Ужесточен контроль за поступлениями на банковские карты физических лиц с 1 апреля 2022 года


В этой статье:

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой.

В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Ужесточен контроль за поступлениями на банковские карты физических лиц с 1 апреля 2022 года

На пороге нового кризиса: как спасти сбережения?

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки.

Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу.

И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет.

Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения.

Идите и разбирайтесь!»

Ужесточен контроль за поступлениями на банковские карты физических лиц с 1 апреля 2022 года

Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других.

У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки.

И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов.

— В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает.

И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

Леонид Смирнов

Банки усилят контроль за счетами граждан

Ужесточен контроль за поступлениями на банковские карты физических лиц с 1 апреля 2022 года

Артем Геодакян/ТАСС

Банки до конца ноября усилят контроль за денежными операциями своих клиентов — они должны будут оперативно выявлять подозрительные счета и постоянно отслеживать трансакции, пишут «Известия». Такая задача поставлена перед ЦБ в дорожной карте правительства по регулированию криптовалют. Также банкам рекомендовано принимать дополнительные меры по аутентификации пользователей и недопущению роботизированного заполнения платежных инструкций при использовании онлайн-сервисов.

Для борьбы с нелегальными трансакциями ЦБ рекомендовал банкам оперативно выявлять счета, по которым проводятся операции с «необычно большим количеством» граждан — более десяти в день и свыше 50 в месяц, а также более 30 трансакций с физлицами в день. Кроме того, под подозрение подпадают «значительные объемы» операций между гражданами — более 100 тыс.

рублей в день, свыше 1 млн рублей в месяц. При выявлении таких операций банкам рекомендовано рассматривать их на предмет использования для легализации преступных доходов или финансирования терроризма, а при наличии оснований — блокировать трансакции.

В случае двух и более отказов в выполнении переводов в течение одного года банкам следует рассматривать вопрос о расторжении договора с клиентом.

Рекомендации по усилению контроля за операциями физлиц уже применяются банками, ЦБ оказывает им методологическую помощь, сообщили в регуляторе. Они направлены против платежей участников теневого игорного бизнеса, криптообменников, нелегальных форекс-дилеров и организаторов финансовых пирамид, подчеркнули в ЦБ.

Проводимая Банком России и кредитными организациями работа не предполагает тотальный контроль за операциями физических лиц и направлена на выявление отдельных зон риска, связанных с использованием нелегальными субъектами финансовых услуг для расчетов с российскими гражданами. Эта работа не затронет малый и микробизнес, отметили в ЦБ.

Введения новой отчетности для банков в связи с выполнением рекомендаций не планируется, добавили в регуляторе.

Крупнейшие банки уже применяют рекомендации ЦБ, заявили в профильных ассоциациях, а также в банках «Открытие», «Зенит», РНКБ и «Ренессанс Кредите».

При наличии оснований финансовая организация отказывает клиенту в проведении операции в соответствии с «антиотмывочным» законом, что позволяет оперативно пресекать подозрительные трансакции, в том числе нелегальные переводы, подчеркнули в «Открытии».

В «Зените» отметили, что рекомендации в совокупности с другими мерами позволят сократить нелегальный денежный поток.

Для банков в большинстве случаев выпущенные ЦБ рекомендации выступают нормативным документом и применяются фактически в обязательном порядке, пояснил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

По его словам, возможно, контроль станет более строгим. Ужесточения могут привести к тому, что кредитные организации будут в отдельных случаях отказывать в операциях добросовестным клиентам, опасается Войлуков.

ТПП предложила Минфину считать майнинг видом бизнеса

Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин направил письмо министру финансов Антону Силуанову с предложением считать майнинг видом предпринимательства, чтобы исключить данный вид деятельности из «серой зоны». Об этом говорится в обращении, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.

03.02.2022 13:36

Самый большой  финансовый супермаркет в России*

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

*На основании исследования Tiburon Research, июнь 2021 года

С марта 2022 года меняются правила контроля за денежными переводами, в том числе с карты на карту – что нужно знать, и как не нарваться на штраф

Ужесточен контроль за поступлениями на банковские карты физических лиц с 1 апреля 2022 года

Принимать «интересные» законы под конец года уже становится традицией. В декабре 2020 года молниеносно было принято ряд важнейших законов, которые значительно повлияли на жизнь граждан. Этот год старается не уступать. Сегодня предлагаю рассмотреть закон, который были принят 21 декабря 2021 года и вступит в силу в марте 2022 года. Он касается денежных операций в банках, в том числе и переводов с карты на карту. Что изменится и чем это может грозить владельцам банковских карт.

Знай своего клиента

Речь идет о федеральном законе от 21 декабря 2021 года №423-ФЗ, который вносит ряд принципиальных изменений в закон о банках и банковской деятельности №395-1, а также в небезызвестный федеральный закон №115-ФЗ о противодействии легализации доходов, добытых преступным путем.

В последнее время контроль за денежными переводами регулярно ужесточался. Новые изменения в законодательстве продолжили эту тенденцию.

Изменения в законодательстве подготовлены в целях реализации проекта Центрального банка России «Знай своего клиента». В рамках этого проекта банки будут обязаны сообщать Банку России ФИО клиента, его ИНН, а также присваивать свой уровень возможного риска.

  • С марта 2022 года банки получат право блокировать банковские операции клиента, а также замораживать его счета на основании данных, полученных из сервиса «Знай своего клиента».
  • Начиная с 1 января 2022 года банки начнут делать «сортировку» своих клиентов по группам риска.
  • Какие будут группы
  • Предполагается, что клиентам будут присвоены три степени риска:
  • низкая степень риска,
  • средняя степень риска,
  • высокая степень риска.

В первом случае каких-либо ограничений не будет и для клиентов с низкой степенью риски по сути ничего не изменится. Эта степень будет присвоена, если никаких подозрительных операций клиент не совершал.

Средняя степень риска будет присвоена в случае, если некоторые операции вызовут подозрения у банка. В этом случае могут принимать меры по блокировке счета, замораживанию денежных средств, отказ в банковском обслуживании и т.п.

При высокой степени риска банк будет иметь право расторгнуть уже имеющейся договор с клиентом и отказать в заключении нового. При этом каждая операция будет строго контролироваться.

Контроль станет жестче

Но большее опасения вызывает федеральный закон от 13 июля 2020 года №208-ФЗ. Отдельные его положения, касающиеся ужесточения контроля, заработают уже с 1 марта 2022 года. Суть в том, что уже с марта 2022 года банки будут сообщать в Росфиномониторог информацию по всем операциям, которые сочтут подозрительными.

Сейчас в Росфинмониторинг сообщают информацию о банковской операции с суммой, превышающую 600 000 рублей. Теперь, даже перевод в 10 000 рублей может заинтересовать банк, если там увидят признаки подозрительности, и эти сведения будут отправлены на проверку.

Если сопоставить все изменения, то последствия могут быть весьма печальными. Клиент не только рискует потерять деньги, но еще и заплатить налог, если данные потом дойдут до налоговой, штраф за несвоевременную уплату налога и не сдачи декларации, а также ухудшить степень риска, что в будущем создаст серьезные проблемы.

Как избежать проблем

Есть ряд операций, который практически не интересны банку. Например, перевод денег между родственниками, перевод денег в рамках дарения между физическими лицами, а также денежный перевод, который не образует дохода, например, возврат долга.

Поэтому при переводе с карту на карту лучше всего обозначать этот перевод как подарок.

Также, если нужно совершить банковскую операцию на крупную сумму или много банковских операций по счету, нужно заранее подготовить документы, из которых будет виден источник происхождения средств, а также законность таких операций.

Информация представлена кандидатом юридических наук Бабкиным М.А. для членов и партнеров Промышленного профсоюза.

Все новости ПП

Цб начнет контролировать все денежные переводы между гражданами

По словам заместителя председателя правления Совкомбанка Олега Машталяра, Банк России начнет риск-ориентированный мониторинг p2p-переводов с января 2022 года. «ЦБ уведомил, что планирует периодически запрашивать информацию по p2p-переводам по данной форме с 2022 года», — добавил представитель QIWI.

Основная цель введения новых форм отчетности — оптимизация представления данных банками и получение актуальной информации о платежных услугах, сообщил РБК представитель ЦБ. Использоваться они будут для анализа рынка как в целом по стране, так и в территориальном разрезе и для формирования статистических показателей.

Какие данные интересуют ЦБ

РБК ознакомился с разъяснениями ЦБ по новой форме отчетности, которую он разослал банкам. Как следует из документа, в отчет должны включаться все входящие и исходящие переводы денежных средств между физическими лицами, которые проводятся по следующим сценариям:

  • с карты на карту;
  • со счета на счет;
  • с электронного кошелька на электронный кошелек, с карты на кошелек и обратно;
  • со счета абонента оператора связи на кошелек или карту и обратно;
  • платежи через Систему быстрых платежей;
  • трансграничные переводы денежных средств физическими лицами;
  • переводы денежных средств без открытия счета, в том числе через платежные терминалы платежных агентов;
  • переводы физического лица между собственными счетами в рамках одной кредитной организации;
  • переводы через системы денежных переводов, например Western Union, CONTACT и пр.

К p2p-операциям не относятся перечисление денежных средств на депозитные счета, счета для погашения кредитов, брокерские/инвестиционные счета, комиссии кредитных организаций за обслуживание, а также переводы в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, пояснил ЦБ.

Информация по каждой операции должна содержать номера карт отправителя и получателя средств, данные банков, уникальный ID клиента (выпускается кредитной организацией), назначение платежа, сумму переведенных средств, дату и время перевода, код страны отправителя и получателя и т. д.

Отчитываться должны будут банки-эмитенты, банки-эквайеры, банки, предоставляющие интернет-сервисы для p2p-переводов, а также магазины и юридические лица, если они предоставляют онлайн-сервисы по переводам, и т. д.

Запросы будут формироваться по всем денежным переводам за определенный период. В отдельных случаях ЦБ может запрашивать информацию по отдельным операциям. Например, данные по конкретным картам или по определенным физическим лицам (ID, паспорт, ИНН, телефон).

По данным ЦБ, за девять месяцев 2021 года граждане перевели друг другу с помощью карт около 42,5 трлн руб., совершив почти 8,5 млрд транзакций. Основную долю на рынке карточных переводов занимает Сбербанк. Через СБП с начала года было совершено более 0,8 млрд переводов на 4,7 трлн руб.

Какую информацию о переводах банки уже передают

В рамках проверок ЦБ может точечно запрашивать информацию по p2p-переводам у любого банка, однако конкретной формы отчетности ранее не вводилось, говорит представитель QIWI.

Пока такие запросы носят точечный характер в тех ситуациях, когда необходимо установить получателя и/или отправителя в рамках конкретной транзакции, теперь же банки де-факто будут обязаны предоставлять эту информацию обо всех p2p-операциях, добавил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

Банки также обязаны предоставлять в налоговую сведения об открытых гражданами счетах; в свою очередь, налоговая в рамках проверок может запрашивать выписки с расчетных счетов граждан. Выписки с расчетных счетов может получать и Росфинмониторинг, напоминает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева.

Зачем нужно усиливать контроль

Как объяснили собеседники РБК, новая форма отчетности была разработана после публикации методических рекомендаций (16-МР), которые ЦБ выпустил в начале сентября.

В них регулятор определил признаки карт и электронных кошельков для приема платежей в адрес нелегальных онлайн-казино, организаторов финансовых пирамид, форекс-дилеров и криптовалютных обменников (карты оформляются на физлиц, а платежи в адрес нелегального бизнеса проходят как p2p-переводы).

Банкам рекомендовано отслеживать такие карты и кошельки и блокировать операции по ним. К признакам, по которым можно определить подозрительные платежные инструменты, ЦБ отнес несколько «аномалий», среди них следующие:

  • Необычно большое количество контрагентов — физических лиц в качестве как плательщиков, так и получателей средств. Например, более десяти в день и более 50 в месяц.
  • Необычно большое количество операций по зачислению и списанию денежных средств, проводимых с физическими лицами. Например, более 30 операций в день.
  • Значительные объемы операций по списанию и зачислению денежных средств, совершаемых между физическими лицами. Например, более 100 тыс. руб. в день, более 1 млн руб. в месяц.
  • По карте или кошельку не проводятся операции по оплате товаров и услуг.

Представитель QIWI считает, что ЦБ необходима новая отчетность для проверки выполнения банками рекомендаций 16-МР.

Тинькофф Банк и Совкомбанк после применения рекомендаций из письма ЦБ не наблюдают существенного всплеска блокировок операций по счетам своих клиентов, так как подобный мониторинг производился ими и ранее, сообщили РБК их представители.

У Альфа-банка количество блокировок увеличилось незначительно, так как сократился сам поток таких операций, рассказал источник, близкий к банку. Сбербанк отказался от комментариев, остальные крупные банки не ответили на этот вопрос РБК.

По словам представителя Росфинмониторинга, банки достаточно оперативно настроили системы противодействия отмыванию доходов на признаки указанных в 16-МР подозрительных p2p-операций и эффективно применяют меры превентивного характера. «Росфинмониторинг наблюдает увеличение количества финансовых организаций, информирующих о подозрительных операциях по результатам применения указанных методических рекомендаций», — сказал он.

В ведомстве подчеркнули, что в 2021 году наблюдается рост числа сомнительных транзакций, связанных с оборотом криптоактивов, прежде всего по операциям так называемых криптообменников.

«Связываем это в том числе с повышением уровня осведомленности банков о соответствующих рисках», — отметило ведомство.

«Эти данные (которые будет собирать ЦБ. — РБК) могут быть использованы для контроля за серым предпринимательством, когда люди собирают на карту платежи за свои товары или услуги.

Государство с какого-то времени может перестать закрывать глаза на то, что, например, сантехники принимают платежи на карту и не уплачивают с доходов налоги», — считает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.

С ним соглашается и Токарева: «Малый бизнес довольно часто принимает оплату либо наличными, либо переводом на карту физического лица. Видимо, цель ЦБ заключается в том числе в выявлении черных касс».

По ее мнению, это не сильно ужесточит контроль — под удар могут попасть только упомянутые продавцы и нелегальный бизнес из письма ЦБ. Ранее эксперты Московской школы управления «Сколково» оценили долю предприятий, принимающих переводы с карты на карту в качестве способа оплаты товаров, в 27%: это представители малого бизнеса из сегментов торговли, общепита и предоставления услуг.

Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров в интервью РБК говорил, что такого рода платежи находятся в сфере внимания налоговиков, но в вопросе налогового контроля в этой области нужно быть достаточно аккуратным, «чтобы это не превращалось в набеги на бытовую деловую активность». «Система p2p-переводов имеет большую ценность, потому что она является альтернативой наличным расчетам. Если выбирать между наличными и безналичными расчетами, то, конечно, на государственном уровне интереснее именно такая система расчетов [безналичная]», — объяснял Егоров.

По мнению Достова, если ЦБ будет проводить мягкую политику в отношении пользователей денежных переводов, то это не приведет к оттоку банковских клиентов в наличные расчеты.

Но если банки начнут дергать граждан из-за нескольких переводов в день и запрашивать документы, подтверждающие цель операции, то определенный сегмент клиентов может уйти в наличные расчеты, что негативно скажется на рынке безналичных платежей.

Еще одно возможное применение массива данных о переводах — это расширение платформы «Знай своего клиента» (ЗСК; пока создана для юридических лиц) на физических лиц, считает технический директор компании по обработке клиентских данных HFLabs Никита Назаров: «ЦБ хочет собрать данные о переводах физических лиц, чтобы по аналогии с юридическими лицами предоставлять банкам скоринг и, возможно, обязывать их учитывать его при совершении операций». Ранее о расширении ЗСК на физлиц говорил директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский.

Если в будущем органам следствия, исполнительной власти или самому ЦБ потребуются данные о транзакциях, совершавшихся в прошлом некими лицами, то такая информация уже будет у регулятора, привел пример Павел Иккерт.

В чем сложности сбора сведений

Сложность передачи таких данных в ЦБ — в том, что они содержатся в различных банковских системах и их автоматизированный сбор затруднителен и требует соответствующих ИТ-доработок, говорит источник в одном из крупных банков.

При запросе массивов данных за длительный период можно столкнуться со сложностью их передачи дистанционно по защищенному каналу, добавил представитель QIWI: «В этом случае придется записывать данные на зашифрованные электронные носители и передавать их физически».

В разъяснениях ЦБ указано, что реестр данных должен передаваться в электронном виде. Но в случае большого объема можно записывать их на электронный носитель и передавать регулятору с курьером.

Банкам придется реализовать на своих процессинговых системах процедуру экспорта всех переводов и привязывать к ним персональные данные клиентов, что повысит нагрузку на и без того перегруженные процессинги, предупреждает Назаров. Массив таких данных будет колоссальным и построение его аналитики — это вызов уровня мировых ИТ-гигантов, заключил эксперт.

Во время загрузки произошла ошибка.

Контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2024 года

Согласно указаниям ст. 86 НК РФ, вступившим в силу 1 июля 2022 года, все банковские учреждения обязуются по первому требованию налоговой службы передавать в ФНС сведения о движении средства на дебетовых картах клиентов-физлиц. Чем подобный контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2022 года обернется для граждан? Будет ли взиматься НДФЛ со всех денежных пополнений?

Чем грозит контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2022 года со стороны ФНС

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы.

Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ.

В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

статью ⇒ “Когда платить НДФЛ“.

Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2024 года

С 1 июня 2022 года действительно вносились изменения в текст ст.

86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.

В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ.

Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос.

Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Нужно сказать, что, хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно.

Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.

Случаи попытки доначисления налога уже имели место быть. В Белгородской области пенсионер был вызван для дачи разъяснений относительно дорогого автомобиля, который тот недавно приобрел.

Налоговая служба посчитала, что пенсионного пособия и денег, вырученных от продажи старой машины было бы недостаточно для подобной покупки, и на сумму разницы доначислила НДФЛ.

Пенсионер обжаловал решение в суде, и Верховный суд РФ отменил решение судов первой и апелляционной инстанции, пояснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к величине доходов, и что основанием для доначисления налога может быть только обнаруженный незадекларированный доход.

Что делать, если налоговая вызывает гражданина свидетелем по статье 90 НК РФ

Согласно положениям ст.

90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений. Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

  1. Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).
  2. Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.
  3. Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.
  4. Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.

статью ⇒ “НДФЛ с материальной выгоды“.

Как избежать проблем с налоговой службой

Как в 2021 году ужесточат контроль за переводами с карты на карту?

Уже вступили в действие поправки в закон о противодействии отмыванию нелегальных доходов. С 10 января 2021 года налоговики и банки более внимательно относятся к безналичным и наличным расчётам. Значит ли это, что теперь нельзя получать деньги на карту без вопросов от налоговой? Разберемся.

Что изменилось

Увеличился список платежей и расчётов, за которыми теперь будет следить Федеральная налоговая служба и служба Росфинмониторинга.

Вводится обязательный контроль за следующими операциями:

  • вывод с баланса телефона больше 100 000 р.;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 р.;
  • расчёты по договорам аренды и лизинга в размере от 600 000 р.;
  • расходы или доходы от азартных игр на сумму свыше 600 000 р.;
  • расчёты по сделкам с недвижимостью на сумму более 3 000 000 р.

То есть каждую такую сделку будут анализировать, проверять, находить ей обоснование. Получает человек небольшую зарплату официально, а тут купил квартиру за 10 миллионов — налоговики уточнят, откуда деньги.

Видит банк, что человек получает регулярно на карту крупные суммы, может заблокировать счёт и узнать, что это и откуда. Вдруг такие переводы — это доход от нелегальной деятельности и клиент нарушает закон.

Что это значит для физлиц

Поправки должны усложнить жизнь коррупционерам, а ещё тем, кто ведёт предпринимательскую деятельность без регистрации и уклоняется от налогов.

Будет сложно распоряжаться крупными суммами и легализовать доход, полученный неофициально — «в конверте». Поэтому если вам до сих платят так, пора обсуждать с работодателем новые условия расчётов.

Повышается риск того, что налоговики отследят такие подозрительные операции и потребуют объяснений. А банки станут чаще блокировать карты из-за сомнительных переводов. Нужно стать более осмотрительными в обращении с деньгами и не участвовать в сомнительных финансовых схемах, даже если вас просят об этом начальник или кто-то из знакомых.

В случае, если занимаетесь без регистрации бизнесом, фрилансом, сдаёте квартиру или гараж в аренду и не платите налогов, стоит обратить внимание на самозанятость. Это простой и удобный способ легализовать свои доходы, если они не превышают 2,4 млн рублей в год. Если суммы заработка больше, то нужно стать ИП.

При этом вы можете, как и прежде, получать и отправлять деньги своим близким, давать в долг друзьям, переводить деньги коллеге в подарок, принимать оплату при продаже личных вещей по объявлению. Это не вызовет лишних проблем, если будет в рамках указанных лимитов по операциям.

И уж точно ни банки, ни налоговая не станут автоматически со всех средств, поступающих на вашу карту, взимать НДФЛ. Вы сами должны платить налоги со своих доходов, а личные расчёты такими налогами не облагаются.

Чем это грозит для бизнеса

Проблемы появятся у тех предпринимателей и компаний, которые используют двойную бухгалтерию, серые схемы расчётов, обналичивание.

Платежи юрлиц и ИП на карты физлиц и так подлежат контролю, а если получатель быстро обналичит переведенную крупную сумму, то это служит «звоночком» для Росфинмониторинга. Проверят и получателя, и отправителя средств.

Усложнится работа с наличными — без внимания контролирующих органов нельзя будет свободно зачислять или снимать их с расчётного счёта. Велика вероятность, что по таким операциям нужно будет объясняться и предоставлять сопроводительные документы.

Чтобы в 2021 году избежать штрафов или блокировки счёта, изучите положения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ и поправки к нему. Это важно сделать владельцам малого бизнеса и бухгалтерам любых компаний. Так вы обезопасите себя от проблем в работе.

В банке АТБ есть максимально выгодные тарифы, чтобы проводить все платежи без риска нарушений:

  • зарплатный проект для выплат сотрудникам;
  • корпоративные карты для подотчетных трат с возможностью снять до 500 000 ₽ наличными в сутки;
  • эквайринг для приема оплаты картами от клиентов.

Критерии блокировки банковских операций физического лица

Данченко С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

10 сентября 2021 года Банк России опубликовал критерии, которые позволят банкам выявлять платежные инструменты (платежные карты и электронные кошельки), используемые теневым бизнесом – незаконными онлайн-казино, организаторами финансовых пирамид, нелегальными форекс-дилерами, криптовалютными интернет-обменниками. Так сказано в официальном релизе мегарегулятора.

Но непосредственно в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц, утвержденных ЦБ РФ 06.09.

2021 № 16-МР, речь идет о необходимости повышенного внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц.

В связи с чем, даже если гражданин не является участником перечисленных структур, у него есть риск попасть в зону пристального внимания банка. Как этого избежать?

Опасения мегарегулятора

К сожалению, теневой бизнес в России был, есть и в ближайшем будущем будет. Мегарегулятор борется с ним своими методами.

По мнению Банка России, участники теневого бизнеса осуществляют прием платежей от граждан (физических лиц, пользующихся такими услугами) и выплаты не со своих расчетных счетов, а с подконтрольных им банковских карт и электронных кошельков, зачастую оформленных на подставных физических лиц. При этом по таким платежным инструментам не оплачиваются повседневные покупки, коммунальные и прочие услуги, но в то же время с помощью данных карт проводятся необычные по частоте совершения и суммам операции.

Для автоматизированной обработки значительного по объему потока платежей нелегальный бизнес применяет специальные программные модули, которые подключаются к интернет-страницам кредитных организаций с услугами по переводу денег (P2P-сервисов, используемых добросовестными физическими лицами для переводов типа «с карты на карту», «с кошелька на кошелек» и т. д.).

Банк России исходит из того, что переводы в адрес нелегальных структур связаны с высокими рисками потери денег и вовлечения граждан в мошеннические схемы.

Мегарегулятор рекомендует кредитным организациям оперативно выявлять подозрительные карты и кошельки и применять в отношении подобных инструментов противолегализационные меры.

Банкам следует также обеспечить необходимую защиту P2P-сервисов, чтобы их нельзя было использовать для проведения подозрительных операций.

Методические рекомендации Банка России

В Методических рекомендациях сказано, что в результате осуществления надзорных мероприятий Банком России выявляются случаи использования недобросовестными участниками хозяйственной деятельности услуг кредитных организаций по переводу денежных средств, электронных денежных средств между физическими лицами с применением платежных карт, иных электронных средств платежа (во всех возможных комбинациях применения электронных средств платежа, например переводы типа «с карты на карту», «с кошелька на кошелек», «со счета абонента оператора связи на кошелек или карту» и др.), предоставляемых посредством Интернета. Цель данных манипуляций – легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, осуществление незаконной предпринимательской деятельности, иные противоправные цели, в частности цели, связанные с обеспечением расчетов теневого игорного бизнеса (создание незаконных онлайн-казино и проведение незаконных онлайн-лотерей), нелегальных участников финансового рынка (в том числе лиц, незаконно предлагающих услуги форекс-дилеров, организаторов финансовых пирамид), а также совершение операций в криптовалютных обменниках.

В указанных целях недобросовестные участники хозяйственной деятельности могут использовать платежные карты (иные электронные средства платежа), оформленные на подставных физических лиц (дропов), а также онлайн-сервисы с применением не принадлежащего кредитной организации специального программного обеспечения, которое в автоматическом режиме заполняет необходимые данные для осуществления перевода денежных средств, электронных денежных средств.

Банк России рекомендует кредитным организациям при реализации процедур внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма следующее:

  • проводить анализ обращений к онлайн-сервисам и обновлять их;
  • выявлять банковские счета, оформленные на физических лиц, соответствующие установленным критериям;
  • принимать меры по отношению к таким клиентам.

Анализ обращений к онлайн-сервисам

Кредитным организациям, предоставляющим онлайн-сервисы для перевода физическими лицами денежных средств, электронных денежных средств, рекомендуется:

  • реализовывать меры по анализу обращений к функционалу онлайн-сервисов (например, с помощью логирования данных на веб-сервере, цифрового отпечатка устройства, внешних и внутренних сервисов веб-аналитики и др.), осуществлять их постоянное обновление и совершенствование;
  • использовать протоколы обмена информацией, предусматривающие дополнительные меры аутентификации пользователя (например, MirAccept 2.0);
  • принимать меры, направленные на недопущение использования онлайн-сервисов посредством роботизированного заполнения платежных инструкций, в том числе реализуя решения по распознаванию действий пользователя – физического лица (например, reCAPTCHA, Invisible reCAPTCHA и др.), а также предусматривать постоянное изменение и совершенствование указанных мер;
  • обеспечивать возможность дополнительного подтверждения плательщиком номера счета (идентификатора) получателя при заполнении платежных инструкций;
  • реализовывать меры по выявлению в Интернете неправомерного упоминания и (или) использования онлайн-сервисов и электронных средств платежа кредитной организации, в том числе с указанием на наличие возможности их применения для осуществления расчетов с недобросовестными участниками хозяйственной деятельности.

Кроме того, банки должны будут регулярно (не реже одного раза в течение шести месяцев) проводить оценку эффективности реализуемых мероприятий по недопущению использования онлайн-сервисов с применением специального программного обеспечения и по результатам оценки при необходимости обеспечивать актуализацию названных мероприятий.

Критерии операций, требующих повышенного внимания

Банк России разработал следующие критерии для банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц и используемых посредством онлайн-сервисов для осуществления расчетов с другими физическими лицами:

  • необычно большое количество контрагентов – физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например более 10 в день, более 50 в месяц;
  • необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами – физическими лицами, например более 30 операций в день;
  • значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например более 100 000 руб. в день, более 1 млн руб. в месяц;
  • короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
  • в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
  • в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10 % от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
  • операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
  • совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адреса, цифрового отпечатка устройства и др.), используемом разными клиентами – физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

В зону повышенного внимания банков попадут банковские счета и электронные средства платежа, открытые на физических лиц, которые одновременно соответствуют двум и более приведенным признакам.

Отметим, что Банк России разработал достаточно конкретные критерии – с четкими и понятными границами.

И что самое важное, вызвать интерес у банка могут и законопослушные граждане. Например, то, что человек не оплачивает коммунальные платежи банковской картой, – весьма распространенное явление, так как не все владеют недвижимостью. Да и платить можно с другой карты (сейчас у многих есть несколько карт). Это означает, что один критерий уже есть.

Что же касается второго, то и его найти будет несложно. Например, под большим количеством контрагентов – физических лиц понимается более 10 в день или более 50 в месяц.

То есть, если гражданин на работе собирает деньги на юбилей коллеге и ему пришло в день около 30 – 40 переводов, к тому же он не оплачивает коммунальные платежи по карте, он сразу должен вызвать повышенный интерес со стороны банка.

При выявлении банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц, соответствующих приведенным критериям, рекомендуется предпринять следующие меры.

Во-первых, банкам следует обратить повышенное внимание на операции таких клиентов – физических лиц.

Во-вторых, банки должны рассматривать соответствующие операции на предмет наличия подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В случае наличия таких подозрений им следует реализовать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

То есть банки при возникновении вопросов к совершаемым операциям должны их заблокировать.

В-третьих, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на указанных основаниях банк должен рассмотреть вопрос о реализации предусмотренного п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

При принятии решений по сомнительным операциям физических лиц банки могут руководствоваться в отношении таких клиентов рекомендациями, содержащимися в Письме ЦБ РФ от 27.04.

2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)».

В этом документе банкам советуют включать в договоры пункт о праве кредитной организации после предварительного предупреждения отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций. При этом кредитным организациям следует принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить особое внимание. Банк России призывает проводить названные выше мероприятия по оперативному выявлению сомнительных операций с учетом рекомендаций, изложенных в его следующих информационных письмах:

  • от 30.05.2019 № ИН-06-59/46 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых»;

Рекомендуем!  Рефинансирование ипотечного кредита
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

12 − 1 =