Административная ответственность за земельные правонарушения


В этой статье:

Право земельной собственности особенно эффективно охраняется государством. Устанавливается административная ответственность за земельные правонарушения в виде штрафов и арестов. В этой статье будут разобраны некоторые положения Административного и Земельного кодексов.

О понятии административной ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона.

Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения.

Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.

Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель.

Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д.

Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.

Рекомендуем!  Какие права нужны на квадроцикл и как их получить?

О нарушении земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:

  • посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
  • нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
  • нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
  • грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Достаточно часто административная ответственность за земельные правонарушения возлагается не на конкретных граждан, а на целые юридические лица. Но в этом случае сотрудникам обвиняемой организации не стоит расслабляться: на них также могут быть возложены санкции, но уже дисциплинарные.

Об участниках и объектах земельных правоотношений

Прежде чем перейти к подробному разбору конкретных правонарушений, санкции за которые регламентированы Административным кодексом, стоит обратить внимание на субъекты и объекты отношений в рассматриваемой области.

Согласно статье 5 российского Земельного кодекса (ЗК РФ), участниками правоотношений являются как сами российские граждане, так и юридические лица — в том числе регионы РФ и различные муниципальные образования.

Вот кого можно называть субъектом:

  • землепользователи — лица, владеющие землей на основе постоянного или безвозмездного пользования;
  • собственники земли — лица, в чье имущество входят земельные участки;
  • землевладельцы — лица, наследующие земельные владения;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования той или иной земельной территорией.

    Административная ответственность за земельные правонарушения

Здесь же стоит выделить арендаторов и правообладателей земли, которые также являются субъектами отношений в рассматриваемой области. Объектами же, как ни сложно догадаться, являются сами земельные участки или их части.

О правах и обязанностях собственников земли

Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:

  • возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
  • использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
  • законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
  • осуществление посевов и посадки различных растительных культур.

А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:

  • на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
  • на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
  • на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
  • на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.

Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.

Виды санкций за земельные правонарушения

Административная ответственность за земельные правонарушения

Предупреждение является минимальной санкцией. По сути, должностное лицо просто информирует виновного о несоблюдении закона. Выносится требование прекратить нарушение действующих в России норм. Штраф же является куда более строгой и серьезной мерой. На виновное лицо по решению суда (мирового судьи или районной инстанции) возлагается определенное денежное взыскание.

О нарушении границ

Административная ответственность за земельные правонарушения

Большая часть правонарушений в области земельной собственности закреплена в главе 7 КоАП. Так, стоит обратить внимание на статью 7.1, в которой говорится о самовольном занятии земельной территории и использовании этой территории без оформления соответствующих документов. Такое правонарушение имеет даже официальное название — «нарушение межевых границ». При этом человек может преступать закон как намеренно, так и совершенно случайно. Согласно статье 7.2, за нарушение межевых границ на гражданина возлагается штраф или предупреждение.

Незаконное использование земельных фондов

В статье 7.8 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное использование или занятие той или иной земельной территории, в том числе полосы водного объекта, зоны санитарной охраны или водоохранной области.

Подобное правонарушение, как не сложно догадаться, несет куда более серьезный характер, чем простое нарушение межевых границ. В статье 7.9 зафиксировано похожее нарушение, но уже связанное с занятием лесного фонда или лесного участка.

Если же здесь имела место быть раскорчевка деревьев, возведение крупных построек или несогласованная переработка древесины, то дело может дойти и до уголовных санкций.

При этом за не особо тяжкие нарушения границ лесных или водных фондов административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражающейся в виде штрафов.

Нарушения в области охраны природы

Если в главе 7 КоАП РФ речь шла про нарушение границ и незаконное использование отдельных земельных территорий, то в главе 8 рассказывается про административную ответственность за земельные и экологические правонарушения.

Административная ответственность за земельные правонарушения

В статье 8.8 похожее правонарушение регламентируется на водных участках, а в статьях 8.12 и 8.30 — в лесах и лесных фондах. В главе 10 КоАП РФ речь идет о привлечении к административной ответственности за земельные правонарушения в области сельского хозяйства, а именно за неправильную и вредную мелиорацию или ветеринарию земель.

Нарушения на транспорте

Административная ответственность за земельные правонарушения

Надо отметить, что большинство земельных и экологических правонарушений совершается на транспортных средствах. Именно поэтому административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения подобного рода вынесена в отдельную главу.

Нарушение порядка установления земельных отношений

В главе 19 КоАП РФ рассказывается про административную ответственность за нарушения в области несвоевременной подачи заявлений, оформления различных документов, бумаг и т.д. Здесь же можно найти и ссылку на земельные правонарушения. Так, в статье 19.

9 КоАП РФ речь идет про нарушение сроков рассмотрения заявлений, в которых имеется прошение о предоставлении земельной территории или совокупности земельных участков.

Здесь в качестве меры наказания за административные земельные правонарушения предусмотрен административный штраф.

Можно также выделить статью 19.21, в которой говорится о несоблюдении установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимую собственность.

Уголовная ответственность

Административная ответственность за земельные правонарушения

В области земельного права существует множество преступлений. Все они зафиксированы в Уголовном кодексе РФ. Порча земли (ст. 254), отсутствие охраны участка, загрязнение — можно подумать, здесь зафиксированы все те же нормы, что и в КоАП. Однако в УК РФ присутствует понятие отягчающих обстоятельств. Так, если конкретное нарушение права повлекло за собой чрезвычайную ситуацию или целое экологическое бедствие, то санкции на виновное лицо будут возлагаться в соответствии с нормами уголовного права.

Источник: https://BusinessMan.ru/administrativnaya-otvetstvennost-za-zemelnyie-pravonarusheniya-zakon-trebovaniya-i-nakazanie.html

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Комментарий к Ст. 74 ЗК РФ

1. Согласно КоАП, вступившему в действие с 1 июля 2002 г.

, административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством (УК) уголовной ответственности.

КоАП предусматривается административная ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земли:

— в области охраны собственности — самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.

3); самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6); самовольное занятие лесного участка, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком (ст. ст. 7.9, 7.10) и др.

;

— в области охраны окружающей среды и природопользования — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

— нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. ст. 8.9 — 8.11);

— нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. ст. 8.13 — 8.15);

— нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. ст. 8.21 и 8.22);

— нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. ст. 8.25 — 8.28, 8.31);

— уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38);

— порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и др.

Постановлением ФАС Московского округа по делу N КА-А40/3172-03 ЗАО «В» правомерно отказано в удовлетворении жалобы.

Было установлено, что ЗАО «В» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Московского земельного комитета о назначении административного наказания.

Не отрицая факта использования земельного участка не по назначению, а именно в целях реконструкции АЗС, заявитель указал на то обстоятельство, что документы по внесению изменений целевого использования части земельного участка находятся на согласовании. Согласно ст.

42 ЗК собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относится заявитель (арендатор земельного участка), обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными к использованию способами.

Таким образом, пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении.

Доводы заявителя жалобы о том, что реконструкция АЗС производится во исполнение Постановления Правительства Москвы «О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в г.

Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств» и заключенного инвестиционного контракта на реконструкцию автозаправочной станции N 140 г.

Москвы с установлением на нее имущественных прав, зарегистрированного Комитетом по управлению имуществом г. Москвы, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности и обязанности внесения изменений в договор аренды земельного участка.

При таких обстоятельствах ЗАО «В» правомерно привлечено к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, а потому оснований к отмене судебного акта нет.

ФАС Московского округа (Постановление по делу N КА-А40/3217-03) установил, что ОАО «О» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора г.

Москвы по использованию и охране земель о привлечении ОАО «О» к административной ответственности (с наложением штрафа) по ст. 8.

8 КоАП за использование земли не по целевому назначению и предписания о прекращении нарушения земельного законодательства.

По мнению заявителя, согласно ст. ст.

7 и 85 ЗК использование земельного участка для подъезда и остановки автотранспорта не нарушает целевое использование участка, находящегося в зоне природо-производственного назначения.

Заявитель считает, что акты осмотра и обмера используемого заявителем участка проведены с нарушением требований ст. ст. 26.8, 27.8 КоАП, в связи с чем не могут доказывать факт нарушения.

Установлено, что на основании договора аренды земельного участка ОАО «О» был предоставлен земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений с целью изготовления оборудования для строительной индустрии и приведенное описание целей использования участка является окончательным.

Однако при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства, оформленной протоколом, актом обследования земельного участка, было установлено, что на территории земельного участка ОАО «О» находилась стоянка автомобилей, т.е.

участок использовался не по целевому назначению.

Согласно ст. 8.8 КоАП нарушением, влекущим наложение штрафа на юридических лиц, является использование земель не по целевому назначению. В связи с этим, правильно применив указанные в судебных актах нормы права, в том числе ч. 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 27.8 КоАП, ст. ст. 7, 42, 85 ЗК, арбитражный суд правомерно и обоснованно отказал ОАО «О» в удовлетворении заявленного требования.

По другому делу (Постановление по делу N А56-29847/02) ФАС Северо-Западного округа установил, что протоколом об административном правонарушении был зафиксирован факт самовольного занятия ЗАО «Э» земельного участка, выразившегося в установке на данном участке двух морских контейнеров, строительного вагончика и металлического ящика, которые использовались для административно-бытовых и складских целей. Правоустанавливающие документы на указанную территорию отсутствовали.

Постановлением заместителя госземинспектора ЗАО «Э» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 46,5 кв. м, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено полномочным административным органом. В соответствии с ч. 1 ст. 26.

2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

  • В материалах дела имеется полученное инспектором объяснение представителя ЗАО «Э», в котором названное лицо признает факт использования четырех объектов, находящихся на спорном земельном участке, для производственной деятельности общества, административных и складских целей, а также указывает на то, что правоустанавливающие документы на земельный участок под данными объектами находятся в стадии оформления.
  • Ряд земельных правонарушений находится в других главах КоАП — например, об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др.
  • Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном административным законодательством.
  • Постановлением ФАС Московского округа N КА-А40/65-03 установлено, что постановлением земельной административной комиссии Москомзема Научно-исследовательская проектно-производственная ассоциация «Н» признана виновной в нарушении земельного законодательства, выразившемся в неосвоении более двух лет предоставленного по распоряжению префекта земельного участка.

Этим постановлением ассоциация привлечена к административной ответственности, и в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 21 мая 1993 г. N 336-РМ «О повышении ответственности за несоблюдение сроков строительства и реконструкции объектов при освоении земельных участков в г. Москве» на нее наложено взыскание в виде штрафа.

Согласно ст. 1.1 КоАП РФ административное законодательство состоит из федеральных законов и законов субъектов РФ. Распоряжение мэра Москвы от 21 мая 1993 г. N 336-РМ является подзаконным актом субъекта РФ и не входит в систему административного законодательства.

Таким образом, предусмотренная этим распоряжением мера административного наказания не подлежит применению, поскольку такая ответственность отсутствует в КоАП и в законе субъекта РФ. КоАП не предусмотрел ответственность за нарушение сроков освоения земельного участка.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно опасных деяний, запрещенных УК под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовный кодекс значительно усилил ответственность за экологические общественно опасные правонарушения — преступления; введена специальная гл.

26 «Экологические преступления», норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении общественных взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке современного состояния земельного, экологического правопорядка.

В УК предусматриваются преступления, связанные с земельными и иными экологическими отношениями:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ);

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ), загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ), незаконная охота (ст.

258 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесов (ст.

261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) и др.

Примером нормы, связанной с посягательством на землю — главный природный ресурс, является ст. 254 УК РФ «Порча земли» УК.

Согласно ее положениям отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной либо иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет .
———————————

См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2002; Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М., 1999; Практическое пособие для экологической милиции. М.: Юристъ, 2003.

  1. Привлечение к административной или уголовной ответственности за земельные правонарушения должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством.
  2. Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-10718/04 суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта о привлечении к ответственности за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, так как был нарушен порядок привлечения лица к ответственности, протокол о совершении правонарушения составлен с нарушением законодательства, интересы лица, привлекаемого к ответственности, представляло неуполномоченное лицо.

2. Согласно п. 1 ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде» ФЗ «Об охране окружающей среды» причиненный вред возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством.

Одним из примеров этого законодательства РФ служит п. 2 комментируемой статьи.

Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, в том числе административными проступками и преступлениями, предусматривается в ст. 76 ЗК.

Источник: http://stZKRF.ru/74

Административная ответственность за земельные правонарушения

Принятие Земельного кодекса РФ явилось очередной ступенью урегулирования вопросов землепользования и возможности привлечения нарушителей к ответственности за незаконные действия.

Противоправность действий характеризуется виновным поведением лица, нарушающего закон и права иных лиц во владении землей, несоблюдении экологических норм, приводящих к утрате и порче земельных наделов.

Административное взыскание является мерой наказания за правонарушение, цель которой заключается в воспитательном процессе лица, нарушившего закон и профилактической работе по предупреждению новых незаконных действий.

Действующее земельное законодательство в области административных нарушений систематизировало виды проступков в сфере землепользования по объектам посягательства и степени ответственности.

Виды проступков, за которые наступает административная ответственность

Незаконность действий лиц, посягающих на устои закона можно подразделить на:

  • нарушения, посягающие на права собственника, регулируются главой 7 КоАП РФ и связаны с занятием земельных наделов без правовых оснований и пользованием участками без специального разрешения, в предусмотренных законом случаях;
  • нарушения правил природопользования и экологической безопасности земель являются предметом регулирования главы 8 КоАП РФ;
  • несоблюдение установленного порядка пользования сельскохозяйственных земель относятся к компетенции главы 10 КоАП РФ;
  • правовые проступки в вопросах управления землей, выражающиеся в несоблюдении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков в пользование и правил по регистрации сделок. Ответственность за данные проступки наступает в соответствии с главой 19 КоАП РФ.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

К административной ответственности за земельные правонарушения можно привлечь любое виновное лицо, которому на момент совершения незаконного проступка исполнилось 16 лет. Должностные лица, могут подвергаться административному взысканию по основаниям ненадлежащего исполнения, возложенных на них служебных полномочий.

Должностным лицом в соответствии с нормами КоАП РФ признается лицо, которое наделено административно-распорядительными функциями в структурных подразделениях властных государственных или муниципальных органов, вооруженных силах, а так же является руководителем организации или предприятия.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо за земельные правонарушения предполагается, если будет обнаружено, что при наличии возможности соблюдать правовые нормы области земельного законодательства, он не предпринял никаких мер по их выполнению.

  • Примечательно, что к одновременной ответственности могут быть привлечены как сама организация, так и ее руководитель.
  • Законодательство предусматривает два вида административного взыскания за неправомерные действия в сфере землепользования:
  • Предупреждение представляет собой изложенное в письменной форме предостережение в адрес лица, совершившего административный поступок о недопущении повторного нарушения.
  • Административный штраф является мерой финансовой ответственности, в отношении лица, совершившего проступок, и предусматривает оплату денежной суммы в доход соответствующего бюджета.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях содержит описание нарушений в сфере земельного законодательства и мер воздействия за их совершение. Административная ответственность за земельные правонарушения может наступить в следующих случаях:

  • Незаконные действия лиц, заключающиеся в самовольном занятии или пользовании земельными участками без разрешительных документов, а так же без права дающего заниматься хозяйственной деятельностью караются наложением административного взыскания по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа, исчисляемого в зависимости от кадастровой стоимости земли.
  • Нарушение межевых границ земельных участков могут ограничиться предупреждением или взысканием штрафа.
  • По ст. 7.8 кодекса может быть назначено наказание за пользование земельным участком, прилегающим к водоему или водоохранной зоне  без разрешительных документов.
  • Следующая норма кодекса содержит меры административного воздействия за незаконное пользование лесным земельным наделом. Наказание неминуемо в случае проведения работ по раскорчевке, обработке лесоматериалов, складирования незаконно вырубленной древесины на лесных землях без разрешительных документов.
  • Лица, которым соответствующими органами представлены в пользование наделы лесного фонда не вправе обмениваться ими, уступать права третьим лицам без согласия собственника. Если таковые действия были допущены, то может наступить ответственность согласно ст. 7.10 КоАП РФ.
  • Положения ст. 7.16 кодекса содержит запрет на отвод земли в исторических и культурных рекреационных зонах.
  • Положения главы 8 КоАП РФ направлены на защиту экологической целостности и равновесия природы. Признается незаконной любая порча земель, направленная на уничтожение плодородных слоев почвы. Нарушение целостности земель путем засорения излишним применением химикатов или опасными отходами признаются административным правонарушением и виновные лица подлежат наказанию.

Так же незаконными являются действия и бездействия лиц:

  • по приданию земле ее первозданного вида путем выполнения работ по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ);
  • использованию земель в разрез с целевым предназначением, несоблюдение требований по улучшению и сохранению почвы (ст. 8.8 КоАП РФ);
  • предоставления земель в защитной зоне водоемов с нарушением установленного порядка (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • порча земли в результате незаконной деятельности в виде пастбищных угодий, сенокосных наделов, систем мелиорации и водоснабжения, а также уничтожение лесных дорог (ст. 8.30 КоАП РФ).
  • правонарушения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель предусмотрена нормами главы 10 КоАП РФ.
  • Глава 11 Кодекса об административных правонарушениях содержит ответственность за незаконные действия в сельскохозяйственной отрасли путем уничтожения угодий и пастбищ.
  • Меры административного взыскания могут наступить за устройство свалки, стока канализации в местах, прилегающих к автомобильной дороге. Незаконная укладка технических устройств и коммуникаций, установка рекламных щитов, указателей либо строительство придорожных объектов без согласования с дорожными органами, а равно розжиг костров вблизи деревянных мостов является основанием для назначения наказания по ст. 11.21 КоАП РФ.
  • Глава 19 КоАП РФ содержит порядок наложения административного наказания за нарушение порядка управления, в частности по нарушению сроков рассмотрения заявок о выделении земли. Регистрация незаконных сделок с землей по  ст. 19.21 КоАП РФ признается административным правонарушением.

Принципы уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства

Более суровая ответственность предусмотрена за совершения правонарушений, за которые может быть применено уголовное наказание. Преступлением в сфере земельного пользования является противоправное общественно опасное деяние, совершенное лицом с умыслом или по неосторожности.

Принципы уголовной ответственности заключаются в том, что наказанию могут быть подвергнуты только граждане и должностные лица.

За совершение уголовно наказуемого деяния Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность в виде:

  • штраф, размер которого рассчитывается на базе МРОТ;
  • работ, к которым может быть привлечено виновное лицо по судебному решению;
  • ограничения или лишения свободы..
  • Получить строгое наказание возможно за несоблюдение следующих норм законодательства:
  • за умышленное действия по порче земель с причинением значительного ущерба. Под уничтожением понимается приведение  участка земли в полную непригодность для дальнейшего использования или значительное ухудшение его состояния. Данное преступление должно содержать тяжкие последствия, для устранения которых понадобится длительное время и финансовые затраты;
  • преднамеренное причинение вреда чужому имуществу при отягчающих обстоятельствах с причинением ущерба, превышающем 500 МРОТ;
  • регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений из кадастрового реестра либо намеренное уменьшение платежей за землю, совершенное должностным лицом из корысти или личной заинтересованности посредством служебного положения;
  • меры уголовной ответственности могут наступить за принуждение совершение сделки с землей или отказ от ее совершения под воздействием угроз жизни, за причинение вреда чужому имуществу;
  • за ухудшение или иную порчу ядохимикатами и иными опасными средствами, в результате которых был причинен ущерб человеку или природе наступает ответственность согласно ст. 254 УК РФ.

Земля, будучи источником благосостояния граждан, требует бережного отношения к ней, осознание данного факта позволит сохранить ее в первозданном виде для потомков. Никакие меры административной и уголовной ответственности не помогут, если люди не будут соблюдать элементарные правила землепользования.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemelnyj-nadzor/administrativnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya.html

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применя­ется в форме денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной ответственности могут быть привлечены как физи­ческие, так и юридические лица.

Штрафы за правонарушения налагаются административ­ными комиссиями местных органов Роскомзема, Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора. Наложение штрафов не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Виды правонарушений:

— Самовольное занятие земельного участка или использование зем.участка без оформления в установленном поядкеправоустанавлтвающих документов на землю

— Уничтожение спец.знаков — Уничтожение межевых знаков, границ зем.участков; уничтожение, повреждение или снос пунктов ГГС ,либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окруж. Природ.среды и ее загрязнения, входящих в гос. Наблюд. Сеть, а равно нарушению режима охр.

; неуведомление собственником, владельцем или пользователем зем.

Участка, здания или сооружения на которых размещены спец знаки об уничтожении о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда(подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений или иных работ.

  • — Самовольное занятие учасков лесного фонда
  • — Порча земель- самовольное снятие и перенесение плодородного слоя почвы
  • — Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использования по целевому назначению
  • 22.УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут уголовную ответственностьв порядке, установленном законодательством. Лица, виновные в совершении преступлений, т. е. общественно опасных деяний, запрещенных УК РФ под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст.

254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

  1. В УК предусматриваются преступления, связанные с земельными и иными экологическими отношениями:
  2. 1) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  3. 2) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  4. 3) незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.
  5. Преступлениями, связанными с земельными отношениями, являются следующие деяния.
  6. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
  7. Производство запрещенных видов опасных отходов, их хранение, захоронение или иное обращение веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
  8. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия.
  • Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями и иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
  • Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
  • 23.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гражданско-правовая (имущественная) ответственностьвыражается в возмещении убытков, вреда и т. п.

  1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
  2. В Гражданском кодексе РФ предусматриваются правила, которые применяются в случаях причинения вреда:
  3. 1) вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;
  4. 2) законом или договором может быть установлена обязанность лица, причинившего вред, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;
  5. 3) лицо, причинившее вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины;
  6. 4) вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия лица, причинившего вред, не нарушают нравственные принципы общества;
  7. 5) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;
  8. 6) если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность;
  9. 7) юридическое лицо, гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых обязанностей. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении ими предпринимательской или иной деятельности товарищества или кооператива;
  10. 9) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)органов власти, должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования;

10) юридические лица, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Возмещение убытков, вреда производится добровольно либо по решению суда.

Решением суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре. На ответчика с согласия сторон может быть возложена обязанность по устранению последствий земельного правонарушения за счет своих средств.

Под исполнением обязанности в натуре понимается восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, строений, сооружений, снос незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановление межевых и информационных знаков, устранение иных последствий земельных правонарушений и исполнение возникших обязательств.

  • 24.ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • Одним из видов ответственности за правонарушение является дисциплинарная ответственность.
  • Дисциплинарной ответственностьюявляется юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе работников организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Земельным кодексом РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организации.

Должностные лица и работники, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Должностные лица и работники организаций, учреждений, предприятий в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами несут дисциплинарную ответственность.

В отличие от административной и уголовной ответственности, законченного перечня дисциплинарных проступков не существует – их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

  1. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка:
  2. – замечание;
  3. – выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников иные виды дисциплинарных взысканий.

Например, Законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что руководители организаций, учреждений, предприятий, другие работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрений: за невыполнение планов и мероприятий по охране природы; за нарушение нормативов качества окружающей природной среды или природоохранительного законодательства.

Дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения применяется работодателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Этот вид юридической ответственности наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства.

25. Управление земельным фондом

(классификация земель; роль целевого назначения земель; органы государственного управления земельным фондом) Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.

Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану.

Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Классификация земель

Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения.

Это позволяет обществу, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевод их из одной категории в другую, а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.

Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования всегда являлось краеугольным принципом российского земельного права.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся пашня, выгон, сенокос, сад, огород, используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Площадь земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства, ежегодно сокращается на сотни тысяч гектаров, что не может не вызывать тревогу, заставляет предпринимать усилия по обеспечению экологической и продовольственной безопасности страны.

Второй категорией земель являются земли населенных пунктов – поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.

Индустриализация и научно-технический прогресс обусловили выделение земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ранее они назывались землями специального назначения).

Самой большой категорией земельного фонда по площади считаются земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы.

Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий – природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.

Роль целевого назначения земель

Целевое назначение земель – это установленные правом порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга.

Назначение и режим земель отражаются в землеустроительной и градостроительной документации и не являются неизменными – они систематически пересматриваются в государственных органах и органах местного самоуправления.

Категория земель указывается в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель; в свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю; в документах государственного земельного кадастра; в документах государственной регистрации земель, недвижимого имущества.

В отношении каждого вида земель предусматривается полномочный орган, имеющий право перевода земель из одной категории в другую. Нарушение установленной подведомственности перевода земель из категории в категорию может явиться основанием для признания недействительными актов или сделок, для отказа в государственной регистрации прав на землю.

Органы государственного управления земельным фондом

Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое управление. Общее управление земельным фондом осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное Собрание, Президента, Правительство РФ. Это – органы общей компетенции.

Государственный комитет России по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем) является специально уполномоченным государственным органом в области охраны земель. Таким образом, Госкомзем – орган общего управления специальной компетенции.

Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель.

Задачи перед отраслевым управлением ставятся органами общего государственного управления.



Источник: https://infopedia.su/12x7b74.html

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения в 2019 году: признаки, виды, порядок привлечения | Земельный эксперт

4816

статьи:

В законодательных актах РФ закреплены нормы, согласно которым при совершении землепользователями или иными лицами правонарушений в сфере эксплуатации и охраны земель, в отношении указанных лиц применяются различные меры ответственности. В настоящее время отечественное законодательство выделяет следующие виды ответственности за земельные правонарушения:

  • административная;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • уголовная.

Административная и уголовная ответственность выделяется в ст. 74 ЗК РФ, но подробно раскрывается в соответствующих нормативных актах.

Каждое земельное правонарушение содержит 3 основных элемента:

  • объект нарушения;
  • участники деяния;
  • специфика дела.

В зависимости от совокупности указанных факторов, определяется и мера ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения

  • Такой тип ответственности наиболее распространен в сфере эксплуатации земельных участков, так как применяется к правонарушениям, не отличающимся значительной степенью тяжести.
  • Административная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена КоАП РФ.
  • Кодекс выделяет следующие виды наказаний:
  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния;
  • лишение специального права;
  • дисквалификация и другие санкции.

Предупреждение выражается в виде официального порицания действий гражданина или организации и выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Юридическое лицо считается виновным лишь тогда, когда у него имелись полномочия для исполнения норм и правил закона, но никаких мер им принято не было.

Конкретные составы административных правонарушений закреплены в статьях 7.1, 7.2, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9 КоАП РФ. Указанные нормы можно структурировать на следующие виды административных правонарушений в области земельных отношений:

  1. Нарушения экономического характера, то есть деяния, связанные с захватом надела, несвоевременным возвратом территорий, нарушением землеустроительных проектов.
  2. Экологические правонарушения. Выделяются порча, деградация почвы, осуществление агротехнических процедур, негативно влияющих на состояние земельного участка, неисполнение противоэрозионных мероприятий.
  3. Противоправные деяния, связанные с землепользованием, в частности, самовольное устройство бытовых построек, потрава посевов, вредительство.
  4. Нарушения правил эксплуатации территорий – отсутствие мер по борьбе с сорными растениями, нарушение правил благоустройства и содержания площадей.
  5. Нарушения должностными лицами своих обязанностей – нарушение административных регламентов, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение кадастровых процедур.

В рамках земельно-правовых отношений административная ответственность может быть наложена как на физических лиц, так и на организации, муниципальные и государственные ведомства. Особенностью данного вида ответственности является то, что за каждое правонарушение предусмотрено только одно административное наказание (из числа основных).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В том случае, когда признаки противоправного деяния показывают, что оно является крайне опасным для общества и окружающей среды, наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения, то есть, можно сказать, что совершенный поступок считается преступлением.

В такой ситуации субъектами преступления являются только граждане, в том числе должностные лица. Все преступления, связанные с землепользованием можно разделить на следующие виды:

  • специальные, то есть объектами выступают исключительно правоотношения в рамках землепользования;
  • общие, где объектами становятся уже земельные и общественные отношения.

К уголовным преступлениям можно отнести следующие категории дел:

  1. Экологические — в рамках таких деяний выполняется посягательство на земельные территории, как элемент экосистемы. В группу включено такое преступление, как порча земли (ст. 254 УК РФ)
  2. Экономические — предполагают получение прав на надел незаконным путем, например, при помощи регистрации незаконных сделок (ст. 170 УК РФ).

Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Для административных правонарушений порядок привлечения к ответственности отличается следующими этапами:

  1. В результате мониторинга земель или по заявлению пострадавшего лица, выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется официальный протокол и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган.
  3. В течение 15 дней производится рассмотрение частного случая и принимается решение.
  4. После этого комиссия составляет распоряжение о назначении административного наказания, и дело передается в суд.
  5. Суд принимает решение о мере наказания и передает на исполнение приставам.
  6. Виновник уведомляется в трехдневный срок.

С уголовным наказанием все обстоит несколько иначе, потому что рассмотрение дела происходит не в администрации, а уже в полиции. После окончательного выяснения состава преступления и получения пояснений у виновного лица, дело также передается в суд и наказание уже назначается согласно Уголовному кодексу РФ.

Пример по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Фермер Иванов посадил пшеницу на своем участке, ухаживал за посевами и ждал урожай. Через некоторое время мужчина посетил свое поле и обнаружил, что пшеница частично испорчена.

Иванов решил, что виноваты в этом птицы или животные и решил караулить свои посевы. Через некоторое время он увидел человека, который подъехал к полю и стал топтать злаки. В дальнейшем, выяснилось, что это обычный хулиган. Фермер поймал мужчину и отвел его в полицию.

После того как его опросили и выпустили, было назначено судебное заседание, в рамках которого преступнику назначили административное наказание в виде ареста на 15 суток и штрафа для возмещения причиненного ущерба.

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. К мерам за противоправный поступок в рамках эксплуатации земельных территорий, относится уголовная и административная ответственность.
  2. Административная мера наказания предусмотрена для различных проступков, в результате которых земле и ее владельцам был нанесен существенный ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это также мера наказания, но предусмотренная за деяния, представляющие особую опасность для человека и природы, то есть за преступления.
  4. Порядок назначения наказания для разных видов нарушения закреплен законодательно и имеет некоторые различия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Вопрос: Здравствуйте, мой сосед постоянно моет свою машину рядом с моим земельным участком и вся грязь, бензин и другие вредные вещества текут ко мне, потому что моя площадь расположена ниже.

Я уже неоднократно предлагал ему решить проблему мирным путем, однако, никакого результата не достиг. Подскажите, могу ли я решить ее иным способом и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 74 ЗК РФ, действия вашего соседа могут быть квалифицированы, как административное нарушение. Опасности для вашей жизни его действия не представляют, однако наносят существенный вред земельному участку. Соответственно и наказание должно быть именно административным.

Указанное вами нарушение входит в группу экологических.

В таком случае решение возможно лишь одно – обращение с жалобой в администрацию вашего региона. Ваша жалоба будет рассматриваться в течение 15 дней и при обнаружении состава правонарушения, а также выяснений всех обстоятельств дела, перейдет в суд.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Особенностью административной ответственности является то, что она предусматривается только за формальные правонарушения, т.е. прямо указанные в законе деяния.

Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений, например:

    • самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
    • порча земель (ст. 8.6);
    • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); и др.

Группы земельных правонарушений:

    1. деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком (самовольное занятие земельного участка, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков, и т.д.

      );

    2. нарушения порядка государственного управления (действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений);
    3. нарушения требований в области охраны земель (например, административная ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель).

Субъекты административной ответственности за нарушение земельного законодательства:

    • физические лица (граждане и должностные лица),
    • юридические лица (организации).

За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен административный штраф.

Меры административной ответственности в различных случаях применяются должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Росприроднадзором, Роспотребнадзором, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativnaya-otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

2 × один =