Самовольное занятие земельного участка в россии

В этой статье:

Время чтения: 6 минут

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории.

Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние.

Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2019 году.

Самовольное занятие земельного участка в россии

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Рекомендуем!  Как рассчитывается отпуск госслужащего в 2020 году?

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья.

К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

  • Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
  • Самовольное занятие земельного участка в россии

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Санкции за незаконный захват

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса, если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2019 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

  • поставлен ли надел на кадастровый учет;
  • какова его оценочная стоимость.

Административное наказание

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Самовольное занятие земельного участка в россии

Примеры из судебной практики

Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

Как узаконить самозахват

Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка.  Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.

Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:

  • территории, которые выходят в лесную зону;
  • участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.

Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.

Самовольное занятие земельного участка в россии

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

  1. К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.
  2. Итак, законные права владельца могут быть восстановлены на основании постановления администрации либо по решению суда.

Охрана земель

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Узнайте подробнее, что собой представляет и как осуществляется правовая охрана земель.

Выводы

Незаконное завладение земельным наделом и его эксплуатация – это противоправные действия, которые наказываются в соответствии с нормами законодательства РФ.

Захватчик может вернуть землю законному собственнику добровольно, по предписанию администрации или по решению суда.

Если споры о собственности на землю улажены мирным путем и отсутствуют притязания третьих лиц, надел можно узаконить, собрав необходимый пакет документов и совершив установленные законодательством действия.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/otvetstvennost-za-samozaxvat-zemli.html

Что такое самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка в россии

Что это такое

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.

Способы защиты от самозахвата земли

Самовольное занятие земельного участка в россии

  • самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
  • направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
  • обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
  • направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.

Скачать образец жалобы о самозахвате земли

Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.

Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.

Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана.

Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда.

Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.

Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.

Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия.

Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд.

Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю.

Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности.

После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.

1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов.

Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов.

Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме.

Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.

Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.

Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.

Источник: https://law03.ru/land/article/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka

Ст. 7.1 КоАП РФ — Самовольный захват земельного участка

Самовольное занятие земельного участка в россии

Под самовольным захватом участка земли понимается существенное правонарушение, которое, в соответствии с нормами российского законодательства, является основанием к возложению определенной ответственности.

В данной статье речь пойдет о том, в чем она заключается, как регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и какими последствиями грозит для виновного лица подобное деяние.

Что такое самовольный захват земли

  • Понятие самовольного захвата участка подразумевает пользование землей, предназначенной для всеобщего использования или участком, принадлежащим по праву собственности другому лицу, при отсутствии договора об этом и без предоставления платы.
  • Нередко физические и юридические лица в личных целях эксплуатируют смежные территории незаконным путем (ведут строительство, производят сельскохозяйственную продукцию и тому подобное).
  • Самовольный захват землевладения может быть осуществлен несколькими путями:
  • захват участка, принадлежащего гражданину, иным физическим лицом. Это возможно, например, при длительном отсутствии владельца земли. Также подобное имеет место в таких обстоятельствах, когда самозахват владельцем соседнего участка либо иным гражданином происходит при неверном размещении ограждения;
  • самозахват участка, находящегося в собственности гражданина, юридическим лицом. Обычно организации эксплуатируют смежные участки, являющиеся частной собственностью, для установки оборудования либо складирования отходов;
  • самовольный захват территории, не являющейся собственностью ни физического, ни юридического лица. Такого рода случаи считаются самыми распространенными. Это связано с тем, что физические лица не осознают возможных последствий использования участка таким незаконным способом. При этом участки, не оформленные во владение граждан и организаций, являются государственной собственностью. Не получив предварительное согласование от местной администрации, вы не вправе эксплуатировать такие земли.
  1. Согласно положениям действующего законодательства, гражданам и организациям не разрешается изменение границ участков земли при отсутствии необходимой документации.
  2. Самозахват земли либо определенной ее части, включая эксплуатацию участка со стороны лица, не обладающего установленными нормами действующего законодательства правомочиями на данное землевладение, – грозит привлечением к административной ответственности, заключающейся в оплате штрафных санкций, если имеются сведения о кадастровой стоимости земли, гражданам – 1 – 1,5% от кадастровой оценки данного объекта (минимальный размер – 5000 рублей), должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки земли (минимально – 20000 рублей); организациям – 2 – 3% от кадастровой оценки участка (минимальный размер – 100000 рублей); если информации о кадастровой стоимости земли не имеется, физическим лицам – 5000 – 10000 рублей, должностным лицам – 20000 – 50000 рублей, организациям – 100000 – 200000 рублей.
  3. В качестве примечаний, вышеуказанная статья предписывает следующее:
  • за совершение административных правонарушений, предусмотренных данной нормой, предприниматели, деятельность которых происходит без образования юридического лица, привлекаются к несению ответственности тем же образом, что и организации;
  • при самозахвате определенной части земли, расчет административного штрафа, осуществляемый на основании кадастровой оценки участка, высчитывается с учетом размера части земли, занятой самовольно.

В различное время для состава самозахвата земельного участка устанавливались нормы как административного, так и уголовного права. После вступления в законную силу нового Земельного кодекса РФ, целесообразность привлечения к ответственности за захват земельных объектов возросла: статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводятся нововведения в области законодательства о земельных участках. Она указывает формальные составы с отличными объективными сторонами и противоправностью.

В случае самовольного занятия земель, отнесенных к лесной зоне, либо эксплуатация таких земель в целях раскорчевывания, лесопереработки, размещения складов, строительной деятельности, устройства пашен и использование в прочих целях, при отсутствии разрешительной документации по землепользованию – грозит административной ответственностью в виде штрафа.

Размер штрафных санкций в этом случае:

  • физическим лицам – 20000 – 50000 рублей;
  • должностным лицам – 50000 – 100000 рублей;
  • организациям – 200000 – 300000 рублей.

Объект правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

В качестве объекта правонарушения выступают земельные правоотношения, предусмотренные правила получения правомочий на участки и их эксплуатация.

На территории нашей страны землепользование и землевладение осуществляется согласно нескольким основаниям, предусмотренным законодателем, и в рамках тех правомочий, которые даны конкретным гражданам или организациям соответствующей правоустанавливающей документацией.

Главные виды земельных правоотношений регламентированы положениями Земельного кодекса РФ, принятого 25.10.2001.

Участки в пределах нашего государства могут являться собственностью государства, муниципалитета, физических лиц, а также организаций.

Также правомочия владения и пользования участками могут выражаться в постоянном бессрочном пользовании, безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде, субаренде, ограниченном землепользовании чужими объектами земельных правоотношений (сервитутах).

Правоустанавливающая документация на землю – это документация, на основании которой возникают, переходят, прекращаются и ограничиваются (обременяются) правомочия на участки.

Это могут быть следующие бумаги:

  • решения и постановления государственных органов или муниципалитета, вынесенные в пределах их полномочий;
  • различные договоры совершения сделок с землей;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • решения суда, которые вступили в законную силу;
  • свидетельства, подтверждающие полномочия на землю, полученные в соответствующих государственных органах;
  • прочие документы о предоставлении правомочий на землю, перешедшие от предыдущего владельца.

В качестве неотъемлемого приложения к бумагам, требуемым для регистрации правомочий, выступает кадастровый план на землю, отражающий его кадастровый номер.

Квалификация правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

Возникновение правонарушения возможно как для земельного участка в целом, так и для некоторой его части. Важно, чтобы земля при этом для правонарушителя была чужой. Лицо в таком случае не имеет правомочий владения, пользования и распоряжения на данную недвижимость.

В статье предусматривается три вида нарушений, а также их состав, которые выражаются в следующем:

  • самовольном занятии земли;
  • самовольной эксплуатации участков;
  • незаконном осуществлении на территории участка хозяйственной деятельности.

Выражение самовольного занятия земли происходит посредством активных действий, заключающихся, к примеру, в возведении на ней строений, ограждении территории или определенных ее частей для закрытия доступа к ней законных собственников, землепользователей и лиц, осуществляющих контроль, найма охраны и других препятствующих доступу к участку мер.

Самовольное использование земли отличается от самовольного занятия тем, что оно не ограничивает доступа законных владельцев к участку, а при нем происходит извлечение полезных свойств земли. К примеру, это может быть взращивание овощных и плодовых культур, сбор почвенных слоев, обеспечение проезда и тому подобное.

Существенное значение имеет то, что действия такого рода происходят при отсутствии одобрения собственников либо землевладельцев. В правовых нормах, регламентирующих юридический статус определенных видов участков, этому уделяется особое внимание.

Например, согласно статье 32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ, дачные, садоводческие и огороднические хозяйства правомочны на обустройство земель лишь после того, как будут установлены границы, оформлена документация, подтверждающая права на участки земли.

К незаконной хозяйственной деятельности относят совершение действий, в том числе собственниками участков и землевладельцами, при неимении требуемых разрешительных документов.

Ограничения хозяйственной деятельности возможны, например, в отношении участков, отнесенных к особо охраняемым территориям и объектам, лесной зоне.

Получение специальной разрешительной документации необходимо при возведении гидротехнических сооружений, проведении ЛЭП, осуществления взрывных работ и тому подобное.

Каждый из перечисленных составов считается формальным. Чтобы квалифицировать действия как административное правонарушение, не требуется наступления определенных негативных последствий.

Ответственность за самовольный захват земли в РФ

При незаконной эксплуатации чужого участка при отсутствии одобрения, выраженного законным собственником в письменной форме, законодатель устанавливает административную и уголовную ответственность.

Как правило, нарушителей привлекают к административному взысканию, заключающемуся в форме штрафа, сумма которого определяется с учетом следующих моментов:

  • юридический статус нарушителя;
  • прохождение участком процедуры кадастрового учета в органах Росреестра;
  • установление кадастровой оценки недвижимости.

Штраф за самовольный захват земельного участка, не состоящего на кадастровом учете

При отсутствии в единой базе ЕГРН информации о захваченной земле, а также отсутствии данных о кадастровой оценке участка, сумма штрафа регламентируется статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, каков статус правонарушителя:

  • физическим лицам – 5000 – 10000 рублей;
  • юридическим лицам – 100000 – 200000 рублей;
  • должностным лицам – 20000 – 50000 рублей.

Итоговый размер штрафа в каждом конкретном случае устанавливается по усмотрению суда.

Штраф за самовольный захват земельного участка, состоящего на кадастровом учете

Физические лица, не ведущие коммерческой деятельности, обязываются к выплате штрафа в сумме, равной 1 – 1,5% от кадастровой оценки недвижимости.

Однако минимальная величина штрафа, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 5000 рублей.

При захвате чужого участка должностным лицом, такое лицо обязано выплатить штраф в размере 1,5 – 2% от оценки земли по кадастру, но сумма его должна быть не менее, чем 20000 рублей. Организации, совершившие подобного рода нарушение, обязываются оплатить сумму, составляющую 2 – 3% от кадастровой оценки недвижимости, но не меньше 100000 рублей.

Уголовная ответственность за самовольный захват земельного участка

Сама процедура самовольного захвата части земли или участка в целом не предполагает уголовного наказания, но при этом такая ответственность может наступать для лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, совершающим мошеннические действия или не исполняющих требований по обороту земли.

Что делать при самовольном захвате земельного участка

Если вам стало известно о факте захвата принадлежащего вам земельного участка, попробуйте урегулировать вопрос непосредственно с нарушителем (направьте ему претензию, в которой обозначьте требования в отношении возврата недвижимости и компенсации полученного ущерба).

Если правонарушитель не отреагировал на данное сообщение или отказался от уплаты указанной денежной суммы, обращайтесь в судебные органы.

Независимо от того, каковы обстоятельства рассматриваемого дела, может возникнуть необходимость уточнения земельных границ (к примеру, в случае захвата смежного участка владельцем соседней земли), исполнение межевальных работ и прочее. Такого рода мероприятия могут потребоваться для подтверждения факта незаконного захвата участка.

Обращение в суд при самовольном захвате земли

Исковые заявления о незаконном захвате земель соседями и неисполнении требований, указанных в претензии, судами рассматриваются довольно часто.

При этом случаи захвата владельцами соседних участков вашей земли ввиду вашего длительного отсутствия и эксплуатация в собственных нуждах участков всеобщего пользования, различаются.

По этой причине следует понимать, куда следует обращаться в каждой конкретной ситуации.

Допустим, имеет место нарушение границ владельцами соседних земель. Последовательность действий в данном случае определяется исходя из факта установления границ земельного участка в законном порядке либо по взаимному согласию. В первом случае предусматриваются документально подтвержденные границы.

В роли документа, являющегося подтверждением определения границ земли, выступает кадастровый паспорт. Данные, отраженные в нем, должны быть аналогичны полученным по итогам межевальных работ. Обратитесь в землеустроительную организацию и установите земельные границы в пределах данной территории.

После того, как они будут определены, попробуйте разрешить конфликт с владельцами соседнего участка мирным путем. В случае, если договориться не удалось, обратитесь с исковым заявлением в судебную инстанцию. Рассматривать дело будет мировой судья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ, должно последовать восстановление изначально установленных границ.

Для обращения в суд заранее подготовьте пакет документов, состоящий из:

  • документов, подтверждающих возникновение права собственности на земельный участок либо договора, доказывающего факт предоставления участка в аренду;
  • кадастрового паспорта на землю;
  • межевого плана.

Другой возможный случай заключается в конфликтной ситуации, сложившейся в отношении земли с незафиксированными документальным способом границами.

Подобные ситуации возможны в силу ряда определенных обстоятельств, к примеру ввиду допущенной кадастровой палатой ошибки либо при отсутствии межевого дела на землю. Разрешение проблемы начинайте с оформления заявки на межевальные работы.

Кадастровые инженеры проведут необходимые мероприятия, зафиксируют итоги работ в специальном акте, согласно которому собственники соседних земель смогут увидеть расположение земельных границ.

Если по результатам проведенных мероприятий прийти к согласию с соседями не удалось, обращайтесь с соответствующим исковым заявлением в суд. При этом ссылайтесь на статьи 301 и 304 Гражданского кодекса РФ.

Разрешение вопроса о самовольном захвате участка также может производиться иными органами. Обратитесь в соответствующий комитет по земельным ресурсам с жалобой в отношении совершенного правонарушения.

Кроме того, вы вправе посетить для решения проблемы местную администрацию. Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, предусматривается право обращения в органы прокуратуры.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/st-7-1-koap-rf-samovolnyj-zaxvat-zemelnogo-uchastka.html

Самовольное занятие (самозахват) земельных участков

  • Правовую основу в области использования земли регулирует Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс и другие нормативно-правовые акты.
  • Нарушение земельного законодательства нашими согражданами является на сегодняшний день достаточно частым явлением.
  • Ниже мы расскажем, какие виды нарушений наиболее распространены в области земельных отношений, и какая ответственность за это предусмотрена действующим российским законодательством.

Что представляет собой самовольное занятие (самозахват) земли

Самовольное занятие земельного участка в россии

  1. Как было упомянуто выше, среди землепользователей (в том числе собственников, арендаторов) встречается много нарушителей.
  2. Одни не соблюдают установленные границы, другие используют земельный участок не по назначению.
  3. Рассмотрим самое распространенное нарушение — самовольное занятие (так называемый, самозахват) земли.
  4. При этом не важно, занято несколько гектаров земли или забор поставлен на несколько метров дальше положенного, действия граждан в обоих случаях одинаково незаконны.
  5. Типичный случай: при отсутствии права на земельный участок размещаются какие-либо строения (гаражи, сараи) во дворах многоквартирных домов.
  6. В индивидуальной жилой застройке используется земля за пределами границ, которые определены и закреплены в установленном законом порядке (земли за линией застройки передом домом).
  7. Также нередко нарушаются границы смежного (соседнего) земельного участка.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

  • Законодательством предусматривается административная ответственность за самозахват земли.
  • Для выявления и пресечения подобных нарушений гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Росреестре действует специальное подразделение — Государственный земельный надзор.
  • В случае нарушения земельных прав можно обратиться с заявлением в Росреестр для проведения проверки.
  • Правила для привлечения «захватчиков» земли к административной ответственности установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
  • Должностным лицом (инспектором) нарушителю может быть в установленном порядке назначено наказание в виде административного штрафа.
  • Кроме штрафа, устанавливается срок для устранения нарушений, по истечении которого проводится повторная проверка.
  • Если нарушения не будут устранены, штраф придется заплатить повторно, при этом он может быть увеличен.
  • Когда землепользователь и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить принудительно освободить незаконно занятый участок по решению суда.

Согласно Российскому законодательству (статья 76 ФЗ №136 от 25.10.2001):

«Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками».

Виды права на земельный участок

Земельный участок также считается занятым самовольно при отсутствии правоустанавливающих документов на него.

Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав на землю:

  1. Право собственности.

  2. Право постоянного (бессрочного) пользования.

  3. Право пожизненного наследуемого владения.

  4. Право аренды.

  5. Право безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация — юридический акт признания и подтверждения государством права на объект недвижимости (земельный участок, дом, квартира и др.).

  1. Помимо самого факта наличия правоустанавливающих документов, важно их соответствие требованиям действующего законодательства.
  2. Если земельный участок является ранее учтенным, государственная регистрация проводится по желанию его обладателя.
  3. Действующее законодательство также не предусматривает обязательность проведения межевания (кадастровых работ).
  4. Но для того, чтобы исключить спорные ситуации с земельными участками, ранее возникшее право лучше учесть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с уточненными границами.
  5. При возникновении споров, основанных на самовольном занятии земельного участка с требованием о его возврате в судебном порядке, истец должен подтвердить в суде свое право на земельный участок.
  6. С требованиями для установления границ (межевания) можно ознакомиться здесь.
  7. Кроме того, при уточнении границ земельного участка, обязательным является согласование границ с владельцами соседних участков.
  8. Таким образом, чтобы не преступить закон и избежать конфликтных ситуаций, рекомендуется оформлять документы на земельный участок в соответствии с законом, действующим на сегодняшний день.

Штрафы за самовольное занятие земельных участков

В случае самовольного занятия земельного участка, в том числе использования данного участка лицом, не имеющим прав на него, штраф рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта.

Сумма штрафа для граждан:

  • 1-1,5% (но не менее 5000 тыс. р.).

Для индивидуальных предпринимателей:

  • 1,5-2% (но не менее 20000 тыс. р.).

Для юридических лиц:

  • 2-3% (но не менее 100 000 тыс. р.).
  • В случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена, штрафы составляют: для физических лиц (граждан) — в размере от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц — от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.
  • К сожалению, многие граждане, подолгу используя не принадлежащую им землю, не знают, что совершают при этом противозаконные действия.
  • Необходимо понимать — правила землепользования определяются государством, и своевременное обращение в уполномоченный на предоставление земельных участков орган поможет вам избежать проблем.
  • О том, как оформить право собственности на землю под домом, читайте здесь.

Источник: https://rosreesstr.ru/samovolnoe-zanyatie-zemelnykh-uchastkov

ст. 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ с комментариями

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

Комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст.

6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст.

261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г.

«О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

———————————
Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
См. также: Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002.

Решением первой инстанции заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено.

Источник: https://rukoaprf.ru/st-7.1-koap-rf

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

18 + 16 =