В течение какого срока действует постановление судьи на гласный осмотр?

Судебный приказ является самостоятельным исполнительным документом. Это означает, что сразу после выдачи этого документа мировым судьей можно подать его на исполнение. Взыскатель может передать приказ в ФССП, по месту работы неплательщика или в банк, где у того открыты счета и карты.

Обратиться на взыскание можно в пределах сроков, предусмотренных ГПК РФ. Общий срок предъявления судебного приказа к исполнению составляет 3 года. О порядке исчисления, перерыва и восстановления этого срока читайте в нашем материале.

В какой срок нужно предъявить судебный приказ к исполнению

Срок на предъявление исполнительных документов определяются по нормам ГПК РФ и закона № 229-ФЗ. Судебный приказ мирового судьи можно предъявить на принудительное исполнение в течение 3 лет после его выдачи и вступления в силу. При этом в пределах трех лет взыскатель сам решает, сразу подавать приказ на исполнение или повременить с этим.

Срок на предъявление к исполнению не может быть произвольно изменен. Права на это действие нет ни у кого: судьи, пристава, взыскателя или должника. Это единое требование закона, которое обязаны соблюдать все участники судебного дела и исполнительного производства.

Специальные правила по срокам предусмотрены для судебных приказов, которыми взысканы периодические платежи. Например, к таким платежам относятся ежемесячные алименты на несовершеннолетнего ребенка. Приказ на алименты или другие периодические платежи можно предъявить к исполнению:

  • в течение срока, указанного в судебном акте (например, для несовершеннолетнего ребенка это будет достижение возраста 18 лет, после чего право на алименты утрачивается);
  • в течение 3-х лет после того, как истек срок, до которого взыскиваются периодические платежи (соответственно, для алиментов на ребенка это будет достижение возраста 21 год).
Рекомендуем!  Встречный иск предъявляется в суде по месту

Могут возникнуть сложности, если приказ направлен на исполнение в пределах 3-лет после истечения срока, в течение которого должны быть взысканы алименты. В этом случае взыскание алиментов все равно осуществляется. Но только за период времени, пока ребенку не исполнилось 18 лет.

Как только ребенок становится совершеннолетним, взыскание алиментов прекращается. Поэтому речь может идти только о взыскании задолженности, образовавшейся на дату наступления совершеннолетия.

Срок передачи судебного приказа на взыскание задолженности обязан соблюдать взыскатель. Должник, напротив, напрямую заинтересован, чтобы срок был пропущен и не подлежал восстановлению. При пропуске трехлетнего срока пристав будет обязан отказать в принятии приказа и возбуждении производства. Если он допустит ошибку и все же возбудит производство, должник наверняка подаст жалобу.

Как получить судебный приказ? Задайте вопрос юристу

С какой даты отсчитывается срок на исполнение

Для вступления в силу судебных приказов действуют специальные правила. Алгоритм выдачи документа заключается в следующем:

  • заявитель (взыскатель) подает документы в мировой суд;
  • в течение 5 дней судья обязан вынести приказ (но он еще не вступит в силу);
  • копию судебного акта направляют должнику, так как у него есть право на подачу возражений;
  • если за 10 дней должник не подал возражений, то судья выдает взыскателю приказ, заверенный печатью.

Именно с момента выдачи приказа, заверенного печатью, начинает течь срок на предъявление его к исполнению. Если же должник воспользуется своим правом и успеет направить возражения, то приказ не вступит в силу, а взыскатель не получит его в мировом суде.

Исполнительный лист после оформления приказа получать не нужно. Это еще одна особенность приказного производства. Как только судья выдаст документ с печатью, у взыскателя появляется право обращаться к приставам. Также в некоторых случаях приказ можно направить напрямую работодателю неплательщика или в банк, где у должника открыты счета.

Основания для перерыва срока на принудительное исполнение

Как указано в ст. 22 закона № 229-ФЗ, срок на подачу приказа прерывается, если документ предъявлен к исполнению. Эта дата будет подтверждаться материалами исполнительного производства в ФССП, входящим номером получения документа от работодателя должника или банка. В связи с перерывом сроков могут возникать следующие нюансы:

  • если приказ будет возвращен с исполнения, то течение срока возобновится (период времени, истекший до прерывания срока при подаче на исполнение, в новый срок не входит);
  • если взыскатель сам отзовет документ или сделает невозможным исполнение, то срок вновь начнет течь (однако период времени, истекший до прерывания срока, будет вычтен из нового срока);
  • если пристав вернул приказ ввиду невозможности его исполнения, то период времени для нового предъявления на взыскание начинает течь со дня возвращения;
  • если должник получал отсрочку или рассрочку через суд, то на этот период срок предъявления к исполнению тоже прерывается.

Таким образом, взыскателю невыгодно отзывать приказ из ФССП, от работодателя или из банка. В этом случае период времени, истекший до прерывания, не будет зачтен в новый срок.

Сколько раз можно подавать судебный приказ на взыскание?

Задайте вопрос юристу

Срок действия приказа напрямую зависит от действий должника. Даже если судебный акт вступил в силу, то сохраняется возможность его отменить по кассационной жалобе.

При этом рассмотрение в кассации может состояться уже после предъявление приказа к исполнению. Отметим, что должник может просить в жалобе, чтобы на период ее рассмотрения пристав приостановил производство по взысканию.

На весь период приостановления производства сроки предъявления к исполнению также прерываются.

Что делать, если пропустил срок на предъявление судебного приказа

Сложно представить, что взыскатель забудет подать приказ на исполнение в течение 3-х лет. Но иногда возникают непредвиденные жизненные обстоятельства, из-за которых столь длительного времени может не хватить для передачи судебного приказа в ФССП. В этом случае взыскатель может обратиться в суд, подать ходатайство о восстановлении срока.

Восстановить пропущенный срок не всегда легко. Судье нужно представить весомые доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска. Если бы речь шла о периоде времени в несколько недель или месяцев, то доказывать уважительность причин было бы проще.

Тем не менее, для восстановления можно ссылаться:

  • на длительное нахождение в больнице, что препятствовало активным действиям по взысканию;
  • на нахождение за границей, в том числе в штате государственных органов;
  • на нахождение в составе частей Вооруженных Сил РФ, исполняющих боевые задачи за границей. Вот этот факт доказать, как правило, сложнее всего.

Срок на предъявление судебного приказа к исполнению составляет 3 года

Если приказ выдан на требования по периодическим платежам, то и предъявить его к исполнению можно в пределах срока, указанного судом или законом. На исполнение судебного приказа приставам дается 2 месяца. Но это условный срок на совершение обязательных исполнительных действий. Фактический срок взыскания может быть намного больше.

Нет точного перечня уважительных обстоятельств, по которым можно восстановить пропущенные сроки. В каждом случае судья будет оценивать представленные доказательств и доводы взыскателя индивидуально. Рекомендуем действовать только при поддержке юриста, получить шанс на восстановление срока исполнительной давности.

Что будет со сроками после отмены судебного приказа

Если должник успеет подать возражения за 10 дней, то судебный приказ попросту не вступит в силу. В этом случае не нужно учитывать сроки давности на предъявление к исполнению. Если приказ отменен по кассационной жалобе, все процессуальные сроки на исполнение также автоматически аннулируются.

Если взыскатель воспользуется своим правом и подаст иск, то вместо приказа он получит исполнительный лист. На предъявление этого документа тоже дается 3 года. Но срок начнет течь уже с даты вступления в силу решения суда.

Судебный приказ по вашему делу отменен в кассации, что делать?

Задайте вопрос юристу

Какой срок исполнения судебного приказа в ФССП

Период времени на предъявление приказа к исполнению и срок исполнительного производства — это разные понятия. С судебным актом, поступившим в ФССП, приставы работают по нормам закона № 229-ФЗ. Но многие сроки в этом законе носят условный характер. Например, в законе указано, что пристав обязан исполнить судебный акт в течение двух месяцев.

На практике большинство взыскателей не получат выплаты по долгу за этот промежуток времени. Это не обязательно связано с недобросовестным отношением пристава к работе, хотя и такое бывает. На реальные сроки взыскания будут влиять действия должника, отсутствие или наличие у него доходов и имущества.

Что влияет на сроки исполнения?

Сначала разъясним общий порядок возбуждения производства в ФССП, когда взыскатель подаст туда судебный приказ. Вот что сказано по этому вопросу в законе № 229-ФЗ:

  • срок рассмотрения заявления и документов взыскателя составляет 3 дня, после чего пристав возбуждает производство;
  • если на момент подачи документов уже истекло время на предъявление к исполнению, пристав откажет в возбуждении дела, и затем вернет приказ взыскателю;
  • в течение двух месяцев специалист ФССП обязан обеспечить исполнение судебного акта.

При идеальном раскладе, за два месяца исполнительного производства пристав взыщет всю сумму долга и перечислит ее взыскателю.

Но если у неплательщика нет работы и доходов, то исполнение может длиться месяцами и годами.

Если пристав установит, что взыскание невозможно (например, ввиду отсутствия у должника имущества), он может вынести постановление об окончании дела.

Взыскатель сможет повторно подать документы спустя 6 месяцев, либо ранее этого времени, если у должника изменится имущественное положение. Например, он получит наследство.

Что делать, если вы точно знаете, что должник спрятал свое имущество?

Задайте вопрос юристу

Пристав заранее не сможет сказать, за какой срок он сможет исполнить требования, зафиксированные в приказе. На длительность производства могут влиять следующие факторы:

  • отсутствие сведения о неплательщике, что вынуждает пристава объявить его розыск;
  • отсутствие у должника работы и стабильного источника заработка;
  • отсутствие у неплательщика счетов и карточек в банке, ну и при наличии, например, у должника зарплатной карты — отсутствие средств на них;
  • затягивание дела из-за постоянных жалоб, ходатайств и заявлений со стороны должника;
  • получение неплательщиком отсрочек или рассрочек, на время которых взыскание приостанавливается или идет с ограничениями.

Даже если у должника есть активы, их реализация может занять несколько месяцев и необязательно завершится продажей. Поэтому гарантировать быстрое взыскание очень сложно. Чтобы добиться максимального ускорения процесса взыскания, можно получить ведение дел юристу или другому представителю.

Сколько денег для исполнения требований судебного приказа может снять пристав с зарплатной

карты? Задайте вопрос юристу

Можно ли ускорить сроки взыскания?

Активные действия взыскателя тоже могут повлиять на продолжительность исполнения судебного приказа.

Прежде всего, рекомендуем подавать судебный акт в ФССП как можно скорее, не дожидаясь истечения 3-х летнего срока.

За это время должник может закрыть все счета и снять с них деньги, продать или подарить имущество, переехать в другой город или регион. Все это существенно осложнит взыскание.

Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут взыскателю быстрее получить деньги:

  • если сумма долга не очень большая, а у должника есть постоянное место работы, то может оказаться, что эффективнее направить приказ работодателю;
  • в аналогичной ситуации можно направить документ в банк, если вы точно знаете о наличии у должника средства на счетах и картах;
  • при направлении документов в ФССП укажите максимально подробные сведения о должнике, которые вы знаете;
  • в процессе исполнительного производства сразу передавайте приставу информацию о должнике, его имуществе и доходах, если вы ее получили из любых источников;
  • постоянно контролируйте ход производства, запрашивайте отчет у пристава или через госуслуги;
  • подавайте жалобы на бездействие специалиста ФССП, если он уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Если вы не разбираетесь в нюансах законодательства, лучше поручить ведение дел юристу. Или консультироваться у него по всем предстоящим действиям.

Наши юристы разъяснят все нюансы применения сроков на исполнение судебного приказа, помогут правильно оформить процессуальные документы.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Пленум ВС утвердил правила обжалования по гражданским делам — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Пленум ВС принял постановления об апелляционном и кассационном производстве по правилам ГПК в судах общей юрисдикции. Пленум научил считать сроки для обжалования и разъяснил последствия их пропуска, рассказал, какие обстоятельства станут основанием для отмены решения, и детализировал правило о высшем юридическом образовании для представителей. Подробности перечисленных разъяснений – в наших традиционных карточках.

Новые постановления Пленума заменяют собой действующие правила 2012 года. Поэтому с сегодняшнего дня перестают действовать Постановление от 19 июня 2012 года № 13 и Постановление от 11 декабря 2012 года № 29.

Два принятых Пленумом Верховного суда постановления основаны на общих принципах. Многие разъяснения, которые даны для апелляционного процесса, появились также и в постановлении о кассационном обжаловании.

Мы объединили разбор двух документов в один материал, но вы можете почитать и отдельные тексты для каждого из этапов обжалования, которые мы писали в ходе подготовки постановлений: «Кассация в гражданском процессе: разъяснения Пленума ВС» и «20 правил апелляции по ГПК от Пленума ВС».

Ссылка на итоговые постановления Пленума ВС – в конце материала.

ВС напомнил, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные суды общей юрисдикции слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.

Обратиться с кассационной жалобой получится только после рассмотрения дела в апелляции.

Жаловаться можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на акты по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения документа.

«Если апелляционная жалоба подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу», – подчеркивает Пленум.

В некоторых случаях кассационная инстанция станет второй. Именно туда нужно будет обратиться, например, при обжаловании определения об утверждении мирового соглашения или при оспаривании судебного приказа. 

Сразу в кассации нужно обжаловать и определения по делам об оспаривании решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в его выдаче.

Диплом для участия в суде не потребуется патентным управляющим и арбитражным управляющим, представителям профсоюзов и прокурору. Законные представители тоже не должны предоставлять документ об образовании, как и представители организаций, например, гендиректора. Вместо этого им нужно принести в суд бумагу, подтверждающую их статус.

Юррынок Самоцензура и страх за фирму: что мешает юристам говорить о политике

«Копия документа об образовании или ученой степени должна быть заверена нотариально либо заверена учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ, организацией, в которой представитель работает, или заверена судьей, в чьем производстве находится дело», – подсказывает ВС.

При этом приносить диплом или его заверенную копию в каждую инстанцию не нужно. Пленум подсказывает, если копия документа уже есть в материалах дела, ее можно не прикладывать к кассации. Суд в таком случае не вправе оставить жалобу без движения.

Пленум напоминает, что подать жалобу на акт первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.

Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.

Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания такого периода считается следующий за ним первый рабочий день.

Для кассации Пленум прописал аналогичное правило – последним днем трехмесячного срока будет считаться тот же день, но через три месяца. Если постановление апелляционной инстанции принято 22 июня 2021 года, то последним днем подачи кассационной жалобы, представления будет считаться 22 сентября 2021 года.

Кассационный суд – не последняя инстанция для обжалования. У участников процесса есть возможность обратиться еще и в Верховный суд. Пленум разъясняет, если в заседании кассационного суда была объявлена только резолютивная часть решения, то трехмесячный срок на обращение ВС все равно нужно считать именно от этого дня. Дата составления «мотивировки» на срок не повлияет.

Если заявитель пропустил срок для обжалования – он должен подать ходатайство о его восстановлении вместе с апелляционной или кассационной жалобой.

Спецвыпуск: Литигация Восстановить пропущенный срок: как это сделать

В случае апелляционного обжалования такое заявление будет рассматриваться в первой инстанции. При этом изучающий его судья должен будет объяснить, почему решил восстановить срок или отказался это делать. 

Судья кассационного суда рассматривает такие ходатайства один, без проведения судебного заседания. Просьба о восстановлении процессуального срока может содержаться также непосредственно в кассационной жалобе, подсказывает Пленум. 

Судья может удовлетворить заявление о восстановлении срока только в том случае, если обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи кассационной жалобы, «имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу». Для апелляции такого правила не прописали.

Срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.

Если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».

К уважительным причинам для пропуска срока Пленум относит как «объективные обстоятельства» вроде чрезвычайных ситуаций и происшествий, так и обстоятельства, связанные с личностью заявителя: болезнь, смерть родственника и «иные ситуации, требующие личного участия заявителя».

Кроме того, есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.

При этом ВС призвал суды не считать уважительной причиной для пропуска срока нахождение директора организации в командировке или в отпуске. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок, как и несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией.

По правилам ГПК, апелляционные и кассационные жалобы нужно подавать через суд, который рассматривал дело в первой инстанции. В противном случае вышестоящие суды должны вернуть жалобу.

Но Пленум сделал полезное для ошибшихся заявителей разъяснения.

В таких случаях документ не нужно возвращать заявителю – суд должен сам направить его в первую инстанцию для проведения всех необходимых процессуальных действий.

Пленум в своих разъяснениях закрепил, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции или кассации.

По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.

Практика ВС разъяснил, как проверять поддельные доказательства

Например, это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.

В отличие от апелляции, где возможны варианты, для кассационного производства ВС не оставляет лазеек – новые доказательства в любом случае рассматриваться не будут.

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные или кассационные судьи решат, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС.

Пленум закрепил за апелляциями и кассациями право выходить за пределы доводов апелляционной жалобы. 

В некоторых случаях апелляция может проверить решение суда первой инстанции в полном объеме – если это «соответствует интересам законности». К таким «интересам» Пленум относит защиту семьи, обеспечение права на жилище, охрану здоровья, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образование, а также необходимость охраны правопорядка.

А если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке – и в апелляции, и в кассации. В таком случае суд должен объяснять, почему он вышел за пределы доводов жалобы.

Многие положения двух постановлений направлены на экономию времени как судей, так и участников процесса.

Если участник спора обжалует какое-либо промежуточное определение суда, например, об отказе в обеспечении иска, то первоначальный процесс не поставят на паузу.

Первая инстанция должна выделить только необходимые материалы и направить их в кассацию вместо того, чтобы направлять дело целиком.

При этом апелляция и кассация могут потребовать прислать им дополнительные документы или запросить все материалы по делу.

Пленум напоминает: итогом удовлетворения апелляционной жалобы должно стать новое решение или определение о прекращении производства по делу. Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается.

Пленум ВС Пленум ВС: как накажут неплательщиков алиментов

В кассации – другие правила. Третья инстанция, напротив, должна принимать новое решение по делу только в случаях, если нижестоящие суды установили «все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства».

Если кассационный суд по итогам рассмотрения жалобы вернет дело на новое рассмотрение, он вместе с этим даст нижестоящему суду указание о том, как нужно применять нормы материального и процессуального права. Такие указания являются обязательными для суда, который будет вновь рассматривать дело.

Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производствов суде апелляционной инстанции».

Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

  • Верховный суд РФ
  • Гражданский процесс

Об отдельных положениях законодательства о вступлении в силу постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судами общей юрисдикции

Вступление в силу постановления об административном правонарушении — это завершающая часть производства по делу об административном правонарушении.

Именно вступившее в силу постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения.

С датой вступления в силу постановления законодатель связывает основания для привлечения к ответственности (административной либо уголовной) за совершение повторного нарушения.

Например, водитель, в отношении которого мировым судьей вынесено постановление о лишении права управления транспортным средством, считается лишенным такого права со дня вступления данного постановления в законную силу. Следовательно, если постановление не вступило в законную силу, действия водителя по управлению транспортным средством не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии со ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.       

Таким образом, момент приобретения постановлением (решением) юридической силы зависит от реализации лицами, перечисленными в ст. статьях 25.1 — 25.5.1 и ч. 1.1 ст. 30.

1 КоАП РФ (а именно: лицом, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лиц, защитником и представителем, должностном лицом, составившим протокол об административном правонарушении) принадлежащего им права на обжалование этого постановления в установленном порядке.

Так, в силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ (касающихся защиты избирательных прав), — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно положениям ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку либо высылается заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В случаях, когда постановление по делу об административном правонарушении было вручено под расписку, каких-либо сложностей с определением даты его вступления в законную силу не возникает.

Например, постановление мировым судьёй вынесено 2 марта и в этот же день вручено лицу, привлеченному к административной ответственности и присутствовавшему в судебном заседании. 4 марта постановление получено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Соответственно, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление до 12 марта включительно, должностное лицо — до 14 марта включительно, и в случае отсутствия жалоб постановление вступает в силу 15 марта.

Проблемы с толкованием правила об отсчете срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении зачастую возникают при направлении лицу, привлеченному к административной ответственности, копии постановления заказным почтовым отправлением.

Названные лица, буквально толкуя перечисленные положения закона и полагая, что невручение им копии постановления свидетельствует о невступлении его в силу и может затянуть исполнение постановления на неопределенный срок, довольно часто умышленно уклоняются от получения постановления.

Вместе с тем, напротив, неполучение постановления по делу об административном правонарушении, в том числе направленного заказным почтовым отправлением, влечет для лица, привлеченного к административной ответственности, негативные последствия в виде истечения срока, установленного для обжалования.

В частности, в п. 29.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции постановления от 19.12.

2013 N 40) дано разъяснение, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

  1. Так, например, если копия постановления по делу об административном правонарушении от 02 февраля, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, заказным почтовым отправлением 5 февраля, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения 10 марта, то датой вступления в силу постановления считается 21 марта.
  2. Если момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении приходится на нерабочий или праздничный день, то днем вступления в силу соответствующего постановления считается следующий за ним рабочий день.
  3. Порядок вступления в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования, а также решений по жалобам зависит от того, кем рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, то есть в краевой, областной или другой соответствующий ему суд (ч. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Возможность обжалования решения судьи краевого, областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Например, постановление инспектора ОГИБДД о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.

19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) может быть обжаловано в районный суд (по месту рассмотрения дела в ОГИБДД), решение районного суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, решение которого, в свою очередь, вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. ст. 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Получается, постановление мирового судьи вступает в законную силу немедленно после вынесения районным судом соответствующего решения, а постановление районного суда — немедленно после вынесения решения краевым, областным судом, другим соответствующего уровня судом.

Например, постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.

8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) обжаловано в районный суд, который своим решением от 02 марта оставил постановление мирового судьи от 15 января без изменения.

Дата вступления в силу постановления — 2 марта.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в ст. 30.12 КоАП РФ: по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в ч. 3 ст. 30.

12 КоАП РФ (прокуроры субъектов и их заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры военных округов и т.д.), и жалобам лиц, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.5.1, ч. 4 и 5 ст. 30.12 КоАП РФ.

Срок обжалования вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ не установлен.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

С 1 июля 2021 года  вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действующий уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом №248-ФЗ предусмотрены пределы правового регулирования.

Так, его положения не распространяются на мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов и  органов прокуратуры  и др.

Кроме того, Закон №248-ФЗ не регламентирует порядок осуществления некоторых видов государственного контроля.

Например, налогового, валютного, таможенного контроля, федерального государственного контроля (надзора) за оборотом оружия, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и некоторых других. Перечень соответствующих исключений установлен ст.2 Закона №248-ФЗ.

  • Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
  • — меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);
  • — самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет. Если по итогам самообследования хозяйствующий субъект получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;

— профилактический визит — беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.

  1. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации.        
  2. При подтверждении соблюдения обязательных требований контролируемому лицу выдается соответствующее заключение.
  3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Закон №248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий.Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.

  • Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
  • — мониторинговая закупка — мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
  • — выборочный контроль — мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;

— инспекционный визит — мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

  1. Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
  2. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  3. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  4. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  5. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  6. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;
  7. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  8. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

  • Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
  • Законом №248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля  определяются периодом времени, в течение которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
  • Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  • (Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства)

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

семнадцать − 1 =