Понятие уголовной политики в рф


Действующий УК (ч. 1 ст. 2) на первый план выдвигает охранительные задачи: «Задачами настоящего кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств…»

Смена приоритетов уголовно-правовой охраны в новом УК отражает идеи, выдвинутые в ходе дискуссий в отечественной науке уголовного права.

Говоря об охранительной задаче уголовного права, можно выделить два аспекта этой проблемы. Это, во первых, общая превенция уголовного закона, т. е. предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета.

Общей превенции уголовного закона способствует существование не только самих уголовно-правовых запретов, но и управомочивающих, дозволительных норм (например, о необходимой обороне, крайней необходимости и др.) поскольку эти нормы также содействуют предупреждению преступлений.

Их можно назвать нормами, стимулирующими предупреждение преступлений и правомерное поведение. Вообще к этим нормам можно отнести и нормы об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного постпреступного поведения виновного (например, сформулированные в примечании к ст.

275 УК, в котором освобождение от ответственности за государственную измену связывается с добровольным и своевременным сообщением лица органам власти о содеянном или ином его поведении, способствовавшем предотвращению ущерба интересам Российской Федерации).

Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона.

Под нею понимается предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какое-либо преступление, что достигается путем применения к ним мер уголовного наказания, а также принудительных мер медицинского характера, воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних), условного осуждения, которые также связаны с усилением социального контроля за осужденными.

Задачи уголовного права реализуются через уголовную политику, в широком смысле понимаемую как государственную политику в области борьбы с преступностью.

Само право со всеми его отраслями прежде всего связано с политикой, поскольку любые правовые понятия представляют собой политические понятия.

Политика в широком смысле — это участие граждан в делах государства, направление его деятельности, определение форм и задач, содержания деятельности. Политика определяет цели в той или иной сфере деятельности государства, а также пути и средства их достижения.

Правовые нормы, которые создаются государством, по своей сущности являются политическими, так как в них выражаются политические идеи руководящих обществом групп. В рамках социальной политики существует правовая политика, а в пределах этой последней — политика уголовно-правовая.

Политическая линия государства зависит от тенденций, которыми оно руководствуется, от средств и методов, при помощи которых стремится решать задачи борьбы с преступностью.

Борьба с преступностью — одна из форм политической деятельности государства, занимающая особое место. Преступность во всем разнообразии форм ее проявления в конечном счете угрожает государству и именно ему причиняет ущерб, посягая на общественные отношения, установленные и охраняемые им.

Естественно поэтому, что борьба с преступностью есть прежде всего одна из форм политической деятельности государства, тесно связанная с классовым характером государственной политики.

Как известно из истории развития политических и государственных форм, каждый новый господствующий класс, приходя к власти, пытался обеспечить свое господство самыми разнообразными средствами, и в том числе принудительными.

Среди последних основное место принадлежало уголовно-правовым методам принуждения.

Поэтому в эпоху коренных социальных преобразований основную опасность для государства представляли политические преступления, то есть те из них, которые посягали непосредственно на основы политической деятельности государства, на фундамент власти, на проводимые государством преобразования. Задачи уголовной политики сегодня состоят в том, чтобы:

  1. определить, что должно считаться преступлением;
  2. сформулировать основные принципы уголовного права и уголовного правосудия;
  3. установить решающие критерии, по которым можно было бы судить о степени общественной опасности, а следовательно и наказуемости тех или иных деяний;
  4. в соответствии с основными положениями Конституции РФ очертить пределы и возможности уголовно-правового регулирования в некоторых сферах деятельности общественных учреждений, а также пределы вмешательства в жизнь частных лиц;
  5. определить принципы построения уголовно-правовых норм в соответствии с законодательной техникой, чтобы понятия и институты, составы преступлений соответствовали социальной сущности того или иного преступления;
  6. в процессе правосудия и применения норм уголовного права направлять деятельность органов правосудия в рамках постоянно изменяющихся социальных условий жизни людей;
  7. в соответствии с этими изменяющимися условиями своевременно вносить коррективы в уголовное законодательство.

Уголовная политика по своему содержанию значительно шире чем уголовное право, поскольку она не только определяет уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, но и призвана решать проблемы, связанные с профилактикой правонарушений, с организацией этой многообразной работы, что предполагает не только правовые, но и социальные и иные мероприятия. Уголовная политика реализуется прежде всего путем принятия соответствующих законов, их исполнения, т. е. правотворчества и правоприменения.

Долгие годы уголовная политика в нашей стране была пронизана тоталитарным содержанием и исходила из двух главных постулатов.

Во-первых, из идеологического представления о сугубо классовом содержании уголовного права, об антинародной и реакционной сущности уголовного права буржуазных стран, а также принципиальной противоположности ему советского уголовного права как высшего типа уголовного права.

Во-вторых, из идеализированного объяснения существования преступности наличием буржуазного общества (строя) и вытекающего отсюда идеологизированного мифа о ликвидации преступности лишь при построении коммунистического общества. В ходе сложных и неоднозначных процессов реформирования наше общество отказывается от указанных идеологических мифов и представлений в области уголовной политики.

Возвращаясь к содержанию и назначению общей и частной превенции уголовного закона, необходимо заметить, что не следует связывать с ними преувеличенные надежды. Между уровнем и динамикой преступности и уровнем уголовного законодательства существует определенная связь.

Однако известно, что преступность — весьма сложное социальное явление, и эта связь не является механически коррелятивно зависимой. Уровень преступности определяется не столько уровнем законодательства, сколько социально-экономическими, политическими, нравственными и иными факторами.

Кампании, объявлявшие самую решительную и бескомпромиссную борьбу с преступностью, и иные пропагандистские акции власти потерпели провал.

Ныне в основу борьбы с преступностью должна быть положена государственная программа, содержащая в первую очередь, экономические, материально-технические и правовые мероприятия. В мире происходит непрерывный рост преступности.

За последнюю четверть века преступность в передовых странах мира возросла в 2-3 раза, а коэффициент преступности превысил 8 тыс. преступлений на 100 тыс. населения. Прирост преступности во всех развитых странах составил от 4 до 6%.

И Россия не может избежать этой всеобщей тенденции.

В связи со сказанным необходима постановка реальных задач в борьбе с преступностью, каковыми могут являться снижение темпов ее роста, удержание ее на более или менее социально терпимом уровне, осуществление более или менее удовлетворительного контроля государства и общества за преступностью.

Более радикальные цели на сегодняшний день утопичны. Такой умеренный характер задач в сфере борьбы с преступностью объясняется, в частности, тем что социальный контроль над преступностью в условиях демократического общества осуществляется с большими трудностями, чем в обществе тоталитарном.

Статистика свидетельствует, что в демократическом обществе уровень преступности значительно выше, чем при тоталитарном режиме. Преступность — своеобразная плата за демократию. Однако реальный уровень свободы человека нельзя измерить лишь одними уголовно-статистическими инструментами.

Большие трудности жесткого контроля над преступностью в демократическом обществе объясняются и тем, что в таком обществе этот контроль преследует двуединую задачу: обеспечить правопорядок и пресекать преступления, но обязательно в рамках закона, гарантируя при этом неприкосновенность прав и свобод граждан.

В условиях роста преступности и социальной нестабильности соединить эти задачи для правоохранительных органов непросто.

Возвращаясь к задаче охраны личности, ее прав и свобод от преступных посягательств как основной задаче уголовного права, следует отметить, что она реализуется не только в связи с применением уголовного наказания к лицам, совершившим посягательства или с угрозой его применения к потенциальным преступникам.

Уголовный закон, ограничивая преступное поведение от неприступного, должен стоять на страже прав, свобод и интересов лиц, которые не совершали предусмотренного уголовным законом преступного деяния.

Реализация этой задачи в первую очередь зависит от совершенства формулировки уголовно-правовой нормы, конструирующей состав того или иного преступления.

Состояние действующего уголовного закона и перспективы его развития следует рассматривать с позиции доктрины общественной безопасности в РФ.

Современный криминологический анализ свидетельствует о значительном ухудшении качественных характеристик преступности, говорящих о резком повышении степени опасности преступных действий.

Эскалации насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений способствует усиливающаяся вооруженность преступного мира, распространенность оружия среди населения. Эффективность уголовного закона снижается фактическим неприменением его норм правоохранительным органами.

Уголовное законодательство призвано правильно оценить степень опасности запрещенных государством деяний, определить их противоправность, обосновано дифференцировать уголовную ответственность с тем, чтобы соизмерить степень общественной опасности деяния и суровость соответствующего ему наказания.

Уголовный закон призван стать формой государственной гарантии социальных ценностей. Реализация уголовно-правовой реформы связана с изменением иерархии ценностей в современном российском обществе. Примат государственных интересов сменился ориентацией на общечеловеческие ценности, приоритет личности, ее прав и свобод.

Эта установка привела к изменению структуры кодекса. В особенной части нового УК преступления против личности регулируются ранее других видов преступлений, а государственные преступления перемещены в конец Особенной части. Расширена защита конституционных прав и свобод граждан. В УК РФ 1996 г.

появились новые группы преступлений, охраняющие семью и несовершеннолетних, общественную нравственность, складывающиеся новые экономические отношения. Однако тезис о приоритете личности не следует толковать буквально. Охрана прав личности может осуществляться только через государственную деятельность.

В сильном государстве права личности более гарантированы.

В новом кодексе были учтены достижения отечественной и мировой науки, опыт правового регулирования зарубежных государств и традиции отечественного уголовного законодательства.

Это выразилось во введении в Общую часть положений о принципах уголовного права, экстрадиции, категоризации преступлений, множественности преступлений, ограниченной вменяемости, казусе, формах соучастия, эксцессе исполнителя, новых обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Не все предложения ученых были приняты (например, из проекта УК законодатель исключил главу об ответственности юридических лиц), но в целом уровень законодательной техники нового уголовного законодательства существенно вырос.

Устранены многие избыточные нормы и введены нормы, призванные обеспечить охрану новых общественных отношений (экологические, транспортные, компьютерные преступления, преступления против семьи и несовершеннолетних).

Более четко регламентирован институт групповой преступности, множественности преступлений, которые создают условия для эффективной борьбы с новыми преступлениями. Освобождение от избыточности норм видится в создании кодекса уголовных правонарушений небольшой тяжести, в принятии кодекса уголовных проступков, что давно предлагается учеными.

Гуманизация — приоритетное направление реформы уголовного законодательства.

Этот приоритет выдержан в форме увеличения количества поощрительных норм с профилактической направленностью, установлением гарантированного снижения наказания при деятельном раскаянии и др.

Но этот процесс идет неоднозначно во всех направлениях: в частности, вводится пожизненное заключение наряду с сохранением смертной казни, в ряде составов подняты нижний и верхний пределы самых суровых наказаний и др.

Многогранность уголовной политики выражается в разнообразии ее направлений, которые отражаются и закрепляются в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном праве и в некоторых других отраслях законодательства. Направления уголовной политики, отражаемые в уголовном, уголовно-процессуальном и уголов-но-исполнительном праве, целесообразно классифицировать как общие и специальные.

К общим направлениям уголовной политики относятся:

  • коренная перестройка уголовного законодательства, состоящая в приведении его в соответствие с новыми общественно-экономическими отношениями;
  • установление оптимального режима соотношения уголовно-правовых и иных мер противодействия правонарушениям, обеспечивающего эффективность этой деятельности в новых социально-экономических условиях.

К специальным направлениям уголовной политики относятся:

  • декриминализация, т. е. отмена уголовной ответственности за деяния, ранее признававшиеся преступными;
  • криминализация — установление уголовной ответственности за деяния ранее не считавшиеся преступными;
  • депенализация наказаний, т. е. исключение отдельных видов наказаний из системы наказаний или смягчение строгости наказаний за отдельные виды преступлений; введение новых более мягких мер наказания, а также ограничение применения строгих видов наказания к отдельным категориям лиц;
  • пенализация наказаний, т. е. установление более строгих наказаний либо усиление суровости наказаний за отдельные преступления, а также отмена менее строгих видов наказаний;
  • изменение формы уголовного законодательства (преобразование его структуры, уточнение норм Общей и Особенной частей УК, совершенствование системы квалифицирующих и привилегирующих признаков, дифференцирование ответственности).

Понятие, предмет, функции, метод уголовного права

Источник: http://ugolovnyj-zakon.ru/pravo/01-ponjatie-predmet-funkcii-metod-ugolovnogo-prava/3-ugolovnaja-politika-i-ugolovnoe-zakonodatelstvo.html

Понятие уголовно-исполнительной политики, её цель, задачи, содержание и стратегия

В основе формирования и развития правовой системы государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент права. Одно из ее направлений — политика в сфере борьбы с преступ­ностью.

В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью.

Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления.

Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

  • уголовно-правовая политика,
  • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
  • уголовно-исполнительная политика,
  • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики.

Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики — создание эффективной исправительной системы России путем

    1. защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний,
    2. создания условий для исправления осужденных, а также
    3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

Принципы уголовно-исполнительной политики:

    • законности,
    • равенства граждан перед законом,
    • гума­низма,
    • демократизма,
    • соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

    1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
    2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
    3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
    4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
  • уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
  • Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.
  • Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний.

В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

И уголовная, и уголовно-исполнительная политики связаны с социальной политикой, прежде всего, целями. Цель социальной политики государства — создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Уголовная политика, выражая интересы социальной полити­ки государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека, граж­данина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ).

Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужден­ных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех лю­дей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социаль­ная политика выражена в средствах материально-бытового и меди­цинского обеспечения осужденных.

Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы поли­тики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных ак­тах, достижениях науки.

На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной по­литики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

    • социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,
    • здоровье людей, их материальное благополучие,
    • работа системы социальных служб;
    • обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,
    • создание условий для деятельности общественных формирований,
    • состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
    • про­филактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается

    • в демократизации деятельности исправительных учреждений,
    • в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
    • в привлечении общества в исправлении осужденных.

Хотя она до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

    1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
    2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;
    3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;
    4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
    5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.

Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-ugolovno-ispolnitelnoy-politiki-eyo-tsel-zadachi-soderzhanie-i-strategiya

Уголовная политика России (стр. 1 из 5)

Введение

Теория уголовной политики опирается и взаимодействует с познаниями из области философии, политологии, социологии, психологии и других фундаментальных наук с позиций ее основных концептуальных параметров, с учетом достижений и открытий, осуществленных на рубеже нового тысячелетия. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке.

Разработаны новые и оригинальные идеи, учитывающие изменение роли государства в экономической и политической системах общества, в конституционном определении российского государства как социального.

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем права и правовой науки.

Поэтому формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без утверждения в практической деятельности людей научно обоснованных правовых начал управления социальными процессами.

Это в полной мере относится и к теории уголовной политики, оказывающей базисное влияние на уголовное право и являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

В политическом отношении уголовная политика является составной частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением. И как часть политики государства она в силу специфики своего объекта социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней.

  • Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью рассматриваемой категории — уголовная политика — для общественной жизни, безопасности социальной системы, её жизнеспособности.
  • Цель работы: раскрыть сущность современной уголовной политики России.
  • Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие уголовной политики; охарактеризовать содержание современной уголовной политики; анализировать развитие уголовной политики России.

Методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых, статьи журналов, посвященные проблемам развития уголовной политики. Для решения задач, поставленных в работе, использованы сравнительный и системный анализ, классификации и другие общенаучные методы.

При выполнении работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как «Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика» под редакцией Звечаровского И.Э., «Криминопенология» под редакцией Старкова О.В. и др., а также статьи таких журналов как «Уголовное право», «Российский следователь» и др., нормативно-правовой основой стал Уголовный кодекс РФ.

1
.Понятие уголовной политики

Уголовное право представляет собой систему соответствующих юридических норм, уголовная же политика предстает перед нами в виде руководящих идей, которые определяют содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных структур и правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Право — более консервативное и устойчивое явление. Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при относительной стабильности уголовного законодательства.

Уголовное право является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением норм уголовного права означает проведение в жизнь уголовной политики государства.

Попытки забвения важнейшей роли уголовной политики на нынешнем этапе развития российского общества и проведение только прикладных научных исследований, направленных на решение главным образом конкретных проблем правоохранительной деятельности, приводит к невозможности предвидения отдаленных последствий этих решений и прогнозирования развития как преступности в целом, так и системных обоснованных методов и способов борьбы с нею.

Современная наука характеризуется радикальным изменением самой системы научного познания. Размываются четкие границы между практической и познавательной деятельностью.

В системе научного знания проходят интенсивные процессы дифференциации и интеграции знания, развиваются комплексные и междисциплинарные исследования, разрабатываются новые способы и методы познания, методологические установки, появляются новые элементы картины мира, выделяются более сложные типы объектов познания, характеризующиеся историзмом, универсальностью, сложностью организации, которые раньше не поддавались теоретическому моделированию.

Преступность продолжает изменяться качественно и количественно. Политические доводы также часто берут верх над здравым смыслом и логикой событий. Это признаки системного кризиса в России конца 90-х гг., и в частности системы борьбы с преступностью, многие из которых имеют место и в начале XXI в.

В своей работе по уголовной политике С.С. Босхолов в 1999 г. отмечал, что современный период характеризуется вступлением России в полосу системного кризиса, частью которого является кризис конституционно-правовой системы [2.4].

Суть этого кризиса в дезинтеграции конституционно-правовых институтов власти, которые оказываются подчас не в состоянии эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Реальной становится опасность сворачивания с более или менее демократического пути развития на авторитарный.

Спустя пять лет это же кризисное состояние констатирует Э.Ф. Побегайло [3.3].

Теория уголовной политики призвана исследовать эти процессы, выявить закономерности и разработать эффективные методы «антикризисного» управления в данной сфере, а также предложить адекватную современным условиям модель обеспечения правопорядка и воздействия на преступность. Это требует уточнения понятийного аппарата и решения общих концептуальных вопросов.

В юридической литературе термин «уголовная политика» употребляется в разных контекстах, причем авторы вкладывают в него различное содержание, что часто приводит к подмене понятий. Известно, что широкая употребляемость термина отнюдь не говорит об адекватном его понимании.

Проблема уголовной политики является фундаментальной в теории отраслевых наук антикриминального цикла, в первую очередь уголовного права и криминологии.

Анализ позиций ученых, высказанных ими в разное время, дает ни с чем не сравнимую возможность «погружения» в процесс формирования изучаемого понятия с учетом развития государственно-правовых явлений на протяжении достаточно длительного исторического периода.

Это также свидетельствует об определенной научной состоятельности и самостоятельности ученых в условиях существовавшего на тот период политического режима.

Слово «политика» (politike) в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни.

Уголовная политика как одно из направлений социальной политики — это государственная политика в области борьбы с преступностью.

Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения.

Относительно объема и содержания уголовной политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики.

Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью[2.5].

Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, уголовно-исполнительные, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.).

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И.

Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие.

Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым[3.2] и Н.А.

Стручковым: «Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения»[2.13]. Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев [2.2]. По его мнению, уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания.

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по мнению И.А.

Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как «направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами» [2.7].

Источник: https://mirznanii.com/a/44231/ugolovnaya-politika-rossii

Рекомендуем!  Закон о защите прав потребителей электроэнергии
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

одиннадцать + 3 =