Организация призыва на военную службу и состав комиссии


Воинская служба — почетная обязанность. Российская армия — в числе сильнейших в мире, даже по признанию экспертов из ведущих зарубежных держав. И потому многие молодые ребята мечтают попасть в ее ряды.

Тому способствует принцип комплектования Вооруженных сил РФ. Значительный процент офицеров армии нашей страны — контрактники. Однако прохождение службы по призыву — важнейшее условие боеспособности Вооруженных сил России.

Рассмотрим нюансы, связанные с организацией зачисления в армию новобранцев.

Служба в армии: законодательный аспект

Общие принципы, отражающие функции государственной армии, а также обязанности граждан по отношению к службе в Вооруженных силах зафиксированы уже на уровне Конституции РФ.

Призыв на военную службу в РФ регулируется ФЗ «О воинской обязанности», принятым 6 июля 2006 года.

Данный правовой акт регулирует практически все аспекты, актуальные для комплектования Вооруженных сил РФ призывниками, а также кадрами по контракту.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Конкретно призыв в армию регулируется 4-м разделом рассматриваемого ФЗ. В частности, в самом его начале, в 22-й статье, указывается, кто может быть призван на службу в ВС РФ. Начнем, таким образом, с этого аспекта.

Кто подлежит призыву?

Прохождение военной службы по призыву — обязанность всех граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. В числе ключевых критериев — нахождение на воинском учете, а также отсутствие статуса пребывающего в запасе Вооруженных сил.

В свою очередь, не могут быть призваны в армию россияне, которые в официальном порядке получили освобождение от соответствующей обязанности, те, у кого есть отсрочка, а также граждане, которые по тем или иным причинам не подлежат зачислению в ряды ВС РФ.

Освобождение от призыва

Рассмотрим аспект, касающийся освобождения от призыва в армию. Во-первых, это возможно, если гражданин признан не годным к службе в ВС РФ в силу состояния здоровья. Есть закрепленный законодательно перечень заболеваний, которые могут быть препятствием к зачислению человека в армию.

В числе ключевых источников соответствующих сведений — Постановление РФ № 123, принятое 25 февраля 2003 г. Во-вторых, освобождаются от призыва, конечно же, те, кто уже зачислен в ряды армии РФ, отслужил и уволился, а также те, кто проходит службу в альтернативном порядке.

В-третьих, не призываются граждане, которые уже находились в рядах ВС других государств.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

В ФЗ «О воинской обязанности» есть формулировки, в соответствии с которыми у отдельных категорий граждан есть право на то, чтобы освободиться от призыва в ВС РФ. Так, например, могут не пойти в армию люди с официальной ученой степенью — кандидаты и доктора наук. Также право на освобождение имеют сыновья или братья военнослужащих, отдавших за Родину свою жизнь в период службы по призыву.

Конечно, обладатели ученых степеней могут пойти по желанию в армию. Правда, призывниками они могут стать, только если им еще не исполнилось 27 лет. После — только на контрактной основе.

Кто не подлежит призыву

Есть категории граждан, для которых прохождение военной службы по призыву в законодательном порядке запрещено.

Так, не могут быть зачислены в ряды ВС РФ парни, которые отбывают наказание в тюрьме, арестованные или люди с судимостью, которая не погашена.

А также лица, в отношении которых правоохранительные органы ведут следствие, или же которым предстоит участвовать в качестве обвиняемых в уголовном судебном процессе.

Отсрочка

Законодательство РФ предусматривает вариант, при котором призыв на военную службу может быть перенесен. Существуют различные виды отсрочки от зачисления в ВС РФ. Рассмотрим их специфику.

Отсрочку могут получить граждане, получивших статус временно не годных к зачислению в ВС РФ. Срок, в течение которого человека не могут призвать — до одного года.

Получить отсрочку также могут граждане, которые ухаживают за больными ближайшими родственниками (если этого больше некому делать, а также при условии, что аналогичную функцию не выполняют государственные органы). Опекуны братьев или сестер, которым еще нет 18 лет, также могут не идти в армию до совершеннолетия подопечных.

Призыв на военную службу в установленном законом порядке переносится, если у гражданина есть ребенок, и он воспитывает его сам. Также мужчина может не идти в армию, если у него двое и более детей.

При этом если у призывника один ребенок, но его жена вновь беременна (срок — 26 недель и более), то также дается отсрочка.

То же касается гражданина, воспитывающего ребенка с инвалидностью, которому нет 3 лет.

Если человек служит в силовых органах, пожарной службе, на таможне — при условии, что он отучился в специализированных ведомственных образовательных структурах — то на период работы в соответствующих учреждениях он может воспользоваться правом не идти в армию. Правда, при этом гражданин должен обладать специальным званием.

Отсрочку от призыва в армию имеют депутаты Госдумы, а также парламентских структур субъектов федерации и муниципальных образований.

Аналогично мэры городов и главы районов также временно освобождаются от службы в ВС РФ — пока находятся на соответствующих должностях.

Можно отметить, что и кандидаты на рассматриваемые государственные и муниципальные посты получают отсрочку — пока участвуют в выборах.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

В числе самых распространенных оснований для отсрочки — обучение в учебных заведениях. Если человек получает среднее образование, то он может не идти в армию до 20 лет. Если в вузе — освобождается на все время учебы. Или пока актуален установленный законом возраст призыва на военную службу.

Аналогично — если человек учится в аспирантуре. Таким образом, призыв на военную службу студентов не осуществляется, но только если их статус (как слушателя того или иного заведения) на момент проведения кампаний по зачислению в армию подтвержден.

Но если они отчислены, то военкомат вышлет им повестку в период осеннего или весеннего призыва.

Еще вариант, при котором зачисление в ВС РФ может быть отложено: гражданин России призывного возраста, годный к армии и не имеющий оснований для отсрочек, находится за границей. Призвать его из-за рубежа, конечно же, военкомат не вправе. Однако по возвращении человека из-за границы в период весеннего или осеннего призыва соответствующие структуры вполне могут вручить ему повестку.

Сроки призыва

Организация призыва на военную службу осуществляется в определенные сроки. Это происходит два раза в год. С 1 апреля по 15 июля идет весенний призыв. Юридическое основание для него — соответствующий указ Президента РФ. С 1 октября по 31 декабря организуется осенний призыв.

Указанные сроки могут отличаться применительно к проведению кампаний по зачислению граждан РФ в армию в некоторых районах Крайнего Севера или на территориях, приравненных к ним. Там весенний призыв проходит с 1 мая по 15 июля. Аналогично, если человек работает преподавателем.

Осенний призыв на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях — с 1 ноября по 31 октября. То есть соответствующие сроки заметно сокращаются.

Также законом определено, что осенний призыв в отношении граждан, которые заняты на сельскохозяйственных работах, проходит с 15 октября по 31 декабря.

Аспекты организации

Рассмотрим аспекты, касающиеся организации призыва россиян в армию. Первый этап — это обеспечение явки гражданина на медицинский осмотр и последующее заседание территориальной призывной комиссии, ответственной за зачисление в ВС РФ новобранцев.

Далее — в рамках сроков, утвержденных законом, призывник должен явиться в военкомат по месту регистрации, а затем отправиться к месту несения службы.

Коммуникации между военным комиссариатом и гражданами, которые подлежат призыву, осуществляются посредством повесток.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Кроме призывной комиссии, призыв граждан на военную службу подразумевает участие и ряда иных структур. Каких именно? Прежде всего, это вышестоящая призывная комиссия субъекта РФ. Также если военкомат определит, что человек намеренно избегает армии, то инициируется передача необходимых сведений о личности призывника в компетентные правоохранительные органы.

Деятельность территориальной призывной комиссии

Рассмотрим, каков порядок призыва на военную службу граждан РФ в аспекте деятельности соответствующей комиссии.

Каковы обязанности данной структуры? Прежде всего, это принятие по факту исследования личной информации о призывнике (главным образом медицинского характера) решений, связанных с прохождением службы в общем порядке или альтернативным способом, предоставлением отсрочки, освобождением от зачисления человека в ВС РФ или определением гражданина в запас.

Комиссия определяет, в какой род войск должен быть направлен гражданин, зачисляемый в армию. Решения, принятые рассматриваемой структурой, фиксируются в рамках документа установленной формы. Призывник может запросить его копию. Решение призывной комиссии может быть обжаловано в вышестоящих структурах. Собственно, полезно будет рассмотреть специфику работы соответствующих органов подробнее.

Особенности комиссий на уровне субъектов

Призывные комиссии, таким образом, существуют не только на уровне муниципальных территорий, но также и в привязке к политической структуре субъекта федерации. На практике это можно проследить уже на примере принципов формирования таких ведомств. В частности, призывные комиссии на уровне субъекта федерации формируются высшим должностным лицом региона.

Специфика деятельности данных структур в некоторой степени подобна работе территориальных комиссий.

Так, в компетенцию рассматриваемых учреждений входит медосмотр, освидетельствование на предмет возможного освобождения от службы в армии, а также работа с заявлениями граждан, считающих, что призывная комиссия на нижестоящем уровне отработала не вполне качественно (в аспекте вынесения решения относительно пригодности их к службе).

Комиссии на уровне субъектов также разрабатывают различные методические рекомендации, касающиеся деятельности нижестоящих структур в военкоматах, проверяют, корректно ли предоставляются отсрочки, правильно ли поняты сотрудниками локальных призывных комиссий критерии освобождения граждан от зачисления в армию. Рассматриваемые учреждения также проверяют, насколько обоснованны решения локальных структур, отражающие географию распределения новобранцев по местам службы.

Призывные комиссии, работающие на уровне субъектов, вправе отменять решения, принятые нижестоящими структурами. При этом соответствующее учреждение принимает одно из альтернативных.

То есть если, например, отменено решение, касающееся определения гражданина непригодным к службе, то сразу же оформляется сценарий, связанный, к примеру, с зачислением человека в армию посредством вручения повестки.

В свою очередь, если призывник не согласен с решением комиссии на уровне субъекта РФ, то он может его обжаловать через суд. При этом определенные учреждением сценарии не могут быть реализованы, пока результат судебного слушания не вступит в законную силу.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Если пришла повестка

Призыв на военную службу подразумевает, что гражданин должен относиться к зачислению в армию как к обязанности.

Можно отметить тот факт, что повестка из военкомата — не просто формальность, а документ, прямо предписывающий человеку явиться в соответствующий орган на медосмотр. Получать ее нужно под расписку.

Если человек проигнорирует содержание повестки, то в отношении него на законных основаниях может быть инициировано дело об уклонении от призыва в армию РФ.

Сколько нужно служить в армии?

Сейчас срок военной службы по призыву — один год. Это, надо сказать, исторически один из самых коротких периодов. Например, до 2007 года служить нужно было вдвое дольше, чем сейчас.

Был сравнительно небольшой период, с 1993 по 1996 гг., когда россияне призывались в армию на полтора года. Но затем срок выполнения воинского долга в ВС увеличился.

С 2007-го начался постепенный переход к службе в течение одного года.

Особенности службы в армии РФ

Военнослужащие — это граждане, которые имеют особый статус. Если человек попал в армию по призыву, он также имеет основные права и обязанности соответствующей категории лиц.

В частности, служба в ВС РФ часто связана с работой со сведениями, содержащими государственную тайну. Военнослужащие не имеют права участвовать в различных акциях и забастовках.

Стоит вместе с тем отметить, что спектр прав и обязанностей солдат-призывников и офицеров, находящихся в армии по контракту, в ряде позиций существенно отличается.

Призыв в армию наряду с контрактной формой зачисления военнослужащих — ключевой механизм комплектования состава ВС РФ.

Есть сведения, что в обозримом будущем состав Вооруженных сил России будет пополняться также и гражданами иностранных государств. Но пока успешный призыв — в числе ключевых факторов обороноспособности страны.

И потому военные комиссариаты, организуя весеннюю и осеннюю комиссии по призыву, подходят к своей работе с особой ответственностью.

Традиционно служба в российской армии считается почетной обязанностью. И это может быть не только военная подготовка. Призывники, которые служат в войсках, могут в ряде случаев принимать участие в реальных боевых действиях.

Особенности военной службы по призыву вместе с тем предполагают главным образом активную подготовительную работу.

Это может осуществляться в том числе и посредством участия солдат в военных учениях, которые в последние годы проводятся в армии РФ достаточно регулярно и в довольно больших масштабах.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Принципы военной службы

Служба в армии — это прежде всего порядок. Который подкрепляется беспрекословностью принципа «приказы не обсуждаются». Единоначалие — другой важнейший аспект армейского порядка, и он закреплен в Уставе Вооруженных Сил России. Командир обладает распорядительной властью в отношении подчиненных в полном объеме при условии персональной ответственности за свои действия.

В числе ключевых источников права, обеспечивающих функционирование российских Вооруженных сил, — ФЗ «Об обороне». В нем присутствуют положения, отражающие то, каким образом должно осуществляться взаимодействие тех или иных структур власти при решении задач, связанных с защитой суверенитета государства. Другой значимый закон — «О статусе военнослужащих».

Отмеченный нами выше ФЗ «О воинской обязанности» — также в перечне важнейших. В самом начале статьи мы отметили, что к числу основополагающих источников права в аспекте организации армии можно отнести также и Конституцию РФ. В 59-й статье основного закона России сказано, что защита Отечества — это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Классификация уставов

Документы, регламентирующие ход военной службы, быт солдат, принципы ведения боевых действий в армии РФ — уставы. В современных российских Вооруженных силах есть несколько типов соответствующих источников — боевые и общевоинские. Каковы их особенности?

Уставы, относимые к общевоинским, устанавливают общие для всех видов ВС России принципы, согласно которым должны выстраиваться взаимоотношения между офицерами, их права и обязанности.

В период призыва на военную службу новобранец в обязательном порядке знакомится с соответствующими принципами. Какие именно документы относятся к общевоинским? Прежде всего, это Устав внутренней службы ВС РФ.

Также аналогичный документ функционирует и в отношении гарнизонных и караульных структур армии. Есть дисциплинарный и строевой Уставы ВС РФ.

В свою очередь, существуют соответствующие документы, которые относятся к категории боевых. Такие уставы базируются на ключевых формулировках национальной военной доктрины РФ, а также опыте ведения боевых действий. Данного рода источники могут быть использованы в ходе практического задействования армии в условиях войны.

Источник: https://www.syl.ru/article/169113/new_prizyiv-na-voennuyu-slujbu-poryadok-prizyiva-na-voennuyu-slujbu-srok-voennoy-slujbyi-po-prizyivu

Прохождение призывной комиссии в военном комиссариате

Перед отправкой в армию призывник должен пройти призывные мероприятия: медицинское освидетельствование, дополнительное обследование и призывную комиссию.

На первых двух этапах врачи проводят осмотр и обследование, чтобы узнать, позволяет ли здоровье молодого человека служить.

После того, как решение будет принято, призывник отправляется на заседание призывной комиссии в военкомате, чтобы выслушать вердикт о призыве на службу.

Что такое призывная комиссия в военкомате?

Призывная комиссия – это орган, который принимает решение о годности призывника к службе или предоставлении отсрочки.

Для проведения призыва власти региона создают призывную комиссию субъекта РФ (области, края и т.д.), которая проводит организацию комиссии низшей инстанции, например, города. Далее на базе районных военкоматов (первая инстанция) и проводятся основные призывные мероприятия.

В состав призывной комиссии в военкомате входят:

  • председатель (по согласованию им является глава (представитель) местной администрации).
  • заместитель – представитель военкомата.
  • секретарь комиссии.
  • врач, возглавляющий процесс медицинского освидетельствования призывников.
  • представители органов внутренних дел и управления образования.
  • должностное лицо органов службы занятости населения (представитель отвечает за организацию альтернативной гражданской службы).
  • другие представители организаций и органов власти (при необходимости).

Призывная комиссия должна присутствовать в полном составе. Отсутствие хотя бы одного из членов дает призывнику право обжаловать вынесенное решение.

Как проходит заседание призывной комиссии

После медицинского освидетельствования призывнику выдается повестка на призывную комиссию. На ней будет принято решение об его отправке на службу, предоставлении отсрочки или освобождении от призыва.

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Как проходит призывная комиссия в военкомате в 2024 году

  1. Председатель знакомит с составом комиссии (как указывалось ранее, любые решения, принятые не в должном составе, признаются недействительными и обжалуются).
  2. Врач, отвечающий за работу по медицинскому освидетельствованию, представляет выводы о состоянии здоровья по итогам освидетельствования, оглашает категорию годности.
    • «А» — годен, нет проблем со здоровьем.
    • «Б» — годный с незначительными ограничениями. Эта категория всегда идет с показателем от 1 до 4.
    • «В» — ограниченно годен к военной службе. Призывник, освобожденный от службы в мирное время, зачисляется в запас.
    • «Г» — временно не годный по причине заболевания или травмы (увечья), выдается отсрочка от 6 месяцев до 1 года. После определенного срока призывник вновь проходит медкомиссию на общих основаниях. Если у призывника есть выписки о новых заболеваниях, тяжелых осложнениях после болезни, то они приобщаются к учетному делу и учитываются при определении категории годности.
    • «Д» — не годен к службе. Гражданин снимается с воинского учета и освобождается от военной обязанности в любое время и получает военный билет.
  3. Военный комиссар выносит предложение о предполагаемом месте службы призывника (род войск, военная специальность).
  4. Члены призывный комиссии проводят опрос призывника: состав семьи, материальное положение, жилищные условия, образование, научные степени, военно-учетные специальности, наличие непогашенных или неснятых судимостей и прочее. На основании ответов принимается решение об отсрочке или освобождении от воинской обязанности, если есть законные основания.

Процесс призыва начинается с получения призывником повестки и заканчивается вынесением решения призывной комиссией. Если вы уже получили повестку в военкомат или столкнулись с нарушением при прохождении призывных мероприятий, узнайте, как защитить свои права, на странице «Помощь призывникам».

Организация призыва на военную службу и состав комиссии

Далее в отношении призывника будет принято одно из решений (согласно п. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):

  • призыв на военную службу,
  • направление на альтернативную службу,
  • освобождение от призыва,
  • предоставление отсрочки,
  • освобождение от обязанности несения военной службы,
  • зачисление в запас.

Источник: https://armyhelp.ru/prizyiv-v-armiyu-v-2019-godu/prizyivnaya-komissiya

Организация призыва на военную службу граждан Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга в апреле-июле 2015 года

  • Какими законодательными и правовыми актами регламентируется призыв граждан на военную службу?
  • Призыв граждан на военную службу проводится на основании указов Президента Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации и других нормативных правовых актов, регламентирующих призыв граждан на военную службу.
  • Кто организует призыв граждан на военную службу?
  • Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют начальники отделов военного комиссариата Субъекта Российской Федерации, при содействии местной администрации и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях решением высшего должностного лица Субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара Российской Федерации.
  • Кто включается в состав призывной комиссии?
  • В состав призывной комиссии входят:
  • Глава местной администрации или иной представитель местной администрации – председатель призывной комиссии;
  • Должностное лицо отдела военного комиссариата Субъекта Российской Федерации – заместитель председателя комиссии;
  • Секретарь комиссии;
  • Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Представитель соответствующего органа внутренних дел;
  • Представитель соответствующего органа управления образования;
  • Представитель, соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
  1. На случай отсутствия по болезни или другим уважительным причинам кого-либо из основного состава призывной комиссии определяется резервный состав членов призывной комиссии.
  2. Кто призывается на военную службу?
  3. Призыву на военную службу подлежат:
  • Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
  • На военную службу, не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от исполнения воинской обязанности и военной службе, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
  • Каковы сроки призыва граждан на военную службу?
  • Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
  • Граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 сентября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • Граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
  • Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Какие мероприятия включают в себя организация призыва граждан на военную службу?

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе включает:

  • Явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • Явку в указанные в повестке отдела военного комиссариата района время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождения в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях решением высшего должностного лица Субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара Российской Федерации.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками отдела военного комиссариата района.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Положением о призыве на военную службу, который утверждает Правительство Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полномочия призывной комиссии муниципальных образований по принятию решения и каков порядок реализации этих решений?

После медицинского освидетельствования граждан, призывная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • О призыве на военную службу;
  • О направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • Об освобождении от призыва на военную службу;
  • О зачислении в запас;
  • Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан при достижении возраста 27 лет не прошедших военную службу по призыву, призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшем военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом гражданину вместо военного билета выдается справка.

  1. Решение о призыве гражданина на военную службу или об освобождении либо предоставлении отсрочки от призыва на военную службу призывная комиссия принимает только после определения категории годности к военной службе.
  2. Председатель призывной комиссии объявляет решение призывной комиссии гражданину, в отношении которого оно принято, и по его требованию выдает копию решения.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/65304/

Порядок призыва граждан на военную службу

Регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г.

N 663), Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.07.

2013 № 565), Приказом Министра обороны от 2 октября 2007 года № 400, Приказом Министерства обороны и Министерства здравоохранения от 23 мая 2001 года № 240/168.

  • Призыву на военную службу подлежат граждане в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Это означает, что призывником гражданин становится на следующий день после исполнения ему 18 лет и перестает им быть на следующий день после исполнения 27 лет.
  • Сроки призыва на военную службу:
  • Весенний призыв – с 1 апреля по 15 июля
  • Осенний призыв — с 1 октября по 31 декабря.
  • Педагогические работники учебных заведений призываются только весной с 1 мая по 15 июля.
  • Жители сельской местности, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, полежат призыву только осенью с 15 ноября по 31 декабря.

В соответствии с п.3 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом, гражданина должны вызвать повесткой военного комиссариата, которая вручается ему лично под расписку.

  1. Вручить повестку имеют право работники военного комиссариата, руководители по месту работы (учебы) гражданина, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций.
  2. К мероприятиям, связанным с призывом, закон относит:
  3. — медицинское освидетельствование граждан,
  4. — заседание призывной комиссии,
  5. — отправку к месту прохождения военной службы и нахождение в отделе военного комиссариата (сборном пункте военного комиссариата субъекта РФ) до отправки к месту прохождения военной службы.

Получив повестку и явившись в отдел военного комиссариата, гражданин должен получить там направления для сдачи обязательных методов исследования. Только после получения и представления их результатов в отдел военного комиссариата ему может быть проведено медицинское освидетельствование.

Не ранее 30 суток до начала освидетельствования призывник должен пройти ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ диагностические методы обследования:

  • флюорографию (если отсутствует подтверждение о её прохождении в предыдущие полгода);
  • анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
  • анализ мочи (удельный вес, белок);
  • электрокардиографическое исследование (ЭКГ)
  • исследование крови на антитела к ВИЧ,
  • маркеры гепатита «B» и «C».

При призыве на военную службу граждане должны быть освидетельствованы врачами– специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости — врачами других специальностей.

Если у гражданина имеются заболевания или жалобы на состояние здоровья, его должны направить на обследование, амбулаторное или стационарное, в зависимости от заболевания.

При этом ему выдается направление на обследование и два экземпляра акта исследования состояния здоровья, которые заполняются по окончании обследования врачом, который его направил, подписывается заведующим отделением и главным врачом медицинского учреждения. Один акт сдается в отдел военного комиссариата, второй приобщается к карте амбулаторного больного по месту жительства гражданина.

  • В соответствии с диагнозом, указанным в акте исследования состояния здоровья, выносится заключение о категории годности к военной службе гражданина:
  • А – годен к военной службе;
  • Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • В – ограниченно годен (подлежит освобождению от военной службы с зачислением в запас);
  • Д – не годен к военной службе (снимается с воинского учета);
  • Г – временно не годен к военной службе (на срок не более 12 месяцев) Подлежит обследованию, наблюдению или лечению.
  • Прошедшему медицинское освидетельствование гражданину выдается повестка для явки на заседание призывной комиссии.
  • Состав призывной комиссии:
  • — глава местной администрации или иной представитель местной администрации — председатель призывной комиссии;
  • — должностное лицо военного комиссариата — заместитель председателя комиссии;
  • — секретарь комиссии;
  • — врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • — представитель соответствующего органа внутренних дел;
  • — представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;
  • — представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
  • В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
  • Призывная комиссия с учетом категории годности и наличия права на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу принимает в отношении призывника одно из решений:
  • о призыве на военную службу;
  • о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • об освобождении от призыва на военную службу;
  • о зачислении в запас;
  • об освобождении от исполнения воинской обязанности.
  • при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации (областной призывной комиссией) решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

На основании ст. 22 п. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», решение в отношении гражданина призывная комиссия может принять только после достижения им возраста 18 лет.

Вопрос о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья является главным при призыве на военную службу. Если призывник не годен (ограниченно годен) к военной службе, неважно имеет ли он право на отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям. Решением призывной комиссии он должен быть освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас.

Граждане, получившие освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья (категории годности к военной службе В, Г, Д), а также заявившие о не согласии с заключением о категории годности к военной службе по результатам освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование в областную призывную комиссию.

Областная призывная комиссия имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий и принимать одно из решений в соответствии с выше перечисленными, принимаемыми районной призывной комиссией (см. ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Контрольное освидетельствование может быть заочным (в отличие от медицинского освидетельствования в районном отделе военного комиссариата), по документам, или очным.

Контрольное освидетельствование начинается с врача-специалиста, по профилю которого призывник освобождается от призыва на военную службу или он заявил о несогласии с заключением о категории годности. При контрольном освидетельствовании призывник должен быть освидетельствован всеми врачами – специалистами.

Граждане, освобожденные от призыва на военную службу (исполнения воинской обязанности) и зачисленные в запас, получают военный билет в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией субъекта РФ об утверждении решения об освобождении от призыва (воинской обязанности).

В отношении граждан, признанных годными к военной службе и не имеющих оснований для отсрочки от призыва на военную службу призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу, решает вопрос о роде войск, в котором они будут проходить службу и месте прохождения ими военной службы. Им вручается повестка для явки в отдел военного комиссариата для отправки к месту службы. Дата отправки не должна быть ранее чем за три дня.

Источник: http://xn—-7sbbimauqonmekhhkm.xn--p1ai/poryadok_prizyva_na_voennuyu_sluzhbu/poryadok_prizyva_grazhdan_na_voennuyu_sluzhbu/

Полномочия органов МСУ в сфере призыва

Как известно, полномочия российских органов местного самоуправления в настоящее время достаточно ограничены. Но в ряде случаев и сегодня на местном уровне можно сделать многое.

В данной статье мы рассмотрим такую важную область компетенции органов МСУ, как проведение призыва граждан  на военную службу и направление на альтернативную гражданскую службу.

Несмотря на то, что де факто призыв ведётся военными комиссариатами, являющимися  государственными структурами, де юре проведение призыва относится к полномочиям органов государственной власти РФ и ее субъектов, которые частично делегируются органам МСУ.

С правовой точки зрения военный комиссариат является лишь технической службой, обязанной обеспечивать призывную кампанию, а принятие решений, имеющих правовые последствия, законодатель возлагает на призывные комиссии, которые, хотя и не имеют чёткого правового статуса, де юре являются временно действующими коллегиальными органами, имеющими признаки органов местного самоуправления. Соответственно, представительный орган МСУ может осуществлять контроль за реализацией призывных мероприятий на местном уровне в рамках своей компетенции.

Рассмотрим подробней, каким образом органы власти МСУ реализуют свои полномочия в области призыва граждан на военную службу, и какие нарушения законодательства и прав граждан в данной области наиболее распространены.

1. Создание призывной комиссии

Призывная комиссия (всех уровней) создаётся распоряжением руководителя субъекта Российской Федерации ( п.3 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»[1]; далее в тексте — Положения о призыве) по представлению военного комиссара. Из логики ст.

27 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — ЗВОВС) следует, что часть состава призывной комиссии муниципального образования должна вводиться в призывную комиссию по представлению органов МСУ — в частности председатель  призывной комиссии, представитель местного департамента образования, представители других органов и организаций (муниципальных и общественных, действующих на территории муниципального образования).

В связи с данными мероприятиями часто имеют место следующие нарушения — органы МСУ либо выходят за рамки своих полномочий, создавая призывные комиссии своим распоряжением, либо не используют соответствующие полномочия в полной мере, не делая предложений по составу призывной комиссии. В частности в состав призывной комиссии могут быть включены и члены представительного органа МСУ.

  • 2. Подготовка к призыву
  • Исполнительная власть МСУ издаёт распоряжение, которое определяет порядок проведения призывной кампании.
  • Здесь зачастую МСУ превышает свои полномочия, пытаясь распоряжением исполнительного органа МСУ возложить обязанности на должностных лиц военного комиссариата, несмотря на то, что органы МСУ лишь осуществляют содействие военному комиссариату в организации проведения призыва и не должны вмешиваться в осуществление им полномочий по данному вопросу.

3. Организация медицинского освидетельствования.

ЗВОВС возлагает организацию медицинского освидетельствования на призывную комиссию и органы МСУ, которые, на основании Приказа «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» [2] должны совместно с территориальным отделом военного комиссариата осуществить подбор врачей-специалистов для медицинского освидетельствования призывников.

Проблема заключается в том, что в соответствии  с законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и  Положением  о военно-врачебной экспертизе»[3] категория годности к военной службе  определяется путем проведения военно-врачебной экспертизы, которая в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности[4] подлежит обязательному лицензированию. Соответственно органы МСУ для медицинского освидетельствования призывников могут привлекать  только врачей-специалистов работающих экспертами в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию и проводить само освидетельствование в этих учреждениях. На практике же повсеместно привлекаются обычные врачи муниципальных учреждений здравоохранения, а проводится освидетельствование и вовсе в помещении отделов военных комиссариатов, не являющимися медицинскими учреждениями.

Все перечисленные пункты представляют собой формы реализации государственных полномочий органами МСУ и являются предметом контроля со стороны депутатов представительного органа МСУ.

Оптимально было бы включение муниципальных депутатов в состав призывных комиссий, однако и без этого они имеют право контролировать все стадии  призыва,  чтобы не допустить нарушений прав граждан и действующего законодательства РФ.

Максим Бурмицкий , эксперт международного проекта «Общество и Армия»

эксперт  Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

[1]    Утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663

Источник: https://realarmy.org/polnomochiya-organov-msu-v-sfere-prizyva/

Призывная комиссия

Призывная комиссия — это коллегиальный орган, состав которой перед каждым призывом утверждается Указом губернатора и осуществляет свои полномочия в рамках призыва с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Состав, полномочия и обязанности призывной комиссии определены Федеральным законом №53 «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства РФ № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу», Приказом Министра обороны № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ № 663»

Создаются призывные комиссии двух уровней. 1. Призывные комиссии района (муниципального образования без районного деления). 2. Призывная комиссия субъекта федерации (областная, окружная, краевая, республиканская)

В настоящее время военные комиссариаты часто обслуживают несколько муниципальных образований, а призывная комиссия создается Указом губернатора в каждом из муниципальных образований. Военный комиссар должен участвовать в заседаниях призывной комиссии каждого муниципального образования в качестве заместителя председателя комиссии.

В этом случае военным комиссариатом по согласованию с главами местных администраций разрабатывается график очередности работы призывных комиссий.

Призывная комиссия соответствующего муниципального образования имеет право рассматривать вопросы, связанные с призывом на военную службу граждан, проживающих (зарегистрированных) только в этом муниципальном образовании.

  • Из ст.27 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
  • Призывная комиссия района (муниципального образования без районного деления) может принять одно из следующих решений:
  • — о призыве на военную службу;
  • — о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • — о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • — об освобождении от призыва на военную службу;
  • — о зачислении в запас;
  • — об освобождении от исполнения воинской обязанности.
  • При зачислении в запас граждан, достигших 27 лет призывная комиссия района может вынестизаключение, что призывник не прошел военную службу не имея на то законных оснований, в результате которого гражданин получает справку взамен военного билета.

Решение и заключение призывной комиссии района (муниципального образования без районного деления) призывник может обжаловать в призывную комиссию субъекта федерации или в суд. До вынесения решения вышестоящей призывной комиссии или суда выполнение решения приостанавливается.

  1. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа перечисленных выше, а также отменять их заключения.
  2. Состав призывной комиссии определен законом:
  3. 1. глава муниципального образования или его заместитель — председатель призывной комиссии;
  4. 2. должностное лицо военного комиссариата — заместитель председателя комиссии;
  5. 3. секретарь комиссии;
  6. 4. врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  7. 5. представитель соответствующего органа внутренних дел;
  8. 6. представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;

7. представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

  • Из приказа Министра обороны № 400:
  • Члены призывных комиссий могут наделяться следующими правами и обязанностями:
  • — знакомиться со всеми материалами личных дел призывников, в отношении которых предстоит принимать решения;
  • — уточнять у призывников фактические данные, необходимые для принятия решения в отношении его в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — высказывать свои предложения при принятии призывной комиссией решения, а если оно не совпадает с мнением большинства, изложить его письменно в книге протоколов заседаний призывной комиссии;
  • — высказывать председателю призывной комиссии, заместителю председателя призывной комиссии свои предложения по совершенствованию организации призыва граждан на военную службу;
  • — участвовать в принятии решения в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • — отвечать за соответствие законодательству Российской Федерации принятых решений в отношении призывников, проходящих призывную комиссию;
  • — знать действующее законодательство, которое регулирует вопросы призыва граждан на военную службу;
  • — в установленное председателем призывной комиссии время прибывать на заседания призывной комиссии. В случае невозможности прибытия на заседание призывной комиссии заблаговременно информировать об этом председателя призывной комиссии или заместителя председателя призывной комиссии;
  • — накануне дня заседания призывной комиссии знакомиться со всеми личными делами граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, определяя при этом, какие сведения для принятия решения требуют уточнения;
  • — принимать участие в работе комиссии. Уточнять у граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, необходимые сведения для принятия решения;
  • — заверять своей подписью принимаемые призывной комиссией решения;
  • Для обеспечения плановой работы призывных комиссий на случай отсутствия по уважительным причинам кого-либо из назначенных членов призывных комиссий определяется резервный состав.
  • Таким образом, призывная комиссия должна заседать в количестве не менее 7 человек. 
  • Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
  • Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
  • Заседание призывной комиссии должно проходить следующим образом:
  • 1. — призывник называет свою фамилию и говорит, что прибыл на заседание призывной комиссии
  • 2. — председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии;
  • 3. — врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, докладывает результаты медицинского освидетельствования гражданина, заключение о категории его годности к военной службе, показателе предназначения к прохождению военной службы;

4. — заместитель председателя призывной комиссии — военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения по решениям в отношении граждан, проходящих призывную комиссию.

В отношении граждан подлежащих призыву вносит в призывную комиссию предложения о предназначении их по видам, родам войск вооруженных сил, другим войскам, воинским формированиям и органах для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям;

5. — члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения.

Источник: http://nnkomitet.ru/prizyvniku/prizyvnaya-komissiya

Рекомендуем!  В какое время можно проводить ремонт, а в какое нет
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

3 + 11 =