Выдача лиц совершивших преступление — правила эстрадиции


В статье 13 УК РФ впервые нашел выражение международный принцип о выдаче преступников. До этого российским уголовным законодательством вопросы о выдаче преступников не регулировались.

Выдача лиц является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

В международной практике получило признание правило, в соответствии с которым правовым основанием выдачи являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам либо конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений, а также национальное законодательство.

Указанные договоры носят много- или двусторонний характер. Россия как участница международных конвенций о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонних договоров, а также как правопреемница по договорам, заключенным СССР, связана взаимными обязательствами по выдаче обвиняемых.

В договорах предусмотрены основания выдачи, исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих выдачу, подробные указания о составлении требований о выдаче, правила задержания подлежащих выдаче лиц, отсрочка выдачи и выдача на время, порядок передачи выдаваемых лиц и пределы их уголовного преследования после выдачи и другие вопросы.

При отсутствии международного договора государство может осуществить выдачу лица на основе принципа взаимности. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача (ч.2 ст.462 УПК РФ).

В части 2 ст. 13 УК РФ сформулировано правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Рекомендуем!  Мусорная реформа с 1 января 2020: как не платить?

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или интересов ее гражданина.

Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права.

При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Выдача преступника требует соблюдения ряда условий.

Прежде всего, обязателен принцип двойной криминальности, т.е. деяние должно быть признано преступлением по законам обеих стран. При этом для осуществления экстрадиции не требуется совпадения наименования деяния. Достаточно, чтобы действия, признаваемые преступлением в запрашивающем государстве, квалифицировались как преступление и в запрашиваемом государстве.

Другим не менее важным условием является то, что выдача возможна только в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.

Следующим условием выдачи выступает осуждение лица за совершенное деяние к лишению свободы на определенный взаимосогласованный срок. В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством для осуществления выдачи для исполнения приговора лицо должно быть осуждено на срок не менее шести месяцев лишения свободы или к более тяжкому наказанию.

Некоторые договоры определяют более высокий минимальный срок лишения свободы, к которому осуждены или могут быть осуждены лица, подлежащие выдаче.

Например, Договором между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г.

выдача для приведения приговора в исполнение имеет место, если срок не отбытого наказания в виде лишения свободы составляет не менее одного года (ст. 2).

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, составленному в соответствии с требованиями международных договоров и национального законодательства.

В выдаче лица может быть отказано, если он является гражданином Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст.

61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется в ч. 1 ст.

13 УК РФ следующим образом: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Однако это не означает, что виновный не понесет соответствующего наказания: государство, гражданином которого является лицо, может привлечь виновного к уголовной ответственности в соответствии с внутренним законодательством.

При решении вопроса о выдаче лица с двойным гражданством исходить следует из общепризнанной нормы, согласно которой лицо, имеющее гражданство нескольких государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина. В такой ситуации решение вопроса о выдаче лица — гражданина страны пребывания будет зависеть от внутригосударственного подхода к экстрадиции собственных граждан.

Выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища.

Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по мотивам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям со стороны своего государства или государства, являющегося местом его жительства. Лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 13 УК РФ содержится лишь предписание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Вопросы предоставления политического убежища регламентируются Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В выдаче может быть отказано и в случае, когда в соответствии с законодательством запрашиваемого государства уголовное преследование не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности. Наряду с этим в ряде случаев истечение сроков давности не может являться основанием для отказа в выдаче. Это относится, прежде всего, к преступлениям против человечности и военным преступлениям.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

За исключением отдельных случаев, как правило, запрашиваемая сторона требует также предоставления гарантий того, что без ее согласия выданное лицо не будет передано третьему государству. Таким образом, нормы международного права предоставляют весьма существенные гарантии соблюдения прав и законных интересов выдаваемого лица.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

выдача не производится, если в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу.

Это правило относится и к ситуациям, когда окончательное решение было вынесено в третьем государстве (Принцип Ne bis in idem).

Выдача также не производится, если преступление по законодательству договаривающихся государств, преследуется в порядке частного обвинения.

Производство по делам частного обвинения предполагает осуществление функции обвинения частным лицом — потерпевшим.

Отказывая, таким образом, своим правоохранительным органам в осуществлении процессуальной деятельности по изобличению обвиняемого, государство, соответственно, отказывается и от его выдачи для уголовного преследования другим государством.

Одним из обстоятельств, предопределяющих возможный отказ в выдаче лица, является возможность егоосуждения к смертной казни по законодательству запрашивающего государства. Так, в соответствии со ст. 11 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.

, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и за то же преступление смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит достаточных гарантий о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.

Еще одним ограничением для выдачи лиц является право экстрадируемого не подвергаться пыткам и другому жестокому, бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Данное право обеспечивается Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 г.

Возможен также отказ в выдаче по соображениям гуманности, а именно, наличие серьезных оснований полагать, что в процессе уголовного преследования лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст.

14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

В частности, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, право на защиту от предъявленного обвинения и др.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/34741.html

Выдача лиц, совершивших преступление

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция), − это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.

Выдача возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения.

Конституция РФ устанавливает: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации» (ч. 2 ст. 63).

Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам.

Согласно ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это положение нашло закрепление и в уголовном законе. Оно разделяется многими современными государствами.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны либо обязанное отбывать наказание, находится в другой стране.

Норма о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории России, закрепленная в ст. 13 УК, является конкурирующей по отношению к ч. 3 ст. 12 УК. В связи с этим при наличии взаимного двустороннего договора предпочтение следует отдавать выдаче преступника, а не наказанию.

Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища. «Российская Федерация, − декларируется в ст. 63 Конституции РФ, − предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами права».

В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.

Толкование уголовного закона

Реализация уголовного закона неразрывно связана с его толкованием. Под толкованием принято понимать уяснение или разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения.

Толкование не является какой-либо стадией реализации закона. Оно выступает составной частью процесса применения уголовно-правовых норм.

Необходимость в нем возникает главным образом потому, что закон носит общий характер, предусматривает типичные признаки, тогда как складывающиеся жизненные ситуации, реальные отношения всегда конкретны, отличаются рядом индивидуальных особенностей.

Толкование закона способствует не только правильному его применению и в связи с этим укреплению законности, но и дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства.

Различается толкование закона: по субъекту, приемам, объему и целям.

По субъекту, разъясняющему закон, выделяется: легальное, судебное и доктринальное толкование.

Легальным признается толкование, даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать. Исходя из смысла ст. 103 Конституции РФ, право толкования принадлежит Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Следовательно, легальным толкованием занимается только орган, принявший уголовный закон. Это может делаться лишь в форме постановлений Государственной Думы. Такое толкование обладает юридической силой, т.е.

является обязательным для субъектов, реализующих уголовный закон.

Некоторые авторы выделяют как самостоятельный вид аутентическое толкование (аутентический, аутентичный с греческого: подлинный, верный, основанный на первоисточнике). Данная позиция основана на том, что толкование, исходящее от законодателя, по существу представляет собой закон. Однако это не так.

Толкование, даваемое в том числе и самим законодателем, не создает новую норму, оно ограничено рамками уже принятого акта и направлено на то, чтобы раскрыть смысл закона в целом, выяснить его цели и установить объем и границы действия. Следовательно, аутентическое толкование совпадает с легальным.

Обязательность такого толкования для всех органов, учреждений, должностных лиц, граждан России не меняет его юридическую природу.

Судебное, или казуальное, толкование – это толкование, даваемое судом. Оно может быть двух видов.Во-первых, толкование, данное в приговоре, определении или постановлении суда любой инстанции по конкретному делу.

Оно, безусловно, имеет обязательную силу, но ограничено рамками дела и имеет конкретных адресатов: осужденных или оправданных лиц, государственные органы, учреждения и организации, к которым эти решения в той или иной мере относятся.Во-вторых, толкование уголовного закона дается Пленумом Верховного Суда РФ.

Его постановления принимаются лишь для нижестоящих судов, но они имеют значение и для других органов, применяющих уголовный закон (например, для органов следствия при квафикации преступлений по расследуемым делам).

К доктринальному толкованию относится разъяснение законов, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками в докладах и лекциях, в газетных и журнальных статьях, в комментариях к Уголовному кодексу, материалах обобщения судебной практики. Такое толкование не имеет обязательной силы, но оно способствует глубокому и правильному познанию уголовного законодательства, практики его применения, повышению качества отправления правосудия по уголовным делам, формированию и совершенствованию уголовных законов.

Иногда доктринальное толкование еще называют научным. Однако это делается необоснованно, так как оно может и не иметь отношения к науке, базироваться не на теории уголовного права, а на личном, субъективном восприятии уголовно-правового явления.

По признакуобязательности толкования в литературе не без основания предлагается выделять два основных его вида: обязательное, к которому относятся легальное (аутентическое), и судебное толкование, толкование необязательное, охватывающее доктринальное толкование.

По приемам различаются: грамматическое (филологическое), систематическое, историческое и логическое толкование.

Грамматическое (филологическое) толкование состоит в уяснении смысла уголовного закона путем этимологического и синтаксического анализа его смысла. Используемые в законе понятия, термины, слова зачастую нуждаются в точном определении. К этому приему толкования часто обращается Пленум Верховного Суда РФ.

Систематическое толкование (вернее, системное) заключается в сопоставлении анализируемого положения закона с другим законом. Следовательно, данный прием предполагает выявление всех других, как уголовно-правовых, так и норм иных отраслей права, которые так или иначе могут повлиять на понимание уголовного закона.

Это вызвано тем, что уголовное право – не простая совокупность норм, где содержание и значение каждой из них можно вывести из самой себя, а представляет, как уже указывалось, систему норм, в которой место, значение и содержание каждой отдельной нормы обусловлено другими нормами. Так, нельзя уяснить содержание норм Особенной части Уголовного кодекса без обращения к его Общей части.

Зачастую возникает необходимость сопоставления нескольких норм только Особенной части.При систематическом толковании часто приходится сравнивать нормы различных отраслей права. Практически невозможно понять содержание норм без обращения к подзаконным актам при бланкетной диспозиции.

Для уяснения, например, понятия так называемого простого хулиганства необходимо обратиться в том числе и к нормам административного права, где раскрывается понятие мелкого хулиганства.

При историческом толковании воля и мысль законодателя устанавливаются путем обращения к той социально-экономической и политической обстановке, в которой был принят законодательный акт.

Это обычно делается на основании материалов, предшествовавших принятию закона. В некоторых случаях исторического толкования возникает необходимость обращения к тексту ранее изданного и утратившего силу закона.

Наряду с другими приемами это может способствовать наиболее глубокому проникновению в сущность толкуемого закона.

В Уголовном кодексе есть нормы, которые приняты во исполнение международно-правовых обязательств России. Исторический метод познания их сущности требует, чтобы были исследованы не только внутригосударственные причины принятия закона, но и международная обстановка, волеизъявление государств – участников соответствующих конвенций, соглашений, договоров.

Всякая мыслительная деятельность, в том числе и при грамматическом, систематическом и историческом толковании, должна подчиняться законам логики.Поэтому в широком смысле слова любое толкование уголовных законов есть логическое толкование.

Толкование по объему может быть: буквальным (адекватным), ограничительным (рестриктивным) и распространительным (экстенсивным).

Под буквальным (адекватным) понимается толкование уголовного закона в точном соответствии с его текстом, когда слова и смысл закона полностью совпадают.

Следует иметь в виду, что в литературе высказана и другая позиция, согласно которой буквальное (адекватное) толкование не является видом толкования по объему, поскольку при этом лишь констатируется совпадение содержания и смысла закона с его словесным выражением.

При ограничительном толковании закону придается более узкий, более ограничительный смысл, чем это вытекает из буквального текста закона.

Распространительное толкование заключается в том, что закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.

К нему прибегают в тех случаях, когда буквальный смысл текста ýже содержания уголовно-правовой нормы, словесное ее выражение неадекватно выражает волю законодателя. Распространительное толкование расширяет границы действия закона, дает возможность применять его к более широкому кругу случаев, в отношении большего круга лиц.

Действующее уголовное законодательство характеризуется тенденцией к уточнению составов преступлений и сужению возможностей их распространительного толкования и применения. Однако полностью это исключить невозможно.

Распространительное толкование имеет некоторое внешнее сходство с аналогией. Однако различие между ними носит принципиальный характер. Аналогия предполагает отсутствие закона, пробел в законодательстве и означает применение нормы уголовного права к случаю, прямо не предусмотренному в законе, но сходному с тем или иным преступлением.

Ограничительное и распространительное толкование используется довольно редко. Чаще всего применяется буквальное толкование.

В работах по уголовному праву, как правило, не выделяется толкование по целям. Однако цели толкования различны, и в зависимости от них в общеправовой литературе обоснованно признается: толкование-уяснение и толкование-разъяснение.

Толкование-уяснение является необходимым элементом процесса реализации норм уголовного права. Субъект права «для себя» толкует норму с целью его применения. Например, следователь, прокурор, судья уясняют содержание понятия грубого нарушения общественного порядка при квалификации содеянного как хулиганства, тайного способа изъятия при оценке действий как кражи и т.д.

Толкование-разъяснение («для других») имеет место в тех случаях, когда оно дается для применения закона в будущем другими органами. Таковыми, по существу, являются постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под уголовным законом, какие признаки позволяют отграничить его от иных нормативных актов?

2. Какова структура Уголовного кодекса РФ?

3. Что представляет собой уголовно-правовая норма и чем она

отличается от статьи Уголовного кодекса РФ?

4. Что понимается под ультраактивностью уголовного закона?

5. Каковы основные способы (приемы) толкования уголовного

закона?

Источник: https://studopedia.net/7_17755_vidacha-lits-sovershivshih-prestuplenie.html

Выдача преступников (экстрадиция)

  • В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.
  • Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.
  • Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

  1. Италия обратилась к властям Туниса о выдаче бывшего премьер-министра Кракси, обвиняемого в серьезных преступлениях и связи с мафией.
  2. До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях
  3. Проблема выдачи преступников приобретает особенное значение из-за возможности быстро переместиться из одной страны в другую, а также в связи с увеличением числа случаев терроризма, захвата и угона самолетов, захвата заложников, торговли женщинами, оружием, наркотиками на территориях различных государств Необходимость усиления борьбы с такими опасными преступлениями заставляет все государства объединять усилия и взаимодействовать.

Известны случаи, когда даже при отсутствии специальных договоров о правовой помощи осуществлялась выдача преступников. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали большую сумму денег, самолет и улетели в Израиль, хотя в тот период между Израилем и Советским Союзом не были установлены дипломатические отношения.

В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип «Выдать или наказать». Так, бежавшие из мест заключения России преступники, захватившие заложников, улетели в Пакистан. Пакистан не выдал преступников Советскому Союзу, но пакистанский суд осудил их по своим законам к пожизненному заключению.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

  1. когда преступление совершено на его территории;
  2. когда преступник является гражданином этого государства;
  3. когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

  • Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
  • преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);
  • если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
  • Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.
  • Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

  1. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.
  2. Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.
  3. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст.

13 следующим образом: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: «Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора».

Положение о предоставлении политического убежища, как правило, регламентируется в конституциях современных государств.

Статья 63 Конституции Российской Федерации гласит:

«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением».

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу 1 августа 1995 г.

В этом Положении декларируется: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2).

В ст. 5 этого Положения указывается, что «политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действие (или бездействие), признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента Российской Федерации (ст. 3).

Ранее, в период противостояния двух систем, право политического убежища обеими сторонами использовалось в политических целях, когда даже лица, совершившие общеуголовные преступления, например убийство, не выдавались стране, в которой было совершено преступление. В современных международных условиях институты выдачи преступников и предоставления политического убежища приобретают правовой характер, служат целям взаимодействия государств в борьбе с преступностью и соблюдения прав человека.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=48046

Выдача лиц совершивших преступление

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г.

в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.99 N 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Статья 13

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

Выдача лиц, совершивших преступление

Международные договоры четко устанавливают, при совершении каких именно преступлений возможна выдача. Общепринято, что таковыми являются деяния, которые рассматриваются как преступление по закону обоих (запрашивающего и запрашиваемого) государств, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или иное, более тяжкое наказание.

Если преступление носит так называемый политический характер, было совершено на территории запрашиваемого государства или по закону запрашиваемого государства истекли сроки давности для него, то в выдаче лица, совершившего преступление, запрашиваемое государство вправе отказать.

Имеется также ряд иных (процессуальных) оснований для отказа в выдаче лиц, совершивших преступление, иностранному государству (ст. 464 УПК).

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

В международной практике получило признание правило, в соответствии с которым правовым основанием выдачи являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам либо конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений, а также национальное законодательство.

Статья 13 УК РФ

9.9.

При ратификации Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация сделала оговорку о том, что она оставляет за собой право отказать в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод . При этом в понятия «чрезвычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; г) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации; причем преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, должны быть установлены ФЗ.

Рекомендуем прочесть:  Налоги за продажу машины

Российское уголовное право

Свое дальнейшее развитие данное конституционное предписание получило в ч. 2 ст.

13 УК: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Подробная детализация решения данного вопроса содержится в соответствующих международных договорах РФ.

Выдача лиц, совершивших преступление

Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ недопустима выдача лиц, пре­следуемых за политические убеждения. В соответствии с п. 1 ст.

464 УПК невозможна выдача лица, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, если ему предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследования в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, при­надлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Положение о порядке предоставления в России политиче­ского убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 2 , предусматривает правило предоставления политического убе­жища лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реаль­ной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за об­щественно-политическую деятельность и убеждения, не противореча­щие демократическим принципам, признанным мировым сообщест­вом, и нормам международного права.

1. Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву.

В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству.

Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

Рекомендуем прочесть:  Директива Генерального Штаба № Дгш1 От 01.08.1992 Г.

Судебное, или казуальное, толкование— это толкование, даваемое судом. Оно может быть двух видов.

Во-первых, толкование, данное в приговоре, определении или постановлении суда любой инстанции по конкретному делу.

Оно, безусловно, имеет обязательную силу, но ограничено рамками дела и имеет конкретных адресатов: осужденных или оправданных лиц, государственные органы, учреждения и организации, к которым эти решения в той или иной мере относятся.

Во-вторых, толкование уголовного закона дается Пленумом Верховного Суда РФ. Его постановления принимаются лишь для нижестоящих судов, но они имеют значение и для других органов, применяющих уголовный закон (например, для органов следствия при квалификации преступлений по расследуемым делам).

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

Статья 13 УК РФ

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление.

Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК).

В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

Выдача лиц, совершивших преступление

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Процедура выдачи лица, совершившего преступление

2) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

Во всех случаях выдача преступника является суверенным правом государства. Однако в случае отказа в выдаче преступ­ника государство обязано осуществлять уголовное преследова­ние в соответствии с собственным законодательством за пре­ступления, совершенные на территории иностранного государ­ства.

В соответствии с современными условиями правового сотрудничества и взаимодействия государств в борьбе с преступностью, если иностранцы, совершившие преступление против России за ее пределами, понесли уголовную ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к ответственности по УК РФ.

Источник: https://russianjurist.ru/trudovoe-pravo/vydacha-lits-sovershivshih-prestuplenie

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

4 × четыре =