Твердая цена контракта — основные методы определения


В этой статье:

Твердая цена контракта — основные методы определения

В современной экономической практике выделяют несколько уровней и разновидностей цен. Одно из часто встречающихся понятий – твердая цена. Рассмотрим, что оно означает, как устанавливается и рассчитывается.

В статье 709 ГК РФ сказано, что под твердой ценой принято понимать ту стоимость, в которую обойдется исполнение условий предварительно составленного соглашения, если стороны не договорились о других условиях относительно оплаты. Она является фиксированной, а поэтому изменениям не подвергается.

Когда дело касается государственных закупок и заказчиков, то нужно учитывать мнение закона 44-ФЗ от 2013 года.

В нем закрепляется норма о том, что для всех контрактов, оплачиваемых из бюджета, стоимость продукции или услуг является фиксированной на весь оговоренный период.

Возможность корректировок появляется только в ситуациях, которые предусмотрело Правительство РФ в специальном Постановлении, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Установление того или иного ценового уровня осуществляется посредством различных способов:

  • установление фиксированной стоимости осуществляется в строго регламентированном размере, который не подлежит никаким колебаниям, даже если на то возникли существенные причины;
  • определяется ориентировочный ценник, по которому и производятся итоговые расчетные мероприятия (с возможными погрешностями и отклонениями).
Рекомендуем!  Как получить гражданство абхазии для россиян

Твердая цена контракта — основные методы определения

Обе стороны на базе ст. 450 ГК РФ имеют правомочие на изменение любых условий договора, включая установленную стоимость (твердую). При достижении компромисса, корректировки могут быть реализованы через государственный контракт, договор приобретения-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения к ним и т. д.

Чаще всего, твердая цена представляет собой стоимость, которая зафиксирована в определенном значении и имеет привязку к сроку, фигурирующему в контракте. Если  сторонами сделки точная дата не определена или не назначена, за нее принимается день начала действия соглашения.

Условие, связанное с применением фиксированных цен, является весьма неудобным и рискованным, в первую очередь, для самого подрядчика. Ведь никто не застрахован от рисков в процессе выполнения работ, услуг, особенно, если они продолжительны по времени.

В данном случае исполнитель лишен права на односторонний отказ от исполнения условий договора (ст. 310 ГК РФ), даже если увидел изменение обстоятельств.

Если клиент не согласен с пересмотром стоимости работы ввиду изначальной ее «твердости», то подрядчику придется довольствоваться положениями первоначального контракта.

Более того, условие о применении фиксированных расценок в подобном соглашении является безотносительным касательно объема работ и понесенных в связи с их выполнением расходов.

Подрядчик не сохраняет за собой право на повышение стоимостного показателя, а заказчик не имеет правомочия рассчитывать на ее уменьшение (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Таковы основные существенные условия, рассматриваемые в соглашениях с фиксированным ценником.

Фиксированная цена в различных видах договоров

В соглашениях встречаются понятия «окончательная смета» или «фиксированная цена». Специалисты рекомендуют останавливаться именно на термине – «твердая цена», поскольку он является обобщающим, наделен способностью конкретизировать сведения по заключаемому соглашению. Кроме того, именно в такой формулировке данное понятие встречается в ст. 709 ГК РФ.

Читайте так же:   Образец договора перевода долга

Подрядные договоренности

Статья 709 ГК РФ содержит также сведения о твердом или примерном характере цены. В первом случае речь идет о ситуации, когда стоимость не подлежит ни малейшим изменениям в большую или меньшую сторону.

Если вложиться в ограниченные рамки у исполнителя не получается, то одним из аргументов в пользу пересмотра ценовых показателей может использоваться фактор отсутствия возможности для проведения предварительной оценки работ/услуг. Нужно учитывать, что вторая сторона может на это не пойти, и решать денежные вопросы придется в суде.

На помощь исполнителю может прийти норма второго абзаца ст. 709 ГК РФ, где сказано, что за подрядчиком закреплено право требования пересмотра стоимости в сторону увеличения. Условие – обнаружение факта заметного роста затрат, связанное с проведением дополнительных работ, предусмотреть или предугадать которые, на стадии составления соглашения, было невозможно.

Если в рамках соглашения прочие указания отсутствуют, считается, что цена работ – твердая (это указано в ст. 709 ГК РФ).

Государственный контракт

Колебания рассматриваемого показателя в рамках заключенного государственного контракта на протяжении всего временного отрезка исполнения договора недопустимы. Об этом сказано в п. 2 ст. 34 закона 44-ФЗ, принятом от 05.04.2013 г.

Твердая цена контракта — основные методы определения

В извещении Министерства экономического развития № 13613-АП/Д05 сказано, что заказчик обязуется внести плату за контракт в рамках цены, установленной заблаговременно. Учитывая строгость подобного требования, чаще встречаются факты завышения стоимости.

С этим связано большое количество судебных споров, рассматриваемых Федеральными арбитражными судами по всей России. Несколько примеров из судебной практики позволят составить представление о выработанных мерах и способах экономии средств госбюджета.

Государственный заказчик принял итог работы, которая была оплачена в соответствии с контрактной стоимостью. Впоследствии было обнаружено, что стоимость завышена, причем неправомерно и противозаконно.

Заказчику (государственной стороне) пришлось сделать обращение в суд, чтобы вернуть принадлежащие ему денежные средства.

Требования обратившегося лица решением фискальной инстанции были удовлетворены целиком и полностью (ВАС РФ от 22.04.2014 г. №19891/13).

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/kontragenty/dogovornye-otnosheniya/tverdaya-cena.html

Что такое «твердая цена контракта»

Твердая цена по 44 ФЗ — это обязательное условие госконтракта. Из статьи вы узнаете, что такое «цена контракта», обязана ли она быть «твердой» и что скрывается за этим понятием, а также в чем его отличие от начальной (максимальной) цены.

Твердая цена контракта — основные методы определения

Это фактическая стоимостная величина на товары, работы и услуги, которая согласовывается сторонами и фиксируется в контракте (ст. 424 ГК РФ).

Указать ее можно двумя способами:

  • в конкретном размере, при этом она не подлежит изменению, то есть цена контракта является твердой 44 ФЗ;
  • устанавливается ориентировочная сумма, итоговое значение которой будет рассчитано по факту исполнения контрактных условий.

Характеристики

Обязательное условие по 44 ФЗ — цена договора является твердой (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). Это значит, что она не должна изменяться в течение всего периода исполнения обязательств, за исключением установленных 44-ФЗ случаев.

Неизменность можно прописать так: «Стоимость услуг по ________ составляет ____ руб. ____коп., является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока исполнения данного Контракта».

Также может быть установлено ориентировочное значение, но только в тех случаях, которые предусмотрены Правительством РФ (ч. 2 ст. 34 44 ФЗ).

Допускается установить твердую стоимость договора в иностранной валюте как в проектной документации, так и в фактически заключаемом госконтракте на основание пояснений Минэкономразвития, которые базируются на положениях п.п. 2,3 ч.1 ст.50, п.п 6,7 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Однако при оплате приобретенных товаров заказчику необходимо сформировать порядок пересчета валюты в рубли (Письмо № Д28и-717 от 17.03.2015).

Изменение допускается только по соглашению сторон и только в том случае, если такое условие было прописано в закупочной документации и в положениях госконтракта (ст. 95 44 ФЗ).

Стоит обратить внимание на особые правила изменение стоимости при заключении договора с физлицом. Об этом мы писали в статье, как заключить госконтракт с физическим лицом.

Твердая цена контракта — основные методы определения

Отличие от НМЦК

НМЦК — это предельное ценовое значение, тщательно рассчитанное и представленное в извещении о закупочной процедуре, а также в прилагаемой к извещению документации (ст. 22 44-ФЗ). Она устанавливается при определении поставщика конкурентным способом, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

Цена госконтракта, в отличие от НМЦК, является фактической величиной, образовавшейся по итогам проведения закупок. Зачастую итоговая цифра может быть существенно ниже начальной (максимальной) в результате проведения конкурентных процедур (п. 2 ст. 42 ФЗ № 44).

Фактическая стоимость определяется на основании рассмотрения и анализа заявки того участника, с которым в итоге и заключается соглашение (ч.1 ст. 54, ч. 2 ст. 70, ч.14 ст. 78, ч. 17 ст. 83 44 ФЗ) при выполнении условия о твердости ценового значения, включенного и в проектную документацию, и в заключаемый сторонами договор.

Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/chto-takoe-tverdaya-tsena-kontrakta

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ: методы определения, обоснование

Твердая цена контракта — основные методы определения

Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Мы ответим на них в настоящей статье. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо. Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.

Нмцк – определение и для чего необходимо. различные ситуации при определении нмцк. особенности размещения извещения в еис

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок
 
Запрос котировок в «бумажной» форме
Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание:

Источник: http://azbukatenderov.ru/zakazchiku/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-po-44fz.html

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики) При определении идентичности могут учитываться:
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ) Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов Идентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ) Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми При определении однородности товаров учитываются:
  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ) Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми При определении однородности работ (услуг) учитываются:
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

  • Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
  • Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

  1. Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.
  2. Данный метод заключается в определении НМЦК каксуммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).
  3. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
  4. Информация о прибыли может быть получена следующим образом:
  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Условие о цене договора подряда. Вопросы правоприменительной практики

Закрепленный в статье 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) принцип надлежащего исполнения обязательств означает, что обязательства, в том числе возникшие из договоров, должны исполняться их участниками надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условия возмездного договора согласно пункту 1 статьи 423 ГК РФ предполагают право стороны, исполнившей свои обязанности, требовать от другой стороны предоставления платы или иного встречного предоставления. Если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, договор в силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ предполагается возмездным. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. 

Изменение цены после заключения договора согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 

Согласно пункту 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Смета представляет собой расчет (калькуляцию) цены договора с расшифровкой стоимости отдельных видов работ, используемых при выполнении работ материалов и оборудования, иных затрат.

Применительно к договору строительного подряда смета включает в себя расчет стоимости строительных (ремонтно-строительных), монтажных работ, затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, а также прочих затрат применительно к отдельным видам работ и затрат (локальная смета), объекту строительства (объектная смета) или строительству в целом (сводный сметный расчет) (См.: пункты 3.14 – 3.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1)

В соответствии с пунктом 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Правовое значение условия договора подряда о твердой цене раскрывается в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, согласно которому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Исключение составляют случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, когда подрядчик в силу абз. 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ. 

Таким образом, основная цель твердой цены состоит в том, чтобы защитить заказчика от рисков возможного удорожания строительства, связанного, в частности, с увеличением объема подлежащих выполнению работ.

То есть твердая цена по смыслу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подлежит оплате заказчиком за результат работ в целом, безотносительно к тому, какой объем работ для достижения этого результата (включая дополнительные работы) пришлось выполнить подрядчику.

Дополнительные издержки подрядчика, связанные с не учтенным при заключении договора увеличением объема работ, в этом случае покрываются за счет его вознаграждения (пункт 2 статьи 709 ГК РФ). 

Если договор заключен на условиях приблизительной цены, подрядчик в соответствии с пунктом 5 статьи 709 ГК РФ обязан своевременно предупреждать заказчика о возникшей необходимости в проведении дополнительных работ, влекущих за собой существенное превышение определенной приблизительно цены работ. Если заказчик не согласен с таким удорожанием, пункт 5 статьи 709 ГК РФ предоставляет ему право отказаться от договора, оплатив подрядчику стоимость фактически выполненных работ. 

Если подрядчик своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения определенной приблизительно при заключении договора цены работы, он в силу абз.

2 пункта 5 статьи 709 ГК РФ обязан выполнить договор (то есть сдать заказчику результат работы, характеристики которого были согласованы при заключении договора), сохраняя право на оплату работы по изначально определенной в договоре цене. 

Очевидно, что, заключая договор на условиях твердой цены, подрядчик принимает на себя риски, связанные с возможным удорожанием строительства вследствие того, что фактический объем выполненных работ окажется больше того, который учитывался при заключении договора. В этой связи в цене договора при его заключении, как правило, предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты. 

Если договор заключен на условиях твердой цены, резерв средств на непредвиденные работы и затраты уплачивается подрядчику в составе цены договора.

В случае, когда договор заключен на условиях приблизительной цены, и расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика (См. пункт 4.

33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1)

Принятие подрядчиком рисков, связанных с возможным удорожанием строительства, при заключении договора на условиях твердой цены компенсируется отсутствием у заказчика в силу абз.

2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ права требовать уменьшения цены договора в случаях, когда объем фактически выполненных работ оказался меньше того, который учитывался при заключении договора.

В этих случаях вознаграждение подрядчика за выполнение работ окажется больше за счет сокращения издержек (пункт 2 статьи 709 ГК РФ). 

  • Общие положения о подряде, закрепленные в статье 709 ГК РФ, в силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ подлежат применению также к отношениям, возникшим из договора строительного подряда, если иное не установлено специальными нормами § 3 ГК РФ. 
  • Пункт 1 статьи 743 ГК РФ возлагает на подрядчика по договору строительного подряда обязанность осуществлять строительство и связанные с ним работы не только в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание и другие предъявляемые к ним требования, но и в соответствии со сметой, определяющей цену работ. 
  • Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком по договору строительного подряда работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой. 
  • Пунктом 3 статьи 744 ГК РФ подрядчику предоставлено право в соответствии со статьей 450 ГК РФ требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. 
  • Указанные положения не содержат каких-либо изъятий из норм, закрепленных в статье 709 ГК РФ, конкретизируя их с учетом особенностей строительного подряда. 
  • Между тем, в судебной практике все не так однозначно. 

Источник: https://zakon.ru/blogs/uslovie_o_cene_dogovora_podryada_voprosy_pravoprimenitelnoj_praktiki/16318

Цена контракта: как определить и обосновать

Как определить цену государственного контракта, можно ли её изменить, какими методами рассчитать стоимость контракта, расскажем обо всем в статье.

Как определить цену государственного контракта

Цена контракта является показателем эффективности расходования госзаказчиком средств на удовлетворение своих нужд. Поэтому за расчетом цены внимательно следят госорганы. Контракт заключают на тех условиях, что содержались в документации о закупке и заявке победителя торгов (или в окончательном предложении).

Цена государственного контракта — это одно из существенных условий. В 44-ФЗ сказано, что касаемо цены контракта в договоре следует прописать следующее: стоимость является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Изменение цены государственного контракта, как и других существенных условий (к ним относятся: предмет контракта, сроки его выполнения, порядок оплаты) не допускается, за исключением ряда случаев (ст. 95 44-ФЗ). Например, снижение стоимости при прежнем объеме поставок, случаи, когда цена контракта превышает размер, утвержденный правительством, или когда уменьшилось финансирование из бюджета и т.д.

Внесение изменений в цену госконтракта можно произвести на двух этапах: до заключения контракта и после. Изменение цены контракта до того, как он будет подписан обеими сторонами, не требует никаких особых условий, так как на данном этапе контракт считается проектом. Внесение изменений в данном случае допускается только на этапе подачи заявок до выбора исполнителя.

Как рассчитать стоимость контракта

Для расчета цены государственного контракта предусмотрены пять методов:

  1. путем анализа рынка;
  2. нормативный;
  3. тарифный;
  4. проектно-сметный;
  5. затратный.

Анализ рынка известен как метод сопоставления цен. Заказчик определяет величину контракта изучая и сравнивая цены на идентичные или однородные товары, работы и услуги. При определении цены таким образом может использоваться информация из открытых источников, например, по аналогичным государственным договорам, из каталогов, буклетов различных организаций, статистических отчетов.

Кроме того, можно запрашивать сведения о ценах у поставщиков продукции. Но не стоит направлять запросы компаниям, включенным в государственный реестр недобросовестных поставщиков. Нельзя пользоваться данными из анонимных источников, а также предоставленными с нарушением требований.

Нормативный метод подразумевает, что цену рассчитывают на основе показателей, которые содержатся в нормативных актах правительства – это предельные цены на ряд товаров и услуг. То есть применяется этот способ определения величины контракта не во всех случаях.

То же касается и тарифного метода расчета цены. Его можно использовать если цену на работу, услугу или товар регулирует государство или она определена государственными нормативными актами. В таком случае НМЦК будет равна установленному размеру.

Кроме того, применяется проектно-сметный метод определения цены. Его используют, если проводятся работы по возведению, ремонту, реконструкции зданий, работы на объектах культурного наследия. В таком случае цену определяют по проектно-сметной документации.

Последний метод – затратный. На него тоже установлено ограничение. По закону воспользоваться этим способом расчета величины контракта можно если ни один из вышеперечисленных не подошел. При этом складывается прибыль для определенной сферы с возможными затратами – на транспортировку, хранение, производство товара. Сведения о прибыли в той или иной отрасли получают из открытых источников.

Обоснование цены контракта

Государство пристально следит за методами расчета цен контрактов в сфере госзаказа.

Поэтому определять стоимость контрактов заказчики должны по строго регламентированному порядку, а затем обосновывать цены документально.

Под обоснованием понимается размещение в открытом доступе расчета НМЦК и приложение той информации, на основании которой цена была определена. При этом раскрывать источники не нужно.

Порядок обоснования цены договора прописан в приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Там же содержится форма, по которой нужно составлять обоснование. В этот документ вносят следующие сведения:

  • объект закупки;
  • характеристики товара, работы или услуги;
  • выбранный метод обоснования стоимости контракта, а также объяснение, почему был выбран именно данный способ;
  • расчет цены;
  • дата формирования документа.

Цена договора по 44-ФЗ

Цена договора – существенное его условие, поэтому государство контролирует процесс расчета этой величины. Ведь от этого зависит, какие расходы понесет бюджет.

Цену можно рассчитать одним из пяти установленных в законе способов, при этом нужно обосновать, почему был выбран тот или иной метод.

Для этого следует понять, содержится ли закупаемый товар или услуга в перечне правительства, регулируются ли цены на него государством, существует ли определенный тариф. Если да, то именно установленный показатель должен лечь в основу стоимости контракта.

Самым распространенным способом определения стоимости контракта является анализ рынка. Цена в таком случае рассчитывается исходя из среднерыночной на определенный вид товаров и услуг.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Полистать журнал

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102859-tsena-kontrakta-opredelit

Методы определения НМЦК (тарифный метод, проектно-сметный метод и затратный метод)

Продолжаем разбирать способы определения начальной максимальной цены контракта (Н(М)ЦК).Напоминаю, что заказчик обязан обосновать Н(М)ЦК при закупке любым способом, установленным законодательством.

Просто в отдельных случаях обоснование цены контракта должно хранится в архиве у заказчика и в случае проверки, он должен доказать, что закупал по ценам, не выше рыночных.

К  методам обоснования относятся:

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и нормативный метод были рассмотрены в предыдущей статье. В данной статье рассмотрим тарифный метод, проектно-сметный метод и затратный метод.

  • Тарифный метод
  • Это метод определения Н(М)Ц, по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги, которые подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
  • Самым очевидным основанием применения данного метода являются случаи заключения контракта на коммунальные услуги (тепло-, водоснабжение, водоотведение, передача электрической энергии).
  • Помимо монополистических сфер деятельности, тарифный метод может быть применен и в случаях, когда фактически рынок товаров, работ, услуг существует, но при этом государство регулирует цены на такие товары, работы, услуги.

Так, в соответствии с постановлением Правительства от 07.03.1995 № 239 регулированию подлежат цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП).

 При закупке таких препаратов заказчику необходимо осуществить определение НМЦК с использованием зарегистрированных предельных отпускных цен.

При этом для целей расчета заказчиком может быть принята любая из зарегистрированных цен в рамках МНН закупаемого препарата.

  1.  Проектно-сметный метод
  2.  При осуществлении закупки, по результатам которой может быть заключен контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется проектно-сметным методом.
  3. При данном методе Н(М)ЦК, устанавливается на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными ФОИВ, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.
  4. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании Н(М)ЦК, на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
  5. Затратный метод

Затратный метод заключается в определении Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство либо приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Данный метод применяется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к указанным методам.

В случае если затратный метод применяется в связи с невозможностью применения иных методов, рекомендуется обосновать такую невозможность.

Необходимость осуществления данного действия нормативно не закреплена, однако его выполнение может значительно снизить риски для заказчика в случае возникновения тех или иных претензий со стороны контролирующих органов.

Источники информации об обычной прибыли для определенной сферы деятельности могут быть получены заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в т. ч. информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Иные методы

Заказчик вправе применить иные методы определения Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким правом заказчик может воспользоваться в случае невозможности применения всех перечисленных выше методов.

В этом случае в обоснование Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

18.10.2015г.

Источник: https://zakupki.pln500.ru/metodyi-opredeleniya-nmtsk-2/

Способы фиксации цены

– способ фиксации цены – цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения, на протяжении срока действия или к моменту его исполнения. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая (фиксированная), подвижная (плавающая), скользящая, с последующей фиксацией.

• Твердая (фиксированная) цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение всего срока действия. Она применяется как в сделках с немедленной поставкой, поставкой в течение короткого срока, а также в сделках с длительными сроками поставки. В последних обычно делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».

Подвижная (плавающая) цена (англ. – flexible) — зафиксированная при заключении договора цена, в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится.

При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, то соответственно будет изменена цена, зафиксированная в момент заключения договора.

При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть указан источник, по которому стороны будут судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавливаются на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

Чаще всего в настоящее время используется метод расчета скользящей цены, предложенный Европейской экономической комиссией ООН в Общих условиях экспортных поставок машинного оборудования. Этот метод предусматривает применение для расчета скользящей цены следующей формулы где

  • – окончательная цена по договору;
  • – договорная (базисная) цена, установленная на день заключения контракта (обычно этой ценой является предусмотренная в контракте цена за вычетом стоимости упаковки, перевозки и страхования);
  • – средняя арифметическая или средневзвешенная цена (или средняя индексов цен) на перечисленные в договоре сырье и материалы за период исполнения контракта или его части;
  • – цена (или индексы цен) на упомянутые материалы в момент подписания контракта;
  • – средняя арифметическая или средневзвешенная зарплата, включая расходы и отчисления на социальное обеспечение, или соответствующие индексы в отношении определенной в договоре категории рабочей силы за установленный период;
  • – заработная плата или соответствующие индексы в отношении тех же категорий рабочей силы в момент подписания контракта;
  • А, в, с – выражают установленное в контракте процентное соотношение отдельных элементов договорной цены; их сумма равна 100%:
  • А – постоянная часть расходов;
  • В – доля расходов на материалы;
  • С – доля расходов на заработную плату, включая расходы и отчисления на социальное обеспечение.
  • В контракте обязательно оговариваются источники, на основе которых определяется изменение стоимости материалов и ставок заработной платы за расчетный период.

Цена, фиксируемая в процессе исполнения договора. В контракте в этом случае оговариваются условия фиксации и принцип определения уровня цены.

Например, цена может устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года.

Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой, какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены.

Источник: https://sdalna10.com/11052274

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

4 × один =