Политический риск для предприятия: что это, примеры, оценка политических рисков + видео


В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.

Политические риски являются важной составляющей страновых рисков.

При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране.

К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

Политический риск – это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.

Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора.

Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении налоговых льгот для иностранных инвесторов, об избежании двойного налогообложения и т.п.

Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.

Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

Политический риск — возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.

Политические риски подразделяются на группы:

  1. Риск потери собственности (например, национализация или экспроприация без надлежащей компенсации).
  2. Риск трансферта, связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  3. Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  4. Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  5. Операционный риск, который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  6. Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.

Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.

Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Также политические риски можно разделить на:
  • риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  • риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  • риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти. Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  • непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  • действия органов власти:
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке.

Однако понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США). Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.

Источник: http://discovered.com.ua/risk/politicheskij-risk/

Примеры политических рисков

Тип
Влияние на деятельность компании

Экспроприация
Потеря будущих прибылей

Конфискация
Потеря имущества Потеря будущих прибылей

Компании против иностранных товаров
Снижение объема продаж Увеличение затрат на установление связей с общественностью, имеющее своей целью повышение престижа фирмы в глазах общественности

Обязательные к исполнению законы о льготных условиях оплаты труда
Увеличение текущих расходов

Похищения, террористические акты, другие формы насилия
Нарушение процесса производства Увеличение объема затрат на обеспечение безопасности Увеличение затрат на административное управление Снижение уровня производительности

Гражданские войны
Разрушение собственности Потеря продаж Нарушение процесса производства Увеличение объема затрат на обеспечение безопасности Снижение уровня производительности

Инфляция
Увеличение текущих расходов

Репатриация
Невозможность свободно переводить средства между странами

Девальвация национальной валюты
Снижение размера репатриируемой прибыли, конвертированной в валюту страны иностранной компании

Повышение налогов
Уменьшение размера чистой прибыли

Анализ политической среды страны целевого рынка предполагает получение ответов на следующие вопросы:

1. Каково политическое устройство страны: демократия или диктатура?

2. По какому принципу происходит распределение ресурсов в стране: свободного рынка или государственного регулирования?

3. К какому сектору экономики страны – частному или государственному – относятся заказчики компании?

4. Каким образом действует правительство в случае изменения политики страны: осуществляются ли эти изменения как акт произвола со стороны правительства или правительство руководствуется принципом господства права?

5. Насколько прочным является положение действующего правительства и следует ли ожидать коренных изменений в экономической политике со стороны нового правительства?

Источником информации о политической среде могут быть:

— рабочие и служащие компании;

— должностные лица посольств и местных представительств Международной торговой палаты;

— политические и экономические программы;

— средства массовой информации.

Объем информации, необходимой для оценки политических рисков, зависит от:

— вида бизнеса, которым занимается компания;

— планируемых сроков пребывания компании в стране;

— размеров инвестиций и др.

В процессе оценки политических рисков компания должна найти разумное соотношение между уровнем риска и выгодами, которые она может получить от ведения бизнеса в данной стране.

В развитых странах существуют государственные организации или финансированные государством организации, а также частные компании, задачей которых является страхование компаний от политических рисков (например, Агентство по многостороннему гарантированию инвестиций, MIGA, которое является подразделением Всемирного банка; частная страховая компания Leoyd’s of London и др.).

Все аспекты деятельности международной компании подвержены влиянию культурных особенностей, свойственных каждой отдельно взятой стране. Культура – это совокупность ценностей, верований, моделей поведения, обычаев и установок, которые отличают одно общество от другого. Основными характеристиками культуры, имеющими отношение к международному бизнесу, являются:

  • Культура определяет стиль поведения, формирующийся в результате обучения и передаваемый от одного члена общества к другому от поколения к поколению.
  • Взаимосвязанность элементов культуры.
  • Культура изменяется под воздействием внешних факторов (то есть является адаптивной).
  • Все члены общества разделяют культурные ценности этого общества.

Основными элементами культуры являются: социальная структура, язык, способы коммуникации, религия, а также ценности и установки.

Социальная структура общества отображает культурные убеждения относительно роли индивида, семьи, группы в обществе. Различные общества отличаются друг от друга по уровню социальной стратификации (social stratification) и социальной мобильности (social mobility).

Социальная стратификация – это иерархическая организация общества в зависимости от происхождения, рода занятий, уровня образования и/или по другим характеристикам. Социальная мобильность – это способность отдельных индивидов переходить от одного социального слоя в другой. Уровень социальной мобильности выше в обществах с менее выраженным расслоением.

Язык является важным средством общения и средством конкурентной борьбы. Языком международного общения является английский. Языковые различия могут быть преодолены путем перевода и обратного перевода. Способы коммуникации делятся на вербальные и невербальные, а также подарки и гостеприимство.

Религия определяет отношение верующих к работе, сбережениям, потреблению, личной ответственности за свое поведение. Культура определяет фундаментальные ценности и установки членов общества.

Культурные установки членов общества в отношении таких факторов, как время, возраст, образование и социальный статус отражают культурные ценности и, в свою очередь, определяют образ действий международных компаний.

Многие ученые пытаются систематизировать различные элементы национальных культур.

Результаты их исследований позволяют международным менеджерам понять, каким образом национальная культура влияет на их способность управлять работой компаний.

Одними из наиболее эффективных методов описания культурных различий являются: контекстуальный подход Холла, принцип культурных групп и факторы национальной культуры Хофстеде.

В соответствии с контекстуальным подходом Эдварда и Милдред Холл (Edward and Mildred Hall), большое значение для идентификации культурных особенностей страны имеет контекст, в котором происходит то или иное событие (коммуникативный процесс, стиль делового поведения, процесс принятия решений и др.). Ученые выделили страны с низкоконтекстуальной и высококонтекстуальной структурой (см. рис. 1.1).

Принцип культурных групп предполагает выделение культурных групп (кластеров). Культурная группа или культурный кластер (culture cluster) – группа стран, разделяющих сходные культурные ценности при сохранении определенных отличий. Симха Ронен (Simcha Ronen) и Одед Шенкар (Oded Shenkar) выделили такие группы (кластеры):

  • Английская культурная группа (Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Южная Африка, Великобритания, США).
  • Латино-американская культурная группа (Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Перу, Венесуэла).
  • Немецкая культурная группа (Австрия, Германия, Швейцария).
  • Скандинавская культурная группа (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция).
  • Латино-европейская культурная группа (Бельгия, Франция, Италия, Португалия, Испания).
  • Ближневосточная культурная группа (Греция, Иран, Турция).
  • Арабская культурная группа (Абу-Даби, Бахрейн, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ).
  • Дальневосточная культурная группа (Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Вьетнам).

По итогам исследований четыре страны (Бразилия, Индия, Израиль и Япония) не были отнесены ни к одной из культурных групп.

Источник: http://poznayka.org/s70779t1.html

Толкование политических рисков

Производственные риски

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.

Производственный риск возникает из-за базовых причин, к которым относятся:
  1. снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия крайне важного количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
  2. снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
  3. увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
  4. рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
  5. увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
  6. низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
  7. физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.

Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности.

Учет политических рисков особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Следует отметить, что попытки учитывать политические риски, вызываемые действиями отдельных государственных деятелœей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Так, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 ᴦ. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учет влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера.

В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США.

Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре группы:

  • риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;
  • риск трансферта͵ связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;
  • риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент
  • риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами.

При определœении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации.

Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, к примеру, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество — к примеру, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, к примеру, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный.

Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства.

Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определœенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних рисков.

Источник: http://oplib.ru/random/view/467533

Рекомендуем!  Договоры по оказанию посреднических услуг
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

3 + 11 =