Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество


Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Главная / Прокуратура разъясняет

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

Какие виды наказаний предусмотены за мелкое взяточничество

С 15 июля 2016 года в Уголовный кодекс РФ введена новая статья 291.2 «Мелкое взяточничество».

С указанной даты уголовно наказуемыми признаются получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

За мелкое взяточничество предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.

Если мелкое взяточничество совершено лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.

1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, то наказание в таких случаях предусмотрено уже в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Следует иметь ввиду, что лицо, совершившее дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Информация подготовлена старшим помощником прокурора района Нейковым А.И.

Источник: http://wssovet.ru/prokuratura-razyasnyaet/ugolovnaya-otvetstvennost-za-melkoe-vzyatochnichestvo.php

Уголовная ответственность должностных лиц за получение (дачу) взятки

27 сентября 2018 Просмотров: 309

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона к взятке относятся принимаемые должностным лицом, называемом взяточником, материальные ценности за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Одним из первых, кто принял меры к законодательному пресечению коррупционных действий, был Иван Грозный. В соответствии с подписанной им в 1561 году Судной грамотой получившему взятку чиновнику судебной системы угрожало наказание в виде смертной казни.

  • Учитывая, что к 18 веку взяточничество по сути стало угрозой российской государственности, Петром Первым были изданы ряд Указов (от 23 августа 1713 года, 24 декабря 1714 года, 5 февраля 1724 года), где устанавливались суровые наказания взяткодателям и взяткополучателям, вплоть до смертной казни, а также введена уголовная ответственность за пособничество в совершении корыстного злоупотребления по службе и за недонесение о совершении этих преступлений.
  • В последующем борьба со взяточничеством была продолжена, в том числе и в советское время. Достаточно жесткие виды ответственности, вплоть до высшей меры в виде расстрела, были предусмотрены за совершение данного преступления
  • в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года, также  нормы о взяточничестве получили закрепление и в Уголовных кодексах РСФСР 1926 и 1960 годов.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации также устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений.

Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество, как посягающее на основы государственной власти, нарушающее нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывающее их авторитет, затрудняющее экономическое развитие.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено несколько составов преступлений, связанных со взяточничеством, а именно: ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки), ст. 291.

1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество), ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), ст. 204.1 (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 (мелкий коммерческий подкуп), ст.

304 УК РФ (провокация взятки либо коммерческого подкупа).

  1. В зависимости от совершенного лицом конкретного преступления, а также наличия квалифицирующих признаков, смягчающих и отягчающих обстоятельств при доказанности вины гражданина в совершении преступного деяния судом могут быть назначены перечисленные в санкциях указанных статей виды наказаний.
  2. При этом нужно понимать, что законодатель очень серьезно отнесся к определению размера возможных наказаний, исходя из повышенной общественной опасности таких коррупционных преступлений.
  3. В большинстве случаев ответственность лица, совершающего подкуп государственного чиновника, зависит от величины взятки.  

В частности, за совершение наименее тяжкого преступления, связанного с получением взятки и предусмотренного ч. 1 ст.

290 УК РФ, могут быть назначены наказания в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере

от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки.

Размер наказаний существенно возрастает при совершении более тяжкого деяния. К примеру, за совершение преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере, т.е. свыше 1 млн.

рублей), возможно привлечение к ответственности в виде штрафа в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок

  • до пятнадцати лет.
  • При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за преступления о взяточничестве может быть назначено независимо от того, предусмотрено ли оно санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного.
  • Аналогичные нарушения предусмотрены за дачу взятки, посредничество во взяточничестве и иные сопряженные с ним преступные деяния.

Кроме того, за получение взятки и совершение коммерческого подкупа в соответствии со ст. 104.1 УК РФ предусмотрена конфискация денег, ценностей

  1. и иного имущества, приобретенных преступным путем.
  2. При этом надо иметь ввиду, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию
  3. или расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
  4. Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения

Источник: http://vlasiha-zato.ru/territorialnye-otdeleniya-gosorganov/60-voennaya-prokuratura/ugolovnaya-otvetstvennost-dolzhnostnyh-lits-za-poluchenie-dachu-vzyatki/

Официальный сайт муниципального образования Кузоватовский район

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ НОВЕЛЛЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Н.А. ЕГОРОВА, А.Г. ЕГОРОВ, С.А. ГОРДЕЙЧИК

  • Егорова Наталья Александровна, профессор кафедры уголовного права Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент.
  • Егоров Александр Георгиевич, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор.
  • Гордейчик Сергей Алексеевич, судья Волгоградского областного суда, кандидат юридических наук.

Статья посвящена изменениям и дополнениям, внесенным в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ, в части ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп. Рассмотрены спорные вопросы правовой регламентации ответственности за эти преступления и их квалификации.

Ключевые слова: получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкое взяточничество, мелкий коммерческий подкуп.

Anti-corruption novels of the criminal law

N.A. Egorova, A.G. Egorov, S.A. Gordeychik

Egorova Natalya Alexandrovna, LLD., Assoc. Prof., Professor, Department of Criminal Law, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia.

Egorov Alexandr Georgievich, PhD (Law), Professor, Professor, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Volgograd State University.

Gordeychik Sergey Alexeevich, PhD (Law), Judge of the Volgograd Regional Court.

The article is devoted to changes and additions made to the Criminal Code of the Russian Federation (Federal law of 3 July 2016 N 324-FZ), in terms of responsibility for bribery and commercial bribery. Disputable aspects of legal regulation of responsibility for these crimes and their qualifications are considered.

Key words: receiving a bribe, giving a bribe, intermediation in bribery, commercial bribery, intermediation in commercial bribery, small bribery, small commercial bribery.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ в Уголовный кодекс РФ внесены изменения и дополнения в части ответственности за преступления, предусмотренные ст. ст. 184, 204, 290, 291 и 291.1, а также за провокацию взятки либо коммерческого подкупа. Рассмотрим наиболее значимые новеллы, касающиеся ответственности за служебный подкуп.

Статьи о коммерческом подкупе, получении взятки, даче взятки, посредничестве во взяточничестве изложены в новой редакции. В диспозициях ч. ч. 1 и 5 ст. 204, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст.

291 УК уточнено описание преступных деяний, связанных с передачей и получением взятки и предмета коммерческого подкупа: 1) по указанию должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации) имущество может быть передано, или услуги имущественного характера оказаны, или имущественные права предоставлены как самому специальному субъекту этих преступлений, так и иному физическому или юридическому лицу; 2) предмет коммерческого подкупа может быть передан (получен) не только в интересах дающего, но и иных лиц; 3) виды служебного поведения лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, конкретизированы — это действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия такого лица, либо способствование указанным действиям (бездействию) этим лицом в силу своего служебного положения.

Официальное признание возможности совершения взяточничества и коммерческого подкупа в пользу иных физических или юридических лиц, с одной стороны, согласуется с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и положениями ратифицированных Россией международных договоров (см., напр., ст. ст.

2 — 11 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.; ст. ст. 15, 16, 21 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г).

С другой стороны, становятся нелегальными многие (если не все) случаи оказания юридическим лицам спонсорской помощи, что в условиях экономического кризиса способно осложнить нормальное функционирование организаций (прежде всего, финансируемых из бюджетов).

Предложенные в науке критерии разграничения взяточничества и спонсорства использовать нельзя — ведь, по буквальному смыслу закона, для составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 и 291.

1 УК, необязательны ни противоправность целей расходования предоставленных средств, ни удовлетворение личных интересов субъекта получения взятки . Типичные модели оказания такой помощи со стороны хозяйствующих субъектов органам государственной власти и местного самоуправления вполне укладываются в рамки взяточничества в его новом понимании.

На применение ст. 39 УК при получении (передаче) незаконного вознаграждения в пользу юридических лиц рассчитывать не приходится, так как нормы о крайней необходимости в практике применения уголовного закона были и остаются юридическим раритетом. Скорее всего, следует ожидать избирательного, с нарушением принципа равенства граждан перед законом (ст. 4 УК), привлечения к уголовной ответственности в подобных ситуациях.

———————————

См., напр.: Карпов И. Взятка или спонсорская помощь? // Законность. 2010. N 1. С. 35 — 38; Яни П. Корысть как признак получения взятки // Законность. 2010. N 2. С. 22 — 28.

См., напр.: Касаткин Г.И. К вопросу о сущности и роли спонсорской помощи бизнеса органам власти // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. N 10. С. 15 — 17.

Согласно ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК в новой редакции активный и пассивный коммерческий подкуп возможны за действия (бездействие) по службе в интересах не только дающего, но и «иных» лиц.

Непонятно, чем эти «иные» лица отличаются от «представляемых» лиц в составе получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК).

Видимо, ничем, если учесть принципиальное сходство признаков составов взяточничества и коммерческого подкупа.

Отсутствие в ч. ч. 1 и 5 ст.

204 УК (как и в прежней редакции статьи) указания на общее покровительство или попустительство по службе наводит на мысли о том, что законодатель считает такое поведение за незаконное вознаграждение невозможным в сфере деятельности коммерческих или иных организаций (а если и возможным, то не заслуживающим уголовно-правового воздействия) либо полагает, что этот вариант охватывается теми двумя, что прямо предусмотрены в уголовном законе. В литературе отмечается, что получение (передача) вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе не содержит состава коммерческого подкупа .

———————————

См., напр.: Энциклопедия уголовного права. СПб.: СПб ГКА, 2012. Т. 20: Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. С. 578 (автор главы — Г.С. Гончаренко); Макаров С.Д. Коммерческий подкуп (уголовно-правовое исследование). Иркутск: Иркутский юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 1999. С. 72; Тумаркина Л.П. Коммерческий подкуп. М.: Камерон, 2005. С. 78.

Тем не менее неформальные отношения в таких организациях и практика применения уголовного законодательства заставляют усомниться в состоятельности первого предположения . Вторая версия более вероятна, но тогда неясна причина прямого указания на общее покровительство или попустительство по службе в ч. 1 ст. 290 УК.

———————————

См., напр.: В Газпроме подчиненные платят своим начальникам откаты. Начальник автоколонны N 7 НУТТиСТ «Газпром трансгаз Югорск» попался на 150 тыс. рублей. URL: http://www.yamalpro.ru/2016/03/22/v-gazprome-podchinennyie-platyat-svoim-nachalnikam-otkatyi-nachalnik-avtokolonnyi-7-nuttist-gazprom-transgaz-yugorsk-popalsya-na-150-tyis-rubley/ (дата обращения: 15.09.2016).

Уголовным законом в новой редакции за все виды взяточничества и коммерческого подкупа (за исключением мелких) в качестве основного наказания, помимо кратного штрафа, предусмотрен штраф в твердых суммах или исчисляемый в зависимости от размера заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Назначение кратного штрафа в качестве дополнительного наказания к лишению свободы за все виды взяточничества и коммерческого подкупа (кроме мелких) теперь является правом суда; неприменение такого штрафа возможно при отсутствии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 64 УК.

В санкциях ст. ст. 204, 290, 291 и 291.1 УК увеличены (причем особенно значительно, до 15 лет — за получение взятки) сроки дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ответственность за коммерческий подкуп дифференцирована в зависимости от размера незаконного вознаграждения (ч. 2, п. «в» ч. 3, ч. ч. 4, 6, п. «г» ч. 7, ч. 8 ст. 204 УК), при этом значительный, крупный и особо крупный размеры идентичны таким же размерам в составах взяточничества.

В уголовном законе появился аналог ст. 291.1 УК — ст. 204.1 («Посредничество в коммерческом подкупе»), в которой воспроизводятся, пожалуй, все недостатки ст. 291.1 УК, неоднократно отмеченные в научной литературе. К таковым относятся:

— избыточность запрета, дублирование норм о соучастии в преступлении (привлечение к уголовной ответственности за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 204.1 УК, не было проблематичным в условиях в целом удовлетворительного правового регулирования вопросов соучастия);

— указание в ч. 1 ст. 204.1 УК на значительный размер предмета подкупа (что вызывает вопрос о возможности квалификации посредничества в незначительном размере как пособничества коммерческому подкупу или выполнения роли иного соучастника этого преступления);

— чрезмерно широкое описание посреднических действий, не соответствующее сути посредничества;

— более строгая наказуемость обещания или предложения посредничества (ч. 4 ст. 204.1 УК), чем самого посредничества без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 204.1 УК).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» есть разъяснения относительно квалификации посредничества во взяточничестве.

Видимо, до изменения редакции Постановления следует ориентироваться на эти положения (напр., содержащиеся в п. п. 10, 12, абз. 4 п. 15, п. п. 19, 26, 27, 28 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г.

N 24) и при квалификации посредничества в коммерческом подкупе.

Уголовный закон дополнен двумя статьями о «мелкой» (если допустимо так выразиться) коррупции: ст. 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп») и ст. 291.2 («Мелкое взяточничество») УК. В ч. 1 ст. 204.2 УК предусмотрена ответственность за «коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей», в ч. 1 ст. 291.

2 УК — за «получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей». В обеих статьях (в ч. 2 ст. 204.2 и ч. 2 ст. 291.2 УК) в качестве квалифицирующего признака предусмотрена судимость за все разновидности соответственно коммерческого подкупа (ст. ст. 204, 204.1 и 204.2 УК) и взяточничества (ст. ст.

290, 291, 291.1 и 291.2 УК).

В пояснительной записке к проекту, положенному в основу рассматриваемых изменений и дополнений в УК, введение привилегированных составов взяточничества и коммерческого подкупа мотивировано небольшой общественной опасностью таких преступлений и необходимостью «реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за эти деяния» . Но что же получилось?

———————————

Проект N 1079243-6 федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В дальнейшем — проект N 1079243-6.

Уголовная ответственность за «мелкую» коррупцию не дифференцирована в зависимости от наличия либо отсутствия значимых для служебного подкупа квалифицирующих признаков, а именно: характера действий (бездействия), за которые передается взятка (предмет подкупа); совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершения преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; вымогательства взятки (предмета подкупа). При наличии таких признаков, согласно известному правилу квалификации преступлений при конкуренции норм, содержащих квалифицированный и привилегированный составы, применению подлежит последняя . Иными словами, независимо от обстоятельств, являющихся основанием для констатации квалифицированных и особо квалифицированных видов преступления, получение или дача взятки (предмета подкупа), размер которой не превышает 10 тыс. руб., должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 204.2 или ч. 1 ст. 291.2 УК.

———————————

См., напр.: Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 83.

Например, получение взятки в сумме более 10 тыс. руб., но не более 1 млн руб., сопряженное с вымогательством взятки, следует квалифицировать по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от семи до двенадцати лет. Такое же (т.е.

с вымогательством) получение взятки в размере не более 10 тыс. руб. — по ч. 1 ст. 291.2 УК с верхним пределом санкции, равным одному году лишения свободы.

Тот факт, что, независимо от размера незаконного вознаграждения, виновным ставятся под угрозу законные интересы взяткодателя, при такой квалификации не принимается во внимание .

Далеко не очевиден (и, скорее всего, ошибочен) вывод о невысокой степени общественной опасности получения мелкой взятки за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия) и т.д. (примеры можно продолжать).

———————————

Источник: http://kuzovatovo.ulregion.ru/korurt/2192/12168.html

В целях усиления борьбы с коррупцией внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп

  • В целях усиления борьбы с коррупцией Федеральным законом от 3 июля 2016 N 324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп.
  • В новой редакции изложены положения УК РФ, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп.
  • Согласно статье 204 коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица, либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Изменения касаются и видов наказаний за подобное преступление. Так, установлено, что за коммерческий подкуп в особо крупном размере может быть назначен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей.

  1. Законодатель установил, что значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, его крупным размером – превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным – превышающие 1 миллион рублей.
  2. Следует иметь в виду, что лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
  3. Также указанным Федеральным законом дополнительно включена новая статья, устанавливающая уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, под которым понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, в значительном размере.

Нововведением являются и отдельные положения, смягчающие ответственность за коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей – включена отдельная статья за мелкий коммерческий подкуп. Вместе с тем, если лицо уже имеет судимость за коммерческий подкуп, то размер штрафа может составлять до 500 тысяч рублей.

В новой редакции изложены все статьи УК РФ, которыми предусмотрена ответственность за взяточничество (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа).

Также по аналогии с ответственностью за мелкий коммерческий подкуп в УК РФ включены отдельные положения об ответственности за мелкое взяточничество, под которым понимается получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей.

В понятие «получение/дача взятки» включен также случай, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу. Следует отметить, что за обещание или предложение посредничества во взяточничестве может быть в качестве наказания назначен штраф до 3 миллионов рублей.

Расширен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.

Усилена ответственность и за оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ).

Источник: http://prokuratura-rb.ru/?page_id=13918

Дача взятки (ст.291 УК РФ) — состав и характеристика преступления

УК РФ предусматривает уголовную ответственность не только за получение, но и за дачу взятки.

Количество указанных преступлений и лиц, привлечённых к уголовной ответственности за дачу взятки, неуклонно растёт из года в год, при этом подавляющее большинство граждан осуждено за дачу взятки в бытовой сфере, где лидирует здравоохранение, образование и жилищно-коммунальная сфера. Более 90 % осуждённых привлечены к ответственности за дачу взятки в сумме до 50 тысяч рублей, а осуждённые за дачу взятки в сумме более 1 миллиона рублей составляют чуть более 1 процента в общей массе осуждённых по статье 291 УК РФ. Все это говорит о том, что фронт борьбы правоохранительных органов сосредоточен на мелком и среднем взяточничестве, а крупные коррупционеры и взяткодатели от уголовной ответственности уходят.

Признаки состава преступления, позволяющие квалифицировать деяние именно по ст. 291 УК РФ, следующие:

  1. С объективной стороны данное преступление представляет собой противозаконное действие, выраженное в даче взятки должностному лицу, зарубежному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации ради получения каких-либо выгод. Передача может осуществляться лично или через третье лицо. Возможные способы дачи ценностей: перечисление денег на счет, перерегистрация имущества на имя взяткополучателя, вручение подарков и т.д. Преступление считается завершенным, если хотя бы часть денег или имущества попала в руки должностного лица.
  2. Объект: в результате совершения преступления в виде дачи взятки наносится серьезный урон общественным отношениям по нормальному функционированию органов госвласти, подрывается доверие граждан к государственным органам и чиновникам, государству в целом.
  3. Субъект: к уголовной ответственности за дачу взятки может быть привлечено вменяемое физлицо, возраст которого составляет 16 лет и более.
  4. Субъективная сторона: преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Ст. 291 УК РФ содержит также квалифицированные составы дачи взятки:

  • дача значительной суммы денег или ценностей (25—150 тысяч рублей);
  • дача взятки за совершение заведомо противозаконных действий;
  • дача взятки группой граждан (организованной группой) или в крупном размере (150 тысяч—1 миллион рублей);
  • дача ценностей в особо крупном размере (боле 1 миллиона рублей).

Уголовная ответственность за дачу взятки

За совершение рассматриваемого преступления предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф до 500 тыс рублей, либо в размере дохода виновного за период до 1 года, либо в размере 5—30-кратной суммы взятки;
  • до 2 лет исправработ (возможная дополнительная санкция — запрет занимать некоторые должности или осуществлять какую-либо деятельность сроком до 3 лет);
  • до 3 лет принудительных работ;
  • до 2 лет тюремного заключения (возможная дополнительная санкция — штраф, величина которого равняется 5—10-кратной сумме взятки).

За совершение квалифицированных составов, предусмотренных ч.2—5 ст.291 УК РФ, гражданина ждет повышенная ответственность. Так, например, за взяточничество в особо крупном размере гражданин может быть лишён свободы сроком на 8—15 лет.

Гражданин не привлекается к уголовной ответственности за дачу взятки по ст.291 УК РФ, если он помогает в расследовании данного дела, если в отношении него имело место вымогательство, либо если субъект добровольно признался правоохранительным органам в даче взятки.

Помощь адвоката по ст.291 Уголовного Кодекса

Очень многие россияне совершают взяточничество не «по своей воле», а из-за нежелания властей и госслужащих решить их вопрос легальным путем.

Граждан вынуждают платить, например, главврачам за проведение серьезных операций без очереди, руководителям учебных заведений за зачисление своего ребенка в хорошую школу или детский сад и т.д.

В этих условиях физлица становятся фактическими жертвами бюрократической системы, привлекаясь к ответственности за взяточничество.

Следовательно, если против Вас выдвинуто обвинение по ст.291 УК РФ — не теряйте времени и срочно обращайтесь в АК «Судебный адвокат».

Наши опытные адвокаты помогут доказать Вашу невиновность, добиться прекращения уголовного дела, либо максимально смягчить наказание.

Мы оказываем правовую помощь на всех этапах уголовного судопроизводства, начиная с доследственной проверки и заканчивая судебными разбирательствами.

Помните, что закон дает немало возможностей освобождения от уголовной ответственности по ст.291 УК РФ — воспользуйтесь ими с помощью специалистов АК «Судебный адвокат»!

расскажите о нас друзьям:

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/dacha-vzyatki-st-291-uk-rf-sostav-prestupleniya.php

Уголовный кодекс РФ дополнен новыми понятиями – мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество

Федеральным законом от 3 июля 2016 г.

№324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» признаны преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

Введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.

1 УК РФ), под которым понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа.

Этим же законом ужесточена ответственность должностных лиц за получения взятки за незаконные действия, то есть увеличен верхний предел наказания в виде лишения свободы с 7 лет до 8 лет (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

В целом же ответственность в части дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ужесточена по всем частям ст.

290 УК РФ путем увеличения максимального срока данного наказания.

Также существенно усилена мера наказания за дачу взятки в крупном и в особо крупном размере (ч.ч. 4 и 5 ст. 291 УК РФ), теперь лишение свободы за данные преступления назначается в пределах от 7 до 12 и от 8 до 15 лет соответственно.

Наряду с этим в Уголовный кодекс РФ введены новые статьи и такие понятия как мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).

Таковыми являются коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей и соответственно получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Однако одновременно предусмотрена повышенная ответственность за повторное совершение данных деяний. Осуществление предварительного расследования по уголовным делам о данных преступлениях будет осуществляться в форме дознания.

Уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки — это должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Также предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на длительные сроки).

Кроме того внесены изменения и в УПК РФ, то есть изменена подсудность уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 204 УК РФ, ч. 1 ст. 290 УК РФ, ч. 1 ст. 291 УК РФ.

Согласно внесенных изменений указанные уголовные дела подсудны теперь мировому суду. Рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 204.2 и ст. 291.

2 УК РФ также отнесено к подсудности мировых судей.

Александровская городская прокуратура

Источник: http://vladprok.ru/ugolovnyj-kodeks-rf-dopolnen-novymi-ponyatiyami-–-melkij-kommercheskij-podkup-i-melkoe-vzyatochniche

Рекомендуем!  Образец претензии по качеству одежды и порядок ее подачи
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

четыре + девять =