Приватизация недвижимого имущества


ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Приватизация представляет собой процесс перехода (передачи, продажи) государственного имущества в собственность физических и юридических лиц.

Основными целями приватизации являются:

  • ? повышение эффективности деятельности предприятий и жизненного уровня людей;
  • ? формирование широкого слоя частных собственников;
  • ? социальная защита населения и нрав акционера;
  • ? привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
  • ? создание конкурентной среды в народном хозяйстве;
  • ? содействие финансовой стабилизации в стране;
  • ? освобождение государства от содержания убыточных предприятий;
  • ? обеспечение экономической независимости и социальной стабильности;
  • ? стимулирование высокопроизводительного груда, предпринимательской деятельности.

Приватизация государственного имущества в России должна осуществляться на следующих принципах:

  • ? сочетание платной и бесплатной передачи имущества работникам предприятий и всему населению;
  • ? сочетание обязательной приватизации с инициативой юридических и физических лиц;
  • ? верховенство закона, недопущение коррупции и злоупотреблений;
  • ? создание материальной заинтересованности в результатах приватизации для разных социальных групп;
  • ? согласование интересов непосредственных участников процесса приватизации;
  • ? добровольность приватизации;
  • ? равенство прав граждан на получение доли государственной собственности;
  • ? этапность и многообразие подходов;
  • ? упреждение необоснованной концентрации собственности в руках немногих лиц;
  • ? открытость, государственный и общественный контроль за ходом приватизации;
  • ? ускорение, сжатие сроков приватизации;
  • ? недопустимость реприватизации — восстановления прав прежних собственников.

В процессе приватизации государственного имущества участвуют четыре группы субъектов.

  • 1) покупатели (физические лица; юридические лица; члены трудового коллектива предприятия; доверенные лица);
  • 2) продавцы (Мингосимущество и его территориальные агентства, российский Федеральный фонд имущества и назначенные им представители);
  • 3) государственные органы (министерства и ведомства; Мингосимущество и его территориальные органы; антимонопольный комитет и др.);
  • 4) профессиональные организации, оказывающие услуги по проведению торгов (инвестиционные фонды, коммерческие банки, консультационные фирмы, эксперты).
Рекомендуем!  Право на бесплатную приватизацию

В зависимости от специфических условий функционирования предприятий (Федеральный закон от 23 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в ред. от 05.08.2000) применяются различные способы приватизации недвижимого имущества: преобразование унитарных предприятий в ОАО со 100% акций в государственной собственности; продажа предприятия как имущественного комплекса или более 50% акций па коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; внесение имущества в виде вклада в уставный капитал хозяйственных обществ; продажа акций па специализированном аукционе; продажа имущества на аукционе; продажа акций работникам предприятий; выкуп арендованного имущества.

Решения о выборе способа приватизации принимают соответствующие органы исполнительной власти или органы по управлению государственным имуществом.

Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрен главой 3 Закона о приватизации 2001 г. С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединой задачи: выбор имущества, подлежащего продаже, и определение организационной схемы, по которой конкретное имущество переходит в собственность физических и юридических лиц.

По мнению Попондопуло В.Ф. порядок приватизации включает ряд этапов, в частности принятие решения об условиях приватизации, заключение соответствующего договора и его исполнение. Рассмотрим эти этапы более подробно.

1. Решение об условиях приватизации принимается Правительством РФ в соответствии с Прогнозным планом приватизации согласно ст. 14 Закона о приватизации 2001 г. Прогнозный план приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. Решения об условиях приватизации федерального имущества можно рассматривать как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. На основе решения об условиях приватизации публикуется информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества (См.: Приложение №2), не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи имущества, если иное не предусмотрено Законом о приватизации 2001 г.

Начальной стадией приватизации является подача покупателями необходимых документов.

Согласно ст. 16 Закона о приватизации 2001 г., претенденты представляют следующие документы:

платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом случаях;

документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.

Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:

нотариально заверенные копии учредительных документов;

решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);

сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;

иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом;

опись представленных документов.

Далее порядок приватизации определяется в соответствии с правилами о реализации того или иного способа приватизации. Статья 13 Закона о приватизации 2001 г. закрепляет закрытый перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества:

преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

.продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Закрытость перечня означает, что, кроме этих способов, государственное и муниципальное имущество не может перейти в собственность физических и юридических лиц ни на каком другом основании.

Однако судебная практика иногда исходит из того, что перечень позволяет последовательное применение различных способов приватизации. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23 августа 2005 г. №А17-3896/5-2004 арбитражный суд кассационной инстанции посчитал правомерным преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество одновременно с последующей передачей полного пакета акций в уставный капитал другого открытого акционерного общества. ФАС Московской области по делу №КГ-А40/6492-05 признал правомерным использование этих двух способов приватизации при условии, что второй способ применяется для части акций, оставшихся в государственной собственности, после окончания сроков для проведения преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Правовые последствия в двух вроде бы похожих случаях абсолютно разные. Так, с учетом возмездности отчуждения государственного имущества при приватизации, во втором случае после преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество 80% акций были проданы, т.е. имущество перешло из государственной в иные виды собственности за плату. Государство в процессе приватизации получило за имущество денежные средства.

В первом же случае, когда орган местного самоуправления принимает решение о приватизации муниципального унитарного предприятия и последующем распоряжении акциями, возмездность отчуждения выглядит очень призрачной. Муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении у муниципального унитарного предприятия на основании такого решения, переходит в качестве уставного капитала в открытое акционерное общество. Имущество становится собственностью открытого акционерного общества, а 100% акций акционерного общества принадлежат муниципальному образованию. 100% акций созданного общества вносятся в качестве вклада в уставный капитал (в размере 49%) подлежащего будущему созданию открытого акционерного общества совместно с другим юридическим лицом.

Это означает, что имущество, управляемое муниципалитетом, переходит под управление юридического лица, где муниципалитет не будет иметь права решающего голоса при принятии решений относительно использования имущества.

Данная цепочка действий не содержит основного важного показателя приватизации возмездности отчуждения имущества. При осуществлении этой цепочки муниципалитет не получает за отчуждение имущества никаких денежных средств. Получение же дивидендов от прибыли, а также их размер зависят от эффективности использования имущества в предпринимательской деятельности, на что муниципалитет при наличии 49% акций влиять не сможет.

На практике передача имущества зависит от органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по передаче имущества. Унитарному предприятию, подлежащему приватизации, передается имущество, которое не соответствует целям деятельности предприятия, или в объемах, которые предприятие использовать не имеет возможности. Кроме того, передача государственного имущества унитарному предприятию, уже внесенному в план приватизации, также вызывает сомнения в чистоте сделки.

Таким образом, ст. 11 Закона о приватизации 2001 г. должна содержать ограничения по передаче государственного и муниципального имущества унитарному предприятию после внесения его в прогнозный план приватизации.

2. Второй этап заключение соответствующего договора, где продавец независимо от избранного способа приватизации заключает с покупателем договор купли-продажи. При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

По мнению Д.В. Пяткова, решения об утверждении условий приватизации также следует относить к сделкам. Сделка должна быть односторонней, поскольку исходит только от полномочных органов государства или муниципальных образований и «устанавливает (изменяет, прекращает) известное конкретное правоотношение». Данная точка зрения находит поддержку и в арбитражной практике.

Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал верными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что «план приватизации в части включения в уставный капитал истца объектов социально-культурного назначения, к которым относится здание детского сада», является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ. По мнению же О.Н.

Садикова, утвержденный план приватизации является тем административным актом, который порождает право требовать заключения договора купли-продажи приватизируемого объекта (сделки приватизации).

Понятие «сделка приватизации» употребляется и в п. 10 ст. 15 Закона о приватизации 2001 г. Согласно этому пункту информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети «Интернет» в течение 30 дней со дня совершения указанных сделок.

3. На заключительном этапе исполнения, момент оплаты товара предопределяется сущностью договорного обязательства и способом оплаты товара, избранным сторонами. Согласно п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

ГК РФ предусматривает следующие варианты оплаты приобретаемого покупателем государственного или муниципального имущества:

в рассрочку на срок не более одного года. При этом возможность предоставления рассрочки предусматривается только в одном случае при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Рассрочка платежа является мерой стимулирования покупателя для приобретения государственного или муниципального имущества, которое не было востребовано при отчуждении в соответствии со ст. ст. 18-20 Закона о приватизации 2001 г., а затем в соответствии со ст. 23 указанного закона.

О рассрочке принимается решение, в котором указываются: сроки предоставления рассрочки; порядок внесения платежей. За покупателем закрепляется право на досрочную оплату приватизируемого имущества. При предоставлении рассрочки не действует правило п. 3 ст.

32 Закона о приватизации 2001 г., которое предусматривает переход покупателю права собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество после полной его оплаты. Право собственности переходит в установленном законом порядке:

для движимого имущества с момента передачи имущества. В силу абз. 2 п. 5 Закона о приватизации 2001 г. передача покупателю приобретенного в рассрочку имущества осуществляется не позднее чем через 30 дней с даты заключения договора;

для недвижимого имущества с момента государственной регистрации перехода права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Однако, в любом случае передача как движимого, так и недвижимого имущества должна быть осуществлена в течение 30 дней с момента заключения договора. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты имущество признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате приобретенного государственного или муниципального имущества.

Таким образом, процесс приватизации включает ряд этапов, в частности принятие решения об условиях приватизации, заключение соответствующего договора и его исполнение, которые выступают в качестве юридических фактов. Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений собственности в процессе приватизации необходим юридический состав, который носит комплексный характер и включает как административные правоотношения (принятие государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта; составление и утверждение плана приватизации), так и гражданские правоотношения (заключение с приобретателем приватизируемого имущества договора)». Поэтому, порядок приватизации государственного и муниципального имущества можно определить как нормативно закрепленная система организационно-правовых мероприятий, направленных на отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц, а также действий, связанных с обязательствами субъектов приватизационных отношений, возникающими в связи с приобретением государственного и муниципального имущества и до перехода к ним права собственности на такое имущество.

Правила приватизации недвижимого имущества

Приватизация недвижимого имущества представляет собой процедуру добровольного и безвозмездного получения гражданами в собственность занимаемого жилого помещения, которое, в свою очередь, находится в муниципальном или государственном фонде.

Данное право может вступить в силу только один раз. Приватизированную жилплощадь можно приобретать и продавать, обменивать на другое, сдавать в аренду или предоставлять в дар. Стоит отметить, что при ликвидации старого жилья государство предоставляет гражданам новое, которое располагается в том же регионе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Право на приватизацию помещений муниципального фонда могут получить только граждане РФ. Для осуществления процедуры лицо должно получить непосредственное согласие всех граждан, имеющих регистрацию в данном помещении. Все собранные документы должны быть заверены в нотариальном порядке и предоставлены для оформления специального договора.

Позиция закона

Действующее федеральное законодательство, регламентирующее процедуру приватизации помещений (Указ Президента РФ от 22 июля 1994 года), устанавливается то, что под данные рамки попадают следующие виды недвижимого имущества:

  • переданные по арендному договору объекты нежилого фонда;
  • земельные участки кроме тех, которые не могут быть приватизированы в соответствии с положениями законодательства РФ – на данных участках должны располагаться предприятия, другие объекты, находящиеся в частной собственности физических или юридических лиц, а также объекты, сдаваемые в аренду;
  • неиспользуемые здания, строения или помещения вместе с земельными участками, на которых расположены данные объекты недвижимости;
  • земельные участки, которые предоставляются гражданам для осуществления предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что под процедуру приватизации не может попадать недвижимость, имеющая культурное или историческое значение для региона и страны в целом. Также под ограничения попадают здания, занимаемые муниципальными или государственными властями, органами самоуправления и высшими судебными инстанциями.

Исторические и культурные государственные объекты могут быть приватизированы только на определенных основаниях. Лицо или организация, совершающие данную процедуру, должны учитывать обязательные условия содержания помещений в надлежащем состоянии.

Реализация неиспользуемых объектов нежилого фонда, включая те, которые предназначены для дальнейшей реконструкции, может быть осуществлена только в рамках открытых аукционов, проводимых в соответствии с действующим федеральным законодательством. Продажа иных жилых помещений на публичных торгах не допускается.

Непосредственные владельцы приватизированных муниципальных предприятий получают особое право на приобретение, на основании своего выбора, занимаемых земельных участков. В некоторых случаях может быть оформлена не полноправная покупка, а долгосрочная аренда.

Необходимые документы

Для приватизации недвижимости заинтересованное лицо должно предоставить следующие документы:

  • копии гражданских паспортов всех проживаемых в помещении лиц – для граждан младше 14 лет необходимо предоставить свидетельство о рождении;
  • выписки из домовой книги;
  • соглашение о социальном найме со специальной выпиской, подтверждающей заключение данного договора;
  • подробные план всех этажей помещения;
  • справка, подтверждающая оплату государственной пошлины в полном размере;
  • выписка из домовой книги, если несовершеннолетнее лицо меняет место своего фактического проживания – данная справка должна быть предоставлена только в тех случаях, когда ребенок был снят с учета до начала приватизации, но все еще числится в домовой книге по предыдущему адресу.

Стоит отметить, что итоговый список документации может изменяться, поэтому каждому заинтересованному лицу рекомендуется обратиться в территориальное управление приватизации за уточнением перечня

При планировании участия в приватизационном процессе следует узнать, сколько раз можно участвовать в приватизации жилья.

Как происходит признание права собственности на квартиру в порядке приватизации, читайте тут.

Методика приватизации недвижимого имущества

Методика приватизации муниципальных и государственных помещений регламентируется статьей 13 соответствующего Закона.

Способы осуществления процедуры заключаются в следующем:

  • изменение унитарного предприятия в организацию по формату открытого акционерного общества;
  • изменение организации в ООО;
  • продажа муниципального имущества на публичных торгах;
  • продажа акций и других ценных бумаг акционерных обществ на публичных торгах;
  • продажа имущества на конкурсной основе;
  • реализация акций государственных организаций за пределами Российской Федерации;
  • реализация акций через торгового организатора;
  • продажа государственного имущества в формате публичного предложения;
  • продажа имущества без объявления стоимости;
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал определенной организации;
  • продажа акций ОАО по доверительному управлению.

Стоит отметить, что изменение формы унитарного предприятия осуществляется с возможностью применения вето в процессе принятия важного решения на собрании общества. Приватизация жилплощади муниципального и государственного фонда может быть осуществлена только на основе законодательных и иных нормативных актов.

Допустимые объекты

Государственное

Государственная приватизация недвижимого имущества регулируется специальным Законом. Помимо основного федерального законодательства регулирование правового характера данной процедуры может быть осуществлено подзаконными актами. Правовые нормы в рамках приватизации могут быть разделены на две основные группы: в общую и особенную.

Общая часть включает в себя четы нормативных правовых блока, которые служат в качестве предпосылки перевода процедуры приватизации в реальную плоскость. Первый блок включает в себя основные процедурные принципы. Во втором определяется фактический статус субъектов, которым доверена приватизация.

Третий блок является определяющим при составлении перечня лиц, выступающих в качестве покупателей муниципального жилья. Последний блок содержит в себе актуальную классификацию объектов недвижимости по возможности их приватизации.

Что касается второй группы, то она включает в себя моменты, непосредственно связанные с процедурной динамикой процесса, которая выражается в стадиях приватизации.

Без земельного участка

Стоит отметить, что приватизация недвижимости без земельного участка невозможна. Все соответствующие сделки по отчуждению зданий без земли признаются ничтожными. Данное положение регламентируется особенностями специального постановления Президиума РФ от 23 марта 2010 года.

Предпринимателями

Представители малого и среднего предпринимательства могут использовать преимущественное право на покупку соответствующего имущества. Сумма поступлений в муниципальный или федеральный бюджет в рамках покупки недвижимости должна составлять цену, равную рыночной стоимости помещений, которая определяется при участии независимых экспертов.

Данное преимущественное право может быть осуществлено в следующих случаях:

  • если арендуемое предпринимателями имущество находилось во временном владении в течение, как минимум, двух лет с 1 июля 2013 года;
  • если у заинтересованного лица отсутствует задолженность по арендному договору на данные помещения, а также штрафы и пени – проверить наличие долговых обязательств можно на официальном сайте территориального департамента имущества;
  • если имущество, находящееся в аренде, не было включено в список государственных или муниципальных помещений, которые были предназначены для передачи в собственность субъектам малого или среднего бизнеса.

Стоит отметить, что данная услуга по приватизации предоставляется на безвозмездных основаниях. Подача соответствующего заявления должна быть осуществлена в городском Департаменте имущества каждого конкретного населенного пункта или региона.

Муниципальное жильё

В рамках процедуры приватизации муниципального жилого помещения заинтересованное лицо должно получить согласие от всех граждан, проживающих в рамках данной жилплощади. В некоторых случаях согласие должно быть оформлено в документальном порядке. После получения одобрения может быть начата непосредственная процедура оформления.

Лицо должно лично посетить территориальный отдел, отвечающий за приватизацию жилых помещений, и получить пакет документации, который должен быть в дальнейшем предоставлен для заключения соответствующего договора.

Стоит отметить, что список необходимых бумаг может быть изменен, в зависимости от конкретной ситуации

Однако, в большинстве случаев, заинтересованное лицо должно собрать следующие справки и уведомления:

  • техническое описание жилого помещения;
  • выписка из домовой книги и с лицевого счета в финансовых организациях;
  • соглашение о социальном найме;
  • специальный ордер.

Помимо прочего, все зарегистрированные в помещении граждане должны предоставить документы для удостоверения личности. При оформлении процедуры приватизации важно заблаговременно решить, в каком формате будет осуществлена операция — приватизация может быть в личную или долевую собственность.

В первом случае в качестве фактического собственника будет выступать одно конкретное лицо, а во втором – несколько граждан. Если одно из зарегистрированных лиц отказывается принимать участие в процедуре, то оно может составить официальный отказ.

Подсчёт суммы поступлений и налогов

В соответствии с действующим налоговым законодательством не могут подлежать налогообложению следующие доходы физических лиц:

  • получаемые от продажи жилых помещений;
  • от продажи земельных участков;
  • от реализации долей в имуществе, которые находятся в непосредственной собственности налогоплательщика;
  • от продажи приватизированных жилых помещений.

Стоит отметить, что НДФЛ может не оплачиваться только после истечения трех лет с момента непосредственной покупки жилья.

Закон 2020 года, а точнее поправки к ФЗ №382 от 29 ноября 29 ноября 2020 года, предусматривает ввод новой статьи 217.1. Она раскрывает все положения, при которых физическое лицо может быть освобождено от налогов на продажу недвижимости.

Было внесено два новых положения в Закон. В первом случае подлежит изменению предельный срок владения недвижимым имуществом, после истечения которого доходы от продажи не будут облагаться налогами. Данный срок может дифференцироваться в зависимости от разных категорий владельцев недвижимости.

Во втором случае, при определении общей суммы доходов от продажи помещений, начинает учитываться кадастровая стоимость недвижимости. Это говорит о том, что в договоре купли-продажи указание формальной суммы теперь становится невозможным.

Наделяя кого-либо полномочиями по проведению приватизации жилья, стоит ознакомиться с образцом доверенности на приватизацию квартиры.

Куда следует подавать заявление на приватизацию квартиры, можно узнать отсюда.

С последними новостями в сфере приватизации квартир можно ознакомиться по ссылке.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  • Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  • Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53
  • ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Приватизация государственного и муниципального имущества

    Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

    Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

    Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

    Понятие и функции приватизации

    О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

    Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

    Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

    Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

    Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

    Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

    Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

    Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

    Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

    • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
    • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
    • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

    Приоритет законодательства о приватизации

    Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

    Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

    Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

    Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

    Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

    Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

    Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

    Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

    Начало отечественной приватизации

    Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

    Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

    • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
    • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
    • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
    • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

    Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

    Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

    Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

    • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
    • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
    • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
    • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
    • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

    Автор статьи

    Кузнецов Федор Николаевич

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Приватизация недвижимого имущества

    Приватизация недвижимого имущества представляет собой переход такого имущества из государственной собственность в частную. Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (приватизация государственного и муниципального имущества), имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

    Достаточно распространенной в настоящее время ситуацией является, например, приватизация квартир военнослужащими.

    Как следует из постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

    Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    пять × пять =