Порядок объединения земельных участков в россии в 2019 году


В этой статье:
Рекомендуем!  Начальник нарушает трудовой кодекс куда жаловаться

Объединить земельные участки в один объект недвижимости могут только их законные владельцы. Для этого потребуется выполнить комплекс кадастровых работ, а также пройти процедуру постановки на учет новой земельной единицы и зарегистрировать участок в госреестре ЕГРН.

Что такое объединение участков

Порядок объединения земельных участков в россии в 2019 году

Объединение участков земли является законной процедурой, которая характеризуется следующими нюансами:

  • при объединении исходные объекты недвижимости утрачивают самостоятельное существование, а для вновь образованного участка определяются единые границы;
  • объединить участки может как один собственник двух объектов недвижимости, так и разные владельцы (во втором случае на единый участок будет зарегистрирована долевая форма собственности);
  • при объединении наделов сохранится их категория и разрешенный вид пользования.

Объединить два смежных земельных участка могут только их собственники. Если гражданин владеет соседними участками на праве аренды, для объединения ему нужно обратиться к арендодателю (собственнику земли) для получения разрешения и оформления всех необходимых документов.

Наиболее распространенным вариантом является объединение смежных участков, принадлежащих одному гражданину. В этом случае нет необходимости распределять доли на вновь образованный надел, он будет передан в индивидуальную собственность одного лица.

Как объединить участки

Чтобы объединить земельные наделы нужно установить их характерные точки границ. Эта 

процедура проводится в рамках кадастровых работ и закрепляется в виде межевого плана на вновь образованный участок. Выполнение всех необходимых действий для объединения участков можно представить в виде пошаговой инструкции:

  1. принятие решения собственниками смежных наделов или единственным владельцем указанных объектов;
  2. обращение к кадастровому инженеру для проведения межевых работ и определения границ вновь образованного надела;
  3. согласование инженером границ нового участка с владельцами смежных наделов и оформление соответствующего акта;
  4. изготовление межевого плана;
  5. обращение в кадастровые органы службы Росреестра для постановки нового участка на учет и регистрации прав.

Порядок объединения земельных участков в россии в 2019 году

Для межевания используются данные об исходных земельных наделах, внесенные в ЕГРН. Если земля не была поставлена на кадастровый учет (такие случаи возможны, если участки находятся в муниципальном фонде или были приобретены до 2013 года), после их объединения эта процедура будет выполнена службой Росреестра.

После определения инженером границ нового надела, они должны быть согласованы с владельцами смежных объектов недвижимости.

Если на этом этапе возникают проблемы (кто-либо из соседей отказывается согласовать границы), спор может быть передан в судебные учреждения.

Если разногласий не возникло, все правообладатели смежных участков подписывают единый акт согласования, который будет являться приложением к межевому плану.

Межевой план будет являться основанием для постановки объекта на учет в кадастровых органах и регистрации прав, это указано в статье 14 Федерального закона № 218-ФЗ.

В его содержание входит описание всех характеристик нового объекта – площадь, границы, отношение к ориентирам на местности и т.д.

Сведения из указанного документа должны соответствовать данным из госреестра ЕГРН, в противном случае в постановке на кадастровый учет будет отказано.

Чтобы надлежащим образом зафиксировать все данные о вновь образованной единице недвижимости, нужно учитывать следующие нюансы:

  • при образовании нового участка ему будет присвоен уникальный кадастровый номер, тогда как кадастровые номера ранее существовавших  наделов аннулируются службой Росреестра;
  • данные о первоначальных участках исключаются в госреестра ЕГРН, а информация о новом объекте недвижимости заносится в указанную федеральную базу данных;
  • в подтверждение проведенных действий собственник или несколько владельцев получат выписку из госреестра ЕГРН.

После получения выписки из госреестра процедура объединения земельных участков считается завершенной.

Куда обратиться

Проведение кадастрового учета и регистрации прав на вновь образованный надел земли может осуществляться следующими способами:

  1. путем обращения в территориальный отдел Росреестра;
  2. путем подачи документов в учреждение Многофункционального центра;
  3. путем заполнения электронной формы заявления через портал госуслуг.

В каждом из перечисленных случаев заявитель должен представить стандартный пакет документации, перечень которой определен Федеральным законом № 218-ФЗ.

В состав документов для проведения процедуры объединения земельных объектов входят:

  • правоустанавливающие документы на землю (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН);
  • договоры аренды, а также разрешение арендодателя на объединение земли;
  • межевой план, изготовленный кадастровым инженером;
  • общегражданские паспорта правообладателей смежных участков;
  • заполненный бланк заявления для постановки объекта на учет и проведения регистрационных действий;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Все указанные документы, необходимые для объединения смежных участков земли, представляются в службу Росреестра в виде оригиналов.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-obedinit-zemelnye-uchastki-v-odin

Земельный Кодекс РФ в 2024 году

14.05.2018

В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр. регламентирует закон о земле в 2019 году. Правовой документ устанавливает процедуру передачи участка в собственность, оформление его в аренду и прочие нюансы.

Земельный Кодекс 2019 года: официальный текст и основные положения

ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г.

В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами.

Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.

Основные положения закона

Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:

  • основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
  • сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
  • определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
  • сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
  • перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
  • установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
  • сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
  • определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
  • регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
  • установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
  • сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
  • перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
  • законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
  • определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
  • регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
  • классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
  • установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
  • определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.

Читать так же:  Лицензия на проектирование

В сфере охраны объектов установлены правила и цели обеспечения защиты. Утверждено проведение оценки и экспертизы территорий.

Также законопроект определяет возмещение убытков, которые касаются ухудшения качества используемых участков. У субъектов и муниципалитетов есть определенные способы воздействия на нарушителей.

Ответственность за несоблюдение законодательства определена в тексте документа.

Согласно положениям действующего закона, все территории могут быть разделены, в зависимости от целей их использования:

  • сельскохозяйственного значения;
  • населенных пунктов;
  • промышленных, транспортных, коммуникационных, производственных объектов;
  • особо охраняемые зоны;
  • земли лесного, водного фонда, земли запаса.

В последней редакции правового документа определен порядок выделения земельных объектов в собственность.

При этом необходимо учесть, принадлежит территория государству, региону, муниципалитету либо находится в частной собственности.

Для регистрации участка будущему владельцу потребуется предоставить установленные законом документы. Земли могут быть выделены в бессрочное пользование, могут передаваться по наследству и проч.

Действующие нормы документа

В законопроекте описаны основные правила землепользования. При этом установлена правовая база, позволяющая соблюдать предписанные нормы. Основополагающие принципы базируются на следующих определениях:

  • земля составляет основу жизнедеятельности жителей РФ;
  • все законодательные нормы направлены на охрану земли. Защита территорий является приоритетом государственной политики;
  • сделан уклон на сохранении жизни и здоровья жителей страны;
  • владельцы земельных участков вправе принимать решения, которые непосредственно касаются территорий, находящихся в собственности;
  • земельные наделы неразрывно связаны с объектами, располагающимися на их территории;
  • ценные объекты должны сохраняться в первую очередь;
  • за пользование землей взимается установленная плата (кроме случаев, которые предусмотрены в законодательстве);
  • участки разделены согласно своему значению;
  • территории могут находиться в государственном, региональном, муниципальном владении;
  • земельное законодательство не связано с гражданским;
  • должны соблюдаться интересы как самих жителей, так и общества.

Земля может рассматриваться как природный объект или как отдельные земельные участки. При этом участвовать в формировании земельных отношений могут жители, предприниматели, регионы и муниципалитеты.

Правки и изменения в 2024 году

Последние изменения, которые действуют и в нынешней редакции документа, парламентарии внесли в 2017 году. Был дополнен текст некоторых разделов:

  • добавили положение, касающееся образования территорий, связанных с возникновением временных населенных пунктов;
  • включили пункт об участках, которые могут входить в состав научно-технических центров;
  • внесли изменения, касающиеся особенностей согласования схем расположения участков, и дополнили статью о данных особо охраняемых территорий;
  • определен раздел, устанавливающий процедуру предварительного согласования выделения объекта;
  • схема выделения участка должна быть согласована с прочими законодательными нормами.

Читать так же:  Разрешение на временное пребывание в 2019 году

Скачать Земельный Кодекс 2024 года

Порядок объединения земельных участков в россии в 2019 году

В юридическом документе предусмотрены все нюансы, касающиеся отношений землепользования. Предлагаем скачать закон о земле по следующей ссылке, которая содержит текст в последней редакции.

Земельный Кодекс в полной мере описывает возможности использования земли и охраны территорий различного назначения. В него включены разделы, касающиеся оформления участков в собственность, и процедура возможного их изъятия.

Источник: https://zakonoved.su/zemelnyy-kodeks-rf.html

Объединение земельных участков в 2019 году: образец соглашения, проведение кадастровых работ, условия и порядок объединения земли, документы | Земельный эксперт

20117

Содержание статьи:

Земельные участки, смежные друг с другом, можно объединить в один новый участок. Сделать это по общему правилу могут только их собственники. Если обоими наделами владеет один гражданин, то он становится единоличным собственником созданной им недвижимости.

Если наделы принадлежали нескольким субъектам, объединение земельных участков может происходить в режиме общей собственности. Глава 16 Гражданского Кодекса РФ разрешает общий земельный участок делить на доли. Каждая из них будет принадлежать гражданам на правомочиях собственников.

В ходе объединения им понадобится образец решения собственника об объединении земельных участков (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец решения собственника об объединении земельных участков]).

Что происходит при объединении земельных участков?

Образец соглашения об объединении земельных участков — это документ, в котором находит отражение один из вариантов образования нового надела (статья 11.2 ЗК РФ). Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об объединении земельных участков].

Главное условие для слияния участков отражено в статье 11.6 ЗК РФ: смежность наделов. При образовании нового участка, юридическое существование его образующих прекращается.

Последствия образования нового участка состоят в том, что гражданин наделяется правомочиями собственника на вновь созданное имущество.

ВАЖНО: закон предоставляет возможность объединения не только собственникам, но и тем, кто пользуется имуществом на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или пожизненного наследуемого владения. Но порядок объединения двух участков в один несколько иной, если сравнивать аналогичный процесс с режимом собственности. Два таких участка могут быть образованы, если их хозяином является одно лицо.

Залог не выступает помехой для образования нового участка. Обременение перекладывается на новый объект, если иной порядок не назначен нормами законов.

Требования к объединяемым земельным участкам

Положениями закона установлены главные критерии, при соблюдении которых образуются вновь созданные земельные участки:

  1. Границы земель должны быть четко установлены в соответствии с законодательством РФ. Для этого специалистами составляется межевой план, предназначение которого состоит в определении габаритов участка и его границ. Стоимость межевого плана примерно одинакова в различных специализированных компаниях.
  2. Участки земли должны быть в одной группе по целевому назначению и относиться к разрешенным категориям.
  3. Земли должны располагаться в одном муниципальном образовании.
  4. Владение участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования, а также пожизненного наследуемого владения должен осуществлять один человек.
  5. Объединение земель не должно создавать помехи к размещению недвижимости, нарушать требования охраны земель.

После создания межевого плана участок необходимо поставить на учет. Документы готовит специалист. Заключение кадастрового инженера нужно для регистрации вновь созданного объекта недвижимости.

Решение и соглашение на объединение земельных участков

Гражданин предоставляет решение об объединении участков, если он один владеет ими. Этот документ составляется в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Для участка земли, образуемого из земель разных собственников, группой лиц формируется коллективное решение, под которым они ставят свои подписи. Его содержание заключается в четко выраженном согласии собственников на объединение своих участков.

В дополнении к решению, пишется заявление об объединении (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления об объединении земельных участков]). Заявление подается в местную администрацию. Сотрудники администрации должны ответить на заявление гражданина или группы лиц.

Ответом служит проект постановления. Последующий документ (постановление) уже выносится при принятии окончательного решения об объединении земельных участков. Вновь созданному объекту недвижимости присваивается почтовый адрес.

Составлять соглашение об объединении необходимо, когда в слиянии земель участвуют несколько владельцев.

В соглашении нужно учесть интересы всех собственников, но полномочия владельцев распространяются только в пределах их территории. Обычно объединяются участки, разные по площади, но одинаковые по назначению.

Например, это могут быть наделы земли, предназначенные для садоводческих работ, что создает удобства любителям загородной жизни.

Порядок объединения земельных участков

  1. Сбор и подготовка документов.
  2. Визит в кадастровую палату, вызов кадастрового инженера. Специалист проведет с объектом необходимые работы, на базе которых выдаются технические документы.
  3. Постановка созданного участка на учет, присвоение кадастрового идентификатора, оформление нового свидетельства.
  4. Обращение в регистрационную палату. Сотрудники этого органа выдают унифицированное заявление. Оно подписывается гражданином. К нему прилагаются необходимые документы.

    Через 30 дней гражданин на руки получает правоустанавливающий документ. Это свидетельство на землю.

Список документов

  • основной документ заявителя;
  • заявка в кадастровый орган;
  • документы (правоустанавливающие);
  • справка из кадастрового учета;
  • разрешение из муниципалитета, если речь идет об участках, находящихся в аренде.

Пример по объединению земельных участков

Гражданка Перова А.М. и соистцы обратились с иском в суд. Женщина владеет домом (1/3 доля). Остальным двум мужчинам, Чехову и Пышкину, также принадлежат по 1/3 доли. Граждане проживают в городе Ульяновске.

Дом стоит на участке земли, 600 кв.м. К нему примыкает еще один надел, но меньший по площади — 90 кв.м. Участок был выделен под огородничество, им никто не интересовался. У предыдущего владельца жилого дома земля заявителей была выделена под аренду.

Перова, Пышкин и Чехов обратились в мэрию для того, чтобы объединить между собой эти земельные наделы. Между ними произошел разговор, в ходе которого было решено оформить новый земельный участок в долевую собственность. Комитет архитектуры согласовал объединение двух участков в один.

Выдан был кадастровый паспорт на объединенный участок. А мэрия отказалась давать согласие. Причиной этого послужило отсутствие разрешения правообладателя земельного надела на объединение участков.

Мэрия в этом вопросе ссылалась на 11 статью Правил землепользования в городе Ульяновске (решение Ульяновской Думы 13.10.2004 №90).

Истцы решили, что решение мэрии противоречит их интересам и не отвечает закону.

В соответствии с нормой 35 ЗК РФ, при приобретении права общей долевой собственности на жилой дом, к гражданину переходит аналогичное право и на участок земли, которым владел прежний собственник.

Основываясь на этом, можно сказать о том, что владелец является правообладателем земельных наделов. По решению суда истцы получили разрешение на объединение своих земельных участков.

  • объединение земель – это разрешенная законом процедура, с соблюдением определенных требований;
  • новый участок оформляется в местной администрации;
  • слияние двух участков может быть осуществлено гражданами, которые пользуются участком на правах собственников, на основании постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования, а также на праве пожизненного наследуемого владения;
  • юридические лица, пользующиеся участком, также имеют право объединить его с другим, путем выкупа земли из муниципальной собственности;
  • при согласии юридического лица, организация может выкупить землю или объединить участки на правах аренды;
  • при отказе местной администрации в объединении участков, гражданин имеет право обратиться в суд.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по объединению земельных участков

Вопрос: Добрый день, нужна консультация юриста. У нас с женой два смежных участка. Один из них принадлежит моей жене, а второй мне. Жена оформила собственность в 1993 году, я – намного позже, в 2001 году по решению суда.

Понадобилось мне это для того, чтобы в свидетельстве была указана моя фамилия, а не соседа, у которого я купил участок. Но все разрешилось в мою пользу.

Теперь, нужно ли в моем случае, при владении двумя участками нашей семьей, еще и объединять их?

Ответ: Добрый день. Если вы не планируете строительство, и с этими целями не расширяете свою территорию, соединяя участки в один, вам нет необходимости объединять их.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/obedinenie-zemelnyx-uchastkov/

Земельный кодекс РФ: какие нормы законодательного акта действуют в 2019 году в земельных отношениях

С 1.01.19 вступили в силу поправки, внесённые Правительством ещё в 2017 году в Федеральный закон №136-ФЗ или Земельный кодекс.

Раздел земельного участка

Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:

  • внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
  • устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
  • контролировать использование земель по целевому назначению.

За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:

  • участки для индивидуального пользования;
  • места совместного пользования.

На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:

  • Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
  • Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
  • Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.

К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:

  • места подъезда или прохода к участкам;
  • остановочные пункты;
  • места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
  • ларьки, магазины для дачников;
  • иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.

Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:

  • размера выделенного им персонального земельного участка;
  • соразмерной доли за земли общего пользования.

По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.

Если некоторые правообладатели земель ранее выделили свои участки в собственность, они не включаются в межевой проект и функционируют как самостоятельные статистические и правовые единицы. Но если они расположены в массиве садового или огороднического хозяйства, юридическое лицо вправе налагать на этих собственников налоговую ответственность за пользование совместной территорией.

Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:

  • Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
  • Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
  • Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.

Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.

Предоставление муниципального земельного участка в аренду

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц.

Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ.

Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.

Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.

Другие изменения, актуальные на 2024 год

Законодательство также внесло коррективы, которые в текущем году вступят в силу, относительно нижеследующих факторов:

  • допустили образование временных населённых пунктов;
  • предусмотрели выдел земельных участков для расположения на них научно-технических центров;
  • внесли дополнения для особо охраняемых территорий;
  • ужесточили нормы несанкционированного использования земельных участков;
  • внесли новые положения о дачных домиках.

Теперь домики на фундаменте можно возводить только в пределах садовых товариществ.

Если дачный посёлок относится к овощеводческому хозяйству, здесь можно возвести только некапитальное строение без фундамента, предназначенное для хознужд и временного пребывания.

Нарушение этого регламента считается несанкционированным использованием участка и допускает применение норм статьи 7.1 КоАП РФ. В остальном остаются актуальными нормы предшествующих лет.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/zemelnyj-kodeks-rf.html

Условия и порядок оформления самовольно занятых земель — с 16 сентября 2024 года

Содержание

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений.

В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.

 Отсутствие договора купли-продажи или аренды, свидетельства о наследовании, постановления суда, решения органа власти о предоставлении земли, иных правоподтверждающих документов становится фактом, устанавливающим самовольное владение земельным участком (ЗУ). 

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов (например, договора аренды)
  • оборот по нецелевому назначению (на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации)
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади (самозахват)
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства 

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания её владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона  № 150-ФЗ от 17.06.2019.

Внесённые изменения упростили проблемы с самовольным захватом земель и их оформлением, согласованием границ ЗУ, выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН.

 

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка   

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР), проводимых на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывающих все земельные участки в них.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ, чем исключаются лишние бюджетные траты, но его обязательность установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования, другими объектами (территориями) общего пользования
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) 

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

 Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства, обеспечения справедливого налогообложения. При ККР выявляются и устраняются случаи пересечения границ, ошибки в реестре.

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором 

 

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность. Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%  

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР. 

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

 В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории 

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и  обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

 Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана.

Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ.

Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ.

Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства. 

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причинамия появления реестрровой ошибки становятся:

  • ошибки кадастрового инженера, допущенные им при выполнении кадастровых работ (например, при межевании земельного участка или при определении площади здания, из-за чего границы земельного участка могут пересекать границы другого, площадь здания не соответствовать фактической площади и т.д.)
  • неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения фактических координат земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства и для внесения их в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости по заявлению вправе продлить срок исправления на 3 месяца
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению  ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12744.htm

Прирезка земельного участка в 2019 году к основному, особенности оформления

Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2019 году, подробно рассмотрим в данной статье.

Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

  • Выдел;
  • Объединение;
  • Перераспределение;
  • Раздел.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2019 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Новый закон о прирезке земельных участков 2024

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков в 2019 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков.

С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ).

Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге.

Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель.

Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли.

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки.

Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

Какие нужны документы для прирезки земельного участка

Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете. Основными документами являются:

  • Заявление о прирезке (перераспределении)
  • Соглашение
  • Выписка из ЕГРН
  • Проект межевания или схема расположения участка
  • Правоустанавливающие документы на землю.

Сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

  • общий срок 30 рабочих дней
  • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
  • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?

Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат.

Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ.

Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Вместо вывода, или мнение Путина о прирезке земельного участка

Источник: https://geostart.ru/post/441

Новый закон о садоводстве с 1 января 2019 года — Журнал кадастрового инженера

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Что нового?

Новый закон позволяет создавать с 1 января 2019 года садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. В СНТ будут расположены садовые земельные участки, в ОНТ – огородные земельные участки.

Садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельхозназначения.

Реорганизация некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года не требуется.

Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2019 года считаются садовыми земельными участками.

Соответственно участки с разрешенным использованием «для огородничества», «для ведения огородничества» с 1 января 2019 года считаются огородными земельными участками.

*** Товарищество собственников жилья

Некоммерческая организация, созданная до 1 января 2019 года для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе преобразоваться в товарищество собственников недвижимости, если соблюдаются следующие условия:

  • Общество находится в границах населенного пункта
  • На всех садовых земельных участках расположены жилые дома

Также следует отметить, что перед изменением Устава товарищества следует изменить разрешенное использование всех земельных   участков, входящих в границы общества, на «индивидуальное жилищное строительство».

!!! Менять организационно-правовую форму не нужно, то есть это не будет являться реорганизацией.

*** Передача имущества общего пользования садоводам

{В случае если имущество общего пользования находится в собственности товарищества}

До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

*** Что можно строить на садовых и огородных участках?

На садовом земельном участке можно строить садовый дом или жилой дом, а также хозяйственные постройки и гаражи.

Для строительства хозяйственных построек и гаражей получать разрешительную документацию не требуется.

Для строительства жилого или садового дома на садовом участке необходимо подавать Уведомление о планируемом строительстве объекта.

Затем обращаться к кадастровому инженеру за техническим планом, и подавать Уведомление об окончании строительства в органы местного самоуправления.

В ответ застройщик должен получить Уведомление о соответствии построенного объекта параметрам строительства (соблюдение отступов от границ участка и др.).

На огородном земельном участке можно строить хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости. То есть регистрировать права на такие строения нельзя.

Новый закон дает определение садовому дому.

Садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Садовый дом может быть признан жилым домом и наоборот. Порядок признания будет установлен Правительством РФ.

*** Количество взносов сократилось

С 1 января 2019 года взносы могут быть только членские и целевые.

*** Проект планировки территории

Для садоводческих некоммерческих объединений производится подготовка документации по планировке территории. Для огороднических – проект межевания территории.

Утвержденные до 1 января 2019 года проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций являются действительными.

*** Оформить собственность на садовый участок (у кого только садовая книжка)

До 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, имеют право приобрести земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления. Взяв с собой схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и протокол общего собрания членов некоммерческой организации. Если утвержден проект межевания территории, то схема расположения не нужна!

*** Нужно ли менять документы на строения, поставленные на учет до 1 января 2024 года?

Нет, не нужно. Замена ранее выданных документов не требуется, только по желанию правообладателей!

Расположенные на садовых участках здания с назначением «жилое» и «жилое строение» признаются жилыми домами.

Расположенные на садовых участках здания с назначением «нежилое», не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами.

Зарегистрированное до 1 января 2019 года право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения на огородном земельном участке сохраняется. С 1 января 2019 года регистрировать строения на огородных земельных участках запрещается!

Источник: http://cadastral-engineer.ru/novyj-zakon-o-sadovodstve-s-1-yanvarya-2019-goda/

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

пятнадцать − пятнадцать =