В соответствии с Постановлением от 23 мая 2006 г. № 306 (с поправками от 16 апреля 2013 г.) в том случае, если имеется возможность установки счетчика, новые нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с начала года теперь будут увеличены в соответствии с коэффициентом повышения.
В период первого полугодия 2015 года он составляет 1,1; во второй половине года – коэффициент 1,2. Последующее увеличение происходило на 0,1 на каждые полгода. С 1 января 2017 года данное значение уже увеличилось до 1,5 в отношении оплаты электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. В 2019 году значение остается таким же — 1,5.
Условия для установки приборов учета
- Наличие или отсутствие возможности по установке приборов учета определяется в ходе непосредственного обследования помещения владельца жилья.
- При установленных счетчиках расходы на ЖКУ, как правило, снижаются.
- Минимальные нормы потребления ЖКУ регламентированы в Постановлении – их величины устанавливают исходя из климатических условий, параметров жилища и его состояния.
- Под климатическими условиями подразумеваются средние показатели температуры воздуха за отопительный период и продолжительность связанного с этим показателем самого периода.
- Такие параметры как этажность, размеры помещения, материал кровли и стен и прочее также влияют на количество потребляемых ЖКУ.
-
Для тех помещений, которые имеют схожие характеристики – наличие условий определенного уровня, размеры, а также их нахождение в одной климатической зоне, предполагаются единые минимальные нормы потребления услуг в коммунальной сфере.
- Они определяются путем расчета по формуле или методом аналога для каждого вида ЖКУ индивидуально.
- В качестве единицы измерения потребляемых услуг используют:
- расход воды — куб.метр;
- электроэнергия — кВт*ч;
- отопление — Гкал.
Невозможность обеспечения метрологических и технологических требований к прибору учета
Что касается технической возможности по установке счетчика, то существуют определенные критерии, при наличии которых данный процесс становится невозможным:
- Установка прибора невозможна без соответствующей реконструкции и капитального ремонта инженерных систем, а также без создания новых.
- Место установки не соответствует обязательным требованиям по дальнейшей эксплуатации прибора учета.
- Температурный режим, влажность, магнитное поле не соответствуют нормам и могут нарушить функционирование ПУ.
Минимальные нормы потребления некоторых видов ЖКУ
Срок действия изданных Правительством нормативов должен длиться не менее чем 3 года, за исключением лишь некоторых случаев.
Изменение их может произойти при следующих обстоятельствах:
- внесение соответствующих поправок в действующие Правила;
- становятся иными параметры помещения и климат;
- если существует необходимость перерасчета при помощи метода аналога, если ранее установленная величина была рассчитана исходя из формулы.
Электроснабжение
- С начала 2015 года для владельцев жилых помещений, где отсутствуют приборы учета, нормативы по потреблению электроэнергии увеличились на 1/10.
- У большинства населения установлены ИПУ по электроснабжению, а значит, прежде всего, это повышение коснулось тех, кто не имеет общедомовых ПУ.
- Норма ЖКУ по электроснабжению различна как в регионах, так и в пределах одного дома.
- Для многоквартирного дома норматив электроэнергии на человека определяется исходя из площади квартиры, удельной нагрузки электроприемников и количества квартир.
- Норма на человека зависит также от количества комнат в помещении и количества проживающих в нем человек.
Допустим, если среднее значение потребления электроэнергии в квартире с газовой плитой составляет 100 кВт*ч, то с электрической плитой 150 кВт*ч, с водонагревателем – 120 кВт*ч, а дополнительно к нему еще и с электроплитой – 170 кВт*ч.( показатели представлены для одного проживающего человека). Чем больше людей, тем норматив на одного человека несколько снижается.
С целью экономии энергии вводится социальная норма. В ее пределах потребления тарифы устанавливаются ниже средней нормы.
При большем количестве зарегистрированных граждан в жилище социальная норма увеличивается.
Регионам дано право самостоятельно устанавливать этот показатель, а также стоимость электроэнергии при превышении нормативов, но не более чем на 40 % от социальной стоимости. В среднем это норматив установился на отметке в 100 кВт*ч.
На этот показатель также могут повлиять надбавка, в частности за наличие электроплиты.
В среднем же по стране плата за электричество составляет около 3,5 рублей/кВт.
Водоснабжение и водоотведение
Если жителями не была проведена установка водомеров, то в этом случае применяют для расчета оплаты установленные нормативы по водоснабжению .
Нормы потребления воды в регионах и даже в одном многоэтажном доме различны.
Норма по расходу тепловой энергии рассчитывается с учетом установленной системы водоснабжения и стояков определенного вида.
В случае отсутствия водомеров минимальную норму определяют из расчета установленного норматива за данный вид ЖКУ:
- Расход воды при наличии обычной ванны приблизительно составляют объем равный 4,5 куб.метров на человека в месяц.
- Относительно же пользования холодной водой этот показатель несколько выше – 7 куб.метров.
Увеличение норматива в 2015 году составило коэффициент 1,1. В перспективе каждые полгода будет происходить дальнейшее повышение.
В 2019 году повышающий коэффициент равен 1,5. Это касается оплаты за потребление электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. В отношении отопления коэффициент в текущем году равен 1,1.
Допустим, если взять в расчет норму в 10 куб.метров, то с повышающим коэффициентом эта цифра составит 15 куб.метров.
Отопление
- По отоплению квартиры в многоквартирном доме норматив потребления высчитывают посредством установленной формулы:
-
Р = К : (Sобщ * П),
- где:
- Р — размер оплаты;
- К — количество использованной тепловой энергии за весь отопительный период в жилищах, где отсутствуют ПУ;
- Sобщ — общая площадь всех помещений в доме;
- П -период отопительного периода, исчисленного в месяцах.
Соответственно, в связи с повышением норм, оплата будет увеличена.
Рассчитать новую стоимость можно по формуле, где умножаются такие величины, как общая площадь квартиры, измененная величина норматива по отоплению и тариф, установленный на тепловую энергию.
Коэффициент повышения также составит 10 % в первое полугодие 2018 года. В 2019 году он остался на прежнем уровне.
- Если же есть коллективный ПУ, но отсутствует индивидуальный, то расчет оплаты будет производиться следующим образом:
- Р = (ОДПУ * Sкв) : (Sобщ * Т),
- где:
- Р — размер оплаты;
- ОДПУ -показания общедомовых приборов учета в Гкал;
- Sкв — общая площадь квартиры;
- Sобщ — общая площадь всех помещений в доме;
- Т — тариф за тепловую энергию.
Сколько платить за коммунальные услуги, если отсутствует ОДПУ?
Если нет домового счетчика, то расчет необходимого объема нужд ведется исходя из принятых нормативов для данного региона. Реально необходимый объем распределяется по лицевым счетам дома.
Р = 0,09 * К : Sобщ,
где:
- Р — размер оплаты;
- 0,09 — расход воды на человека в кубометрах;
- К – количество жителей, населяющих многоквартирного дома;
- Sобщ – площадь всех помещений.
При отсутствии ОДПУ во сколько обойдется плата за отопление можно рассчитать по формуле, в которой умножаются норма потребления тепловой энергии, тариф для данной коммунальной услуги и размер жилого помещения.
Эта цифра увеличивается на количество месяцев отопительного сезона – получившаяся сумма и будет оплатой за отопление за весь период.
Расчет оплаты коммунальных услуг в случае отсутствия ИПУ
Установка подобных приборов, или иначе счетчиков, позволяет платить только за фактически использованные ресурсы.
Если же таковых нет, плата взимается исходя из установленных нормативов. Стоимость ЖКУ при отсутствии счетчиков представляет собой сумму установленных нормативов в зависимости от количества проживающих людей в квартире, которая умножается на тариф за определенный вид ЖКУ.
- Расчет норматива ведется также исходя из региона, климатических условий, состояния самого жилища и наличия в нем дополнительных источников потребления энергии или коммунального ресурса.
- Если нормы потребления превышены, то это может привести к удорожанию оплаты за потребляемый ресурс.
-
В этом случае действия должны направляться на защиту малоимущих слоев населения – для них может быть применен повышенный уровень социальной нормы, а также уменьшен предел сверхнормативных платежей.
- Допустим, если отсутствует ПУ, при оплате за отопление расчет будет осуществляться по стандартной схеме, но с разницей, что в расчет включается только площадь отапливаемых помещений.
- В целом же плата за сверхнормативное потребление ресурсов может взиматься при наличии установленных ПУ.
В сюжете рассказывается, какой порядок расчетов за коммунальные платежи ждет нас в 2015 году. Объясняется, как расчитываются нормативы потребления по ЖКХ в зависимости от наличия или отсутствия у собственника индивидуальных приборов учета.
Источник: http://PropertyHelp.ru/kvartira/kommunalnye-uslugi/normativy-dlya-kommunalnyx-uslug.html
Нормативы на потребление коммунальных услуг в 2024 году
Понятие «коммунальные услуги» подразумевает под собой такие ресурсы, как:
- горячее и холодное водоснабжение,
- постоянная подача электроэнергии,
- тепловой энергии,
- газ для бытовых нужд,
- отведение сточных вод,
- утилизация отходов и прочие.
Именно они обеспечивают человеку комфортное использование помещения по назначению.
Поставку «коммуналки» обеспечивают специальные компании, которые, соответственно, требуют за свои услуги соответствующей оплаты.
Как же определяется эта плата?
Чтобы обеспечить честную оплату в помещениях устанавливаются приборы учёта — специальное оборудование, позволяющее определить объём ресурсов на конкретную площадь. В дальнейшем размер фактического потребления умножается на установленные компанией-поставщиком тарифы и полученная сумма предъявляется к оплате.
Тарифы на коммунальные услуги зависят от множества факторов, среди которых время года, местность (регион), колебания цен на топливо, курс национальной валюты и прочее.
Установка приборов учёта обязательна в помещениях любого вида и назначения. Это прописано на законодательном уровне, в том числе в пункте 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ.
Однако нередки ситуации, когда установить прибор учёта невозможно по техническим причинам (требующие реконструкции инженерные системы, дом в аварийном состоянии и прочее) либо владельцы сознательно уклоняются от установки оборудования.
В этом случае стоимость коммунальных услуг определяется по нормативам потребления — средним показателям потребления ресурсов на 1 человека. Причём при расчёте используется специальные формулы и множество переменных — технические характеристики дома, вид и степень износа инженерных систем и прочие.
В настоящее время для расчётов нормативов потребления используются положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, действующих Правил предоставления коммунальных услуг, а также принятых на региональном уровне нормативных актов.
В сентябре 2012 года вступило в силу распоряжение Правительства о введении в действие социальной нормы потребления коммунальных услуг.
Однако на тот момент это коснулось только отдельных видов услуг (электроснабжения) и только отдельных областей. В 2019 году узнавать, есть ли социальная норма в том или ином регионе и когда она была введена, следует в региональных источниках.
Например, в Ростовской области новая норма потребления электроэнергии действует с 1 сентября 2013 года.
Как и в предыдущие годы, норма потребления электроэнергии напрямую зависит от количества проживающих в квартире людей. Чем больше жильцов живет в конкретном помещении, тем меньше приходиться электричества на каждого из них.
Если взять в качестве примера квартиру из Саратова, где живет один человек, то норма на него будет составлять 203 кВт. В то же время, если в этой же квартире будет проживать двое, то на каждого человека размер нормы будет составлять 126 кВт. Размер нормы будет снижаться с увеличением количества жильцов в квартире.
Аналогичным образом определяется норма потребления горячей и холодной воды, а также водоотвода. В среднем на одного человека приходится 7 кубов воды в месяц.
В зависимости от типа используемых ресурсов для отопления вычисляется норма теплоснабжения жилого помещения. Также нужно учесть, что размер нормы будет зависеть от площади квартиры, типа стен, степени износа жилого дома, а также среднегодовой температуры воздуха и других факторов.
Нормативы на потребление электроэнергии
Электричество — один из самых дорогих для владельцев (нанимателей) жилых помещений ресурсов. Однако обойтись без него в современном мире решительно невозможно.
При определении размера использования электроэнергии в многоквартирных домах учитываются следующие параметры:
- Наличие лифтового оборудование, электрических или газовых плит, водонагревателей.
- Площадь, число комнат в жилом помещении и число человек, в нём проживающих (зарегистрированных).
Конкретные нормативы за электроснабжение устанавливаются на региональном уровне с учётом благосостояния населения и индивидуальных особенностей местности. Установленные размеры потребления закрепляются в нормативном акте, утверждаемом исполнительным органом (Правительства) субъекта.
Нормативы на потребление электричества таковы, что чем больше людей проживает в помещении, тем меньше на каждого приходится кВт в месяц.
Например, в Саратовской области в городской квартире из 2 комнат с электрической плитой и водонагревателем на 1 человека приходится 203 кВт в месяц. Однако если там проживает 2 жильца, то на каждого приходится уже 126 кВт.
И далее норматив уменьшается пропорционально увеличению числа квартиросъёмщиков.
Нормативы на водоснабжение и водоотведение
В отношении этих видов коммунальных услуг нормативы рассчитывают показатели в 1 куб. м на человека. Причём он может сильно разниться даже в пределах 1 муниципального района, потому как формула расчёта учитывает много факторов:
- Этаж дома.
- Вид и степень износа системы водо— и теплоснабжения.
- Уровень благоустроенности квартиры.
Нормативы потребления холодного и горячего водоснабжения, отведения сточных вод также определяются с учётом этих показателей. В процессе расчёта вычисляется средний объём расхода воды для ванны, душа и посещения туалета. Например, устанавливается, что 1 человек использует в месяц 7 куб.м воды для приёма ванны.
Показатели, которые используют чиновники, часто очень приблизительны и завышены. Все затраты по водоснабжению и водоотведению, оставшиеся после вычета нормативов и показаний приборов учёта считаются общедомовыми. Однако существует практика «раскидывания задолженности», когда остаток воды по многоквартирному дому распределяют по всем жильцам, у которых нет счётчиков.
- Показатели использования ресурсов теплоснабжения (тепловой энергии) распределяются на несколько групп в зависимости от вида снабжения дома — электрическое, дровяное, угольное или газовое.
- Нормативы также учитывают площадь, материал стен, крыши, уровень износа здания, среднегодовую температуру и прочие факторы.
- Формула, по которой рассчитывается стоимость отопления выглядит следующим образом:
- Плата = А х В х Т
- Причём в этом случае А — это площадь жилого помещения (без учёта лоджии, террасы или балкона), В — норматив отопления, установленный по региону, Т — тарифная цена за тепловую энергию.
Оплата услуг при отсутствии индивидуальных приборов учёта
Приборы учёта, подсчитывающие, сколько было использовано ресурсов в конкретном жилом помещении, помогают определить стоимость коммунальных услуг для конкретного помещения.
В зависимости от места установки они делятся на коллективные (общедомовые) и индивидуальные (квартирные).
Последние позволяют определить объём ресурсов, поданных в конкретное жилое помещение, и предъявить их стоимость к оплате.
Однако случается, что по техническим причинам или из-за желания владельцев, квартирные счётчики отсутствуют. В такой ситуации для расчёта цены коммунальных услуг используются установленные на уровне региона нормативы потребления — средние объёмы использования ресурсов. Эти показатели не всегда соответствуют фактическому потреблению, так как учитывают «предполагаемые объёмы потребления».
Региональные нормативы учитывают количество зарегистрированных в помещении человек, а также количество комнат. При расчёте используется аналоговый метод — сходный объём потребления в домах подобных же характеристик.
В зависимости от причин отсутствия в квартире приборов учёта оплата коммунальных услуг производится следующим образом:
Если установка счётчиков невозможна по техническим причинам, то владельцы платят только по нормативам потребления ресурсов, без всяких надбавок. Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг.
Если приборы могут быть установлены, но владелец жилья отказывается это делать
Источник: http://terrafaq.ru/kommunalnoe-hozyaystvo/uslugi/normativy-na-potreblenie.html
Единые нормативы на коммуналку обойдутся области в 130 миллионов
С 1 января 2020 года на всей территории России предполагается ввести единые нормативы потребления коммунальных услуг.
В каждом регионе страны нормативы будут свои в связи с различными климатическими условиями и техническими характеристиками жилого фонда.
Что такое «единый норматив» и как его введение скажется на платежах населения? Об этом рассказала директор департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Мария Новосёлова в эксклюзивном интервью «Владимирским ведомостям».
Мария Новосёлова. Фото Леонида Новикова
— Что такое норматив потребления и почему он стал «единым»?
— Там, где оплата происходит в отсутствии приборного учета, расход коммунального платежа должен определяться по нормативу его потребления. Норматив – это расход определенного ресурса на единицу измерения (например, расход гигакалорий на 1 квадратный метр помещения или кубометров холодной воды на 1 человека). Очевидно, что изменение норматива приводит и к изменению коммунального платежа.
Правила определения нормативов были установлены Правительством РФ еще в 2006 году. До 2012 года нормативы рассчитывались муниципальными органами власти и были разными в различных муниципалитетах.
Начиная с 2012 года, нормативы стали устанавливаться региональными органами исполнительной власти (во Владимирской области – департаментом цен и тарифов).
Причем законодательно допускалась возможность их поэтапного введения.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов с этого времени стали едиными для всего населения Владимирской области, но были введены только с 2017 года в отдельных муниципальных образованиях в соответствии с постановлением № 1180 администрации Владимирской области. Но с 1 января будущего года Правительство РФ обязывает ввести их повсеместно.
— Как скажется введение единых нормативов на платежах за коммунальные услуги?
— Когда единые нормативы были подсчитаны, выяснилось, что они существенно отличаются от муниципальных. Где-то – в сторону снижения, где-то – в сторону повышения. Причиной этого, на мой взгляд, стало ненадлежащее исполнение муниципальными органами методики расчета нормативов.
Так, на холодную воду Правилами предусматривалась 16-кратная дифференциация нормативов в зависимости от степени благоустройства жилого фонда. Ведь многие до сих пор все еще пользуются водоразборной колонкой, у кого-то в доме есть только умывальник, у кого-то душ и т.п. Муниципальные власти, когда устанавливали нормативы, чаще всего такую дифференциацию не проводили.
Поэтому у отдельных граждан, оплачивающих коммунальные услуги не по приборам учета, произойдет увеличение коммунальных платежей. Больше всего вырастут нормативы по водоснабжению (холодная и горячая вода), минимально вырастут нормативы по отоплению.
Особо отмечу, что несмотря на существующую норму о введении единых областных нормативов с 1 января 2020 года, Жилищный кодекс запрещает рост коммунальных платежей в 1 полугодии 2020 года.
В первом полугодии каждого года коммунальные платежи не должны повышаться ни на копейку относительно декабря предыдущего года (их рост допускается со второго полугодия, т.е. с 1 июля).
Мы посчитали: если на уровне Федерации срок введения нормативов останется прежним – 1 января 2020 года, то из областного бюджета для компенсации роста коммунальных платежей должно быть выделено около 131 млн рублей.
— Как можно избежать роста коммунальных платежей?
— Губернатор дал поручение департаменту ЖКХ разработать полномасштабную дорожную карту, направленную на 100-процентное оснащение абонентов приборами учета потребления коммунальных ресурсов.
Согласно законодательству, приборы учета должны быть установлены до 1 января 2012 года. С 2013 года это стало обязанностью ресурсоснабжающих предприятий.
Они могут поставить приборы учета в рамках энергосервисного контракта (потребитель при этом в течение 5 лет должен возвратить стоимость затрат на установку приборов учета).
Установку приборов учета может взять на себя и управляющая компания. Но следует иметь в виду, что в любом случае обязанность установки приборов учета закреплена за собственниками жилых помещений.
Пока уровень «оприборивания» населения общедомовыми приборами учета на отопление составляет всего лишь 77,4 процента, а на холодную и горячую воду не превышает 63 процентов в целом по области.
Освоение денежных средств, предусмотренных программой энергосбережения и направленных на установку приборов учета, в 2018 году составило лишь 18% от плана.
Каждого жителя поставить перед необходимостью установить индивидуальные приборы учета непросто. В дом к гражданину можно зайти только по доброй воле самого собственника жилья.
Законодательство мотивирует граждан устанавливать индивидуальные приборы учета (особенно это касается услуг холодного горячего водоснабжения): для этого вводятся повышающие коэффициенты к нормативам потребления для жильцов, не установивших приборы учёта. Но таким образом мы мотивируем только добропорядочных граждан.
Ведь, если в квартире зарегистрировано, скажем, два человека, а фактически проживает десять, то никакой повышающий коэффициент не станет мотивацией для их установки.
— Какие изменения в оплате коммунальных услуг произошли с 1 июля этого года?
— Параметры роста тарифов задает Правительство РФ.
Ежегодно по каждому субъекту федерации правительство определяет средний рост коммунальных платежей с 1 июля каждого года, а также максимально возможное отклонение от этого среднего индекса по муниципальным образованиям.
С 1 июля 2019 года для Владимирской области средний рост тарифов не должен превышать 2 процентов, а максимальное отклонение от этого параметра составляет тоже 2 процента.
- Во Владимирской области средний рост тарифов составит 1,97 процента, это, к слову, в два раза ниже, чем плановая цифра инфляции на 2019 год (она составляет 4,3 процента).
- Если на территории муниципального образования не реализуется инвестиционная программа в коммунальной сфере или концессионное соглашение, оснований превышать тарифы более чем на 4 процента практически нет.
- Но там, где в коммунальное хозяйство приходят инвестиции, превышение этой цифры возможно.
В Указе губернатора от 14 декабря 2018 года приводятся обоснования изменения тарифов по каждому муниципальному образованию. В областном центре, как и в других 88 муниципальных образованиях, рост тарифов не превысит 4 процентов.
В некоторых из них тарифы вырастут всего лишь на сотые доли процента.
Но в 22 муниципалитетах Советы народных депутатов реализовали свои полномочия о превышении предельно допустимого роста тарифов в связи с реализацией концессионных соглашений.
— В каких муниципалитетах во втором полугодии этого года тарифы выросли больше всего?
— Это отдельные муниципальные образования в Петушинском районе, в Суздальском и в Александровском районах. Коммунальные тарифы выросли более чем на 4 процента для 5,4 тысячи граждан. Это 0,4 процента от всего населения Владимирской области. Более всего тарифы увеличились в отдельных муниципалитетах Петушинского района – на 6 процентов.
При этом важно отметить, что граждане имеют право на субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг, если они составляют более 22 процентов совокупного семейного дохода. Для одиноких пенсионеров этот порог ещё ниже – 18 процентов. На субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг в областном бюджете предусмотрено около 1 млрд рублей.
— Рост расходов на «коммуналку» в денежном выражении зависит от стоимости коммунальных платежей в том или ином муниципалитете. Может быть, рост тарифов в процентах и небольшой, но граждане и так платят немало.
— Законодатель пошел по принципу регулирования роста совокупного коммунального платежа (это итоговая сумма в платежке за газ, свет, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) в процентном исчислении.
По 111 муниципальным образованиям Владимирской области уровень платежей различается по объективным причинам. Кто-то проживает на селе и платит только за электричество.
А кто-то получает тепло от мазутной котельной или его обслуживает недозагруженный сельский водоканал – тогда платеж может быть немалым.
Если тарифы на газоснабжение (природный газ) единые, как и на электроснабжение (они ниже только в сельской местности и при наличии электроплит для приготовления пищи), то оплата услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения рассчитывается по каждой ресурсоснабжающей организации.
И здесь очень важно, насколько ответственно на местах подошли к реализации полномочий по организации снабжения потребителей коммунальными ресурсами. По федеральному закону (131 ФЗ) эти вопросы находятся в компетенции местного самоуправления.
Поэтому величина тарифа, который складывается в той или иной территории, – это прямое следствие эффективности работы муниципальных органов власти.
— А почему нормативы потребления могут расти или падать? Ведь, казалось бы, мы живем, как и раньше, пить воды больше не стали, да и другие потребности у людей не меняются?
— Правила, по которым считались нормативы, не претерпели больших изменений с 2006 года. Однако в 2015 году законодательно для всей страны было утверждено количество процедур пользования одним водоразборным устройством: сколько раз в месяц потребитель принимает ванну, душ, пользуется раковиной и т.д.
Ранее это определялось муниципалитетами. Но единый норматив может оказаться больше муниципальных нормативов. И здесь основная причина кроется в отсутствии, как того требует законодательство, дифференцированного подхода при установлении муниципальных нормативов – в зависимости от вида благоустройства жилого помещения.
Скажем, в Собинском районе норматив потребления воды на человека в месяц до сих пор составляет 0,6 кубических метра, если вода берется из водоразборной колонки. А единый областной норматив – 1,2 кубических метра. Он будет распространяться и на Собинский район.
Почему раньше в Собинском районе полагали, что гражданам хватит и 0,6 кубометра – это вопрос к прежнему руководству района.
— Получается, что в том же Собинском районе с 1 января 2020 года норматив потребления холодной воды существенно вырастет, а с 1 июля 2020 года сами граждане и будут оплачивать эту коммунальную услугу по новому нормативу.
— Следует учитывать, что при увеличении норматива, вырастет и объем реализации коммунального ресурса. И, когда мы будем рассчитывать тарифы, мы будем это учитывать. Увеличение объема реализации приведет к снижению тарифов.
У нас в области около 7,5 млрд рублей ежегодно исключается из тарифной выручки ресурсоснабжающих организаций как экономически необоснованные расходы. А все коммунальные платежи жителей региона оцениваются в 21,5 млрд рублей. Т.е.
треть «запросов» предприятий, поставляющих коммунальные услуги, исключается! Для этого проводятся специальные экспертизы. Потребитель должен знать за что он платит.
— Но, тем не менее, потребитель оплачивает и инвестиции в ЖКХ, оплачивает их капитализацию…
— Сейчас, по законодательству, основной формой владения муниципальной коммунальной инфраструктурой является концессия. Что это значит? Все объекты, расходы на инвестиции в которые учтены в тарифе, по окончании концессии остаются в муниципальной собственности. Таким образом, имущество не капитализируется частной компанией.
Возможность учета инвестиционной составляющей в тарифе и порядок такого учета прописан в Основах ценообразования. В случае, если орган местного самоуправления согласовал инвестиционную программу, она поступает на проверку в департамент жилищно-коммунального хозяйства и к нам.
После необходимых экспертиз программа утверждается. Только после этого в тарифе может появиться инвестиционная составляющая. Основные производственные фонды должны возобновляться, иначе мы рискуем столкнуться с серьезными проблемами в части самой возможности оказания услуги.
Я очень часто слышу на встречах с жителями такие вопросы: «Если мы финансируем инвестиционные программы через тарифы, то почему мы не соинвесторы этих предприятий?» Наверное по той же причине, по какой мы не становимся соинвесторами во всех остальных отраслях экономики, хотя в себестоимости любой продукции или услуги расходы на возобновление производственных фондов поставщиками тоже учитываются.
— Хотя в первом полугодии коммунальные платежи и не должны расти, с 1 января этого года они все-таки выросли на 1,7 процента…
— Это произошло исключительно за счет роста НДС (налога на добавленную стоимость) с 18 до 20 процентов. Остальные составляющие тарифа не повышались ни на копейку.
— С 1 июля 2020 года регион уже не будет обязан компенсировать затраты граждан на коммунальные услуги, связанные с введением единых областных нормативов на потребление коммунальных ресурсов. К этому может добавиться и инфляционная составляющая – рост самих тарифов. Каким может быть прогноз для жителей нашей области?
— Когда будет рассчитываться тариф 2020 года, будут сформированы плановые объемы реализации коммунальных ресурсов.
При планировании эксперты департамента обязательно будут учитывать изменение нормативов потребления.
И там, где ожидается рост нормативов, результатом станет соответствующее изменение объема реализации коммунальных ресурсов. Влияние увеличения отпуска ресурсов существенно влияет на снижение тарифа.
У нас долгосрочное планирование экономики. В октябре Правительством будет одобрен новый прогноз социально-экономического развития. Пока на 2020 год инфляция оценивается в 4 процента. Можно предположить, что электричество для населения подорожает меньше всего: например, в этом году тариф на него вырастет всего на 0,9 процента.
Кроме того, есть основания надеяться, что законодатель повременит с переходом на единый норматив потребления. Не исключено, что он будет перенесен на 2022 год. Считаю, что переход на единые нормативы должен состояться, когда обязанность по установке приборов учета коммунальных ресурсов будет исполнена в полном объеме.
Как воспользоваться субсидией при подключении к газу?
Источник: https://vedom.ru/news/2019/07/04/35762-edinye-normativy-na-kommunalku-obojdutsya
Зачем введены нормативы потребления коммунальных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Зачем введены нормативы потребления коммунальных услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию будет устанавливаться с учетом потребления электроэнергии в местах общего пользования.
Оплата за отопление по нормативу делается в том случае, когда в жилом доме не оборудован общедомовой счетчик тепла.
Отопление и горячее водоснабжение
Если вы истратили больше энергии чем положено по тарифу, то платить вы будете по завышенному тарифу. Ведь существует 2 тарифа, первый тариф в пределах социальной нормы, то есть он остался на прежнем уровне, а где то даже стал ниже, а второй тариф который считается сверх социальной нормы, оплачивается по более высокой ставке.
Что посмотреть в субботу? Экспозиция Приморья открылась в Сочи Волонтёры Приморского края работаю на Олимпийских Играх в Сочи Составлен полный список интересных состязаний на субботу и воскресенье.
Начисляться такая плата должна исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне республик, краев и областей.
Нормы потребления электроэнергии в 2019 году Правительство страны убеждено, что социальные нормы, которые являются величинами ниже среднего значения, должны стимулировать потребителей электроэнергии экономить ее.
Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.
Немного о социальной норме на водоснабжение
Сейчас для нормативных расчетов потребления применяют положения Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, действующих Правил о предоставлении коммунальных услуг и принятых нормативных актах на региональном уровне.
Владельцам частных домов и квартир в многоэтажках было выдвинуто требование об установке приборов, считывающих показания потребления различных коммунальных услуг и ресурсов. Такие счетчики на начало 2015 года должны были быть введены в эксплуатацию у всех потребителей ресурсов.
Остальная часть электричества расходуется на обслуживание общедомовых территорий, которые не подключены к электросчетчикам, поэтому расход электричества учитывает общедомовой счетчик. Данный вид энергопотребления является общедомовым и делится на все квартиры. Жильцы, смотря в квитанциях на оплату ОДН за электроэнергию полагают, что это стоимость света в подъездах.
То есть, для экономии на плате за коммунальные ресурсы, потребитель должен установить у себя в квартире индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг и оплачивать строго по ним, а не по тарифу.
Требования по установке приборов учета распространяются на все здания, за исключением тех, которые находятся в аварийном состоянии. Во время обследования состояний этих домов коммунальная комиссия должна составить акт о невозможности установки индивидуального или общедомового счетчика по техническим причинам.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Особенностью применения новых нормативов станут предусмотренные с 2015 года Правительством РФ повышающие коэффициенты.
Нормативы по коммунальным услугам
Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.
Тарифы на нее являются одними из самых дорогих для пользователей жилых квадратных метров. Но и здесь действует норматив потребления электроэнергии, устанавливаемый на 1 человека. Для его расчета нужно учитывать, есть ли в доме дополнительная техника вроде лифтов, бойлеры, но большое значение имеет общая площадь каждой квартиры и количество прописанных в ней людей.
На сайте представлены технические статьи и информация по темам: вентиляция, отопление, кондиционирование, водоснабжение, строительная теплофизика, водоподготовка, дымоудаление, противопожарная безопасность и ЖКХ. А также техническая литература АВОК, журналы «АВОК», «Энергосбережение», «Сантехника».
Тарифы на нее являются одними из самых дорогих для пользователей жилых квадратных метров. Но и здесь действует норматив потребления электроэнергии, устанавливаемый на 1 человека. Для его расчета нужно учитывать, есть ли в доме дополнительная техника вроде лифтов, бойлеры, но большое значение имеет общая площадь каждой квартиры и количество прописанных в ней людей.
Особенно животрепещущим является вопрос начисления платы за коммунальные услуги с повышающим коэффициентом. Такой порядок начисления с недавних пор существует при отсутствии в доме или квартирах счетчиков на воду, свет, газ и тепло. Давайте посмотрим, какие трудности возникают в этой сфере.
N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3568).
Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2024 году
Дмитрий Григорович Уснувший водитель спровоцировал серьёзное ДТП Владимир Путин посетит Прибрежную Олимпийскую деревню в Сочи «Примавтодор» использует морскую воду в пыльных карьерах В Приморье в 2013 году родилось почти 25 тысяч малышей Смотрим Олимпиаду вместе! Болеем за Россию!
То есть вывод здесь одни, нужно заботиться о личном потреблении коммунальных услуг и обязательно устанавливать индивидуальные приборы учета потребления ресурсов ЖКХ, тем самым появляется возможность экономить и платить соответственно, то есть если истратили больше нормы, то и платить будем больше, все просто.
Для жителей частных домовладений, нормы использования душа, ванны, туалета, на уборку, в том числе и пользование стиральной машинкой утверждаются муниципальными и региональными органами власти. Основание для этого – статистика и анализ экспертов. Все это и многое другое содержит постановление Министерства.
Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок.
Эксперт: Соц Норма На 1 Человека По Электроэнергии 2019 Ростовская Область
Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды.
Жилые дома, оснащенные канализацией, водопроводом, ваннами с горячим центральным водоснабжением:
- водоотведение – 11,68 м³ на 1 человека в месяц;
- холодная вода – 6,935;
- горячая вода – 4,745.
Если в январе 2015 года жильцы, не имеющие своего счетчика, платили за услуги на 10 % больше, чем в конце 2014 года, то с начала 2017 года разница будет составлять уже 60 %. Стоит отметить, что эта цифра будет очень ощутима для карманов граждан.
Чтобы все услуги, поставляемые в дома россиян, были оплачены, в них ставятся специальные приборы – счетчики, которые регистрируют, какое количество того или иного ресурса использовано. Их монтаж прописан как обязательный в помещениях любого вида и целевого назначения, согласно правовому акту 261-ФЗ (от 23.11.2009, статья 13).
Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг? Они устанавливаются региональными властями с учетом всех нюансов территории, в том числе разброса стоимости используемого топлива для формирования поставок, потребности в конкретных ресурсах и так далее.
Речь идет о семи субъектах Российской Федерации, — рассказала заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие».
Так, в Ростовской области новая норма использования электричества действует с 01.09.2013 г. В 2019 никаких изменений в ее отношении не произошло. Как и в прошлые годы, норма потребления электроэнергии зависит от того, сколько человек проживает в квартире. Чем больше людей, тем меньшая доля приходится на каждого из них.
Как уже упоминалось выше, сейчас в Правительстве РФ обсуждается вопрос о внедрении такой системы оплаты в Ростовской, Кировской области, Алтайском крае, Республике Марий Эл, а также Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском крае, республике Тува, Башкирии и Кабардино-Балкарии.
Разработка нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов накопления ТКО
Это более используемый ресурс, поскольку применяется для бытовых потребностей. Норма потребления воды на человека в месяц зависит от того, какой это город, есть ли у него доступ к природным источникам, и какого качества там содержимое. Поэтому в разных населенных пунктах показатели различаются.
В норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек по каждому направлению использования коммунальной услуги включается расход коммунального ресурса на единицу величины показателя, характерного для каждого направления использования коммунальной услуги.
На самом деле спектр использования электричества на общедомовые нужды довольно большой. В многоэтажках электричество необходимо для таких услуг или конструкций: Нормы электропотребления на общедомовые нужды устанавливают региональные органы власти, к примеру, региональный департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Социальной нормой является минимальный но вполне достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объем (количество) потребления коммунальных услуг гражданином. Предполагается, что услуги которые будут потреблены сверх нормы нужно будет оплачивать по повышенному тарифу. Также социальная норма применяется при расчете льгот и субсидий.
Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.
Какие показатели вписываются в 22 форму
Гражданам, которые не поставили в квартиры счетчики на водоснабжение или не провели в рекомендованный срок поверку, расчет холодной и горячей воды будет производиться больше на сорок процентов.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
При этом муниципальные власти могут изменять процент индексации, опираясь на благосостояние собственных бюджетов. В Москве степень роста тарифов остается традиционно одной из самых высоких.
Источник: https://axbagpipe.ru/finansovye-sovety/8458-zachem-vvedeny-normativy-potrebleniya-kommunalnykh-uslug.html
Что такое нормативы потребления коммунальных ресурсов, как они определяются, как часто пересматриваются? Официальные ответы
04.12.2013
ЖКХ / Тарифы на ЖКХ
Приборы учета ресурсов, по-простому говоря – счетчики, установлены до сих пор далеко не в каждой квартире и в каждом доме. Если их нет, то жильцы получают квитанции с определенными суммами, рассчитанными по количеству проживающих, или по квадратным метрам площади. То есть платят по нормативам.
Время от времени нормативы меняются. Поэтому вполне логично, что домовладельцы хотят знать несколько моментов. Во-первых, что представляет собой и из чего складывается норматив потребления.
Во-вторых, по каким причинам возможны изменения, как часто это происходит. И в-третьих, почему даже в пределах одной области владельцы жилья получают квитанции с заметно разнящимися суммами.
Чтобы читатели легко сориентировались, данную тему разделим на 4 вопроса. Ответы дают представители власти.
Предварительно заметим, что нормативы действительно отличаются. И это может ощущаться даже не в разных уголках страны, а буквально на одной улице. Приведем пример. В январе 2013 года в Республике Хакасия были утверждены новые нормативы. В частности они коснулись электроэнергии.
Примечательно, что для владельца 1-комнатной квартиры с установленной электроплитой месячная норма составила 268 кВт. А для владельца частного дома при таких же условиях – 763 кВт. Это вытекает из того, что на нормативы кроме прочего влияют конструктивные особенности зданий.
Что такое норматив потребления коммунальных ресурсов?
Норматив потребления коммунальной услуги – количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Почему нормативы потребления по отоплению различаются в разных городах?
- При расчете нормативов потребления по отоплению учитываются климатические условия, которые ограничены набором следующих показателей:
- – средняя температура наружного воздуха за отопительный период;
- – расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования;
- – продолжительность отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° С и ниже.
Именно климатические параметры в населенных пунктах одного субъекта РФ являются причиной больших различий в потреблении тепловой энергии на отопление при прочих равных условиях. Климатические условия определяются на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд. В Вологодской области выделено 5 температурных зон, которые отличаются разными климатическими условиями и, как следствие, разными нормативами на отопление. Кроме того, нормативы дифференцируются по конструктивным и техническим параметрам (этажность зданий, год постройки).
Как устанавливаются нормативы, как ведется расчет?
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 258). Расчет ведется в соответствии с формулами данных Правил.
Как часто пересматриваются нормативы?
- Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
- Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
- – изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
- – внесение изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Источник: https://energovopros.ru/novosti/2325/34818/
Зачем введены нормативы потребления коммунальных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Зачем введены нормативы потребления коммунальных услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Размеры оплаты по коммунальным платежам зависят также от уровня благоустройства и качества тех услуг, которые населению предоставляются. Если кто-либо из граждан неудовлетворён качеством работы управляющих компаний или оно не соответствует установленным требованиям, законодательство предоставляет населению право требовать перерасчёт. Делается он после ряда тщательных проверок.
Периодически нормативы меняют.
Именно поэтому важно понимать, что такое нормативы потребления коммунальных услуг и как они формируются, что служит основанием для данных изменений и как часто это повторяется; а также почему в одном и том же регионе жильцы могут получать квитанции с совершенно разными суммами.
Нормативы потребления коммунальных услуг созданы специально для того, чтобы было экономическое обоснование тарифов, по которым граждане оплачивают ЖКХ.
Чем определяются нормативы потребления коммунальных услуг
Бывают случаи, когда нельзя установить счетчик, и для этого нужна реконструкция сантехники, инженерных систем и другие причины. Тогда вместо информации о затрате ресурсов ЖКХ, снятых со счетчика, используют нормативы потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливает правительство РФ.
Их рассчитывают согласно средним параметрам использования ЖКХ услуг на 1 человека в регионе. И это число умножается на количество прописанных в жилом помещении людей.
Таким образом, если собственник имущественного объекта израсходовал 2,41 кубических метра, то на предоставление субсидий или любых других социальных бонусов ему не стоит рассчитывать.
Одним из вариантов является установка общедомовых счётчиков, которые и определяют, сколько рассматриваемого типа услуг было потреблено.В настоящее время при расчете необходимо использовать нормативы коммунальных услуг на ОДН. При этом размер платы может быть ниже нормативного показателя.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг для жилых помещений и общих домовых нужд предусмотрены правительственным постановлением №344 от 16 апреля 2013 года и №1380 от 17 декабря 2014 года. Однако в них не входит газоснабжение и водоотведение.
О таком понятии, как нормативы потребления коммунальных услуг, слышали практически все физические лица, однако далеко не каждый человек знает, чему они равны. В данной статье будут приведены числовые значения нормативов, а также рассказано, в каких ситуациях пользователям может понадобиться информация подобного рода.
То, чему равна норма потребления определенной коммунальной услуги, решает Правительство Российской Федерации.
Что понимают под нормативом потребления коммунальных услуг? Норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунальных ресурсов, применяемым для выявления размера оплаты коммунальной услуги при отсутствии приборов учета.
Многих жителей многоквартирных домов волнуют нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Получая коммунальные услуги, необходимо их оплачивать. Делать это нужно своевременно и в полном объёме. Это понятно: получил услуги — теперь нужно заплатить. Однако не все услуги делаются персонально для жильца или конкретно для определённой квартиры.
Существует и другая разновидность коммунальных услуг, которую можно отнести к удовлетворению именно общедомовых нужд. Что потребила конкретная квартира можно почти всегда подсчитать достаточно точно. Даже в тех случаях, когда конкретный счётчик в жилье не установлен, это можно сделать хотя бы косвенно.
А как поступать с теми услугами, которые носят общедомовой характер?
Смысл и размер норм потребления коммунальных услуг
В данной статье мы поговорим о том, что такое нормативы потребления коммунальных услуг, как их определяют, как часто они подвергаются пересмотру, а также представим другую полезную информацию.
Другой способ основан на использовании специальных коэффициентов. С их помощью на основе потреблённых суммарно во всех квартирах услуг по специальной формуле вычисляется расчётная величина общедомового потребления.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Поскольку не все коммунальные ресурсы измеряются в одинаковых единицах, то для каждого из них был разработан свой отдельный норматив. Любой норматив имеет несколько числовых значений.
Это связано с тем, что нормы потребления напрямую зависят от количества физических лиц, проживающих на территории одного и того же имущественного объекта, года его постройки, муниципальной категории, числа этажей, а также некоторых других деталей.
Несмотря на такие, казалось бы, незначительные повышения, на практике, складывая суммы приходящих платёжек, разница всё же ощутима.
Более того, норматив определяют с учетом повышающих коэффициентов, обусловливая своё решение отсутствием коллективных счётчиков, если технически установить их было можно возможно, но никто этого не сделал.
Таким образом, государство подталкивает граждан к установке счётчиков в добровольно-принудительном порядке. Фиксированную стоимость в Москве формируют органы местной власти, в Санкт-Петербурге это в компетенции специально созданного комитета.
Каждый человек пользуется коммунальными услугами: электричеством, водоснабжением, отоплением. Но чтобы не попадаться на нарушения обслуживающих компаний, необходимо знать и некоторые другие вещи. Если человек будет подкованным в этих деталях, ему не придется оплачивать то, чего не должен. В данной статье и будут рассмотрены необходимые детали.
Постановление Правительства об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг под номером 306 дало определение понятиям нормативов, а также показало, какие методы используются для их определения.
Каждый собственник и проживающий на жилплощади гражданин наверняка хотя бы раз был заинтересован в том, что включает в себя квартплата и по каким принципам к ней применяется повышающий коэффициент.
Источник: https://kamsapropel.ru/nasledstvennoe-pravo/1762-zachem-vvedeny-normativy-potrebleniya-kommunalnykh-uslug.html