возможно при наличии серьезных разногласий с педагогом. Во всех остальных случаях решать конфликты необходимо вне учебного процесса.

Последнее время в школьной практике встречаются случаи, когда учитель просит родителей посетить учебное занятие. Это связано с поведением детей на уроках. Чаще всего это дети, которые плохо справляются с учебной деятельностью, их поведение не соответствует правилам поведения в школе. Задача учителя в такой ситуации показать объективную картину поведения ребенка.

Хотелось бы призвать участников образовательного процесса разрешать конфликты мирным путем. Родителям не стоит делать преждевременные выводы о вине учителя в той или иной ситуации, а педагог должен помнить о том, что образовательный процесс необходимо строить исключительно на основе уважения человеческого достоинства и соблюдения прав ребенка.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.11.2014
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/na_kakom_osnovanii_roditeli_imeyut_pravo_posewat_uroki_uchitelya

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

шесть + 4 =