Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия


2 Ноября 2018 года Прокуратура разъясняет

Ответственность за незаконный оборот оружия

Оружие всегда было, есть и остается серьезным, общественно опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений.

Незаконный оборот оружия — главный катализатор преступности. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) — незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150 – ФЗ «Об оружии».

Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)).

  • Так, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечёт административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.
  • А за ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.
  • Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
  • Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
  • Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Рекомендуем!  Может ли молодая мама рассчитывать на кредит во время декрета

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (статья 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.

Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Объективная сторона преступления заключается в выполнении любого из действий, перечисленных в диспозиции статьи 222 УК РФ. Понятия «приобретение», «передача», «сбыт», «хранение», «перевозка» и «ношение» раскрываются в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 № 5:

— незаконное приобретение — покупка, получение в дар, в уплату долга и т.д.;

  1. — незаконная передача — предоставление посторонним лицам для временного использования или хранения;
  2. — незаконный сбыт оружия — безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения сделки (возмездной или безвозмездной);
  3. — незаконное хранение — сокрытие в помещениях или тайниках;
  4. — незаконная перевозка — перемещение на любом виде транспорта, но не при обвиняемом;
  5. — незаконное ношение — нахождение в одежде, в том числе в сумке или портфеле, а также непосредственно на теле обвиняемого.
  6. Такие преступления совершаются только с прямым умыслом, а субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
  7. В частях 2 и 3 статьи 222 УК РФ предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и совершение преступления организованной группой.

Часть 4 ст. 222 УК РФ определяет ответственность для специального состава — незаконного сбыта гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.

  • Учитывая общественную опасность данного состава преступления, законодателем установлены  серьезные санкции за незаконный оборот оружия.
  • Так, за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы  на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
  • Если такое преступление совершается группой лиц по предварительному сговору, то срок лишения свободы уже от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
  • В случае совершения вышеуказанных деяний организованной группой, наказание — на срок от пяти до восьми лет лишения свободы.
  • Если же совершается незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, то виновному лицу грозит наказание до двух лет лишения свободы со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

В тоже время лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст. 222 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности.

Добровольная сдача изъятых из свободного оборота предметов поощряется законодателем, поскольку она связана с сознательным прекращением виновным лицом своей преступной деятельности и предотвращением ее дальнейших негативных последствий, в том числе, предупреждением новых преступлений.

В   Постановлении  Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г.

разъясняется, что «под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренных примечаниями к ст. 222 и ст.

223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов».

При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Источник: https://sev.gov.ru/info/prokuratura/62496/

Об уголовной ответственности военнослужащих за незаконные приобретения, хранение и сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ

  • ПЛАН
  • проведения  единого дня правовых знаний с личным составом
  •  ТЕМА

: «Об
уголовной ответственности военнослужащих за незаконные приобретения, хранение и

сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ».

 

  1. ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _____
  2. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут. 
  3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комнаты досуга 
  4. ЛИТЕРАТУРА: Уголовный кодекс РФ.
  5. ХОД
    ИНФОРМИРОВАНИЯ:
  6. Действующее
  7. ПЛАН
  8. проведения  единого дня правовых знаний с личным составом
  9. ТЕМА: «Об уголовной ответственности военнослужащих за незаконные приобретения, хранение и сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ».
  10. ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _____
  11. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут.
  12. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комнаты досуга
  13. ЛИТЕРАТУРА: Уголовный кодекс РФ.
  14. ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия. Под оборотом, согласно ст. 1 Закона РФ «Об оружии», понимается производство оружия (т.е.

его исследование, разработка, испытание, изготовление, художественная отделка и ремонт, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей), торговля им, его продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы России.

В соответствии с ч. 1 ст.

222 УК РФ незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок до шести месяцев; либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо без такового.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. Если же деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, совершены организованной группой, то закон предусматривает более суровое наказание – лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Незаконные приобретение, сбыт или ношение газового, холодного, в том числе метательного оружия (исключением считаются те местности, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом) наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо без такового.

При этом следует иметь в виду, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст. 222 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать сдачу лицом указанных предметов по своей воле независимо от мотивов.

Незаконным приобретением газового, холодного, в том числе метательного, оружия следует считать его покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п.

Незаконным сбытом указанных предметов являются их продажа, дарение, обмен, передача в уплату долга и т.д.

Незаконным хранением является нахождение этих предметов в помещении, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконным ношением указанных предметов следует понимать их нахождение в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноска их в сумке, портфеле и иных предметах.

Незаконной перевозкой этих предметов является их транспортировка любым транспортным средством. При этом нахождение имеющихся у виновного без соответствующего разрешения указанных предметов в транспортном средстве следует расценивать как их хранение, перевозку или ношение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Статья 226 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Под хищением оружия и других предметов, указанных в ст. 226 УК РФ, следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Уголовная ответственность за хищение оружия и других предметов наступает в случаях их хищений как у государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

При этом ответственность наступает не только за хищение годного к использованию оружия, но и неисправного либо учебного оружия, если виновный имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное состояние.

Введение уголовной ответственности за вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обусловлено значительным ростом этих преступлений. Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. такой ответственности не предусматривал.

В соответствии с ч. 1 ст.

226 УК РФ хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Хищение либо вымогательство ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

В случае совершения деяний, указанных в ч. 1 и ч. 2 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору либо неоднократно, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, или с угрозой применения такого насилия они наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Если же деяния, предусмотренные этой статьей, совершены организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия, либо лицом, два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, то они наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 224 УК РФ).

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение по неосторожности смерти человеку, либо причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц.

Безусловно, добиться перелома в борьбе с незаконным оборотом оружия только силами правоохранительных органов и уголовным законодательством невозможно. Лишь при принятии комплексных мер всеми органами, учреждениями и должностными лицами, заинтересованными в сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, можно остановить рост этих преступлений.

законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот
оружия. Под оборотом, согласно ст. 1 Закона РФ «Об оружии», понимается
производство оружия (т.е. его исследование, разработка, испытание,
изготовление, художественная отделка и ремонт, изготовление боеприпасов,
патронов и их составных частей), торговля им, его продажа, передача,
приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение,
перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию

Российской Федерации и вывоз за пределы России.

В
соответствии с ч. 1 ст. 222 УК РФ незаконное приобретение, передача, сбыт,
хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ или взрывчатых устройств наказываются ограничением свободы на срок до
трех лет либо арестом на срок до шести месяцев; либо лишением свободы на срок
до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период от двух до пяти месяцев либо без такового.

Те же
деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно,
наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. Если же деяния,
предусмотренные ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, совершены организованной группой,
то закон предусматривает более суровое наказание – лишение свободы на срок от

трех до восьми лет.

Незаконные
приобретение, сбыт или ношение газового, холодного, в том числе метательного
оружия (исключением считаются те местности, где ношение холодного оружия
является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим
промыслом) наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до
двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок от одного года до
двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух

месяцев либо без такового.

При этом
следует иметь в виду, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст.
222 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не

содержится иного состава преступления.

Под
добровольной сдачей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и
взрывных устройств следует понимать сдачу лицом указанных предметов по своей

воле независимо от мотивов.

Незаконным
приобретением газового, холодного, в том числе метательного, оружия следует считать
его покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи,

присвоение найденного и т.п.

Незаконным
сбытом указанных предметов являются их продажа, дарение, обмен, передача в

уплату долга и т.д.

Незаконным
хранением является нахождение этих предметов в помещении, тайниках, а также в

иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под
незаконным ношением указанных предметов следует понимать их нахождение в одежде
или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноска их в сумке, портфеле

и иных предметах.

Незаконной
перевозкой этих предметов является их транспортировка любым транспортным
средством. При этом нахождение имеющихся у виновного без соответствующего
разрешения указанных предметов в транспортном средстве следует расценивать как
их хранение, перевозку или ношение в зависимости от конкретных обстоятельств

дела.

Статья 226
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хищение либо вымогательство

оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Под хищением
оружия и других предметов, указанных в ст. 226 УК РФ, следует понимать
противоправное завладение ими любым способом с намерением присвоить похищенное
либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению
иным образом. Уголовная ответственность за хищение оружия и других предметов
наступает в случаях их хищений как у государственных или иных предприятий или
организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо
незаконно. При этом ответственность наступает не только за хищение годного к
использованию оружия, но и неисправного либо учебного оружия, если виновный

имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное состояние.

Введение
уголовной ответственности за вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и взрывных устройств обусловлено значительным ростом этих преступлений.

Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. такой ответственности не предусматривал.

В
соответствии с ч. 1 ст. 226 УК РФ хищение либо вымогательство огнестрельного
оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или

взрывных устройств наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Хищение либо
вымогательство ядерного, химического, биологического или других видов оружия
массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть
использованы при создании оружия массового поражения, наказывается лишением

свободы на срок от пяти до десяти лет.

В случае
совершения деяний, указанных в ч. 1 и ч. 2 этой статьи, группой лиц по
предварительному сговору либо неоднократно, либо лицом с использованием своего
служебного положения, либо с применением насилия, не опасного для жизни и
здоровья, или с угрозой применения такого насилия они наказываются лишением
свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без

таковой.

Если же
деяния, предусмотренные этой статьей, совершены организованной группой либо с
применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения
такого насилия, либо лицом, два или более раза судимым за хищение либо
вымогательство, то они наказываются лишением свободы на срок от восьми до

пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Небрежное
хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим
лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы
на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением

свободы на срок до одного года (ст. 224 УК РФ).

Под тяжкими
последствиями следует понимать причинение по неосторожности смерти человеку,

либо причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц.

Безусловно,
добиться перелома в борьбе с незаконным оборотом оружия только силами
правоохранительных органов и уголовным законодательством невозможно. Лишь при
принятии комплексных мер всеми органами, учреждениями и должностными лицами,
заинтересованными в сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и

взрывных устройств, можно остановить рост этих преступлений.

(3

Источник: https://shtab.su/konspekt/pravovaya-rabota/ob_ugolovnoy_otvetstvennosti_voennosluzghashih_za_nezakonnue_priobreteniya_hranenie_i_sbut_oruzghiya_boepripasov_vzruvchatuh_veshestv.html

Незаконный оборот оружия — уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

Оружие относится к инструментам поражения, представляющим серьезную общественную опасность. Значительная часть преступлений, преимущественно тяжких, совершается с применением оружия, поэтому его оборот контролируется государством. Незаконный оборот оружия — уголовно наказуемое деяние.

Преступления в сфере незаконного оборота оружия подлежат ответственности согласно статьям 222-226 УК Российской Федерации. Правоотношения непосредственно связанные с оборотом оружия в РФ, устанавливаются нормами закона «Об оружии» — 150-ФЗ.

Также регламентирует оборот оружия ППВС о незаконном обороте оружия № 5-2002 года.

Понятие незаконного оборота оружия

Приобретение, сбыт, передача, хранение, перевозка, ношение с несоблюдением законодательных норм — все это незаконный оборот оружия. Ст. 222раскрывает понятия, которые предполагают ответственность за незаконный оборот:

Огнестрельное оружие – все виды: боевое, гражданское и служебное. Сюда входят и самодельные образцы, поражающие цели на расстоянии за счет механического движения.

  • Боеприпасы – предметы вооружения, содержащие заряд, предназначенные для поражения целей.
  • Взрывчатые вещества – самовзрывающиеся химические или механические соединения (пластиты, порох, тротил, аммониты).
  • Взрывные устройства – сооружения и механизмы с содержанием взрывчатых веществ (фугас, детонатор).
  • Ограничения на оборот оружия, как служебного, так и гражданского установлены нормами закона «Об оружии» (статья 6).

Ответственность за оборот оружия в России

Законодательством поощряется добровольная сдача незаконного оружия, вследствие чего гражданин освобождается от уголовного преследования.

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружияпредусматривает:

  • Заключение до 3 лет.
  • Работы принудительного порядка до 4 лет.
  • До 6 месяцев ареста.
  • Ограничение свободы до 4 лет с взиманием штрафа. Размер штрафа составляет 80 тысяч рублей или размер заработной платы осужденного за 3 месяца.

Те же преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, совершаемые группой лиц, предполагают:

  • Ограничение свободы от 2 до 6 лет с взиманием штрафа до 100 тысяч рублей.

Преступные деяния, совершенные преступной группой наказываются:

  • Заключением от 5 до 8 лет с взиманием штрафа от 100 до 200 тысяч рублей.

На территориях РФ, где ношение холодного оружия относится к национальному костюму, например, казачьему, а также напрямую связано с промыслом охотников; уголовно не преследуется.

Контроль в сфере незаконного оборота оружия за рубежом

Незаконный оборот оружия за рубежом составляет высокий уровень вооруженного насилия. Особенно актуальным усиление контроля в этой сфере стало в последние годы.

В США право граждан на приобретение оружия закреплено конституционно. Но с увеличением количества единиц оружия, находящегося в гражданском пользовании, увеличилось и количество вооруженных преступлений. Особенно ситуация усугубилась в 90-е годы.

Законодательство в сфере оборота оружия требовало пересмотра. В результате появился закон «О контроле за оружием». Здесь были выделены категории граждан, для которых устанавливались ограничения на выдачу оружия.

Сегодня свод законов США устанавливает уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного, биологического и химического оружия.

В Люксембурге процедура выдачи лицензии на оружие гражданам длится не меньше 3-х месяцев. Большая часть времени посвящена изучению личности заявителя полицией. Лицо, обратившееся с заявлением, должно представить убедительные мотивирующие факторы для приобретения оружия. Некоторые граждане получают разрешение только на хранение оружия, ношение при этом запрещено.

Финское законодательство в сфере оборота оружия существенно ужесточилось в 2001 году. Кандидат на приобретение оружия подвергается длительной полицейской проверке.

Сотрудники охранных структур в Финляндии могут применять только газовое оружие. Короткоствольное оружие разрешается носить только сотрудникам полиции, спецслужб и инкассаторам.

Граждане, добровольно сдавшие незаконно хранящееся оружие не подлежат уголовной ответственности.

По законодательству Германии граждане, не достигшие 25 лет, должны представлять медицинское заключение о пригодности для приобретения оружия по складу характера.

Японское законодательство вовсе не признает владение огнестрельным оружием в целях самообороны и вводит на него полный запрет. Даже получение разрешения на охотничье оружие настолько сложная процедура, что большинству японцев недоступна.

На международном уровне контроль над незаконным оборотом оружия осуществляется «Европейской конвенцией».

Специалисты считают, что меры по ограничению оборота оружия необходимы, но они должны исходить из реальных потребностей общества в оружии.

Источник: https://ru-biss.ru/razreshenie_i_hranenie/nezakonnyj_oborot_oruzhiya.html

Совершенствование уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия

В статье предлагаются пути законодательного совершенствования правовых норм об уголовной ответственности за новые наиболее опасные способы приобретения и сбыта огнестрельного оружия, характерные для условий современности.

Право на жизнь и личную неприкосновенность человека признаны мировым сообществом и гарантируются Конституцией Российской Федерации. При этом кризисные явления в экономике, рост безработицы, снижение жизненного уровня населения, значительное расслоение общества способствует развитию преступности.

В данных условиях все чаще обсуждается вопрос о расширении возможностей легального приобретения оружия в целях самозащиты населения, но оправданно ли это в условиях современности? Использование огнестрельного оружия является одним из особо опасных способов совершения преступлений.

Особенностью незаконного оборота огнестрельного оружия является то, что он не только представляет большую общественную опасность, но и создает условия для совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

В 2015 году мировой рынок вооружений вырос на 10% и достиг объёма 65 миллиардов долларов против 58,4 млрд. годом ранее{1}.

По данным Министерства внутренних дел России в 2015 году количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 2,4% и составило 26,9 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 9,1% (1,6 тыс. фактов).

В 2015 году с использованием огнестрельного оружия совершено 6,9 тыс. преступлений (-4,9%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (357), Свердловской области (298), г. Москве (266), Московской области (235), Краснодарском крае (231) {2}.

Осознавая опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, государство на законодательном уровне стремится к ограничению доступа населения к огнестрельному оружию, в том числе и к возможности его незаконного приобретения.

При этом, как на законодательном уровне, так и в сфере правоприменительной практики, существуют проблемы, которые требуют своего решения.

В условиях современности, когда повышенный спрос на приобретение огнестрельного оружия проявляется организованной преступностью, международными экстремистскими и террористическими организациями, выявляются всё новые и наиболее опасные виды и варианты совершения такого деяния и новые источники приобретения оружия.

Так, если ранее основными источниками поставки на рынок нелегального оружия для данных криминальных структур являлись: военные склады и арсеналы силовых структур, то в последние годы активно заработали подпольные оружейные мастерские на территории России, увеличились потоки контрабандного оружия из стран ближнего и дальнего зарубежья и зон военных конфликтов, передача оружия странами блока НАТО (Болгария, Германия, США) {3}. Появление данных источников вызвало развитие и новых, более сокрытых от контроля и изощрённых способов приобретения больших партий огнестрельного оружия, в том числе покупка их через систему ТОР сети Интернет, обмен для маскировки через международные офсетные и другие сделки на иные товары. Полагаю, что данные способы приобретения и сбыта огнестрельного оружия должны быть включены в систему квалифицированных составов ст. 222 УК РФ для наложения повышенной уголовной ответственности за данные виды деяния.

На протяжении существования Российского государства отношение законодателя к огнестрельному оружию и правовая оценка действий с ним претерпели значительные изменения: от обычного предмета быта и элемента статуса до предмета повышенной опасности.

В связи с тем, что оружие становилось все более разрушительным, вводились новые ограничения в отношении ряда деяний с ним.

Несмотря на то, что законодательство после 1917 года претерпело значительные трансформации, общие тенденции относительно установления ответственности за опасные деяния с оружием остались неизменными.

Проводилось последовательное ограничение оборота оружия с целью оградить государство и общество как от умышленного его использования при совершении преступлений, так и от причинения вреда от неосторожного обращения с оружием. Ношение оружия было дозволено лишь лицам в силу их служебных обязанностей.

Можно выделить в уголовном законодательстве России три основных направления в формировании уголовной ответственности за незаконные деяния с оружием.

Во-первых, это нормы, посвященные государственным преступлениям и содержащие составы преступлений, связанных с вооруженным сопротивлением существующему политическому строю либо наносящих вред государственной власти.

Во-вторых, общеуголовные преступления, а именно — незаконные деяния по обороту оружия, а также его применению как отягчающего обстоятельства иных преступлений.

В-третьих, преступления против военной службы, связанные с отказом действовать оружием либо с нанесением ущерба обороноспособности государства в системе преступлений против мира и безопасности человечества.

Но в условиях современности внимание законодателя должно привлечь не только исследование международных правовых документов, ограничивающих незаконный оборот огнестрельного оружия, но и лучшие, более современные аналоги уголовного законодательства зарубежных в данном отношении.

Сравнительный анализ зарубежного и отечественного уголовного законодательства позволяет выявить положительные моменты, которые могут быть реализованы в УК РФ в порядке имплементации. Так, при дифференциации наказания за незаконный оборот оружия необходимо принимать во внимание, что в зарубежных аналогах уделяется внимание сфере оборота оружия, его количеству, а также целям совершения незаконных деяний, связанных с владением или торговлей{4}. К отягчающим или смягчающим наказание обстоятельствам, по ситуации, относится не только вред от непосредственно применение оружия при совершении преступления, но и характер угрозы его применения, исходящей изначально от источника, цели и субъекта приобретения, характерных для условий современности{5}.

Наибольший интерес представляет в данном отношении уголовное законодательство Испании. Так, в системе действующих правовых норм об ответственности за незаконный оборот оружия (ст.

563-570 УК Испании) предусматривается повышенная уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, не имеющего фабричных знаков или переделанного с изменением его первоначальных характеристик, а также приобретаемого и сбываемого с преступной целью.

Аналогичная повышенная ответственность предусмотрена и по субъекту их совершения: не только для должностных лиц, контролирующих оборот оружия или его производство, но и для лиц, входящих в преступные объединения. При этом для «организаторов и зачинщиков» предусматривается наказание до 10 тюремного заключения, тогда как для остальных соучастников до 5 лет {6}.

С учётом существующей в России обстановки активизации организованной преступности в структуре криминального бизнеса, связанного с незаконным оборотом огнестрельного оружия, в содержание квалифицирующих признаков ст. 222 УК РФ также необходимо ввести повышенную уголовную ответственность за незаконное приобретение и сбыт огнестрельного оружия, совершённые преступным сообществом.

Не менее значимым является и уточнение в диспозиции ст. 222 УК РФ содержания понятия предмета преступления – огнестрельное оружие. В документах международного законодательства и зарубежных аналогах уголовного законодательства (например, в ст. 125 УК КНР {7}) данный вид оружия определяется как стрелковое оружие.

В РФ принят и введён в действие ГОСТ 28653-90 «Оружие стрелковое. Термины и определения». Этим документом предписывается строгое использование установленных терминов для применения во всех видах документации, в том числе и понятия «стрелковое оружие».

Под ним понимается оружие калибром менее 20 мм, предназначенное для метания пули, дроби или картечи{8}.

Предложенные способы улучшения законодательной конструкции ст. 222 УК РФ окажут положительное влияние на состояние правоприменительной практики противодействия незаконному обороту огнестрельным оружием.

Источник: https://novainfo.ru/article/10699

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

бизнесу. Таким образом, в его действиях усматриваются незаконные приобретение, хранение, ношение и сбыт огнестрельного оружия и боеприпасов.

Незаконным является оборот рассматриваемых предметов, прежде всего, в нарушение действующего законодательства.

Основное значение здесь имеют федеральные законы «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. (применительно к ручному оружию, боеприпасам, патронам), «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.

(применительно к системам вооружения, боеприпасам, взрывчатым материалам промышленного назначения, оборудованию и приборам взрывного дела).

Объективная сторона указанных деяний имеет несколько интересных моментов. УК РСФСР 1960 г. в ст. 218 предусматривал ответственность за незаконный сбыт огнестрельного оружия и других предметов. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 12.03.

2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» толкует сбыт как безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п. УК РФ 1996 года в отличие от прежнего законодательства в ч. 1 ст. 222 различает незаконные передачу и сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Какую же цель преследовал законодатель, различая незаконную передачу и сбыт? Ведь санкция за оба деяния одна и та же.

По логике, целесообразно и оправданно с точки зрения оценки общественной опасности было выделить незаконный сбыт предметов вооружения в отдельную норму со значительным повышением размера наказания по сравнению с санкцией за незаконную передачу, ибо общественная опасность торговли оружием намного больше.

Ответственность за незаконный сбыт огнестрельного оружия и других предметов преступления, как представляется, необходимо усилить, сделав это деяние малопривлекательным по сравнению с другими незаконными действиями, предусмотренными ст. 222 УК РФ.

Приобретение предметов вооружения — следствие его сбыта или передачи, понятия неразрывно связаны между собой. Приобретение указанных предметов — это получение их в постоянное или временное владение, возмездно или безвозмездно. Причем выражаться оно может в самых разных способах: путем покупки, мены, в качестве подарка, вознаграждения за услугу, в уплату долга, в присвоении найденного и т.п.

Как представляется, это деяние может быть совершено как в форме действия, так и бездействия. С.У. Дикаев по всем деяниям, указанным в статье 222 УК РФ, настаивает исключительно на первой форме. Это не верно. Вторую возможность проиллюстрируем следующим примером.

Проигравшийся в карты преступник в счет уплаты долга приносит другому пистолет и кладет тому в ящик письменного стола. «Счастливчик» и бровью не ведет, как будто ничего не видит: ни да, ни нет. К оружию он и не притрагивается, согласия на переход не дает, но и в милицию не заявляет, а спокойно оставляет его у себя.

Думается, что это приобретение вооружения. Примерно то же можно сказать и о хранении вооружений: оно может быть как в форме действия, так и в форме бездействия. Пример бездействия аналогичен: сосед приносит другому гранату, кладет в шкаф и просит подержать у себя три дня.

Тот не показывает никаких эмоций, но все три дня оберегает названный боеприпас. На взгляд автора, это тоже хранение.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 12.03.2002 № 5 (ред. от 06.02.

2007) «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» разъясняет, что «под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность». Представляется, что это разъяснение не соответствует сути деяния: хранение получается безотносительным к воле и сознанию лица. Следует исходить из толкования В. Даля, как более соответствующего принципу субъективного вменения. На взгляд автора данной работы, хранение — это форма владения предметом вооружения, заключающаяся в его сбережении, содержании в целости и неподвижности. Как правило, хранение позволяет либо предполагает сохранить в будущем возможность использования данного предмета по целевому назначению. Поэтому предпринимаются какие-либо меры по сохранению его качества (смазка, хранение в непромокаемом футляре и т.д.).

Основанной на законе представляется точка зрения С.У. Дикаева, что незаконное хранение предполагает в качестве обязательного признака сокрытие предмета вооружения от органа власти. Сокрыть означает скрыть, спрятать. Между тем, виновный может и не прятать оружие, а держать, допустим, его на стене, демонстрировать гостям и т.д.

Теперь о незаконном ношении предметов вооружения. С.И. Ожегов указывает, что ношение — это существительное к глаголу «носить» — то же, что нести (взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-нибудь), но обозначает действие, совершающееся не за один прием или не в одном направлении.

Литвин А.П. указывает, что под ношением подразумеваются случаи, когда оружие находилось при виновном. Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном Постановлении от 12.03.

2002 № 5 разъяснил, что «под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах».

Налицо расхождение между смысловым значением русского языка и смыслом судебного толкования уголовно-правовой нормы. Первый под ношением понимает постоянное или блоковое перемещение предмета личными физическими усилиями виновного, второй — нахождение при человеке или переноску им.

Определение, данное Пленумом Верховного суда, шире того понимания, что вкладывает в понятие «ношение» русский язык. Это весьма нежелательно, так как возникают спорные вопросы. Например, как расценить поведение лежачего больного, который держит при себе оружие? Если следовать Пленуму, то это ношение.

И другой вопрос: что, если перемещение носило разовый и целенаправленный характер? Мнение толкователя опять шире русского языка: это ношение.

Получается, что Пленум Верховного Суда РФ допускает расширительное толкование, а это представляется недопустимым применительно к установлению оснований уголовной ответственности. Думается, что при подобных обстоятельствах необходимо следовать смыслу языка.

В случае же, если законодатель желает вложить тот смысл, который сформулировал Пленум, то, в зависимости от требуемого объема термин «ношение» следует заменить на «перемещение» (это поглотит транспортировку на автомобилях и т.д.) или термин и держание при себе.

На взгляд автора данной работы, незаконное ношение предметов вооружения — это перемещение их при себе либо в переносимых лицом предметах.

Кроме ношения оружия, которое не имеет права на владение им, незаконным будет ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, а также ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия. В силу этого верным представляется мнение С.У. Дикаева, что для квалификации не имеет значения, кому принадлежит предмет вооружения — самому виновному или другому лицу.

Представляется небесспорным проведенное в УК РФ 1996 г. выделение незаконного изготовления оружия в качестве самостоятельного состава преступления (ст. 223), УК РСФСР 1960 г. называл преступным незаконное изготовление предметов вооружения в качестве альтернативного признака объективной стороны состава, предусмотренного ч. 1 ст. 218, наряду с незаконным ношением, хранением и т.д.

Санкция за все эти деяния была одна и та же. Выделение незаконного изготовления в самостоятельную норму удачно с точки зрения дифференциации уголовной ответственности. Но это не оправдано с позиции экономии текста уголовного закона, поскольку наказание за незаконное изготовление лишь ненамного, почти не различимо выше, чем за незаконные ношение, хранение, приобретение и др.

Представляется, что незаконное изготовление предметов вооружения имеет гораздо большую общественную опасность, чем незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка или ношение, оно как бы «открывает ворота» всем другим преступлениям рассматриваемой группы. Все это должно быть весомо отражено в санкциях ст. 223 УК РФ 1996 г.

либо можно будет заключить, что целая статья уголовного закона занята «вхолостую».

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, изготовление оружия и других предметов есть их создание в готовом виде, а также переделка каких-либо предметов (например, ракетниц, газовых, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), в результате которых они приобретают свойства огнестрельного оружия и иных предметов данного назначения. Нельзя согласиться с Л.Ф. Рогатых, что изготовление оружия не следует смешивать со сборкой его из готовых деталей, которая уголовно не наказуема. Русский язык, как уже было отмечено выше, рассматривает изготовление и как создание и как подготовку к чему-либо, в данном случае к использованию по целевому назначению. Поэтому, на взгляд автора дипломной работы, изготовление — это любое волевое действие по первоначальному физическому созданию оружия как комплекса, направленного на поражение цели.

Ремонт огнестрельного оружия и комплектующих деталей к нему предполагает восстановление их утраченных

Источник: https://www.studsell.com/view/184356/?page=6

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее опасными в структуре 
современной преступности являются насильственные преступления. Ими ставится в опасность и причиняется 
вред, прежде всего здоровью и жизни 
человека.

Интенсивность насильственных преступлений усиливается применением 
оружия, служащим средством подавления воли потерпевших или их физического 
подавления.

Использование данных средств в криминальных целях облегчается незаконным изготовлением и незаконным оборотом оружия, которые стали в мире и в России одним из прибыльных видов преступного бизнеса.

Государство, осуществляя свои конституционные обязанности защиты прав и свобод граждан, устанавливает особый запретительный и разрешительный режим в отношении оружия.

Значительная роль в противодействии незаконному изготовлению и незаконному обороту оружия уголовного закона (далее УК РФ), посредством которого определяются наказуемые деяния и устанавливаются уголовные наказания (ст.ст. 222-223 УК РФ).

Незаконный оборот оружия в Российской Федерации приобрел в последнее 
десятилетие глобальные масштабы и 
серьезным образом сказывается 
на социально — психологической атмосфере 
общества, отрицательно влияя на экономику, политику и правопорядок.

Существенные изменения, произошедшие в последнее 
время в сфере оборота оружия, вызваны несколькими причинами.

Во-первых, нелегальный приток оружия из мест вооруженных конфликтов и 
стран ближнего зарубежья в связи 
с «прозрачностью» границ вызвал появление неизвестного ранее бизнеса — незаконной торговли разными видами оружия.

Во-вторых, одним из основных источников стало хищение оружия из армейских арсеналов. В-третьих, сложившаяся серьезная криминогенная ситуация в стране обусловила приобретение значительным количеством граждан оружия необходимой обороны.

Противоправное ношение, хранение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, криминальные взрывы с тяжкими 
последствиями становятся одним 
из привычных обстоятельств, существенно 
влияющих на общее состояние криминогенной ситуации, а применение оружия создает реальную угрозу общественной безопасности.

Повышенная общественная опасность указанных преступлений объясняется тем, что с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств совершаются многие тяжкие преступления.

Учитывая это, следует отметить, что в современный период незаконный оборот оружия представляет серьезную общественную опасность, способствует росту преступлений, прежде всего насильственного и корыстно-насильственного характера.

Теоретические умозаключения подтверждаются статистическими данными, из которых 
следует, что в 2006 г. было совершено 21954 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия; в 2007 г. — 23033; в 2008 г. — 23087, в 2009 г. — 29848.

Перечисленные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы и необходимость 
постоянного внимания к работе по выявлению и предупреждению незаконного 
приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, и 
обуславливают, в связи с этим, актуальность исследуемой темы.

Вопросы уголовной ответственности 
за незаконное изготовление оружия и 
незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 
анализировались в работах В.И. Антипова, Н.А. Бондаренко, Н.В. Васильева, В.А. Владимирова, И.А. Вотченко, Л.Д.

Гаухмана, П.Ф. Гришанина, Н.Д. Дурманова, М.А. Ефимова, А.Н. Кардавы, А.П. Литвина, А.Д. Макухи, В.Д. Малкова, и других.

Однако с момента выхода отдельных работ прошло много времени и существенно изменились подходы законодателя и правоприменителя к рассматриваемым проблемам.

Отдавая должное вкладу ученых в 
разработку отдельных вопросов уголовной 
ответственности за незаконное изготовление оружия и незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и 
взрывных устройств, необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний 
день остаются неосвещенными ряд 
теоретических и практических проблем. Представляется, что высказанные 
ранее суждения по отдельным вопросам небесспорны и требуют дальнейшей разработки.

История уголовной ответственности за незаконный оборот оружия в России

Незаконный оборот оружия имеет 
давнюю историю и обусловлен своими причинами.

Деяния, которые ныне действующий Уголовный кодекс предусматривает как посягательства на общественную безопасность, впервые были выделены в самостоятельную группу ещё в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, где в разделе «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния» содержалась глава, именуемая «О нарушении общественного спокойствия, порядка и ограждающих их постановлений»1. Сохраняя преемственность в криминализации некоторого рода деяний, наказуемость которых была известна со времён Петра I, и группируя статьи по отделениям, законодатель исходил из того, что противозаконное изготовление, хранение и сбыт оружия, пороха снарядов и т.п. признавались преступлениями против общественной безопасности.

В Уголовном уложении 1903 года состав незаконного изготовления, приобретения, хранения или сбыта оружия, взрывчатых веществ, снарядов выделен также 
в отдельную главу Особенной 
части, получившую наименование «О нарушении 
постановлений, ограждающих общественное спокойствие».

В конце ХIХ – начале ХХ века в Российской Империи незаконный оборот оружия был вызван социально-экономической ситуацией и развитием революционного движения.

Сложившаяся в стране обстановка привела к повышенному спросу на оружие, которое требовалось как революционерам различных течений, так и националистам, преступникам (этот период характеризуется ухудшением криминогенной обстановки, увеличением преступлений, совершённых с применением оружия).

  • Значительное количество оружия в 
    указанный период поступало в 
    незаконный оборот из мест расположения заводов по его производству1.
  • Оружие пользовалось большим спросом 
    на Кавказе, поэтому в Кавказский регион нелегально отправлялись его 
    значительные партии.
  • Период русской революции 1905-1907 годы характеризуется значительными 
    контрабандными поставками оружия в 
    южные порты Российской Империи.

Помимо Кавказского и Северо-Западного регионов России оружие контрабандно из Европы направлялось и на Дальний Восток. Следует обратить внимание на ещё один источник незаконного источника оборота оружия в конце ХIХ – начале ХХ веков – российская армия и флот.

В последней четверти ХIХ века распространение оружия из армии и военно-морского флота было связано с участием офицеров в революционном движении, и объёмы оружия, поступавшего в незаконный оборот, были, как правило, незначительны.

К началу ХХ века хищение оружия из армии приняли большие размеры.

К правовым мерам относится принятие нормативных правовых актов, регламентирующих правила оборота оружия и контроль за ним. Например, Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе генерал-адьютантом князем Дондуковым-Корсаковым 17 августа 1884 г.

было издано Обязательное постановление о продаже, хранении и ношении огнестрельного оружия в Кавказском крае.

Данным постановлением воспрещался ввоз в Кавказский край огнестрельного оружия целыми транспортами без предварительного каждый раз разрешения соответствующего губернатора или начальника области1.

24 ноября 1905 года императором было 
утверждено положение Совета 
Министров «О порядке хранения 
и продажи огнестрельного оружия», 
которое предоставило генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальникам 
дополнительные полномочия по 
регулированию оборота оружия, что 
было обусловлено событиями 1905 г.2

19 мая 1906 года морским министром 
была утверждена Инструкция военным 
судам об осмотре торговых 
судов для воспрепятствования 
ввоза оружия и боевых припасов 
к берегам России в Балтийском 
море, в Финском, Ботническом и 
Рижском заливах, в соответствии 
с которой на суда военного 
флота возлагалось наблюдение 
«за тем, чтобы все прибывающие 
торговые суда разгружались в 
пунктах их назначения и не 
могли избежать таможенного досмотра»3.

Первый советский Уголовный 
кодекс 1922 года4 основывался на более общей группировке статей Особенной части, в связи с чем одной главой объединялись посягательства на три объекта уголовно-правовой охраны: народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

Умалчивая о наказуемости ряда деяний, законодатель переосмыслил уголовно-правовую оценку направленности отдельных преступлений и счёл возможным исключить их из данной главы.

Именно так он поступил в отношении случаев «изготовления, приобретения, хранения или сбыта взрывчатых веществ или снарядов без соответствующего разрешения», вычленив такого рода действия в качестве самостоятельного основания уголовной ответственности и непосредственно связав его с посягательствами на порядок управления. Примечательно, что при этом незаконное хранение огнестрельного оружия по-прежнему рассматривалось уголовно наказуемым нарушением интересов общественной безопасности1.

В последующем в УК РСФСР 1926 года2 внесена некоторая ясность в представлениях о посягательствах на интересы общественной безопасности: отказавшись от размещения в разных главах статей о наказуемости за однородные деяния в виде хранения огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и незаконного обращения с взрывчатыми веществами и снарядами, законодатель сконструировал единый состав преступления, связав его с посягательствами на общественную безопасность.              УК РСФСР 1960 года1 расширил перечень случаев ответственности за незаконный оборот оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, включив в него и незаконное ношение.

Даже краткий исторический анализ позволяет говорить о том, что 
в области незаконного оборота 
оружия в современной России сложилась 
ситуация, аналогичная событиям конца 
ХIХ – начала ХХ века.

По прошествии века в Российском государстве существует ряд значительных социальных проблем, которые определённые криминальные силы пытаются решить с помощью оружия, что способствует его незаконному распространению2.

Особенно остро складывалась ситуация в 90-х годах прошлого столетия.

Особенность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ 
и взрывных устройств, как правильно 
отмечал А.Е. Меркушев, заключается 
в том, что они не только сами по себе представляют большую опасность, но и способны стимулировать рост различных видов тяжких преступлений2.

И.Н. Сурков, проводя анализ дел о хищении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, отмечал, что необходимость в изучении данной проблемы обусловлена тем, что за последнее время количество этих преступлений неуклонно растет.

При этом они часто связаны с совершением других преступлений, таких как посягательство на жизнь и здоровье граждан, разбой, рэкет и т.д.

Похищаемое огнестрельное оружие используется во время массовых беспорядков, конфликтов на межнациональной почве1.

На фоне общего роста преступности прослеживается тенденция увеличения числа преступлений, совершаемых 
с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Так, начиная с 1987 г. и по состоянию на 2003 г.

в России зарегистрирован рост таких преступлений на 1230,5%, причем сохраняется тенденция роста их числа2, при этом исследуемые преступления в настоящее время имеют большой удельный вес в структуре преступности (до 30%).

В среднем число преступлений, совершаемых с использованием предметов вооружения, ежегодно увеличивается на 20 тысяч, что составляет примерно 1,5% всех преступлений.

Неслучайно в последние годы получили значительное распространение преступления, связанные с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, посягающие на личность. В связи с этим трудно не согласиться с мнением профессора И.Я.

Козаченко: преступное завладение общеопасными предметами чревато прежде всего тем, что они используются в качестве средств для причинения физического вреда, и в первую очередь для убийства3.

Так, почти каждое третье убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью совершается с применением оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Особое опасение вызывает использование предметов вооружения организованной преступностью. Многие преступные группировки оснащены различными видами современного оружия.

В психологическом плане это создает у них уверенность в достижении поставленных целей и безнаказанности. Исследования практики применения судами законодательства об ответственности за бандитизм2 показали, что оружие и боеприпасы, находившиеся в бандах, в основном изъяты из свободного оборота (автоматы Калашникова, гранаты и др.). Это еще раз доказывает, что большая часть огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, используемых преступниками, похищается. Таким образом, рост фактов использования предметов вооружения в преступных целях вызывает необходимость постоянного внимания к работе по их предупреждению.

Для уяснения содержания указанных 
норм, в том числе, содержащихся в 
ст.

222 УК РФ и являющихся непосредственным предметом рассмотрения настоящей 
работы, необходимо обращаться к положениям Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии», Федеральному закону от 31 мая 1996 года № 61 – ФЗ «Об обороне»1 и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 года №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что потребность в установлении уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 
является отражением происходящих в 
обществе процессов, дающих государству достаточные основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств.

Эти основания образуют систему предпосылок, которые не просто связаны между собой, но и имеют единую сущностную основу.

Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на различиях в механизме обусловленности уголовной ответственности этими предпосылками, что, несомненно, может сказаться на законодательном закреплении, юридической природе рассматриваемого преступления и особенностях наказания за него.

Источник: http://freepapers.ru/49/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot/257029.1707111.list1.html

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

четыре × два =