Все мы знаем, что водительские права в нашей стране выдаются, начиная с 18 лет, сроком на десять лет. По истечении этого срока водители обязаны обменять права на новые, пройдя обязательную медицинскую комиссию, включая посещение нарколога и психиатра.
И если у вас нет проблем со здоровьем (отсутствуют противопоказания к управлению транспортным средством), вы не состоите на учете в наркологическом диспансере, а также у психиатра, то вам без проблем выдадут медсправку, которая необходима для замены прав.
В этом случае вам достаточно оплатить государственную пошлину, обратиться в ГИБДД или МФЦ (в Москве «Мои документы») с соответствующим заявлением, приложив действующую медицинскую справку с отметками психиатра и нарколога. Но что делать пожилым людям, у которых могут быть проблемы со здоровьем? Как поменять права водителям в возрасте?
В нашей стране, по сути, нет прямого запрета на управление автомобилем водителями пожилого возраста. За руль может сесть даже 80-90-летний человек. Единственное, у водителя не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, а также он не должен состоять на учете в наркологическом диспансере и у психиатра. То есть неважно, какой у вас возраст.
Главное – это действующая медсправка, которая и дает вам право продлить водительское удостоверение на новый срок.
Таким образом, получается, что в принципе по медицинским показаниям продлить права не получится не только у пожилых людей, у которых могут быть заболевания, препятствующие вождению автомобиля, но и у более молодых автолюбителей, которым по медпоказаниям запрещено садиться за руль.
Тем не менее пожилым людям получить медсправку об отсутствии противопоказаний немного сложнее. Ведь чем человек старше, тем больше у него может иметься различных хронических заболеваний. И, к сожалению, многие заболевания могут быть препятствием для управления автомобилем, поскольку в этом случае человек за рулем представляет реальную опасность для участников дорожного движения.
Естественно, при прохождении медицинской водительской комиссии внимание к пожилым людям намного больше. Правда, если речь идет о медицинской комиссии в государственных медицинских учреждениях.
В коммерческих же медорганизациях пожилым людям пройти медкомиссию намного проще. Сами понимаете, что любая коммерческая организация заинтересована в выдаче максимального количества медсправок.
Ведь для многих из них это, по сути, основной заработок.
Но это не означает, что пожилые водители имеют больше шансов пройти водительскую комиссию в коммерческих медцентрах. Не все так просто. Хотя доля правды в этом действительно есть. В обычной поликлинике такой пациент может и не пройти медкомиссию. Особенно по своему месту жительству (в своей районной поликлинике, в которой хранится медкарта водителя). Ведь в поликлинике по месту жительства врачи, которые будут освидетельствовать возрастного водителя, могут ознакомиться с медисторией водителя, обратив внимание на все имеющиеся у него хронические заболевания.
В этом случае если какие-то хронические заболевания не позволяют человеку садиться за руль, то, скорее всего, он не пройдет водительскую комиссию.
В коммерческих медцентрах, как правило, нет доступа к вашей медицинской карте, так как она хранится в районной поликлинике, к которой вы прикреплены. Значит, в большинстве случаев коммерческое медучреждение без проблем выдаст вам справку о допуске к управлению ТС.
Правда, это не означает, что в нашей стране существует 100% способ избежать потери прав из-за наличия противопоказаний к управлению автомобилем.
Могут ли ограничить действие выданных водительских прав пожилому водителю?
Знаете ли вы, что даже если вы получили права на новый срок, вы можете их лишиться в случае выявления у вас противопоказаний к управлению автомобилем? Как же так?
Все просто. Ежегодно прокуратура проверяет определенное количество водительских прав, выданных органами ГИБДД, с целью выявления водителей, имеющих противопоказания к управлению ТС. Как происходит подобная процедура?
Органы прокуратуры запрашивают в ГИБДД список водителей, которые недавно получили права на новый срок. Далее делаются запросы по водителям в медицинские организации, выдавшие медсправки. Затем запрашиваются данные из государственных поликлиник, к которым прикреплены водители, попавшие под проверку. И если из поликлиники приходят сведения о наличии противопоказаний для управления автомобилем у каких-то водителей, то органы прокуратуры обращаются в суд, который в дальнейшем и наложит ограничения на действия свежевыданных водительских удостоверений.
Если точнее, эта процедура не лишает водителя водительских прав, а лишь их ограничивает.
То есть при улучшении состояния здоровья, которое больше не препятствует управлению автомобилем, ограничения на действие прав могут быть сняты.
В этом случае вам не нужно пересдавать экзамены в ГИБДД, как после окончания срока лишения прав. Ведь, по сути, вас не лишили прав, а лишь ограничили их действие.
Что делать, если у пожилого водителя есть ограничения по здоровью, препятствующие управлению автомобилем?
Если у пожилого водителя после окончания срока действия водительских прав и в результате обязательного медосвидетельствования были выявлены заболевания, которые препятствуют управлению транспортным средством, то, скорее всего, медсправку по допуску к управлению автомобилем он не получит. То есть пожилой водитель не получит новые права на очередной 10-летний срок.
В этом случае необходимо заняться лечением заболевания, которое и препятствует управлению автомобилем. И не советуем вам пытаться обмануть самого себя. Да, вы, конечно, можете обратиться в другой медцентр, который, не исключено, что и выдаст вам водительскую справку.
Но вы должны знать, что раз ваше здоровье реально не позволяет вам управлять автомобилем, то значит, существует огромный риск не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Так что если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем, не советуем садиться за руль.
В том числе если у вас есть действующая водительская медсправка.
Из-за каких заболеваний могут приостановить действие водительских прав?
На самом деле в рамках этой статьи невозможно описать полный перечень заболеваний, которые препятствуют управлению транспортным средством, поскольку их очень много.
Тем более каждое заболевание имеет ряд симптомов, одни из которых являются основанием для ограничения водительских прав, тогда как другие симптомы могут не ограничивать водителя в водительских правах.
И к сожалению, при одном и том же заболевании у разных людей могут быть совершенно разные симптомы. Так что ограничивать человека в водительских правах или нет, решают только врачи после соответствующего обследования.
Самыми же распространенными основаниями для ограничения водительских прав являются болезни, связанные с повышением или понижением давления. Особенный риск несут водители, у которых часто наблюдается высокое давление (гипертония).
Причем опаснее всего, когда такие водители управляют общественным транспортом или такси. Ведь такой водитель представляет опасность не только для всех участников дорожного движения, но и для пассажиров.
Вот почему в автобусных парках, на автобазах и в таксопарках водители должны каждый день проходить предрейсовый медосмотр.
В таком случае снижается риск, что за рулем на рейсе окажется водитель с высоким давлением.
Хотя стоит признать, что процедура медицинских предрейсовых осмотров в нашей стране не совсем прозрачная и многие автобазы и автопарки часто закрывают глаза на состояние своих кадров, выпуская на рейс не совсем здоровых водителей, ставя тем самым под угрозу безопасность участников дорожного движения и пассажиров.
Но почему человек с повышенным давлением опасен на дороге? Почему в случае выявления систематических проблем с давлением водитель может не пройти медкомиссию? Дело в том, что высокое давление – это огромный риск инсульта, инфаркта. Также у человека с высоким давлением может неожиданно снизиться концентрация внимания на дороге, более того, он даже может потерять сознание. И таких случаев немало в нашей стране.
Так что, гипертония (особенно хроническая) может стать основанием для отказа в выдаче медсправки для продления водительских прав? Да, может.
Особенно это касается пожилых водителей, для которых гипертония более опасна, так как их сосуды находятся не в таком состоянии, как у молодых людей.
Поэтому пожилые люди, страдающие гипертонией, имеют больший риск инфаркта и инсульта, в результате чего часто не получают положительное заключение на водительской комиссии.
Также могут препятствовать управлению ТС заболевания неврологического характера.
Например, частой причиной проблем со здоровьем пожилых людей становятся заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности грыжи межпозвоночных дисков позвоночника, которые могут защемлять нервы, что приводит не только к онемению конечностей, но и часто становятся причиной инвалидности в связи с ограничением свободы движения.
Естественно, при таком роде заболеваний пожилому человеку могут и не выдать медсправку для получения водительских прав на новый срок.
Ведь при грыжах позвоночника у человека неожиданно может исчезнуть чувствительность рук или ног, что очень опасно в случае управления автомобилем.
И, конечно, главное для любого водителя – это зрение, без которого нельзя представить управление любым транспортом. К сожалению, с возрастом у большинства водителей снижается острота зрения, что негативно отражается на безопасности управления транспортным средством.
Так что при прохождении очередной медицинской комиссии пожилые люди должны быть готовы, что окулист выявит у них снижение качества зрения, что чревато как минимум допуском к управлению автомобилем только в очках. Однако существует множество заболеваний глаз, при которых не допускается управление автомобилем даже в очках.
Поэтому чем старше человек, тем больше вероятности, что он не пройдет водительскую комиссию для продления водительских прав на новый срок.
Полный перечень заболеваний, которые могут препятствовать управлению автомобилем, можно прочитать в нашей другой подробной статье вот здесь.
Существует ли единая база заболеваний в России, и если да, имеет ли к ней доступ ГИБДД?
Нет, такой базы на самом деле нет. Есть, конечно, внутренние различные базы данных Министерства здравоохранения РФ. Но доступ к ним не имеет ни ГИБДД, ни прокуратура и ни какая-либо другая организация.
Для получения каких-то сведений о заболевании того или иного человека различные госорганы должны делать соответствующий запрос в Минздрав.
Таким образом, органы ГИБДД не могут напрямую узнать, есть ли у водителя заболевания, препятствующие управлению ТС.
Почему же в России до сих пор органам ГИБДД и другим структурам не открыли такую базу, в которой можно было бы проверить противопоказания к управлению автомобилем у любого водителя? Все дело во врачебной тайне.
По мнению Минздрава РФ, сведения о заболеваниях в базе данных, доступной для различных организаций, может навредить гражданам, если подобная информация попадет к недобросовестным людям.
То есть Минздрав охраняет тайну пациентов с целью защитить граждан России от посягательств мошенников и недобросовестных людей.
Хотя, как недавно заявили в ГИБДД, им не нужны полные сведения о заболеваниях водителей. Достаточно будет информации о наличии противопоказаний к управлению автомобилем. Проще говоря, есть ограничения или нет.
По мнению органов ГИБДД, в случае получения доступа к такой базе данных в стране можно будет за короткий срок ограничить в водительских правах огромное количество водителей, которые в настоящий момент представляют опасность на дороге.
Особенно это касается водителей, состоящих на учете у нарколога и психиатра.
Источник: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/520445-zamena-prav-dlya-pozhilyh-voditeley-v-kakih-sluchayah-ne-proyti-komissiyu.html
Причины, по которым человеку не выдадут водительские права
По каким причинам человеку откажут в выдаче водительского удостоверения?
- Медицинские ограничения
- Возраст и стаж
- Судимость
Аварийность на дорогах нашей страны, несмотря на усилия со стороны инспекторов ГИБДД, продолжает оставаться на высоком уровне.
При этом нередки случаи, когда к ДТП приводит отнюдь не нахождение в состоянии алкогольного опьянения или неопытность водителя, а внезапно ухудшившееся самочувствие человека, управлявшего транспортным средством.
Врачи диагностируют у виновников происшествий инфаркты, инсульты, эпилептические приступы и т. д. Причем предсказать подобное развитие событий при выдаче гражданину водительского удостоверения невозможно.
В России действуют нормативные документы, содержащие перечень недугов, препятствующих получению прав. Что же входит в данный перечень? Существуют ли иные причины, которые могут послужить основанием для отказа в присвоении статуса водителя?
Медицинские ограничения
Из содержания статьи 23.1 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» следует, что к обучению вождению техникой допускаются только те лица, которые имеют на руках врачебное заключение. Документ должен подтверждать отсутствие противопоказаний для управления автомобилями. При этом различают:
- заболевания, наличие которых делает невозможным получение прав;
- состояния, требующие наличия специальных приспособлений для езды на машине или внесения изменений в конструкцию транспортного средства;
- ограничения, подлежащие корректировке, которые лишь в данный момент времени препятствуют выдаче удостоверения.
Источник изображения: eaapa.ru
К абсолютным противопоказаниям относятся такие недуги, как хронические расстройства психики (шизофрения), эпилепсия, органические поражения ЦНС, олигофрения, личностные нарушения, невротические патологии.
В получении прав будет отказано человеку, употребляющему наркотические или психотропные вещества, пока врачи не посчитают возможным снять его с диспансерного учета.
Не допускаются к управлению техникой граждане, имеющие слепоту и серьезные проблемы со зрением (что вполне логично), а также люди, страдающие нарушением цветовосприятия (ахроматопсией).
Если у будущего водителя отсутствуют кисть или рука полностью, неподвижны межфаланговые суставы, утрачены несколько пальцев, ему будет разрешена езда лишь на машинах с АКПП. При деформациях стоп, укорочении конечностей, после их ампутации, при параличе или парезе нижней части тела возможен допуск к передвижению на автомобилях, оборудованных ручным управлением.
При отсутствии одного глаза лицо допускается за руль при наличии в машине акустической парковочной системы. Людям с плохим зрением выдается удостоверение с пометкой, что управление транспортом возможно только с использованием специальных приспособлений (очки, контактные линзы). Глухота в обязательном порядке подлежит коррекции при помощи слухового аппарата.
При выявлении временных ограничений человеку будет отказано в выдаче медицинской справки. Однако через некоторый промежуток времени гражданин сможет пройти комиссию повторно, если недопустимые состояния получится устранить. К таковым, в частности, относятся:
- чрезмерно низкая острота зрения (ниже 0,2 на худшем глазу и менее 0,6 на лучшем);
- острота зрения на одном глазу ниже 0,8 при одновременной полной слепоте второго;
- восстановительный период после рефракционных операций на роговой оболочке (1 месяц);
- заболевания склеры, парезы мышц, ограничивающие движение глазного яблока;
- сужение поля зрения, вызванное глаукомой;
- неподвижность нескольких пальцев на верхней конечности;
- заболевания вестибулярного аппарата, вызывающие головокружение;
- временная тугоухость (для категорий «C», «CE», «D», «DE» и другие).
Если будет установлено, что медицинская проблема решена, человеку выдадут справку о возможности получения им водительского удостоверения.
Источник изображения: auto.mail.ru
Возраст и стаж
По закону к сдаче экзамена в МРЭО ГИБДД не допускаются лица, не достигшие установленного для соответствующей категории транспорта возраста. Управлять мопедами и легкими мотоциклами разрешается с шестнадцати лет, «легковушками», грузовыми машинами категории «C» — с восемнадцати, автобусами, трамваями, троллейбусами – с двадцати одного года.
Пройти обучение в автошколе на категории «B» и «C» и сдать экзамен в МРЭО можно и в семнадцатилетнем возрасте. Однако само водительское удостоверение будет выдано только после наступления совершеннолетия. Чтобы получить права, позволяющие перемещаться за рулем транспортных составов, необходимо иметь стаж управления не менее 12 месяцев.
Судимость
Многие считают, что наличие условного наказания или нахождение под административным надзором являются препятствием для обучения вождению.
Это не так: никаких ограничений для людей, имеющих судимость, в том числе непогашенную, закон не подразумевает. Исключением могут быть случаи, когда в приговоре прописывается запрет на управление автомобилями.
Как правило, он устанавливается на определенный срок, по истечении которого человек снова сможет сесть за руль.
Если гражданин не имеет возрастных и медицинских ограничений, он будет допущен к сдаче итогового экзамена в МРЭО ГИБДД. Разумеется, в случае «провала» в выдаче водительского удостоверения ему откажут.
Однако уже через неделю попытку разрешается повторить. Чтобы избежать неудачи, следует ответственно отнестись к прохождению обучения в автошколе.
И тогда стать обладателем водительского удостоверения можно будет в максимально короткие сроки.
Источник: https://www.RuDorogi.ru/articles/traffic-laws/reasons-will-not-give-drivers-license.html
У пенсионеров заберут водительские права?
Сергей Шишкарев, возглавляющий Комитет Государственной думы по транспортным вопросам, высказал предложение о том, что российских граждан, достигших пенсионного возраста, следует ограничить в водительских правах. Этот вопрос господин Шишкарев предлагает серьёзно проработать депутатам, которые войдут в состав новой Госдумы РФ.
Что хотят изменить?
По мнению депутата, водители, ставшие пенсионерами по возрасту, представляют собой, так сказать, повышенную угрозу на дороге в силу особенностей возраста: реакция уже не та, да и зрение может подводить.
Предложение депутата: ввести новые права для автомобилистов, перешагнувших 65-летний рубеж.
Эти права, считает Сергей Шишкарев, должны выдаваться после 65 лет и действовать не более пяти лет. Никто из депутатов нынешнего созыва пока не поддержал новаторскую идею Сергея Шишкарева. Следует отметить, что в новый список «ЕдРа» депутат не вошел, и его карьера в качестве депутата думы заканчивается в декабре этого года.
В ГУ безопасности дорожного движения данное предложение также не нашло положительного отклика. По мнению сотрудников ГИБДД, водительские права выдаются строго по медицинским показаниям. И лишь медицинский работник способен дать оценку того, допускать или нет гражданина к управлению транспортным средством.
Точка зрения экспертов
Сергей Бойцов, главы ГНИ центра профилактической медицины, отчасти поддержал инициативу депутата.
Он отметил, что около 8 процентов аварий на дорогах происходят в связи с сердечными приступами или инфарктами у пожилых водителей.
После 65-летнего возраста человек входит в определенную зону риска по этим заболеваниям. Однако, по мнению директора центра профмедицины, отбирать водительские удостоверения – слишком кардинальная мера.
Достаточно просто проводить более глубокое медицинское исследование в этом возрасте, а не ограничиваться измерением давления.
И даже если всевозможные анализы и исследования выявят у гражданина предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, то это лишь повод направить человека к специалисту, а никак не лишить его прав. Эту инициативу, считает Сергей Бойцов, вполне уместно сравнить с идеей запретить бесплатную рыбную ловлю.
Видеоматериал по теме:
Свобода выбора
Вячеслав Лысаков, возглавляющий движение автомобилистов «Свобода выбора», вступил с резкой критикой предложения депутата. По мнению главы «Свобода выбора», напротив, пенсионеры обладают навыками и опытом вождения и лишены бесшабашности водителей-новичков.
По статистике, большинство аварий происходит с участием автовладельцев, чей водительский стаж составляет менее двух лет.
И уж если кого следует ограничивать в правах на дороге, то как раз начинающих автовладельцев. Кроме специальных знаков-наклеек, считает Вячеслав Лысаков, нужно законодательно закрепить следующие ограничения для новичков: запретить поездки в ночное время суток, ограничить число пассажиров до одного и в целом установить определенный пониженный скоростной режим.
Более того, молодой водитель, по мнению эксперта, не должен управлять автомобилем с мощностью свыше 130 лошадей.
В статье использовано изображение с сайта www.pensionary.ru
Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/zaberyt_prava_pencioneri/
Новые медицинские противопоказания, показания и ограничения с 12 января 2015 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про новые медицинские противопоказания, показания и ограничения, действующие с 12 января 2015 года. Сразу же хочу отметить, что полный перечень заболеваний и отклонений Вы можете найти в соответствующем постановлении Правительства.
Сегодня мы не будем останавливаться на каждом заболевании подробно, а лишь рассмотрим самые интересные для водителя моменты. Приступим.
Медицинские противопоказания, показания и ограничения для водителей
В первую очередь предлагаю расшифровать перечисленные выше требования:
- Медицинские противопоказания — заболевания, имея которые автомобилем управлять нельзя, т.е. медицинская справка не может быть получена водителем.
- Медицинские показания — заболевания, требующие особых условий для использования автомобиля. Например, к ним относится обязательное наличие очков или контактных линз для водителя с отклонением остроты зрения.
- Медицинские ограничения — заболевания, при которых водитель не может быть допущен к управлению транспортным средством определенной категории. Ограничения показывают разрешенные величины параметров заболеваний, при несоблюдении которых водителю не выдается справка.
Ниже каждая из перечисленных групп будет рассмотрена подробнее.
Медицинские противопоказания
К данной группе относятся довольно серьезные заболевания, при которых водителю будет однозначно отказано в медицинской справке. Например, речь идет о слепоте обоих глаз, эпилепсии, шизофрении и т.д. Полный перечень противопоказаний можно найти здесь.
Медицинские показания
Медицинские показания — это заболевания, предусматривающие наличие особых отметок в водительском удостоверении:
- ручное управление;
- автоматическая трансмиссия — АКПП;
- акустическая парковочная система — парктроник;
- медицинские изделия для коррекция зрения — очки или линзы;
- медицинские изделия для компенсации потери слуха — слуховой аппарат.
Каждой из перечисленных выше отметок соответствует отдельная группа заболеваний.
Например, ручное управление назначается при наличии заболеваний нижних конечностей (ног), АКПП — при заболевании верхних и нижних конечностей (рук и ног), парктроник — при слепоте одного глаза, очки — при остроте зрения ниже разрешенной, слуховой аппарат — при снижении слуха. Полный список заболеваний можно найти здесь.
Медицинские ограничения
Медицинские ограничения значительно отличаются для разных категорий транспортных средств. Общие требования предъявляются к следующим категориям и подкатегориям:
- A, M, A1, B1 — мотоциклы, мопеды и т.п.
- B, BE, B1 — легковые автомобили.
- C, CE, D, DE, Tm, Tb, C1, D1, C1E, D1E — грузовики, автобусы и т.д.
- Причем требования для каждой из перечисленных выше групп значительно отличаются друг от друга.
- Самые простые требования для легковых автомобилей, для мотоциклов они несколько жестче, для грузовиков и автобусов — самые жесткие.
- Например, рассмотрим требования по остроте зрения:
- Для легковых автомобилей острота зрения должна быть не хуже 0,6 на лучшем глазу и не хуже 0,2 на худшем глазу (в том числе при наличии очков или линз).
Для мотоциклов требования такие же — 0,6 и 0,2. Однако есть и дополнительное требование. При слепоте одного глаза, острота зрения второго должна быть не хуже 0,8.
Для грузовиков и автобусов требование для лучшего глаза — 0,8, для худшего — 0,4. При этом в случае наличия очков коррекция на лучшем видящем глазу должна быть не больше 8 дптр. Слепота одного глаза не допускается.
Также для автобусов и грузовиков есть дополнительные требования. Например, медицинская справка не может быть выдана водителю, рост которого менее 150 см.
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что все транспортные средства разделены на 3 группы. Требования внутри каждой группы одинаковые. Однако медицинскую справку выдают только для тех категорий, на которые Вы укажете в больнице или медицинском центре.
Например, Вы можете сказать, что Вам нужна справка на категорию В и Вам ее выдадут, а все остальные категории прочеркнут.
Если Вы решите открыть категорию BE через месяц, то Вам придется заново получать справку и заново за нее платить, хотя требования по медицинскому осмотру те же самые.
Поэтому рекомендую на практике получать справку сразу для всей группы транспортных средств, т.е. для B, B1, BE.
Что произойдет, если выявлено противопоказание, показание или ограничение?
Рассмотрим еще одну важную ситуацию. Предположим, водитель получил медицинские права в 2014 году, при этом никаких отклонений в состоянии здоровья у него не было. Однако в 2015 году у него резко ухудшилось зрение, о чем он узнал при посещении окулиста. Что произойдет в данном случае?
На первый взгляд кажется, что водительское удостоверение уже выдано и срок его действия составляет 10 лет. Однако не все так просто.
Рассмотрим пункт 35 правил выдачи водительских удостоверений:
- 35. Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:
- а) если истек срок действия водительского удостоверения;б) если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;г) если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;д) если поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;е) если выдано новое водительское удостоверение;
- ж) если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Таким образом, при ухудшении состояния здоровья (например, ухудшении зрения) водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию. Как только сотрудники ГИБДД узнают об ухудшении здоровья водителя и остановят его, будет наложен внушительный штраф за отсутствие водительского удостоверения.
Так что рекомендую постоянно следить за состоянием собственного здоровья и вовремя его корректировать, дабы не остаться без водительского удостоверения.
Удачи на дорогах!
Источник: https://pddmaster.ru/documentsnews/novye-medicinskie-protivopokazaniya-pokazaniya-i-ogranicheniya-s-12-yanvarya-2015-goda.html
Пожилым водителям выдадут «неполноценные» права?
31.10.2011 14:50:07
Купить недорогую подержанную машину и ездить на ней в сад или на рыбалку? Это, пожалуй, мечта любого российского пенсионера, у которого нет состоятельных отпрысков и виллы за границей, но зато есть свободное время и желание стать самостоятельным участником дорожного движения. И действительно – почему нет? Забрать из сада урожай, отвезти на дачу внучков, съездить на оптовый рынок за продуктами…
К сожалению, пожилых россиян в скором времени могут ограничить в получении водительских прав. Именно такая инициатива была озвучена главой думского кабинета по транспорту Сергеем Шишкаревым. «Что, если гражданам старше 65 лет выдавать права не на десять лет, а на пять?» – задумался парламентарий. И решил внести это предложение в Госдуму.
— Может быть, в Госдуме следующего созыва такой законопроект могут рассмотреть, — сообщил он.
Как считает Сергей Шишкарев, в значительной части ДТП виноваты именно пожилые водители. По некоторым данным, их неожиданно проявившиеся недуги становятся причиной десятой части всех аварий. В связи с этим выдавать пожилым гражданам водительские права сроком действия десять лет «несколько опрометчиво, если учитывать состояние их здоровья и скорость реакции».
Так неужели пожилые люди действительно создают повышенную угрозу на дорогах? И насколько оправданна подобная инициатива? Попробуем узнать у специалиста — генерального директора Центра высшего водительского мастерства Республики Башкортостан (ЦВВМ РБ) Марата Шафикова.
— Я с этим предложением не согласен. И выдавал бы права пенсионерам без ограничений, — заявил собеседник «ОЭГ».
— Если судить по моему опыту, аварий, происходящих по вине пенсионеров, гораздо меньше, нежели аварий с участием молодых водителей! Пенсионеры ездят аккуратно и осторожно, а вот о молодых людях этого сказать нельзя.
Вспомните – кто у нас водит без прав, в состоянии алкогольного опьянения? Это люди среднего и молодого возраста.
Кроме того, всем известно, что на сегодня получить водительское удостоверение без прохождения медкомиссии нельзя. Есть у тебя отклонения – справку ты не получишь, вне зависимости от возраста. Но если состояние здоровья позволяет человеку управлять автомобилем, то почему нет?
Марат Шафиков даже привел в пример зарубежный опыт.
— За границей люди ездят на автомобилях до глубокой старости, и это никого не удивляет, — отметил эксперт «Общественной электронной газеты». Хотя и признал, что сам процесс обучения дается пожилым тяжелее.
— Молодежь быстрее схватывает и запоминает, люди постарше стараются записывать. Но зато, если уж они что-то выучили, то это надолго.
Более того — наши пенсионеры даже курсы контраварийной подготовки проходят! Как действовать, например, если машину занесло, пешеход резко выбежал на дорогу, вас «подрезали» и так далее.
Так что никаких оснований для ограничений я не вижу!
— А что, если пенсионер плохо видит?
— В любом случае, зрение водителя оценивает окулист на медкомиссии. Окулист измеряет уровень зрения и принимает решение о годности пациента для управления машиной с таким зрением.
Если зрение подводит, пенсионера могут признать годным к управлению в очках. После этого фотографироваться на права нужно будет в очках.
Как отметил Марат Шафиков, на сегодня водить могут даже дальтоники, так как они видят расположение огней светофора.
— Что же касается экзаменов, то здесь все курсанты находятся в равных условиях. В случае необходимости пожилые курсанты могут взять дополнительные часы практических занятий.
Что ж, пожалуй, наш эксперт прав. Вовсе необязательно лишать пенсионеров радостей жизни в виде вождения — ведь у них этих радостей не так много… К счастью, с предыдущим выступающим согласно и большинство российских законотворцев. Судя по всему, поддерживать инициативу Сергея Шишкарева они не собираются.
Поднимем и философскую сторону вопроса. Почему-то (быть может, от недостатка культуры?) участники российского дорожного движения обожают ущемлять права тех ли иных групп водителей. Женщин, пенсионеров, водителей машин с отметкой «У»…
— Что касается начинающих водителей, то мы решаем проблему так – устанавливаем на учебные машины видеорегистраторы, — рассказывает Марат Шафиков. – Это специальные устройства, которые записывают действия курсанта во время вождения.
Вы, наверное, знаете, как относятся порой опытные водители к учебным авто – и бибикнуть могут, и прижать, и подрезать, несмотря на то, что рядом находится опытный инструктор. Теперь, в случае аварии, в суд можно предоставить запись происшествия.
И если виноват другой водитель, это очень легко доказать.
По сути, такие регистраторы в перспективе могут пригодиться и при сдаче экзамена, — добавляет собеседник «ОЭГ». — В Челябинской области уже реализована подобная система. К примеру, вы сдали практический экзамен без ошибок, но вам все равно поставили «незачет». Вы обращаетесь с записью видеорегистратора в комиссию и доказываете, что плохую оценку вам поставили незаслуженно.
Источник: http://i-gazeta.com/news/region102/17625.html
Пожилых водителей хотят ограничить в правах
- «Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение», – заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.
- Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.
- Оценивать не возраст, а здоровье
Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. «Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, – отметил он в беседе с РИА Новости. – Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту».
Госдума в два раза увеличивает число категорий в водительских правах>>
По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. «Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь», – пояснил он.
Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, «можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным», – говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
«В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди», – соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.
«Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания.
Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска», – пояснил он РИА Новости.
Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. «Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность», – предполагает Травин.
Об эффективности медкомиссий
В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей.
Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа.
Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.
Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому – отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.
«Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально», – говорит Лысаков.
Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать.
Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, «когда поднимается вся история болезни». Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку.
«Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся», – резюмировал он.
В группе риска – молодежь
Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. «Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу.
Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, – сказал он в беседе с РИА Новости. – Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция.
Выдавать права на 5 лет – вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного».
По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. «Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями», – говорит эксперт.
Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. «Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь», – отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий.
Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР.
Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: https://ria.ru/20111019/464546437.html
Пожилых водителей могут ограничить в правах
Комитет Госдумы по транспорту предложил ввести ограничения на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. По мнению специалистов, у людей старше 65 лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет.
Права на пять лет
Предложение, озвученное осенью прошлого года, не ново — подобный проект обсуждали еще в 2009 году. Кто-то считал оптимальным срок действия прав три года, другие настаивали на пяти.
Уже тогда проект был раскритикован общественностью и признан едва ли не антиконституционным.
Его противники ссылались на статью 19 Конституции РФ, которая гласит, что «все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее».
В конце концов обе стороны сошлись во мнении, что ограничивать нужно срок действия не водительского удостоверения, а медицинской справки.
Причем каждый случай следует рассматривать индивидуально, учитывая состояния здоровья каждого конкретного человека.
Кроме того, предлагали по такому принципу действовать по отношению ко всем будущим водителям, а не только к пенсионерам. Ведь зачастую здоровье не зависит от возраста.
Эксперты отмечали, что в случае, если ограничения по здоровью действительно есть, нужно выдать медицинскую справку сроком действия на три года или даже на год. Возможно, следует ввести дополнительное медицинское тестирование на поведенческие реакции или на адекватность.
Отметим, что такое предложение — не ноу-хау российских чиновников. Несколько лет назад за рубежом также высказывались предложения проверять пожилых водителей на адекватность, а при отсутствии необходимой медицинской справки и вовсе лишать их прав. Беспокоились, правда, в основном из-за того, что в пожилом возрасте человек нередко «выживает из ума».
Почему заговорили о проблеме
Внимание авторов проекта привлекла статистика. Ни для кого не секрет, что водители старше 70 лет встречаются на дорогах все чаще. По данным экспертов, их число приближается к рекордным показателям за всю историю автомобиля. Почему пожилые садятся за руль?
Если говорить о российских пенсионерах, то большинство из них отдает предпочтение личному автотранспорту, чтобы в комфортных условиях добраться до собственной дачи, не тратя нервы и деньги в общественном транспорте и не напрягая собственных детей. Плюс у многих, перешагнувших определенный возрастной рубеж, просто-напросто появляется свободное время.
Эффективна ли медкомиссия
Вроде сошлись на том, что решать, нужно ли ограничение в правах, должны врачи, — но вскоре снова засомневались. Основная претензия заключалась в том, что медкомиссии не всегда работают эффективно и зачастую водительские права получают алкоголики или наркоманы.
Мол, это происходит даже несмотря на то, что в 2010 году Минздрав утвердил новый, более строгий, порядок прохождения медкомиссии, а бланки справок обладают высокой степенью защиты от подделок.
Все дело в том, что раньше, чтобы получить права, нужно было взять справки из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что человек не состоит на учете.
Сейчас историю болезни не поднимают вовсе, врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором будущий водитель находится сейчас. А это значит, что допустить ошибку, которая потом может привести к серьезным последствиям на дороге, довольно легко.
Кто в группе риска
Спор о том, кто чаще всего попадает в ДТП — молодежь или пожилые, — кажется, так и не будет решен. У сторонников обеих позиций свои доказательства.
Например, согласно данным Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, на молодых водителей приходится около 27 % аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое выше, чем водителей старшего возраста.
В Великобритании количество автомобилистов старше 70 лет превысило 4 млн человек, и только 4 % возрастных водителей становятся участниками ДТП, приводящих к жертвам. Для сравнения: водители в возрасте от 16 до 20 лет составляют 2,5 % автомобилистов, однако становятся участниками 13 % ДТП с тяжелыми последствиями.
Эти данные подтверждаются и результатами исследований, проведенных в США: водители старше 65 лет на треть реже становятся виновниками ДТП по сравнению со своими молодыми коллегами.
Кстати, по данным Королевского автомобильного клуба, в Великобритании сейчас 191 долгожитель старше 100 лет имеет водительское удостоверение. Старейшему автомобилисту 106 лет, а даме-водителю — 107 лет. Правда, садятся ли они за руль, неизвестно.
Скорее всего, если верить той же статистике, многие пожилые сами отказываются от вождения, потому что боятся не справиться с управлением.
Риск стать участником аварии, по данным Центра технологий Allianz (AZT), собранным совместно с организацией Совета Европы по безопасности дорожного движения, возрастает только для водителей старше 75 лет. Причина в том, что пожилые люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Однако это с лихвой может компенсироваться большим опытом и аккуратным, осмотрительным стилем вождения.
По данным одной из крупнейших российских страховых компаний, среди ее клиентов, страхующихся по КАСКО, только 4 % автолюбителей старше 60 лет, но этот показатель растет. Они попадают в ДТП почти в два раза реже, чем молодые водители.
В то же время ряд экспертов отмечают, что больше всего рискуют попасть в ДТП именно пожилые дамы, а не мужчины. Своего рода подтверждением этому стал случай с 74-летней певицей Екатериной Шавриной, попавшей на днях в ДТП на трассе Москва — Ярославль.
В череповецких автошколах подтвердили «Речи», что число пожилых людей, желающих получить заветные корочки впервые, растет год от года. Лидируют, конечно, женщины. Они, как правило, учатся с нуля, в то время как мужчины уже умеют водить и проходят обучение для галочки, только чтобы получить права.
Но и тем и другим учеба дается с трудом, намного тяжелее, чем молодежи. В основном из-за того, что пожилые просто-напросто отвыкли учиться, тогда как молодые люди учатся не переставая на протяжении многих лет — в школе, техникуме, институте.
Водителей пометят
Решение по законопроекту не вынесено до сих пор. Возможно, как это уже было, о нем забудут на время, чтобы вновь вспомнить через пару лет. Пока же обсуждения не утихают.
Так, в одной из федеральных газет высказывалось предложение вместо ограничения срока действия прав или медицинских справок обязать водителей в возрасте приклеивать на авто предупреждающий кружок с надписью «60+», а тех, кто неуважительно отнесся к данной информации, штрафовать. Тем самым предполагалось защитить пожилого человека, зачастую двигающегося по городу неспешно и аккуратно, от более молодых и агрессивных водителей, намеренно подрезающих, поджимающих или подгоняющих автомобиль пожилого. Введение подобной метки, как уверяли авторы инициативы, могло бы сделать взаимоотношения участников движения чуть более цивилизованными.
70 лет за рулем
Вячеслав Волков за рулем 66 лет, и за это время ни разу не попадал в аварию.
— Пару раз стукнулись в меня, но это не считается, — с улыбкой вспоминает он. — Инспекторы все время удивляются, когда смотрят на дату получения прав.
Если учесть, что временное разрешение на право управлять машиной Вячеслав Павлович получил еще в 1945 году, когда ему было 14 лет и три месяца, то к водительскому стажу можно с уверенностью добавить еще четыре года. Более двадцати из этих 70 лет с ним его верный спутник автомобиль «Крайслер».
Научился ездить в воинской части на трофейных машинах, а после окончания техникума, справив совершеннолетие, получил права. Сегодня за рулем Вячеслав Волков практически каждый день, для него съездить в Санкт-Петербург или Москву — не проблема. Правда, замечает, что с возрастом стал осторожничать, хотя, слава богу, и со слухом, и со зрением все в порядке.
Из близких друзей и соседей по гаражу практически никто сейчас не ездит: опасаются.
На дачу —на машине
Татьяне Карповой скоро исполнится 60, но женщина не унывает и в прошлом году записалась на курсы вождения. Свое решение объясняет тем, что в Кадуйском районе у нее есть дача, где она давным-давно мечтает разбить сад и выращивать собственные томаты.
— Машина, конечно, есть у сына, да и автобус ходит практически до дачи, — говорит Татьяна Анатольевна. — Но цены на билеты все время растут, к тому же с возрастом хочется комфорта. Сын уже взрослый, и хотя он не откажется отвезти, если его попросить, но не хочется напрягать его лишний раз.
Экзамен по теории Татьяна Карпова сдала с первого раза; чтобы сдать практику, решила взять несколько дополнительных занятий. Училась на машине с коробкой-автоматом, поэтому уверена, что каких-либо сложностей на дороге возникнуть не должно. По крайней мере, первые месяцы вождения это подтверждают: женщина ездит аккуратно, осмотрительно, соблюдая скоростной режим.
Бог берег
Ивану Николаеву недавно исполнилось 58 лет, права он получил около четверти века назад.
— Учился в автошколе в 1989 году, раньше не задумывался о том, чтобы и права получить, и машину купить, — вспоминает Иван Алексеевич. — Работал то на шахте, то в лесхозе, то на автовышке в ЖЭУ. Переезжал из одного города в другой — как-то не до машины было.
Потом, когда остепенился, получил права. Сначала ездил для себя: на дачу или дочку отвезти на вокзал — она училась в другом городе; потом некоторое время таксовал. Возможно, это повлияло на стиль вождения, он стал более раскованным и свободным.
Но не лихачил никогда, за эти 25 лет ни разу не был в аварии, всегда удавалось уйти от столкновения. Бог берег или опыт, не знаю. Всегда старался сам отремонтировать, если что-то ломалось.
Возможно, если зрение начнет подводить или руки ослабнут, тогда подумаю, чтобы поставить машину в гараж. Пока я к этому не готов.
Марина Белая
Источник: http://35media.ru/articles/2014/04/04/pozhilyh-voditelej-mogut-ogranichit-v-pravah-