Что такое скзи в тахографе

В этой статье:

Главная Статьи Тахограф c СКЗИ

Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.

Что такое скзи в тахографе

Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.

Устройство тахографа с СКЗИ

Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось.

Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.

Рекомендуем!  Программа 3-ндфл за 2015 год: как заполнить обязательные вкладки

Что такое скзи в тахографе

СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:

  • блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
  • управляющую систему;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • хронометр;
  • акселерометр.

Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.

Функции блока НКМ с криптографической защитой

Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001,  Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:

  • Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
  • Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
  • Защиту зафиксированных данных от изменения.

Что такое скзи в тахографе

Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.

 Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией.

Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.

Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?

Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов  — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:

  • СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
  • ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.

Есть различия и в способе защиты информации:

  • В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
  • В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.

При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.

Что такое скзи в тахографе

Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов,  водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.

Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ

Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:

  • У нас есть все разрешения, необходимые для выполнения такого вида работ.
  • Замена блока, его калибровка и последующая активация будут выполнены в кратчайшие сроки.
  • Также наши специалисты обеспечат соблюдение юридических формальностей, что позволит вам успешно эксплуатировать ТС с обновленным блоком защиты.

Источник: http://EraGlonass.ru/taxograf-c-skzi/

Скзи для тахографа (или нкм)

Что такое скзи в тахографе

Актуальный в последнее время вопрос, что же за зверь такой этот блок СКЗИ или его второе название НКМ (навигационный криптозащитный модуль). Если специалистам которые занимаются установками тахографов более менее понятно, что это, то простому обывателю или водителю сложно представить, что это за устройство.

Дословная расшифровка звучит как Средство Криптографической Защиты Информации, т.е.

по сути этот блок это специальная энергонезависимая память, которая хранит информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, которая производит шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи, которую выдает удостоверяющий центр. Благодаря этому данные которые хранятся в блоке не могут быть скорректированы и удалены без расшифровки.

Выглядит этот блок как небольшая коробочка с входом для антенны навигации. Он вставляется внутрь всех допущенный цифровых тахографов.  Доставать, переставлять или производить какие либо операции с этим блоком, не имея лицензии ФСБ запрещено.

Некоторые производители, даже не продадут вам тахограф с СКЗИ без лицензии, ее номер указывается в договоре на поставку.

В составе блока имеется: управляющий контроллер; криптографический сопроцессор  К5018ВГ1Х1 (КС); встроенные часы реального времени; ГЛОНАСС приёмник ГеоС-3; резервный источник электропитания; микросхема энергонезависимой памяти RAM; акселерометр.

Основное назначение блока СКЗИ (НКМ):

  • шифрование данных;
  • идентификация цифровой подписи, которая применяется выдаче зашифрованных данных;

Блок обеспечивает:

  • защиту информации цифрового тахографа;
  • создание и проверку цифровой подписи;
  • привязку информации к времени и координатам.

Хранит информацию о производителе тахографа, его платы, версии ПО, серийный номер даты производства и активизации.

Срок действия цифровой подписи 3 года, поэтому через 3 года блок подлежит замене! Это наверное самая плохая новость, ведь фактически придётся менять каждые 3 года блок стоимостью около 15-20 тысяч рублей. Чем не устраивали обычные цифровые тахографы непонятно, ведь даже в них изменить информацию практически невозможно.

Эксплуатация устройств с СКЗИ

Есть еще один момент о котором стоит упомянуть, это неделимость транспортного средства и блока НКМ.

Он активируется на данные ТС и соответственно эксплуатироваться может только на данной машине, в случае поломки тахографа его нельзя взять и переставить в новый тахограф на время ремонта старого, для этого требуется особая лицензия ФСБ.

То есть машина после отправки тахографа в ремонт фактически не должна эксплуатироваться, ведь покупать еще один тахограф чтобы активировать на эту же машину очень не бюджетно, да и фактически старый блок СКЗИ, в таком случае, можно попросту выкинуть. Процедура перерегистрации СКЗИ ФБА «Росавтотранс» на сегодняшний день не описана!

Фотографии СКЗИ блока тахографа

Что такое скзи в тахографе

Интерфейсный разъем криптографического модуля

Что такое скзи в тахографе

Антенный разъем криптографического модуля

Что такое скзи в тахографе

Установленный СКЗИ в тахографе Штрих

Источник: http://postebor.ru/zakony-o-taxografax/skzi-dlya-taxografa/

Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон

Автомобили могут оснащаться тахографами с СКЗИ и без СКЗИ, т.е. оборудованными и не оборудованными криптографическими модулями, либо же тахографами ЕСТР, соответствующими требованиям европейских нормативных актов.  При наличии криптографического модуля данные, поступающие в самописец, подвергаются шифрованию, при его отсутствии – информация записывается в память в неизменном виде.

При этом отличия тахографов с СКЗИ и без СКЗИ заключаются не только в наличии модуля криптозащиты данных, но и в допустимости их эксплуатации на автомобилях, осуществляющих рейсы на территории РФ. Именно поэтому так важно знать нормативные требования к установке тахографов на транспортные средства, а также досконально разбираться в принципиальных отличиях приборов разных типов.

Что такое скзи в тахографе

Основные типы тахографов

Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.

Типы тахографов по характеристикам

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

Что такое скзи в тахографе

Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:

  • Карты для тахографов ЕСТР.
  • Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
  • Карты для тахографов с СКЗИ.

Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е.

если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР.

Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.

Блок СКЗИ в цифровых тахографах

Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:

  • Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
  • По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
  • Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.

Что такое скзи в тахографе

Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.

Особенности конструкции и активации блока СКЗИ

Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:

  • контроллер;
  • часы;
  • акселерометр;
  • криптографическое устройство;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • энергонезависимая память;
  • автономный источник питания.

Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).

После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.

Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:

  • При выходе из строя модуля или самого тахографа;
  • При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
  • При смене информации о транспортном средстве.

Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них

Как определить – тахограф с СКЗИ или без этого блока установлен на автомобиль? Этим вопросом задаются многие автовладельцы, поскольку нормативная база строго регламентирует эксплуатацию контрольных устройств обоих видов.

Есть несколько отличительных признаков:

  1. В монтажном отсеке, который обычно расположен в верхней части самописца, должен быть установлен небольшой модуль.
  2. На тахографической карте должна присутствовать голографическая наклейка.
  3. На распечатке технических данных устройства должен присутствовать номер модуля СКЗИ/НКМ.

Обратите внимание! Именно последний признак является самым важным, поскольку он позволяет определить не только наличие модуля, но и то, был ли блок СКЗИ правильно подключен и активирован.

Закон для тахографов с СКЗИ

Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:

  1. Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2018 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
  2. Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2018 года их эксплуатация не допускается.
  3. Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Штрафные санкции

Как таковой штраф за использование тахографа без СКЗИ в законодательной базе не предусмотрен. Но, согласно действующим нормам (Ст. 11.23 КоАП РФ) отсутствие модуля криптозащиты в тахографе означает несоответствие самописца требованиям законодательства. В этой ситуации действуют те же штрафные санкции, что и при эксплуатации ТС без тахографа:

  • для физических лиц – от 1 до 3 тыс. рублей.
  • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Наличие штрафных санкций – еще одна причина, по которой следует отличать тахографы с СКЗИ и без СКЗИ и выполнять своевременное переоборудование транспортных средств соответствующими контрольными устройствами.

Для замены блока СКЗИ и его активации в Санкт-Петербурге или области вы можете обратиться в нашу компанию – это позволит вам соблюсти все законодательные требования, сведя к минимуму временные и финансовые затраты.

Источник: http://MotusLTD.ru/stati/tahograf-s-skzi-i-bez/

Что это такое блок СКЗИ тахографа в 2019 году — цена с установкой, карта как оформить, для водителя где получить

Блок СКЗИ тахографа в России — это компонент тахографа, ответственный за шифровку информации, поступающей в этот прибор и за получение доступа к этим сведениям при наличии запроса извне.

Наличие такого блока вне России недопустимо, так как он является секретным, потому оснащенные им транспортные средства не покидают пределов страны.

Главные аспекты

Блок СКЗИ — это компонент тахографа российского образца. Сам тахограф призван накапливать информацию о рейсах водителя и выгружать ее уполномоченным лицам.

Блок СКЗИ отвечает за непосредственное выполнение операций с информацией с целью ее сохранения в секрете и ограничения доступа к ней.

Так, этот модуль шифрует данные и проверяет полномочия тех, кто хочет их получить. Устройство дешифрует эти данные, лишь если определяет, что запрашивающий имеет право знать их.

Для тех водителей, кто обязан ездить с тахографом российского образца (СКЗИ), существует и обязанность наличия в этом устройстве блока СКЗИ.

Его отсутствие означает ненадлежащее состояние самого прибора, что наказывается штрафом. При этом на вопрос, можно ли использовать данный тахограф на автомобиле, выезжающем за пределы России, будет безусловно отрицательным.

  • Тахограф — это устройство на борту автомобиля, которое предназначено для того, чтобы осуществлять вычисление базовых параметров его движения.
  • В частности, прибор предназначен для определения дистанции, которую прошел автомобиль, времени, которое им было потрачено на дорогу, и скорости, которую он при этом развивал.
  • Помимо этого с использованием тахографа также происходит определение того, какова была длительность рабочего дня водителя и сколько времени он отдыхал.

Тахографы ставят на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, в которых находится свыше восьми посадочных мест.

При этом установлена необходимость подобного прибора лишь на транспортных средствах, которые управляются водителями, работающими в организациях по найму по ТК.

Если же данное ТС находится в собственности самого водителя, установка такого аппарата на него не обязательна. Тахографы российского образца поставляются с блоками СКЗИ.

Блок СКЗИ расшифровывается как «Средство криптографической защиты информации».

Этот элемент конструкции представляет собой особую память снабжаемую энергией от собственного источника, в которой содержатся сведения, прошедшие шифрование с помощью специальной защитной программы.

Эта же программа осуществляет и дешифрование таких сведений. Сигналом, который побуждает ее выполнить операции шифровки и дешифровки, служит цифровая подпись, выдаваемая удостоверяющим центром.

Блок СКЗИ разработан в России и устанавливается на тахографы российских транспортных средств.

При этом оговаривается, что с таким прибором нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза.

Поэтому автомобили, которым необходимо осуществлять подобные поездки, оснащаются тахографами с блоком ЕСТР (европейского образца).

Последние также разрешены в России, хотя и предполагается, что их используют на ТС, совершающих рейсы за рубеж.

Альтернативные названия блока СКЗИ — НКМ (то есть навигационный криптозащитный модуль) или криптопроцессор.

Каковы его функции

Блок СКЗИ для тахографа отечественного образца выполняет следующие функции:

Верификация секретных ключей Которые применяются пи передаче информации
Шифровка Поступающих в устройство данных
Привязка этих данных К местоположению транспортного средства в данный момент и к текущему времени
Оценка действительности цифровой подписи Предъявляемой при запросе на получение доступа к сведениями

Также блок СКЗИ обеспечивает безусловную сохранность нескольких видов информации, которую запрещается каким бы то ни было образом корректировать никакому лицу, включая мастерскую.

В частности к ней относятся:

  • название компании, изготовившей тахограф;
  • адрес этой компании;
  • номер блока СКЗИ;
  • дата, когда устройство было принято в эксплуатацию.

Законодательная база

Законодательная база в отношении использования тахографа включает:

Что нужно знать

По внешнему виду блок СКЗИ для тахографа напоминает коробочку небольшого размера, которая оснащена входом, предназначенным для антенны навигации.

Это устройство помещается внутрь тахографов отечественного образца. Водитель не имеет права вынимать данный прибор, также ему не допускается изменять его положения или выполнять какие-либо действия по отношению к этому блоку. Равным образом это запрещено и для всех иных лиц.

Исключение составляют организации (мастерские), которые обладают лицензией компетентных органов на выполнение подобных действий.

При этом безусловно исключена его перестановка в другой тахограф на иное ТС. Блок СКЗИ включает следующие компоненты:

  • контроллер для управления устройством;
  • криптографический сопроцессор;
  • часы, определяющие реальное время;
  • приемник ГЛОНАСС;
  • акселерометр (датчик для определения ускорения);
  • память RAM энергонезависимого типа;
  • резервный источник энергии.

Допускается использование только таких типов блоков СКЗИ и таких моделей этих устройств, которые перечислены на официальном портале Федерального бюджетного учреждения Автотранс.

Правильность эксплуатации устройства

  1. Эксплуатация тахографа, оснащенного блоком СКЗИ, должна осуществляться согласно существующей инструкции, которая несколько различается с учетом модели, однако в целом сходна для всех устройств данного вида
  2. Перед началом рейса с тахографом водитель обязан поместить собственную карту водителя СКЗИ в надлежащем разъеме данного аппарата.
  3. Если водителей двое, они оба должны установить карты в разъемы, предназначенные соответственно для действующего водителя и для сменного водителя (или соводителя).

Что такое скзи в тахографе

Фото: разновидности карточек тахографа

При этой карту следует вставить надлежащим образом, так чтобы устройство ее не выкинуло. Это можно определить, если карта издаст щелчок.

Далее требуется выполнить активацию карты или карт, использовав PIN-код. Разумеется, его требуется указать правильно, если ввести его некорректно несколько раз подряд, то понадобится уже ввод PUK-кода.

Когда PIN-код принят, на дисплее устройства высвечивается приветствие. Далее водителю необходимо указать, чем он занимался перед поездкой.

Это может быть либо режим Работа, если он выполнял действия, непосредственно не относящиеся к вождению, либо режим Отдых, если он вовсе не занимался выполнением своих обязанностей.

После этого, когда транспортное средство отправляется в путь, тахограф самостоятельно переходит в режим Вождение, его настройка не требуется.

Далее в пути тахограф будет регистрировать все параметры рейса, от водителя не требуется совершения каких-либо действий.

Вслед за этим, когда автомобиль останавливается, и зажигание отключается, возможны два варианта.

Либо тахограф сам начнет фиксировать время режима Отдых, либо же водителю нужно перевести аппарат в этот режим своим действием.

У различных моделей тахографов СКЗИ возможно наличие как одного, так и другого варианта. После того, как смена завершена, карту извлекают из тахографа.

Печать сведений с тахографа выполняется на термобумагу. Определено, что присутствие рулона этого материала внутри самого аппарата, а также двух резервных рулонов в салоне относится к обязательным требованиям для водителя.

При его несоблюдении считается, что тахограф неисправен. Для тахографов СКЗИ отсутствуют общие требования в отношении бумаги, они могут быть разными для различных моделей.

При выполнении распечатки начинают с выхода в общее меню. Он, как и все последующие действия, может выполняться разным образом на различных моделях устройства, чаще всего в это меню выходят нажатием клавиш «ОК» либо «Ввод».

Далее переходят в пункт общего меню, называемый Печать. При его открытии водитель обычно попадает в подменю, где можно выбрать распечатку по автомобилю (то есть все события, относящиеся к самому транспортному средству) либо по водителю (то есть все события, относящиеся к определенному сотруднику).

Следом можно указать печать определенной категории сведений. Водитель может запросить распечатку режима труда и отдыха. Ему могут потребоваться сведения о технических данных автомобиля.

Возможна распечатка событий и ошибок, то есть всех экстраординарных происшествий, произошедших в определенный период, либо тахограммы.

Как часто надо менять

  • Установлено общее требование, в соответствии с которым очередная замена блока СКЗИ к тахографу должна производиться один раз в каждые три года.
  • В то же время существует целый ряд параметров, которые требуется внести в устройство для активации блока СКЗИ.
  • Вследствие этого при изменении такой информации сам блок понадобится заменить во внеочередном порядке.
  • Среди сведений такого рода информация о самой организации, в том числе:
  • название предприятия, которое использует данное транспортное средство;
  • ОГРН предприятия;
  • ИНН предприятия;
  • код субъекта Федерации (согласно классификатору);
  • город;
  • юридический адрес компании.

Также необходимо занести в устройство сведения о самом транспортном средстве, в том числе это:

  • марка автомобиля;
  • модель автомобиля;
  • год его изготовления;
  • расцветка;
  • регистрационный номер транспортного средства;
  • идентификационный номер ТС (VIN);
  • паспорт транспортного средства.

Выяснить, обязательно или не требуется в данный момент выполнить замену прибора досрочно, можно, сверившись с вышеприведенным списком.

Перемена в любом из упомянутых параметров — достаточное основание для смены самого тахографа.

Какова цена с установкой

Цена тахографа, если это устройство приобретается отдельно, может составлять примерно 28–32 тысячи рублей.

  1. Стоимость его приобретения с установкой, включая выполнение всех необходимых процедур (то есть под ключ) может достигнуть 36–40 тысяч рублей.
  2. Если же требуется замена блока СКЗИ тахографа, стоимость такой процедуры составить примерно 20 тысяч рублей.
  3. При этом около 15 тысяч уйдет на само устройство, а остальная часть общей суммы будет израсходована на его активацию, калибровку и иные действия.

Как оформить карту СКЗИ к тахографу

Оформить карту СКЗИ можно, обратившись в мастерскую, которая допущена к их изготовлению. Это обращение можно осуществить любым из равнозначных способов:

  • отправить пакет необходимых документов по почте или через курьера;
  • переслать эти документы в электронном виде через интернет;
  • прийти в офис организации и оформить все бумаги там.

В любом случае процедура включает следующие этапы:

Написание заявления водителя на выдачу ему карты СКЗИ Которое выполняется понятым почерком и подтверждается подписью. При этом к заявлению водитель обязан приложить разрешение на обработку предоставленной им личной информации и собственные контактные данные
Подготовка прочих документов В том числе копии общегражданского паспорта, водительского удостоверения и справки от работодателя, поскольку карты требуются только водителям, которые трудятся по найму
Выполнение фото Которое крепится к заявлению, оно должно отвечать ряду требований:
  • фотография черно-белая;
  • ракурс анфас;
  • фон белый, одежда желательно темная;
  • фото должно быть без артефактов;
  • оно не может быть как недосвеченным, так и пересвеченным;
  • формат фото 3,5х4,5 сантиметра;
  • у него должны отсутствовать уголки
Отправление пакета документов В мастерскую одним из вышеуказанных способов
Оплата процедуры

После оплаты организация приступает к изготовлению карты СКЗИ к тахографу. Длительность ее производства может существенно разниться в зависимости от организации. Быстрее всего эта операция осуществляется в Москве.

Где можно ее получить

Получение карты водителя СКЗИ возможно только в мастерских, которые сертифицированы государством на выдачу заявителям данных средств криптозащиты. Иные организации не имеют право ее выдавать.

Видео: устройство и назначение блока

Чем отличается данная карта от ЕСТР

  • Карты СКЗИ и ЕСТР обладают определенными сходствами, у обеих один и тот же размер, совпадает и их расцветка.
  • Сущностная разница заключается в том, что, несмотря на совпадение формата, устройство определенного типа не воспримет карту другого образца.
  • Это верно как для тахографа СКЗИ, в который поместили карту ЕСТР, так и для прибора ЕСТР, в который вложили карточку СКЗИ.

Что такое скзи в тахографе

Фото: отличие карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Это является следствием разницы в приемах кодировки данных в микрочипах двух изделий. Также существует и ряд внешних отличий:

На карточках этих двух типов различается шрифт Которым выполнен текст и водяные знаки, на карте СКЗИ вся информация на кириллице (по-русски), а на карточке ЕСТР — на латинице (по-английски) с дополнительным дублированием на русском
Номер карты СКЗИ Начинается с сочетания букв RUD, а номер карты ЕСТР — с сочетания букв DR
Карта СКЗИ Запускается посредством PIN-кода

Кроме того, изготовление одной карты европейского образца будет стоить в полтора раза больше, чем выпуск карты СКЗИ.

Иначе говоря, на вопрос о картах водителя с СКЗИ и без СКЗИ, в чем разница между ними, ответ несложен. Они выпущены для разных локаций, несовместимы между собой и различаются стоимостью.

Предусмотрен ли штраф за вождение без данного блока

Отсутствие блока СКЗИ означает, что тахограф оснащен ненадлежащим образом. Подобное положение приравнивается к езде без данного прибора. За данное правонарушение предусмотрен штраф.

Его размер составляет:

1000–3000 рублей Для водителя транспортного средства, если установлено, что данная ситуация возникла по его вине
5000–10000 рублей Для организации или должностного лица, если определено, что именно они виноваты в таком положении

Итак, блок СКЗИ тахографа представляет собой один из компонентов этого прибора. Он отвечает за шифровку информации, пришедшей на прибор с целью сокрытия ее содержания и избежания ее изменения.

При обращении к памяти тахографа такой запрос также проходит через блок СКЗИ, который определяет, нужно ли прибору по данному запросу предоставлять соответствующие сведения. Если ответ утвердительный, блок СКЗИ производит их дешифровку.

Установка этого блока на тахограф СКЗИ является обязательной. Его функционирование без данного модуля является нарушением.

При этом установка блока СКЗИ является отдельной процедурой, для него действует срок годности в три года. По его истечению блок нужно заменить, что не предполагает замены самого тахографа.

Какие-либо операции с блоком СКЗИ могут совершать только сотрудники уполномоченной мастерской, но не водитель и не любые другие лица.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://autolab24.ru/chto-jeto-takoe-blok-skzi-tahografa/

Блок скзи тахографа — что это такое?

« Назад

Что такое скзи в тахографе

Блок СКЗИ «НКМ-К»

Средство криптографической защиты информации, коротко — СКЗИ, сохраняет данные, полученные с тахографа в кодированном виде.

Кодируется информация при помощи специальной программы защиты, ориентирующейся на цифровую подпись. Её выдаёт уполномоченный центр. Данные не могут изменяться самостоятельно, минуя контроль центра.

В нашем магазине легко купить блок СКЗИ тахографа нкм к. Ведь его нужно менять каждые три года.

Общий вид

Цифровой тахограф, имеющий сертификацию, обязательно снабжён модулем СКЗИ. Устройство имеет вид небольшой коробочки, в которой есть разъём под антенну. Функции, возложенные на блок памяти следующие:

  • Кодирование информации.
  • Защита данных.
  • Идентификация и проверка подписи.

Особенности использования

У нас, стоимость блока СКЗИ, имеет адекватную цену. Однако, следует понимать, что замена модуля и его активация обязательно проходит в мастерской или сервисном центре, имеющих лицензию ФСБ на этот вид деятельности. Срок действия цифровой подписи три года. По прохождении срока, модуль должен быть обязательно заменён.

Ведь он хранит все данные о самом тахографе, его производителе, серийных номерах. После активации устройство работает положенное время, после чего блокируется. До окончания эксплуатационного срока, за месяц, на экране тахографа будет информация о необходимой замене блока. Устройство, неделимая часть от тахографа и автомобиля.

 Активировать его можно только один раз. Действие проводят в следующих случаях:

  • Во время начальной установки.
  • При смене модуля, когда истёк срок эксплуатации.
  • В случае замены, связанной с изменениями в регистрационных данных.

Важно! Купить блок СКЗИ тахографа нкм к, можно только для работы на территории Российской Федерации. Сертификацию в качестве средства измерения, соответствующего Российскому законодательству, имеют две модификации блока СКЗИ. Это «НКМ-2» (практически уже ушел с рынка) и «НКМ-К».

Замена СКЗИ

Приказ Министерства транспорта РФ No273, ставит обязательным условие замены каждые три года. Обратившись в сервисный центр, процесс будет проходить несколькими этапами.

Контрольное устройство демонтируют и произведут деактивацию модуля с открыванием сертификата. Далее, предстоит удалить данные из базы и блока.

Новый модуль монтируют в тахограф, производят активацию и устанавливают в автомобиль. При надобности проводят калибровку.

Когда работа окончена, требуется подготовить отчёт о том, что блок СКЗИ вывели из эксплуатации. Отчёт отправляют в уполномоченные органы. Сам блок должен год храниться на предприятии, после этого подлежит утилизации.

Необходимость приобретения и установки

Каждая грузоперевозочная компания обязана снабжать автобусы и грузовые автомобили тахографами. В случае уклонения от выполнения правил законодательства РФ, на компанию налагаются штрафные санкции.

Несмотря на жёсткость законов и существенную стоимость, устройство контроля приносит положительные результаты, значительно экономит бюджет компании. Так как модуль является неотъемлемой частью оборудования и подлежит регулярной смене, цена для покупателя имеет первостепенное значение.

Стоимость блока СКЗИ в нашем магазине невысока, соответственно и расходы по установке будут меньше.

Источник: https://blok-skzi.ru/poleznyye-stati/article_post/blok-skzi-takhografa-chto-eto-takoye

Замена блока СКЗИ тахографа ♲

  • деактивация прежнего или неисправного блока
  • демонтаж прежнего блока и передача на хранение владельцу в течение года
  • установка нового блока СКЗИ
  • активация нового блока СКЗИ
  • калибровка тахографа
  • выдача документов

Цена блока СКЗИ для тахографа 16 500 руб. В комплексе с работами по замене, активации и калибровке (настройке тахографа) всего 21.000 руб, включая сам прибор.

Для активации блока СКЗИ при замене информация отправляется в ФБУ Росавтотранс для получения необходимого электронного сертификата, и передаче информации о выводе прежнего блока из эксплуатации. Все манипуляции происходят с помощью карты мастерской и специализированного АРМ и ПО.

Для упрощенного понимания можно сказать что это одно и то же.

СКЗИ — «Средство криптографической защиты информации». Информация записываемая СКЗИ особым образом шифруется и не поддается корректировке.

Памятью системы является модуль — НКМ («Навигационно-Криптографический Модуль»). Это запоминающее устройство и как уже говорилось стереть или модифицировать, каким либо образом, записанную на нем информацию невозможно.

В памяти «зашита» информация о ТС (марка, модель, VIN, гос.номер) и данные его владельца (название организации, адрес, ИНН, ОГРН). После активации СКЗИ эту информацию также невозможно изменить – сделано это для того чтобы тахограф использовался только на занесенном в память при активации автомобиле и не мог беспорядочно переставляться с одного авто на другой, без замены НКМ.

В автомобилях используемых для международных перевозок установлен другой стандарт хранения данных (ЕСТР). Используются устройства европейского образца и блок криптозащиты в них отсутствует

Существует ряд причин для проведения замены.

По сроку — срок службы модуля НКМ («памяти») три года (36 месяцев) с момента активации — период действия «электронного ключа».  За это время память блока подходит к концу и места для записи новой информации уже не хватает, записанная ранее не стирается.

блок СКЗИ/НКМ меняют при смене собственника ТС или номера автомобиля.
физическое повреждение контрольного устройства.

По истечении срока действия система заблокирует работу тахографа, и как следствие дальнейшее использование тахографа будет считаться как работа с неисправным или отсутствующим прибором. Далее опять штрафы.

Производство, распространение и техническое обслуживание СКЗИ тахографов и карт осуществляются: согласно п. 81 приказа Минтранса No 36, в соответствии с ПКЗ-2005; согласно п. 10 приложения No 4 того же приказа — в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[7], Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

N 152-ФЗ «О персональных данных»[8] и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • Срок действия цифровой подписи (электронного сертификата ФСБ) 3 года, поэтому через 3 года блок подлежит замене!
  • Важно понимать что модуль СКЗИ может применяться исключительно на одном тахографе, и если, например, тахограф сломался, то невозможно блок СКЗИ вставить в другое устройство.
  • После вывода тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью или окончанием срока действия СКЗИ:

Мастерские должны выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их предприятию;
Демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение предприятию.

Работы осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г.

N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382);
Направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующем перечне.

Снятый блок со всеми данными храниться на предприятии в течение года
По истечении года утилизируется — данные стираются аппаратным или программным способом, блок уничтожается физически.

Направляется письмо в ФБУ «Росавтотранс» для включения сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующий перечень

Источник: https://tahonet.ru/zamena-skzi-nkm.html

Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без

23 Апрель 2018      Администратор      Главная страница » Статьи      Просмотров:  
1192

Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.

Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.

Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ

Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:

  1. Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она 85 тысяч, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
  2. Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ,  а это лишние траты на покупателя.
  3. В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.

Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.

Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами ???? Таким образом, разница только в правовом регулировании — Приказ №36 четко обозначает: если вы ездите по РФ, то вам необходим СКЗИ, если участвуете в международных перевозках, то можете устанавливать и использовать тахограф без СКЗИ европейского образца.

Виды тахографов с СКЗИ

На сегодняшний день имеется выбор из следующих моделей цифровых тахографов российского стандарта с блоком СКЗИ:

  • Атол Drive 5.
  • Меркурий TA-001.
  • Штрих-Тахо RUS SM (2 модели).
  • КАСБИ DT-20M.
  • EFAS V2 RUS.
  • VDO 3283.
  • Атол Smart.
  • ТЦА-НК02.

Цены начинаются от 35 000 рублей. Нередко компании-установщики предлагают приобрести прибор у них и получить скидку на работы по установке. При выборе следует ориентироваться на совместимость самописца с конкретной маркой автомобиля, особенности его эксплуатации и стоимость расходников и обслуживания.

Штрафы за отсутствие СКЗИ

С 1.01.2018 г. эксплуатация автомобиля с тахографом без СКЗИ приравнивается к вождению без прибора. Если вы осуществляете перевозки по территории РФ, то у вас должен стоять тахограф с СКЗИ.

Штраф за отсутствие блока СКЗИ тахографа такой же, как и в случае управления автомобилем с неисправным прибором, или без карты и т. п. и составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

По оценкам некоторых аналитиков, владение автомобилем с тахографом с СКЗИ настолько экономически невыгодно, что может привести к банкротству предприятия.

Отсюда возникает естественная потребность найти какой-то выход из ситуации. Каждый раз платить штрафы — тоже накладно.

Единственный законный выход: оформить международную лицензию на перевозки, установить тахограф ЕСТР, забыть про страшное СКЗИ и ездить по территории РФ, не нарушая закон.

Удачных поездок!

Источник: https://prosamit.ru/stati/otlichitelnye-harakteristiki-tahografov-s-skzi.html

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

пять × 5 =