Чем регулируется оформление банком документа подтверждающего платеж

В этой статье:

Нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения платежных карточек

Как уже отмечалось, открытие карточных счетов, учет операций по ним, кредитование владельцев карточных счетов, проведение расчетов по операциям с банковскими платежными карточками осуществляется на основании действующего законодательства Украины и соответствующих нормативных актов НБУ, а также внутренних положений, процедур, лимитов и систем защиты.

Положение о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением устанавливает общие требования Национального банка Украины к порядку осуществления банками эмиссии платежных карточек, определяет операции, осуществляемые с их применением, и порядок расчетов по этим операциям, а также устанавливает общие требования к внутригосударственным платежных систем, создаваемых в Украине.

Руководство банка и его учреждений должно правильно определять объем таких операций и связанных с ними рисков. Следует учесть реальную долю платежей, осуществляемых с использованием банковских платежных карт в розничном платежном обороте которую разрезе международных и внутригосударственных платежных карточек, так и в разрезе каждой отдельной платежной системы, сумму активов, капитал банка, количество клиентов, которые пользуются этим платежным инструментом, проверить знания специалистов, привлеченных к выполнению таких операций.

Для проведения операций с банковскими платежными карточками банк должен иметь следующие документы:

• лицензия на осуществление эмиссии и эквайринга платежных карт (согласно пункту 3.1 Положения о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 19 апреля 2005 p., № 137, и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 19 мая 2005 под № 543/10823;

Рекомендуем!  Кредит на обучение с господдержкой: кто может взять и каковы условия

• внутрибанковское положения о порядке осуществления в банке и его учреждениях операций с платежными картами;

• должностные инструкции для специалистов, которые выполняют эти операции;

• журналы регистрации открытых карточных (текущих) счетов и документы юридических дел к ним;

• соглашения о членстве банка в платежных системах;

• лицензии (разрешения) платежных организаций платежных систем на право эмиссии карточек;

• агентские соглашения об участии одного банка в карточной программе другого банка;

• нормативно-правовая база по вопросам операций с банковскими платежными карточками;

• документы дня по операциям с банковскими платежными карточками, в том числе кассовые, книги учета и отчеты;

• документы о курсах валют НБУ, рыночные курсы валют (распоряжение) за период, контролируется;

• документы, по которым возвращается платеж, обжалуются операции и ведется претензионная работа.

Система учета и отчетности операций с банковскими платежными карточками обязательно должна быть изложена во внутреннем положении банка о ведении бухгалтерского учета и соответствовать действующему законодательству Украины и нормативным актам НБУ. Она также может входить отдельным разделом в положение о платежной системе.

Положения о ведении бухгалтерского учета в банке обязательно должен содержать план и описание счетов, по которым учитываются операции с карточками, схемы формирования проводок в платежной системе.

Следует контролировать как сами операции с банковскими платежными карточками, так и связанные с ними вопросы бухгалтерского учета, операционной деятельности, нормативно-правовые аспекты.

Особое внимание при организации работы с платежными картами в банке следует уделять организации работы и деятельности отделов и подразделений, которые непосредственно выполняют операции с ними, а именно: заключают соглашения (с платежной организацией платежной системы, банками, в том числе расчетным, предприятиями торговли ( услуг), клиентами, процессинговыми компаниями) работают с заявлениями клиентов, открывают и ведут карточные счета; проводят и документально оформляют операции по платежным картам; осуществляют расчеты по операциям с применением карточек; взыскивают долги и ведут претензионно-исковую работу; следят за соблюдением технологического процесса.

Открытие, ведение и закрытие карточных счетов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 12 ноября 2003 Украина, № 492.

Подразделениям банка, задействованных в карточном бизнесе, следует юридически правильно оформлять и вести дела всех действующих карточных счетов и при возвращении карт в банк в случае закрытия этих счетов по истечении срока действия соглашения сделать соответствующую отметку в заявлении на открытие этого счета.

Карточные счета открывают клиентам на условиях договора об их открытии и осуществления операций с применением платежных карточек. Клиенты, открывающие карточные счета в банке, руководствуются общими правилами комплектования юридического дела; некоторые различия касаются лиц с различной формой собственности (в соответствии с действующим законодательством Украины).

Дело юридического лица (корпоративные платежные карточки) должен содержать следующие основные документы:

• заявление на открытие счета;

• копию свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально;

• копии устава, положения или учредительного договора, заверенные нотариально;

• копию документа, подтверждающего взятие предприятия на налоговый учет, заверенную налоговым органом, нотариально или уполномоченным работником банка;

• карточку с образцами подписей;

• справку о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины.

В юридическое дело счетов для физических лиц входят следующие документы:

• заявление на открытие счета;

• ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, который его заменяет);

• договор об открытии и обслуживании счета;

• карточка с образцами подписей.

Если в банке открыт текущий счет клиента, то карточный счет ему можно открывать на основании заявления об открытии карточного счета и получения платежной карты и заключения соответствующего соглашения. В случае необходимости в заявлении отмечают также дополнительные реквизиты, установленные банком и / или платежной системой, необходимые для идентификации держателя карточки, определения ее параметров и т.

Режим использования карточных счетов юридических и физических лиц и операции, связанные с применением платежных карточек, следует осуществлять на следующих принципах:

• правильность учета и документального оформления проведенных операций;

• правильность оформления первичных документов по операциям, осуществленным с использованием платежных карточек (слипов, квитанций торгового терминала, чеков банкомата)

• подтверждение данных первичных документов, личных счетов, мемориальных ордеров по оборотам по карточным счетам;

• соблюдение процедур формирования электронных документов, отчетов, сводных ведомостей ежедневного баланса и наличие в них подписей операционных работников, контролеров, ответственных работников банка;

• наличие акта об уничтожении платежных карточек, подписанного комиссией, выполнила эту работу

• правильность и своевременность начисления процентов на суммы остатков средств на карточных счетах в установленные сроки, соблюдение правил бухгалтерского учета процентных и комиссионных доходов и расходов банков;

• правильность ведения и отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с получением заготовок платежных карточек из хранилища, их хранения подотчетными лицами, выдачи готовых платежных карточек клиентам банка соответствующими работниками;

• начисления и удержания комиссионных, штрафов, пени;

• ведение журналов загрузки банкоматов наличными и осуществления технологических процессов, обеспечивающих их работу.

Итак, безналичные расчеты физических лиц в общем подкреплены законодательными и нормативными документами от общих правил, форм и стандартов расчетов физических лиц, информационной защиты конфиденциальной банковской информации договорной базы, регламентирующей обслуживания клиентов банков по конкретным банковских карточных операций. Нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения платежных карт осуществляет Верховная Рада Украины и Национальный банк Украины. Особенности применения платежных карточек внутригосударственных и международных платежных систем урегулированы отдельными специальными нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и правилами платежных систем.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные этапы развития платежных карточек.

2. Назовите основные классификационные признаки платежных карточек. Дайте характеристику каждой группы карточек.

3. Приведите сравнительную характеристику карточек с магнитной полосой и микросхемой.

4. Приведите сравнительную характеристику дебетовых и кредитных карт.

5. В чем особенности расчетной карты?

6. Дайте характеристику индивидуальных и корпоративных карт.

7. Определите особенности предоплаченной карты.

8. Приведите примеры двусторонних карточных платежных систем.

9. Обобщите преимущества применения платежных карточек за наличностью и чеками для всех участников.

10. Обобщите преимущества применения платежных карточек для разных типов карточных проектов.

11. Назовите основные элементы карточной платежной системы.

12. Какую роль отогреют ассоциации банковских платежных карточек?

13. Дайте характеристику функций банка-эмитента.

14. Какие функции выполняет банк-эквайер?

15. Какое функциональное назначение процессингового центра?

16. Какова роль расчетного банка в платежной системе?

17. Назовите и охарактеризуйте основные виды рисков, сопровождающих операции с банковскими платежными карточками.

18. Систематизируйте основные факторы рисков, сопровождающих операции с банковскими платежными карточками.

19. Каковы возможные методы защиты от мошенничества по операциям с платежными карточками?

20. Что можно предложить банкам для минимизации рисков и предотвращения шах * райствам с платежными карточками?

21. По каким направлениям происходит внедрение банковских карточных технологий в Украине?

22. По каким причинам карточный бизнес в Украине сегодня не является прибыльным?

23. Какие основные проблемы сопровождают зарплатные проекты в Украине?

24. Охарактеризуйте пути повышения эффективности зарплатных проектов.

25. Приведите перепик лидеров по эмиссии платежных карт в Украине.

26. По каким причинам сегодня в Украине не получили распространения расчетные карточные операции?

27. Какая доля в общем количестве платежных карточек принадлежит международным платежным системам MasterCard и Visa7.

28. Приведите перечень банков лидеров в создании инфраструктуры приема платежных карточек.

29. Какие критерии следует учитывать клиентам при выборе банка эмитента платежной карты?

30. Приведите перечень ключевых факторов успеха банка в применении карточных технологий.

31. Каковы основные этапы эволюции Национальной системы массовых электронных платежей?

32. Какие предпосылки создания Национальной системы массовых электронных платежей?

33. Какие специальные законодательные и нормативные акты Украины стали правовой основой для разработки, внедрения и функционирования НСМЭП?

34. Дайте определение Национальной системы массовых электронных платежей. Какова основная цель ее создания?

35. Какой тип карты используется как носитель финансовой информации в НСМЭП?

36. С какими платежными инструментами используют платежные карты в НСМЭП?

37. Какие функции выполняет Платежная организация НСМЭП?

38. Назовите основные этапы эмиссии платежных карточек.

39. По каким основным направлениям будет развиваться НСМЭП в 2006-2008 годах?

40. Охарактеризуйте концептуальные подходы к правовому регулированию деятельности платежных систем.

41. Приведите перечень карточных платежных систем, функционирующих в банковской сфере Украины.

42. Приведите основные базовые законодательные и нормативно-правовые акты Украины, стали правовой основой для разработки, внедрения и регулирования деятельности на рынке платежных карт Украины.

43. Какими документами оформляют каждую операцию держателей платежных карточек?

44. Какой должна быть государственная поддержка для распространения безналичных расчетов с использованием платежных карточек?

45. Охарактеризуйте концепцию распространения безналичных расчетов с использованием специальных платежных средств, которая была введена в действие постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 26 мая 2006 p., № 753.

46. Приведите перечень документов правового регулирования выпуска и обращения платежных карточек.

Документы по операциям, совершаемым с использованием платежных карт

При совершении операций с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме (документ по операциям с использованием платежной карты). Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

При составлении документа по операциям с использованием платежной карты может использоваться АСП.

Документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • – идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;
  • – вид операции;
  • – дату совершения операции;
  • – сумму операции;
  • – валюту операции;
  • – сумму комиссии (если имеет место);
  • – код авторизации;
  • – реквизиты платежной карты.

Документ по операциям с использованием платежной карты на бумажном носителе дополнительно должен содержать подпись держателя платежной карты и подпись кассира при его составлении в помещении для совершения операций с ценностями кредитной организации и ее структурных подразделений, а также в организации и ее структурных подразделениях, осуществляющих операции по приему или выдаче наличных денежных средств с использованием платежных карт в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В случае использования АСП при составлении в пункте выдачи наличных документа по операциям с использованием платежной карты требования о наличии подписи держателя платежной карты и подписи кассира считаются выполненными в отношении копии указанного документа, составленного на бумажном носителе.

Документ по операциям с использованием платежной карты может содержать дополнительные реквизиты, установленные правилами участников расчетов или внутрибанковскими правилами.

Если документ по операциям с использованием платежной карты составляется без осуществления процедуры авторизации, по при этом возникает обязательство эмитента перед эквайрером по исполнению этого документа, код авторизации в нем не указывается.

Указанные обязательные реквизиты документа по операциям с использованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также между идентификаторами организаций торговли (услуг), пунктом выдачи наличных, банкоматов и банковскими счетами организаций торговли (услуг), пунктом выдачи наличных, банкоматов.

Документ по операциям с использованием платежной карты составляется в количестве экземпляров, установленном внутрибанковскими правилами или правилами участников расчетов.

При выдаче или приеме наличных денежных средств в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием платежных карт в пункте выдачи наличных кредитной организации, помимо документов по операциям с использованием платежных карт, могут оформляться приходные (расходные) кассовые ордера, предусмотренные Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П), а также должны оформляться документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, и Реестр операций с наличной валютой и чеками, предусмотренные инструкцией ЦБ РФ от 16.09.2010 № 136-И.

Реестр операций с наличной валютой и чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, предусмотренные инструкцией ЦБ РФ от 16.09.2010 № 136-Й, могут нс оформляться при выдаче (приеме) в пункте выдачи наличных кредитной организации клиентам – физическим лицам (от клиентов – физических лиц) с использованием платежных карт наличных денежных средств в валюте РФ со счетов (на счета) в валюте РФ, открытых в данной кредитной организации.

При совершении клиентами операций по получению или внесению наличных денежных средств, а также операций по обмену валюты РФ на иностранную валюту, иностранной валюты на валюту РФ, валюты одного иностранного государства (группы иностранных государств) на валюту другого иностранного государства (группы иностранных государств), в том числе с использованием платежных карт, в банкоматах документ, подтверждающий совершение указанных операций, предусмотренный Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, а также инструкцией ЦБ РФ от 16.09.2010 № 136-И, не оформляется.

Требования к документам, подтверждающим денежные обязательства

В условиях казначейского исполнения бюджетов большое значение придается правильности оформления платежных и иных документов, подтверждающих денежные обязательства бюджетного учреждения. О том, какие документы должны представлять организации в казначейство, рассказывает Лариса Андреевна Пасынкова, начальник правового управления Министерства финансов Московской области.

Что контролируют финансовые органы

Бюджетным кодексом предусмотрена статья, устанавливающая обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса РФ. А также утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Таким образом, можно констатировать, что для выполнения требований Бюджетного кодекса РФ на

орган, исполняющий бюджет, возложены следующие функции:

контроль за соответствием принятых денежных обязательств утвержденной смете доходов и расходов, доведенным до бюджетополучателя лимитам бюджетных обязательств и кодам классификаций расходов бюджетов Российской Федерации;

проверка платежных и иных документов, подтверждающих правомерность расхода;

подтверждение принятых денежных обязательств (совершение разрешительной надписи).

В Бюджетном кодексе РФ установлены все количественные параметры, которые используют для подтверждения денежных обязательств. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти. Им, согласно пункту 2 статьи 226 Бюджетного кодекса РФ, предписано утвердить правовым актом перечень и формы документов, которые должны быть представлены для подтверждения денежных обязательств.

С марта 2000 года Московская область перешла на казначейскую систему исполнения своего бюджета. В 2002 году финансовым органом Московской области во исполнение статьи 226 Бюджетный кодекс РФ был разработан и утвержден Порядок представления документов для подтверждения денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Данный порядок содержит в том числе перечень и формы документов для подтверждения денежных обязательств (далее именуемый Перечень). Перечень документов разработан в соответствии с направлениями расходов бюджетного учреждения, предусмотренными статьей 70 Бюджетного кодекса РФ, а именно:

оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

начисления на фонд оплаты труда;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с российским законодательством;

оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным контрактам;

оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных контрактов;

Какие документы нужно представить в казначейство

В начале финансового года после утверждения сметы доходов и расходов бухгалтер бюджетной организации для подтверждения денежных обязательств по

предметным статьям экономической классификации “Оплата труда“ и “Начисления на фонд оплаты труда“ должен представить в казначейство следующие документы. Во-первых, штатное расписание, во-вторых, локальный акт, устанавливающий выплаты стимулирующего характера, в-третьих, расчет среднемесячного фонда оплаты труда, утвержденный руководителем организации. Этот расчет должен соответствовать бюджетным ассигнованиям на соответствующий период.

Кроме того, расчет среднемесячного фонда оплаты труда получателя денег из областного бюджета должен быть согласован с распорядителем средств. Ежемесячно бухгалтеры бюджетных организаций представляют в казначейство:

справку о начисленной заработной плате по утвержденной форме. Этот документ должен содержать расчетные показатели по статьям бюджетной классификации. А также такие показатели, как входящее сальдо расчетов, начисления за месяц, перечисления в течение месяца;

платежные поручения на уплату налога на доходы физических лиц, единого социального налога, взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

чек на выплату наличных денежных средств;

заявку на получение наличных денежных средств по утвержденной форме.

При наличии выплат стимулирующего характера бюджетополучатель обязан дополнительно представить приказ об осуществлении соответствующих выплат с указанием суммы расхода.

Оплата товаров, работ и услуг

Такие направления расходов бюджетополучателя, как оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным контрактам и оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственного контракта, предполагают составление перечня документов. Этот перечень зависит от видов услуг и работ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и, соответственно, их особенностей.

Перечень документов для подтверждения исполнения обязательств по оплате товаров, работ, услуг может изменяться также в зависимости от предусмотренного сторонами в договоре порядка расчетов. Так, например, при приобретении расходных материалов, оборудования и предметов длительного использования возможны следующие варианты расчетов: единовременная и

окончательная оплата и расчеты в порядке плановых платежей (при приобретении продуктов питания, горюче-смазочных материалов и др.). При единовременной и окончательной оплате организация для подтверждения денежных обязательств представляет в казначейство следующие документы:

договор поставки продукции, договор купли-продажи;

накладные, акты сдачи-приемки продукции;

При плановых платежах для подтверждения денежных обязательств бюджетополучатель представляет:

договор поставки продукции, предусматривающий плановые платежи;

акт сверки расчетов по состоянию на первое число текущего месяца с указанием сальдо расчетов на начало месяца, предшествующего текущему, начисленных и уплаченных сумм за месяц, предшествующий текущему. Акт должен быть подписан руководителями и главными бухгалтерами сторон и заверен печатями организаций.


Новые формы документов

В целях полной реализации контрольных функций в Московской области органом, исполняющим бюджет, разработаны и утверждены новые формы документов для подтверждения обязательств бюджетополучателя. Это:

справка о начисленной заработной плате;

заявка на получение наличных денежных средств;

реестр договоров для начисления заработной платы лицам, привлекаемым для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;

справка-расчет начисленных трансфертов;

перечень объектов на проведение капитального ремонта в соответствующем финансовом году.

Все эти новые формы являются неотъемлемой частью Порядка представления документов, представляемых для подтверждения денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета Московской области.


Особая роль договоров

В перечне документов, подтверждающих денежные обязательства, особая роль отводится договорам, которые Бюджетный кодекс относит к иным документам, необходимым для совершения расходов. Бюджетные учреждения являются полноправными участниками не только бюджетных, но и гражданских правоотношений. Поэтому органы казначейства также контролируют, насколько гражданско-правовые договоры, заключенные бюджетными организациями, соответствуют бюджетному и гражданскому законодательству.

Статьей 421 Гражданского кодекса РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключением являются случаи, когда содержание условия

предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими на момент его заключения. При отступлении условий договора от императивных норм наступают последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

То есть либо условия, либо договор в целом могут быть признаны недействительными. С целью предотвращения этих неблагоприятных последствий орган казначейства Московской области осуществляет проверку условий договора на соответствие гражданскому и бюджетному законодательству.

При установлении своих требований к условиям договора бюджетное законодательство не вступает в противоречие с гражданским. Оно дополняет его, учитывая особенности бюджетных отношений. Так, в зависимости от цены договора бюджетные организации меняют порядок взаимоотношений с контрагентами. Статья 71 Бюджетного кодекса РФ четко определяет, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда происходят исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Это необходимо для осуществления контроля со стороны органов государственной власти за эффективным использованием бюджетных средств. Гражданский кодекс РФ содержит норму о государственных контрактах, не определяя при этом цену сделки, при которой возникает необходимость заключения контракта. Для того чтобы усилить ответственность исполнителя по его обязательствам перед государственным заказчиком, Бюджетный кодекс РФ предусматривает непременное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий государственного контракта.

Особое значение при заключении бюджетными организациями договора имеет определение срока его действия. Бюджетный кодекс РФ жестко определяет срок действия договоров, заключаемых бюджетными учреждениями, финансовый год до 31 декабря (ст. 12, 222, 226, 264 Бюджетного кодекса РФ).

Несомненно, что такой порядок практически исключает возможность образования или роста кредиторской задолженности.

Перечень документов для подтверждения денежных

обязательств, принятый в Московской области, не носит исчерпывающего характера. Он может быть изменен или дополнен в случае изменения действующего бюджетного законодательства, а также при необходимости подтверждения правомерности новых расходов, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Московской области.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

По данным организации в налоговом учете есть задолженность по оплате поставленных товаров перед поставщиком. По данным же поставщика задолженность организации по данной операции отсутствует, у него есть все документы (приходный кассовый ордер, запись в журнале кассира-операциониста), свидетельствующие о факте уплаты. Поставщик представил акт сверки расчетов с нулевым сальдо.

Таким образом, в организации не отражена оплата поставщику наличными деньгами через подотчетное лицо. В организации нет кассового чека, квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающие факт оплаты поставщику. Какими документами подтвердить факт оплаты поставщику наличными деньгами?

20 мая 2014

Ответ:

Документами, подтверждающими факт оплаты, могут быть копия контрольно-кассовой ленты за тот день, когда производилась оплата, копия листа журнала кассира-операциониста, заверенные подписью и печатью поставщика, копия приходных кассовых ордеров, акты сверки взаимных расчетов.

Обоснование:

В налоговом учете расходы должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом под документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если в организации нет кассового чека, квитанции к приходному ордеру, то для подтверждения факта оплаты поставщику организации следует обратиться к поставщику с просьбой представить ей копию контрольно-кассовой ленты за тот день, когда производилась оплата, и копию листа журнала кассира-операциониста. Оба этих документа должны быть заверены подписью и печатью поставщика.

Суды признают возможность подтверждения наличной оплаты копией книги кассира-операциониста, заверенной поставщиком, при утрате чека контрольно-кассовой техники (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2008 по делу № А06-7444/07).

Также, по мнению суда, факт оплаты можно подтвердить копиями приходных кассовых ордеров, актом сверки взаимных расчетов (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу № А19-18625/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2013 по делу № А19-18625/2012, Постановление ФАС Московского округа от 05.06.2007, 07.06.2007 № КА-А40/3496-07 по делу № А40-40510/06-33-274).

Автор: Н.А. Спиридонова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

2 + 18 =