Выяснение причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью потерпевшего


В этой статье:

Выяснение причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью потерпевшего

Все типы ответственности виновника аварии указаны в гл. 27 УК РФ. Наказание за случаи ДТП со смертельным исходом назначается согласно ст. 264 УК РФ.

Для уголовной ответственности имеет значение, какое количество человек пострадало и получило травмы, в каком состоянии был нарушитель в момент наезда, привлекался ли он ранее к данной ответственности. Наказания в данном случае можно избежать лишь при гибели виновного лица либо его примирения с родственниками погибшего.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с дорожным происшествием, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Рекомендуем!  Статья 160. Присвоение или растрата

В случае смертельного исхода наезд на пешехода, погибшего во время ДТП, наказывается:

  1. принудительными работами (до четырех лет);
  2. осуждением на срок до семи лет.

Кроме того, за наезд на пешехода на пешеходном переходе с летальным исходом конфискуют права в обязательном порядке

Ответственность за ДТП со смертельным исходом

Уголовная ответственность за происшествие на дороге со смертельным исходом предусматривается ст. 264 УК РФ. Нередко встречаются ситуации, когда человек умирает от сердечного приступа во время аварии, поэтому говорить о гибели лица при ДТП нельзя.

Выявлением взаимосвязи аварии и летального исхода занимаются судебные эксперты. После проведения проверки оформляется акт, который суд принимает во внимание обязательно.

Таким образом, нельзя сказать однозначно, что ждет виновника ДТП с летальным исходом, так как меру наказания определяют обстоятельства аварии.

Важно! По общему правилу владельца транспортного средства, приведшего к аварии со смертельным исходом, привлекают к уголовному наказанию, и вопрос об административном проступке не ставится.

Наказание и срок за ДТП со смертельным исходом

Так, последствия ДТП с летальным исходом указаны в статье 264 УК РФ. Когда на судебном заседании установили, что водитель все же виновен в происшествии, и смерть пострадавшего прямо связана со столкновением, суд учитывает все имеющиеся отягощающие и смягчающие обстоятельства для принятия решения.

Ст. 264 УК РФ содержит следующие нормы:

  • при наступлении смерти одного человека в результате ДТП обвиняемое лицо привлекается к принудительным работам на срок до 4-х лет;
  • в случае гибели человека при выявлении наркотического (алкогольного) состояния виновного лица срок осуждения увеличивается до семи лет. При этом в этой ситуации принудительные работы предусмотрены;
  • если в аварии жертв насчитывается более 2-х человек, принудительные работы увеличиваются до 5-ти лет, срок лишения свободы до семи лет;
  • если вышеописанное правонарушение со смертью более двух человек совершено водителем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, срок лишения свободы увеличивается до 9 лет. В данном случае условное наказание к водителю неприменимо.

ДТП со смертельным исходом (ст.264 УК РФ) — возможно ли смягчение наказания?

Смягчить наказание за вину в аварии с летальными последствиями возможно путем примирения с родственниками и опекунами погибшего. В данном случае предусмотрена выплата денежной компенсации за нанесенный моральный ущерб, после которой уголовной ответственности может и не быть.

При этом виновное лицо не должно иметь судимостей в прошлом. Меру наказания здесь определяет суд по ДТП со смертельным исходом, но она во многом зависит от стороны защиты.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Есть вероятность того, что от Вашего неопытного вождения или возникновения непреодолимых обстоятельств, может погибнуть другой человек. Лишение жизни человека, даже по неосторожности, наказывается в соответствии с уголовным кодексом.

ДТП со смертельным исходом (ст. 264 УК РФ) – это трагедия, в которой виновное лицо будет нести ответственность. Но это вовсе не означает, что виновным окажется выживший в аварии водитель.

В отдельных ситуациях может быть доказана вина в ДТП погибшего человека, что, безусловно, позволит выжившему избежать уголовного наказания.

Состав и особенности преступления

ДТП с летальным исходом регулируется ст. 264 УК РФ. Кроме возникновения смерти в результате эксплуатации транспортного средства, статья регламентирует преступления по причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварий.

Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также общественная безопасность на дороге.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной вины в результате халатного или небрежного вождения. Субъектом может выступать лицо, управляющее транспортным средством, при достижении им возраста в 16 лет.

Для того, чтобы авария попала под ст. 264 УК РФ, должна быть проведена экспертиза, подтвердившая связь между действиями водителей и последствиями столкновения.

Нередко встречаются случаи, когда человек за рулем погибает от сердечного приступа, в результате чего теряет управление автомобилем и создает ДТП. Никто не будет виновен в его смерти, это лишь стечение обстоятельств.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Каждая из них используется по мнению суда при наличии определенных обстоятельств преступления. Итак, ст. 264 предусматривает следующие наказания.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть:

  • Принудительные работы до 4 лет с лишением права заниматься определенной деятельность или занимать конкретные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или вести конкретную деятельность до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть, будучи в состоянии алкогольного опьянения:

  • Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права заниматься конкретными видами деятельности и быть в определенных должностях до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких потерпевших:

  • Принудительные работы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 7 лет с запрещением права заниматься конкретными видами деятельности и занимать определенные должности до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких лиц, будучи в алкогольном опьянении:

  • Лишение свободы от 4 до 9 лет с лишением права заниматься определенной деятельности и занимать конкретные должности до 3 лет.

В качестве опьянения признается наличие в организме алкоголя, наркотических средств, а также при отказе водителя от прохождения медицинского освидетельствования.

Очевидно, что уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом в качестве отягчающего обстоятельства подразумевает употребление алкогольных напитков.

Если человек, осознавая запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения, намерено садится за руль пьяным, значит он в полной мере осознает опасность своих действий.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства по ДТП

Чтобы установить виновность конкретного лица в аварии проводится ряд следственных мероприятий. Сотрудники ГИБДД, полиции, прокуратура и эксперты должны проверить техническое состояние авто на предмет наличия неисправностей, траекторию его движения, поведение водителей на дороге.

  • Уголовное дело не будет возбуждено, если будет доказано, что водитель не мог затормозить и предотвратить столкновение.
  • Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП.
  • В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:
  • Оставление места аварии;
  • Употребление наркотиков или алкоголя в день ДТП;
  • Пристрастие к употреблению наркотиков или алкоголя, нахождение на учете у нарколога;
  • Наличие информации у водителя о технических неисправностях автомобиля;
  • Большое число штрафов и иных административных проступков у водителя;
  • Управление автомобилем без водительского удостоверение;
  • Участие несовершеннолетних в преступлении.
  • Все эти действия подтверждают недобросовестность злостного нарушителя.

    В качестве смягчающих вину обстоятельств судом могут быть учтены следующие факты:

    • Водителем выступает беременная женщина;
    • У водителя на иждивении имеются дети, опекать которых кроме него некому;
    • Водитель полностью загладил вред перед родственниками погибшего: выплатил ущерб, моральную компенсацию, извинился и т.д.

    О принятии к производству смягчающих обстоятельств по делу должен ходатайствовать защитник подсудимого.

    ОСАГО

    Право на получение выплаты по ОСАГО при смерти водителя в ДТП можно только при условии, что полис был оформлен не ранее 1 апреля 2017 года.

    В 2020 году максимальный размер выплаты по ОСАГО за причинение смерти при ДТП по неосторожности был равен 500 000 рублей. Лишь единожды выплата за смерть в аварии составила 50 000 рублей. В среднем ее размер держится в пределах 150 000 – 400 000 рублей.

    Как получить компенсацию за моральный вред?

    Смерть родственника, особенно трудоспособного возраста, – это не только трагедия, но существенное ухудшение материального положения семьи.

    В гражданском порядке родственники имеют право потребовать выплаты им компенсации за моральные страдания, понесенные в результате смерти родного человека.

    Размер возмещения морального вреда нигде не прописан и может иметь абсолютно любое значение. Другое дело, что судья в процессе анализа преступления и обстоятельств жизни подсудимого, может существенно снизить размер такой выплаты.

    1. Чтобы получить больше, нужно похлопотать о сборе необходимых документов, подтверждающих Ваше плачевное состояние.
    2. Итак, для выплаты морального вреда потребуются следующие документы:
  • Материалы ДТП;
  • Документы из ЗАГС, подтверждающие степень родства с погибшим в ДТП;
  • Заключение медицинского эксперта, которое подтвердит тот факт, что погибший скончался от действий подсудимого на дороге;
  • Документы, которые подтверждали бы доходы погибшего, которые он вносил в семейный бюджет;
  • Медицинские справки и показания свидетелей и близких, которые удостоверят факт обращения родных в больницу за помощью в лечении депрессии и нервных истощений.
  • Для определения компенсации суд также будет учитывать возраст и материальное положение подсудимого, его способность выплатить взыскиваемую сумму.

    Нередко обвиняемый, не желая выплачивать компенсацию, скрывает доходы, избавляется от имущества и любыми другими способами пытается доказать свою финансовую несостоятельность. Обратитесь за помощью к приставам, чтобы максимально получить от виновника размер установленного судом взыскания.

    Если у погибшего остались несовершеннолетние дети, представлять их юридические интересы в суде будут законные представители.

    Судебная практика

    Как правило, водитель, обвиняемый в преступлении, всеми силами стремится доказать свою невиновность и неосторожность. При этом точно доказать, как действовал погибший на дороге до столкновения, практически невозможно, если конечно нет видеозаписи.

    Судья в большинстве случаев, так или иначе, снижает размер требуемой моральной компенсации, но незначительно. Поэтому лучше требовать больше.

    В судебной практике нередко встречаются дела, в которых ДТП происходит с участием водителей большегрузов, официально трудоустроенных в конкретных компания по перевозке товаров.

    Здесь, как правило, ответчиком по выплате компенсации признается сама организация, а не водитель. Он исполнял свои трудовые обязанности, и если не допустил серьезных нарушений ПДД, не будет признанным виновным в этом преступлении.

    Компания же за смерть человека от ее машины обязана будет выплатить моральный ущерб.

    Когда в ДТП погибают дети, которые ездили по всем правилам дорожного движения в спецкреслах, сумма компенсации вырастает в разы.

    Перебегая дорогу в неположенном месте люди рискуют быть сбитыми транспортным средством, которое в последствие не будет наказано уголовным правом. Ведь для переходов существует специальные места.

      Можно ли сократить беременную

    Автомобили – самый опасный вид транспорта. Ежегодно в России погибает на дорогах порядка 40 000 человек. Эта страшная цифра свидетельствует о беспределе, царящем на дорогах, безнаказанности и коррупции среди органов порядка дорожного движения.

    Сегодня чтобы не попасть в ДТП и не стать жертвой такого столкновения, нужно думать не только за себя, но и за всех окружающих участников дорожного движения.

    Наказание за ДТП с летальным исходом

    Практика расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека

    Филимонова, О. Г. Практика расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека / О. Г. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62861/ (дата обращения: 30.03.2022).

    

    В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека. Проанализированы типичные ситуации совершения таких преступлений.

    • Ключевые слова: транспортное средство, смерть человека, дорожное движение, криминалистическая характеристика, нарушение правил.
    • Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения (далее — ПДД) и эксплуатацию транспортного средства, повлекших по неосторожности смерть человека, предусмотрена частью 3 статьи 264 УК РФ [1].
    • Криминалистическая характеристика, данного состава преступления, определяется исходя из того, что такое преступление является неумышленным.
    • Элементами криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП), повлекшего по неосторожности смерть человека, являются:
    • − обстановка, в связи с которой совершено ДТП;
    • − материальные следы, которые имеют типичный характер при преступлениях и происшествиях подобного вида;
    • − изучение личности совершившего преступление;
    • − причины, произошедшего ДТП.
    • При расследовании преступлений, предусмотренных ч.3 статьи 264 УК РФ, необходимо определить следующие обстоятельства:

    − что конкретно произошло (несчастный случай, преступление, стихийное бедствие, преступление совершено под воздействием непреодолимой силы и т. п.);

    1. − объективную сторону произошедшего;
    2. − виновность водителя, управлявшего транспортным средством на момент совершения ДТП;
    3. − причинно-следственную связь между нарушением ПДД и возникновением ДТП;
    4. − механизм ДТП;
    5. − наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств;
    6. − размер причиненного ущерба;
    7. − обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.
    8. С учетом сложившейся за многие годы практики расследования преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 264 УК РФ, выделяют следующие типичные ситуации совершения данных преступлений:

    − после произошедшего события водитель, его транспортное средство, а также потерпевшее лицо находятся на месте ДТП, либо отсутствуют на месте ДТП, при этом имеются достоверные сведения о факте ДТП, которое в последствии повлекло смерть человека.

    Подобные ситуации встречаются чаще всего, особенно когда в результате ДТП столкнулись два транспортных средства, и в одном из этих транспортных средств имеются пострадавши.

    Вне зависимости от того, каким образом было совершенно данное преступление, сотрудникам правоохранительных органов, необходимо незамедлительно зафиксировать место совершения преступления, путем составления протокола осмотра места происшествия.

    Необходимо также допросить всех свидетелей, лиц, которые непосредственно видели то, что произошло, провести освидетельствование водителей и пострадавших лиц (если таковые имеются), в срочном порядке вызвать скорую медицинскую помощь и в кратчайшие сроки назначить проведение судебной медицинской экспертизы, а также осмотр трупа [2].

    − потерпевшее лицо осталось на месте преступления, а водитель скрылся на транспортном средстве.

    В подобной ситуации, первоначально необходимо в ходе осмотра места происшествия установить время смерти потерпевшего лица. Из этого можно определить время совершения преступления. Место также определяется в зависимости от места нахождения трупа.

    Также следует максимально в сжатые сроки определить очевидцев, собрать всю возможную информацию о средствах видео и фото фиксации, с целью последующего изъятия содержащейся на носителях информации. Назначение и проведение трасологической экспертизы, поможет определить то, какое транспортное средство совершило наезд на лицо.

    Это поможет в кратчайшие сроки определить злоумышленника и задержать его [2].

    − потерпевший и транспортное средство находятся на месте преступления, а водитель транспортного средства отсутствует.

    В данном случае следует комбинировать следственные действия из первого и второго типичного случая. Помимо судебной медицинской экспертизы, экспертизы трупа, трасологической экспертизы, целесообразно провести дорожно-транспортную экспертизу.

    Практика расследования преступлений подобного рода показывает, чем своевременнее будет собран первичный материал, более детализирующий произошедшие события, тем быстрее будет задержан виновник ДТП и тем быстрее он будет привлечен к уголовной ответственности.

    Литература:

    О причинной связи между повреждением и смертью

    (Грицаенко П. П.) («Российский юридический журнал», 2010, N 1)

    О ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОВРЕЖДЕНИЕМ И СМЕРТЬЮ

    П. П. ГРИЦАЕНКО

    ——————————— По данному вопросу см. также: Авдеев М. И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. М., 1976; Бедрин Л. М., Литвак А. С. Построение и обоснование выводов при судебно-медицинской экспертизе трупа. Ставрополь, 1974; Вермель И. Г.

    К диалектико-материалистическому пониманию причин смерти // Научные труды по судебной медицине и судебной химии. Пермь, 1969; Он же. Вопросы теории судебно-медицинского заключения. М., 1979; Попов В. Л. Черепно-мозговая травма. М., 1988; Грицаенко П. П., Вишневский Г. А.

    Судебно-медицинская экспертиза. Екатеринбург, 2008; Касьянов М. И. Судебно-медицинская экспертиза в случаях скоропостижной смерти. М., 1956. С. 179 — 184; Солохин А. А., Свешников В. А., Дедюева Е. Ю., Сахно А. В.

    Проблема причинно-следственных отношений в практической судебной медицине // Судебно-медицинская экспертиза. 1984. N 1.

    • Грицаенко Петр Петрович — профессор кафедры правовой психологии и судебных экспертиз Уральской государственной юридической академии, судебно-медицинский эксперт высшей категории (Екатеринбург).
    • Автор на примерах из практики анализирует проблему установления причинной связи между повреждением и смертью человека.
    • Ключевые слова: повреждение, смерть человека, прямая причинная связь, косвенная причинная связь, причина смерти, эксперт, судебно-медицинская экспертиза.

    About causal relationship between damage and death P. P. Gritsaenko

    The author using practical examples analyzes the problem of causal relationship between damage and death ascertainment.

    Key words: damage, death, direct causal relationship, indirect causal relationship, expert, forensic medical (expert) examination.

    Если наступает смерть человека, получившего повреждения, то для установления ее причины обязательно проведение судебно-медицинской экспертизы. Смерть может быть обусловлена самим повреждением, случайными обстоятельствами, а может и не находиться в какой-либо причинной связи с полученным повреждением.

    В этих случаях судебно-медицинский эксперт обязан определить: 1) тяжесть вреда здоровью; 2) причину смерти; 3) наличие или отсутствие причинной связи между повреждением и смертью, указав характер этой связи. Нередко перед экспертом ставится вопрос о наличии прямой причинной связи между повреждениями, нанесенными потерпевшему, и его смертью.

    Решение этого вопроса, с одной стороны, требует уяснения понятия «прямая причинная связь», а с другой — предполагает косвенную (не прямую) причинную связь.

    В судебной практике установлению причинной связи повреждения со смертью придается большое значение, потому что человек может нести уголовную или гражданскую ответственность только при наличии прямой причинной связи между его действием (или бездействием) и наступившими последствиями. Отсутствие прямой причинной связи ответственность исключает.

    Таким образом, необходимо выяснить, закономерна эта связь либо носит случайный характер. Судебно-медицинский эксперт, определив тяжесть вреда здоровью, выявляет причину смерти, а также наличие и характер причинной связи между ней и повреждением. Смерть может наступить в результате причинения не только тяжкого вреда здоровью, но и вреда средней тяжести, и легкого.

    Установление указанной причинной связи крайне важно для правильной квалификации следователем и судом действий обвиняемого. Если повреждение стало основной причиной смерти, то независимо от того, наступила ли смерть непосредственно от самого причиненного повреждения или через вызванные им патологические процессы (кровопотерю, шок, эмболию, сепсис и т. д.

    ), между травмой и смертью существует прямая причинная связь. О косвенной причинной связи можно говорить в тех случаях, когда какое-то внешнее воздействие, не являясь причиной смерти и не определяя ее «специфику», выступает фактором, способствовавшим наступлению смерти в данных конкретных обстоятельствах.

    Допустим, человек получил перелом костей голени зимой в лесу, не сумел добраться до жилья и погиб от переохлаждения. Прямая причина смерти — переохлаждение. Перелом костей голени — косвенная причина, способствовавшая наступлению смерти от переохлаждения. Приведем еще ряд примеров из экспертной практики. 1. Ж. участвовал в лыжной эстафете.

    После завершения своего этапа в 5 км направился домой на лыжах, но по дороге внезапно упал и умер. При судебно-медицинском исследовании трупа установлена картина острой смерти, резко выраженный стенозирующий коронаросклероз (сужение сосудов, питающих мышцу сердца). Из экспертного заключения: «Смерть гр-на Ж.

    , 44 лет, наступила от ишемической болезни сердца, приведшей к острому нарушению коронарного кровообращения, т. е. к резкому нарушению кровоснабжения сердечной мышцы. Физическое перенапряжение, вызванное участием в лыжных соревнованиях, видимо, явилось фактором, спровоцировавшим развитие острого нарушения коронарного кровообращения».

    Вероятно, и в этом случае, если бы был поставлен вопрос о характере связи между физическим перенапряжением и смертью Ж., можно было бы говорить лишь о косвенной причинной связи. 2. Проникающее одиночное колото-резаное ранение груди с повреждением внутренней грудной артерии, в плевральной полости около 3 л крови.

    Проникающее ранение груди есть повреждение, опасное для жизни; смерть от кровопотери. Налицо прямая причинная связь между повреждением и смертью. Смерть наступила в результате нанесения пострадавшему тяжкого вреда здоровью. 3. Множественные переломы костей таза от сдавления автомашиной (переезд). Травматический шок тяжелой степени, закончившийся смертью.

    Повреждение, опасное для жизни, — тяжкий вред здоровью. Установлена прямая причинная связь между повреждением и смертью. Смерть последовала от причинения пострадавшему тяжкого вреда здоровью. 4. Загрязненная поверхностная рана мягких тканей стопы и смерть от столбняка. Повреждение само по себе может оцениваться как легкий вред здоровью либо вообще не подлежит оценке как вред здоровью.

    Причинная связь между повреждением и смертью существует, но она случайна. Смерть обусловлена непреднамеренным (случайным) внесением в рану инфекции. 5. У пожилого мужчины, получившего удар по лицу пряжкой от ремня, образовалась небольшая ушибленная рана в области левой брови. Войдя в дом, он присел на стул и тут же упал на пол.

    Вскрытие выявило гипертоническую болезнь и резко выраженный универсальный атеросклероз сосудов. Смерть наступила от острого расстройства сердечной деятельности. Причинной связи между повреждением и смертью нет. 6. В процессе ссоры мужчина получил удар кулаком по голове и умер на месте происшествия.

    При вскрытии обнаружены аневризма (выбухание истонченной сосудистой стенки) артерии сосудов головного мозга с ее разрывом и субарахноидальным кровоизлиянием, а также ограниченный кровоподтек в мягких покровах черепа.

    Эксперт определил повреждение как легкий вред здоровью, а причиной смерти назвал базальное субарахноидальное кровоизлияние, обусловленное разрывом аневризмы мозговой артерии в области основания мозга.

    Разрыв аневризмы вызван не механическим воздействием (ударом кулаком), а нарушением строения сосудистой стенки (аневризмы) на фоне повышения кровяного давления в связи с эмоциональным возбуждением и физическим напряжением, т. е. всей конфликтной ситуацией. Следовательно, прямой причинной связи между полученным повреждением и смертью нет (она случайная).

    При истинной черепно-мозговой травме причиной разрыва стенки здорового кровеносного сосуда в полости черепа может стать повреждение его острым осколком фрагмента кости (при переломе костей черепа). Но это уже травма, и здесь между повреждением и наступлением смерти имеется закономерная (прямая) причинная связь.

    Научно установлено, что для разрыва нормальной стенки кровеносного сосуда в полости черепа необходимо создать давление в 5 — 10 раз выше нормального артериального давления. Если за норму взять цифры 120/60 мм рт. ст. и умножить даже на 5, то мы получим цифру 600/300 мм рт. ст. Теория и практика медицины не знают таких физиологических механизмов или патологических состояний, при которых артериальное давление повышалось бы до подобных фантастических уровней. В то же время клиническая практика богата примерами, когда 1,5-2-кратного повышения артериального давления достаточно для того, чтобы у гипертоника развился гипертонический криз или инсульт. Для разрыва тонкостенной мешотчатой аневризмы может оказаться достаточным повышение давления и в меньшей степени. Потенциальная опасность разрыва сосудов увеличивается в пожилом возрасте в связи со снижением деформативной способности и прочности сосудов головного мозга. В этих случаях речь идет о разрыве неполноценных, патологически измененных сосудов. Разрыв же самой аневризмы может наступить при иных обстоятельствах — половом акте, затрудненном акте дефекации, алкогольном опьянении, стрессах. Последнее обстоятельство часто и совпадает по времени с развившейся конфликтной ситуацией. Люди, живущие с такой патологией, как правило, не знают о ней, так как она никак не проявляется клинически. Смерть же может наступить от других причин, а имеющаяся патология сосудов определяется лишь как секционная находка.

    ——————————————————————

    Дтп со смертельным исходом, статья ук рф

    Нередко ДТП имеет тяжелые последствия — гибель людей, но всегда ли все заканчивается тюрьмой? При таком исходе виновное лицо несет уголовную ответственность. Наказание при ДТП со смертельным исходом определяется Уголовным кодексом РФ.

    Важно! Только суд определит наличие или отсутствие отягчающих/смягчающих обстоятельств, а также изберет меру пресечения.

    Приговор определяется поведением участников ДТП на этапах:

    • место аварии;
    • уголовное расследование;
    • судебный процесс.

    Статья УК РФ

    Статья 264 УК РФ определяет различные санкции за совершение ДТП с летальным исходом. Обязательным условием при этом является установление судом причинно-следственной связи между случившимся происшествием и смертью человека.

    Гибель одного потерпевшего по вине водителя может повлечь наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет или принудительные работы сроком до 4 лет.

    Может применяться также дополнительная мера — лишение прав на 3 года, а при управлении автомобилем в нетрезвом виде срок тюрьмы увеличен до 7 лет с лишением ВУ на тот же срок.

    Если погибло 2 и более человек, прав лишат на 3 года, свободы — на 5 лет, принудительные работы могут назначить сроком до 5 лет. Если водитель при аварии был в состоянии алкогольного опьянения, срок тюрьмы увеличивается до 9 лет.

    Важно! Максимальные сроки наказания, указанные в санкции ст.264 УК РФ, не могут превышаться судом при вынесении решения. Виновника ждет лишение свободы и лишение ВУ.

    Причины ДТП с летальным исходом

    Чаще всего тягчайшие последствия имеют аварии, происшедшие вследствие:

    • вождения в нетрезвом состоянии;
    • нарушений правил проезда перекрестков;
    • выезда на встречную полосу;
    • превышения скорости;
    • некорректного выполнения маневров.

    При расследовании причин аварии, повлекшей смерть потерпевших, тщательно изучается место ДТП, автомобили-участники. Составляется схема ДТП и протокол осмотра места аварии.

    Наказание

    В судебном процессе исход дела во многом зависит от опытности адвоката. Поскольку не установлен нижний предел кары за это преступление, знающий предмет адвокат сможет максимально снизить меру наказания, используя смягчающие обстоятельства или вовсе помочь обвиняемому полностью избежать наказания.

    Ответственность за ДТП со смертельным исходом напрямую зависит от действий водителя на месте происшествия. Бездействие участника ДТП преступно. Не покидайте место аварии, это категорически запрещено и водитель может понести административную ответственность.

    Важно! Помните, после аварии сразу необходимо включить аварийную сигнализацию и вызвать скорую помощь, ГИБДД, выполнить свои обязанности по оказанию помощи пострадавшим, записать сведения о свидетелях.

    Что грозит виновнику

    Варианты наказания за совершение аварии, окончившейся смертью, различны. Уголовно наказуемым нарушение ПДД считается только тогда, когда в результате аварии:

    • никто не выжил;
    • ее участниками получены травмы средней и тяжелой степени.

    Важно! При аварии с летальным исходом водитель привлекается именно к уголовной ответственности. Административным проступком ДТП со смертельным исходом не считается. Смерть пострадавшего должна быть вызвана при этом столкновением. Если в действиях водителя найдут умысел, они квалифицируются как убийство, а машина будет считаться орудием преступления.

    Случается, что врачи при первичном осмотре участников аварии не выявляют существенных повреждений, но некоторые из потерпевших на следующий день умирают. А также случается, что пострадавшие умирают в аварии не от травм, а от сердечного приступа, случившегося за некоторое время до причинения серьезных телесных повреждений.

    Важно! Причину смерти и степень тяжести травм невозможно установить на месте аварии, поэтому для установления причинно-следственной связи последствий аварии с происшествием назначается судебно-медицинская экспертиза.

    Ответственность

    Если водитель оставил место аварии, ему грозит:

    • административный арест;
    • административный штраф;
    • лишение прав.

    Если водитель оставил место ДТП с летальным исходом, его будут искать как лицо, совершившего уголовно наказуемое деяние, и в таком случае виновного ждет суровое наказание. Если в результате аварии причинены травмы различной степени тяжести, а затем пострадавший умер, виновника привлекут к уголовной ответственности.

    Важно: Никогда не перемещайте предметы на месте аварии, оказывайте помощь пострадавшим.

    Смягчение наказания

    Наказание виновнику ДТП со смертельным исходом можно смягчить, если грамотно выработать стратегию защиты. Опытный адвокат, представляющий интересы виновника, сможет максимально использовать правовые инструменты — обосновать смягчающие обстоятельства:

    • воспитание виновным малолетних детей;
    • водитель является опекуном человека, которому нужен уход;
    • незначительность нарушения ПДД;
    • наличие беременности;
    • совершение нарушения ПДД впервые;
    • оказание помощи пострадавшему.

    Важно! Российское законодательство позволяет избежать ответственности путем примирения с родственниками погибшего (ст. 76 УК РФ). С ними можно договориться о компенсации ущерба и получить освобождение от уголовной ответственности.

    Если с родственниками погибшего договориться не удастся, виновник получит судимость, а мера наказания будет определена судом с учетом множества тонкостей. Роль защитника состоит в том, чтобы на протяжении каждого этапа уголовного разбирательства достигать смягчения наказания подзащитного.

    Когда можно использовать примирение с родственниками погибшего?

    Если водитель совершил ДТП, в результате чего погиб человек, и не хочет нести наказание в виде лишения свободы, можно примириться с родными погибшего. При этом обязательно условие: отсутствие у виновного судимости любой степени тяжести. Размер компенсации, который могут попросить родственники погибшего, полностью зависит от их желания.

    От чего зависит уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом?

    Для назначения наказания необходимо наличие доказательств, подтверждающих факт действия с признаками преступления. Срок уголовного наказания зависит от:

    • выводов судмедэксперта;
    • тяжести причиненного вреда;
    • характеристики обвиняемого;
    • наличия отягчающих или смягчающих факторов.

    Важно! Если водитель виноват в ДТП, причинившем вред здоровью пассажирам другого ТС, он отвечает также за все тяжкие последствия случившегося с ними. Для привлечения виновного к ответственности за причинение травмы пешеходу достаточно установить нарушение водителем ПДД.

    Если наезд на пешехода был совершен при превышении скорости, ограниченной дорожными знаками, водитель отвечает за необеспечение контроля безопасности движения машины.

    Как правильно сослаться на «независящие обстоятельства»?

    Заявить суду о том, что «случайно задавили человека» можно, но это неэффективно. Факторами, которые можно использовать в качестве аргументов «случайности», являются:

    • плохая освещенность дороги;
    • неблагоприятные погодные условия;
    • гололедица, и т.д.

    Что делать, если возбуждено уголовное дело по ДТП со смертельным исходом?

    Искать хорошего адвоката! Иногда пешеходы виноваты в авариях с летальным исходом. Меру ответственности в любом случае устанавливает суд при рассмотрении с привлечением сторон обвинения и защиты, исходя из материалов уголовного дела.

    Свяжитесь с нашими квалифицированными юристами еще на стадии досудебного следствия, когда идет сбор доказательств. Они успеют изучить и проанализировать дело, помогут собрать доказательства невиновности водителя, чтобы прекратить уголовное дело.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

    Получить бесплатную консультацию

    Проверка сообщений о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

    В продолжение темы рассмотрения сообщения о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в качестве одной из версий следует учитывать возможность нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения при пересечении железнодорожного переезда.

    В данном случае следователь СК России, как и при получении информации о совершении преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, выезжает на место происшествия и принимает меры по установлению событий случившегося.

    Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») производят следователи органов внутренних дел Российской Федерации.

    При этом в практической деятельности нередко встречаются случаи, когда субъектом указанного преступления становятся специальные субъекты, перечисленные в п. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст.

    151 УПК РФ и уголовное дело впоследствии изымается из производства следователя органов внутренних и передается следователю СК России для осуществления дальнейшего предварительного следствия.

    Причиной передачи уголовных дел рассматриваемой категории из одного ведомства в другое является и крайне неудовлетворительное качество рассмотрения следователями органов внутренних дел сообщений о преступлении по факту нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения.

    В связи с чем прокурор вправе в соответствии с п. 12 ч. 2 ст.

    38 УПК РФ изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю СК России.

    Данный факт подтверждается и официальной статистикой. Так, ежегодно в Вестнике СК России уделяется отдельное внимание данным о количестве уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, направленных следователями СК России в суд.

    Так, в 2012 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 11 563 нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного, двух или более лиц, в 2013 г. данный показатель составил 10 875 ’.

    Низкое качество расследования уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории обусловлено отсутствием специальных знаний у следователей в области установления обстоятельств совершенного противоправного деяния, причинно-следственной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями, а соответственно и преступности совершенного деяния, что свидетельствует о неполноте проведенной доследствен- ной проверки по поступившему сообщению.

    Так, П. по просьбе заведующего складом Т. решил с помощью автомобиля подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. С помощью бревна, которое держали грузчики В. и Ф.

    , он, подавая назад автомашину, пытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю и кузовом автомобиля, который продолжал движение, грузчик В. был прижат к вагону.

    От полученных повреждений он скончался.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, изменяя судебные решения, которым П. был осужден по ст. 264 УК, в определении указала, что смерть потерпевшего наступила не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, а из-за несоблюдения правил техники безопасности в процессе выполнения работ, не являющихся транспортными.

    По другому делу действия тракториста, совершившего наезд на потерпевшего, суд необоснованно квалифицировал как неосторожное убийство. К. решил выехать на тракторе с места его стоянки через лежащие хлысты.

    Проехав несколько метров, трактор соскользнул с них, зацепился за бревна рамой и стал буксовать. Чтобы съехать с хлыстов, К. предложил брату В. подложить под гусеницы кряжи. Когда В. стал подкладывать кряж под левую гусеницу, К. включил заднюю передачу, чтобы подать трактор назад. В.

    стал подталкивать ногой кряж, и в этот момент его ноги затянуло под гусеницу. От полученных телесных повреждений потерпевший скончался[1] [2].

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяя все состоявшиеся по делу судебные решения, исходила из того, что имело место транспортное преступление, а не преступление против личности. При новом рассмотрении дела К. осужден по

    ст. 264 УК РФ.

    • На основании изложенного является целесообразным в рамках пособия изложение алгоритма выполнения следователем следственных и процессуальных действий по сообщению о преступлении, связанном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
    • Рассмотрим некоторые особенности доследственной проверки обозначенной нами версии о нарушении водителем транспортного средства правил дорожного движения при пересечении железнодорожного переезда.
    • Наиболее типичные следственные ситуации, возникающие в данном случае:
    • • машинист поездного состава и водитель транспортного средства находятся на месте происшествия;
    • • машинист и водитель находятся на месте, но есть основания полагать, что обстановка места происшествия была видоизменена специально или случайно участниками происшествия или третьими лицами;
    • • местонахождение водителя не установлено, водитель госпитализирован или наступила смерть последнего;
    • • транспортное средство отсутствует на месте происшествия: водитель скрылся на транспортном средстве или оно было эвакуировано спецслужбами в целях восстановления железнодорожного сообщения и движения иных транспортных средств.

    Наиболее благоприятной является первая ситуация. В данном случае первоначальные следственные действия, проведенные на месте происшествия, позволяют следователю собрать наиболее достоверную информацию о происшедшем событии и сделать соответствующие выводы о преступности или неприступности деяния участников.

    В остальных случаях органы следствия обладают ограниченной (в зависимости от описанных ситуаций) информацией о времени совершения преступления, о возможных границах места происшествия, об участниках происшествия, о количестве потерпевших. Объем полученной первоначальной информации служит основой планирования расследования, определяет последовательность действий следователя, степень его взаимодействия с другими службами.

    1. Алгоритм рассмотрения сообщения о происшествии с участием транспортного средства на железнодорожном переезде определяется специфическим местом происшествия (особенности осмотра которого, а также проведения иных следственных и процессуальных действий рассмотрены выше) и наличием транспортного средства в виде автомобиля, трамвая либо другого механического транспортного средства (троллейбуса, трактора и иных самоходных машин, мотоциклов и иных механических транспортных средств[3]).
    2. Рассмотрим особенности проведения доследственной проверки по сообщению о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации перечисленных транспортных средств.
    3. Следует различать дорожно-транспортное происшествие и дорожно-транспортное преступление, последнее наступает в случае наступления неосторожного деяния, повлекшего наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти двух или более лиц.

    При квалификации действий участников дорожно-транспортного происшествия следователю необходимо обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 (в ред.

    от 23 декабря 2010 г.

    ) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»[4].

    Так, если перечисленные общественно опасные последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, субъект преступления достиг 16-летнего возраста, то возможно говорить о совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

    Субъектом преступления в соответствии с п. 1.

    2 Правил дорожного движения Российской Федерации[5] (далее — Правила) может являться не только водитель, сдавший экзамены на право управления соответствующим видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

    Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст.

    264 УК РФ последствия при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ, особенности рассмотрения сообщений о которых изложены в главах пособия.

    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    2 × 2 =