Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест


В этой статье:

Квотирование рабочих мест для инвалидов обеспечивает гражданские права отдельных категорий населения по проблематике трудоустройства в РФ. Такая правовая гарантия позволяет людям с инвалидностью устраиваться в разноплановые компании. Последние обязаны предоставить обратившемуся к ним инвалиду место, даже если такового не было выделено ранее.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест.

Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями.

Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование.

Рекомендуем!  Порядок получения выплат при травме на производстве

То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Общее понятие квотирования

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  1. Среднесписочный показатель.
  2. Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Законодательная база

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.

), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов.

Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская.

Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов.

Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  • контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  • совершенствование рабочих мест;
  • мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  • разработка стажировок для граждан без опыта;
  • поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Полномочия регионов

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение.

Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Что значит вакансия по квоте для инвалидов

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

Вакансии по квоте для инвалидов

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Где располагается информация о наличии вакантных мест:

  • на бирже труда;
  • на сайте бюро по МСЭ.

Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.

Порядок действий работодателя:

  1. Ознакомление с присланным от центра занятости письмом об установлении квоты и необходимости создать новые квотированные места для инвалидов.
  2. Реализация требований в рамках месячной отсрочки. Поскольку каждый месяц имеется обязанность по информированию о ситуации на предприятии, то работодатель фактически предоставит в центр отчет о наличии квотных мест и их готовности.
  3. Дальше работодатель помесячно предоставляет отчетность об исполнении обязательств, даже если вся квота для инвалидов на рабочие места будет прикрыта взятыми на работу гражданами.

Для трудоустройства инвалиды предоставляют индивидуальную восстановительную программу с рекомендациями. При том не выявляется никакой зависимости относительно характера заболевания, категории инвалидности и устанавливаемой по норме квоте.

Как рассчитать квоту для инвалидов

Посчитать квоту на предприятии обязано ответственное лицо, назначаемое работодателем. Обычно это персонал отдела кадров, реже бухгалтерии. Иногда этой обязанностью занимаются, к примеру, документоведы. Центр занятости лишь присылает уведомление о необходимой реализации норм закона (федерального или действующего по региону). Самим вычислением придется заниматься на месте.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Пример: на предприятии по штатному расписанию числится 103 единицы, а среднесписочная численность 92 единицы, поэтому по ФЗ 181 работодатель обязан предоставить квоту в трехпроцентном выражении.

Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.

Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2024 года

КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:

  • безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
  • за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью. Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу.

«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. Это интересно не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».

Источник: https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов. Образец, бланк 2024

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов .docСкачать образец приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов .doc

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест.

Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%.

Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Источник: https://assistentus.ru/forma/prikaz-o-kvotirovanii-rabochih-mest-dlya-invalidov/

Квота для приема на работу инвалидов

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями. На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов. Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.

Порядок и правила распределения квот на предприятиях

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  1. зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  2. обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
  3. подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  4. информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

  • Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).
  • Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:
  • Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.
  • Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.

Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  • незначительная численность штата;
  • общественные организации инвалидов (ООИ);
  • предприятия, созданные ООИ.

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

Как рассчитывается квота

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте

  1. При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.
  2. Приведем пример расчета:
  3. Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).
  4. Применяется норматив, установленный региональной властью.
  5. Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов.

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях

Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.

Этапы занесем в таблицу №2

После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

Разработка локальных актов

Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Регистрация в ЦЗН

Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:

  • ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;
  • подготовить требуемый перечень документов для оформления;
  • передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
  • дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.

Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации.

Взаимодействие с ЦЗН

Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ. Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы.

В отчете отражается такая информация:

  • общее число вакансий на предприятии;
  • количество мест, предназначенных для льготников;
  • обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
  • о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
  • как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.

Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П, в нем содержится идентичная информация.

Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений. Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности.

  • Как происходит трудоустройство инвалидов
    Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.
  • Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:
  • человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
  • гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
  • потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
  • новый работник был отобран на ярмарке вакансий.

При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства. С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии.

Ответственность

Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.

Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность.

Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями. Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции.

Источник: https://alaws.ru/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov/

Вакансия по квоте для инвалидов: что это значит, особенности

Соискателю с ограниченными возможностями на работу устроиться труднее, чем здоровому человеку. Для того чтобы облегчить этот процесс государство предусмотрело обязательное наличие квотных мест на предприятиях. Вакансия по квоте для инвалидов гарантирует трудоустройство этой категории населения.

Что это такое

Такая квота устанавливается на государственном уровне. Она обязывает руководителей средних и крупных предприятий сохранять определенный процент рабочих мест именно для инвалидов.

Это означает, что при наличии свободных квотных мест организация не имеет право отказать соискателю-инвалиду в приеме на открытую вакансию такого типа без оснований, определенных законодательством.

Прием на вакансии по квотам регулируется N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. За невыполнение обязательств по квотам работодателя ждут штрафные санкции. Для выявления фактических нарушений в этой области на предприятия проводятся ежегодные проверки.

Трудоустройство инвалидов: квотирование рабочих мест

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.

Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.

Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.

Пример 1

В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.

Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.

Пример 2

В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.

Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:

  • Общественные организации, созданные инвалидами;
  • Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.

Специальные рабочие места для инвалидов

Если в резерве фирмы есть место для инвалида, оно должно быть оборудовано в соответствии с его ИПР. Такой сотрудник на своем рабочем месте не должен испытывать неудобств, связанных с его физическими ограничениями.

В соответствии с обязательствами по квотам таких мест в компании не может быть менее 2 процентов. На оборудование одной рабочей зоны требуется порядка ста тысяч рублей. Но эти затраты полностью компенсирует государство.

При оборудовании рабочей зоны для инвалида учитывают его физические особенности и трудности, которые он может испытывать в процессе своего труда.

Пример 1

Источник: https://invalid.expert/kvota-dlja-priema-na-rabotu-invalidov/

Что значит квотируемое рабочее место

Обновление: 10 августа 2017 г.

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

Для определения размера квоты нужно рассчитать численность и среднесписочную численность работающих лиц.

Квоты инвалидам (устанавливаются субъектами РФ)
Численность работников Квота (в % от среднесписочной численности работников)
более 100 от 2 до 4 %
не менее чем 35 и не более чем 100 не выше 3 %
  • В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).
  • От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.
  • Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест.

Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах.

Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Источник: https://glavkniga.ru/situations/s504839

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Источник: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/13

Информация для работодателей Квотирование и резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

        Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество.

 Законодательством установлен целый ряд социальных гарантий, направленных на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Сфера трудовых отношений не является исключением.

       Основным требованием законодательства к предприятиям-работодателям в области содействия трудоустройству инвалидов является установление квот (ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Квота – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в своей организации, включая количество рабочих  мест, на которых уже работают лица указанной категории.

      Требования по квотированию рабочих мест, распространяются  на все организации и индивидуальных предпринимателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых не менее чем 35 человек.

Освобождаются от обязанности квотировать рабочие места для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

        Так, в соответствии с Законом РК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» от 02.07.14 г. №24-ЗРК работодатель обязан:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой;
  • принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида;
  • предоставлять в ТО ГКУ «Центр занятости населения» информацию/сведения в установленные законодательством сроки:

— информацию о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (Форма №1-КИ – ежемесячно, в течении первых пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем);

— информацию о наличии вакантных рабочих мест и вакантных должностей, в т.ч. созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (Форма №1-ТН — ежемесячно, в течении первых пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем).

     Размер установленной квоты для приема на работу инвалидовработодателям, среднесписочная численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, составляет 3 %.

Квота устанавливается работодателем самостоятельно ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.

При расчете указанной квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным согласно результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.

     Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

     Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 руб. (ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ).

      Непредставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом, а также предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 100-300 руб., на должностных лиц в размере 300-500 руб. на юридических лиц – 3000-5000 руб. (ст.19.7 КоАП РФ).

       Законодательство РФ содержит общие нормы, закрепляющие правовое положение инвалидов, и специальные, с конкретными нормами по обеспечению работодателями реализации прав и интересов инвалидов, которые отображены в нормативных актах:

— «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.93 г.);

— Трудовой кодекс РФ;

Источник: https://alushta-adm.ru/post/informatsiia-dlia-rabotodatelei-kvotirovanie-i-rezervirovanie-rabochikh-mest-dlia-trudoustroistva-invalidov

Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов

Закон «О защите прав инвалидов в РФ» обязывает работодателей обеспечивать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квотой. В статье разберем, как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов, а также выясним, какая ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов предусмотрена для работодателей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Согласно закону №181-ФЗ от 24.11.1995 года, содействие в трудоустройстве является одним из направлений государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями.

Работодатели (как юрлица, так и ИП), независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры, обязаны обеспечить рабочие места для инвалидов в необходимом количестве. Трудоустройство инвалидов осуществляется путем создания новых рабочих мест либо выделения должностей из уже имеющихся в штатном расписании.

При организации трудоустройства инвалида работодатель должен учитывать следующие особенности:

  1. Работодатель принимает решение о трудоустройстве кандидата вне зависимости от наличия инвалидности. Гражданин с ограниченными возможностями вправе не сообщать потенциальному работодателю о присвоении инвалидности.
  2. Если инвалид проинформировал работодателя о своем статусе, то работодатель, в свою очередь, обязан обеспечить сотрудника необходимыми условиями труда, которые полностью соответствуют медицинским показаниям работника.

При создании (выделении) рабочего места для инвалида работодатель обязан выполнять следующие требования:

  1. Квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в пределах квоты, установленной ст. 21 закона №181-ФЗ и региональными нормативными актами.
  2. Должность. Работодатель вправе нанимать инвалидов на должности (профессии), которые согласно Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года, являются максимально подходящими для лиц с ограниченными возможностями.
  3. Условия труда. Согласно ТК РФ, характер работ, выполняемых инвалидом на основании трудового договора, не должен противоречить медицинским показаниям работника и программе реабилитации. Кроме того, работодатель не вправе привлекать работника-инвалида к работе в выходные дни, ночные смены, а также сверхурочно.

статью ⇒ «Сверхурочные работы для инвалида: как оформить, расчет выплат».

Как рассчитать квоту: формула

При расчете квоты по трудоустройству инвалидов работодатель руководствуется следующими нормами:

  1. Закон «О защите прав инвалидов». В соответствие со ст. 12 закона №181-ФЗ, квотирование рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере не более 3% для фирм со средней численностью от 35 до 100 человек включительно. Организации, количество сотрудников которых превышает 100 человек, обязаны трудоустраивать инвалидов в пределах квоты от 2% до 4%.
  2. Нормы регионального законодательства. Конкретные размеры квоты по трудоустройству инвалидов устанавливаются на основании законодательных актов конкретного региона. Муниципальные власти могут применять дифференцированный подход к установлению квоты для предприятий с численностью сотрудников свыше 100 человек. К примеру, квота для фирм с численностью сотрудников от 100 до 500 человек может составлять 3%, для организаций со штатом свыше 500 единиц – 4%.
  • Формула расчета квоты имеет следующий вид:
  • Инв = СрСпис * Квота,
  • где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем; СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия; Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.

Контроль выполнения квоты по трудоустройству инвалидов

Контролирующие органы осуществляют постоянный мониторинг работодателей на предмет выполнения квоты по трудоустройству инвалидов.

В соответствие с законодательными нормами, организации обязаны ежемесячно составлять и подавать отчет, содержащий сведению по трудоустройству инвалидов («Информация о рабочих местах для инвалидов»). Отчет подается в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации.

На основании отчета, ЦЗН проверяет выполнение работодателем установленной квоты по трудоустройству инвалидов, после чего передает необходимые сведения в Государственную инспекцию труда (ГИТ).

Трудовая инспекция осуществляет контроль выполнения квоты путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В  ходе проверки ГИТ вправе запросить документы, провести переговоры с сотрудниками, осмотреть помещения.

Общая цель проверки ГИТ – контроль соблюдения работодателем требований относительно трудоустройства инвалидов (выполнение квоты, обеспечение необходимыми условиями труда, ограничения в части привлечения к сверхнормативному труду).

статью ⇒ «Ночные смены для инвалида: как оформить, расчет выплат».

Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов: ответственность работодателя

В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.

Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.

Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.

  1. Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:
  2. СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
  3. где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
  4. Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.
  5. К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2019 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)

Пример

АО «Старт-2» занимается реализацией бытовой техники.

В регионе, в котором ведет деятельность «Старт-2», установлены дифференцированные квоты по трудоустройству инвалидов:

  • 3,2% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,7% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Старт-2» во 2-м полугодии 2019 года:

Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц
Июль 2019 88
Август 2019 88
Сентябрь 2019 20 88 20 сотрудников приняты на работу 20.09.2019, период работы – 11 календарных дней
Октябрь 2019 5 103

Источник: https://online-buhuchet.ru/nevypolnenie-kvoty-po-trudoustrojstvu-invalidov/

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

13 + три =