Начиная со времени становления Российской Федерации, в полную силу проявила себя, проблема злоупотребления должностными полномочиями. Статья 285 УК РФ, постановление Пленума Верховного суда от 30.03.1990 г. и другие нормативные постановления и акты, призваны бороться с создавшимся положением.
Использование должностным лицом своих служебных полномочий с корыстной или другой личной заинтересованностью, которое повлекло за собой существенное нарушение интересов и прав организаций или граждан, а так же нарушение охраняемых законом интересов государства или общества трактуется согласно статье 285 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями.
Субъектом данного преступления является должностное лицо, которое занимает соответствующую должность в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, любых воинских формированиях РФ и Вооруженных силах. Помимо этого в некоторых случаях государственные служащие, которые не являются должностными лицами, так же могут подпадать под действие статьи 285 УК РФ.
Объектом данного преступления являются государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные и государственные учреждения, воинские формирования и Вооруженные Силы РФ.
Согласно статье 285 УК РФ объектами преступления не могут быть хозяйственные общества и товарищества, потребительские и производственные кооперативы и другие организации, не имеющие отношение к государственной и муниципальной форме собственности, к ним можно отнести и иностранные организации и фирмы.
Состав преступления злоупотребление должностными полномочиями заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам организации или службы, в которой он работает.
Важным аргументом в привлечении должностного лица к ответственности по статье 285 УК РФ является наличие корыстного или другого умысла.
То есть должностное лицо, имея желание незаконно получить имущество, деньги, материальные блага или другую имущественную выгоду, а так же повысить свой авторитет, получить должность, при этом осознает противоправность своих действий или бездействия, но продолжает незаконную деятельность.
Не может быть признано, как злоупотребление должностными полномочиями, использования действий лицом, которые не связаны с его обязанностями и правами по службе. Трактовка ст. 285 УК РФ признает воздействие должностного лица своим авторитетом, аморальным и порицаемым действием, не влекущим за собой уголовную ответственность.
Преступление считается оконченным, когда действия должностного лица, которые совершены вопреки интересам службы, повлекли за собой значимое нарушение законных интересов и прав граждан или организаций, или других интересов общества и государства, охраняемых законом.
Вред от противоправных действий должностного лица может выражаться в подрыве авторитета соответствующего органа, причинении материального вреда или другого ущерба. Помимо этого создание сбоев и помех, нарушающих работу органа, сокрытие тяжких преступлений, нарушение общественного порядка, к которым привели действия должностного лица, так же подпадают под определение нанесенного вреда.
Наказание за злоупотребление должностными полномочиями:
- арест на срок до 6 месяцев;
- штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;
- штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев;
- лишение права занимать должности определенного ранга или заниматься определенной деятельность – до 5 лет;
- лишение свободы на срок до 4 лет.
Лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо являющееся главой органов местного самоуправления за злоупотребление своими должностными полномочиями понесет наказание в виде:
- лишения свободы на срок до 7 лет (дополнительным наказанием может являться лишение права занимать должности определенного ранга или заниматься определенные деятельностью на срок до 3 лет);
- штрафа в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда (альтернативное наказание заключается в назначении штрафа в размере дохода или заработной платы осужденного за период до 8 месяцев).
Лица, занимающие государственную должность РФ – президент РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты и иные высшие должностные лица РФ. Лица, занимающие государственную должность субъекта РФ – руководители органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, судьи, министры, депутаты и т.д.
Злоупотребление должностными обязанностями, повлекшее за собой тяжкие последствия, карается лишением свободы на срок до 10 лет. Обязательным дополнением к данному наказанию является лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать должности определенного ранга на срок до 3 лет.
К тяжким последствиям данного преступления относится материальный ущерб, исчисляемый в денежном выражении и имеющий большие объемы, и другой вред расцененный судом, как значительный.
Должностное лицо, допустившее должностное злоупотребление, но при этом действовавшее в условиях исполнения обязательного распоряжения или приказа, а так же правомерно обоснованного риска – уголовной ответственности не подлежит.
Отсутствие у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности, переквалифицирует злоупотребление должностными полномочиями в дисциплинарный проступок. Обязательным условием переквалификации является не существенное нарушение интересов и прав граждан или организаций, интересов государства и общества, охраняемых законом.
Закон многогранен, одна неверная трактовка и превышение служебных полномочий, которое по составу следует отнести к статье 286 УК РФ, переходит в разряд злоупотреблений должностными полномочиями (статья 285 УК РФ).
Как же разобраться с доказательной базой, наличием или отсутствием корыстного мотива, понятиями превышение и злоупотребление?
Для правовой оценки ваших действий следует обратиться за помощью к адвокату по уголовным делам. Такой шаг даст обвиняемому возможность получить минимальное наказание предусмотренное законодательством, организовать рассмотрение дела с учетом всех обстоятельств, и правильно обозначить ущерб, причиненный его действиями.
Accusare nemo se debet, nisi coram Deo — никто не обязан обвинять самого себя, разве что перед Богом – гласит выражение на латыни. А вот защищать себя перед людьми, законом и Богом обязан каждый!
- Читайте также — «незаконное усыновление (удочерение)».
- С уважением,
- Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова
Источник: http://www.legalneed.ru/info/criminallaw/zloupotreblenie_doljnostnimi_polnomochiyami/
Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы
Последнее обновление Март 2019
Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.
В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.
Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.
возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.
Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.
По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.
Властные полномочия и их границы
Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции». Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях. Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:
- при задержании вооруженного преступника;
- в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
- в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.
Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.
Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку — опасной и т.д.
Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.
Когда полномочия превышены
За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:
- виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
- действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
- исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
- пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
- совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
- наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.
В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.
, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.
д.
Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.
Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.
, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.
назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.
В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:
- В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет. - Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
- штраф до 300000 рублей;
- лишение свободы до 7 лет.
Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.
- Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
- избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью — ст. 112, 111 УК РФ;
- применением специальных средств или оружия;
- причинением тяжких последствий.
За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.
Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах — обоснованное и довольно действенное наказание.
Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).
Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.
Заявление в прокуратуру
Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.
По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.
При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.
Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.
При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.
, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.
286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.
Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.
И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.
Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:
Прокурору Заводского района г. Архангельска
Иванову И.И.
Рябова Р.О., проживающего в
кв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,
Тел. 8922000000
(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)
ЖАЛОБА
Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.
23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.
Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.
Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.
(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)
Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.
В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.
(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)
Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,
ПРОШУ:
Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/
Фсб высказалась против введения в ук статьи о пытках как должностном преступлении
Есть обновление от 13:41 →
ФСБ выступила против создания единой базы задержанных в России
Москва. 29 января. INTERFAX.RU — ФСБ России считает избыточным введение в Уголовный кодекс нового состава должностного преступления «пытки», так как в УК уже есть соответствующие статьи.
«По пункту 2.
3 рекомендаций введение в Уголовный кодекс РФ (далее — УК России) нового состава должностного преступления «пытки» считаем избыточным, поскольку соответствующее деяние может быть квалифицировано по пункту «д» части второй статьи 117 (истязание с применением пытки) или по пункту «а» части третьей статьи 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия) УК России»,- говорится в ответе ФСБ на рекомендации Совета по правам человека по итогам спецзаседания «Открытость и законность — главные гарантии уважения человеческого достоинства в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
- Ответ ведомства размещен на сайте СПЧ.
- Совет по правам человека при президенте РФ во вторник опубликовал отзывы ведомств на рекомендации по итогам спецзаседания «Открытость и законность — главные гарантии уважения человеческого достоинства в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
- Добавить в Уголовный кодекс РФ статью о пытках предложил глава СПЧ Михаил Федотов в сентябре 2018 года.
- В Совете отмечали, что это должно быть сделано в целях приведения уголовного законодательства РФ в соответствие с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В Уголовном кодексе РФ пытки не рассматриваются как самостоятельный вид преступления. Наказание за действия с применением пыток назначается по совокупности преступлений.
Введение в Уголовный кодекс отдельной статьи о пытках позволило бы устранить беспорядок в законодательстве, считает Федотов.
«Наша позиция изложена. Мы считаем, что нужна отдельная статья, потому что она позволит систематизировать законодательство в этой сфере. Сейчас у нас и пытки, и значительно более мелкие правонарушения попадают в одну статью, и все в кучу. У нас спрашивают «Сколько у вас пыток?», а мы не знаем», — сказал Федотов журналистам.
По его словам, те пытки, которые попадают под статью «Истязание» вообще пытками не являются. «Пытка — это должностное преступление. Если вас пытает ваш брат, то это не пытки с точки зрения представления о пытках, как оно дано в конвенции о борьбе с ними», — добавил Федотов.
Он подчеркнул, что предложения совета призваны устранить путаницу в законодательстве.
«Это не усиление ответственности, это не ослабление ответственности, это устранение беспорядка в законодательстве. Вот и всё», сказал глава СПЧ.
Источник: https://www.interfax.ru/russia/648225
Фсб и мвд выступили против введения статьи о пытках в ук — новости право.ру
По мнению ведомств, общий запрет на пытки уже содержится в уголовном законодательстве, а значит, введение отдельной статьи будет излишним.
ФСБ и МВД считают введение в Уголовный кодекс нового состава преступления «пытки» избыточным.
Ведомства направили соответствующий отзыв Совету при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который рекомендовал ввести такой состав, чтобы привести УК РФ в соответствие с Конвенцией ООН. Об этом сообщают «Ведомости».
В этом сюжете
«Введение в УК нового состава должностного преступления «пытки» считаем избыточным, поскольку соответствующее деяние может быть квалифицировано по п. «д» ч. 2 ст. 117 (истязание с применением пытки) или по п. «а» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия) УК России», – ответили в ФСБ.
Представители МВД отметили, что общий запрет на пытки уже содержится в ч. 2 ст. 21 Конституции, а также в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК).
«Несмотря на то что УК не содержит отдельной статьи, предусматривающей ответственность за применение пыток, такие деяния могут быть квалифицированы по отдельным статьям Особенной части УК, что в полной мере соответствует определению понятия «пытки», которое содержится в ст.
1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», – заявили в ведомстве.
Предложение ввести в УК отдельную статью о пытках выдвинул председатель СПЧ Михаил Федотов в сентябре 2018 года. По его словам, то, что за пытки наказывают по другим статьям, противоречит Конституции.
Сегодня Федотов снова высказался о необходимости отдельной статьи, так как она позволит систематизировать законодательство в этой сфере. «Сейчас у нас и пытки, и значительно более мелкие правонарушения попадают в одну статью, и все в кучу. У нас спрашивают о количестве пыток, а мы не знаем», – сказал председатель СПЧ.
«Это не усиление ответственности, это не ослабление ответственности, это устранение беспорядка в законодательстве», – добавил он.
По мнению координатора правозащитной организации «Зона права» Булата Мухамеджанова, отсутствие в УК статьи о пытках свидетельствует об отношении российских властей к этой проблеме.
Он отмечает, что эксперты ООН давно рекомендуют России ввести отдельную статью, посвященную пыткам, однако каждый раз власти объясняют свое нежелание тем, что в российском уголовном законодательстве уже есть «заменяющие» статьи: ст. 117 (истязание) и ст.
286 УК (превышение должностных полномочий). «Но не будем забывать, что, например, ст. 286 УК охватывает различные сферы, а они не всегда связаны именно с пытками, применением физической силы или психологическим воздействием.
Это может быть и чиновник, который причинил крупный ущерб бюджету – он может быть осужден по ч. 3 ст. 286 УК», – говорит Мухамеджанов.
Он считает, что из-за этого практически невозможно достоверно установить количество осужденных за пытки.
«В результате в России нет статистики, без которой очень сложно проследить динамику, а также понять, куда двигаться и что делать.
Поэтому те отзывы, которые были даны сейчас, говорят о том, что правоохранительные органы не хотят ничего менять, потому что их все устраивает. И, к сожалению, это значит, что пытки будут продолжаться», – резюмирует он.
© ООО «ПРАВОдник». 2008-2019. Телефон редакции: (495) 645 37 60Свидетельство Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
18+
Источник: https://pravo.ru/news/208612/
Статья 286 УК РФ — превышение должностных полномочий
Бесплатная консультация адвоката по уголовным преступлениям Цены на услуги адвоката по уголовным преступлениям
Автор статьи: Петр Романовский, юрист Рейтинг автора: 5 Написано статей: 540
Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.
Что такое должностное лицо
Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах. Под определение должностных субъектов подпадают следующие лица:
- обладающие, на постоянной или временной основе, вмененным перечнем властных полномочий, либо получившие такие функции по специальному распоряжению;
- граждане, выполняющие организационно-распорядительные обязанности в государственных или муниципальных структурах;
- аналогичный перечень лиц, которым вменены административно-хозяйственные функции.
Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.
Бесплатная консультация адвоката по уголовным преступлениям Цены на услуги адвоката по уголовным преступлениям
3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01
Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи
02
Бесплатная горячая линия 8 800 511 38 27 (Москва и регионы РФ)
03
Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации
Для определения превышения вмененных обязанностей необходимо провести сравнение с положениями ст. 285 УК РФ, которая регламентирует злоупотребление служебными полномочиями:
- под превышением понимается противоправное поведение, совершенное должностным субъектом, явно выходящее за пределы вмененных обязанностей и полномочий (злоупотребление находится в рамках обязанностей, но направлено во вред интересам службы);
- выход за рамки полномочий должен иметь негативные последствия в виде существенного нарушения интересов граждан, организаций или государства без корыстной заинтересованности (по ст. 285 УК РФ личная заинтересованность субъекта является обязательным условием).
Кого могут привлечь за превышение должностных полномочий
Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан:
- государственные и муниципальные служащие, не имеющие указанных выше полномочий и осуществляющие трудовую деятельность на общих основаниях;
- преступления, совершенные сотрудниками предприятий ЖКХ, управляющей компании, частным охранником ЧОП;
- действия со стороны руководящего состава юридических лиц.
Статья 286 УК РФ не позволяет привлечь к уголовной ответственности за нарушение условий трудового контракта, допущенных государственным или муниципальным служащим, так как для них возможна дисциплинарная ответственность, в том числе увольнение.
Таким образом, в состав лиц, которым может применяться наказание за превышение служебных обязанностей, входят:
- сотрудники ГИБДД, находящие при исполнении;
- противоправные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем;
- превышение служебных функций директором школы;
- существенное превышение полномочий налоговым инспектором при проведении выездных и камеральных проверок.
Особый правовой статус военнослужащих в ряде случаев позволяет привлечь их к ответственности по рассматриваемой норме.
Для этого необходимо, чтобы таким военнослужащим в действующей армии были предоставлены властные, организационные или административно-хозяйственные функции.
Для рядовых военнослужащих, проходящих службу по контракту, уголовная ответственность будет наступать по специальным составам воинских преступлений.
Что грозит за совершение данного преступления
В состав возможных санкций, регламентированных статьей 286 Уголовного кодекса РФ, входят следующие виды наказаний:
- штраф;
- работы принудительного характера;
- арест;
- лишение свободы.
Особый правовой статус указанных субъектов позволяет применять к ним дополнительные меры наказания – запрет занимать определенные должности или заниматься осуществление определенной деятельности на период времени, указанный в приговоре суда.
Дополнительными факторами, напрямую на тяжесть совершенного виновным лицом противоправного деяния, являются:
- выход за рамки служебных функций лицом, занимающим государственную или муниципальную должность;
- действия с применением насилия (особенно характерно для сотрудников правоохранительных органов);
- совершение деяния с использованием оружия или спецсредств;
- наличие по итогам преступления тяжких последствий.
В чем может выражаться на практике явное превышение должностных обязанностей? Такие случаи могут возникать при выполнении действий, входящих в компетенцию иного должностного субъекта, в том числе вышестоящего лица. В отношении сотрудников правоохранительных органов такое деяние может заключаться в использовании оружия без возникновения особых обстоятельств, перечисленных в нормативных документах.
Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.
Чтобы установить, какая мера ответственности грозит преступнику, нет необходимости выяснять мотив его действий. Рассматриваемая норма не обуславливает применение карательных санкций наличием или отсутствие мотивов нарушителя.
Срок давности за подобные преступные действия определяется исходя из степени тяжести такого преступления. Его установление происходит с учетом правил статьи 87 Уголовного кодекса РФ. Так как состав статьи 286 УК РФ относится к деяниям средней тяжести, срок давности для привлечения виновного лица составит шесть лет.
Источник: https://advocate-service.ru/malfeasance/prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij.html