Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом


В этой статье:

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

Опасные грузы: что это?

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

  • Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.
  • Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.
  • Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:
  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

  • Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

    1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);

  • 2 – газы;
  • 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5.1 – окисляющие вещества;
  • 5.2 – органические пероксиды;
  • 6 – ядовитые вещества;
  • 6.1 – токсичные;
  • 6.2 – инфекционные (ИВ);
  • 7 – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
  • 9 – прочие опасные вещества.

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Перевозка опасных грузов: правила и требования

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Подготовка автомобиля

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Требования к грузу

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Как пройти обучение на перевозку опасных грузов?

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

  1. С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.
  2. Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.
  3. Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:
  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom/

Перевозка опасных грузов автотранспортом

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

По данным международной статистики, 50% от общего объема грузов, перевозимых по общественным автодорогам, составляют опасные вещества. Их отправителями и получателями становятся нефтехимические, химические, фармацевтические и добывающие предприятия, которые выигрывают тендеры.

Все они обязаны соблюдать правила и требования к транспортировке опасных грузов, чтобы их деятельность не мешала обычным автолюбителям, а главное – не угрожала их жизни и здоровью.

Нормативная база

Порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом установлен:

Также в ПДД закреплены специальные правила относительно допустимой скорости движения, документов, которые должны быть при водителе и сопровождающих лицах, применения проблесковых маячков. Ответственность за нарушение требований в сфере провоза опасных грузов предусмотрена в КоАП и УК РФ.

Новое в транспортировке ОГ

В 2017 г. начал действовать Приказ Минтранса № 358.

Произошли следующие изменения в законе:

  1. Вступил в силу обновленный регламент выдачи Ространснадзором разрешений на передвижение по автодорогам ТС, везущих опасные грузы.
  2. Для получения лицензии теперь требуется в том числе свидетельство ДОПОГ на автомобиль и копия свидетельства о профподготовке консультанта по безопасности.
  3. Стала необходима установка ТС антиблокировочной тормозной системы и автономного ограничителя скорости на каждом автомобиле массой более 3,5 т. Раньше такое требование применялось только к машинам от 16 т. Это изменение вызвано тем, что Россия полностью приняла требования ЕС.

Все компании по перевозке опасных грузов обязаны соблюдать жесткие требования к безопасности. Этим в том числе объясняется повышенная цена за км.

Специальные правила ПДД:

  1. Согласно п. 2.1, водитель и сопровождающий должны иметь при себе и предоставлять полиции по требованию документы на опасный груз.
  2. Пункт 3.4 ПДД требует использовать проблесковые маячки. Также указано, что при они не влекут за собой преимуществ в движении, а служат исключительно для предупреждения остальных водителей и пешеходов об опасности.
  3. В п. 10.4 указано, что ТС с опасными грузами могут передвигаться со скоростью, не превышающей установленную при согласовании условий транспортировки.

Недопустимо, чтобы маршрут перевозки опасного груза проходил через места отдыха людей, природные заповедники, вблизи объектов с культурной ценностью и больших заводов. Действующие правила не вводят строгий запрет на транспортировку в ночное время. Однако он может быть установлен в выданном разрешении.

Согласно ГОСТ 26319-84, необходима специальная тара – герметичная и достаточно прочная, чтобы исключить утечку. Стеклянные емкости и мешки обязательно упаковываются в жесткие, крепкие ящики.

Оформление и оснащение автомобиля производится по следующим правилам в соответствии с ДОПОГ:

  1. ТС нужно оборудовать выпускной трубой, которая выносится в сторону перед радиатором. Бак не должен контактировать с источниками тепла и электричества, допускается его простая изоляция.
  2. Если рейс международный, Ространснадзор вправе проверять тахограф – бортовой прибор для контроля и регистрации скорости, пробега, времени труда и отдыха экипажа.
  3. Следует окрасить автомобиль в специальные цвета:
    • в оранжевый для перевозки легковоспламеняющихся веществ;
    • в белый сверху и красный снизу – для самовозгорающихся;
    • в синий – для газов;
    • по бокам наносятся предупреждающие знаки для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
  4. Фургон должен иметь прочный, полностью закрытый корпус и отдельную вентиляцию. Обивка не может быть сделана из легковоспламеняющихся материалов. При открытом типе кузова необходим огнеупорный брезент.
  5. В кабине должно находиться 2 огнетушителя и аптечка.
  6. Требуется наличие желтых или оранжевых огней с автономным источником питания по периметру ТС.
  7. Особые требования к электросети автомобиля – напряжение 24 Вт, наличие исправных предохранителей, изоляция проводки, заземление, защита ламп решеткой.

Столь жесткие требования необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Проверка автомобиля на пригодность для провоза опасных грузов осуществляется в ГИБДД.

Классы

Опасные грузы делятся на 9 классов:

  1. Грузы 1 класса опасности – взрывчатые вещества и изделия, взрывающиеся при разных воздействиях (боеприпасы, пиротехника).
  2. Класс 2 – газы, в том числе смешанные с другими соединениями.
  3. Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости.
  4. Класс 4 – твердые легковоспламеняющиеся соединения.
  5. Класс 5 – окисляющие вещества.
  6. Класс 6 – токсичные и инфекционные соединения.
  7. Класс 7 – радиоактивные элементы, дающие альфа-, бета-, гамма- и нейтронное излучение.
  8. 8 класс опасности включает коррозионные вещества, вызывающие серьезные повреждения при контакте с живыми тканями либо при утечке или протекании.
  9. Класс 9 – остальные опасные вещества.

Каждый класс делится на подклассы. Однако особенности российских правил таковы, что совместимость определяется лишь по основному виду опасности.

Грузы классов 2-9 могут транспортироваться друг с другом без ограничений, но не допускается их перевозка совместно с веществами класса 1.

Необходимые документы

Перед перевозкой заключается соглашение – унифицированный образец договора отсутствует, поэтому каждая компания адаптирует его под себя.

В машине у экспедитора или сопровождающего должны иметься документы:

При транспортировке применяется код ОКВЭД 49.20.1. Он указывает на то, что в ТС находятся опасные для экологии и людей грузы. Само разрешение на перевозку ОГ может быть получено только на один рейс для отдельного автомобиля или для целой колонны либо на 6 месяцев, затем нужно продлевать.

Требования к водителю

Водитель по перевозке опасных грузов обязан прослушать специальные курсы. Чтобы поступить на обучение, нужно иметь как минимум 3-хлетний стаж управления ТС.

Программа зависит от класса перевозимых веществ, но обычно изучают:

  • характеристики опасных грузов;
  • специальные обозначения, наносимые на автомобиль и тару;
  • правила обращения с опасными грузами при ЧС;
  • порядок составления докладов об инцидентах в пути.

ДОПОГ выдается водителю при успешном прохождении обучения. При этом допуск к перевозке опасных грузов действует не только в России, но и в ЕС.

Водитель не должен пускать в кабину посторонних лиц и перевозить любые товары, не вписанные в накладную. О поломках ТС он обязан сразу сообщать в компанию, указывая место остановки.

Также следует вызывать спецтранспорт для обеспечения безопасности. Место вынужденной остановки выделяется красными мигающими огнями или знаками аварийной стоянки.

Сопровождение

При перевозке опасных грузов необходимо сопровождение, особенно при движении колонны автомобилей.

Назначается ответственный за безопасность, которому выдается разрешение. Его обязанности:

  1. Проведение инструктажа водителей.
  2. Обеспечение контроля за приемом и отправкой грузов с занесением данных в документы.
  3. Организация необходимого уровня безопасности ТС и персонала.

Сопровождающий выделяется отправителем или получателем грузов. Иногда им становится сам водитель. Однако в таком случае его обязаны проинструктировать по правилам перевозки и обращения с опасным грузом.

Действия при аварийной ситуации

Ст. 5.4.3 ДОПОГ требует, чтобы в каждом ТС с опасными грузами имелась письменная инструкция на случай аварии. В ней:

  • закреплен порядок оповещения;
  • описаны действия аварийной бригады при ликвидации последствий ЧС;
  • приведен список инструментов и технология их применения.

Первичные меры, которые обязан предпринять водитель при возникновении инцидента:

  • остановиться;
  • оградить место происшествия и не пускать к нему посторонних;
  • сообщить о произошедшем в ГИБДД, позвонить в скорую;
  • вызвать аварийную бригаду (ее телефон указывается в транспортных документах);
  • оказать экстренную помощь пострадавшим;
  • выполнить мероприятия по первичной ликвидации последствий ЧС, установленные аварийной карточкой;
  • при приезде сотрудников ГИБДД сообщить им об опасности и принятых мерах, показать транспортные документы;
  • при приезде аварийной бригады помочь ей, если возникнет такая необходимость.

Штраф за нарушение

Нарушение правил провоза опасного груза карается по ст. 12.21.2 КоАП.

Предусмотрены штрафы:

Категория нарушителей Сумма штрафа, руб.
Физлицо 2 000-5 000 (или отбирание прав на полгода)
Должностное лицо 15 000-20 000
Юрлицо 400 000-500 000

УК РФ вводит уголовную ответственность за преступления, которые связаны с провозом опасных грузов:

Статья УК РФ  Преступление  Штраф
ст.189 Незаконный экспорт и импорт веществ, используемых в производстве оружия массового поражения до 500 000 руб. (до 1 000 000 при организованной группе)
ст. 222 Нелегальное перемещение оружия и взрывчаток до 80 000 руб. (до 200 000 руб. при организованной группе)
ст. 247 Транспортировка опасных веществ с причинением вреда экологии до 200 000 руб. (до 300 000 руб., если причинен вред здоровью человека)
ст. 250 Загрязнение воды опасными грузами до 80 000 руб. (до 200 000 руб., если причинен вред здоровью человека)
ст. 254 Загрязнение земли до 200 000 руб.

Согласно ст. 140 УПК РФ, уголовное дело может возбуждаться как по факту преступления, так и по сообщению о его подготовке. При провозе опасных грузов предъявляются строгие требования к обеспечению безопасности.

Важные условия – получение разрешений ДОПОГ, наличие сопровождения, специальное оснащение автомобиля. Нарушения караются серьезными штрафами, а в ряде случаев предусмотрена и уголовная ответственность.

Видео: Опасные грузы. Чем возить. Что важно.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/perevozka-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom.html

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом | категорирование транспортных средств

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом предъявляет повышенные требования к эксплуатирующим организациям. В статье мы расскажем о правилах транспортировки, а также какие документы для этого необходимо оформить.

Что устанавливают Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

В 300 пункте новых правил по охране труда на автомобильном транспорте № 59н от 06 февраля 2018 года указано, что при транспортировке ОГ нужно руководствоваться правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272.

В этом документе установлен порядок оборудования транспортных средств для дорожных перевозок, а также требования к оформлению документации перед транспортировкой. Регламент определил основные разделы договора фрахтования и товарно-транспортной накладной (ТТН).

В пункте 29 даны основания для аннулирования договора фрахтования в случае опоздания или предоставления под погрузку неприспособленного АТС, не отвечающего требованиям по безопасности транспортировки. Масса, указанная в ТТН, должна соответствовать фактической массе перевозимого вещества. В пунктах 33 и 34 Правил приведены требования к маркировочным и манипуляционным табличкам на груз.

Требования к перевозке опасных грузов автотранспортом 2024

В пункте 3 Правил указано, что транспортировку ОГ в международном сообщении осуществляют согласно требованиям в приложении А и В в ДОПОГ, которое в 1994 году ратифицировала Российская Федерация.

Автотранспорт маркируется табличками оранжевого цвета с фронтальной и тыльной стороны машины. Груз должен быть закреплен и не загораживать световые и сигнальные приборы автомобиля.

Загрузку производят, заглушив двигатель. Исключение составляет налив и слив насосом с электроприводом, установленным на транспортное средство.

В этот момент водитель должен находиться у места управления этим насосом.

Категорирование автотранспортных средств для перевозки опасных грузов (реестр АТС)

Автотранспортные средства для ОГ подразделяются на несколько категорий: MEMU, EX/II, EX/III , FL, AT. МЕМU – это ТС, на котором установлена машина для изготовления взрывчатки. Сырьем для изготовления взрывчатки при этом не являются взрывчатые вещества.

EX/II и EX/III предназначены для транспортировки взрывчатых веществ 1 класса, FL – для ЛВЖ и газов объемом более 3 кубометров. АТ – для ЛВЖ и газов в цистернах, а также в газовых контейнерах до 1 кубометра.

  • Таблицу совместимости при перевозках опасных грузов различных классов

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов

Для транспортировки ОГ применяются цистерны – съемные и стационарные, газовые контейнеры. Электросеть автомобиля должна быть в 24-вольтовом исполнении, а система выпуска глушителя – с выносом в сторону перед радиатором с наклоном. Если двигатель не позволяет переоборудовать выпускную трубу глушителя, она выводится вправо, вне зоны кузова или цистерны.

Бензобак удаляют от АКБ взрывобезопасной перегородкой, защищая от электрических проводов и трубы глушителя. Если из бензобака произойдет утечка бензина или дизтоплива, оно должно не попадать на ОГ.

Бензобак необходимо оснастить защитным кожухом по периметру.

Запрещается подавать ГСМ в двигатель самотеком и применять искрогасительную сетку на выпускной трубе глушителя для постоянного транспортирования.

Перечень опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом

Приведен в таблице 1.10.5. Приложения А в ДОПОГ.

Документы для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

При транспортировке ОГ должны быть оформлены:

  • путевой лист с отметками о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре, а также о предрейсовом контроле технического состояния ТС;
  • транспортная накладная или, если перевозка международная, ТТН CMR;
  • свидетельство о допуске ТС;
  • страховой полис;
  • спецразрешение;
  • инструкция по охране труда при транспортировке ОГ;
  • документы водителя, в том числе и по профессиональной подготовке по ДОПОГ.

Читайте, го и чс в организации

Штамп «опасный груз» в путевом листе

В верхнем поле путевого листа ставят отметку «Опасный груз» красным цветом. В разделе «Особые отметки» указывают номер вещества по списку ООН, его название, класс опасности. В ТР ТС 018/2011 указано, что АТС должно иметь сертификат.

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля при перевозке опасных грузов

Опасные грузы: что это, правила перевозки автомобильным транспортом

Скачать образец >>>

►Узнайте,  что устанавливает ГОСТ 19433-88 Грузы опасные: классификация и маркировка

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103731-18-m11-pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom-2018

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и наказание за их нарушение

Сегодня многие бизнесмены транспортируют свои грузы при помощи автотранспорта.

Однако некоторые грузы могут представлять серьёзную опасность для окружающей среды, а также для других участников дорожного движения.

Какие существуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом? Какой закон регулирует эти правила? И что будет за нарушение этих правил? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

  • Опасный груз — это груз, представляющий собой вещества и материалы, которые могут навредить человеку или окружающей среде.
  • Примеры опасных веществ и материалов:
  • ядовитые газы,
  • сильные кислоты,
  • радиоактивные материалы,
  • легковоспламеняющиеся жидкости и так далее.

Чтобы перевозить такие грузы, перевозчик должен придерживаться определённых правил, которые зафиксированы в специальном соглашении, которое называется ДОПОГ.

 

ДОПОГ содержит большое количество инструкций, регулирующих правила перевозки. Рассмотрим основные из них более детально.

Требования к автотранспорту

Чтобы осуществить перевозку, автотранспорт должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Труба глушителя должна располагаться перед радиатором.
  • Сзади на автомобиль или прицеп следует установить специальный противоударный бампер.
  • Следует подключить специальную цепь, которая заземлит электричество, а сами провода должны быть изолированы при помощи специального материала.
  • Бензобак, при помощи непроницаемой перегородки, отделяется от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и кузова, чтобы избежать возгорания топлива в случае аварии.
  • Трубопроводы цистерн должны быть защищены от удара (чтобы в случае аварии опасное вещество не вылилось из цистерны).
  • ТС должно быть оснащено специальными опознавательными знаками — определённый цвет (в большинстве случаев это ярко-желтый), «мигалка», специальные надписи и информационные таблички.
  • Транспорт должен быть оснащен специальным оборудованием, с помощью которого можно устранить негативные последствия в случае аварии.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом содержатся в ДОПОГ.

На информационных табличках указывается специальный буквенно-числовой код, а располагаются они спереди и сзади на автотранспорте. Код содержит информацию о том, что нужно делать в случае аварии. Расшифровка кода должна содержаться у водителя транспортного средства или экспедитора.

Маршрут следования

Также ДОПОГ регулирует маршрут следования груза. Перед транспортировкой необходимо обратиться в Ространснадзор по месту регистрации компании и подать заявку на составление маршрута.

ДОПОГ утверждает, что транспортное средство не должно пересекать следующие территории:

  • Крупные населенные пункты.
  • Заповедники, парки и зоны отдыха.
  • Различные промышленные объекты (заводы, фабрики, некоторые инженерные сооружения и так далее).
  • Больницы, детские сады, школы, университеты, лечебно-профилактические учреждения, пансионаты и так далее.
  • Территории, которые используются для проведения культурных мероприятий.

Также соглашение регулирует порядок перевозки. Чтобы осуществить перевозку какого-либо опасного груза, компания должна получить соответствующую лицензию.

Требования к водителю транспортного средства

Также следует помнить, что управлять транспортом может только специально обученный человек. Для этого необходимо пройти курсы, составленные в соответствии с ДОПОГ, а в конце нужно успешно сдать экзамен.

На данных курсах водитель узнает основные правила перевозки, а также о том, что нужно делать в случае аварии. Например, некоторые грузы в случае возгорания нельзя тушить водой — вряд ли человек без специального обучения может знать такую информацию.

Также существует ряд специфических правил, которых следует придерживаться водителю:

  • Перед каждым рейсом водитель должен проходить медосмотр.
  • Минимальный стаж работы — 3 года.
  • Водитель должен знать все основные правила, в соответствии с которым будет перевозиться груз. Он должен знать, что нужно делать в случае аварии. Также он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  • Существуют также особые требования, которые могут применяться в зависимости от типа груза. Например, при транспортировке радиоактивных веществ водитель должен быть одет в специальный защитный костюм, при транспортировке взрывоопасных грузов запрещено курить и так далее.
  1. Также существует ряд требований к сопровождающему персоналу:
  • Все сопровождающие лица должны пройти специальную подготовку.
  • Перед транспортировкой в Ространснадзоре необходимо получить разрешение на выполнение сопровождения.
  • Перед транспортировкой опасного груза водитель должен провести инструктаж.
  • Перед каждым рейсом весь сопровождающий персонал должен пройти медосмотр.
  • Погрузку и разгрузку могут осуществлять лица, которые занимаются подобной деятельностью не менее 3 лет.
  • Оператор должен знать, что нужно делать в случае аварии.
  • Для перевозки понадобятся следующие документы:
  • Стандартный пакет документов на груз: договор о транспортировке, паспорт водителя, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз и так далее.
  • Лицензия, которая разрешает компании транспортировать данный опасный груз.
  • Документ, подтверждающий факт прохождения техосмотра.
  • Маршрутный лист, в соответствии с которым будет двигаться транспортное средство.
  • Специальный документ, который подтверждает тот факт, что водитель прошел спецподготовку.
  1. ДОПОГ является международным договором, поэтому международные правила перевозки совпадают с аналогичными российскими правилам.
  2. Напомним несколько важных моментов, о которых нужно помнить при пересечении границы:
  1. В CMR-накладной необходимо указать класс опасного груза.
  2. Если водитель нарушит правила движения в другой стране, то он будет отвечать по законам этой страны.
  3. В некоторых случаях может потребоваться оформление дополнительных сертификатов. Например, перед ввозом радиоактивных материалов в некоторые страны необходимо получить дополнительное разрешение.

Для международной перевозки грузов автотранспортом желательно оформить книжку МДП. Использование TIR Carnet даёт ряд преимуществ для перевозчика.О ПДД при перевозке негабаритных грузов автотранспортом подробнее здесь. До самой транспортировки придётся получить разрешение в нескольких инстанциях.

За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.

Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:

  • и на транспортную компанию,
  • и на должностное лицо,
  • и на водителя

Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки.

Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.

В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:

Тип нарушенияШтрафная санкция
— у водителя отсутствуют специальные документы(свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка),— ТС не соответствует правилам перевозки,— отсутствуют опознавательные элементы,— отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии,— произошло нарушение условий перевозки. Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев).Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей).Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей).
Другие нарушения правил перевозки Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей).Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей).Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей).

Дополнительную информацию о правилах автотранспортировки опасного груза можно почерпнуть из данного видео:

Подведём итоги. Во-первых, транспортировка регулируется специальным международным договором ДОПОГ. Во-вторых, при перевозке нужно учитывать множество тонкостей и нюансов. В-третьих, за нарушение правил перевозки предусмотрена административная ответственность.

О правилах заполнения CMR читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Источник: https://ved.center/adr/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom

Перевозка опасных грузов: основные правила

Главная / Статьи /

Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов.

Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота.

Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

Классификация опасных грузов

Классификация опасных грузов

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Морские перевозки опасных грузов

Морские перевозки опасных грузов

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота.

Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking».

 За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти).

Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см.

Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза.

Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ).

На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.

Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.

Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:

  • угроза жизни человека и его здоровью;
  • если наносят необратимый урон окружающей среде;
  • если происходит порча материального имущества.

Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:

  1. Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
  2. ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
  3. Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
  4. ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
  5. Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
  6. Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
  7. Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
  8. Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
  9. На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).

Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.

Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:

  • паронепроницаемая укупорка (герметичная);
  • влагонепроницаемая;
  • не проницаема для сыпучих компонентов.

Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.

Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

Перевозка опасных грузов по железнодорожным транспортом

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/perevozka-opasnyih-gruzov-osnovnyie-pravila/

Как перевозить опасные грузы?

Как перевозить опасные грузы – вопрос достаточно серьезный и требует детального изучения. Перечень опасных грузов, которые допущены к перевозкам в Российской Федерации, указан в Приложении 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Оно доступно по ссылке – http://www.niikm-auto.ru/download/rules.pdf
Документ содержит не только наименования опасных грузов (с указанием их химических названий), но и номера веществ в соответствии со списком ООН, классы, а также подклассы основного и дополнительного видов опасности. Номера ООН являются унифицированными и стандартными.

Базовый документ, который определяет классификацию опасных грузов, их номенклатуру, свойства и идентификацию, в том числе условия сохранности и безопасной транспортировки опасных грузов автотранспортом, — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Сокращенно – ДОПО.
Приложение «А» содержит перечень опасных грузов, которые разрешены для международной перевозки. Здесь же излагаются и правила, касающиеся описания грузов в транспортных документах, их упаковки и знаков безопасности.Грузоотрпавители обязаны из соблюдать.

Приложение «В» содержи правила, которые касаются непосредственно автотранспортных средств и операций – за них несет ответственность уже перевозчик.
Оба Приложения к предписанию ДОПОГ в настоящий момент приняты и поддержаны всеми членами ЕС.

Российская Федерация присоединилась к Соглашению 28 апреля 1994 года. И именно эти предписания легли в основу внутригосударственных стандартов и правил перевозки опасных грузов.
— «Грузы опасные. Классификация и маркировка» с изменением № 1 – ГОСТ 19433-88.
— «Грузы опасные.

Упаковка» с изменением № 1 – ГОСТ 26319-84. Ознакомиться можно здесь – http://www.niikm-auto.ru/download/GOST_26319-84.pdf
— Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 73 – «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом». Документ доступен здесь – http://www.mintrans.ru/upload/iblock/807/pr_mt_ppg.doc

А теперь несколько подробнее.
Опасные грузы должны предоставляться отправителем в таре и упаковке к перевозке, что предусмотрено данными стандартами и техническими условиями в правилах на данный вид продукции, которая делится по классам. Всего их 9 – более детально с ними можно ознакомиться, изучив ГОСТ 19433-88.

В разделе «Классификация опасных грузов»» можно ознакомиться с детальным описанием опасных грузов.

К ним относятся, как взрывоопасные вещества и изделия, так и газы, легковоспламеняющиеся жидкости и склонные к возгоранию, окисляющие, токсичные, инфекционные, радиоактивные, некоторые органические, коррозийные и другие вещества.

Тара для транспортировки такого груза должна полностью исключать возможное просыпание груза или его утечку, быть прочной, обеспечивая безопасность и сохранность перевозки.

Тара и упаковка должны быть выполнены из таких материалов, которые будут инертными по отношению к грузу.

Грузы, способные выделять ядовитые пары и едкие газы, которые могут легко воспламеняться, необходимо упаковывать герметично, чтобы не допустить утечки.

В стеклянной таре опасные грузы нужно помещать в прочные полимерные, деревянные или металлические ящики.

Свободное пространство заполняется прокладочными материалами, которые быстро могут впитать утечку.

Условия перевозки грузов, согласно правилам «Инкотермс-2010», в полимерных или металлических бидонах, канистрах или банках, заключаются в том, что тара имеет упаковку в виде деревянных ящиков.

В мешках или ящиках, выполненных из гофрированного картона, можно перевозить повагонными отправками в случае, если предусмотрены такие технические условия. Даже при малом количестве груза он должен быть упакован в бочки, металлические ящики или фанерные барабаны.

Условия перевозки опасных грузов (жидких) не менее требовательны – только при условии заполнения до нормы, которая установлена техническими характеристиками для данного вида продукции или стандартами «Инкотермс-2010».

На одно грузовое место допускается совместная упаковка исключительно для тех видов опасных грузов, которые разрешено перевозить в одном ТС. Но при этом, каждое вещество обязано быть упаковано в соответствующую тару.

В таком случае опасный груз помещают в деревянный ящик, который имеет гнезда – свободные в них промежутки, а также дно ящика и под его крышкой, необходимо уложить прокладочные материалы, обязательно негорючие. Вес брутто этой тары не должен превышать 50 кг.

Если перевозка опасного груза осуществляется повагонными отправками, тогда грузоотправитель должен поместить в ТС не меньше 1% пустой тары для возможной замены при повреждениях.

Источник: https://www.kiberlog.ru/kak_perevozit_opasnye_gruzy

Рекомендуем!  За сколько дней пишется заявление на отпуск
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

18 − девять =