Как составить отчёт по квотированию рабочих мест для инвалидов согласно законодательству?


В этой статье:

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей.

Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством.

Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Как составить отчёт по квотированию рабочих мест для инвалидов согласно законодательству?

Любопытная информация

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%.

При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями.

По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Размер штрафа
Ответственное лицо
от 100 до 300 руб. для граждан
от 300 до 500 руб. для должностных лиц
от 3000 до 5000 руб. для юридических лиц (ст.19.7 закона № 195-ФЗ 30.01.01г.)

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года). Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов.

Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению.

Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации

Любопытная статистика

Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций.

Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании.

Это позволяло уменьшить статью расходов.

Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:

  1. Общественные объединения инвалидов.
  2. Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.

При квотировании рабочих мест не принимается во внимание вид деятельности фирмы, ее форма собственности, правовая форма. Государственная также как и коммерческая организация имеют одинаковые обязанности по приему инвалидов.

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

  • выполняющие свои обязанности в опасных и вредных условиях труда, что подтверждено аттестацией должностей или специальной оценкой (ст. 21 ФЗ № 181);
  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от 3 сентября 2012 г. по делу № А32-13713/11).

Величина квоты

Некоторые факты

Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г., который действителен и сегодня.

Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. предписывают устанавливать квоту в пределах:

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области — 3%, в Ростовской — 4%.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле.

Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность.

Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Сокращение

Согласно законодательству, при сокращении штата увольняемым сотрудникам предлагаются вакантные должности, соответствующие или ниже их квалификации. Если же таковых не имеется, но присутствуют места, зарезервированные для инвалидов, предлагать их увольняемым нельзя. Такое возможно лишь в случае, если сокращаемый сотрудник имеет инвалидность.

Про квотирование рабочих мест для инвалидов смотрите в ролике

Отчетность

Согласно п. 3 ст. 25 Закона № 1032 — 1 раз в месяц или квартал (зависит от региона) организации должны предоставлять отчет по квотированию рабочих мест для инвалидов в службы занятости. Его форма и порядок предоставления устанавливаются региональным центром занятости (ст. 7.1-1 ФЗ № 1032-1). Приблизительное содержание отчета должно включать следующие сведения:

Дополнительная статья

Пенсия по инвалидности – это пособие, которое выделяется государственным бюджетом гражданам, имеющим 1, 2 или 3 группу инвалидности. Как оформить пенсию по инвалидности узнайте в этой статье.

  1. Наименование организации, ее адрес.
  2. Содержание локальных нормативных актов.
  3. Количество сотрудников.
  4. Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  5. Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  6. Требуемая профессия, квалификация.
  7. Образование, опыт работы.
  8. Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  9. Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  10. Продолжительность рабочего дня.
  11. Размер заработной платы.
  12. Социальные гарантии.

В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.

Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео

Ответственность

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции.

В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции.

По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).

Нарушения
Максимальная сумма штрафа (р.)
Несвоевременная подача отчета или его отсутствие 5000
Невыполнение квоты 10000
Отказ инвалиду в приеме на работу (при наличии свободного места по квоте) 10000

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе.

В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии — 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий.

Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

Дополнительная статья

Почитать про незаконный отказ в приеме на работу можно здесь.

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
    • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
    • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  2. Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  3. Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.
  • Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.
  • Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео
  • Важно учитывать лишь несколько нюансов:
  • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
  • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

Если у вас есть вопросы, пишите в х

Источник: https://otdelkadrov.online/4308-pravila-otchetnost-po-vydeleniyu-kvoty-na-invalidov-v-organizatsii

Сведения об инвалидах в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи

Организации и предприниматели, в штате которых имеются сотрудники с ограниченными физическими возможностями, подают в Центр занятости (ЦЗН) отчет о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. В статье разберем, когда подаются Сведения об инвалидах в Службу занятости, как составить отчет и каков срок его подачи в ЦЗН.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Согласно закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», работодатели, будь то организации или индивидуальные предприниматели, обязаны обеспечивать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями путем выделения или создания соответствующих рабочих мест.

В соответствие со ст. 21 закона, трудоустройство инвалидов обеспечивается согласно установленной квоте – процента от среднесписочной численности сотрудников организации:

  • фирмы с численностью работников от 35 до 100 человек включительно обязаны трудоустроить инвалидов в количестве не более 3% от средней численности сотрудников;
  • квота для предприятий и организаций с численностью более 100 работников составляет от 2% от 4% от среднесписочного количества.

Конкретный показатель квоты по трудоустройству инвалидов определяется на основании законодательно-нормативных актов региона, в пределах процентного диапазона, установленного ст. 21 закона №181-ФЗ.

Расчет количества рабочих мест для инвалидов осуществляется на основании среднемесячной численности работников организации. Сотрудники, привлеченные к вредным/опасным работам, в расчет квоты не включаются.

статью ⇒ «Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать».

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Как составить отчёт по квотированию рабочих мест для инвалидов согласно законодательству?

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Работодатели, которые согласно закону №181-ФЗ обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов, ежемесячно составляют отчет о выполнении/невыполнении установленной квоты и подают документ в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации (месту жительства ИП).

Особенности составления и подачи отчета рассмотрим ниже.

Бланк документа

  • Работодатели информируют ЦЗН о создании (выделении) рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями путем подачи специального отчета («Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствие с установленной квотой»).
  • Отчет составляется на бланке установленного образца, который можно скачать здесь ⇒ Информация о рабочих местах для инвалидов.
  • Форма отчета состоит из 3-х блоков:
  • 1-й блок – Информация о работодателе В блоке отражаются данные об организации/ИП: наименование фирмы (ФИО ИП), ИНН, ОГРН, контакты, юридический и фактический адреса, форма собственности, ОКОПФ.
  • 2-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов В таблице работодатель заполняет следующие графы:
  • отчетный период (календарный месяц);
  • средняя численность сотрудников (общая и рассчитанная в целях определения квотируемых рабочих мест для инвалидов);
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию (в том числе специально оборудованных);
  • количество выделенных (созданных) рабочих мест для инвалидов;
  • численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (на начало отчетного периода, принято, уволено, на конец отчетного периода);
  • невыполнение/перевыполнение квоты (количество сотрудников);
  • количество вакансий из числа квоты, заявленных в ЦЗН.

3-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов, арендованных у других работодателей В блоке работодатель указывает количество рабочих мест для инвалидов, арендованных в других организациях, а также численность сотрудников, занимающих данные рабочие места на конец отчетного периода.

Порядок заполнения отчета регламентируется нормативными актами региона. В общем порядке отчет составляется ежемесячно, накопительным итогом. Данные в отчете отражаются в разрезе отчетного периода (календарного месяца).

Как правило, обязанность по составлению отчета и его подаче в ЦЗН возлагается на сотрудника отдела кадров, ответственного за кадровый документооборот. Если речь идет о небольшом предприятии или ИП-работодателе, то отчет может быть составлен непосредственно руководителем фирмы или предпринимателем.

статью ⇒ «Как заполнить справку о среднем заработке для центра занятости: инструкция, образец».

Образец заполнения

Рассмотрим образец заполнения Информации о рабочих местах для инвалидов на примере работодателя из Ханты-Мансийска. В данном регионе установлены следующие показатели квоты для инвалидов:

  • предприятия со среднесписочной численностью от 101 до 500 человек обязаны обеспечить одно специальное рабочее место для инвалида;
  • организации с численностью сотрудников от 501 до 1000 человек обязаны обеспечить два специальных рабочих места;
  • для компаний численностью от 1001 до 5000 человек квота составляет три специальных рабочих места.

Работодатели Ханты-Мансийска подают отчет о выполнении квоты в ЦЗН ежемесячно, не позже 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Представим, что производственный комбинат «Жилстрой-5» ведет деятельность в Ханты-Мансийске. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 1312 человек, в связи с чем работодатель обязан обеспечить трудоустройство 3-х инвалидов.

Сотрудник отдела кадров комбината «Жилстрой-5» заполнил Сведения об инвалидов для ЦЗН следующим образом:

Наименование работодателя ООО «Производственный комбинат «Жилстрой-5».
ИНН 7710168360 ОГРН 1 037739085636
Ф.И.О. руководителя _____________________________________________
Телефон +7 346 733-35-51 факс +7 346 733-35-52 e-mail [email protected]
Юридический адрес г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 15
Фактический адрес г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 15
Форма собственности  частная
ОКОПФ (коммерческое или некоммерческое) 1 23 00

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗДАННЫХ ИЛИ ВЫДЕЛЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Отчетный период  (по месяцам) Среднесписочная численность работников в отчетном периоде (чел.) Среднесписочная численность работников  для исчисления квоты * в отчетном периоде (чел.) Количество рабочих мест, подлежащих квотированию у данного работодателя**                                                                                в отчетном периоде (ед.) Количество рабочих мест, фактически созданных (выделенных)  в пределах установленной квоты ****     на конец отчетного периода, в том числе с указанием рабочих мест (ед.) Численность инвалидов, работающих  на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.) Принято инвалидов на квотируемые рабочие места, в отчетном периоде (чел.) Выбыло (уволено) в  отчетном периоде(чел.) Численность инвалидов, работающих  на квотируемых рабочих местах, на конец отчетного периода (чел.) Невыполнение квоты  на конец отчетного периода (чел.) Численность  инвалидов, работающих сверх  установленной квоты,  на конец отчетного периода (чел.) Количество вакантных рабочих мест  для инвалидов  на конец отчетного периода, заявленных в органы занятости (ед.)
Всего в т. ч.   специальных рабочих мест в пределах установленной квоты *** Всего в т.ч. специальных рабочих мест Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на  специальные рабочие места Всего в т.ч. со  специальных рабочих мест Всего в т.ч.  на специальных рабочих местах Всего из них по специальным рабочим местам Всего в т.ч.  на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на специальные рабочие места
Январь 2019 1312 1210 3 3 3 1 4 1

Должности, на которых трудоустроены инвалиды по состоянию на конец отчетного периода (из гр. 14, 15): помощник архивариуса, ассистент менеджера по продажам, помощник кладовщика.

*В соответствии с  Федеральным законом от  24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

**** В соответствии с локальным нормативным  актом работодателя 12.05.2011 года №14-3/5 Положение о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. 

Сведения о рабочих местах, арендованных у других работодателей либо созданных или выделенных иными способами в соответствии с законодательством Всего (с указанием должностей, профессий) в т.ч. на специальных рабочих местах (с указанием должностей, профессий)
Количество рабочих мест, арендованных у других работодателей, либо созданных или выделенных рабочих мест иными способами в пределах установленной квоты
Численность инвалидов, работающих  на данных рабочих местах, на конец отчетного периода, из числа инвалидов, указанных в гр. 14, 15 (чел.)

Подпись руководителя, печать (при наличии)                 Петрушнев                             /Петрушнев В.Д./

Исполнитель, телефон                                                             Сурикова                             /Сурикова С.Л./ +7 346 733-35-51

Порядок и срок подачи

Сведения о трудоустройстве инвалидов  ежемесячно подаются в территориальный орган Службы занятости в письменном виде. Срок подачи отчета устанавливается законодательными актами региона и, как правило, составляет до 10-ти дней после истечения отчетного периода (например, за январь 2019 – до 10.02.2019).

Согласно КоАП, для работодателей, не обеспечивших трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты и не предоставивших соответствующий отчет в ЦЗН, предусмотрен штраф в размере до 10.000 руб.

статью ⇒ «Сведения о вакансиях в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи».

Источник: https://online-buhuchet.ru/svedeniya-ob-invalidax-v-sluzhbu-zanyatosti-kak-sostavit-obrazec-srok-podachi/

Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует.

Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор.

Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н. Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек.

Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст.

21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий.

В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости.

Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть.

Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной.

Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Отчет о предпенсионерах

Новый отчет в центр занятости с 1 октября 2019 года называется «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами». Форма отчета предложена в письме Роструда от 25.07.

2018 № 858-ПР (скачать и письмо, и форму можно ниже).

Подробно о том, как заполнить отчет, обязаны ли работодатели его сдавать, или это рекомендации, будет ли штраф за несдачу — мы написали в статье «До 15 октября 2019 года работодатели должны сдать новый отчет».

Форма «Сведения о потребности в работниках»

Форма «Сведения о высвобождаемых работниках»

Форма «Информация о рабочих местах для инвалидов»

Форма отчета по охране труда

Письмо Роструда

Форма отчета о предпенсионерах

Источник: https://ppt.ru/forms/centr-zanyatosti/otcheti

Ямало-Ненецкого автономного округа

Методические рекомендации

1. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов — абзац 2 подпункта 6 пункта 1 статьи 7.1-1, пункт 1 и 2 статьи 13, абзац 7 пункта 1 и абзац 3 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1); — статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ); — часть 1 статьи 5.42, статья 19.7, пункт 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ; — федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 181н; — статьи 5-7 Закона автономного округа от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Закон № 54-ЗАО, автономный округ); — абзац второй пункта 2.1.6 Положения о департаменте занятости населения автономного округа, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года № 1028-П; — Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 17 ноября 2016 года № 1092-П (далее – Порядок № 1092-П); — Административный регламент по исполнению государственной функции «Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов», утвержденный приказом департамента занятости населения автономного округа от 25 ноября 2013 года          № 180-П;

— Перечень должностных лиц, департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом департамента занятости населения автономного округа от 23 августа 2013 года № 133-П.

Работодатели автономного округа независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 35 человек, являются объектами контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. 3. Суть обязательства работодателя Работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, обязаны создавать (выделять) рабочие места для трудоустройства инвалидов (квотировать рабочие места) и представлять в центр занятости населения в установленные сроки отчет (информацию о квотировании рабочих мест).4. Вопросы, подлежащие проверке — соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов; — соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;

— полнота и достоверность представления субъектом контроля в центр занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.

5. Проверяемые документы работодателя — копия структуры субъекта контроля; — копия штатного расписания (с разбивкой по территориальным структурным подразделениям при наличии), действующего на момент проверки; — сведения по общей численности работников субъекта контроля на 01 января текущего года; — сведения о среднесписочной численности работников, осуществляющих деятельность в представительствах и филиалах субъекта контроля, находящихся за пределами муниципального образования (либо автономного округа), за предшествующий календарный год; — сведения о среднесписочной численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда за предшествующий календарный год; — информация о численности фактически работающих инвалидов на дату проверки; — копии трудовых договоров инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты;

— копии локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных, выделенных или зарезервированных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе специальных рабочих мест.

6. Нормативное обоснование обязательных требований, подлежащих проверке — часть 3 статьи 25 Закона № 1032-1; — статьи 22, 24 Закона № 181-ФЗ; — часть 2 статьи 5, пункты 2, 6 части 2 статьи 7 Закона № 54-ЗАО; — пункт 2.5, абзац 10 пункта 2.8 Порядка № 1092-П;

— пункт 1 приказа департамента от 14 декабря 2018 года № 226-О «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для каждого работодателя Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 год».

7. Практика применения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов 7.1. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком № 1092-П. 7.2. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов (расчет квоты), обязательных для создания или выделения. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения. Неправильно исчисленная квота, зачастую, влечет возбуждение административного процесса и привлечение правонарушителей к административной ответственности. Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции: — для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 1 процента от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону увеличения); — для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону уменьшения); — в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда; — в среднесписочную численность работников не включаются работники, осуществляющие свою деятельность в структурных подразделениях (филиалах) работодателя, находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа. Формула расчета квоты 1.    если А, то –  (СЧ – Ф – В) х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места; 2.    если Р, то –  (СЧ – Ф – В) х 2% = 2,6 → = 2 рабочих места; или 1. если А, то –  СЧ х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места; 2. если Р, то –  СЧ х 2 % = 2,6 → = 2 рабочих места, где   А — численность работников до 100 человек – 1%; Р — численность работников свыше 100 человек – 2%; СЧ – среднесписочная численность работодателя; Ф – структурные подразделения (филиалы, представительства, находящиеся за пределами муниципального образования или автономного округа); В — работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Пример № 1: по данным работодателя: — общая численность работников – 90 человек; — среднесписочная численность – 88 человек; — среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящегося за пределами муниципального образования или автономного округа, – 73; — среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, — 0. Таким образом, расчетная квота составляет: (88 — 73) х 1% = 0,15 рабочих места. Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону увеличения. Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место. Пример № 2: по данным работодателя: — общая численность работников – 150 человек; — среднесписочная численность – 99 человек; — среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 0. — среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, — 0. Таким образом, расчетная квота составляет: 99 х 2% = 1,9 рабочее место. Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения. Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место. Пример № 3: по данным работодателя: — общая численность работников – 362 человека; — среднесписочная численность – 359 человек; — среднесписочная численность работников структурных подразделений (филиалов), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 102. — число работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, — 223. Таким образом, расчетная квота составляет: (359-102-223) х 2% = 0,6 рабочее место. Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения. Следовательно, для создания рабочих мест отсутствуют основания. Однако! В данном случае работники структурных подразделений не должны учитываться при расчете числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. 7.3. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов Отчет составляется в соответствии с положениями Порядка № 1092-П. Отчет по установленной форме направляется в центр занятости населения по месту нахождения работодателя до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При изменении информации о квотировании рабочих мест в течение отчетного периода могут быть направлены уточненные сведения до отчетной даты. 7.4. Вопросы и ответы по применению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов Вопрос. Вправе ли работодатель предложить инвалиду работу, которую можно выполнять на дому? Ответ. Да. Глава 49 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно закрепляет особенности регулирования труда надомников. Вопрос. Учитывается ли трудоустроенный на работу в счет установленной квоты инвалид в среднесписочный состав работодателя для определения размера квоты? Ответ. Учитывается. Среднесписочная численность организации рассчитывается в соответствии с требованиями Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2016 года № 498. Вопрос. Несет ли ответственность работодатель, отказавший в приеме на работу инвалиду в счет установленной квоты? Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в силу части 1 статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Одновременно привлекается к административной ответственности юридическое лиц, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.   Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место? Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), главным условием которых является соблюдение требований статей 180, 318 Кодекса. Вопрос. Могут ли иметь статус филиала или представительства организации, обособленные подразделения, находящиеся за пределами муниципального образования и не являющиеся представительствами и филиалами, признанными таковыми в порядке, установленном гражданским законодательством? Ответ. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. В противном случае территориально обособленные подразделения (рабочие места) организаций, имеющие оборудованные стационарные рабочие места, удаленные от населенных пунктов, входящие в общую структуру предприятия, не могут быть признаны представительствами и филиалами. 7.5. Административная ответственность (дополнительная информация по вопросам административной ответственности изложена в приложении к настоящим рекомендациям) 1. В рамках статьи 5.42 КоАП РФ: — неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов; — отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 2. В рамках статьи 19.7 КоАП РФ: -непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на: — должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

— на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

8. Судебная практика в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов                    Резюме суда

Численность работодателя определяется в целом для юридического лица с учетом всех его обособленных подразделений (филиалов), включая находящиеся за пределами города или автономного округа.

Численность работников работодателя определяется для установления факта применения в отношении данного юридического лица требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Среднесписочная численность работников определяется без учета: — работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих; — работников обособленных подразделений, находящихся за пределами города или автономного округа.

 Среднесписочная численность работников определяется непосредственно для расчета числа рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов (расчета квоты).

Названная позиция выражена судом при рассмотрении административного дела от 06 февраля 2017 года № 5-18/2017-5 в отношении должностного лица А., руководителя предприятия, по факту несоздания рабочего места для трудоустройства инвалида. По мнению правонарушителя, если юридическое лицо зарегистрировано в Ямало-Ненецком автономном округе, часть его работников (менее 35 человек) осуществляет свою деятельность в округе, а часть (более 35 человек) осуществляет свою деятельность в филиале, находящимся за пределами региона, то создавать рабочее место для инвалида в автономном округе не обязательно. Суд такую позицию нашел несостоятельной. Обязанность квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на работодателя, который является организацией – юридическое лицо (а не филиал, представительство, обособленное подразделение).

Доводы предприятия о том, что для определения работодателя в качестве субъекта квотирования должна приниматься только численность работников, осуществляющих свою деятельность на конкретной территории, попадающей под действие закона, без учета численности работников представительств (филиалов) работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, судом признаны несостоятельными, основанными на неверном истолковании норм права.

Источник: https://rabota.yanao.ru/documents/detail/62545081-64ff-4911-af30-554c2b224fd1

Рекомендуем!  Ипотека для многодетных семей в 2020 году по новым законам
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

1 × пять =