Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога
Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники.
Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.
Почему ребёнок боится отвечать на уроках?
Предпосылок к подобному поведению всего две – стеснительность и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.
Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным страхам. Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.
Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах.
К примеру, заставить ребёнка стесняться могут внутренние и внешние условия:
К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.
Что делать?
Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.
Читайте также: Почему ребёнок заикается. Виды и типы заикания. Причины
Советы психолога
От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?
- «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
- «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:
Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Стеснительный ребенок
Застенчивость – хорошо знакомое каждому взрослому человеку чувство. И это нормально, ведь ситуации бывают разные. Другое дело, если стеснительность – спутница жизни с детского возраста. Если стеснительность не является врожденным свойством темперамента, то от нее надо избавляться как можно раньше.
Согласитесь, ситуацию, когда ребенок стесняется отвечать на уроке или ходить в туалет в школе, трудно назвать нормальной.
Помощь стеснительному ребенку
Перед тем, как стараться помочь стеснительному ребенку, родители должны разобраться в истинных причинах этого чувства. Вполне возможно, что малыш просто не имеет сформированных навыков общения. Тогда его надо терпеливо им обучать – результат будет заметен почти сразу.
Помните, стеснительный ребенок – натура ранимая, нежная, беззащитная, поэтому упреки, афиширование застенчивости другим людям («а он у нас такой стеснительный!») только усугубят ситуацию. Терпение – вот основная задача родителей, которые озабочены тем, как научить ребенка не стесняться других людей.
Главное, что надо делать, если ребенок стесняется – учить его уважать себя и не бояться трудностей. Ведь так просто сказать «я стесняюсь», не попытавшись сделать ровным счетом ничего. Эта фраза до конца жизни может остаться щитом-фантомом.
Моделируйте ситуации. Обычные житейские ситуации: общение с продавщицей в соседнем супермаркете, оплата за проезд в маршрутном такси или автобусе, разговор с женщиной выгуливающей такую же собаку, как у вас. И пусть первое время ребенок говорит заученными фразами-шаблонами.
Спустя некоторое время он осознает, что доброжелательных людей вокруг достаточно много, а общение – это приятное времяпровождение.
Контрудар по стеснительности
Есть необычный способ, как побороть стеснительность ребенка его же силами. Необходимо найти в нем то качество или умение, которое превосходит аналогичные навыки у сверстников из круга общения. К примеру, ваш сын отлично катается на роликовых коньках или замечательно плавает брасом. Поддерживайте его желание оттачивать мастерство.
Поговорка про «клин клином вышибают» здесь вполне уместна: одним умением можно побороть стеснительность. Ребенок должен знать, что есть определенная область, в которой он – лидер. Это повысит его самооценку, избавит от надуманных страхов и фобий.
Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке
Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники.
Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.
Содержание
Почему ребёнок боится отвечать на уроках
Предпосылок к подобному поведению всего две – стеснительность и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.
Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным страхам. Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.
Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах. К примеру, заставить ребёнка стесняться могут внутренние и внешние условия:
К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.
Что делать?
Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.
Читайте также: Семейное образование в России: формы организации, плюсы и минусы
Советы психолога
От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?
- «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
- «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
Читайте также: Адаптация детей в детском саду. Часть вторая
Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:
Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.
Школьник стесняется отвечать на уроке: что делать
Многие родители сталкивались с ситуацией, когда их ребёнок-школьник, прекрасно зная учебный материал, не поднимает руку на уроке. Более того, когда педагог вызывает такого ученика к доске, то он может просто молчать или бормотать ответ себе под нос. Итогом становятся регулярные «тройки» и «двойки», испорченное настроение.
Конечно же, в такой ситуации мама и папа не должны сидеть сложа руки, а искать действенные способы помочь своему чаду.
Причины стеснительности на уроке
Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:
- Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.
Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер.
Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.
- Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).
Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.
- Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
- Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
- Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.
Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.
- Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.
Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке
Ребёнок может быть просто по своему характеру очень тревожным и неуверенным в себе Непонимание учебного предмета — самая безобидная причина боязни ответов на уроке Иногда родители выдвигают слишком высокий требования к своему ребёнку, используют авторитарный стиль воспитания Боязнь публичных ответов может быть связана с низким статусом школьника в коллектике Причиной страха может быть неправильное поведение педагога, например, его упрёки и насмешки
К сожалению, подобная стеснительность не проходит самостоятельно. С течением времени эта проблема и связанные с ней страхи только усугубляются. Получается замкнутый круг: боязнь не даёт возможности ответить на уроке, в результате плохая оценка вызывает дополнительные негативные эмоции и ещё больший страх.
Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.
В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника
Пути решения проблемы
Определив конкретную проблему, которая мешает школьным успехам сына или дочери, родители должны сделать всё для её устранения.
Ликвидация внутренних трудностей ребёнка
Если школьник боится отвечать на уроке из-за слабого знания предмета, то родителям просто нужно позаниматься с ним и устранить пробелы. Если это не удаётся сделать своими силами, стоит обратиться к репетитору.
Иногда, чтобы преодолеть страх публичных ответов, родителям достаточно устранить пробелы в знании предмета
То же самое касается и речевых трудностей. Обычно они не исправляются в домашних условиях (хотя, если всё не очень серьёзно, могут помочь специальные упражнения). Поэтому оптимальное решение — посещение логопеда.
Если ребёнок сам по себе тревожный и неуверенный в себе, то родителям необходимо проигрывать с ним дома устные ответы. Лучше всего, чтобы слушателей было несколько (бабушка, брат, сестра, даже домашние питомцы). Таким образом, ученик будет привыкать к публичным выступлениям.
Если речь идёт о первокласснике, то можно даже посадить кукол, мягкие игрушки. Кто-то из взрослых тоже должен быть рядом.
Очень полезно выступать перед зеркалом — оно покажет юному «оратору», как он выглядит со стороны. Ведь ребёнку необходимо побороть и внешние признаки волнения: переминание с ноги на ногу, подёргивание рукавов одежды, поправление волос и пр. Поза, мимика, жесты — всё это очень важно во время публичного выступления.
Ребёнку полезно проигрывать своё выступление перед зеркалом, контролируя осанку, мимику и жесты
Родители должны проиграть с сыном или дочерью разные ситуации, которые могут произойти во время ответа у доски. Например, учитель задаёт дополнительные вопросы, одноклассник за первой партой усмехается, «корчит рожи».
Если у мамы или папы в школьные годы была похожая проблема, то обязательно нужно откровенно рассказать о ней своему ребёнку. Ему будет очень интересно узнать, как родной человек переборол свой страх. Малыш поймёт, что трудности могут быть не только у него, и всегда есть выход из ситуации.
Стеснительного и неуверенного в себе школьника дома необходимо чаще хвалить, обращать внимание на малейшие успехи в преодолении робости. Следует поддерживать любую его инициативу. Например, «Учитель сообщил мне, что ты прекрасно прочитал с места текст.
Я очень горжусь тобой! А когда ты сам поднимешь руку, то, вообще, будешь молодец!».
Стеснительный ребёнок очень нуждается в ласке и похвале
Специальные психологические упражнения
Эмоции и настроение тесно связаны с мышцами. Так, у человека, который волнуется, напрягается тело и лицевые мускулы, возникают спазмы в горле. Поэтому стеснительного школьника важно научить расслаблять с помощью подобных упражнений (их можно делать прямо во время урока):
Повышение статуса ребёнка в школьном коллективе
Более сложная ситуация — низкий статус ребёнка в школьном коллективе. Здесь родители должны помочь своему чаду наладить контакт с одноклассниками. Чем меньше возраст ученика, тем проще справиться с этой проблемой.
Взрослым необходимо создать ребёнку ситуацию успеха. Например, мальчика хорошо записать в спортивную секцию (например, боевые искусства или плавание). Там, как правило, создаётся коллектив единомышленников, которые поддерживают друг друга.
Одноклассники обычно уважительно относятся к детям-спортсменам, а уж тем более, когда появятся первые достижения (грамоты, медали).
В спортивной секции создаётся коллектив единомышленников, которые дружат и поддерживают друг друга
Нужно учитывать, что современные дети с ранних лет заводят себе странички в социальных сетях, и различные аспекты их жизни многие могут увидеть: например, когда ребёнок находится на соревнованиях или другом важном мероприятии.
Даже если отношения с одноклассниками особо не наладятся, школьник просто не будет столь болезненно воспринимать отсутствие контакта с ними: ведь его социальная жизнь уже не будет ограничена только классом, в ней будет много важных вещей, приносящих радость. Соответственно, уменьшится и боязнь публичных ответов.
Что касается девочки, то её можно отдать в танцевальную студию, в секцию фигурного катания или гимнастики. Очень скоро одноклассники поймут, что у ребёнка есть свои увлечения, он является личностью, и они наверняка сами к нему вскоре потянутся.
Конечно, есть особо тяжёлые ситуации, когда ребёнок является в коллективе настоящим изгоем. Здесь уже не обойтись без помощи классного руководителя, психолога. Если проблема никак не решается, то родителям стоит перевести сына или дочь в другую школу.
Беседы с педагогом
Если источником детского комплекса является учитель, то, конечно, родителям нужно побеседовать с ним, не переходя при этом на обвинения и грубость. В лице педагога важно найти союзника. Мама может попросить оказать снисхождение её слишком стеснительному ребёнку: например, давать ответ в письменной форме или наедине с учителем — на ушко во время перемены.
Родитель может попросить учителя оказать снисхождение его слишком стеснительному ребёнку
Когда причина детского страха кроется в поведении педагога, манере общения (чересчур эмоционален и не очень тактичен), то нужно донести до него (опять-таки без упрёков и обвинений), что школьник слишком остро воспринимает некоторые моменты. Ведь порой учитель, у которого в классе много учеников, может даже и не догадываться, что у кого-то из них его реплика стала причиной комплекса.
Грамотный педагог, осознавший, что у школьника есть страх публичных ответов, не должен заставлять говорить его громко, непременно полными предложениями. Двигаться к этому нужно постепенно: вначале пусть ребёнок повторяет за другими учениками, отвечает односложно. Учитель, как и родители, должен оказывать эмоциональную поддержку: не акцентировать внимание на неудачах, а, наоборот, поощрять смелость — добрым словом, искренней улыбкой.
Этот момент очень важен. Ведь именно от учителя во многом зависит эмоциональный комфорт ученика. Работая воспитателем в детском саду, я с детьми часто посещала массовые мероприятия в местном Доме Культуре. Там я неоднократно наблюдала, как некоторые чересчур эмоциональные педагоги старались «раскрепостить» слишком застенчивых детей: насильно вовлекали их в танцы, музыкальные игры, конкурсы и пр.
Некоторые ребята просто начинали плакать от обиды и чувства неловкости (я считаю, что скромного малыша это очень травмирует психологически), вызывая тем самым раздражение «горе-воспитателя». Аналогичную картину мне доводилось видеть и в школе, там на подобных мероприятиях я была уже в качестве зрителя — сопровождала своего сына-первоклассника.
Пересмотр собственной позиции со стороны родителей
Обычно завышенные требования к ребёнку предъявляет кто-то один из родителей (обычно он является в семье лидером). Задача второго — спокойно и доходчиво объяснить, что отличные оценки в школе — это ещё не гарантия счастливого будущего сына или дочери. Гораздо важнее для формирующейся личности эмоциональное благополучие и отсутствие комплексов.
Когда взрослый осознает свою ошибку и станет снисходительнее к своему чаду, результат не заставит себя долго ждать: ребёнок перестанет бояться домашних укоров за не слишком высокую, по мнению родителя, оценку в школе, и его активность на уроке обязательно возрастёт.
Если завышенные требования к ребёнку имеет один из супругов, то задача другого — переубедить его, объяснить первостепенные ценности в жизни
Типичные ошибки родителей
В поведении родителей бывают некоторые моменты, которые способны только усугубить детский страх ответов у доски:
Некоторые ошибки в родительском поведении (упрёки, запугивание, сравнение с другими детьми) могут только усугубить ситуацию
Видео: ребёнок боится отвечать у доски (советы психолога Натальи Барложецкой)
Стеснительность и неуверенность в себе, безусловно, мешают школьнику достичь успехов в учёбе. Задача родителей — выяснить изначальную причину такого поведения и по мере сил помочь ребёнку. В решении этого вопроса следует активно взаимодействовать с педагогом, а если ситуация не улучшается, обратиться за помощью к специалисту — психологу или психотерапевту.
- Автор: Лариса Морозова
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Ребенок стесняется отвечать на уроке
Не все одинаково спокойно реагируют на публичные выступления: кому-то не составляет труда отвечать перед классом, в то время как другие ребята стесняются.
Однако стоит понимать, что эта проблема будет помехой не только в школе.
В высшем учебном заведении тоже предстоит выступать перед аудиторией, да и на работе коммуникативные навыки являются одними из самых важных.
Почему же ребенок стесняется отвечать?
Эксперты считают, что причины могут быть разными.
Например, его высмеяли во время ответа. Все уже забыли о той шутке, но ребенок теперь снова боится оказаться в подобной ситуации.
Также часто бывает, что у родителей завышенные требования к детям. Поэтому они тоже могут замыкаться в себе, что приводит к невозможности отвечать перед посторонними людьми.
Как помочь ребенку в такой ситуации:
1. Пускай малыш будет уверен в том, что хорошо выучил домашнее задание. Уверенность в собственных силах просто необходима.
2. Затем стоит просто потренироваться говорить вслух. Хорошо, если есть возможность сделать это перед зрителями (родителями).
3. Поговорите откровенно с ребенком. Объясните, почему ему нужно преодолеть свои барьеры и побороть страх.
4. В любой ситуации вам нужно поддержать своего малыша так, чтобы он смог это почувствовать. Покажите, что вы в него верите и не расстроитесь из-за плохой отметки.