Аджастер — кто это, чем занимается, его права и обязанности


Аджастер — кто это, чем занимается, его права и обязанности

Основу инфраструктуры страхового рынка составляют такие субъекты страхового рынка, как аварийные комиссары, аджастеры, сюрвейеры, диспашеры, актуарии, страховые аудиторы, специализированные и многопрофильные консультанты.

От того, насколько эффективно и качественно ведётся урегулирование убытков, зависит, придут ли клиенты в страховую компанию повторно и будут ли они рекомендовать страховую компанию своим партнёрам, поэтому руководству страховой компании необходимо постоянно совершенствовать собственные стандарты урегулирования убытков. Кроме того, оптимизация урегулирования убытков — внутренний резерв увеличения прибыльности страховой компании.

Кто есть кто?

Термин «аджастер» пришёл к нам из США и Великобритании, означает он независимого специалиста по урегулированию претензий страхователя на возмещение убытков в связи со страховым случаем.

В США Национальная ассоциация независимых страховых аджастеров (National Association of Independent Insurance Adjusters) была создана в 1937 году.

В Великобритании этот термин вошёл в широкое употребление в 1941 году, когда была основана Ассоциация аджастеров огневых рисков.

В принципе аджастерами можно назвать не только тех, кто берёт на себя урегулирование убытка на стороне слабого страхователя, но и тех, кто вообще занимается процессом урегулирования убытков. Так можно назвать специалиста по урегулированию, работающего даже в штате страховой компании. Так что лучше сразу оговориться, что существуют три типа специалистов-аджастеров.

Первый — это специалисты по урегулированию убытков, которые состоят в штате страховщика; второй — лосс-аджастеры — независимые специалисты по урегулированию убытков, которые работают с юридическими лицами, занимаются урегулированием крупных убытков и часто при этом выступают и действуют на стороне страховой компании; третий — паблик-аджастеры — работают с физическими лицами и при урегулировании защищают интересы страхователей.

Сложившаяся мировая практика показывает, что в случае повреждения имущества в урегулировании соответствующего события могут участвовать следующие субъекты страхового рынка:

  • страховщик и страхователь;
  • брокер;
  • аварийный комиссар (агент);
  • сюрвейер;
  • аджастер.

Обязанности каждого из вовлечённых в этот процесс участников определены как официально закреплёнными законодательными положениями, так и сложившейся практикой и неписаными правилами. Последние три категории специалистов, перечисленных выше, часто называют независимыми страховыми экспертами.

Вначале приведём определения, которые используются на всех развитых рынках страхования1:

 — Average agent (аварийный комиссар (агент)) — квалифицированный эксперт, который является представителем страховщика в морских портах. Также часто его называют морским сюрвейером.

В практике стран СНГ аварийными комиссарами называют специалистов страховых компаний или сервисных компаний, которые выезжают на место дорожно-транспортного происшествия или помогают страхователю собирать документы для оформления претензии.

 — Adjuster (дословно — «урегулировщик споров») — специалист страховой компании, который должен установить, является ли наступивший случай страховым и каков размер ущерба.

В случае нанесения крупного ущерба или возникновения спорного вопроса, по которому возможно судебное разбирательство, привлекается независимый эксперт (Loss Adjuster — в США, Claim Adjuster — в Канаде).

В наших страховых компаниях такие специалисты находятся в штате отдела урегулирования убытков только по автострахованию. Они во многих случаях проходят соответствующую подготовку и получают сертификат аварийного комиссара, а иногда и оценщика.

  •  — Surveyer (дословно — «инспектор») — специалист, который производит осмотры объектов перед принятием их на страхование и выясняет причины наступления страховых событий. Услуги сюрвейеров чаще применяются в морском страховании, при страховании
  • имущества, строительно-монтажных рисков, а также сельскохозяйственных рисков.
  • —————————-

1 Insurance Market Supervision Report, 2005 (www.cnb.cz/www.cnb.cz/en/financial_market_supervision/insurance/annual_re-ports/);

Association of Czech Insurance Brokers. Annual Report, 2005 (http://www.acpm.cz/).

Аварийноекомиссарство

Аварийное комиссарство — важнейшая составная часть страховой работы, с которой начинается процесс документального оформления страхового случая, производится оценка ущерба и подготавливаются материалы для рассмотрения претензии страхователя. В международной страховой практике аварийным комиссарством занимаются специальные организации.

В настоящее время в мире существует много компаний, осуществляющих указанные функции. Например, количество аварийно-комиссарских компаний, официально назначенных агентами страховой корпорации «Ллойд», более 400.

Аварийное комиссарство — важнейшая составная часть страховой работы, с которой начинается процесс документального оформления страхового случая, производится оценка ущерба и т. д.

Для удобства своих клиентов страховые компании помещают список своих аварийных комиссаров на оборотной стороне страхового полиса, а на лицевой стороне даётся указание на то, чтобы страхователь обращался к аварийным комиссарам, поименованным в полисе. В случае отсутствия в данном регионе аварийного комиссара рекомендуется обращаться непосредственно в страховую компанию. Иногда за содействием в данных вопросах некоторые клиенты обращаются в местное отделение торгово-промышленной палаты.

Аварийный комиссар должен помочь клиенту страховой компании осуществить действия, обеспечивающие право страховщика на предъявление суброгационных требований к лицам, ответственным за причинённый ущерб. В странах СНГ аварийные комиссары в основном используются в сфере автострахования.

Оплата экспертных услуг

В мировой практике, особенно на лондонском рынке, стоимость услуг аварийного комиссара оценивается, как правило, на почасовой основе и включает в себя время осмотра, расследования и составления аварийного сертификата.

На английском страховом рынке почасовая ставка колеблется от 50 до 90 фунтов стерлингов в зависимости от сложности осмотра и квалификации аварийного комиссара.

Как показывает практика, стоимость одного аварийного сертификата составляет от 150 до 400 долларов США.

В странах СНГ в последние годы установилась ставка в размере, эквивалентном 40-70 долларам США за один час работы аварийного комиссара.

Каковы расценки за сюрвей при страховании строительно-монтажных рисков? При наиболее крупных проектах строительства стоимостью до 500 млн евро и выше страховщики обычно берут на аутсорсинг независимую сюрвейерскую компанию. Затраты для проведения таких работ составляют 3-4 % от общей стоимости проекта. Другой формой расчёта является оценка трудозатрат на проведение таких работ.

Например, при стоимости объекта свыше 500 млн евро трудозатраты на проведение таких работ составляют более 60 человеко-дней при средней стоимости человеко-дня 800 евро. Чаще всего эти функции при более мелких объёмах работ проводятся силами брокерских компаний. При этом затраты на проведение таких работ включаются в страховую премию и могут составлять от 2,5 до 3,5 % от её размера.

Конечно, мы приводим примерные цифры по затратам — они очень сильно зависят от многих факторов, включая расходы на поездку на стройплощадку и частоту проведения сюрвея, что обусловлено главным образом качеством риска и его размером.

Для маленького и среднего проекта число осмотров стройплощадки может ограничиваться одной-двумя поездками и стандартизированной формой отчёта с рекомендациями.

Опыт разных стран по организации услуг сюрвейеров и аджастеров

О важности развития посреднических услуг, особенно специалистов, участвующих в урегулировании страховых случаев, свидетельствует статистика Департамента страхования штата Нью-Йорк (США). В год данный департамент принимает более 54 тысяч жалоб от клиентов, из них 37 % касаются размера оплаченных убытков по договорам автострахования.

В процессе страховой деятельности возникают естественные конфликты между сторонами договора страхования. Страховщик стремится заплатить меньше в связи с наступлением страхового случая, а страхователь хочет получить сумму, достаточную для ремонта повреждённого имущества. Вот почему в США законодательно закрепили наличие двух видов аджастеров.

Страховая компания нанимает независимого аджастера (Independent Adjuster), а клиент — публичного аджастера (Public Adjuster), и они ведут дискуссию о сумме ущерба, которую в конце концов выплачивает страховщик.

Департаментом страхования этого штата ежегодно выдаются более 100 тысяч лицензий для 18 видов посредников страхового рынка, в том числе и для аджастеров (табл. 1).

Таблица 1. Количество лицензий, выданных Департаментом страхования штата Нью-Йорк (США) посредникам страхового рынка

Виды посредников Год
2005 2004 2003
  1. Аджастеры (Adjuster):
  2. — общественный (Public)
  3. — независимый (Independent)
4453 249 220 6773 144 1123
  • Агенты:
  • — жизнь/несчастный случай и здоровье (Life/Accident and Health)
  • — — имущество и ответственность (Property and Casualty)
  • — — аренда автомобиля (Rental Vehicle) — страховая гарантия по недвижимости (Mortgage Garanty Insurance)
  • — — поручительство (Bail Bond)
  • — — по одному виду страхования (Limited Lines) ,.

Источник: https://allinsurance.kz/articles/market/4559-kto-takoj-strakhovoj-adzhaster

Аджастер

В организации страхового рынка одним из наиболее важных элементов является его инфраструктура.

Такая инфраструктура предполагает сложную систему взаимоотношений между самими страховщиками и другими сторонними специалистами, которые своей деятельностью способствуют более эффективной работе страховых компаний и значительному улучшению качества оказываемых ими услуг.

Одним из таких сторонних субъектов является аджастер, деятельность которого направлена на урегулирование убытков и создание стандартов, способствующих их минимизации.

Кем является в страховании?

Такое понятие, как «аджастер» пришло в Россию из США и Великобритании и оно подразумевает специалиста, который занимается вопросом урегулирования претензий, возникающих у страхователя и связанных с непосредственным возмещением убытков, возникшим при выплате по конкретному страховому случаю. На данный момент аджастерами называют не только тех, кто занимается вопросом урегулирования убытка, находясь на стороне страхователя, но и тех, которые выполняют такую работу в пользу страховщиков.

Все специалисты, которые могут причисляться к аджастерам, делятся на три категории. К первой относится непосредственный специалист по урегулированию убытков, который находится в штате страховщика.

Ко второй причисляют лосс-аджастеров, относящихся к независимым специалистам по урегулированию убытков, которые непосредственно работают с юридическими лицами, при этом чаще всего действуют в интересах страховых компаний, к третьей относятся паблик-аджастеры, какие работают с физическими лицами и действуют только в интересах клиентов страховых компаний.

Особенности и сложности в работе

Основными трудовыми функциями, выполняемыми аджастерами в процессе деятельности, являются непосредственное урегулирование убытков по договорам страхования и перестрахования, оформление документов по имевшим место страховым случаям, проведение оценки полученного страхователем ущерба относительно объекта страхования, организация осуществления страховой выплаты, а также прочие, которые может отдельно поручать страховщик или клиент организации. В рамках своих трудовых функций аджастер может:

  • Принимать заявление от страхователя;
  • Знакомиться с особенностями страхового случая;
  • Анализировать рисковое событие;
  • Изучать исключения, имеющие место в конкретной ситуации;
  • Оформлять необходимые запросы в официальные органы, на основании ответов из которых будет формироваться основа для выплаты определенной суммы по страховому случаю;
  • Оценивать величину полученного ущерба;
  • Помогать правильно классифицировать вред;
  • Взаимодействовать с организациями, осуществляющими оценку полученного ущерба;
  • Устанавливать действительную величину полученного ущерба;
  • Защищать права своего работодателя или клиента, который имеет основания полагать, что в отношении него требования второй стороны договора завышены и убыточны.

Деятельность аджастеров на страховом рынке России несколько осложнена. В первую очередь это связано с тем, что четкое определение, которое бы относилось к специалистам такой профессии, отсутствует.

То есть фактически он выполняет названные функции, но может даже числиться в штате страховой компании или оказывать услуги как самостоятельное физическое или юридическое лицо под другим определением.

Наряду с этим многие аджастеры сталкиваются с проблемами отсутствия четких должностных инструкций по своей должности, в связи с чем работодатели могут перегружать их дополнительными функциями и заданиями, при этом четких границ определения сферы ответственности нет.

Следующей проблемой является отсутствие подготовки таких специалистов — нет направления такой подготовки и фактически аджастер получает знания путем практического выполнения тех функций, которые ему будут присущи в дальнейшей профессиональной деятельности.

Единственной возможностью получения информации является прохождение специальных курсов в режиме онлайн.

Заключение

Итак, аджастер является специалистом, который постепенно становится востребованным на рынке страхования Российской Федерации и в чьи основанные обязанности входит урегулирование убытков одной из сторон страхового процесса.

Аджастер может защищать как интересы страховой компании, так и ее клиента — страхователя, при этом проводя полный анализ документации и фактов, связанных с заключением договора, наступлением страхового случая и оценкой полученного ущерба для формирования реальной величины компенсации, которую должен выплатить страховщик своему клиенту.

Источник: https://insur-portal.ru/dictionary/adzhaster

Терминология: аджастер, сюрвейер, аварийный комиссар..

osagoАджастер (англ. adjuster; claims adjuster; loss adjuster) — физическое или юридическое лицо, независимый специалист или организация по урегулированию претензий страхователя на возмещение убытков в связи со страховым случаем.

  • История
  • Функции аджастера
  • Аджастинг в России
  • (с) Википиедия.

Первые упоминания об аджастинге относятся к концу XVIII века, когда в Европе исследованием и оценкой имущественных рисков занялись специализированные «оценщики», тогда же возникла особая профессия «оценщика убытков». Термин «аджастер» вошел в широкое употребление в 1941 году, когда в Англии была основана «Ассоциация аджастеров огневых рисков» (в США Национальная Ассоциация Независимых Страховых Аджастеров — National Association of Independent Insurance Adjusters — была создана в 1937 году). На сегодняшний день профессия аджастера прочно утвердилась на страховом рынке во всем мире.В функции аджастера входит расследование всех обстоятельств заявленного события для установления факта наступления страхового случая, его соответствия условиям договора страхования, определение суммы страхового возмещения, подлежащего выплате, составление экспертного заключения для страховщика (страхователя), участие в урегулировании убытков с представителем противоположной стороны (соответственно страхователя или страховщика).Аджастер может заниматься самостоятельной практикой, работать по найму в специализированной аджастерской фирме (так называемые Независимые аджастеры), либо состоять в штате страховой, брокерской или крупной коммерческой компании в качестве сотрудника отдела «управления рисками». В международной практике специалисты, занимающиеся независимым урегулированием убытков, традиционно подразделяются на 2 категории: «Independent Adjuster» (Независимый аджастер) — лицо или организация, номинируемые страховщиком для урегулирования заявленных претензий, и «Public Adjuster» (Общественный аджастер) — лицо или организация, представляющие интересы страхователя по урегулированию претензий, заявленных страховщику. Есть на первый взгляд незаметное, но существенное отличие в определениях независимого и общественного аджастера. Независимый аджастер не представляет интересы страховщика, а только выполняет задание по его поручению. Общественный же аджастер представляет интересы и работает от имени страхователя при исполнении им поручения.В России независимый аджастинг в полной мере получил распространение только в секторе страхования корпоративных имущественных интересов. В массовых видах страхования, а именно страхования имущества физических лиц, по-прежнему используется традиционная процедура урегулирования убытков сотрудниками страховых компаний и страховых брокеров. Однако, недостаточное доверие страхователей к результатам урегулирования убытков страховыми компаниями вызывает негативное отношение страхователя к институту страхования в целом, что тормозит развитие важнейшего экономического регулятора рынка. Поэтому некоторые функции аджастеров уже передаются сторонним экспертам (например, на рынке автомобильного страхования широко представлены независимые аварийные комиссары и оценщики, в функционал которых входит фиксация объёма и характера повреждений транспортного средства, оценка объёма и стоимости ремонтных воздействий, сбор документов, относящихся к страховому событию).Для повышения объективности расследований, совершенствования стандартов урегулирования страховых претензий в России создана Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров, которая разработала и утвердила Кодекс профессиональной этики аджастеров.

Сюрвейер (англ. surveyor) — термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества.

По результатам работы сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования.

Могут также существовать специальные сюрвейерские компании, выполняющие подряды на сюрвейерскую деятельность от страховых компаний.

Большой объём работ выполняют специальные сюрвейерские компании, проверяющие значительную часть сырьевых товаров международной торговли, например, Cargo Inspection — Nord West, Inspectorate, Alex Stewart, SGS, ALS Global, Alfred H Knight, IPC Hormann, TopFrame, CALIBRA, Oncom.

Подобные компании на основании проведенных инспекций определяют количество и качество товара, пригодность транспортных средств к перевозке грузов. Как правило, эти инспекции требуются в месте перехода права собственности товара от продавца к покупателю.

Но спектр оказываемых сюрвейерскими компаниями услуг, на самом деле, шире, например, на аутсорсинге некоторые сюрвейерские компании выполняют для некоторых металлургических и химических компаний функции ОТК, отслеживая качество продукта[источник не указан 253 дня].

Другой вид услуг «Full Outturn Guarantee», при котором сюрвейерская (инспекционная) компания берет на себя риски недостачи грузов между пунктами погрузки, перевалки и выгрузки, то есть сюрвейерская компания выполняет функции страховщика.

Некоторые сюрвейерские компании стали осваивать рынки промышленной безопасности, контроля качества электрической энергии, сертификации систем менеджмента, консалтинговых услуг и т. д.[источник не указан 253 дня]

В Российской Федерации сюрвейерская деятельность не подлежит лицензированию с 2006 года.

(с) Википедия

Аварийный комиссар (от фр. commissaire d’avaries) или диспашер (в морском праве) — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей.

Аварийный комиссар действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесённого ущерба. По указанию страховщика он может заниматься реализацией повреждённого имущества, осуществлять розыск пропавшего груза, собирать информацию о местном страховом рынке.

В России широкое распространение различные службы аварийных комиссаров (так часто именуют также — не вполне корректно — компании по страховому техническому ассистансу) получили после введения ОСАГО в 2003 году. Среди самых старых и известных — ЛАТ, РАТ и Малакут-Ассистанс, активно развиваются СВОИ, АКОМ Авто и другие.

(с) Википедия

Таким образом Рассказчик из «Бойцовского клуба» — сюрвейер, а не страховой агент, как он себя «называет» в некоторых вариантах перевода фильма.

Продолжение следует.

Источник: https://osago.livejournal.com/768.html

Страховой аджастинг: обзор зарубежной практики

В статье рассматривается сущность института страхового аджастинга, который получил широ­ кое распространение в западных странах с высоким уровнем развития страхового дела.

Аджастер представляет интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем. Аджастер стремится достичь соглашения со страхователем о сумме страхового возмещения, подлежащего выплате, исходя из обязательств страховщика, взятых по заключенному им договору страхования.

В статье рассматривается зарубежный опыт развития аджастерской деятельности на примере Российской Федерации и проблемы характерные для этой сферы.

В отличии от России, где аджастерская деятельность уже получила распространение и продол­ жает развиваться, в Казахстане института аджастеров и аджастерская деятельность вообще не су­ ществует, нет центров обучения профессии аджастера, нет специальной ассоциации аджастеров. Между тем наличие на страховом рынке любой страны такого института свидетельствует о высоком уровне развития страхового дела.

Учитывая отсутствие на страховом рынке Республики Казахстан профессии аджастера, изуче­ ние опыта развитых стран представляется весьма актуальным.

В связи с дальнейшим развитием в Казахстане страхового рынка, увеличением количества заключенных договоров по различным классами и видам страхования и как следствие, ростом страховых случаев, на первый план выдвигается вопрос урегулирования споров, возникающих между страхователем и страховщиком. В таких ситуациях в мировой практике принято привлекать специалистов (экспертов) по урегулированию убытков, которых называют аджастеры.

Страховой термин «аджастер» обозначает (определяет) физическое или юридическое лицо, независимый специалист или организация по урегулированию претензий страхователя на возмещение убытков в связи со страховым случаем.

Аджастер представляет интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем. Аджастер стремится достичь соглашения со страхователем о сумме страхового возмещения, подлежащего выплате, исходя из обязательств страховщика, взятых по заключенному им договору страхования.

Аджастер может выполнять функции диспашера и аварийного комиссара.

В функции аджастера входит расследование всех обстоятельств заявленного события для установления факта наступления страхового случая, его соответствия условиям договора страхования, определение суммы страхового возмещения, подлежащего выплате, составление экспертного заключения для страховщика (страхователя), участие в урегулировании убытков с представителем противоположной стороны (соответственно страхователя или страховщика). (1)

Аджастер анализирует факты и рисковые обстоятельства страхового случая, составляет экспертное заключение для страховщика по материалам этого анализа, проводит работу в области риск-менеджмента.

В случае нанесения крупного ущерба или возникновения спорного вопроса, по которому возможно судебное разбирательство, привлекается независимый эксперт.

Первые упоминания об аджастинге относятся к концу XVIII века, когда в Европе исследованием и оценкой имущественных рисков занялись специализированные «оценщики», тогда же возникла особая профессия «оценщика убытков».

  • Термин «аджастер» вошел в широкое употребление в 1941 году, когда в Англии была основана «Ассоциация аджастеров огневых рисков» (в США Национальная Ассоциация Независимых Страховых Аджастеров – NationalAssociati onofIndependentInsuranceAdjusters – была создана в 1937 году) (1).
  • На сегодняшний день профессия аджастера прочно утвердилась на страховом рынке во всем мире.
  • Аджастер может заниматься самостоятельной практикой, работать по найму в специализированной аджастерской фирме (так называемые независимые аджастеры) либо состоять в штате страховой, брокерской или крупной коммерческой компании в качестве сотрудника отдела «управления рисками».

В международной практике специалисты, занимающиеся независимым урегулированием убытков, традиционно подразделяются на 3 категории: «IndependentAdjuster» (Независимый аджастер) – лицо или организация, номинируемые страховщиком для урегулирования заявленных претензий; лосс-аджастеры – независимые специалисты по урегулированию убытков, которые работают с юридическими лицами, занимаются урегулированием крупных убытков и часто при этом выступают и действуют на стороне страховой компании; и, наконец, «PublicAdjuster» (Общественный аджастер) – лицо или организация, представляющие интересы страхователя по урегулированию претензий, заявленных страховщику. При этом существует на первый взгляд незаметное, но существенное отличие в определениях независимого и общественного аджастера [1].

Независимый аджастер не представляет интересы страховщика, а только выполняет задание по его поручению.

Общественный(паблик) аджастер представляет интересы и работает от имени страхователя при исполнении им поручения [1].

В отличие от лосс-аджастеров, которые предоставляют свои услуги по принципу почасовой оплаты, паблик-аджастеры в основном работают на пост-оплате, они взимают процент от суммы страховой выплаты, полученной страхователем в результате их деятельности.

То есть в случае неудачи, чаще всего уже в суде, страхователь никаких финансовых издержек не несет, и обращаясь к страховым юристам за помощью, обиженный клиент страховой компании фактически ничем не рискует.

С появлением таких компаний страхователь получил реальную возможность оспорить свои права по страховому возмещению в суде [2].

Необходимо отметить, что разделение аджастеров на тех, кто занимается только корпоративными спорами, и тех, кто обслуживает только физических лиц, довольно условно. Так, иногда клиентами компаний лосс-аджастеров становятся и физические лица, а компании паблик-аджастеры могут оказывать помощь в урегулировании убытка и на стороне страхователя юридического лица [2].

В целом же, кроме урегулирования претензий, аджастерская деятельность на страховом рынке имеет широкое содержание. Она может подразумевать следующее:

  • проведение осмотра поврежденного имущества;
  • расследование обстоятельств наступления страхового события;
  • принятие мер к спасению имущества и уменьшению убытков определение факта наступления страхового события согласно договору страхования;
  • проведение оценки размера ущерба (если это возможно);
  • сбор всех относящихся к данному страховому случаю документов;
  • обеспечение права регресса страховой компании к лицам, ответственным за наступление страхового события;
  • оформление претензии к страховой компании.

Для нас определенный интерес представляет зарубежный опыт по организации услуг аджастеров и, в первую очередь, нашего соседа – Российской Федерации.

Первые аджастинговые фирмы в России начали работать в качестве представительств иностранных компаний, как, например, Crawford, Claims Recovery Services, Cunningham Lindsey, Eurogal, Lars Krogius, Matthews Daniel идругие.

В 2010 году в стране появилась Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров (НАСА), которая объединила 12 компаний лосс-аджастеров.

Основной задачей Ассоциации стало формирование правового поля для существования аджастера в России и повышения объективности расследований, совершенствования стандартов урегулирования страховых претензий. С этой целью НАСА разработала и утвердила Кодекс профессиональной этики аджастеров [2].

  1. НАСА – это общероссийская некоммерческая организация, членами которой являются юридические лица, специализирующиеся на оказании услуг в сфере независимого урегулирования убытков, связанных со страховыми событиями.
  2. Приоритетная цель Ассоциации – это участие в становлении и развитии в России цивилизованного рынка услуг независимых страховых экспертов, в связи с чем НАСА предстоит решать целый комплекс вопросов организационного, правового и образовательного характера.
  3. Ассоциация проводит координационную работу среди аджастерских и сюрвейерских организаций, входящих в ее состав, разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской деятельности членов Ассоциации, создает и реализует целевые программы, направленные на развитие аджастинга как отрасли страхового дела, осуществляет представительскую деятельность на российском и зарубежных рынках [2].
  4. С 11 мая 2012 года российская Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров официально является действительным членом Европейской Федерации лосс-аджастеров.

В целом, анализируя российский опыт, обращает на себя внимание то, что независимый аджастинг в полной мере получил распространение только в секторе страхования корпоративных имущественных интересов.

В массовых видах страхования, а именно страхования имущества физических лиц, по-прежнему используется традиционная процедура урегулирования убытков сотрудниками страховых компаний и страховых брокеров.

Кроме того, сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда аджастеры в России работают, у них есть свои клиенты, российские и западные страховые компании следуют их рекомендациям, но, с точки зрения законодательства, отчет российского аджастера – это лишь пояснительная записка, документом она не является [2]. Рассматривая же опыт других стран, можно отметить о важности развития посреднических услуг, особенно специалистов, участвующих в урегулировании страховых случаев, об этом свидетельствует статистика Департамента страхования штата Нью-Йорк (США). В год данный департамент принимает более 54 тысяч жалоб от клиентов, из них 37% касаются размера оплаченных убытков по договорам автострахования. В США законодательно закреплено наличие двух видов аджастеров. Страховая компания нанимает независимого аджастера, а клиент – публичного аджастера, и они ведут дискуссию о сумме ущерба, которую, в конце концов, выплачивает страховщик. Департаментом страхования штата Нью-Йорк ежегодно выдаются более 100 тысяч лицензий для 18 видов посредников страхового рынка, в том числе и для аджастеров. Так, для примера в 192-страничном отчете Департамента страхования штата Нью-Йорк за 2004 год 17 страниц посвящено страховым посредникам.

В Канаде существует Ассоциация посредников по урегулированию убытков, которая объединяет приблизительно 13 тысяч членов трех профессий: агентов по страховым убыткам, брокеров по страховым убыткам и аджастеров претензий.

В Чехии существует 96 лицензированных аджастеров. В последнем законе Чехии о страховании 2004 года была представлена новая категория страховых посредников – независимый урегулировщик убытков, или просто аджастер.

Далее считаем необходимым остановиться на основных проблемах в развитии страхового аджастинга в России. Во-первых, это отсутствие как специализированных учебных заведений, так и факультетов в крупных вузах, где можно было бы получить диплом аджастера.

Высшие учебные заведения не проводят специальных курсов и не готовят специалистов столь узкого профиля.

Как правило, в эту профессию приходят из смежных страховых профессий, начиная с аварийного комиссара, чьи функции пересекаются с обязанностями аджастера, и заканчивая страховым агентом, который целенаправленно движется вверх по карьерной лестнице.

Для того чтобы устроиться в независимую аджастерскую компанию, достаточно иметь за плечами опыт четырехлетнего обучения в вузе, желательно в сфере бизнеса, и диплом в области гуманитарных дисциплин. Встречаются случаи, когда аджастером становится после повышения менеджер по работе с клиентами отдела по регулированию убытков, даже не имеющий высшего образования.

Единственная возможность «подучиться» аджастерскому делу – это семинары или тренинги в режиме online, которые за рубежом пользуются огромным спросом. В рамках такого тренинга несколько аджастеров могут встречаться в Сети и обсуждать вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в работе: например, как отличить необоснованную претензию страхователя от обоснованной, и многие другие.

В каком-то смысле профессия аджастера не ограничена никакими требованиями и в то же время не требует никакой особенной квалификации, что в результате ведет к непрофессионализму при работе с убытками [3].

Деятельность страхового аджастера, на первый взгляд, кажется совсем незаметной. Однако стоит посмотреть пристальнее, и мы увидим, что рабочая неделя такого специалиста состоит из шести дней и включает в себя более 50 часов. Некоторые аджастеры работают до позднего вечера и по выходным, так как им приходится самим назначать встречу клиентам и подгонять под них свое расписание.

На Западе более опытные аджастеры могут работать дома, выезжая только тогда, когда возникает необходимость. Для этого им приходит заказ на личный факс или электронную почту. В случае стихийных бедствий, например наводнения или урагана, аджастера из другого города приглашают для помощи местным властям.

Конечно, современная техника и мобильная связь облегчают работу аджастеров и значительно экономят их время, однако для некоторых позиций требуется физическая сила, равно как огромные внутренние ресурсы.

Так, от аджастера может потребоваться передвинуть 25-килограммовую лестницу, обойти вокруг, стать на колени, проползти, чтобы осмотреть поврежденное имущество.

При всех тяготах рабочей жизни зарплата аджастера не так велика, как можно подумать. В российской столице такой специалист зарабатывает от 750 до 1200 долларов в месяц.

За рубежом, например в США, эта планка чуть выше, она составляет 1300–2000 долларов, в зависимости от опыта работы сотрудника.

Конечно, по сравнению с другими страховыми профессиями это далеко не самые высокие зарплаты [3].

Вместе с тем основная проблема касается даже не столько деятельности аджастера как таковой, сколько неразвитости страховой посреднической деятельности в России в целом. В этом направлении западные страны ушли далеко вперед.

Многие российские страховые компании используют «карманных» оценщиков, существенно занижающих размер выплачиваемых убытков, которые даже откровенно признаются, что экономят колоссальные средства своим страховщикам. В результате возникают конфликты интересов.

Кроме того, эта категория посредников нигде не регистрируется и не регулируется.

Можно предположить, что этими проблемами деятельность аджастера не исчерпывается, это лишь основные из них, которые нужно решать [3].

В отличии от России, где аджастерская деятельность уже получила распространение и продолжает развиваться, в Казахстане института аджастеров и аджастерская деятельность вообще не существует, нет центров обучения на профессию аджастера, нет специальной ассоциации аджастеров. Между тем наличие на страховом рынке любой страны такого института свидетельствует о высоком уровне развития страхового дела.

  • Предстоит провести большую работу как среди наших законодателей, министерств, регуляторов, так и среди страховщиков и страхователей с целью приведения нашего законодательства в части регулирования деятельности аджастеров, сюрвейеров и аварийных комиссаров в соответствие с современным уровнем организации этой деятельности в странах с развитым страховым рынком.
  • На наш взгляд, пришло время обратить внимание на вопросы подготовки и сертификации профессиональных аджастеров в Республике Казахстан.
  • Литература
  1. russika.ru/ef.php?s=5031
  2. consult-cct.ru/strahovanie/geroi-dnya-adgaster.html
  3. sluchay.ru/mats/m420/ 

Фамилия автора: Е.А. Сигаев

Источник: https://articlekz.com/article/15397

Кто вы, аварийный комиссар: андеррайтер, аджастер, сюрвейер?

(Терминологический обзор).

В отечественный страховой бизнес понятие «аварийный комиссар», или сокращенно аварком, вошло сравнительно недавно.

В справочных изданиях советской эпохи такого термина не встречается: ни в Большой советской энциклопедии (3-изд. в 30 томах), ни в «Энциклопедическом словаре» (1953 г.), ни в «Советском энциклопеическом словаре» (1981 г.), ни в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова (1987), ни в более позднем «Российском энциклопедическом словаре» (2001 г.).

Только на волне социально-экономических пробразований, начавшихся в России в начале 90-х годов прошлого века, появился термин «аварийный комиссар».Одно из первых упоминаний о нем находим в толковом терминологическом словаре «Рынок. Бизнес.

Коммерция Экономика», который вышел в свет в 1994 году: «аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого обращаются страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.». (Калашников В.А. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь. Изд.

2-е, исправленное и дополненное. М., ИВЦ «Маркетинг», 1994, с.4.).Понятие «физическое лицо» раскрывается в «Современном экономическом словаре». Это гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности в качестве полноправного субъекта этой деятельности. (Современный экономический словарь. Рай-зберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. — М.

, Инфра-М, 1996С.359.)К физическим лицам указанный словарь относит граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, Они действуют в экономике самостоятельно, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, вступают в отношения с юридическими лицами.

Последнее обстоятельство предполагает взаимодействие со страховыми и иными организациями как юридическими лицами.Статус физического лица предполагает, что оно действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы или предприятия, (там же с.359).

В качестве «юридического лица» выступают организации, учреждения, предприятия, фирмы как единые, самостоятельные носители прав и обязанностей. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в Государственный реестр (там же с.405-406).

Более развернутое толкование термина «аварийный комиссар» дал один из первых исследователей постперестроечного российского страхового рынка, кандидат экономических наук Ю.М.Журавлев в своем «Словаре-справочнике терминов по страхованию и перестрахованию». Он был выпущен издательским центром «Анкил» в том же 1994 году.«Аварийный комиссар» (AVERAGE ADJUSTER) —

Лицо или фирма, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытка по застрахован-ным судам и грузам.Имеется в виду, что аварийный комиссар должен обладать необходимыми знаниями и опытом, позволяющими ему квалифицированно произвести осмотр застрахованного имущества и оформить его аварийным сертификатом.

Страховые компании обычно указывают в полисе, к какому именно аварийному комиссару в соответствующей стране следует обращаться в случае необходимости.При отсутствии каких-либо рекомендаций в полисе с целью осмотра застрахованного имущества во многих случаях принято обращаться к агентам Ллойда». (Журавлев Ю.М.

Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. — М.: Издательский центр «Анкил», 1994. с. 4.)Прежде всего следует отметить новации в определении термина «аварийный комиссар». Если в «Толковом терминологическом словаре» В.А.Калашникова нет четких границ сферы деятельности аварийного комиссара на страховом рынке, то в словаре Ю.М.

Журавлева речь идет о страховании грузов, перевозимых морским транспортом.

Будет полезным раскрыть понятие «Агенты Ллойда» — мировой корпорации (объединения) частных страховщиков.

«Агенты«Ллойда» (Lloyd's agents). «Ллойд» имеет своих агентов во всех главных портах мира. Агенты не проводят никаких страховых операций, связанных с активизацией страхования.

Основной задачей агентов является направление «Ллойду» информации о движении судов, авариях и другой информации, представляющей интерес для страховщиков, включая информацию по коммерческим вопросам.

Агенты «Ллойда» используются как самим «Ллойдом», так и страховыми компаниями многих стран в качестве аварийных комиссаров по осмотру аварийных судов и грузов. В ряде случаев им дается право на ликвидацию убытков. (Журавлев Ю.М. Указ соч. с. 5.)В словаре Ю.М.

Журавлева находим упоминание о том,что частные подписчики — страховщики «Ллойд» именуются андеррайтерами, каждый из которых «принимает страхование на свой «страх и риск», исходя из собственных финансовых возможностей» (Журавлев Ю.М. Указ. соч. с. 58.)

«Андеррайтер» (underwriter) — лицо, уполномоченное страховой (перестраховочной) компанией или синдикатом «Ллойда» принимать на страхование (в перестрахование) риски.

Отвечает за формирование страхового (перестраховочного) портфеля страховщика (перестраховщика).

Должен обладать необходимыми знаниями и практикой для установления соответствующей степени риска, ставок премии и условий страхования». (Журавлев Ю.М. Указ. соч. с.9.)

Ю.М.Журавлев сопровождает русский термин «аварийный комиссар» английским эквивалентом -Average adjuster. Тем самым указывается на синонимичность двух терминов «аварийный комиссар» и «аджастер» (англ. adjuster).

  • Развернутое определение термина «аджастер» находим в словаре, размещенном на сайте финансово-аналитического центра Брокер:
  • «Аджастер» (adjuster — регулятор) — физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховщика при решении вопросов, связанных с урегулированием заявленных страхователем или выгодоприобретателем требований по возмещению ущерба, возникшего в связи со страховым случаем. Аджастер выполняет многие функции, возлагаемые на аварийных комиссаров и диспашеров:
  • — анализирует причины и обстоятельства наступления страхового случая;
  • — производит расчеты величины ущерба от страхового случая;
  • — ведет от имени страховщиков переговоры со страхователями или выгодоприобретателями о сумме подлежащего выплате страхового возмещения;,
  • — составляет расчеты по распределению убытков между транспортным средством, грузом и фрахтом в связи с общей аварией на транспорте;
  • — подготавливает для страховщиков экспертные заключения о причинных, обстоятельствах наступле-ния страхового случая, размерах ущерба и подлежащего выплате страхового возмещения.

Деятельность аджастера может осуществляться как в рамках структурного подразделения страховой организации, так и путем создания специализированной организации (либо в виде частнопредприни¬мательской деятельности), заключающей со страховщиками и другими заинтересованными лицами договор на оказание услуг по экспертизе и ликвидации убытков. (http//lib. mabico.ru/30. html).Многие словари считают термины «аджастер» и «диспашер» синонимами.

Аджастер — «диспашер, специалист в области составления диспаш-расчетов по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией». (Журавлев Ю.М. Указ.соч. с..5).

Аналогичного мнения придерживается «Современный экономический словарь»:

Диспашер — то же, что и аджастер». (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь» Инфра-М, 1996 с. 83). И далее следует уточнение: «Аджастер (англ. adjuster) -специалист в области морского права, составляющий диспашу». (Райзберг Б.А. и др. Указ. соч. с. 12.)

За рубежом функции диспашеров выполняли, как правило, специализированные фирмы. В Советском Союзе Бюро диспашеров состояло при Торгово-промышленной палате СССР.(Журавлев Ю.М, Указ соч. с. 5.

)Термин «диспашер» происходит от французского слова диспаша (dispache), что означает «расчет убытков по общей аварии и их распределение между участниками морского предприятия соразмерно стоимости судна, груза и фрахта».

(Журавлев Указ. соч. с.36.)

Чтобы закончить экскурс в страхование грузов перевозимых морским транспортом, приведем тол-кование термина «диспаша», данное в словаре-справочнике «Страховой бизнес», изданном «Анкилом» в 2005 году.

Диспаша — специальный документ, устанавливающий наличие общей аварии судна, а также расчет и распределение убытков между организаторами рейса (грузовладельцем, судовладельцем, фрахтова-телем).

При составлении диспаши уполномоченный нате диспашер на основании представляемых документа выносит мотивированное постановление признал или не признать наличие общей аварии, производится расчет общей и частной аварии.В диспаше мотивируются доводы о признани вида аварии, приводится расчет общей и частно! аварии, вычисляется контрибуционный дивиденд.Заканчивается диспаша балансом.

За составление диспаши взимается сбор, кото рый включается в диспашу и распределяется пропор ционально между всеми участниками общей аварии (Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес. Словарь-справоч ник. «Анкил». -М., 2005 с.141.)Так выстраивается терминологическая цепочка андеррайтер — аджастер — диспашер, предшественников понятия аварийный комиссар.

Когда аварийный комиссар, образно говоря, сошел с корабля на берег и стал подвизаться в иной сфере страхования, чем морские перевозки?. Скорее всего, это произошло в середине 90-х годов. К этому времени в нашей стране произошли события, которые коренным образом изменили отношение россиян к экономике, финансам, деньгам, то есть ко всему, что так или иначе относится к рыночным отношениям.

Появился в России институт частной собственности. Обладание ею означает, помимо блага, еще и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества и утраты (нарушения) имущественных прав.Поэтому собственник, а им может быть и хозяин предприятия, и владелец дачи, машины, квартиры и т.д., стал задумываться над тем, как снизить степень возможного риска.

Осмыслением перемен в социально-экономическом укладе российской жизни стали заниматься в первую очередь профессиональные страховщики.Одна из первых работ такого плана «Деятельность аварийного комиссара как составная часть работы по урегулированию убытков по договору имущественного страхования» была опубликована в книге «Страхование от А до Я». Ее автор А.В.

Сабакинских, начальник претензионно-поисковой работы САО «Ингосстрах». (Страхование от А до Я. Книга для страхователя. Под ред. Л.И.Корчевской и К.Е Турбиной. -М..ИНФРА-М 1996 с.10.). В этом исследовании были перечислены обязанности аварийного комиссара, указана система оплаты услуг аваркома, описаны особые случаи аварийно-комиссарской работы.

Одновременно с «Книгой для страхователя» в 1996 году увидел свет энциклопедический словарь С.Л.Ефимова «Экономика и страхование». В нем функции «аварийного комиссара» сформулированы следующим образомАварийный комиссар — это уполномоченное физическое или юридическое лицо страховщика. Он занимается установлением причин, характера и размера убытка по застрахованным судам и грузам.

Его назначает страховщик, как внутри страны, так и за границей, в соответствии с законодательством страны пребывания.Имя, почтовый и телеграфный адрес аварийного комиссара указываются страховщиком в страховом сертификате или полисе при выдаче его страхователю.

Обычно страховщик указывает в страховом полисе, к какому именно аврийному комиссару в соответствующей стране в случае необходимости следует обращаться.Список адресов (включая телефоны, телексы, факсы) обычно прилагается к страховому полису.Застрахованное лицо при наступлении страхового случая должен немедленно обратиться к аварийному комиссару, за помощью и содействием.

Аварийный комиссар действует в строгом соответствии с той инструкцией, которую высылает ему страховщик: проводит осмотр поврежденного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесенных убытков.По указанию страховщика занимается реализацией поврежденного имущества, осуществляет розыск пропавшего имущества, собирает информацию о местном страховом рынке.

По поручению страховщика аварийный комиссар может оплачивать убытки за счет страховщика до определенной суммы, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и осуществлять счет груза.По результатам проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат или доклад.

Аварийный комиссар не имеет каких-либо административных прав по отношению к организациям, отвечающим за хранение, погрузочно-разгрузочные работы и экспедирование грузов. (Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. — М.: Церих-ПЭЛ, 1996 с.4-5.).

До сих пор мы рассматривали термины, относящиеся к профессиям, представители которых начинают действовать после страхового случая. И только сюрвейер, функции которого близки к обязанностям аварийного комиссара, поступает иначе.

Вот как трактует термин сюрвейер «Словарь страховых терминов»: «Сюрвейер — высококвалифицированный представитель страховщика, осуществляющий осмотр и оценку имущества, принимаемого на страхование. По заключению сюрвейера страховщик принимает решение о заключении договора страхования.

В зарубежной практике в качестве сюрвейера выступают классификационные общества, а также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодей-ствующие со страховщиками на договорной основе.В отличие от аджастера сюрвейер осматривает имущество до момента заключения договора страхования. (http//tmn.v-transport.ru)Завершая краткий терминологический обзор, отметим одну важную особенность нашей стремительной жизни — продолжают появляться новые профессии, и в том числе в страховом бизнесе, рождаются новые термины и понятия.Вот сообщение от 1 августа 2006 года. «Ингосстрах» осуществил выплату в размере 854 903 USD в связи с выходом из строя телекоммуникационного оборудования ЗАО «Киевстар GSM».Для расследования причин происшествия и определения совокупного размераущерба был привлечен специиализированный лосс-аджастер».Термина «лосс-аджастер» пока нет в словарях, но заглядывать в них нужно постоянно, чтобы лучше понимать действия основных игроков на страховом рынке.

Источник: http://info.dedal.ua/news/press/27397

Рекомендуем!  Постановка машины на учет: документы, запись в гибдд
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

3 + семнадцать =