Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав


Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

Защита и передача авторских прав по договору

Законодательство Российской Федерации в области охраны авторских прав предусматривает защиту прав создателей и правообладателей на произведения. Произведением признается результат творческой деятельности одного или нескольких лиц. Обязательным условием для охраны произведения является наличие у него признака оригинальности.

Объектами авторских прав (произведениями) являются:

  • Программы для ЭВМ
  • Сборники, базы данных и иные составные произведения
  • Литературные произведения
  • Сценарные произведения
  • Хореографические произведения и пантомимы
  • Музыкальные произведения с текстом и без текста
  • Аудиовизуальные произведения
  • Произведения изобразительного искусства, включая картины, скульптуры, объекты дизайна, графика, комиксы и т. д.
  • Произведения декоративно-прикладного им сценографического искусства
  • Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Фотографические произведения
  • Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам
  • Переводы, переработки и иные производные произведения

Обратите внимание, что авторское право не охраняет: идеи (без конкретной формы выражения), концепции, открытия, факты, принципы, методы, языки программирования, сюжеты произведений, процессы, правила игр, системы, способы, решения технических и организационных задач.

Также объектами авторского права не являются: официальные документы государственных органов, в том числе законы, судебные решения, официальные документы международных организаций и их переводы; государственные символы и знаки, включая флаги, гербы, ордена; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Законодательство охраняет не только произведения в целом, но и его отдельные части. Например, если рассматривать литературное произведение, то правовую защиту также будут иметь его название, персонажи, если они явились результатом творческого труда автора.

Авторами произведения признаются только граждане, создавшие данное произведение благодаря своему творческому труду.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.

Если произведение — результат труда нескольких человек, все его создатели могут выступить соавторами. Помните, что обязательным условием является наличие совместной творческой деятельности.

Не признаются соавторами лица, которые оказали только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие при создании произведения, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением работ по созданию произведения. Также не попадает под определение соавторства ситуация, когда одно произведение создается на основе другого.

На практике часто возникают вопросы, касающиеся последствия участия в качестве соавторов в произведениях. В том числе вопросы касаются объема прав на сами произведения и распоряжение правами на них, а также определения объема материального вознаграждения.

Соглашение между соавторами поможет регламентировать права и обязанности, а также снизит вероятность возникновения споров.

Для того чтобы между соавторами не возникало споров, специалисты, представляющие наше Патентное Бюро, помогут определить порядок реализации права на произведение в специальном соглашении. Патентные поверенные и юристы проведут подробную консультацию по вопросу урегулирования отношений, а также подготовят проект соглашения, которое бы максимально учитывало интересы заказчика.

Регистрация авторского права

При создании произведения автор или заказчик приобретает на него исключительное право автоматически. Именно поэтому законодательство Российской Федерации не обязывает дополнительно фиксировать принадлежность произведения за собой.

Для усиления правовой защиты произведения специалисты нашего Патентного Бюро рекомендуют пройти регистрацию объекта в Российском Авторском Обществе. В случае возникновения правонарушения данная регистрация позволит обеспечить доказательство законности обладания исключительными правами.

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

Особенность защиты авторских прав на программы ЭВМ и базы данных

Программы для ЭВМ и базы данных (БД) относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам.

Для признания права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется государственная регистрации. Однако для усиления правовой защищенности специалисты рекомендуют зарегистрировать объект в Патентном ведомстве РФ.

Узнать подробнее о регистрации программ ЭВМ и Баз данных

Срок действия авторского права

Защита прав на произведения и иные объекты действует в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет с момента смерти. Права же на произведения, опубликованные анонимно, действуют только 70 лет.

После истечения обозначенного срока объект переходит в народное достояние, а значит, может использоваться любым лицом без согласия правообладателя (наследника или иного лица, которому было передано право).

Также стоит отметить, что использование произведения, имеющего статус народного достояния, является безвозмездным.

Распоряжение исключительным авторским правом

В настоящий момент существует возможность заключения трех видов договоров на передачу прав на использование произведения:

Ранее лицензионные договоры носили наименование авторских договоров.

  • Договор отчуждения исключительного права на произведение.
  • Лицензионный договор, предоставляющий право использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия).
  • Лицензионный договор, предоставляющий право использования произведения на неисключительной основе (простая, неисключительная лицензия).

Автор или иной правообладатель, в данном случае, передает на определенный срок (а не бессрочно) право использования произведения не в полном объеме, а только в пределах, которые устанавливаются договором.

В лицензионном договоре определяются срок и способы использования передаваемого произведения, территория распространения договора, вознаграждение правообладателя, а также возможность передачи прав по сублицензионным договорам.

Обратите внимание, что по умолчанию лицензионный договор является возмездным! Поэтому, если в лицензионном договоре прямо не указано на его безвозмездность, и при этом в нем не согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения, такой договор считается незаключенным. Выплата вознаграждения автору или правообладателю может носить разовый характер или быть определена в качестве периодических платежей.

Важно помнить, что даже при передаче исключительного права на произведение от одного лица к другому, лицензионный договор продолжает действовать.

В случае если правообладатель выдал лицензиату исключительную лицензию, он утрачивает право выдаче лицензий другим лицам. Исключительность лицензии должна быть указана в договоре, иначе такая лицензия будет считаться неисключительной.

Договор авторского заказа

Пункт о безвозмездности договора авторского заказа должен быть прописан в условиях договора.

Еще до создания произведения или иного объекта авторского права, можно обеспечить защиту произведения и разграничить широту прав на объект автора и заказчика, по инициативе которого создается данный объект.

Договор авторского заказа является специальным видом договора о создании конкретного произведения, обладающего описанными в договоре характеристиками.

Чем конкретнее в договоре будет описано произведение, тем ниже возможность возникновения споров между.

Данный вид договора является возмездным, однако стороны могут предусмотреть его безвозмездность, зафиксировав данное условие в самом договоре.

За невыполнение такого договора может быть предусмотрена ответственность автора, однако она имеет свои ограничения: заказчик может потребовать взыскание аванса, а также неустойки, предусмотренной договором.

Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:

  • Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Привлечение к гражданско-правовой ответственности проходит в судебном порядке Конфискации оборудования, материалов, используемых или предназначенных для производства контрафакта.

Административная защита авторских прав распространяется на защиту произведения при ввозе, продаже, сдаче в прокат или при любом другом незаконном использовании.

При нарушении авторских прав на нарушителя — организацию может быть наложен штраф до 40 000 рублей.

Хотя сумма штрафа достаточно невелика, факт привлечения к административной ответственности поможет эффективно бороться с правонарушителем, в том числе привлечь его к гражданско-правовой ответственности.

Обязательным условием, которому должно соответствовать нарушение, для привлечения к административной ответственности является то, что нарушение права автора или правообладателя должно быть совершено с целью извлечения дохода.

Защита авторских прав в административном порядке — действенная мера, ведь с помощью данного рычага можно пресечь нарушение. Однако, помните, что привлечение нарушителя к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав регулируется статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так в случае присвоения авторства произведения, если это причинило автору или правообладателю крупный ущерб, наказывается штрафом, обязательными работами или сроком ареста до 6 месяцев. При нарушении же выпуска, распространения произведения срок лишения свободы нарушителя достигает 2 лет.

В случае, если нарушение прав будет признано тяжким преступление, нарушитель может быть лишен свободы до 6 лет, а также с него может быть взыскан штраф до 500 000 рублей.

Обратите внимание, что произведения, законно распространяемые в зарубежных странах, могут быть контрафактными на территории России, если их распространение на территории нашей страны не согласовано с правообладателем, а также не произошло исчерпание прав.

Помимо привлечения к ответственности с нарушителя в судебном порядке могут быть возмещены убытки, связанные с нарушением авторских прав (статья 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Возмещение убытков может быть заменено на взыскание компенсации в размере до 5 млн. рублей или в двукратном размере от стоимости использования произведения.

Патентные поверенные и юристы нашего Патентного Бюро имеют многолетний успешный опыт защиты авторских прав как создателей объектов интеллектуальной собственности, так и правообладателей. Для того чтобы записаться на консультацию по вопросам права на произведение, или заказать услуги позвоните по контактному номеру нашего офиса или заполните на сайте форму обратной связи.

Источник: https://legal-support.ru/services/spory/zashhita-prav-avtorov-proizvedenii/

Авторские права: что под защитой?

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

4 часть ГК о защите интеллектуальной собственности

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

  • Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:
  • Создал = поработал головой и руками.
  • Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

  • Произведение науки, литературы и искусства
  • Статья, комикс, сценарий, лекция
  • Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом
  • Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста
  • Пантомима
  • Сайты, программный код, операционная система
  • Любые мелодии, постановки, варианты их исполнения
  • Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач
  • Изобретения, полезные модели и промышленные образцы
  • Метод зонной плавки металлов, газогенераторный твердотопливный котел, табурет
  • Топологии интегральных микросхем
  • Схема процессора, транзистора, трансформатора
  • Секреты производства (ноу-хау)
  • Всё, что под грифом «коммерческая тайна»
  • Фирменные наименования, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение
  • Названия компаний и продуктов, указатели в холле компании
  • Наименования мест происхождения товаров

Закону плевать на значимость, он защищает любое творение: комментарий в фейсбуке «Да ты олень» и исходный код Гугла. Еще для закона не важен размер — защищать целое творение или часть. Поэтому под защиту попадает любой куплет «Шкалят датчики» из песни Земфиры и песня целиком.

Что закон не защищает

Закон защищает не все творения, есть исключения.

Закон, судебные решения, конституция

Государственные и муниципальные символы

Народные сказки, легенды, тосты, анекдоты

Сообщения о фактах, открытиях, геологическая информация о недрах

Расписание электричек, объявление в зале аэропорта, открытие Америки

Идеи, концепции, методы и принципы решения задач

Сложение, вычитание, деление

С исключениями не всё так просто, потому что есть пограничные случаи и работает принцип: «два юриста — три мнения».

Язык программирования — это исключение. Но если вы написали компилятор или интерпретатор для чужого языка, он войдет в категорию «программа для ЭВМ». Закон защищает эту категорию произведений.

Договор — это официальный документ, казалось, бы авторских прав на него нет. Это не всегда так. Допустим, юрист взял договор не из интернета, а составил свой: отказался от актов, сократил привычные юризмы, сверстал на страницу вместо десяти. Юрист сам создал договор, поэтому закон такой договор защищает.

Анекдоты — тоже исключение, а авторская шутка нет. Денис Чужой пошутил у себя в твитере, а портал «Адми» забрал шутку себе. Если шутка — авторское произведение, а не народный анекдот, использовать ее просто так нельзя. При использовании надо сослаться на автора и источник. Не факт, что суд будет на стороне Дениса, но попытаться можно.

Денис опубликовал шутку 24 апреля, Адми выпустил ее 3 мая:

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

О борьбе за подошву — рассказывают Ведомости

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты

Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

«Идея на минус миллион» — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Но если бы идею защищали авторские права, в мире стало бы скучно. Раз использовать идею нельзя, не было был книг о любви после Ромео и Джульетты, ноутбуков после Эпла и парков после Диснея.

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Процитировать 5 секунд рекламного ролика на лекции «Особенности создания сценариев для производителей прохладительных напитков» факультета рекламы

Вырезать 5 секунд ролика Кока-Колы и вставить в ролик, который рекламирует квас «Веселье»

Проиллюстрировать статью «8 комиксов из жизни с неожиданной развязкой» комик-стрипами Портшери

Отсканировать комиксы и выложить на сайт

Доказать правоту в споре о роли союзников во Второй мировой войне с помощью цитат современных историков

Написать реферат, где половина текста — цитаты историков, а ссылок на них нет

При цитировании нужна ссылка на источник, как в курсовых. Допустим, блогер нашел статью Дела и решил ее процитировать, правильно сделать так:

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

В цитате лучше использовать только часть произведения. Закон не говорит, как определить часть, зато говорит вот что: «в объеме, оправданном целью цитирования». Это значит, конкурент может опубликовать половину книги, но если автор подаст в суд, ему придется обосновать длину цитаты.

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/copyright

Как защитить авторские права

Нарушения авторских прав происходят ежедневно — воруют сценарии, научные статьи, повести и т.д. Об этом знают и начинающие авторы, и фрилансеры с большим стажем. Зачастую украденная и размещенная, к примеру, в интернете работа может стоить автору слишком дорого.

Помимо очевидного ущерба, могут возникать и другие, менее предсказуемые последствия. Например, многие престижные творческие конкурсы, участие в которых способно принести признание и славу, принимают только те работы, которые нигде и никогда ранее не публиковались.

В таком случае «слив» работы, скажем, конкурентом, загубит все старания.

Защита авторских прав — основные варианты отстаивания прав

Для начала следует разобраться в том, что же является объектом авторских прав.

В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства и фотографические произведения и др.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в отличие от патентных прав на изобретение, которые в нашей стране регистрируются.

Представители творческих профессий много говорили о необходимости создания специальной базы для авторов, размещение произведения в которой помогло бы в защите авторского права.

Однако создание такого ресурса — трудоёмкий и технически сложный процесс, ведь каждый день создаётся множество текстов, сохранить такие объемы — задача почти фантастическая. Даже если бы подобный сервис появился, это вряд ли дало бы 100% гарантию того, что идею или произведение не украдут.

Случается, что автор направляет рукопись издателю, или статью в научный журнал, но его письмо остается без ответа. А через некоторое время автор узнает, что его статья или книга опубликована под именем другого человека, его пьесу уже поставили в театре и т.д.

В таком случае важно иметь возможность доказать, что статья, опубликованная, скажем, в декабре, была написана вами в июне.

Раньше люди пользовались весьма архаичным и ненадежным способом: прежде чем отнести, к примеру, рукопись книги в издательство, они отправляли на свой собственный адрес ценным заказным отправлением оригинальный экземпляр произведения.

Этим пользовались не только авторы литературных произведений и научных статей, но и фотографы. В конверт они вкладывали негативы фотографий. В случае возникновения судебного спора, конверт, на котором проставлены почтовые штампы с датой, как доказательство авторства и времени создания, вскрывали прямо в суде.

К сожалению, у этого способа есть крайне серьезные недостатки: отправление может быть утеряно, повреждено. Кроме того, существует большая вероятность того, что вам придется доказывать, что письмо или почтовый штамп — не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Есть значительно более надежный и современный способ защиты авторских прав, который не имеет обозначенных выше недостатков.

Защитить плоды интеллектуального труда возможно с помощью удостоверения времени предъявления документов нотариусом.

Прежде чем передать издателям или любым другим третьим лицам свое произведение, автор может обратиться в любую нотариальную контору за совершением этого нотариального действия.

Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует сам документ, проверяет, чтобы в нем не было исправлений и подчисток.

Если они есть, то должны быть обязательно оговорены. Текст документа не должен быть написан ка­рандашом, должен быть четким и понятным. Далее нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа.

В ней обязательно указывается следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество нотариуса,
  • место нахождения его конторы,
  • дата, время предъявления документа,
  • фамилия, имя, отчество предъявителя документа и
  • место его жительства.

Если нотариусу одновременно представлены несколько документов, то удостоверительная надпись совер­шается на каждом из них.

Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса. После этого можно безбоязненно передать свой текст заинтересованному лицу.

Если же кто-то все же незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет предъявить свою копию произведения, где указано его имя и время предъявления его нотариусу. Если ситуация не будет урегулирована мирным путём, то нотариальный акт станет доказательством для суда.

Так, например, если автор отправил произведение по электронной почте, предварительно побывав у нотариуса в сентябре, а оно было опубликовано под чужим именем в декабре, возникнет больше возможностей доказать своё авторское право в суде.

Нотариально удостоверенный документ обладает повышенной доказательственной силой, это значит — не требует дополнительного доказывания, как в случае с самостоятельно отправленным себе по почте экземпляром. Оспорить нотариальный акт практически невозможно.

Изменения, если они вносились в авторский текст теми, кто его опубликовал без разрешения, будут оцениваться в ходе экспертизы. Даже в случае, если авторский экземпляр будет утерян, у нотариуса останется его копия. И в случае возникновения спора, он будет передан суду и без сомнений станет серьезным для него аргументом.

Защитить свои авторские права, если нарушение произошло в интернете, например, без вашего разрешения использован контент вашего сайта, украден домен, опубликовано ваше авторское видео, фото, статья и так далее, поможет другое нотариальное действие: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/kak-dokazat-chto-vashi-prava-byli-narusheny-v-internete

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).юридически значимое действие, совершаемое нотариусом или уполномоченным должностным лицом в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате. сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные письменные документы или материалы, полученные способом, позволяющим установить их достоверность, а также приговоры, решения суда и судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий и судебных заседаний, приложения к протоколам.

Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/kak-zashchitit-avtorskie-prava

Защита авторских и смежных прав

Авторские права

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами и им предоставляется правовая охрана согласно законодательству Российской Федерации.

Объекты авторских прав включают (ст. 1259 ГК РФ):

  • Произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
  • Программы для ЭВМ.
  • Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения).
  • Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие подобные произведения).
  • Другие произведения.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Автору произведения принадлежат следующие права:

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ).

Смежные права

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Объекты смежных прав:

  • Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Срок действия смежных прав:

  • на исполнение — в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю (ст.1318 ГК РФ),
  • на фонограмму — в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (ст.1327 ГК РФ),
  • на сообщение радио- или телепередачи — в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю (ст.1331 ГК РФ),
  • на базу данных — в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (ст.1335 ГК РФ),
  • публикатора — в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК РФ).

Информация о Вашем произведении

  • Если у Вас возникли подозрения, что Ваши исключительные права нарушаются, то Вы можете обратиться к нашим специалистам.
  • Мы бесплатно проведем предварительный анализ нарушения и предложим Вам самые оптимальные варианты защиты Ваших прав.
  • Наша компания тесно взаимодействует с международной ассоциацией «Антиконтрафакт» и
  • комитетом по борьбе с контрафактом Ассоциации по товарным знакам Европейских сообществ (ECTA).

Источник: https://ineureka.ru/zashhita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Рекомендуем!  Срок исковой давности по кредиту истек, а коллекторы звонят: могут ли подать в суд, требуют вернуть
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

двадцать − один =