Какие программы есть по детям беженцев в России


Социально-правовая поддержка детей-беженцев в России

Согласно статистике ООН, Россия находится на пятом месте среди европейских стран по числу принятых мигрантов. Около трети всех беженцев, зарегистрированных на российской территории, составляют дети, поэтому важным аспектом государственной поддержки мигрантов в Российской Федерации рассматривается социальная защита детей из семей беженцев, решение социокультурных проблем переселенцев.

Россия обеспечивает вынужденных мигрантов дополнительными льготами, защищает их права. Процесс регламентируется международными документами, Конституцией РФ, множеством внутригосударственных законов и постановлений.

Важность правового статуса

Понятие «вынужденный мигрант» довольно обширно и объединяет сразу несколько категорий переселенцев. Сюда относятся:

  • беженцы;
  • лица, заявившие о признании их беженцами;
  • лица, оставившие место своего проживания вследствие различных обстоятельств – бедствий, катастроф, иных событий;
  • прочие вынужденные мигранты.

Права переселенцев, оставивших прежнее место жительства (включая членов их семей), а также объем оказанной им помощи находятся в прямой зависимости от правового статуса. Исходя из вида вынужденной миграции Россией могут предоставляться статусы вынужденных переселенцев либо беженцев.

Вынужденные переселенцы – это граждане РФ либо иностранцы, проживающие в РФ и располагающие для этого законными основаниями. Также этот статус могут получить лица, имевшие в прошлом гражданство СССР, из числа утративших статус беженца в результате установления гражданства России.

Причиной покидания переселенцем места жительства является насилие и/или преследование религиозного, этнического, языкового характера.

Вынужденные переселенцы наделены всеми правами граждан РФ, предусмотренными законодательством, и имеют право как на социальную, так и на материальную государственную поддержку в полном объеме.

  • не имеют гражданства РФ;
  • подвергаются преследованиям различного характера (политическим, религиозным, этническим) на территории своей страны;
  • имеют право лишь временно пребывать на территории РФ (без указания срока, как правило – до трех лет);
  • имеют возможность свободного трудоустройства;
  • вправе получать медпомощь, соцподдержку, различные виды материальной поддержки наравне с российскими гражданами;
  • могут оформить российское гражданство по упрощенной схеме при наличии оснований.
Рекомендуем!  Пенсия вдове военного пенсионера в 2019 году — порядок оформления

У беженцев производится изъятие национального паспорта – его хранят в миграционной службе на протяжении всего времени пребывания в России.

Мигрантам-носителям русского языка или участвующим в Госпрограмме по содействию переселению соотечественников разрешено оформление российского гражданства по упрощенной схеме. Наиболее часто этой возможностью пользуются жители Украины, которые могут перейти к процедуре установления гражданства РФ, минуя этап оформления статуса беженца.

При отсутствии оснований для присвоения статуса «беженец» либо при нежелании его оформлять в отношении лица, оставившего место постоянного проживания, устанавливается статус «временное убежище». В этом случае допускается пребывание мигранта на российской территории длительностью до одного года с возможностью продления срока по решению ФМС. Лица, получившие такой статус, теряют возможность установления гражданства по упрощенной схеме, не имеют права на предусмотренные законом для беженцев льготы, однако могут получать медпомощь.

Оказание помощи

Признание лиц беженцами производится на основании Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-I «О беженцах». Он же регламентирует обязанности и права беженцев после установления данного правового статуса, а также гарантирует социальную защиту и обеспечение.

Проблемы переселенцев регулируются нормативной базой:

  • Федеральными законами «О беженцах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О государственной социальной помощи»;
  • Указом Президента Российской Федерации «О Федеральной миграционной программе»;
  • Постановлением правительства «О размере единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу»;
  • Типовыми положениями: об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дошкольном образовательном учреждении.

После выдачи удостоверения беженца либо документа, свидетельствующего о подаче заявления для получения необходимого статуса, закон наделяет вынужденных мигрантов теми же правами и обязанностями, что и граждан России.

Какие программы есть по детям беженцев в россии

Дети-беженцы, а также семьи с детьми обладают правом на обеспечение:

  • медобслуживанием (лечением в поликлиниках и больницах, находящихся на федеральном финансировании, детским питанием, лекарствами, медицинскими изделиями, реабилитационными средствами и др). Для лиц со статусом «временное убежище» возможно лишь получение полиса ОМС, действующего весь период пребывания граждан на территории России;
  • социальными пенсиями – право на них сохраняется лишь на время действия статуса беженца;
  • психологической, социально-педагогической господдержкой;
  • единовременным пособием, назначенным каждому члену семьи;
  • местами в детских муниципальных садах, государственных общеобразовательных школах (очно или по программе экстерната) – внеочередное при наличии мест. Однако беженцам не гарантируется бесплатное обучение в заведениях высшего и среднего профобразования;
  • детей-сирот – местами в детских домах.

Госпомощь может быть оказана в натуральном виде (предметами первой необходимости, медикаментами, продуктами и т. п.) или денежными пособиями.

Какие программы есть по детям беженцев в россии

Виды денежных пособий

Беженцам – как детям, так и взрослым – оказывается поддержка посредством выплаты госпособий. Величина их составляет:

С момента трудоустройства беженец теряет право на данный вид государственных выплат. По инициативе местных властей могут использоваться дополнительные способы соцзащиты и оказываться адресная поддержка особо нуждающимся категориям граждан (помощь детям-беженцам, оставшимся без родительского попечения, инвалидам и т. д.).

Гражданам с подтвержденным статусом беженца также положены все виды пособий, обеспечивающих соцподдержку материнства: единовременная выплата в связи с рождением ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми. Лица с присвоенным им статусом «временное убежище» права на этот вид помощи не имеют.

Порядок оформления

Социально-правовыми вопросами беженцев занимаются различные органы власти, службы социальной защиты. Основной структурой, уполномоченной решать проблемы мигрантов, является Федеральная миграционная служба.

Оформление пособий детям, полиса ОМС, предоставление мест в школах, детских садах возможно только после обращения родителей в отдел регионального Управления по делам миграции для регистрации в ФМС и получения ими статуса беженцев.

Прием производится с предъявленными документами:

  • заявлением;
  • удостоверением личности;
  • свидетельствами о рождении детей;
  • справкой о регистрации в ФМС.

Перечень требуемых документов для назначения пособий может несколько отличаться в разных регионах. Адреса региональных подразделений и дополнительная информация доступны на сайте Госуслуги, а также на странице Главного управления по вопросам миграции.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/deti-bezhentsy-prava-i-pomosch

Меры социальной поддержки и льготы вынужденным переселенцам в 2024 году

Меры социальной поддержки и льготы вынужденным переселенцам установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I «О вынужденных переселенцах» (в дальнейшем по тексту – Закон N 4530-I), которые включают:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 4530-I «Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 4530-I вынужденным переселенцем признается:

  1. гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
  2. гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на российской территории.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Новости по теме

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОДПИСАЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ»

Государство планирует привлечь инвесторов к расселению россиян из аварийного жилья, при этом бизнес получит 25-процентную компенсацию. Это не единственная мера, которая дополнит уже действующую программу расселения. Замминистра Максим Егоров рассказал «Парламентской газете» о текущей работе.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный встретился с жителями района Северное Бутово — представителями общественной организации инвалидов г. Москвы «Дети Чернобыля».

Последние федеральные новости по соцподдержке

Создание новых рабочих мест в социальной сфере и профессиональная переподготовка соцработников потребуются в рамках внедрения системы долговременного ухода в России, считают в Совете Федерации. К 2022 году она должна быть опробована в каждом регионе, пусть даже в отдельных муниципальных образованиях.

Министерство труда и социальной защиты не поддержало идею о введении пенсионных рангов. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ведомства. Ранее депутата Госдумы Сергей Калашников предложил упростить систему расчета пенсий, отказавшись от баллов в пользу более прозрачных «рангов».

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в разговоре с «РГ» оценил идею своего коллеги по фракции ЛДПР Сергея Калашникова ввести новую систему начисления пенсий по разрядам. Он заявил, что полностью поддерживает предложение в той части, что нынешнюю.

Книги по социальной поддержке

Выполнена по результатам Всероссийской научно-практической конференции «Образ будущего глазами старшего поколения», проведенной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации и Российской партией пенсионеров за социальную справедливость 23 ноября 2018 г., а также в рамках исследований научной школы Финансового университета «Государственное регулирование предпринимательской.

Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные.

Источник: https://socialnaya-podderzhka.ru/mery_socialnoj_podderzhki/mery_socialnoj_podderzhki_vynuzhdennyh_pereselencev/

Кто помогает детям беженцев и мигрантов в Москве

Пока российские школьники возвращаются после пандемии за парты и заканчивают первый месяц учебного года, без доступа к общему образованию в Москве остаются десятки детей. Это дети беженцев и мигрантов. О том, кто помогает им в российской столице, в интервью ФАН рассказала директор интеграционного центра «Такие же дети» Марина Обмолова.

Ежегодно тысячи иностранцев приезжают в Россию по самым разным причинам. Среди них есть семьи с детьми, которые бегут от войны и пытаются осесть в нашей стране в надежде на лучшую жизнь. И далеко не все из них обладают необходимыми для этого документами.

Неурегулированный правовой статус родителей бьет по детям. Именно по этой причине они не могут попасть в общеобразовательную школу.

Центр «Такие же дети» помогает семьям беженцев и мигрантов уже 25 лет. Здесь ребенок может выучить русский язык и получить психологическую помощь.

О том, почему детям беженцев сложно попасть в российские школы и какая помощь нужна маленьким мигрантам, чтобы социализироваться в Москве, Марина Обмолова рассказала в интервью Федеральному агентству новостей.

Страны исхода, опасные для жизни

— Как появился центр?

— Это было почти 25 лет назад. Во время чеченских кампаний большое число беженцев бежало сюда из Чечни. Люди приезжали, обращались в комитет «Гражданское содействие» (признан иностранным агентом. — Прим. ФАН.), который оказывает юридическую и гуманитарную поддержку. Пока они сидели в очереди, часто бывало такое, что детей некуда было пристроить. При комитете открылась небольшая комната, где волонтеры работали с детьми, играли и занимались с ними. В итоге из этой волонтерской истории вырос центр «Такие же дети». Изначальное название — Центр адаптации детей беженцев.

— Сколько детей и из каких стран сегодня являются воспитанниками центра?

— На данный момент у нас всего до 100 детей. Это очень плавающая цифра. Объясню, как дети вообще попадают к нам в центр на учебу. Как правило — из организаций, которые занимаются той же проблемой. Есть УВКБ ООН, есть «Гражданское содействие», есть «Российский Красный крест» и другие организации. Если к ним обращается семья, они могут отправить детей к нам. И мы их берем, если у нас есть места в группах. Либо это может быть сарафанное радио — семьи рассказывают о нас друг другу. Либо люди узнают о нас через Интернет, пишут и приходят к нам.

— Какие это страны?

— Средняя Азия, Африка (Конго, Камерун, Кот-д’Ивуар, Руанда), Афганистан, Сирия. Сейчас кубинские семьи к нам обратились. В разное время это были и Филиппины, и Вьетнам. И каких стран только не было. У нас максимально широкая география. Если к нам обращаются — у нас нет никаких ограничений.
— Как я понимаю, среди воспитанников есть дети из зоны боевых действий.

— Конго, Камерун, Афганистан — это всегда история про то, что это «страны исхода, опасные для жизни».

— Им нужна психологическая помощь?

— Конечно. Но у нас нет кабинета психолога. Нет такого, что ребенок садится и рассказывает психологу, что он пережил. У нас есть группа, которую ведет психолог, — это группа для маленьких детей.

Основная проблема даже не в том, что ребенок пережил боевые действия. Она в том, что, когда такие дети приезжают сюда, у них очень плохие условия для жизни.

Они недоедают, им не хватает социального взаимодействия, часто они живут в многонаселенных квартирах. Это очень травмирующая история, ребенок находится в стрессе постоянно из-за этого. Мы работаем, скорее, с последствиями такого ежедневного стресса. Не могу выделить, что это связанно именно с боевыми действиями. Это связано с тем, что жизнь вообще у беженцев и мигрантов — очень тяжелая, условия для жизни — плохие.

Школы не для всех

— Чему ребенок может у вас научиться?

— В зависимости от запроса. Как правило, это запрос на русский язык. Мы учим русскому языку и пытаемся создать систему, в которой ребенок может изучать те же предметы, что и в школе, если нам на это хватает ресурсов, волонтеров и координаторов.

— А в чем сложность найти языковые курсы для семьи беженцев или мигрантов?

— Проблема заключается вот в чем. К нам обращаются люди, у которых либо часто нет работы, либо нет возможности платить за курсы русского языка. Государственных программ и центров бесплатного обучения русскому очень мало. Есть проекты, которые занимаются чем-то подобным, но там есть свои ограничения. Мы занимаемся с детьми бесплатно. Методика преподавания есть, она существует. РКИ (русский как иностранный. — Прим. ФАН) — это целое направление. Отсутствуют просто государственные бесплатные курсы.
— Насколько я понимаю, у детей беженцев и мигрантов есть определенные проблемы на пути к поступлению в общеобразовательную школу.

— Да. Есть проблема с тем, что детей без документов в школу не берут. Точнее — без регистрации. Конституция РФ гласит, что любой ребенок может учиться в школе — вне зависимости от его статуса, от того, откуда он приехал. По факту есть портал «Госуслуги», и чтобы устроить ребенка в школу, нужно зарегистрироваться здесь и выбрать школу. Чтобы это сделать, вам нужна регистрация по месту жительства. Как понимаете, некоторые из беженцев — это не зарегистрированные официально беженцы, это люди, которые подают заявление на получение статуса беженца и ждут, одобрят им его или нет. Если нет, они идут на процедуру обжалования отказа, и это может длиться годами.

У них нет регистрации. И получается, что их дети не могут попасть в школу.

Многие не знают, как выйти из этой ситуации. Если такие семьи обращаются к юристам, они дальше работают с этой проблемой. Но в целом ситуация такова, что таких детей массово не берут в школу. Не могу сказать, что мы пытаемся заменить им школьное образование, потому что у нас нет образовательной лицензии и с детьми занимаются волонтеры. Но мы стараемся хотя бы что-то им дать, какую-то образовательную поддержку.

— Команда центра — кто это? Кто занимается преподаванием?

— Преподаватели — это волонтеры на 100%. Наш центр вообще славится тем, что это волонтерская история. У нас очень маленькая команда: директор, координаторы и психолог, а все остальное — все, что преподается — это волонтеры. Люди, которые приходят и добровольно тратят свое время на детей.
— А кто поддерживает и финансирует работу центра?

— Центр существует на субсидии и гранты, у нас есть спонсоры. Мы видим, что появляется грант — как обычно, на благотворительность — и мы стараемся в этот грант вписаться. Если выигрываем, получаем финансирование.

— Не могу не спросить: пандемия как-то повлияла на вашу работу?

— Мы столкнулись с тем, что не хватает техники. Мы получили от УВКБ ООН какое-то количество телефонов и развезли их по семьям. Им не хватало технического оснащения, чтобы заниматься дистанционно, потому что всю учебу мы перевели на этот формат. Многие [из семей беженцев] столкнулись с тем, что лишились работы.

— Сталкиваются ли дети из таких семей с предвзятым отношением к себе со стороны общества?

— Сталкиваются. Россия — достаточно консервативна и, как бы это сказать, присутствует вот это: «Русские — не русские». Это, мне кажется, не секрет.
— Как это можно изменить?

— Думаю, через образовательные и культурные, просветительские проекты. Нужно выносить в информационное поле и работать с этой темой. Мы делали совместно с музеями два года подряд большой фестиваль, посвященный этнокультурному разнообразию: с Музеем Москвы, музеем современного искусства «Гараж», Третьяковской галереей, УВКБ ООН. Это как пример. Я просто не вижу других путей. Если есть проблема, о ней надо говорить. Но говорить не в каком-то директивном тоне, а, скорее, расширять картину мира.

Источник: https://riafan.ru/1314499-kto-pomogaet-detyam-bezhencev-i-migrantov-v-moskve

Какие программы есть по детям беженцев в России

  • совершение в отношении гражданина или членов его семьи насилия или преследования в иных формах;
  • реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, из-за проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц;
  • массовые нарушения общественного порядка.

Третье необходимое условие, предусмотренное законом и для получения статуса вынужденного переселенца, это условие о сроке обращения за предоставлением статуса. Такой срок составляет 12 месяцев с момента выбытия с места жительства, а для беженцев, получивших гражданство, — один месяц со дня утраты статуса беженца. Если срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен. При оставлении места жительства членами одной семьи в разное время для каждого из них срок обращения отсчитывается от момента выбытия.

Процедура признания вынужденным переселенцем Процедура признание вынужденным переселенцем определена в законе «О вынужденных переселенцах».

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона «О вынужденных переселенцах», и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в Управление Федеральной миграционной службы по месту своего нового пребывания.

Если вы намерены получить статус вынужденного переселенца еще до оставления места жительства, то вы вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

Обращаем ваше внимание на то, что в законе нет указаний о том, что гражданин, подавший ходатайство о признании вынужденным переселенцем, обязан предоставить доказательства того, что в отношении него было совершено насилие или имели место другие обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вы обязаны лишь сообщить сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении статуса, а проверка и оценка достоверности этих сведений является обязанностью органа, принимающего решение.

При получении ходатайства Управление Федеральной миграционной службы в течение трех дней принимает решение о его регистрации. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Сведения о прибывших несовершеннолетних членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение 5 дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Срок принятия решения о признании вас вынужденным переселенцем составляет три месяца со дня регистрации ходатайства. О результатах рассмотрения ходатайства вас должны уведомить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, по достижению совершеннолетия данное лицо получает собственное удостоверение.

При получении удостоверения свидетельство о регистрации ходатайства возвращается. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается Управлением Федеральной миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Продление статуса вынужденного переселенца должно было быть инициировано волеизъявлением вынужденного переселенца продлить статус, путем подачи соответствующего заявления не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса, и представления следующих документов:

  • удостоверения вынужденного переселенца, копии паспорта;
  • справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации;
  • договора найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам);
  • договора поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения);
  • другие документы, подтверждающие наличие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

О продлении срока действия статуса в удостоверении вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.

Ежегодно территориальным органом проводится переучет вынужденных переселенцев. Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев, заполняется карточка переучета. Лицам, прошедшим переучет, в удостоверении делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа.

При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерацииперед выездом вынужденный переселенец обязан сняться с учета в территориальном органе и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе в месте своего нового пребывания.

При переезде на новое место жительства вынужденному переселенцу выдается направление и заверенная копия учетной карточки или выписка из нее для предоставления в территориальный орган по месту прибытия.

Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, с которыми Закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Для постановки на учет в территориальном органе по новому месту жительства вынужденный переселенец подает заявление, к которому прикладывает направление и копию учетной карточки (выписку из нее). Сотрудник территориального органа места прибытия в присутствии прибывших заполняет новую учетную карточку, которой присваивается регистрационный номер данного субъекта Российской Федерации.

Вынужденный переселенец утрачивает свой статус не только по истечении срока его действия, но также при прекращении российского гражданства или при выезде для постоянного проживания и другую страну.

От утраты статуса надо отличать лишение статуса. Лишение статуса рассматривается как санкция за противоправное поведение лица. По закону «О вынужденных переселенцах» лишение статуса допускается только в случае, если он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил заведомо фальшивые документы, если эти сведения или документы послужили основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Утрата статуса одним членом семьи или лишение его статуса не влекут за собой автоматической утраты или лишения статуса для других членов семьи или иных неблагоприятных последствий.

Гражданин бывшего СССР, получивший в РФ статус беженца, а затем принявший российское гражданство (принятие гражданства ведет к утрате статуса беженца), «при наличии обстоятельств, препятствовавших ему в период действия статуса беженца в обустройстве» (п. 4 ст. 1 закона «О вынужденных переселенцах») также может получить статус вынужденного переселенца. Для этого ему необходимо обратиться с ходатайством в Управление Федеральной миграционной службы в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.

В том случае, если вам отказали в принятии ходатайства о признании вас вынужденным переселенцем или отказали в предоставлении статуса вынужденного переселенца, вы вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать произвести необходимые действия (например, зарегистрировать ходатайство, выдать статус вынужденного переселенца и т.д.). Данное заявление подается в суд по месту Вашего жительства.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» вы не обязаны доказывать незаконность обжалуемых действий, а должны доказать, что ваше право нарушено.

Срок обращения в вышестоящую организацию или в суд не должен превышать: одного месяца — со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме; трех месяцев — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» — Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Для постановки на учет вынужденный переселенец должен подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о предоставлении ему постоянного жилья и предоставить необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Жилищное обустройство вынужденных переселенцев К основным нормативно-правовым актам, регулирующим в настоящее время жилищное обустройство вынужденных переселенцев, относятся:

Закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-I «О вынужденных переселенцах» (ред. от 16.10.2010 года); Постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 (ред. от 21.12.2009 года) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 — 2020 годы».

Порядок приобретения жилья отдельными категориями граждан, в том числе и вынужденными переселенцами, в настоящее время регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 — 2020 годы».

При этом выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанных подпрограмм осуществляется в порядке, установленном

— Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы»

— Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы» (ред. от 13.10.2012)

Утвержденные Постановлением Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установили единую форму государственной финансовой поддержки вынужденных переселенцев для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правительство Российской Федерации закрепляет обязанность по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов (свидетельство о предоставлении субсидии) на органы местного самоуправления, на территории которых проживают вынужденные переселенцы. В связи с чем, Управление Федеральной миграционной службы должно произвести передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов.

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которым руководствовалось ФМС России при жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, признано утратившем силу.

Вместе с тем, каждый вынужденный переселенец имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы».

Для участия в подпрограмме, вынужденные переселенцы подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагаются следующие документы:

  • копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;
  • справка территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или субсидии на строительство (приобретение) жилья либо компенсации за утраченное жилье;
  • выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
  • выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;
  • копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м – на семью из 2 человек;
  • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случае образования из одной семьи вынужденных переселенцев нескольких (например, достижения совершеннолетия детьми), расчет выплаты будет произведен в зависимости от того, состоят ли вынужденные переселенцы в очереди как одна единая семья или же, как несколько семей.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

В свою очередь, орган местного самоуправления формирует список вынужденных переселенцев, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой вынужденные переселенцы — участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Следует знать, что участие в подпрограмме добровольное.

Для включения в такой список гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Вынужденные переселенцы вправе встать на соответственный учет по новому месту жительства без сохранения очереди.

Организация работы по проверке формирования органами местного самоуправления списков вынужденных переселенцев на получение жилищных сертификатов возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры субъекта Российской Федерации.

Компенсация за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно

В соответствии со ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти содействуют вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории РФ имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества ему выплачивается компенсация.

В соответствии с Порядком выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.04.97 г. № 510, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории ЧР жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и /или личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории ЧР.

В соответствии с п. 9 Порядка к заявлению о выплате компенсации должны быть приложены:

  • подлинники документов, подтверждающих право владения и пользования жильем (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, договор купли-продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации жилья, документ, подтверждающий полную выплату паевого взноса за жилье в жилищно-строительном кооперативе и др.);
  • заявление об отказе всех членов семьи от права владения, пользования и распоряжения жильем на территории Чеченской Республики. Подлинность всех членов семьи должна быть засвидетельствована нотариусом;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи, а так же копии документов, подтверждающих их родственные отношения.

При необходимости могут быть затребованы и другие документы.

Компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, но не более 120 тыс. рублей на семью.

Компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью. При подаче заявления на получение компенсации за утраченное жилье и /или имущество вы можете столкнуться с проблемой подтверждения снятия с регистрационного учета в ЧР.

Основная масса вынужденных переселенцев при обращении в Отделения Управления Федеральной миграционной службы по вопросу оформления регистрации по месту жительства не могла предоставить требуемые листки убытия из ЧР.

Направляя запросы в ЧР о снятии граждан с регистрационного учета и не получив ответов, Отделения УФМС осуществляли регистрацию по месту жительства без отметки в паспортах о снятии с регистрационного учета в ЧР. В таких случаях Управление Федеральной миграционной службы СК требует подтверждение снятия с регистрационного учета, не учитывая то, что сам факт наличия регистрации по новому месту жительства исключает регистрацию по прежнему месту жительства.

Данные действия о предоставлении листка убытия необходимо обжаловать в судебном порядке.

Следующим препятствием, с которым вы можете столкнуться при получении компенсации, является отсутствие правоустанавливающих документов на жилье.

Устранение данного препятствия возможно лишь путем обращения в суд по месту нахождения недвижимого имущества с заявлением об установлении факта пользования или владения жильем. Для этого вам, во-первых, необходимо узнать, кому в настоящее время принадлежит данная квартира, т.к. нередко квартиры уже зарегистрированы на праве собственности за другими людьми. В таком случае необходимо обращение в Прокуратуру г. Грозного для проверки фактов приобретения квартиры другими людьми.

Для того, чтобы выяснить принадлежность квартиры, вам необходимо письменно обратиться в предприятие «Крайтехинвентаризации», администрацию района, предприятие жилищного хозяйства г. Грозного. Если квартира числится за вами в настоящее время, то вы имеете право установить факт принадлежности квартиры на праве собственности в судебном порядке.

Согласно ст.266 ГК РФ дела по заявлению граждан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом рассматриваются судом по месту нахождения недвижимого имущества, т.е. вам необходимо обратиться с заявлением об установлении факта в районный суд г. Грозного. Заинтересованным лицом в данном деле будет являться администрация района г. Грозного.

В качестве доказательств по данному делу вам необходимо представить ответы заинтересованных служб о невозможности восстановления правоустанавливающих документов, все имеющиеся у вас письменные доказательства принадлежности указанной квартиры и проживания в ней до даты выезда с ЧР, а также указать двух свидетелей, которые могут подтвердить данный факт.

В соответствии со ст. 62 ГПК РФ суд, рассматривающий дело, при необходимости получения доказательств, находящихся в другом городе или районе, поручает соответствующему суду произвести определенные процессуальные действия. Таким образом, для опроса свидетелей, проживающих за пределами г. Грозного, суд рассматривающий дело подготовит судебное поручение об опросе свидетелей и направит для исполнения в суд по месту жительства свидетелей.

Источник: https://pravobez.ru/articles/kakie-lgoty-imeyutsya-u-vynuzhdennyh-pereselencev-v-rossii.html

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

семь − четыре =