Изъятие земельного участка для госнужд


В этой статье:

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса.

Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Рекомендуем!  Можно ли уменьшить кадастровую стоимость земельного участка Процедура снижения

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе.

В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны.

Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.

Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.

Обычно порядок изъятия выглядит так:

  • Проводится подготовка к процедуре, с определением общего порядка, а также прекращением прав владения;
  • Должно быть принято решение с обоснованием условий проведенного изъятия;
  • Собственнику сообщают о предстоящей процедуре;
  • Заключается соглашение о проведении изъятия с владельцем земли.

Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.

Выполнена должна быть процедура:

  • после того, как будет принято постановление в течение 10 дней (информация об этом размещается на официальном сайте, а также иных источниках информации);
  • процесс публикации информации сохраняет за собой общий порядок расположения недвижимого объекта, который изымается;
  • ксерокопии решения должны быть выданы каждому владельцу, интересы которого были затронуты;
  • копия должна быть направлена в органы регистрации прав владельцев;
  • в случае изъятия недвижимых объектов на основании прошения, в организацию следует направить копию решения.

В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.

Изъятие земельного участка у собственника.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд

В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.

В таком документе обязательно должны быть включены положения:

  • имена граждан, подписи которых стоят в документе;
  • указаны кадастровые номера земельных участков, которые изымаются;
  • перечислены основания принятого решения, общие цели с реквизитами документа;
  • прописан общий перечень прав, которые перестают действовать либо же возникают в результате проведенной сделки;
  • срок передачи не должен быть больше 6 месяцев;
  • порядок выплаты компенсации, а также ее размеры.

Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.

Причинами могут выступить:

  • Государство выполняет свои международные обязательства;
  • Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
  • Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.

Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу.

Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.

Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.

Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.

1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.

Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.

Объекты, которые не подлежат возмещению:

  • Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
  • Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.

Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.

Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих:

Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

Изъятие земельных участков выступает в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется отчуждение наделов для эксплуатации в публичных интересах. В соответствии с законодательством, его использование допускается в строго определенных случаях. Рассмотрим далее, как осуществляется изъятие земельных участков.

Общие сведения

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков. При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца).

Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

ЗК РФ

Случаи, при которых допускается изъятие земельного участка у собственника, определены в ст. 49. Они могут быть связаны с:

  • Исполнением международных обязательств РФ.
  • Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.
  • Другими обстоятельствами, предусмотренными в законодательстве.
  • Ограничения

    В законодательстве прописаны правила, в соответствии с которыми осуществляется выкуп земельных участков. В нормах определены случаи его ограничения. Например, они устанавливаются для обеспечения охраны сельскохозяйственных территорий.

    Законодательство допускает изъятие земельных участков для строительства. Однако отчуждение должно осуществляться исключительно в соответствии с генпланами и правилами пользования территорией и размещения на ней объектов. Для особо охраняемых участков устанавливается специальный режим эксплуатации. В соответствии с ним, использование таких территорий для других целей, в том числе и отчуждение, ограничено либо запрещено.

    В исключительных случаях специальные правила действуют в отношении земель, занятых лесными насаждениями первой группы.

    Важный момент

    Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти. Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

    При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

    Специфика процедуры

    Обычно изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется одновременно с их предоставлением соответствующим лицам. В законодательстве четко регламентируется вся процедура. Она включает в себя два этапа:

  • Предварительное согласование места расположения объектов.
  • Непосредственное отчуждение надела.
  • Порядок изъятия земельного участка

    На этапе предварительного согласования обязательно участие владельца надела. При несогласии с действиями органов власти он может обратиться в суд. Таким образом, он может предотвратить принятие решения об изъятии. Одной из ключевых гарантий защиты интересов владельцев выступает обязательное уведомление уполномоченных органов о вынесенном постановлении.

    Изъятие земельных участков допускается не ранее, чем через год после его принятия. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность отчуждения наделов до истечения установленного срока. Это допускается исключительно при согласии владельцев.

    Между тем практика изъятия земельных участков свидетельствует о том, что уведомление уполномоченные органы направляют субъектам еще на стадии предварительного согласования. В этой связи исчисление годового срока осуществляется в привязке к моменту получения извещения владельцем.

    Ключевые условия

    Право собственности в земельном праве выступает в качестве одной из важнейших категорий, находящихся под охраной законодательства. В этой связи в качестве ключевого условия отчуждения надела выступает равноценное предварительное возмещение стоимости. Размер компенсации, условия ее выплаты определяются в соглашении, которое заключается с владельцем.

    В действующем законодательстве не установлены требования к форме такого договора. Участники сделки могут обратиться в организации, оказывающие юридические услуги для составления соглашения. В качестве второй стороны должен выступать орган, действующий от имени РФ, ее региона или МО, имеющий соответствующие полномочия.

    В нее включается рыночная стоимость надела и недвижимого имущества, расположенного на нем. Кроме этого, в цену входят убытки при изъятии земельного участка, а также упущенная выгода. В соглашении обязательно указываются потери, которые несет владелец из-за досрочного прекращения своих обязательств по отношению к третьим лицам. К акту выбора надела должны прилагаться расчеты убытков владельца (пользователя или арендатора), потерь лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Они определяются с учетом стоимости имущества на дату вынесения постановления об отчуждении надела.

    По ст. 53 ЗК, правила компенсации убытков, возникших в связи с процедурой изъятия земельного участка либо временным его занятием, ограничением возможностей владельца, арендатора или пользователя, а также ухудшения состояния почвы, обусловленного деятельностью иных субъектов, устанавливается правительством.

    Упущенная выгода

    Как выше было сказано, она включается в состав возмещения при изъятии. Упущенной выгодой признаются доходы, которые должен был, но не получил владелец надела. К ним следует относить арендную плату, суммы за передачу участка в бессрочное пользование.

    Упущенной выгодой считаются аналогичные платежи за другую недвижимость, переданную во временную или постоянную эксплуатацию.

    Особенности выплаты

    Возмещение стоимости надела осуществляется за счет бюджетных средств. Это обуславливается тем, что изъятие земельных участков осуществляется в пользу РФ, региона или МО. Что касается компенсации потерь, она осуществляется теми субъектами (учреждениями, предприятиями либо организациями), которым предоставляется надел.

    Вместе с этим финансирование деятельности новых собственников производится из средств соответствующих бюджетов. Расходы предприятий, понесенные в связи с компенсацией потерь, учитываются в сметах. Соответственно, возмещение в любом случае будет осуществляться из бюджета соответствующего уровня.

    Альтернатива компенсации

    Собственнику участка при его изъятии может предоставляться другой надел. Стоимость последнего учитывается при установлении выкупной цены. Новый надел предоставляется при наличии свободных территорий в пределах местности.

    Если цена нового участка будет выше, чем у прежнего, собственнику предлагается или доплатить недостающую сумму, или засчитать разницу в счет потерь. При отказе уполномоченных органов предоставить надел взамен отчужденного, владелец может обратиться с иском в суд. В данном случае целесообразно заручиться поддержкой организаций, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе.

    Если в ходе разбирательства будет выявлено сокрытие сведений о наличии свободных территорий, виновные лица должны привлекаться к ответственности.

    Нюансы законодательства

    В нормативных актах предусмотрен ряд обоснованных различий, касающихся изъятия земли у собственников с одной стороны и у пользователей – с другой. В ЗК установлены правила и для отчуждения наделов у арендаторов. Следует отметить, что последние не предусмотрены в ГК. Собственники участков при их изъятии имеют возможность получить возмещение стоимости и компенсацию понесенных потерь.

    Пользователи и арендаторы могут рассчитывать только на последнее. Данное правило представляется вполне обоснованным. В случае арендаторов и пользователей собственник участка не изменяется. При этом указанным субъектам надел был передан бесплатно.

    Данное положение оказывает влияние на правила исчисления потерь. Например, оценка сооружений, которые располагаются на изымаемой земле, осуществляется по сметной цене строительства новых объектов, равных имеющимся по емкости, степени механизации и пр. Расчеты по плодово-ягодным насаждениям (плодоносящим), защитным и прочим многолетним растениям производятся в соответствии со стоимостью саженцев и расходами на высадку и выращивание до начала созревания плодов или смыкания крон. Оценка незавершенного строительства осуществляется по фактически выполненному объему работ и затратам в ценах, установленных на момент изъятия. Аналогичное правило действует в отношении неплодоносящих насаждений.

    Компенсация упущенной выгоды производится единовременно. Сумма должна быть равна доходу, который теряется в течение срока восстановления производства. При определении принципов расчета убытков во всех случаях предусматривается согласование потерь с заинтересованными субъектами.

    При этом они должны оформляться актом, регистрируемым в местной администрации.

    Неиспользование надела

    Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности или строительства, но не эксплуатирующийся по своему назначению в течение трех лет, может быть изъят, если в законодательстве не предусматривается более продолжительный срок. В указанный период не включается время, необходимое для проведения работ по освоению надела, а также период, на протяжении которого он не мог использоваться в связи со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами. Для того чтобы изъятие было правомерным, факты, указывающие на то, что участок не эксплуатировался, должны документироваться. При предоставлении территорий для сельскохозяйственного производства предполагается начало выпуска продукции сразу после завершения периода, необходимого на освоение. Его продолжительность должна указываться в документации на надел.

    При передаче участка для строительства недвижимых объектов началом эксплуатации может считаться непосредственная реализация утвержденного проекта. В ст. 39 ЗК указанный выше трехлетний срок дублируется, и предусматривается обязанность субъектов, обладающих участками по праву бессрочного пользования и наследуемого (пожизненного) владения, при разрушении сооружения приступить к его восстановлению в течение трех лет.

    Аналогичные правила действуют в отношении арендаторов и лиц, эксплуатирующих наделы по срочным договорам.

    Нарушение предписаний законодательства

    Если собственник не соблюдает требования рационального землепользования, участок может быть изъят. К нарушениям предписаний законодательства, в частности, относят эксплуатацию надела не в соответствии с целевым назначением, деятельность, вызывающую существенное снижение плодородия почвы или ухудшение экологической обстановки на местности. Использование земель практически всегда сопровождается негативным влиянием на ее естественные свойства. В этой связи владельцы, арендаторы и пользователи должны исполнять экологические требования.

    В соответствии со ст. 42 ЗК, субъекты обязаны использовать наделы согласно их целевому назначению, а также принадлежности к той либо иной категории. При этом допускаются только такие способы эксплуатации территории, которые не причиняют ущерб окружающей среде. ФЗ № 101 регламентирует мероприятия по обеспечению плодородия территорий сельскохозяйственного назначения.

    В соответствии с нормативным актом, для производства с/х продукции должны использоваться способы, исключающие либо снижающие негативное влияние на окружающую среду.

    Природоохранные мероприятия

    В ст. 13 ЗК предусмотрены обязанности субъектов, осуществляющих пользование землей. В частности, лица должны осуществлять мероприятия по:

  • Сохранению почвы и ее плодородия.
  • Защите земли от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами и прочих негативных факторов, вызывающих ее деградацию.
  • Охране сельскохозяйственных территорий от заражения вредителями растений, зарастания сорняками, мелколесьем и прочего ухудшения состояния.
  • Устранению последствий загрязнений, биогенного в том числе, а также захламления земель.
  • Обеспечению сохранения надлежащего уровня мелиорации.
  • Рекультивации, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению наделов в оборот.

    Ответственность субъектов

    Использование земли не по целевому назначению, причинение ей вреда выступают как правонарушения. Они влекут применение к виновному мер ответственности. В качестве одной из них выступает принудительное изъятие.

    Оно осуществляется исключительно по постановлению судебной инстанции. Соответствующее заявление направляется органом госвласти региона, местной структурой самоуправления (в установленных законом случаях) по правилам, определенным в ЗК. Нормативными актами предусматривается обязанность указанных институтов уведомить субъекта о нарушениях, которые им допущены.

    Правила предварительного уведомления определяются в ЗК.

    Заключение

    Владелец может не согласиться с решением об изъятии его участка или с предложенной стоимостью. В этом случае уполномоченный орган власти имеет право направить иск в суд. Заявление о выкупе участка может предъявляться в течение двух лет с даты направления владельцу соответствующего уведомления (о предварительном согласовании).

    Стоит сказать, что в законодательстве присутствует достаточно много противоречий и неясностей. Во избежание проблем и для пресечения неправомерных действий со стороны органов региональной и местной власти при возникновении ситуаций, связанных с отчуждением наделов эксперты рекомендуют воспользоваться помощью квалифицированных юристов.

    Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд – с 2015 года

    Необходимость изъятия земель у собственников возникает в случае, когда у государство и муниципалитеты приступают в строительстве крупных инфраструктурных объектов, а земельные участки граждан и компаний, попадают в зону их размещения. Наделы могут изыматься из собственности владеьцев, если иного способа решения задачи нет.

    Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве:

    • крупных автотранспортных магистралей
    • железнодорожных веток
    • газовой магистрали
    • нефтепроводов
    • водопроводов
    • линий электропередач

    Такие объекты обеспечивают населённые пункты, их отдельные районы электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения или области, но и страны.

    Земельные наделы на территории строительства объектов попадают в поле зрения органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

    На этапе проектрования объекта:

    • исследуется территория, где он будет размещаться
    • выявляются ситуации, при которых будут затронуты права собственности землепользователей
    • проводится оценка предстоящих финансовых вложения в строительство
    • уточняется время, требуемое для реализации проекта
    • оцениваются компенсации собственникам за изъятие земельных участков

    Общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил необходимость доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена. Появилась глава, описывающая новый порядок изъятия земель.

    • изъятия ЗУ
    • принудительного отчуждения ЗУ

    для государственных и муниципальных нужд

    В статью 279 ГК РФ внесено уточнение:

    • изъятие ЗУ для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения прав:
      • права собственности на ЗУ
      • права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ
      • права пожизненного наследуемого владения участком

      «Сочинский синдром»

      Изъятие земель – процесс всегда болезненный. Причина этого обстоятельста известна властям и собственникам участков. Это несправедливая цена, предлагаемая властями при выкупе земельного актива у владельцев наделов.

      Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие «товарищи по беде» в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

      Изъятие земель вызывает конфликт интересов:

      • инициатор изъятия оценивает имущество, стремясь снизить расходы
      • собственник пытается защитить свои права

      Злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.

      Основные положения нового закона

      • cобственники земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ объединены в одну группу – правообладатели
      • определены:
        • основания для изъятия ЗУ
        • содержание положения:
        • о процедуре принятия решения
        • о заключении соглашения об изъятии

        В размер возмещения включаются:

        • рыночная стоимость:
          • земельного участка
          • иных прав на ЗУ, прекращающихся в связи с его изъятием
          • или причинённые изъятием земельного участки
          • или в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды)

          Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

          Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.

          Новый закон устанавливает:

          • единые, общефедеральные правила прекращения прав
          • порядок выплаты компенсаций

          Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

          Как производится изъятие участков по новому порядку?

          Изъятие земельных участков может производиться:

          • по заключённому соглашению об изъятии между органом власти и правообладателем надела
          • принудительно

          Изъятие участка на основе соглашения

          Правообладателю участка будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

          • рыночная стоимость земли
          • стоимость находящейся на ней недвижимости:
            • домов
            • надворных построек
            • гаража
            • других
            • убытки
            • упущенная выгода
            • затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте

            Непростой предмет переговоров – выкупная цена. Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может заказать свою экспертизу и назвать свою цену.

            В течение 3 месяцев стороны должны принять окнчательное решение.

            После этого власти:

            • готовят проект соглашения, включающий:
              • размер цены
              • условия изъятия

              Получив проект соглашения, правоблатель ЗУ должен рассмотреть его за 3 месяца.

              О принятом решении об изъятии власти обязаны в письменной форме сообщить правообладателям. Уведомление направляется в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

              Изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3 месяцев со дня получения уведомления властей делается только с согласия правообладателей.

              До принятия решения об изъятии власти:

              • ведут выявление собственников ЗУ
              • выполняют катастровые работы
              • проводят оценку:
                • планируемых к изъятию площадей
                • стоимости недвижимости

                Право на изъятие земли есть не только у органов власти. Им обладают также юридические лица в случае одобрения соответствующего ходатайства. Подать его могут компании, включённые в правительственный список (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).

                До получения уведомления о принятии решения об изъятии земли у правоблателей сохранется право:

                недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков

                Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции. Выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.

                Принудительное изъятие

                Принудительное изъятие земли происходит в том случае, когда власти и правообладатели не сумели договориться о выкупе. Выполняется оно по решению суда.

                В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

                Иск в суд орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник или арендатор участка получит проект соглашения о его изъятии.

                Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.

                Законом конкретизированы объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Правообладатель участка не сможет получить:

                • возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию надела
                • за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды земли, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ)

                Основания для изъятия земельных участков

                Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд связано со следующми обстоятельствами (статья 49 ЗК РФ):

                • выполнение международных договоров Российской Федерации
                • строительство, реконструкция объектов:
                  • государственного значения
                  • федерального значения
                  • регионального значения
                  • местного значения
                  • федеральных и региональных энергетических систем
                  • использования атомной энергии
                  • обороны страны и безопасности государства:
                    • инженерно-технические сооружения
                    • линии связи и коммуникации, предназначенные для защиты и охраны Государственной границы РФ
                    • электроснабжения
                    • газоснабжения
                    • теплоснабжения
                    • горячего водоснабжения
                    • водоснабжения
                    • водоотведения

                    Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для всех сторон этого процесса.

                    Земельный
                    эксперт

                    Земельные отношения

                    Права на землю

                    Правовые отношения

                    Государственные земли

                    Государственный контроль

                    Классификация земель

                    Использование земель

                    Дачное товарищество

                    Дачные участки

                    Земельный эксперт › Права на землю › Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд

                    Права на землю

                    Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд

                    Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

                    Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд. Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст.

                    279 ГК РФ. На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

                    • Строительство сооружений стратегического использования.
                    • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
                    • Конструирование объектов атомной промышленности.
                    • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
                    • Реконструкция военных объектов.
                    • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
                    • Воздвижение космодромов.
                    • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
                    • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
                    • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

                    Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

                    Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

                    Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

                    Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

                    Постановление об изъятии земельного участка

                    Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

                    Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

                  • Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
                  • Основания для изъятия.
                  • Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
                  • Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
                  • Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
                  • Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.
                  • Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

                    • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
                    • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
                    • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

                    На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

                    Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

                    Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

                  • Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
                  • Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
                  • Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
                  • Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
                  • Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.
                  • В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

                    Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

                    После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

                    Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

                    В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

                    Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

                    Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

                    Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства.

                    Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

                    Заключение

                    Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

                  • Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
                  • Принятие решения и составление соответствующего постановления.
                  • Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
                  • Выплата компенсации за землю.
                  • Регистрация перехода вещного права в Росреестре.
                  • Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

                    Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги.

                    Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

                    Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения.

                    Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

                    Список законов

                    Вам будут полезны следующие статьи:

                    Месяц назад получила уведомление, что Москва хочет изъять мой земельный участок для госнужд. Что делать, если я не согласна продавать участок?

                    Месяц назад я получила уведомление от Правительства Москвы о том, что Москва хочет изъять принадлежащий мне земельный участок для государственных нужд. В данном уведомлении указана стоимость этого земельного участка. Скажите, пожалуйста, это окончательная цена, или я могу ее оспорить?

                    Что делать, если я не согласна продавать этот участок?

                    Анна Полевая
                    Консультаций: 1

                    Конституцией и Гражданским кодексом РФ закрепляется право Российской Федерации принудительно изымать имущество, принадлежащее физическим или юридическим лицам, для государственных нужд, но только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст.

                    281 ГК РФ).

                    В случае если вы откажетесь заключать соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган имеет право обратить с иском в суд об обязании собственника недвижимости заключить соглашение о выкупе земельного участка для государственных нужд (п. 2 ст. 282 ГК РФ).

                    Суды, как правило, удовлетворяют такие иски, если не было никаких процессуальных нарушений со стороны органа, представляющего государство.

                    В решении об изъятии земельного участка должна быть указана цена изымаемого участка, определенная оценщиком. Данная процедура обязательна, так как предусмотрена ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

                    Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным п. 2 ст. 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

                    Если вы не согласны со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, вы можете обратиться в суд с иском о признании недостоверной выкупной цены, установленной в решении об изъятии (желательно с приложением своего отчета об оценке для обоснования недостоверности оспариваемой цены). Суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (п. 7 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014).

  • PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    девятнадцать + двенадцать =