Задачи уголовного права и современной конституции рф


Уголовное право выступает одной из наиболее значимых отраслей публичного права, призванной устанавливать ответственность за совершение наиболее общественно опасных противоправных деяний – преступлений. В этой связи, правовое регулирование общественных отношений, входящих в предмет уголовного права осуществляется максимально четко и единообразно.

Замечание 1

Первым нормативным правовым актом в числе источников уголовного права необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, которая традиционно признается «юридической базой» уголовного законодательства, имеющей ключевое значение для развития и совершенствования рассматриваемой отрасли.

Конституция РФ выступает главным, с точки зрения юридической силы источников уголовного права, и всех других правовых отраслей, а ее нормы, в том числе обладающие уголовно-правовым значением характеризуются прямым действием и применяются на всей территории РФ. Более того, законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации должны находиться в строгом соответствии с конституционными положениями.

Задачи уголовного права и современной конституции рф

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Значение Конституции, в качестве источника уголовного права состоит в следующем:

  1. Конституционными положениями закрепляется и устанавливается определенный уклад общественных отношений в самых разнообразных сферах жизнедеятельности людей. В том числе, Конституция влияет на уголовно-правовое регулирование, путем определения принципов и направлений уголовной политики Российской Федерации;
  2. Положения Конституции могут быть прямо применены судами в процессе разбирательства по уголовным делам, на что было обращено внимание, в том числе, Верховного Суда РФ;
  3. Практика судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению уголовных дел свидетельствует о том, что в современной истории РФ были случаи принятия решения по уголовным делам с опорой на конституционные положения;

Кроме того, важнейшее уголовно-правовое значения имеют отдельные конституционные предписания

Пример 1

Так, например, п. «о» ст. 71 Конституции РФ устанавливает принцип единства уголовно-правового пространства на территории Российской Федерации, путем отнесения принятия нормативных актов в области уголовного законодательства, а также актов помилования и амнистии к исключительному ведению РФ.

Таким образом, роль Конституции РФ в числе источников уголовного права состоит в том, что она служит своего рода «фундаментом» для всей системы уголовного права, исходным началом его формирования и развития, определяющим основные направления уголовно-правовой политики российского государства на современном этапе.

Уголовный кодекс РФ

Основным источником правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет уголовного права в нашей стране выступает Уголовный кодекс РФ.

Определение 1

Уголовный кодекс РФ – нормативный правовой акт федерального уровня, принятый в установленном порядке Государственной Думой РФ, нормами которого установлены основания и принципы уголовной ответственности, уголовного наказания, а также определяется преступность и наказуемость конкретных общественно-опасных деяний, закрепляются условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания и т.д.

Действующий УК РФ был принят в установленном порядке в 1996 году и вступил в силу с 01 января 1997 года, имеет статус Федерального закона и подлежит единообразному применению на всей территории нашей страны.

Структура уголовного кодекса представлена наличием двух частей (общей и особенной), составляющий в сумме 7 разделов и 332 самостоятельных статьи:

Общепризнанные принципы и нормы международного права как источники уголовного права

  • Несмотря на закрепление конституционного положения о приоритете применения в РФ положений общепризнанных принципов и норм международного права, вопрос о возможности их применения к регулированию отношений в области уголовного права не решен однозначно.
  • Одной из наиболее целесообразных точек зрения в данной части выступает предположение о необходимости понимания соответствующих принципов и норм в качестве материального источника уголовного права, то есть в качестве некой основы, положенной в основу формирования определенной области законодательства.
  • Данный тезис обосновывает тем, что в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, получили свое отражение и формальное закрепление все ключевые общепризнанные принципы и нормы международного права, принятые в области уголовно-правового регулирования.

Так, например, общепризнанным принципом международного права выступает принцип всестороннего уважения прав человека. В действующем уголовном законодательстве РФ данный принцип нашел свое отражение в ст.2 УК РФ, где наряду с иными задачами уголовного права сформулирована задача охраны прав и свобод человека и гражданина, в ст.

4, устанавливающей принцип равенства граждан перед законом и судом, а также в ст. 6,7 УК РФ, закрепляющих принципы справедливости и гуманизма, как основы действующего уголовного законодательства РФ.

Кроме того, рассматриваемый принцип международного права положен также в основу формирования особенной части УК РФ, на первое место в которой выведен раздел, посвященный установлению ответственности за преступления против личности.

Замечание 2

Таким образом, рассмотрев систему источников современного уголовного права РФ, необходимо еще раз подчеркнуть то, что основу правового регулирования соответствующих отношений составляет Уголовный кодекс РФ, Конституция РФ, определяющая основные начала уголовной политики государства, а также общепризнанные положения международного права, как выражение наилучших достижений наднационального взаимодействия в области обеспечения безопасности и охраны прав и свобод людей.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovnoe_pravo/istochniki_ugolovnogo_prava/

Задачи российского уголовного законодательства

Уголовный кодекс России основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ).

Это положило начало разработке понятия «конституционные основания уголовного права», под которым понимают «такие положения и требования Конституции РФ, а также общепризнанных принципов и норм международного права, которые наряду с другими общественными явлениями становятся необходимыми условиями появления уголовно-правовых норм, объясняют их существование и направлены на разрешение противоречий в общественной жизни путем определения социальной справедливости установления и содержания предусмотренных ими правил поведения» Филимонов В.Д. Конституционные основания норм уголовного права // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву / Отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2005. С. 605.. В ряду таких оснований предписания конституционного и международного права в части признания, соблюдения и защиты прав человека приобретают первостепенное значение.

Надо отметить, что УК РФ не упоминает о целях уголовного закона, формулируя в ч. 1 ст. 2 лишь задачи Уголовного кодекса России.

Ими признаются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств; обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Исходя из этого в науке традиционно анализируются задачи и соответствующие им функции уголовного права (охранительная, предупредительная, регулятивная, воспитательная, восстановительная, интегративная и др.).

Вопрос о целях уголовного права отечественными специалистами, как правило, не рассматривается; а встречающиеся в зарубежной литературе попытки определения целей уголовного права мало чем отличаются от рассуждений относительно его функций и задач. В частности, Д.

Смит (Великобритания) в качестве целей уголовного права называет: 1) запрещение и предупреждение непозволительного и непростительного поведения, которое причиняет или угрожает причинением вреда частным или общественным интересам; 2) подчинение общественному контролю лица, поведение которого позволяет рассматривать его как склонное к преступному поведению; 3) защиту от осуждения и приговора для невиновного поведения; 4) предупреждение о сущности поведения, объявленного преступным; 5) дифференциацию серьезных и незначительных правонарушений Smith & Hogan. Criminal Law. Tenth Edition. Butterworths. Lexis Nexis. 2002. P. 3.. Х.-Х. Ешек (ФРГ) в качестве целей уголовной политики признает специальную превенцию, общую превенцию, учет интересов потерпевшего, декриминализацию, законность и гуманность Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 583..

Вместе с тем цель и задачи — хотя и взаимосвязанные понятия, но имеют некоторые различия в смысловых оттенках. Цель есть предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить; можно сказать, что цель — мыслимый результат определенной деятельности, результат функционирования.

Достижение цели предполагает последовательное решение ряда взаимосвязанных задач — проблем, требующих разрешения; задачи, таким образом, выступают лишь в качестве промежуточных целей деятельности, носят по отношению к главной цели подчиненный (субординационный) характер, наполнены не столько аксиологическим, сколько инструментальным смыслом Ожегов С.И.

, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2002. С. 203, 683, 858, 873..

Принимая во внимание конституционные основы уголовного права, следует согласиться с утверждением, что главная цель уголовного права России на современном этапе состоит в уголовно-правовом обеспечении конституционно установленной обязанности государства, сформулированной в ст.

2 Конституции Российской Федерации, в том объеме, который предустановлен предметом уголовного права Тимохин С.Ю. Функции, задачи и цели уголовного права: проблемы соотношения: Автореф. дис. … к.ю.н. Владивосток, 2002.. В целях последующего анализа, не углубляясь в обсуждение вопроса о видах и содержании задач (функций) уголовного права, отметим свою солидарность с позицией В.Д.

Филимонова, утверждающего, что уголовное право России выполняет по сути одну функцию — охранительную, которая по своей социальной направленности делится на два вида: функцию предупреждения преступлений и их общественно опасных последствий (предупредительную функцию) и функцию восстановления порядка общественных отношений, нарушенного совершением преступления (восстановительную функцию) Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003. С. 60.. Имеющиеся в литературе возражения, связанные с признанием самостоятельности охранительной и предупредительной функций уголовного права, представляются несущественными, поскольку данные функции образуют единый инструментальный аппарат: охрана общественных отношений осуществляется путем предупреждения преступлений, а предупреждение преступлений обеспечивает охрану социально значимых общественных отношений.

Цель уголовного права определяет содержание всех без исключения норм УК РФ. При этом важную роль в обеспечении целесообразности норм и их системности выполняют принципы уголовного права, которые, вслед за Е.Е.

Чередниченко, можно определить не просто как «начала» или «идеи» уголовно-правового регулирования, а как требования нравственного, идеологического, политического (от себя добавим — правового) характера, направленные на достижение задач уголовного законодательства и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений Чередниченко Е.Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. М., 2007. С. 27..

Наиболее четко гуманитарная направленность уголовного права закреплена законодателем в ст.

7 УК РФ «Принцип гуманизма», в соответствии с которой: «1) уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека; 2) наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Исследователи по-разному оценивают содержание ст. 7 УК РФ, однако практически все соглашаются с мыслью о «двусторонней» направленности принципа гуманизма. В.В.

Мальцев в связи с этим указывает, что «применительно к уголовному законодательству вытекают два аспекта рассмотрения принципа гуманизма.

Первый из них заключается в подчинении иерархии интересов, охраняемых нормами уголовного права, гуманистическим ценностям, в наиболее полном отражении в этих нормах лозунга «Все во имя человека, все на благо человека».

Второй связан с гуманным отношением к виновным лицам при реализации судами норм, предусматривающих ответственность за совершенные ими преступные деяния» Мальцев В.В. Равенство и гуманизм как принципы уголовного законодательства // Известия вузов. Правоведение. 1995. N 2. С. 100..

Таким образом, гуманитарный потенциал уголовного права раскрывается, конкретизируется в реальных уголовно-правовых отношениях.

Представляется, что при всем многообразии подходов к решению вопроса о видах и содержании уголовно-правовых отношений предпочтительной является позиция юристов, полагающих, что предмет уголовного права образуют две группы отношений: 1) возникающие в связи с фактом принятия и вступления в силу уголовного закона (предупредительные) и 2) возникающие в связи с фактом совершения отдельным лицом преступления (охранительные) Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006. С. 32..

Очевидно, что доктрина прав человека налагает определенные обязательства на государство как на участника уголовно-правовых отношений в интересах иных участников — физических лиц.

Можно утверждать, что права человека, зафиксированные в нормах международного права и Конституции России, образуют содержательное ядро правового статуса личности человека как субъекта уголовно-правового отношения — статусы лица, соблюдающего закон, нарушившего закон и потерпевшего от нарушения закона.

В рамках этих отношений цель, задачи и принципы уголовного права определяют в первую очередь правовой статус их участников. Субъектами уголовно-правовых отношений следует признавать:

  • — для предупредительных отношений: государство и лиц, способных, согласно закону, нести уголовную ответственность;
  • — для охранительных отношений: государство, лицо, совершившее преступление, и потерпевшего от преступления. Сразу следует обратить внимание на то, что признание потерпевшего от преступления субъектом уголовно-правового отношения только получает распространение в науке Дедюхина И.Ф. Проблемы установления и реализации уголовной ответственности с учетом признаков потерпевшего: Автореф. дис. … к.ю.н. М., 2008. Вместе с тем Конституционный Суд России в одном из своих Постановлений прямо указал: «Специфика уголовно-правовых отношений как особой разновидности публично-правовых отношений, возникающей в связи с совершением общественно опасных деяний, обусловливает особенности механизма осуществления судопроизводства по уголовным делам, в рамках которого уголовное преследование лица, предполагаемо виновного в совершении такого деяния, его привлечение к уголовной ответственности и возложение на него мер уголовно-правового воздействия принимает на себя государство в лице специально уполномоченных органов; потерпевший при этом выступает в качестве субсидиарного участника на стороне обвинения» Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой ст. 20, части шестой ст. 144, п. 3 части первой ст. 145, части третьей ст. 318, частей первой и второй ст. 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 4..

Таким образом, безусловным требованием защиты прав и свобод человека являются разработка и реализация мер уголовно-правового воздействия, учитывающие при этом одновременно интересы трех субъектов охранительного уголовно-правового отношения: преступника, государства и потерпевшего от преступления, — при полном соблюдении конституционного требования о том, что юридическая ответственность (если она выходит за рамки восстановления нарушенных неправомерным деянием отношений или возмещения причиненного этим деянием вреда) является средством публично-правового реагирования на правонарушающее поведение, в связи с чем вид и мера ответственности лица, совершившего правонарушение, определяются исходя из публично-правовых интересов, а не частных интересов потерпевшего Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 146-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сабирова Равиля Минигаязовича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 11, 17, 20, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Текст официально не опубликован, см. интернет-версию на официальном сайте Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru:8081/SESSION/S_6jRDyepF/PILOT/main.html..

Для России в этом плане особенно болезненным является вопрос о соблюдении прав и интересов потерпевших от преступления Быков В.М. Новый закон о правах потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Законность. 2014. N 4. С. 36 — 40.

, в том числе права на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Если вопрос о доступе к правосудию в большей степени соответствует сфере применения ст.

6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, то вопрос о компенсации причиненного ущерба — корреспондирует с предписаниями ст. 1, ст. 13 Конвенции.

Анализ положений УК РФ в части гарантирования потерпевшим от преступления компенсации причиненного преступлением вреда показывает практически полное игнорирование им этого вопроса.

«В российском законодательстве содержатся отдельные нормы, которые позволяют получать подобную компенсацию, однако сфера их применения чрезвычайно узка и неэффективна, что будет показано далее.

Представляется, что система компенсаций со стороны государства, как это закреплено в нормах иностранного законодательства указанных стран и международно-правовых актах, более эффективна и подобный опыт следует включить в отечественную правовую систему» Дубровин В.В.

Возмещение вреда, причиненного преступлением, путем компенсации со стороны государства (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. N 3. С. 15 — 19.. И это при том, что число потерпевших от преступлений значительно: в 2013 г. потерпевшими от преступных посягательств были признаны почти 1567 тыс. человек, или 10,9 на 1000 человек Преступность в России: 2013 г. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0595/barom01.php..

Конституционный Суд РФ признал, что «государство не освобождается от необходимости гарантировать защиту прав и свобод других лиц, в том числе обеспечить потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.

2014 N 1534-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щапова Юрия Степановича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 30, 34, 36, 38, 42, 125, 140, 141, 144, 145, 155, 237 и 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»..

Однако представляется, что отношения, возникающие из факта совершения преступления, в силу своего публично-правового характера обусловливают прежде всего публично-правовой характер защиты интересов потерпевших; а потому и вопросы компенсации причиненного преступлением вреда должны рассматриваться в рамках уголовного судопроизводства.

Это требует от государства серьезной работы по пересмотру системы мер уголовно-правового характера в части усиления в ней восстановительных, компенсаторных механизмов.

Этот тезис можно «развернуть» с учетом того, что уголовно-правовое регулирование осуществляется не только на законодательном (нормотворческом), но и на индивидуальном (правоприменительном) уровне.

В этом случае более рельефно вырисовывается конкретное направление государственной деятельности, в осуществлении которого требуется повышенное внимание к правам человека, а именно — применение к правонарушителю мер уголовно-правового воздействия.

Данное требование в наибольшей степени связано с правоприменительной деятельностью и состоит прежде всего в необходимости обстоятельной аргументации принимаемых судом решений, соблюдения принципа презумпции невиновности и толкования сомнений в пользу виновного.

Источник: https://studwood.ru/551621/pravo/zadachi_rossiyskogo_ugolovnogo_zakonodatelstva

Задачи уголовного закона

Сформулированные в УК РФ задачи выражают содержание охранительной функции уголовного права, призванного придать цивилизованные законные формы противодействию преступным посягательствам на безопасность и интересы личности, общества и государства. Задачи УК определяют содержание и структуру уголовного законодательства.

Весь комплекс поставленных перед уголовным законодательством задач слагается из трех основных структур:

  1. защиты от преступных посягательств охраняемых УК прав и интересов,
  2. обеспечения мира и безопасности,
  3. предупреждения преступлений.

Порядок изложения в ч. 1 ст.

2 УК объектов уголовно-правовой охраны — прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств отражает сущность нового подхода к оценке общественной опасности и следовательно противоправности посягательств на основные ценности, защищаемые уголовным правом.

Отражением гуманистического начала в построении УК РФ является выдвижение на первое место в системе охраняемых общественных ценностей прав и свобод человека, конкретной личности.

Подобное определение приоритетов в реализации охранительной функции уголовного права полностью соответствует концептуальным идеям и установлениям Конституции РФ, провозглашающей человека и гражданина, его права и свободы, высшей ценностью, а их защиту государственной задачей (ст. 2, 45).

Содержание основных прав и свобод граждан раскрывается в гл. 2 Конституции РФ.

К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства; свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; осуществление избирательных прав и участия в референдумах; свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Использование указанных и иных прав гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц.

Конституцией РФ признаются и защищаются равным образом все формы собственности: частная, государственная, муниципальная (ст. 8).

Важнейшими объектами уголовно-правовой защиты кодекс называет также общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ. При этом под общественным порядком как объектом уголовно-правовой охраны понимается сфера общественных отношений, включающих общественное спокойствие; соблюдение общественной нравственности; физическая неприкосновенность личности.

Учитывая современные условия развития научно-технического прогресса, возросшую угрозу противоправного технологического воздействия на среду обитания человека, УК включает в перечень основных объектов защиты окружающую среду.

Правовым средством обеспечения каждому права на благоприятную окружающую среду (ст.

42 Конституции РФ) является и реализация норм об ответственности за экологические преступления, которыми признаются посягательства на экологический правопорядок, экологическую безопасность; деяния, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

В содержание понятия конституционного строя как объекта уго-ловно-правовой охраны включаются, исходя из анализа гл.

1 Конституции РФ: форма государственной власти в РФ, источник государственной власти, суверенитет РФ, ее федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, приоритет прав личности и принципы политической, идеологической и экономической свободы, многообразие форм собственности.

Международно-правовое значение нового УК подчеркивается признанием задачи обеспечения мира и безопасности человечества как одного из ведущих направлений реализации охранительной функции современного российского уголовного права.

Обеспечению участия РФ в международной борьбе с преступностью уголовно-правовыми средствами, с посягательствами на мир, безопасность человечества, природную среду должно служить включение в Особенную часть УК раздела «Преступления против мира и безопасности человечества».

Принципиальной особенностью нового уголовного закона является включение в перечень решаемых им задач предупреждения преступлений. Методами реализации этой обшепревентивной функции уголовного законодательства является установление уголовной ответственности за конкретные преступления и угроза неотвратимости применения уголовного наказания.

Вместе с тем УК содержит ряд поощрительных норм, стимулирующих граждан к участию в пресечении преступлений, к защите своих прав и законных интересов собственными силами.

Эти возможности предоставляются включением в УК таких институтов, как необходимая оборона, крайняя необходимость, правомерное причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

УК устанавливает присущие уголовному праву средства достижения намечаемых им в ст.

2 задач: определение основания и принципов уголовной ответственности; указание исчерпывающего перечня общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями; утверждение системы видов наказаний, их размера и карательных свойств, а также возможность применения иных мер уголовно-правового характера к виновным в совершении преступлений.

Уголовный закон

Источник: http://ugolovnyj-zakon.ru/pravo/03-uz/2-zadachi-ugolovnogo-zakona.html

Задачи уголовного права

Задачи уголовного права определены ч. 1 ст. 2 УК РФ.

Во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, во-вторых, обеспечение мира и безопасности человечества, в-третьих, предупреждение преступлений.

Приоритеты объектов уголовно-правовой охраны основаны на положениях Конституции РФ, которая раскрывает содержание основных прав и свобод граждан: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища и так далее. Для того, чтобы эти и другие права могли осуществляться, уголовный кодекс провозглашает их охрану.

Действующая Конституция РФ уравнивает все виды собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. Уголовный закон 1996 г. также не делает различий в охране этих видов собственности, в отличие от Уголовного кодекса 1960 г., где посягательства на государственную собственность наказывались строже, чем наличную.

Общественный порядок как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественное спокойствие, бесперебойную работу транспорта, предприятий, учреждений и организаций, неприкосновенность личности. Общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз.

В отдельную главу УК РФ выделены экологические преступления. Соответственно, окружающая среда является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям.

Конституционный строй Российской Федерации охраняется путем провозглашения ответственности за государственную измену, шпионаж, диверсию, ряд преступлений экстремистского характера и др.

Вторая задача уголовного права решается путем введения в УК РФ раздела ХП «Преступления против мира и безопасности человечества» и одноименной главы.

В нее сведены наиболее опасные преступные деяния, такие как: «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения», «Геноцид», «Наемничество», «Акт международного терроризма» и другие. За эти преступления предусмотрены наиболее строгие наказания.

Предупреждение преступлений как третья из перечисленных в УК РФ задач уголовного права предполагает два аспекта. Первым является общая превенция уголовного закона, то есть предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета.

Данные социологических исследований свидетельствуют, что определенная часть граждан не совершает преступлений под страхом уголовного наказания. Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона.

Под ней понимается предупреждение совершения преступлений лицами, ранее уже совершавшими преступления. Частное предупреждение — это и выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. Предупредительная работа состоит в оказании на них, а также на их окружение предупредительного воздействия.

Типичный пример частного предупреждения — это оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве конкретному лицу, освобожденному из мест лишения свободы.

Источник: https://bstudy.net/605319/pravo/zadachi_ugolovnogo_prava

Понятие, задачи и действие уголовного закона

Уголовный закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый высшими органами государственной власти РФ либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых образует уголовное право.

Уголовный закон основывается на Конституции (Основном Законе) Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он является орудием осуществления уголовной политики, выполняет охранительную, предупредительную и воспитательную роль. Уголовный закон является главным (но не единственным) источником уголовного права.

История отечественного уголовного законодательства связана с историй Российского государства. В уголовно-правовой науке бывшего СССР история уголовного права России сводилась в основном к советскому этапу ее развития. При таком подходе незаслуженно игнорировался многовековой путь развития российского уголовного права, предшествовавший Октябрьской социалистической революции.

  • На современном этапе высказано мнение, что «история развития российского уголовного законодательства с некоторой условностью может быть разделена на три периода:
  • 1) уголовное законодательство досоветского периода (до Октябрьской революции 1917 г.);
  • 2) советское социалистическое уголовное право;

3) постсоциалистическое уголовное право…» .

———————————

Наумов А.В. Указ. соч. С. 60, 61.

С такой периодизацией в целом можно согласиться, так как она учитывает важнейшие этапы развития Российского государства.

В свою очередь, в истории уголовного законодательства досоветского периода можно различать три периода, о которых говорил еще в конце XIX века М.Ф.

Владимирский-Буданов: уголовное право Русской Правды, уголовное право Московского государства и уголовное право Империи. «По этим эпохам, — писал он, — изменяются не только свойства наказания, но и понятие о преступлении» .

———————————

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 306.

К наиболее известным и важным в истории Российского государства документам, содержащим уголовно-правовые нормы, следует относить:

Русскую Правду (XI век);

Судебники (1497 г. и 1550 г.);

  1. Соборное уложение (1649 г.);
  2. Воинский артикул (1715 г.);
  3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1846 г.);
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.);
  5. Уголовное уложение (1903 г.);
  6. Уголовный кодекс РСФСР (1922 г.);
  7. Уголовный кодекс РСФСР (1926 г.);

Уголовный кодекс РСФСР (1960 г.).

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ, УК), принятого в 1996 г. и вступившего в силу с 1 января 1997 г. УК — единый кодифицированный нормативный правовой акт, имеющий силу федерального закона. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Задачами УК, согласно ч. 1 ст. 2 УК, являются:

  • 1) охрана от преступных посягательств:
  • а) прав и свобод человека и гражданина;
  • б) собственности;
  • в) общественного порядка и общественной безопасности;
  • г) окружающей среды;
  • д) конституционного строя РФ;
  • 2) обеспечение мира и безопасности человечества;
  • 3) предупреждение преступлений.
  • Последняя из задач имеет два аспекта: общее предупреждение (имеется в виду задача предупреждения совершения преступления всеми гражданами) и частное предупреждение (имеется в виду задача предупреждения совершения преступления лицами, уже совершившими какое-либо преступление).
  • Для осуществления перечисленных выше задач Уголовный кодекс:
  • 1) устанавливает основание и принципы уголовной ответственности;
  • 2) определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями;
  • 3) устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

2. В соответствии со ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время его совершения.

Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий.

Уголовный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по общему правилу по истечении 10 дней после официального опубликования. Действие уголовного закона прекращается в результате его отмены или замены другим законом.

  1. Согласно ст. 10 УК, обратную силу имеет только уголовный закон:
  2. — устраняющий преступность деяния;
  3. — смягчающий наказание;
  4. — иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

Такой закон распространяется на лиц, совершивших общественно опасное деяние до его вступления в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Если новый закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым законом.

Уголовный закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет .

———————————

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 4-П ч. 2 ст.

10 УК признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащаяся в ней норма предполагает в системе действующего уголовно-процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами как Особенная часть УК, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона.

Согласно территориальному принципу действия закона, лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит ответственности по УК РФ.

Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ.

Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

По российскому УК отвечает также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения.

Однако если преступление совершено на приписанном к порту РФ судне, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, виновное лицо отвечает по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Вопрос об уголовной ответственности пользующихся иммунитетом лиц за совершенное на территории РФ преступление разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 11 УК).

  • Согласно принципу гражданства, граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства за совершенные вне пределов РФ преступления отвечают по УК РФ: если совершенное ими деяние направлено против интересов, охраняемых УК РФ, и если эти лица не были осуждены решением суда иностранного государства.
  • Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за совершенные на территории иностранного государства преступления также несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (так называемый оккупационный или покровительственный принцип).
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступления вне пределов РФ, подлежат ответственности по УК РФ (ст. 12) в случаях:
  • — если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства (реальный принцип);
  • — предусмотренных международным договором РФ (универсальный принцип).
  • Для применения в таких случаях положений УК РФ требуется, чтобы:
  • — лицо не было осуждено в иностранном государстве;
  • — привлекалось к уголовной ответственности на территории РФ.
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, в соответствии с международным договором РФ могут быть выданы иностранному государству для:
  • — привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания.

Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, выдаче этому государству не подлежат (ст. 13 УК).

3. Структурно УК состоит из Общей и Особенной частей, представляющих неразрывное единство и образующих систему уголовного права. В свою очередь, Общая и Особенная части состоят из разделов, разделы — из глав, главы — из статей, а статьи — из частей и пунктов. К некоторым статьям Особенной части добавлены примечания.

Структура уголовно-правовой нормы включает гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза содержит условия применения нормы. В статьях Особенная часть УК гипотеза не выделяется, она является общим положением и вытекает из ст. 8 УК («Основание уголовной ответственности»).

  1. Диспозиция — часть статьи, в которой описываются признаки деяния, образующего конкретный состав преступления. Различают четыре вида диспозиций:
  2. — описательные;
  3. — простые;
  4. — бланкетные;
  5. — ссылочные.

Описательная диспозиция содержит определение преступления или его основные признаки, а простая лишь называет его. Бланкетная диспозиция для восполнения недостающих признаков преступления отсылает к нормам других отраслей права, а ссылочная — к другим нормам УК.

  • Санкция — часть статьи, определяющая вид и размер наказания за совершение преступления. В УК встречаются два вида санкций:
  • — относительно-определенные;
  • — альтернативные.

Относительно-определенной является санкция, в которой даны минимальный и максимальный размеры или сроки наказания. Альтернативная санкция содержит возможность выбора между двумя или более видами наказания.

С.М. Кочои

Источник: http://voxlex.ru/criminal-discipline/ugolovnoe-pravo/88-ponyatie-zadachi-i-deystvie-ugolovnogo-zakona.html

Конституционные основы уголовного судопроизводства в Российской Федерации (стр. 1 из 6)

Введение

Актуальность темы курсовой работы. В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции.

Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений.

Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.

Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Актуальность изучения источников уголовно-процессуального права в рамках российской правовой системы определяется, прежде всего, сменой приоритетов государственной политики, ее целевой направленностью.

Изменение официальной идеологии публичной власти, провозглашение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, а главной задачи государства – их признание, соблюдение и защиту (ст.

2 Конституции Российской Федерации) требует научного поиска путей достижения указанных целей.

Значение Конституции РФ в уголовном судопроизводстве определяется тем, что она содержит ряд основополагающих норм, которым ввиду ее высшей юридической силы должно соответствовать отраслевое уголовно-процессуальное законодательство.

Конституция РФ заключает в себе как общие положения, влияющие на построение норм всех отраслей права, так и непосредственно относящиеся к уголовно-процессуальному праву.

Она является нормативной базой для уголовного права не только потому, что содержит нормы, имеющие прямое действие в уголовном процессе, но и потому, что в ней имеются основные принципы и гарантии прав и свобод граждан, которые могут быть затронуты при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

Следовательно, положения Конституции РФ развиваются и конкретизируются уголовно-процессуальным законодательством, а последнее, в свою очередь, черпает идеи и принципы из Конституции. В связи с этим Конституцию РФ следует, бесспорно, причислить к источнику уголовно-процессуального права, влияющему на его развитие и правовое состояние.

Основная цель курсовой работы заключается в исследовании Конституции РФ, как источника уголовно-процессуального права.

В соответствии с данной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи
:

1. Охарактеризовать Конституцию РФ как источник уголовно-процессуального права.

2. Проанализировать конституционные нормы, определяющие правовой статус граждан при производстве по уголовному делу.

3. Рассмотреть судоустройственные начала и их закрепление в Конституции РФ.

1. Характеристика Конституции РФ как источника уголовно-процессуального права

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции Российской Федерации принадлежит особое место среди законодательных актов. В ней содержатся положения, приводящие российское законодательство в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав человека.

Положения Конституции являются первичными, учредительными, поэтому она выступает как основа правовой системы и юридическая база развития отраслевого законодательства.

В Конституции нашли свое закрепление основополагающие процессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права и обязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства.

  • Конституция Российской Федерации является основным, фундаментальным источником уголовно-процессуального права. Она:
  • 1) отражает правовую концепцию нашего государства и общества на современном этапе развития;
  • 2) является первостепенным источником права в целом и каждой правовой отрасли в отдельности, в том числе уголовно-процессуального права;
  • 3) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории нашей страны;
  • 4) служит мерилом законности всех актов, естественным и единственным центром развития всего законодательства;
  • 5) представляет собой уникальный источник российского права, который в отличие от других правовых актов закрепляет не отдельные стороны общественного и государственного строя страны, а все главные его начала;
  • 6) провозгласила права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, а их защиту обязанностью Российской Федерации;

7) установила, что права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17), являются непосредственно действующими (ст. 18);

8) закрепила основополагающие правовые теории (принципы), которые определяют строение, сущность и характер всего уголовного процесса, т.е. составляют его фундамент.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в гл. 2 и 7
, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина, а также конституционному статусу судебной власти.

Эти предписания содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана тайны переписки и сообщений, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища; право на доступ к правосудию и судебную защиту, право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд; презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридической помощи гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т.д.)[1]
.

Кроме того, Конституция РФ в гл. 7 устанавливает основы судебной власти – состязательность и гласность судопроизводства, неприкосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов. Устанавливая эти нормы, Конституция закладывает основы построения отраслевого законодательства.

Вместе с тем Конституция РФ – это и акт прямого действия (ч. 1 ст. 15). При необходимости (например, в случае противоречия Основному закону отдельных уголовно-процессуальных норм, обнаружения пробелов в отраслевом законодательстве) конституционные нормы могут применяться в уголовном процессе непосредственно.

Пленум Верховного Суда РФ, обобщив основные тенденции в деятельности судов на данном направлении, в своем постановлении от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» дал следующее разъяснение (п. 2):

«Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

  1. Суд непосредственно применяет Конституцию:
  2. а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  3. б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший в РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;
  4. в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с ней;
  5. г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует»[2]
    .

Источник: https://mirznanii.com/a/35232/konstitutsionnye-osnovy-ugolovnogo-sudoproizvodstva-v-rossiyskoy-federatsii

Рекомендуем!  Сколько часов можно работать по совместительству
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

1 × 1 =